Научная статья на тему 'Проблемы и направления по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике'

Проблемы и направления по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАДРЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / INNOVATION ECONOMY / STAFFING / PERSONNEL / PERSONNEL TRAINING / EDUCATION SYSTEM / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Юлия Олеговна

Система образования, в рамках которой ведется подготовка профессионально компетентного специалиста, отвечающего современным требованиям экономики и общества, рассматривается как источник пополнения кадрового потенциала, обеспечивающего развитие высокоинтеллектуальных технологий одного из основных факторов, способствующих переходу к инновационной экономике. На основании выделенных проблем предложены основные мероприятия по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике. Кратко проанализированы тенденции обеспеченности и подготовки кадров в России и Вологодской области, которые свидетельствуют о сокращении численности персонала, занятого НИОКР. Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение процесса подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях. Делаются выводы о противоречивости заявленных в них целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues and trends in the development of personnel training in the context of transition to innovation economy

The education system aimed at training a professionally competent specialist who meets the modern requirements of economy and society is considered as a source of replenishment of human resources who ensure the development of high hume technologies. High hume technologies is one of the main factors contributing to the transition to innovation economy. On the basis of the identified problems the study proposes the basic measures to develop personnel training in the context of transition to innovation economy. The article briefly analyzes the trends in the availability and personnel training in Russia and Vologda region, which indicates a reduction in the number of personnel engaged in R&D. The article deals with the regulatory support of personnel training on the federal and regional levels. The conclusions about the inconsistency of the stated goals therein are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике»

УДК 330.341 JEL O32, 2

Ш 10.25513/1812-3988.2019.17(2).124-135

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ю.О. Ушакова

Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия)

Аннотация. Система образования, в рамках которой ведется подготовка профессионально компетентного специалиста, отвечающего современным требованиям экономики и общества, рассматривается как источник пополнения кадрового потенциала, обеспечивающего развитие высокоинтеллектуальных технологий - одного из основных факторов, способствующих переходу к инновационной экономике. На основании выделенных проблем предложены основные мероприятия по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике. Кратко проанализированы тенденции обеспеченности и подготовки кадров в России и Вологодской области, которые свидетельствуют о сокращении численности персонала, занятого НИОКР. Рассмотрено нормативно-правовое обеспечение процесса подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях. Делаются выводы о противоречивости заявленных в них целей.

Информация о статье

Дата поступления 1 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 6 июня 2019 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Инновационная экономика, кадровое обеспечение, кадры, подготовка кадров, система образования, система подготовки кадров

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0007 «Обеспечение конкурентоспособности регионов в условиях научно-технологических изменений и цифровизации экономики».

ISSUES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF PERSONNEL TRAINING IN THE CONTEXT OF TRANSITION TO INNOVATION ECONOMY

Yu.O. Ushakova

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (Vologda, Russia)

Article info Abstract. The education system aimed at training a professionally competent specialist who

Received meets the modern requirements of economy and society is considered as a source of replen-

March 1, 2019 ishment of human resources who ensure the development of high hume technologies. High

hume technologies is one of the main factors contributing to the transition to innovation econ-Accepted omy. On the basis of the identified problems the study proposes the basic measures to de-

June 6, 2019 velop personnel training in the context of transition to innovation economy. The article briefly

analyzes the trends in the availability and personnel training in Russia and Vologda region, Type paper which indicates a reduction in the number of personnel engaged in R&D. The article deals with

Research paper the regulatory support of personnel training on the federal and regional levels. The conclu-

sions about the inconsistency of the stated goals therein are made.

Keywords

Innovation economy, staffing, personnel, personnel training, education system, training system

Acknowledgements. The article is published within the state order No. 0168-2019-0007 Providing the Competitiveness of the Regions in the Context of Science and Technology Changes and Economy Digitalization.

© Ю.О. Ушакова, 2019

1. Введение. С возникновением капитализма образовался сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство. Во второй половине XX в. ведущие в научно-техническом отношении страны мира сформировали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. Эту экономику принято называть инновационной, так как инновации создавались и использовались во всех отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности. Под инновационной следует понимать экономику, базирующуюся на использовании инноваций -совершенствовании технологий, обеспечивающих экономический рост, - а также затрагивающую экономические отношения, в результате которых эти инновации появляются, распределяются и используются [1].

Достижение стабильно высоких темпов экономического роста страны во многом определяется увеличением объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация этой задачи связана с созданием и использованием инноваций, ключевую роль в которых играют высококвалифицированные кадры [2]. В условиях ограниченности ресурсов большое значение приобретает наращивание кадрового интеллектуального потенциала, а также повышение качественного уровня кадровых ресурсов. По мнению экспертов Всемирного экономического форума, будущее рынка труда во многом определяется научно-технологическим и инновационным развитием [3]. Большое значение в процессе подготовки кадров играет образование. Именно образовательная сфера должна способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций. В связи с этим приобретает актуальность разработка мер по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике.

Теоретическая часть исследования базируется на методе научных обобщений, аналитическом обзоре научной литературы. Аналитическая часть основывается на принципах системного анализа. Для обработки статистических данных использовались хронологический метод, методы научных обобщений, статистический и сравнительный анализ и др. В практической части исследования использовались методы обобщения и систематизации.

Методологическую базу исследования проблем формирования и развития инновационной экономики составили труды зарубежных и отечественных ученых - Й. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева, П. Друкера и др. Вопросы влияния инновационных преобразований на эффективность развития экономики поднимались в трудах таких ученых, как Л.И. Абалкин, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, С.Ю. Глазьев, Ю.В. Яковец и др. [4-9]. Как отмечают Т.Е. Мельник и В.В. Худеева, главное условие развития современного общества заключается в ориентации на инновационную экономику [10; 11]. По мнению И.В. Наумова, переход экономики на инновационный путь развития зависит от наличия на территории высококвалифицированных научно-технических кадров, формирующих основу научно-технологического потенциала [12]. М.Г. Балыхин отмечает, что в условиях ускорения темпов развития науки и технологий требуется наличие высококвалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки [13].

Качество подготовки кадров во многом зависит от эффективности правовых норм в системе образования. Так, необходимость нормативно-правового регулирования отмечают в своих работах В.М. Сырых, Г.У. Матушанский, Л.В. Борзилова, В.А. Котенев и др. Наиболее значительный вклад в разработку теоретико-методологических основ изучения отношений в сфере образования как целостного системного явления внес В.М. Сырых. В своих работах он подчеркивал важность комплексного характера образовательного законодательства [14]. Противоречивость содержания нормативно-правовых документов в области образования отмечена в работах Г.У. Матушанского, Л.В. Борзиловой, В.А. Котенева [15; 16].

Как было отмечено выше, переход к инновационной экономике зависит от наличия квалифицированных кадров, способных генерировать и использовать на практике новые знания, а также создавать новейшие технологии. На предыдущих этапах исследования были проанализированы основные тенденции обеспеченности и подготовки кадров в России и Вологодской области.

Обеспеченность кадрами сферы науки и технологий характеризуется численностью персонала, занятого НИОКР. В международном сопоставлении с 2010 по 2016 г. в развитых странах, таких как Германия, Франция, Канада, Ве-

ликобритания и др., наблюдается рост числа специалистов. В России за этот же период их число сократилось на 16 % [17-19].

Согласно данным Росстата, в региональном разрезе наблюдается крайне неравномерное распределение численности персонала, занятого НИОКР на территории Российской Федерации. Об этом свидетельствует тот факт, что только в семи регионах значения выше среднероссийских, что ведет к диспропорциям в уровне научно-технологического развития в регионах и влияет на экономическое развитие. Среди аутсайдеров по численности персонала, занятого НИОКР, оказалась и Вологодская область, занимающая 75-е место среди 80 регионов.

Показателем, характеризующим кадровую составляющую сферы науки и технологий, является численность исследователей. По данным Росстата, с 2005 по 2017 г. в России их численность сократилась на 10 %. В Вологодской области наблюдается рост числа исследователей (на 38 %), однако данный показатель ниже среднероссийских значений почти в 10 раз. Численность техников за этот же период в России сократилась на 11 %, в Вологодской области - в 4 раза.

Большое значение в пополнении кадрового потенциала играет система образования. Число учреждений высшего образования с 2010 по 2017 г. в России и Вологодской области сократилось на 25 и 40 % соответственно. Инструментом подготовки научных кадров является аспирантура и докторантура. Однако, согласно статистическим данным, число аспирантов с 2010 по 2017 г. в России сократилось на 50 %, в Вологодской области - на 74 %. Численность докторантов в России за этот же период снизилась в 4,5 раза. По имеющимся статистическим данным, с 2010 по 2016 г. в Вологодской области также происходит сокращение числа докторантов на 25 %.

Таким образом, на протяжении последних 10 лет Россия является исключением из мирового тренда наращивания кадрового потенциала в сфере науки и технологий. Как было отмечено ранее, в условиях перехода к инновационной экономике требуется наращивание и укрепление интеллектуального потенциала, чему способствует система образования. Однако на сегодняшний день наблюдается сокращение численности образовательных учреждений, способных готовить высококвалифицированных специалистов. Снижение числа аспиран-

тов и докторантов влияет на сокращение научных кадров.

Сложившаяся ситуация определяет необходимость разработки мер по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике, что определяет цель исследования. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1) анализ нормативно-правового обеспечения процесса подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике (на примере Вологодской области);

2) разработка модели подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике;

3) разработка мер по подготовке специалистов в условиях перехода к инновационной экономике.

2. Нормативно-правое обеспечение процесса подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике (на примере Вологодской области). Как было отмечено ранее, перед страной стоит задача наращивания и укрепления кадрового интеллектуального капитала, реализация которой требует це-леполагания и понимания конкретных шагов и определения мер стимулирования и поддержки, которые обозначаются в нормативно-правовых документах, направленных на формирование благоприятных условий в системе образования в процессе подготовки кадров.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, на что нацелен каждый уровень образования. Так, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств, а также создание предпосылок учебной деятельности. Целью общего образования является формирование личности, индивидуальных способностей, навыков самостоятельной учебной деятельности. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, а также на подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями общества. Высшее образование также имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров, помимо этого - удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственном развитии, углублении и расширении образования. Допол-

нительное образование нацелено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также адаптацию к жизни в обществе и профессиональную ориентацию.

Сравнивая этот федеральный закон с принятым в 2018 г. Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг., можно отметить, что цели этих документов значительно отличаются. Если первый направлен в основном на личностное, интеллектуальное и всестороннее развитие человека, то в национальном проекте в качестве цели заявлено вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, возникает вопрос о необходимости повышения качества среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, что не нашло своего отражения в целях национального проекта. Это свидетельствует о том, что цели федеральных документов не согласованы между собой, в связи с чем требуется тщательная проработка законодательных документов с целью достижения их единообразия.

Инструментом реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Образовательные стандарты каждого уровня образования в целом соответствуют тем, что определены в законе. Кроме этого, в федеральном законе и ФГОСах отмечена важность преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного, начального, основного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования. При этом дополнительное образование выпадает из этого перечня, что не способствует всестороннему развитию и комплексной подготовке.

В настоящее время в основу ФГОС положены профессиональные стандарты, которые разрабатываются и применяются согласно Трудовому кодексу РФ и в соответствии с приказами Министерства труда России. Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности. Они разрабатываются с целью формирования и реализации кадровой политики, обучения работников востребованным на рынке труда новым перспективным профессиям. Учет особенностей профстандартов обеспечивает согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования.

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на федеральном и региональном уровнях разрабатываются стратегии социально-экономического развития, представляется важным, чтобы эти документы содержали в качестве основополагающих элементов комплексные решения, связанные с активизацией творческой активности населения, развитием и эффективным использованием научно-технического потенциала.

В 2016 г. в Вологодской области была принята Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 г. (утв. Постановлением Правительства Вологодской области от 17 ноября 2016 г. № 920; далее - Стратегия). Документ содержит основные условия и анализ социально-экономического развития региона, положения об условиях устойчивого экономического роста и создания потенциала для будущего развития (развитие экономического, ту-ристско-рекреационного, научно-технического, инновационного потенциалов, базовой инфраструктуры).

Как указано в Стратегии, основным фактором, который сдерживает развитие региона, является сокращение численности населения. Демографические и миграционные процессы приводят к неравномерному пространственному развитию муниципальных образований. В связи с этим цель Стратегии заключается в реализации политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала за счет конкурентоспособности области и формирования пространства развития человека.

Для реализации поставленных целей и задач, для развития научной, научно-технической, инновационной деятельности, развития высокотехнологичных производств, информационных технологий, конкурентоспособности, экспорта и импортоопережения необходимо наличие высококвалифицированных кадров. Важную роль в процессе подготовки кадров играет система образования.

В сфере общего и дополнительного образования Стратегия нацелена на обеспечение доступности и качества общего и дополнительного образования, совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, развитие и поддержку дополнительного и дошкольно-

го образования в сфере научно-технического творчества. Однако следует заметить, что основным недостатком Стратегии, на наш взгляд, является ограничение развития научно-технического творчества только дошкольным и дополнительным образованием, что делает процесс подготовки кадров недостаточно целостным и не обеспечивает полноценный цикл получения знаний, умений и навыков. Кроме этого, в Стратегии не нашли своего отражения предложения по необходимости взаимодействия учреждения общего образования с учреждениями дополнительного и профессионального образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приоритетным направлением в сфере общего и дополнительного образования является интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Однако в Стратегии сделан акцент на повышении доступности и качества образования в данной сфере, что свидетельствует о несоответствии целей нормативно-правовых документов на федеральном и региональном уровнях. Сложившаяся ситуация не в полной мере позволяет обеспечить четкую, системную работу по подготовке кадров.

В сфере профессионального образования и подготовки кадров, как и в федеральных документах, Стратегия нацелена на повышение адаптивности профессионального образования к потребностям рынка труда. При этом только в Стратегии отмечена необходимость развития информационной платформы взаимодействия предприятий с учреждениями среднего и высшего профессионального образования; формирования системы непрерывного образования. Следует отметить, что предложений по созданию информационной платформы взаимодействия учреждений среднего и высшего профессионального образования с предприятиями недостаточно. Необходимо, чтобы организации и учебные заведения предпринимали конкретные меры, разрабатывали инструменты взаимодействия, участвовали в разработке учебных программ, прохождении стажировок, практики и т. д. Кроме того, в Стратегии не указана в качестве задачи необходимость взаимодействия среднего и высшего профессионального образования между собой, а также с учреждениями общего и дополнительного образования. В Стратегии отсутствуют направления по приобщению молодежи, обучающейся в учреждениях среднего и высшего профессиональ-

ного образования, к научно-технической деятельности.

Также в Вологодской области действует Положение о базовой общеобразовательной школе Вологодской области (утв. Приказом Департамента образования Вологодской области от 2 октября 2009 г. № 1436). Как и в Стратегии, в документе отмечена необходимость повышения доступности и качества общего образования с учетом потребностей общества и экономики. При этом важность ведения научно-технической деятельности, которая требуется в условиях ускорения научно-технологического развития, не отмечена ни в одном из указанных документов.

Программа «Развитие образования в Вологодской области на 2013-2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства Вологодской области от 22 ноября 2012 г. № 1243) включает следующие подпрограммы: «Развитие общего и дополнительного образования», «Развитие профессионального образования», «Развитие дошкольного образования». Целью программы также является обеспечение доступности получения качественного образования на всех уровнях, повышение качества и престижности профессионального образования, а также увеличение числа образовательных организаций.

В сфере профессионального образования на федеральном уровне в качестве цели заявлена подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями экономики и общества. Данное положение нашло отражение и в нормативно-правовых документах регионального уровня. Так, Закон Вологодской области от 17 июля 2013 г. № 3141-ОЗ «О среднем профессиональном образовании в Вологодской области», Положение о практико-ориентированной (дуальной) модели обучения и Положение о структурных подразделениях профессиональной организации на предприятии (утв. Приказом Департамента образования Вологодской области от 25 августа 2017 г. № 2899) направлены на то, чтобы сбалансировать спрос и предложение в специалистах на рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей. Кроме этого, на федеральном уровне отмечено, что профессиональное образование ориентировано также на интеллектуальное и профессиональное развитие человека, что не нашло своего отражения в документах регионального уровня. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отве-

чающих потребностям современной экономики и общества, заявленная как цель профессионального образования в нормативно-правовых документах, возможна благодаря включению в общеобразовательный сектор субъектов научно-технической сферы, при этом документы федерального и регионального уровня ограничиваются только взаимодействием предприятий со средними профессиональными и высшими образовательными учреждениями. В связи с этим начинать профориентационную работу и организовывать участие работодателей в процессе образования необходимо уже на уровне общеобразовательной подготовки, для того чтобы закладывать фундамент необходимых компетенций у учащихся как можно раньше.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере образования на федеральном и региональном уровне показал, что существует проблема противоречивости заявленных в них целей. Документы недостаточно согласованы между собой и направлены на решение разных задач. В условиях перехода к инновационной экономике повышаются требования к системе подготовки, в том числе требуется введение научно-технической деятельности в учебных заведениях, создание специальной инфраструктуры, участие предприятий в процессе подготовки специалистов, преемственность этапов обучения, системная и комплексная работа по подготовке на каждом этапе обучения, способствующая постоянной генерации новых знаний, позволяющая готовить специалистов, навыки и компетенции которых будут отвечать современным потребностям экономики. Однако в настоящий момент нельзя говорить о том, что существующая система позволит обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных специалистов, учитывая, что на законодательном уровне цели нормативно-правовых документов недостаточно согласованы. Предлагаемые нами далее направления и инструменты подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике должны быть положены в основу це-леполагания и отражены в задачах нормативно-правовых документов, стоящих на разных уровнях. Кроме того, основные цели и направления этих документов должны быть взаимосвязаны и согласованы между собой.

3. Разработка модели подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике. Создание условий для обеспечения эко-

номического роста во многом связано с увеличением объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация этой задачи связана с созданием и использованием инноваций, что в свою очередь требует наличия квалифицированных кадров. На предыдущих этапах исследования были выделены три основные категории специалистов в сфере инновационной экономики: 1) специалисты, занятые в сфере исследований и разработок; 2) инженерно-конструкторские кадры; 3) технологические предприниматели [20]. Стратегической целью создания региональной системы кадрового обеспечения инновационной деятельности является удовлетворение потребности рынка труда в оптимально сбалансированных по количеству и качеству высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить инновационное развитие региона.

Как было отмечено ранее, основным инструментом подготовки специалистов выступает система образования, которая на сегодняшний день недостаточно эффективно пополняет кадровый потенциал в сфере науки и технологий. Во-первых, наблюдается фрагментарность реализуемых в сфере дополнительного образования подходов и их слабая координация с программами основного образования в области научно-технической деятельности. Во-вторых, осуществление образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования происходит на коммерческой основе, что ограничивает доступность научно-технического творчества. В-третьих, отмечается отсутствие (в большинстве случаев) системных связей образовательных учреждений (общего, профессионального и дополнительного) с производственным сектором. Кроме того, единичны примеры системного подхода к выстраиванию системы подготовки научных, инженерно-технических и предпринимательских кадров на региональном уровне [21-23].

В связи с этим для решения данных проблем требуется совершенствование системы подготовки специалистов. Предлагаемая нами модель подготовки научных, инженерно-технических и предпринимательских кадров должна быть направлена на формирование условий для реализации способностей к научно-технической и предпринимательской деятельности, способствовать широкому вовлечению молодежи в процесс исследований, разработок и распространения новых методов и продуктов. На-

ряду с этим она должна создавать условия для выявления склонностей у учащихся к научно-технической и предпринимательской деятельности, а также вести работу по сопровождению развития данных способностей. Необходимо, чтобы данная модель была направлена на формирование условий для самореализации и содействовала закреплению талантливой молодежи на территории региона. Формирование системы подготовки кадров с целью инновационного развития региона, как уже отмечалось выше, должно быть направлено на обеспечение региональной экономики высококвалифицированными специалистами трех категорий: исследователями, инженерно-техническими и предпринимательскими кадрами.

В основе предлагаемой нами модели по подготовке специалистов (авторская разработка совместно с К.А. Гулиным) лежит комплексный подход, который включает в себя последовательный процесс образовательной деятельности и профессионального развития учащихся. Вовлечение молодежи в научно-техническую деятельность, ведение работы по выявлению и поддержанию талантливых учащихся будет способствовать максимальному раскрытию потенциала и возможностей детей, проявляющих склонности и интерес к научно-техническому творчеству. Для решения задачи закрепления талантливой молодежи на территории региона необходимо встраивание в систему хозяйствующих субъектов.

Подготовка кадров

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАБОТНИК

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Модель подготовки научных, инженерно-технических и предпринимательских кадров [23] The model of training scientific, engineering and business personnel [23]

Центральное место в модели подготовки научных, инженерно-технических и предпринимательских специалистов занимает индивид, выступающий потенциальным кадром и являющийся объектом, на который воздействует образование. Обучение начинается в дошкольных образовательных учреждениях, затем продолжается в школах и профессиональных учебных заведениях. Взаимодействие образовательных организаций всех уровней образования с научно-исследовательскими институтами в процессе подготовки будет способствовать пополнению и обмену знаниями по перспективным направлениям развития науки, а встраивание в эту систему хозяйствующих

субъектов определит их практическое применение, что позволит обеспечить комплексную и всестороннюю подготовку исследователей. С целью подготовки инженерно-технических кадров необходимо взаимодействие предприятий не только с образовательной системой и научно-исследовательскими институтами, но с учреждениями дополнительного образования, что позволит вести более глубокое и всестороннее развитие умений и навыков, а вовлечение в эту систему бизнес-структур обеспечит получение актуальной информации о новых технологиях, которые востребованы на рынке. Взаимодействие учреждений дополнительного образования в области инновационного твор-

чества с предприятиями и бизнес-сферой даст возможность для наиболее полного раскрытия и развития предпринимательских способностей, которыми должен обладать технологический предприниматель.

Таким образом, предложенная модель должна обеспечить непрерывный процесс профессионального обучения детей и молодежи. Образовательный процесс не должен ограничиваться только общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями, но включать в себя многообразие общественных отношений, направленных на формирование многомерного образовательного пространства, в рамках которого учащиеся имеют возможность применять имеющиеся знания и опыт для решения практических задач. Результатом влияния взаимодействия всех компонентов модели на индивида является подготовка высококвалифицированных научных, инженерно-технических и предпринимательских кадров.

4. Разработка мер по подготовке кадров в условиях перехода к инновационной экономике. Научно-технологическое развитие является одной из составляющих инновационного развития общества, которое сопровождается быстрым развитием и накоплением научно-технических знаний [24]. В связи с этим особые требования предъявляются к содержанию образовательных программ, в основу которых должна быть положена научно-техническая и предпринимательская составляющая. Для того чтобы предложенная модель эффективно функционировала и обеспечивала вовлечение молодежи в сферу исследований и разработок, необходимо на каждом этапе образования создавать условия для ведения научно-технической деятельности и развития предпринимательских способностей, начиная уже с дошкольного возраста. В связи с этим представляется необходимым предложить ряд мероприятий, сгруппированных в четыре основных блока.

Блок 1. Дошкольное образование.

Цель: создание условий для определения, поддержания и развития склонностей и способностей детей к научно-техническому творчеству и предпринимательской деятельности.

Мероприятия:

- организация тестирования учащихся для выявления склонностей и способностей к занятию научно-техническим творчеством и предпринимательской деятельностью;

- мониторинг предпочтений и мотиваций обучающихся;

- методическое сопровождение деятельности преподавателей по выявлению на ранних этапах обучения детей, имеющих особые способности к занятию научно-техническим творчеством и предпринимательской деятельностью;

- внедрение элементов научно-технической и предпринимательской деятельности в системе дошкольного образования;

- создание специализированных детских дошкольных общеобразовательных учреждений с ранним освоением предметов естественно-научного цикла.

Блок 2. Общее образование.

Цель: развитие научного мышления, навыков научно-технической и предпринимательской деятельности на начальном этапе развития личности.

Мероприятия:

- формирование сети классов с углубленным изучением естественно-научных и технических дисциплин, а также предпринимательства;

- создание сети клубов, кружков естественно-научного, технического и предпринимательского профиля при факультетах и кафедрах вузов, научных обществ в общеобразовательных организациях с закреплением шефствующих факультетов и кафедр;

- проведение дней открытых дверей на предприятиях с предоставлением школьникам возможности ознакомления с производственным оборудованием и технологическим процессом производства;

- организация лекций преподавателей и профессоров ведущих вузов области для школьников о возможностях применения знаний по предметам естественно-научного цикла;

- организация лекций с успешными предпринимателями, занятыми в высокотехнологичных отраслях;

- проведение конкурсов изобретателей среди учащихся школ;

- поддержка совместных профориентаци-онных проектов образовательных учреждений и инновационно-активных предприятий;

- обучение основам предпринимательства.

Блок 3. Профессиональное образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: развитие и наращивание творческой

инновационной активности молодых специалистов, привлечение их к ведению научно-исследовательских и конструкторских работ.

Мероприятия:

- разработка учебных планов и программ образовательными учреждениями совместно с работодателями по приоритетным направлениям;

- организация образовательного процесса на основе командной работы студентов над решением инженерных задач различной степени сложности;

- формирование центров молодежного научно-инновационного творчества при ведущих вузах;

- разработка профессиональных стандартов и образовательных программ, направленных на достижение результатов обучения, заданных работодателями;

- создание в вузах совместных профильных лабораторий с ведущими предприятиями;

- создание в вузах базовых кафедр с ведущими российскими научно-исследовательскими учреждениями;

- создание в вузах лабораторий по прорывным направлениям фундаментальных исследований, приоритетных для региона;

- развитие региональных университетов как интегрированных комплексов образования, науки, бизнес-структур, являющихся центрами инновационно-технологического развития и подготовки специалистов.

Блок 4. Дополнительное образование.

Цель: создание условий для всестороннего развития учащихся, глубокого усвоения предметов естественно-научного, технического и предпринимательского профиля; сопровождение деятельности по выявлению и поддержке талантливых детей, проявляющих способности к научно-техническому творчеству и предпринимательской деятельности.

Мероприятия:

- создание сети дополнительных образовательных учреждений естественно-научного, технического и предпринимательского профиля на базе общеобразовательных организаций;

- увеличение числа дополнительных образовательных учреждений технической на-

правленности путем реализации мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции зданий образовательных организаций;

- обновление и совершенствование материально-технической базы, обеспечение доступа к новейшему оборудованию и библиотечным фондам и т. д.

5. Заключение. Таким образом, без выстраивания системы подготовки кадров сектора исследований и разработок рассчитывать на переход к инновационной экономике не представляется возможным. В связи с этим целесообразной представляется реализация комплексного подхода к подготовке специалистов. Необходимо уже на ранних возрастных этапах выявлять интересы и способности учащихся к научно-техническому творчеству и предпринимательской деятельности и вести системную работу по их поддержанию и развитию на всех этапах обучения. Для того чтобы данные мероприятия были эффективными в процессе подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике, важно включить в орбиту управления не только действующие субъекты научно-инновационной сферы (научные учреждения, вузы, предприятия), но и общеобразовательный сектор. Взаимодействие образовательных учреждений с научным и производственным сектором позволит обеспечить преемственность и системность между этапами подготовки кадров, а также будет способствовать поступательному развитию способностей человека. Кроме того, обеспечение процесса взаимодействия системы образования с реальным сектором экономики позволит организовать постоянное движение и актуализацию знаний. В этой модели отношений учебные заведения обеспечивают науку и производство кадрами высокой квалификации. Предложенные направления подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике должны лечь в основу целеполагания и быть отражены в задачах нормативно-правовых документов в сфере образования на федеральном и региональном уровне.

Литература

1. Склярова Е. Е. Концептуальная модель инновационной экономики // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 9. - С. 155-164.

2. Messinis G., Ahmed A. D. Valuable Skills, Human Capital and Technology Diffusion : CSES Working Paper No. 38. - Melbourne : Centre for Strategic Economic Studies, Victoria University, 2008. -34 р.

3. Сейдль да Фонсека Р. Будущее занятости: оценка эффектов Форсайта в сфере науки, технологий и инноваций // Форсайт. - 2017. - Т. 11, № 4. - С. 9-22. - DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.9.22.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. -400 с.

5. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : избр. тр. - М. : Экономика, 2002. - 550 с.

6. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 272 с.

7. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М. : ВлаДар, 1993. - 310 с.

8. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - 2-е изд. - М. : Экономика, 2004. - 337 с.

9. Кушлин В. И. Ускорение внедрения научных достижений в производство. - М. : Экономика, 1976. - 173 с.

10. Мельник Т. Е. Проблемы перехода к инновационной экономике в России // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. - 2017. - Вып. 2, № 1. - С. 3-9.

11. Худеева В. В., Юхачев С. П. Развитие инновационной экономики: роль и место в системе безопасности Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 1 (035). - С. 169-173.

12. Наумов И. В. Воспроизводство научно-исследовательских и инженерно-технических кадров как ведущий фактор развития инновационной экономики в России // Изв. УрГЭУ. - 2015. -№ 1 (57). - С. 71-77.

13. Балыхин М. Г. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. - М. : Экономика, 2003. - 428 с.

14. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. - М. : Готика, 2002. - 340 с.

15. Матушанский Г. У., Борзилова Л. В. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс // Образование и наука. Изв. УрО РАО. - 2010. - № 8 (76). - С. 42-52.

16. Котенев В. А. Анализ реформы системы высшего образования согласно положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Уч. зап. Тамб. отд-ния РосМУ. -2013. - № 1. - С. 89-95.

17. Mahroum S., Dachs B., Weber M. Trend spotting the future of information society technology human resources // International Journal of Foresight and Innovation Policy. - 2007. - Vol. 3, no. 2. -P.169-186.

18. Boswell Ch., Stiller S., Straubhaar Th. Forecasting Labour and Skills Shortages: How Can Projections Better Inform Labour Migration Policies? : Paper Prepared for the European Commission, DG Employment and Social Affairs. - Brussels : European Commission ; Hamburg : HWWA, 2004. - 54 p. -URL : http://www.voced.edu.au/content/ngv%3A3158.

19. Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : стат. сб. / Н. В. Городникова и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 344 с. - URL : https://www.hse.ru/data/2018/03/23/1164003717/Indicators_of_ Innovation_2018.pdf.

20. Мазилов Е. А., Ушакова Ю. О. Теоретические аспекты расширенного воспроизводства кадров для инновационной экономики региона // Вестн. Владим. гос. ун-та им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Экон. науки. - 2017. - № 4 (14). - С. 112-122.

21. Анализ и моделирование расширенного воспроизводства кадров для инновационной экономики региона : отчет о НИР / Е. А. Мазилов и др. - Вологда, 2017. - 177 с.

22. Ушакова Ю. О. Специфика довузовской подготовки кадров для инновационной экономики // Науч. зап. молодых исследователей. - 2018. - № 6. - С. 47-52.

23. Гулин К. А. Региональные системы расширенного воспроизводства кадров для инновационной экономики как объект социального проектирования // Материалы VII междунар. социол. Груш. конф. «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 1516 марта 2017 г. - М. : ВЦИОМ, 2017. - С. 1825-1830.

24. Научно-технологическое пространство и прогнозирование его развития в условиях глобальной конкуренции / К. А. Гулин и др. - Вологда : ВолНЦ РАН, 2018. - 203 с.

References

1. Sklyarova Ye.Ye. Conceptual model of the innovative economy. Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 9, pp. 155-164. (in Russian).

2. Messinis G., Ahmed A.D. Valuable Skills, Human Capital and Technology Diffusion, CSES Working Paper No. 38, Melbourne, Centre for Strategic Economic Studies, Victoria University publ., 2008, 34 р.

3. Seidl da Fonseca R. The Future of Employment: Evaluating the Impact of STI Foresight Exercises. Foresight and STI Governance, 2017, Vol, 11, no. 4, pp. 9-22. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.9.22. (in Russian).

4. Schumpeter J. The Theory of Economic Development, Moscow, Direktmedia publ., 2008, 400 p. (in Russian).

5. Kondrat'ev N.D. Bol'shie tsikly konyyunktury i teoriya predvideniya [Major cycles of business environment and forecast theory], the selected works, Moscow, Ekonomika publ., 2002, 550 p. (in Russian).

6. Drucker P. Management challenges for the 21st century, Moscow, Mann, Ivanov i Ferber publ., 2012, 272 p. (in Russian).

7. Glaz'ev S.Yu. Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya [The theory of long-term engineering and economic development], Moscow, VlaDar publ., 1993, 310 p. (in Russian).

8. Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. Rossiya-2050: strategiya innovatsionnogo proryva [Russia-2050: innovation breakthrough strategy], 2nd ed., Moscow, Ekonomika publ., 2004, 337 p. (in Russian).

9. Kushlin V.I. Uskorenie vnedreniya nauchnykh dostizhenii v proizvodstvo [Promoting implementation of scientific achievements into the production], Moscow, Ekonomika publ., 1976, 173 p. (in Russian).

10. Melnik T.E. Problems of transition to innovative economy in Russia. News of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2017, iss. 2, pt. 1, pp. 3-9. (in Russian).

11. Khudeyeva V.V., Yukhachyov S.P. Development of innovative economy: the role and the place in economic safety system of the Russian Federation. Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 1 (035), pp. 169-173. (in Russian).

12. Naumov I.V. Reproduction of Research and Engineering-Technical Personnel as the Leading Factor of Innovation in Russia. Journal of the Ural State University of Economics, 2015, no. 1 (57), pp. 71-77. (in Russian).

13. Balykhin M.G. Upravlenie razvitiem obrazovaniya. Organizatsionno-ekonomicheskii aspekt [Education development management. Business aspect], Moscow, Ekonomika publ., 2003, 428 p. (in Russian).

14. Syrykh V.M. Vvedenie v teoriyu obrazovatel'nogo prava [Introduction into the theory of education law], Moscow, Gotika publ., 2002, 340 p. (in Russian).

15. Matushansky G.I., Borzilova L.V. Standard and Legal Bases of Higher Education of Russia when Integrating into the Bologna Process. Education and Science, 2010, no. 8 (76), pp. 42-52. (in Russian).

16. Kotenev V.A. Analiz reformy sistemy vysshego obrazovaniya soglasno polozheniyam Feder-al'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [The analysis of higher education reform in accordance with the Federal law on higher education in the Russian Federation]. Uchenye zapiski Tam-bovskogo otdeleniya RosMU, 2013, no. 1, pp. 89-95. (in Russian).

17. Mahroum S., Dachs B., Weber M. Trend spotting the future of information society technology human resources. International Journal of Foresight and Innovation Policy, 2007, Vol. 3, no. 2, pp. 169-186.

18. Boswell Ch., Stiller S., Straubhaar Th. Forecasting Labour and Skills Shortages: How Can Projections Better Inform Labour Migration Policies? Paper Prepared for the European Commission, DG Employment and Social Affairs, Brussels, European Commission publ., Hamburg, HWWA publ., 2004, 54 p., available at: http://www.voced.edu.au/content/ngv%3A3158.

19. Gorodnikova N., Gokhberg L., Ditkovskiy K. et al. Indicators of Innovation in the Russian Federation: 2018, Data Book, Moscow, HSE publ., 2018, 344 p., available at: https://www.hse.ru/data/2018/ 03/23/1164003717/Indicators_of_Innovation_2018.pdf. (in Russian).

20. Mazilov E.A., Ushakova Y.O. Theoretical aspects of the expanded reproduction of staff for the innovative economy of the region. Bulletin of the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs. Series: Economics, 2017, no. 4 (14), pp. 112-122. (in Russian).

21. Mazilov E.A., Uskov V.S., Kuz'min I.V., Terebova S.V. Analiz i modelirovanie rasshirennogo vosproizvodstva kadrov dlya innovatsionnoi ekonomiki regiona [Analysis and modeling of expanded personnel reproduction for the innovation regional economy], the report on research, Vologda, 2017, 177 p. (in Russian).

22. Ushakova Yu.O. The specificity of pre-university personnel training for innovative economy. Scientific Notes of Young Scientists, 2018, no. 6, pp. 47-52. (in Russian).

23. Gulin K.A. Regional'nye sistemy rasshirennogo vosproizvodstva kadrov dlya innovatsionnoi ekonomiki kak obyekt sotsial'nogo proektirovaniya [Regional systems of expanded reproduction of personnel for innovative economy as the object of social design], in: Navstrechu budushchemu. Prognoziro-vanie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh [Ahead to the future. Forecasting in sociology studies], The materials of VII international Grushin conference on sociology, March 15-16, 2017, Moscow, Russian centre for public opinion studies publ., 2017, pp. 1825-1830. (in Russian).

24. Gulin K.A., Mazilov E.A., Alfer'ev D.A., Kvitko K.B. Nauchno-tekhnologicheskoe prostranstvo i prognozirovanie ego razvitiya v usloviyakh global'noi konkurentsii [Science and technology environment and the forecast of its development in the context of global competition], Vologda, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences publ., 2018, 203 p. (in Russian).

Сведения об авторе

Ушакова Юлия Олеговна - инженер-исследователь Адрес для корреспонденции: 160014, Россия, Вологда, ул. Горького, 56а E-mail: j.uschakowa2017@yandex.ru РИНЦ ID: 993257 ORCID: 0000-0002-6057-9523 Researcher ID: Q-6340-2017

About the author

Yulia O. Ushakova - a research engineer

Postal address: 56a, Gor'kogo ul., Vologda, 160014,

Russia

E-mail: j.uschakowa2017@yandex.ru RSCI ID: 993257 ORCID: 0000-0002-6057-9523 Researcher ID: Q-6340-2017

Для цитирования

Ушакова Ю. О. Проблемы и направления по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 124-135. -001: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).124-135.

For citations

Ushakova Yu.O. Issues and trends in the development of personnel training in the context of transition to innovation economy. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 124-135. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).124-135. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.