Научная статья на тему 'Специфика дистанционного обучения иностранным языкам'

Специфика дистанционного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / электронное обучение / коммуникативная компетенция / дистанционный курс «Иностранный язык» / Интернет / информационный ресурс / образовательный сайт / distance learning / communicative competence / «Foreign language» distance course / the Internet / informational resource / educational site

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шацкая Анастасия Владимировна, Елисеева Юлия Владимировна, Варнавская Оксана Олеговна, Хусаинова Евгения Николаевна

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения, а также специфика дистанционного курса «Иностранный язык». Использование технических средств обучения идет в совокупности с фундаментальным изменением образовательной модели. Электронное обучение подразумевает изменение роли действующих лиц. Это обязательно означает пересмотр роли учителя и учащегося. Переход от внедрения очного к развитию электронного обучения требует культурных, организационных и, конечно же, педагогических изменений. Для преодоления изоляции студента дистанционное обучение требует радикальной трансформации методов и средств преподавания. Дистанционное обучение радикально меняет методы преподавания и способы обучения в университете. Это меняет роли преподавателей и студентов, и побуждает переосмыслить педагогический подход и практическую сторону обучения. В статье представлен краткий обзор Интернет – ресурсов в помощь преподавателю иностранного языка в неязыковом вузе, а также в помощь студентам для самостоятельного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шацкая Анастасия Владимировна, Елисеева Юлия Владимировна, Варнавская Оксана Олеговна, Хусаинова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGES

The article deals with the problems of distance learning, as well as the specifics of the distance course «Foreign language». The use of technical means of teaching is combined with a fundamental change in the educational model. E-learning involves changing the role of actors. This necessarily means a revision of the role of the teacher and the student. The transition from the introduction of full-time to the development of e-learning requires cultural, organizational and, of course, pedagogical changes. To overcome the isolation of the student, distance learning requires a radical transformation of teaching methods and means. Distance learning is radically changing the methods of teaching and learning methods at the university. This changes the roles of teachers and students and encourages them to rethink the pedagogical approach and the practical side of learning. The article presents a brief overview of Internet resources to help a foreign language teacher in a non-linguistic university, as well as to help students for independent study.

Текст научной работы на тему «Специфика дистанционного обучения иностранным языкам»

Специфика дистанционного обучения иностранным языкам

Шацкая Анастасия Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета E-mail: [email protected]

Елисеева Юлия Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета E-mail: [email protected]

Варнавская Оксана Олеговна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета E-mail: [email protected]

Хусаинова Евгения Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения, а также специфика дистанционного курса «Иностранный язык». Использование технических средств обучения идет в совокупности с фундаментальным изменением образовательной модели. Электронное обучение подразумевает изменение роли действующих лиц. Это обязательно означает пересмотр роли учителя и учащегося. Переход от внедрения очного к развитию электронного обучения требует культурных, организационных и, конечно же, педагогических изменений. Для преодоления изоляции студента дистанционное обучение требует радикальной трансформации методов и средств преподавания. Дистанционное обучение радикально меняет методы преподавания и способы обучения в университете. Это меняет роли преподавателей и студентов, и побуждает переосмыслить педагогический подход и практическую сторону обучения. В статье представлен краткий обзор Интернет - ресурсов в помощь преподавателю иностранного языка в неязыковом вузе, а также в помощь студентам для самостоятельного изучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, коммуникативная компетенция, дистанционный курс «Иностранный язык», Интернет, информационный ресурс, образовательный сайт.

В основе современных парадигм образования лежат научно теоретические понятия, отражающие основополагающие свойства окружающего нас мира. К ним относятся личностно-ориентированное обучение, индивидуальная образовательная траектория, формирование внутренней мотивации студентов, самосовершенствование и самореализация обучаемых и др. Данные концептуальные идеи образования успешно реализуются в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающей организацию учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий как очно, так и дистанционно.

Во всём мире наблюдается рост заочного образования. Сегодня этот способ обучения развивается в контексте, включающем все более сложные технические инструменты. Дистанционное обучение в современном высшем образовании возникает в качестве дополнительного решения, предоставляя учащимся большую гибкость.

Дистанционное обучение позволяет приобретать знания и развивать навыки и навыки без посещения учебного заведения и физического присутствия преподавателя.

В течение нескольких лет дистанционное образование является источником дискуссий по вопросам академического обучения и педагогической практики. Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о том, что подразумевается под «дистанционным обучением».

По определению, данному Ж.-Л. Бароном «электронное обучение охватывает широкий спектр значений, начиная от насыщения очного обучения мультимедийными ресурсами, до дистанционных тренингов» [1].

Определение, данное Ж.-Л. Бароном, подчёркивает то, что понятие электронного обучения относится к способам преподавания, которые основаны на использовании цифровых технологий и включают определенный уровень расстояния между преподавателями и студентами.

Согласно Федеральному закону № 273 (ст. 16) «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2].

Современные парадигмы обучения иностранным языкам отражают основные черты современной системы образования. Рассмотрим дистанционное обучение как одно из актуальных направлений модернизации образования, а также особенности дистанционного обучения иностранным языкам.

Однако при непоследовательном и бессистемном использовании современных информационных технологий в учебном процессе выявляется проблема педагогического характера: отсутствие у педагогов чёткого понимания, какие дидактические, психолого-педагогические задачи можно решать с помощью новых технологий.

Дистанционное обучение включает в себя несколько инструментов, которые варьируются от самых простых методов до высоких технологий. Эти инструменты и их использование постоянно эволюционируют, заставляя преподавателя изменять привычные методы обучения иностранным языкам.

Пойя Д. называет пять причин, по которым эти инструменты глубоко изменяют ситуации обучения [3]:

- «отношение к времени может быть изменено: обучение может проходить в отложенном времени в соответствии с индивидуализированной последовательностью;

- отношение к пространству может быть изменено: обучение может проходить без присутствия преподавателя в любом месте;

- отношение к обучающемуся может быть изменено: обучение ориентировано на студента. Мы фактически переходим от группового к индивидуальному обучению;

- предпочтительным средством общения и обучения является текст. В

традиционном обучении обмен между преподавателем и студентом обычно происходит в форме устных вопросов и ответов. С ИКТ, большинство обменов осуществляется через письменные тексты (обмен сообщениями, инструменты совместной работы и т.д.);

- учебные средства предлагают различные степени и формы интерактивности».

В современных реалиях преподавателю предлагается переосмыслить собственную практику с учетом необходимости перехода к большей самостоятельности студента.

Современная педагогическая наука указывают на большую сосредоточенность на обучающемся. Тем не менее, место преподавателя остается ключевым в образовательном процессе. Однако теперь преподаватель больше не является исключительным носителем знаний, поскольку обучаю-5 щийся может получить доступ к ним в любое вре-5 мя достаточно легко.

^ Речь идет уже не о передаче информации, еЗ а об обучении учащихся самим находить и иссле-ав довать эту информацию.

То есть, согласно современной педагогической науке, мы перешли от одной модели, основанной на передаче знаний, к другой, основанной на построении знаний.

Очное обучение характеризуется совместным присутствием преподавателя и студента и, следовательно, взаимодействием, которое происходит лицом к лицу в аудитории. Этот тип обучения обеспечивает прямой обмен знаний преподавателя со студентами и требует соблюдение определенной программы. В этой обстановке преподаватель выступает в роли посредника между студентами и содержанием. Он распространяет знания, направляет группы учащихся, организует мероприятия и оценивает полученные знания.

Роль студента состоит в том, чтобы ясно объяснять, тогда как роль студента-внимательно слушать. Иначе говоря, общество в процессе перехода от парадигмы преподавания к парадигме познания. В учебной парадигме деятельность полностью сосредоточена на преподавателе, который играет роль передатчика знаний, студент же более пассивен в такого рода процессе обучения. В то время как в парадигме познания студент превращается в активного конструктора знаний; роль учителя здесь становится опосредованной.

Дистанционное обучение характеризуется физическим отсутствием учителя. Эта ситуация требует переосмысления роли последнего и способа передачи знаний, а также педагогических отношений между преподавателем и студентом.

При переходе на дистанционное обучение преподаватель получает новый статус - преподавателя-консультанта. В данном случае миссия преподавателя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только давали возможность студенту усваивать готовые знания, но и помогали приобретать знания самостоятельно и из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать. Преподаватели-консультанты помогают студентам в их профессиональном самоопределении, обеспечивают правильное и эффективное использование учебно-методического сопровождения курса. Они координируют познавательный процесс студентов, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют студентов по разным вопросам изучаемого курса, осуществляют набор и формирование групп студентов, составляют график учебного процесса, управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение студентами учебного процесса.

Если внимательно рассмотреть специфику обучения иностранным языкам в современной информационно-образовательной среде, можно заметить ряд особенностей, которые обусловлены спецификой предмета «Иностранный язык». Специфика данного предмета, состоит в том, что основным компонентом содержания обучения является именно способ деятельности, такой как обучение говорению, аудированию, чтению и пись-

му, а не научная составляющая, как в любом другом предмете. Основной особенностью предмета «Иностранный язык» можно считать, так называемую, беспредметность. Термин был предложен И.А. Зимней [4], означающий возможность общаться на любые интересующие темы.

Главной целью обучения иностранному языку в высшей школе является развитие и формирование коммуникативной компетенции у студента, позволяющий участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке, а также самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком.

Дистанционное обучение предмета «Иностранный язык», наряду с более привычными нас способами обучения, позволяют решать целый ряд дидактических задач:

- самостоятельная отработка несформирован-ных навыков чтения, аудирования, решение грамматических задач;

- использование уже имеющихся навыков для решения коммуникативных задач на иностранном языке в профессиональной сфере;

- овладение устной и письменной формами при обмене деловой информацией.

Интернет предоставляет широкий выбор аудио-, видео- и текстовых материалов по различным темам и для любого уровня владения иностранным языком.

Ниже предложен список популярных сайтов для изучения французского языка:

- портал дистанционного образования: www. formations-distance.com предлагает различные образовательные ресурсы для овладения устной и письменной речью;

- CNED (Centre national d'enseignement à distance): www.cned.fr - Национальный центр дистанционного образования;

- FIED (Fédération interuniversitaire de l'enseignement à distance): www.fied.fr - Межуниверситетская Федерация дистанционного образования;

- EDEN (Réseau européen de l'enseignement à distance et du e-learning): www.eden-online.org -Европейская сеть дистанционного и электронного обучения;

- AUF (Agence universitaire de la francophonie): https://foad-mooc.auf.org/ - университетское агентство Франкофонии.

Далее следует список дистанционных программ подготовки кандидатов по французскому языку, наукам и общей культуре для поступления в магистратуру по точным наукам и технологиям.

- CEMU (Centre d'enseignement multimédia universitaire de Caen): http://cemu.unicaen.fr/ -мультимедийный учебный центр Университета Кана

- Université de Rouen: www.univ-rouen.fr - Центр дистанционного образования Университета Ру-ана.

- Université de Paris 3 (Télé 3 Sorbonne Nouvelle): www.univ-paris3.fr - Центр дистанционного об-

разования Университета Париж 3 Новая Сорбонна. Специальности: английский язык, современная филология, французский как иностранный, преподавание, общая и сравнительная литература.

Далее предлагается список всех университетов и высших школ, предлагающих бесплатный он-лайн доступ в свои библиотеки: http://icb.u-bourgogne.fr/universitysurf/annuairecampuses-fr.html

- Réseaux.doc: http://reseauxdoc.org/ - Информационный тематический сайт, который предлагает информационные ресурсы и учебные материалы для тех, кто учится по дистанционной форме обучения по специальностям: филология, прикладные иностранные языки, докумен-товедение и ряд других.

- ParisTech Gradúate School "Libres savoirs" -http://graduateschool.paristech.org/ - Парижский технологический институт аспирантура «Свободные знания»;

- Grenoble Ecole de Management: http://opencim. grenoble-em.com/ - школа менеджмента Гренобля;

Université de Nice Sophia- Antipolis: http:// itunes.unice.fr - Университет Ниццы София - Антиполис.

Далее приведены полезные для преподавателей и студентов сайты, которые можно использовать в аудиториях и самостоятельно для развития всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма:

Сайты для постановки фонетики: Le francais - русскоязычный сайт по французской фонетике;

Forvo - аудиословарь, записанный носителями языка.

Сайты для аудирования: Podcast francais facile - ресурс подкастов RFI - сайт для любого уровня знаний для работы над пониманием речи на слух

Didier latitudes - ресурс для уровней А1 - В1 Сайты для пополнения лексики: Cortland - ресурс для изучения французских традиций и образа жизни;

Anki, Memrise, Quizlet, Cram - cайты для работы с флеш-карточками;

Babadum - изучение лексики в игровой форме; Lexiquefle - ресурс для пополнения лексики для начинающих;

Synonymes - сайт - список синонимов; Сайты по грамматике:

Grammaire.reverso - различные разделы грамматики;

Tsedryk - уроки грамматики, сайт с pdf и видео; Babla - самый полный список спряжений глаголов;

Le conjuguer и Les verbes - французские глаголы и их спряжения.

Таким образом, при использовании интернет -ресурсов у преподавателя появляется возможность «погрузить» студентов в процесс естественного общения с носителем иностранного языка.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

При использовании сети Интернет с одной стороны, создаются наилучшие условия для дальнейшего развития всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо, что все вместе повышает интерес и уровень мотивации к обучению у студентов, формированию коммуникационной компетенции. С другой стороны, современные образовательные вэб-сайты являются источником новых идей и способствуют развитию творческой и исследовательской деятельности преподавателя.

Литература

1. Alava, S. (2012). Cyberespace et développement professionnel des enseignants. Dans D. Groux et M. Cantisano (dir.). Professionnalisation et e-learning. Paris: L'Harmattan

2. Baron, G.-L. Learning design. Recherche & formation. 2011.

3. Poyet, F. Technologies numériques et formation: Freins et leviers. Enfance éducation et société. Paris: L'Harmattan. 2015.

4. Владимирова Л.П. Проблемы интеграции формального и неформального образования в условиях единой информационно образовательной среды. Научно-практический журнал «Открытое образование» № 5 (100) 2013

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2004-384 с.

6. Николаева Т.А., Заеко О.В. Обзор интернет-ресурсов, применяемых в процессе обучения английскому языку. Научные труды Московского гуманитарного университета 2020 № 2. С. 20-27. DOI: 10.17805/trudy.2020.2.4

7. https://pikabu.ru/story/64_proverennyikh_sayta_ dlya_izucheniya_frantsuzskogo_4293248

8. http://www.cairn.info/revue-distances-et-savoirs-2006-4-page-469.htm

9. http://dms.revues.org/1180

10. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/ paragraph/261:0

THE SPECIFICS OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGES

Shatskaya A.V., Eliseeva Yu.V., Varnavskaya O.O., Khusainova E.N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

North Caucasus Federal University

The article deals with the problems of distance learning, as well as the specifics of the distance course «Foreign language». The use of technical means of teaching is combined with a fundamental change in the educational model. E-learning involves changing the role of actors. This necessarily means a revision of the role of the teacher and the student. The transition from the introduction of full-time to the development of e-learning requires cultural, organizational and, of course, pedagogical changes. To overcome the isolation of the student, distance learning requires a radical transformation of teaching methods and means. Distance learning is radically changing the methods of teaching and learning methods at the university. This changes the roles of teachers and students and encourages them to rethink the pedagogical approach and the practical side of learning. The article presents a brief overview of Internet resources to help a foreign language teacher in a non-linguistic university, as well as to help students for independent study.

Keywords: distance learning, communicative competence, «Foreign language» distance course, the Internet, informational resource, educational site.

References

1. Alava, S. (2012). Cyberespace et développement professionnel des enseignants. Dans D. Groux et M. Cantisano (dir.). Professionnalisation et e-learning. Paris: L'Harmattan

2. Baron, G.-L. Learning design. Recherche & formation. 2011.

3. Poyet, F. Technologies numériques et formation: Freins et leviers. Enfance éducation et société. Paris: L'Harmattan. 2015.

4. Vladimirova L.P. Integration problems of formal and non-formal education in a unified information educational environment. Scientific and practical journal «Open Education» № 5 (100) 2013

5. Zimnyaya I.A. Educational psychology: Textbook for universities. Ed. second, add., rev. and revised - M.: Logos, 2004384 p.

6. Nikolaeva T.A., Zayeko O.V. Review of Internet resources used in the process of teaching English. Scientific works of the Moscow University for the Humanities 2020 No. 2. P. 20-27. DOI: 10.17805 / trudy.2020.2.4

7. https://pikabu.ru/story/64_proverennyikh_sayta_dlya_izucheni-ya_frantsuzskogo_4293248

8. http://www.cairn.info/revue-distances-et-savoirs-2006-4-page-469.htm

9. http://dms.revues.org/1180

10. http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/261:0

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.