Научная статья на тему 'Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза'

Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1713
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева О.И.

В статье рассмотрены понятия педагогической деятельности и профессионального педагогического мастерства. Установлено, что два этих понятия глубоко взаимосвязаны. Определены как общие компоненты профессиональной деятельности педагога, так и специфические преподавателей учреждений высшего профессионального образования. Сделаны выводы о необходимых составляющих педагогической деятельности преподавателей ВУЗа в связи с развитием современных образовательных технологий. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the concepts of pedagogical activity and professional pedagogical skill are considered. It is established that these two concepts are deeply interrelated. Both general components of professional activity of the teacher and specific teachers of higher professional education institutions are defined. Conclusions about the necessary components of pedagogical activity of university teachers in connection with the development of modern educational technologies are made.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

20

УДК: 378.12

ВВК 74 480 Педагогические науки

Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза.

© О.И. Сысоева

Сысоева О.И. - магистр, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Адрес: 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1

АННОТАЦИЯ

в статье рассмотрены понятия педагогической деятельности и профессионального педагогического мастерства. Установлено, что два этих понятия глубоко взаимосвязаны. Определены как общие компоненты профессиональной деятельности педагога, так и специфические - преподавателей учреждений высшего профессионального образования. Сделаны выводы о необходимых составляющих педагогической деятельности преподавателей ВУЗа в связи с развитием современных образовательных технологий.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, способности, компетенции, взаимодействие, высшее профессиональное образование, новые педагогические технологии, активные и интерактивные формы обучения.

Педагогическое мастерство - сложное понятие. На взгляд некоторых - это талант души, особенность личности. Другие говорят, что оно приходит исключительно со временем, с приобретением знаний, умения, навыков. Третьи считают, что одно без другого - немыслимо. Постараемся обобщить определения современных педагогов, рассмотрев важнейшие элементы, являющиеся частью педагогического мастерства. Во «главу угла», конечно, необходимо поставить профессиональные знания и умения. К ним отнесём знание преподаваемого предмета и его методик, а также умение решать педагогические задачи, философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Чем глубже и шире знания преподавателя, чем больше влюблен он в свое дело, тем в большей мере он не только хороший учитель, но и воспитатель.

Понятия «педагогическая деятельность» и «педагогическое мастерство» тесно взаимосвязаны. Но второе - более широкое, речь в нём идёт уже о профессионализме, обусловленном уровнем профессиональной компетентности. Мастерство профессионального педагога состоит не только в знаниях, что и как делать, но и в умении эффективно применять багаж знаний на практике. Довольно часто педагогическое мастерство сводят к педагогической технике, простым навыкам и умениям, являющимся всего лишь одним из компонентов профессионализма, хотя мастерство — это уже совокупность компонентов, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности педагога.

Но даже набор всех компонентов не приведёт педагога к мастерству без наличия у него психолого-педагогических способностей, среди которых особое место занимают:

дидактические - обеспечивающие в результате использования подобранных содержания и методов, эффективность обучения;

коммуникативные - позволяющие быстро устанавливать контакт, создавать

доверительную атмосферу;

организаторские - обеспечивающие возможность соблюдать порядок и дисциплину в коллективе;

перцептивные - помогающие в понимании возрастных и индивидуальных способностей растущей личности;

прогностические - позволяющие видеть перспективы;

суггестивные - разрешающие эмоционально влиять на обучающихся;

экспрессивно-эмоциональные - помогающие использованию эмоционально-выразительной формы изложения [1].

Педагог-мастер своего дела имеет острую интуицию, способность предвидеть, эмпатию, то есть способность к сопереживанию, толерантность - терпимость к «инакомыслию».

Обязательное для успешной педагогической работы качество - креативность и импровизация. Необходимое условие успешности педагогической деятельности - научно-познавательные, или академические, способности. Естественно, что педагогу необходим высокий уровень развития общей культуры.

Психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога, его культура, стремление к саморазвитию - эти качества готовят педагога к инновациям и овладению новыми педагогическими технологиями. Педагог-профессионал высокого уровня имеет внутреннюю потребность постоянно стремиться получению новых знаний и умений, применять в работе новые способы, формы педагогической деятельности - так называемый «сплав» психологической, теоретической и практической готовности.

Существует ещё ряд показателей высочайшего профессионализма педагога - авторский стиль деятельности, наличие авторских образовательных программ, ведущих к вершине профессионального мастерства педагога - авторской методической системе.

Как мы видим, педагогическое мастерство является результатом саморазвития педагога как личности. У пе-

21

22

дагога-профессионала, мастера, складывается собственный, индивидуальный стиль работы — «сплав» самых разнообразных компетенций и личных качеств, определяющий высокую эффективность педагогической деятельности.

Педагог учреждения высшего профессионального образования, в силу специфики в области этой деятельности, для признания его педагогического мастерства, должен обладать ещё некоторыми дополнительными качествами, знаниями, навыками и свойствами. Специфика педагогической деятельности преподавателя ВУЗа заключена в её профессиональной направленности, обусловленной целями системы высшего образования, заключающимися в обеспечении высокой профессиональной подготовки студентов и их личностном развитии как будущих высококвалифицированных специалистов в определённой, выбранной ими сфере [2]. Основным для педагога здесь являются умение донести знания до студентов, помощь в их профессионально-личностном развитии, овладении ими ряда профессиональных компетенций. Естественно, что это предполагает особенности организации учебно-воспитательной работы педагога и его личности. Оценка эффективности деятельности преподавателя, его мастерство оцениваются с точки зрения его развивающего влияния на профессиональный рост студентов. Поэтому педагоги, волнующиеся о непрерывном повышении своего профессионализма, стремящиеся к самосовершенствованию, стабильно занимаются исследовательской работой и повышают свою квалификацию. Они следят за новыми достижениями в своей отрасли, посещают выставки, участвуют в работе научных конференций. Часто такие педагоги пишут и публикуют статьи и монографии, учебники и учебные пособия.

Педагогическая деятельность вузовского преподавателя, как и педагогов других образовательных учреждений, содержит несколько функций: обучающую, воспитательную, организаторскую и другие. Самым специфичным, отличающим

его деятельность от других педагогов, для преподавателя вуза, как отмечено раньше, является сочетание педагогической и научной деятельности. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более детальному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез [3].

Важно отметить, что обе эти деятельности имеют «взаимопересекаю-щиеся» качества: внимательность, воодушевление, настойчивость, терпение, целеустремленность, ответственность, культурный уровень, креативность, трудолюбие, эрудиция. В деятельности преподавателя ВУЗа эти виды деятельности дополняют друг друга, что очень важно для него, так как преподаватель высшей профессиональной школы должен сочетать в себе качества и педагога, и исследователя.

В учебных заведениях высшего профессионального образования большим авторитетом и уважением студентов и коллег пользуются преподаватели с высоким профессионализмом в определённой области знаний, который является потенциалом для преподавания своих предметов с учётом новейших открытий, достижений в изучаемой области. Большим плюсом в их деятельности является использование результатов собственных исследований. Кроме того, привлечение к своей исследовательской работе способных, успешных студентов позволяет преподавателю развивать профессиональные качества в своих подопечных, предлагать им серьезные инновационные темы для курсовых и дипломных работ.

В связи с развитием технологий, изменениям в области образования идёт совершенствование отечественной образовательной системы ВУЗов, основными направлениями которого являются: - внедрение информационных технологий;

- разработка и внедрение системы самостоятельной работы студентов;

- введение тестирования студентов, как промежуточного, так и итогового (зачастую с использованием компьютерного тестирования);

- переход от одноуровневого образования к многоуровневому (бакалавриат и магистратура) [4].

Кроме того, введение новых образовательных стандартов требует использования современных образовательных технологий. Создаётся система, которая будет включать в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, форму обучения, его методики и средства, систему диагностики различных составляющих учебного процесса и текущей успеваемости студента.

Нововведения эти, в свою очередь, требуют внедрения компетенций у студентов, которые учатся применять получаемые в процессе постижения азов специальности знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [5].

Для реализации вводимого компе-тентностного подхода образовательный процесс высшей школы требует использования кроме традиционных форм проведения занятий инновационные активные

и интерактивные формы [6]. К активным формам организации учебно-профессиональной деятельности относятся те, которые пробуждают внутреннюю активность студентов. В интерактивном обучении реализуется постоянный мониторинг освоения образовательной программы, целенаправленный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и студента в течение всего процесса обучения [7].

Для эффективного профессионального обучения крайне важна педагогическая деятельность компетентных преподавателей ВУЗов, постоянно стремящихся повысить своё педагогическое мастерство, расти как учитель и как научный деятель, проявляя творческую индивидуальность, без которой нет настоящего педагога-профессионала [8]. «Мастерство - это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа» - пишет Ю.П. Азаров [9, с.248]. И это чудо ежедневно демонстрируют преподаватели ВУЗов, помогая Высшей Школе нашей страны с честью справляться с непростыми задачами современной системы образования.

23

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования - М.: Академия, 2005. - 400 с.

2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

3. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. к.п.н. - Нижний Новгород, 2004. - 23с.

4. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования. - 2013 - №3. - с. 96-105.

5. Славгородская Е.Л. Психологический анализ педагогической деятельности педаго

га высшей школы // ПНиО - 2014 - №3 (9). - с. 115-119.

6. Сорокоумова Е.А Готовность преподавателей вуза к реализации компетентност-ного подхода / Е.А. Сорокоумова, В.Г. Катанова // В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации. 2014. С. 148-150.

7. Сорокоумова Е.А. Подготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения / Е.А. Сорокоумова, А.В. Лобанова // Аддикция в современном научном пространстве: мате-

риалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 127-131.

8. Сорокоумова Е.А. Учебное сотрудничество взрослых в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е.А. Сорокоумова // ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2010: Труды конгресса 12-го Международного научно-промышленного

форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 497-500

9. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. М.: МПСИ, 2004. - 430 с.

SPECIFIC ACTIVITY AND PEDAGOGICAL SKILLS OF THE UNIVERSITY

TEACHER

O.E. Sysoyeva

Sysoyeva O.E. - master, Moscow State Pedagogical University

Address: 119991, Central Federal District, Moscow, Malaya Pirogov, Building 1, Building

ABSTRACT

In the article the concepts of pedagogical activity and professional pedagogical skill are considered. It is established that these two concepts are deeply interrelated. Both general components of professional activity of the teacher and specific teachers of higher professional education institutions are defined. Conclusions about the necessary components of pedagogical activity of university teachers in connection with the development of modern educational technologies are made.

Keywords: pedagogical activity, pedagogical skills, abilities, competences, interaction, higher vocational education, new pedagogical technologies, active and interactive forms of education.

REFERENCE

1. Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya - M.: Akademiya, 2005.

- 400 s.

2. Pedagogicheskoye masterstvo i peda-gogicheskiye tekhnologii: ucheb. posobiye. - M.: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, 2000. -

256 s. L

3. Prokhorova M.P. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya k innovatsion-noy deyatel'nosti v vuze: avtoreferat diss. k.p.n.

- Nizhniy Novgorod, 2004. - 23s.

4. Slavgorodskaya Ye.L. Aktivnyye sred-stva organizatsii uchebno-professional'noy deyatel'nosti studentov // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2013 - №3. - s. 96-105.

5. Slavgorodskaya Ye.L. Psikhologicheskiy analiz pedagogicheskoy deyatel'nosti pedagoga vysshey shkoly // PNiO - 2014 - №3 (9). - s. 115119.

6. Sorokoumova Ye.A. Gotovnost' prepodavate-ley vuza k realizatsii kompetentnostnogo podk-hoda / Ye.A. Sorokoumova, V.G. Katanova

// V sbornike: Obrazovaniye i nauka: sovre-mennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii: v 6 chastyakh. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. 2014. S. 148-150.

7. Sorokoumova Ye.A. Podgotovka spetsialis-tov po profilaktike addiktivnogo povedeniya v usloviyakh innovatsionnogo obucheniya / Ye.A. Sorokoumova, A.V. Lobanova // Addiktsiya v sovremennom nauchnom prostranstve: mate-rialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2012. S. 127-131.

8. Sorokoumova Ye.A. Uchebnoye sotrudnich-estvo vzroslykh v protsesse professional'noy podgotovki v vuze / Ye.A. Sorokoumova // VELIKIYe REKI' 2010: Trudy kongressa 12-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 2-kh tomakh. Nizhegorodskiy gosu-darstvennyy arkhitekturno-stroitel'nyy univer-sitet. 2011. S. 497-500

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.