Научная статья на тему 'Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки преподавателей'

Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / STRUCTURING OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ / SUPPORTING OUTLINES / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / CASE-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов Александр Иванович

В статье рассмотрены теоретические особенности педагогических технологий, проанализированы возможности реализации педагогических технологий в профессиональной подготовке преподавателей, выделены организационно-педагогические условия применения педагогических технологий в образовательных учреждениях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article theoretical features of pedagogical technologies are considered, possibilities of realization of pedagogical technologies in professional training of teachers are analyzed, organizational-pedagogical conditions of application of pedagogical technologies in educational institutions are allocated.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки преподавателей»

Филиппов Александр Иванович

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 139.370

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL

TRAINING OF TEACHERS

В статье рассмотрены теоретические особенности педагогических технологий, проанализированы возможности реализации педагогических технологий в профессиональной подготовке преподавателей, выделены организационно-педагогические условия применения педагогических технологий в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: педагогические технологии, личностно-ориентированное образование, структурирование педагогических знаний, опорные конспекты, кейс-технология.

In the article theoretical features of pedagogical technologies are considered, possibilities of realization of pedagogical technologies in professional training of teachers are analyzed, organizational-pedagogical conditions of application of pedagogical technologies in educational institutions are allocated.

Key words: pedagogical technologies, personality-oriented education, structuring of pedagogical knowledge, supporting outlines, case-technology.

Высшее профессиональное образование в Донецкой Народной Республике осуществляется в сложных, нестабильных политических и экономических условиях, при недостаточном бюджетном финансировании, отсутствии необходимой правовой и нормативной базы.

Одним из стратегических направлений высшего профессионального образования определяется совершенствование профессиональной подготовки преподавателей. От их профессиональной квалификации, компетентности зависит формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем интеллектуального развития, мобильных и конкурентоспособных, способных обеспечить научно-технический и социальный прогресс общества Донецкой Народной Республики. Наряду с профессиональной квалификацией актуальное значение приобретает вторая составляющая - научная, которая нуждается в постоянном обновлении, пополнении и совершенствовании психолого-педагогических знаний, умений и компетенций.

Дифференциация подготовки специалистов при введении многоуровневой системы требует и соответствующей дифференциации в подготовке преподавателей. Преподаватель должен обладать фундаментальной подготовкой по одному из научных направлений; владеть

современным арсеналом активно-творческих методов обучения, лежащих в основе технологий обучения, быть широко эрудированным, чтобы внутренне осознавать и уметь внедрять в учебный процессе принципы гуманитаризации обучения как необходимое условие формирования личности специалиста. Парадигма высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики обуславливает потребность в профессиональной подготовке преподавательских кадров. Для этого необходима разработка методологии, теории и практики подготовки, интегрирующей технические, технологические и человеческие знания в области педагогики, психологии.

Осуществление профессиональной подготовки преподавательских кадров в системе высшего профессионального образования затруднено в связи с имеющимися противоречиями между:

- новыми требованиями к конкурентоспособности выпускников и старыми критериями оценки качества обучения;

- изменившимися условиями деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования и старыми методами управления ими;

- требованиями необходимости овладения психолого-педагогическими знаниями и стереотипом мышления преподавателей специальных учебных дисциплин;

- знаниями и пониманием задач обучения и практическим отсутствием у преподавателей умений решать их в условиях Донецкой Народной Республики;

- потребностями в конкурентоспособных преподавателях и неумением подготовить специалиста.

Выявленные противоречия раскрывают сложности формирования мобильного, гибкого мышления преподавателя, готового реагировать на современные как социально-экономические, так и организационно-педагогические условия, характерные для образовательного пространства Донецкой Народной Республики. Решить данную проблему позволит организация реализация современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования.

Анализ научной литературы выявил, что отдельные современные педагогические технологии, инновационные методы обучения рассматривались автономно, многие публикации посвящены использованию инноваций в высшей школе и ориентированы на конкретные направления высшего профессионального образования.

Аспекты исследования, относящиеся к современным педагогическим технологиям, рассматривались в работах Бабанского Ю.К., Ильиной Т.А., Махмутова М.И., Пидкасистого П.И., Шадрикова В.Д. и др. Психологические особенности реализации педагогических технологий в образовании характеризуются в трудах Беспалько В.П., Блонского П.П., Божович Е.Д., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Занкова Л.В., Зимней И.А., Талызиной Н.Ф. и др. [1].

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ни в одном из этих научных источников современные педагогические технологии в профессиональной подготовке преподавателей не были предметом специального рассмотрения, что и обусловило выбор рассматриваемой темы «Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки преподавателей».

Исходя из этого, была сформулирована цель исследования, которая заключается в теоретическом изучении концептуальных основ современных педагогических технологий и выявлении организационно-педагогических условий их применения.

Необходимость изучения педагогических технологий профессиональной подготовки преподавателей продиктована практикой обучения - переходом от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения.

Методологическую и научно-теоретическую базу исследования составили: концептуальные положения диалектико-материалистической философии о ведущей роли деятельности в развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики; общенаучные принципы системного и деятельностного подходов; теории системно-комплексного, личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; ассоциативно-рефлекторная концепция обучения; теория поэтапного формирования умственных действий; теория развивающего обучения; положения теории профессионального образования.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время понятие «педагогическая технология» прочно вошло в практику и теорию высшего профессионального образования, но пока остается неясным его место и взаимосвязи в тезаурусе педагогики. В истории становления и развития понятия педагогической технологии прослеживаются различные понимания, начиная с первоначального толкования ее как обучения с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематической и последовательной организации проектируемого процесса обучения [2].

Термин «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение. Поэтому «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Одна и та же технология может каждый раз выглядеть по-иному, в зависимости от преподавателя: здесь неизбежно присутствие мастерства исполнителя, особенностей контингента обучающихся. Результаты, достигнутые разными преподавателями, которые используют одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть, педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не

определяется ими. В случае, когда преподаватель использует оригинальные методические приёмы - это является «авторской» технологией.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство [3].

В педагогике большую сложность на сегодняшний день составляют терминологические неточности, в связи с тем, что в педагогической практике применяются не совсем корректные термины, закрепившиеся за некоторыми педагогическими технологиями.

Многие авторские технологии, разработанные преподавателями, часто не обладают свойством целостности: акцентируется внимание на каком-либо достоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание остальные признаки технологии. Например, в начале своей деятельности донецкий преподаватель-новатор В.Ф. Шаталов предложил такое эффективное средство, как опорные конспекты (сигналы). Но многие практики поторопились назвать это средство технологией, попытались заимствовать опыт автора, но не у всех получались такие же результаты, как у автора. В дальнейшем В. Ф. Шаталов и его последователи пополнили опорные конспекты другими компонентами, свойственными педагогическим технологиям, и разработали одну из совершенных педагогических технологий. Этот факт говорит о том, что не всякую находку можно отнести к технологии. Главное заключается в том, что гарантированное достижение цепи дает только целостная технология.

В Донецкой Народной Республике имеется большое разнообразие научной литературы по проблеме современных педагогических технологий. Результаты её изучения выявили такие направления:

- Базовые. Описывают основы технологизации обучения преподавателей (учителей);

- Конкретные. Характеризуют технологии обучения;

- Авторские. Раскрывают модели технологий обучения по отдельным учебным дисциплинам.

Исследование проблемы современных педагогических технологий позволило определить педагогическую технологию как педагогический процесс, в ходе которого происходят качественные изменения педагогического воздействия на личность обучающихся. Педагогический процесс реализуется целостно, имеет начало (целеполагание), задачи, содержание, методы, формы и результат (продукт). Он осуществляется через постоянный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), позволяющий отслеживать качество усвоения знаний, формирования практических умений, навыков, компетенций и осуществлять необходимую корректировку.

Современные педагогические технологии базируются на отдельных педагогических теориях, особенность которых заключается в существование концептуального обоснования. Наиболее доступными в реализации являются технологии: ассоциативно-рефлекторная теория; теория поэтапного формирования умственных действий; теория развивающего обучения.

По результатам изучения научной литературы, можно выделить следующие подходы к определению понятия «педагогическая технология»:

- процессуальный. Системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата;

- инструментальный. Совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;

- личностный. Компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий;

- системный. Целостный педагогический процесс в образовательном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

Характерными свойствами педагогической технологии являются: системность, воспроизводимость, результативность. Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность, а также разные подходы авторов к определению понятия «педагогическая технология».

Исходя из современных теорий обучения, при организации учебного процесса необходимо творчески подходить к выбору той или иной педагогической теории, умело использовать ее положительные аспекты и нейтрализовать слабые. При этом следует учитывать: во-первых, цель и задачи подготовки конкретных специалистов, содержание изучаемого учебного материала и уровень его усвоения, категорию обучающихся и сроки их подготовки; во-вторых, возможности, достоинства и недостатки современных концепций обучения, а также подготовленность образовательного учреждения к их эффективному применению.

В образовательном пространстве Донецкой Народной Республики традиционному, когнитивно-ориентированному профессиональному образованию альтернативно противопоставляется личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное образование основывается на организации взаимодействия между обучающимися и преподавателями, где создаются оптимальные условия для развития у личности обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.

Исходя из этого, в образовательных учреждениях возникает необходимость реализации личностно-ориентированного (деятельностного) подхода с учетом психолого-педагогических условий в системе высшего профессионального образования взаимодействующее (кооперативное)

обучение в первую очередь в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов и выполнения комплексных учебных заданий. Педагогические технологии в образовательных учреждениях реализуются на основе модульного структурирования педагогических знаний. В процессе структурирования педагогических знаний осуществляется выбор вида, формы модульного обучения, исходя из специфики учебной дисциплины, конкретной темы, дидактической цели, познавательных возможностей обучающихся и учета педагогического потенциала образовательного учреждения. Модульное структурирование осуществляется в сочетании с другими технологиями: оптимальными приемами оформления учебного материала, выработкой умений свертывать информацию и отображать её структурно.

Технология модульного структурирования педагогических знаний должна реализовываться на основе осмысления с позиций системного подхода. Этот подход предполагает:

- учет психолого-педагогических закономерностей использования методов обучения вообще и модульного в частности;

- интеграцию данного метода с другими как традиционными, так и современными;

- осмысление разновидности модульного обучения, как по содержанию, так и по организации;

- проверку эффективности модульного обучения в разных педагогических ситуациях;

- отказ от универсализации, абсолютизации того или иного метода, в т.ч. модульного;

- умение критически подойти к выработке оптимальных условий применения модульного обучения.

Профессиональная подготовка преподавателей в системе высшего профессионального образования проявляется в «субъект-субъектных» отношениях, и каким бы опытным, подготовленным не был преподаватель, но, если обучающиеся пассивны, не заинтересованы, не подготовлены - он бессилен решить поставленные учебные цели.

В образовательных учреждениях профессиональная подготовка преподавателей реализуется с помощью педагогической технологии: использование опорных конспектов учебного материала, что способствует интенсификации обучения и обеспечивает:

- активизацию познавательной индивидуальной деятельности;

- мотивацию изучения учебной дисциплины, модуля;

- приобщение к формам самостоятельной работы по овладению новым содержанием учебной дисциплины, модуля.

Использование опорных конспектов учебного материала направлено на повышение методического потенциала преподавателя, уяснение, осознание содержания учебной дисциплины и индивидуализированную передачу его обучающимся.

В свете требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики особое значение в процессе учебных занятий приобретает формирование у преподавателей навыков самостоятельного умственного труда, характеризующегося внедрением более совершенной методики обучения, обеспечивающей повышение качества учебной деятельности. Это обосновывается тем, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучающиеся, они имеют необратимую тенденцию быстро устаревать, отставать от потребностей жизни, производства.

Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что в профессиональной подготовке преподавателей одной из главных задач выступает задача научиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации индивидуальным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы. И, исходя из этого, перенести всё это на личность обучающихся, научить их всему этому.

В реализации данной педагогической технологии для образовательных учреждений высшего профессионального образования выступает задача ознакомления преподавателей с методикой разработки и дидактическими условиями использования самостоятельной работы.

Одним из источников появления современных педагогических технологий является педагогический опыт или новаторско-педагогический, характеризующийся системной перестройкой преподавателем индивидуальной деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности преподавательской деятельности.

Система профессиональной подготовки преподавателей ставит своей задачей обмен опытом работы, общение с большим количеством педагогов-новаторов. Причем, не только давно известными, и уже «внедряемыми» в практику, но и, мало известными, но вносящими неоценимый вклад в обучение и воспитание индивидуальным оригинальным методом или целостной педагогической технологией.

В настоящее время поиск возможностей повышения эффективности профессиональной подготовки преподавателей осуществляется в инновационных направлениях. В рамках этого поиска становится актуальной задача сближения временных параметров процесса перехода от теории к практике. Теоретические основы подготовки специалиста должны находить свое практическое воплощение в его профессиональной деятельности как можно раньше. Такие потенциальные возможности в образовательных учреждениях имеются, однако, они не нашли еще своего обоснования и системного использования для актуализации и развития интеллектуального, творческого потенциала обучающихся, стимулирования их профессиональной мотивации и самостоятельности.

В профессиональной подготовке преподавателей недостаточно реализуется методологический потенциал, содержащийся в использовании научных подходов. Далеко не в полной мере используются значительные возможности интерактивных методов, в особенности кейс-технологии,

позволяющих сформировать у преподавателей необходимые для успешного принятия решений компетенции. Организация подготовки преподавателя к принятию профессиональных решений, базирующаяся на использовании интегрированного потенциала научных подходов и кейс-технологии как одного из эффективных инструментов его реализации, позволяет поднять его профессионализм на качественно новый уровень.

Для активного внедрения кейс-технологии в систему профессиональной подготовки преподавателей требуется разработка методологии ее реализации, что позволит избежать механистического подхода к применению данной технологии в учебном процессе. Реализация потенциала кейс-технологии в профессиональной подготовке преподавателей позволяет решать актуальную проблему интеграции теоретических положений различных научных подходов, представленных в педагогической науке.

Применение кейс-технологии предполагает освоение как реальной, так и виртуальной действительности, что также способствует более масштабному использованию современных достижений педагогических технологий.

В основе кейс-технологии лежит применение кейсов в образовательном процессе. Кейс, в переводе с английского, означает случай, инцидент. На протяжении длительного периода исследователи в области высшего профессионального образования использовали понятие «кейс-метод», но в последнее время все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует об усилении заинтересованности специалистов в энергичном внедрении метода в практику профессиональной подготовки. Реализация в профессиональной подготовке преподавателей «кейс-технология» способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.

Эффективность применения современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки преподавателей во многом определяется организационно-педагогическими условиями. Условия эти полностью зависят от непосредственной формы высшего профессионального образования.

Результаты исследования позволили выработать определение организационно-педагогическим условиям как целостной системы деятельности определенного образовательного учреждения, имеющего четкую цель, конкретные задачи, определенное содержание, нашедшее отражение в специальной учебно-планирующей документации, в том числе -регламенте деятельности, обеспечении кадровым потенциалом, создании учебно-методической базы.

Исходя из этого, основным направлением в создании организационно -педагогических условий является деятельность, ориентированная на современные педагогические технологии. Целью организационно-педагогических условий выступает необходимость разработки учебных программ, расписаний занятий, учебно-методических материалов для оказания практической помощи в профессиональной подготовке преподавателей.

Спецификой профессиональной подготовки преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования является партнерство, сотрудничество. Основополагающим аспектом профессиональной подготовки преподавателей определяется: мотивация, формирование потребности, заинтересованности в поиске новых подходов в профессиональной деятельности. Условия эффективности применения современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки преподавателей предполагают методическое обеспечение организационно-педагогических условий (опорные конспекты, пособия, справочники, рекомендации, технические средства обучения, видеоаппаратура, методика проведения учебных занятий, методика внедрения современных педагогических технологий и др.).

Поэтому, определяющим организационно-педагогическим условием профессиональной подготовки преподавателей является использование метода исследования индивидуальной учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающего регулятивные действия, направленные на совершенствование навыков самоконтроля, самодиагностики, саморегуляции, самокоррекции.

На основе проведенного исследования можно заключить:

- профессиональная подготовка преподавателей зависит от применения современных педагогических технологий;

- эффективность применения современных педагогических технологий в системе профессиональной подготовки преподавателей зависит от организационно-педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для студ., магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КноРус, 2010. - 432 с.

3. Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО / О. В. Чмулева // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 155 - 158.

Фомина Олеся Витальевна

КУ «ОШI-III ступеней № 6, города Енакиево», учитель уроков гражданственности Донбасса

(г. Енакиево, ДНР)

УДК 17:37.01

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

REALIZATION OF THE CONCEPT OF PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS BY MEANS OF PUBLIC DISCIPLINES

В статье представлена реализация концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин Донецкой Народной Республики. Показано, что патриотическое воспитание - процесс формирования отношения к Отечеству как национальной ценности, развитие таких качеств личности, как любовь к Отечеству, преданность Родине, внимание к истории ДНР, духовная связь с народом. Определены сущностные характеристики патриотического воспитания, его формы, методы и средства. Выделены ценностные доминанты патриотического воспитания: Родина, природа, культура, родной язык, труд. Подчеркивается роль педагога в патриотическом воспитании. Установлено, что основы патриотического воспитания делают его полноценным и значимым для учащихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданственность, любовь к Родине, воспитательная система, общественные молодежные движения, патриотизм.

The article presents the implementation of the concept of patriotic education of children and youth by means of social sciences in DPR. It is shown that patriotic education is a process of formation of attitude to the homeland as national values, the development of such qualities as love for Motherland, devotion to the Motherland, attention to the history of DPR, spiritual connection with the people. The essential characteristics of patriotic education, its forms, methods and means are defined. In the article are allocated value dominants of patriotic education: the homeland, nature, culture, native language, labor. The author emphasizes the role of the teacher in education. It is defined that the basis of patriotic education makes it valuable and meaningful for students

Key words: patriotic education, citizenship, love for the Motherland, educational system, public youth movements, patriotism.

«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу

человека...»

К.Д. Ушинский

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне Родины, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании [1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.