Научная статья на тему 'Специфика буддизма как философии и религии'

Специфика буддизма как философии и религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4667
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / философия / религия / идеи / специфика / учение. / Buddhism / philosophy / religion / ideas / selfica / teaching.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филимонов А. А., Бетехтина Е. Н., Кузнецова А. В., Трапезников Михаил Владимирович

Статья посвящена изучению специфики буддизма. Представлены особенности возникновения буддизма. Отражены основные аспекты буддизма как философии. Изложены особенности данного учения как религии. Проведен анализ различий буддизма как философии и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF BUDDHISM AS PHILOSOPHY AND RELIGION

the Article is devoted to the study of the specificity of Buddhism. Features of emergence of Buddhism are presented. The main aspects of Buddhism as a philosophy are reflected. Given the peculiarities of this doctrine as a religion. The analysis of differences of Buddhism as philosophy and religion is carried out.

Текст научной работы на тему «Специфика буддизма как философии и религии»

<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>Ш2!)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES

55

потребность в совершении акта благотворительности не возникает. Добродетель сострадающего, подающего милостыню, заключается не в попытке оказания помощи страдающему от голода бедняку, а средством погашения нарастающего внутреннего дискомфорта, основанного на чувстве вины. Вытекающий из жестов благотворительности альтруизм, при более пристальном рассмотрении и анализе оказывается латентным эгоизмом, направленным на заботу о собственном душевном благополучии.

Сострадание как порок, облеченный в образ добродетели, теряет всю свою моральную облицовку, на поверхности которой была выстроена переполненная священным трепетом христианская мораль.

Список литературы:

1. Фридрих Ницше. Антихристианин. Проклятие христианству. Москва, 2016.

2. Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Москва, 1992.

3. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Исто-рико-критический очерк. Москва, 1974.

Филимонов А.А.

Студент

Кировский Государственный медицинский университет

Россия, г.Киров Бетехтина Е.Н.

Студентка

Кировский Государственный медицинский университет

Россия, г.Киров Кузнецова А.В. Студентка

Кировский Государственный медицинский университет

Россия, г. Киров Трапезников Михаил Владимирович

Научный руководитель:

СПЕЦИФИКА БУДДИЗМА КАК ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

Filimonov A.A.

Student

Kirov State Medical University Russia, Kirov Betekhtina E.N. Female student Kirov State Medical University Russia, Kirov Kuznetsova A. V. Female student Kirov State Medical University Russia, Kirov Trapeznikov Mikhail Vladimirovich Supervisor:

SPECIFICS OF BUDDHISM AS PHILOSOPHY AND RELIGION

Аннотация:

Статья посвящена изучению специфики буддизма. Представлены особенности возникновения буддизма. Отражены основные аспекты буддизма как философии. Изложены особенности данного учения как религии. Проведен анализ различий буддизма как философии и религии.

Abstract:

the Article is devoted to the study of the specificity of Buddhism. Features of emergence of Buddhism are presented. The main aspects of Buddhism as a philosophy are reflected. Given the peculiarities of this doctrine as a religion. The analysis of differences of Buddhism as philosophy and religion is carried out.

Ключевые слова: буддизм, философия, религия, идеи, специфика, учение.

Keywords: Buddhism, philosophy, religion, ideas, selfica, teaching.

У каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм -философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм - это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно

называем ее «буддийская философия, учение».

Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие - религией. Сложность заключается еще и в том,

PHILOSOPHICAL SCIENCES/ <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9

56_

что в странах Востока, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия».

На этой почве веками ведутся споры, и исследователи все никак не могут прийти к единому мнению. Разногласия по поводу буддизма не утихают в первую очередь потому, что с каждым годом он охватывает все больше новых приверженцев. Чтобы понять, к какой категории можно его отнести, стоит для начала определить, что есть философия, а что - религия[2, с. 38].

Дословно философию с греческого можно перевести как «любить мудрость», что отлично отражает суть понятия. Философия всегда стремится изучить со всех сторон мир, нашу жизнь, устройство Вселенной. Разные направления философии изучают процесс познания, систему ценностей, бытие, знания, основанные на собственном опыте, причинно—следственные связи.

Философские концепции имеют своих основоположников, а со временем дополняются, трансформируются. В их основе лежат научные труды, теории, законы. Философия «дружит» с наукой и в какой—то степени ее саму причисляют к науке.

Религия же - это совокупность взглядов, которые строятся на вере — в высшие силы, в сверхъестественное, в единого Бога или в нескольких богов. Религия объединяет людей и диктует свои непререкаемые правила, догмы.

При этом верующие объединяются в организации, где проводятся обряды, священные действия, службы, ритуалы. Для этого они собираются в специально отведенных местах, например, в церквях, храмах, монастырях, синагогах.

И философия, и религия отвечают на важные для человека вопросы: можно ли познать мир, где таится истина, есть ли Бог, что из себя представляет человек, что такое хорошо и что такое плохо. Но при этом философия приводит доводы (зачастую логические), в которые человек может верить, а может не верить, принимать их или нет, и которые могут меняться с течением времени в зависимости от научных открытий и новых концепций.

В религии Бог трансцендентен, истины беспрекословно принимаются на веру, так или иначе говорится о высших силах, существуют правила, которые обязательны для выполнения.

Буддизм говорит не о божественном начале, которое есть во Вселенной и в каждом из нас, а о духовном Пробуждении - бодхи. Буддисты не «рабы Божьи», а «последователи Учения».

То есть, в отличие от взгляда религий, мы должны стремиться не к Богу, а к собственному Просветлению. В основе лежит именно Учение, которое само по себе говорит о близости к философии.

Разными учеными буддизм определяется как[3, 52]:

• религия;

• философия;

• этическое учение;

• культурная традиция;

• цивилизация;

• наука о сознании.

У этого Учения есть основоположник - Будда Шакьямуни. Он был не Богом, а великим Учителем, который смог пройти свой путь, познать истину и бросить все свои силы для помощи другим. Он был обычным человеком, и мы знаем о нем то, что его звали Сидхартха Гаутама, он жил в Индии, был сыном царя из рода Шакья, у него была жена и сын, и действительность его существования не вызывает сомнений[4, с. 77].

В учении не говорится о божественном происхождении мира и о потусторонних силах. Существует множество буддийских сутр, которые существуют со времен раннего буддизма и становятся текстами, где подробно излагается суть учения.

В некоторых из них можно узнать о различных демонах, божествах, бодхисаттвах - но нельзя говорить об их божественной или адской природе, потому что они, так же, как и мы, являются живыми существами и крутятся в сансаре - круговороте смертей и перерождений. И им никто не поклоняется - даже Учитель Будда говорил о том, чтобы не делать культа из него или кого—нибудь другого.

В буддизме нет греха и его искупления - есть понятие кармы. Она, так же, как философия, объясняет, что за любым действием последует результат в будущем, то есть все имеет свои причины и следствия.

Также буддийское Учение - это не слепая вера тому, что сказал авторитет. Любое правило, изречение должно пропускаться через призму собственного опыта, проверяться «на своей шкуре». Будда также об этом говорил.

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма[2, с. 82]:

1. Страдание - это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования -это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

2. Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

3. Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

4. Восьмеричный или «срединный» путь спасения - это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

Резюмируя особенности буддизма, можно сказать, что у него нет тех основных черт, присущих религии[2, с. 88]:

• Бога, который сотворил мир и правит им

• грехов и их искупления;

• бескомпромиссной веры;

<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>Ш2!)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES

• строгих правил, догм;

• единого канона, который считается священным для всех направлений религии.

Идеи буддизма воплощаются в современной культуре, например в литературе: Джек Керуак и его «Бродяги Дхармы», Герман Гессе и роман «Сиддхартха», Виктор Пелевин и его «дзен—буддистский», как он сам его называет, роман «Чапаев и пустота». Такое восприятие далеко от религиозного и больше походит на философское.

С другой стороны, главная цель буддизма - это спасти людей, помочь им достичь истины, обрести свободу. Чем это не цель религии?

Буддизм давно вышел за границы определенных стран и национальностей, охватив множество последователей по всему миру. Именно по этому признаку его называют мировой религией наряду с мусульманством и христианством.

За 2,5 тысячи лет существования учение Будды сильно изменилось, разделившись на множество школ, взгляды которых могут быть совершенно разными. В некоторых направлениях, например в ваджраяне, имеет место ритуальность, которая так присуща религии[5, с. 28].

В каких—то традициях даже Будда, а также другие бодхисаттвы обожествляются: им устанавливают алтари, воздвигают статуи, делают подношения. Все мы так хорошо знаем о буддийских мантрах, которые по сути являются молитвами, встречающимися и в других конфессиях.

Существуют разного рода буддийские храмы, монастыри, дацаны, хуралы. Здесь же проводятся службы, праздники, обряды, чего никак не встретишь в философии. Монахи, ламы, пуджи, подношения, чтение сутр, тханки, которые так похожи на иконографию, определенная одежда - это, без сомнения, признаки религии, которые очень явно проявляются в буддийской традиции.

Но далее мы можем привести противоположный взгляд на тот факт, что буддизм — это религия. Так, например, словарь Уэбстера определяет религию как «систему верований, обрядов и праздников, направленную на почитание некой высшей сверхъестественной силы, которая является предметом поклонения[1, с. 58].

Буддизм не является религией, потому что, во—первых, Будда - это не сверхъестественная сила. Будда - обычный человек, который достиг Полного Понимания реальности жизни и Вселенной. Жизнь - это мы, а Вселенная - это наша среда обитания. Будда учил, что все существа обладают одинаковыми возможностями для достижения Полного Понимания себя и своей жизни, а также для того, чтобы освободить себя от всех страданий и таким образом достичь абсолютного счастья. Все существа могут стать Буддой и соединиться с природой. Будда - не Бог, но учитель, который показывает нам путь возвращения Свободы и Понимания с помощью преодоления пороков, таких как жадность, гнев, невежество, которые ослепляют нас в данный момент[1, с. 60].

«Будда» - это санскритское слово, означающее «Свобода, Просветление/Понимание». Основателя

57

буддизма, Будду Шакьямуни, мы называем «Учителем Первоначал». Он достиг полного Понимания жизни и Вселенной. Буддизм - это его дар нам, учение, которое освещает путь к Будде.

Во—вторых, буддизм не религия, потому что «вера» в учении Будды - это не «слепая» вера, она далека от суеверия и предрассудков. Будда Шакья-муни учил не слепо верить тому, что он говорит, он убеждал попробовать учение на себе и доказать его справедливость для людей на практике. Будда хотел, чтобы мы знали, а не только верили. Учение Будды возникло из его собственного опыта познания реальности жизни и вселенной, и оно указывает нам дорогу для познания своей правды. Это похоже на то, как хороший друг рассказывает нам о своем путешествии в Европу, о достопримечательностях, которые он посетил и о том, как туда добраться, чтобы увидеть все самим. Будда использует совершенно научный способ, чтобы показать нам реальность такой, какая она есть на самом деле.

В—третьих, буддизм не религия, поскольку все обряды и праздники не посвящены одному сверхъестественному существу, а скорее посвящены людям, вовлеченным в процесс. Церемонии и праздники в буддизме всегда имеют образовательную цель. Они напоминают об учении Будды и поддерживают всех, кто практикует учение. Например, церемония Покаяния Тысячи Будд, которая проходит во время празднования китайского Нового Года, помогает практикующим культивировать смирение в сердце и уважение к другим людям. Цель всех «церемоний» состоит в том, чтобы помочь другим пробудиться от невежества и прийти к Свободе и Пониманию.

Наконец, буддизм не является религией, потому что «поклонение» в буддизме основано не на эмоциях, а на фактах. Ученики Будды посвящают себя практике поддержания Чистоты Сознания, потому что эта практика приносит настоящее счастье и возможность помочь другим людям и обществу достичь полного понимания и свободы. Только через полное понимание и свободу мы можем реализовать наши возможности и познать наше собственное Я[1, с.68].

Итак, буддизм - это, безусловно, не религия, а именно учение, которое показывает нам путь, приводящий к полному пониманию себя и всего, что нас окружает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что из—за многогранности и множественности направлений буддизм можно назвать и конфессией, и философским мировоззрением. Во многом понимание зависит от контекста и от конкретного направления мысли.

Буддизм — мировая религия, самая немногочисленная из трех основных конфессий. Принадлежность к ней не зависит от расы, национальности или местожительства ее последователей. Вот почему сотни миллионов ее адептов находятся не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах. Очерк о происхождении и становлении буд-

58

PHILOSOPHICAL SCIENCES/ <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9

дизма не менее увлекателен, чем сведения о христианстве и исламе.Возникновение буддизма как религиозного и философского течения относится к глубокой древности, но само название возникло совсем недавно — в XIX столетии, в Европе. Родиной его была Индия, но в современном мире он признан огромным количеством народов со всевозможными обычаями.

Использованные источники:

1. Американский словарь английского языка // Н. Уэбстера. - Нью—Йорк: Мерриам. - 1975.1222 с.

2. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е.П.Островской, В.И.Рудого. —СПб.:Изд—во С.—

Петерб. ун—та, 2016. — 258 с.

3. Далай—лама. Мир тибетского буддизма: обзор его философии и практики / аннот. пер. с тибет. на англ. ГешеТупгенЧжинпа; пер. с англ. Б. Лаврентьева (ч.1), М. Кожевниковой (ч. 2) и А. Те-рентьева; под общ. ред. А.Терентьсва. — Нартанг: СПб.: Философия, 1996. — 238 с.

4. Игнатьев, М.А. Особенности утверждения буддизма / М.А. Игнатьев // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.—практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info (дата обращения: 11.01.2019).

5. Торчинов, Е. А. Введение в буддизм / Е.А, Торчинов. —СПб.: Знание, 2013. — 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.