<<Щ[1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>Ш21)),2(Ж / PHILOSOPHICAL SCIENCES_53_
Тюкмаева А.М.1
1 Тюкмаева Аида Маратовна / Tyukmaeva Aida - студент Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, исторического факультета, по направлению: «Идея национальной независимости, основы духовности и права». Узбекистан, Ташкент.
СОСТРАДАНИЕ В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ
Tyukmaeva Aida
- a student of the Tashkent State Pedagogical University named after Nizami,
Faculty of History, in the direction: "The idea of national independence, the foundations of spirituality and law. " Uzbekistan, Tashkent.
COMPASSION IN THE PHILOSOPHY OF FRIEDRICH NIETZSCHE
Аннотация:
Сострадание как одно из важнейших элементов выражения психологического сопереживания и эмоциональной сопричастности индивида к страдающему объекту является предметом пристального исследования в философии Фридриха Ницше. Анализируя природу данной эмоциональной реакции, получившей в христианской традиции статус добродетели, немецкий философ изобличает сострадание в качестве опасного деструктивного аффекта, действующего заразительно угнетающим образом. В знаменитом труде немецкого имморалиста «Антихристианин. Проклятие христианству» сострадание причисляется к жизнеотрицающим ценностям «decadence», противоречащим основным законам развития. Болезненно опасное состояние, возникающее вследствие обнаружения страдающего объекта, сопровождается цепью разрушительных переживаний, толкающее к умножению и жизнеутверждению страдания.
Abstract:
Compassion as one of the most important elements of the expression ofpsychological empathy and emotional involvement of the individual to the suffering object is the subject of close research in the philosophy of Friedrich Nietzsche. Analyzing the nature of this emotional reaction, which has received the status of virtue in the Christian tradition, the German philosopher exposes compassion as a dangerous destructive affect, acting in an infectiously depressing way. In the famous work of the German immoralist "Anti-Christian. Curse of Christianity "compassion is ranked among the life-denying values of decadence ", contrary to the basic laws of development. A painfully dangerous condition arising from the discovery of a suffering object is accompanied by a chain of destructive experiences, pushing towards the multiplication and life-affirmation of suffering.
Ключевые слова: сострадание, страдание, decadence, аффект, эмпатия, добродетель, порок, жиз-неутверждение, жизнеотрицание.
Keywords: compassion, suffering, decadence, affect, empathy, virtue, vice, life-affirmation, life-negation.
Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею со-
Одной из самых сильных и заразительных человеческих реакций, вызываемых цепью нейробио-логических воздействий, является чувство сострадания, выражаемое в способности субъекта перенимать определенный спектр негативных и мучительных переживаний у страдающего объекта. Отсутствие сострадания выступает одним из характерных симптомов многих психических расстройств, например, таких как деперсонализация личности, аутизм, шизофрения, синдром Аспергера и прочих психопродуктивных нарушений.
Согласно этической концепции Шопенгауэра, вся человеческая деятельность подчинена трем основополагающим мотивам: злобе, эгоизме и сострадании, предопределяющим образ мышления и поведения индивида. Третий мотив выступает в качестве единственной основополагающей интенции
мнение.
Фридрих Ницше
к утверждению моральной необходимости, которая формируется из актов покорного принятия всех превратностей судьбы, аскетической позиции к жизни и приоритета альтруизма над эгоизмом. Сострадание, вызывающее у человека состояние неутихающего внутреннего дискомфорта, по Шопенгауэру, выражает наивысшее проявление нравственности человека, отождествляемое с чувством любви.
Трактовка понятия сострадания в различных религиозных традициях, принимает исключительно положение добродетели. Положительная оценка сострадания обнаруживается в буддизме, трактующем данную реакцию как практику Маха-яны, перетекающей в обет Бодхисаттвы, где всепоглощающее чувство сострадания охватывает всех живых существ. Проявление данного жизненно
PHILOSOPHICAL SCIENCES/ <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9
54_
важного элемента связано со способностью и готовностью пожертвовать собой ради блага других. В индуизме практика сострадания представляется единственным путем, ведущим к просветлению, дающее целостное осознание природы реальности. В исламской религиозной традиции явление всеобъемлющего сострадания встречается в содержании Басмалы, представляющей собой формулу, с которой начинается каждая Сура Корана, кроме девятой: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Самым частым вариацией упоминания Бога в Коране - Аль-Рахим, что в переводе означает «сострадающий». Сострадание, выражаемое в любви к ближнему, в христианской традиции занимает место важнейшей добродетели, основанной на принятии каждого человека в «образе Божьем». Реализация добродетели сострадания проявляется в различного рода добровольных пожертвований, например, в воздаянии десятой части своих доходов в пользу религиозной общины. Являясь неотъемлемой частью христианства, сострадание обращается в призму через которую выстраивается характеристика праведного образа жизни. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
В известном произведении Фридриха Ницше «Антихристианин. Проклятие христианству» встречается критика важнейшей христианской добродетели - сострадания. Определяя христианство как непосредственную религию, призывающую к состраданию, философ изобличает наносимый состраданием вред: «Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила. Состраданием еще увеличивается и усложняется убыль в силе, наносимая жизни страданием. Само страдание делается заразительным через сострадание; при известных обстоятельствах путем сострадания достигается такая величина ущерба жизни и жизненной энергии, которая находится в нелепо преувеличенном отношении к величине причины ( случай смерти Назореянина)». [] Сопереживание, сочувствие и сострадание, восхваляемые всевозможными моральными авторитетами, при более детальном и пристальном рассмотрении раскрывают свои тягостные и разрушительные последствия. Профессор психологии из Йельского университета Пол Блум, рассуждая о феномене эмпатии, ставит под сомнение её практические преимущества, Наносимые психологические повреждения, возникающие при обнаружении некоторого страдающего объекта, вызывают у его наблюдателя тревожное и угнетающее состояние, которым можно было бы пренебречь при отсутствии у последнего сильной эмоциональной реакции на чужой дискомфорт. Запуск разрушительных процессов в организме при переживании данного чувства сопровождается нарастающим состоянием тревоги, ведущей к выработке норадреналина и ацетилхолина, провоцирующих возникновение стрессовых состояний. Пребывание человека в сильнейшем психологическом дисбалансе, отсутствующего до момента обнаруже-
ния транслирующей страдание жертвы, продолжается до тех пор пока не будут предприняты меры, снижающие страдания у его первичного генератора. «Если измерять сострадание ценностью реакций, которые оно обыкновенно вызывает, то опасность его для жизни еще яснее. Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение». [1] Попытка осмыслить сострадание в этических категориях высокопарной жертвенности, где отсутствует всякая индивидуальная сосредоточенность, но прогрессирует уязвимость к массовым катастрофам и бедствиям, предпринималась с предубежденной достоверностью до тех пор, пока Фридрих Ницше не бросил вызов устоявшейся системе моральных ценностей. Говорить о пользе сострадания возможно только при условии её полнейшего отсутствия, изолированности человека от гнетущего состояния сопричастности к чужим переживаниям. Будучи жизнеотрицающим явлением, толкающим человека на добровольное истощение собственных ресурсов, которые могли бы быть направлены на жизнеутверждающие акты самореализации, сострадание инфицирует всех эмпатически настроенных личностей. «Осмелились назвать сострадание добродетелью (в каждой благородной морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из него добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно, лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите отрицание жизни, - и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр был прав: сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной отрицания, - сострадание есть практика нигилизма». [1]
Противоположным состраданию чувством, защищающим от восхождения несвойственных человеку проявлений, является состояние равнодушия, которое, по мнению Митчела Уилсона, является проявлением наивысшей жестокости. Обвинение равнодушного к чужим страданиям человека в жестокости, равносильно обвинению здорового в противостоянии больному, желающему его заразить. Просящий милостыню страдалец, взывающий к получению материальной помощи от всех неравнодушных, достаточно умен для того чтобы найти рентабельное место, откликающееся на его нищету. Поддавшийся состраданию человек, освобождается от страдания с помощью осуществления акта подаяния - милостыни, являющейся некоторой формой оправдания перед нуждающимся человеком. Огромную роль в возникновении этой отрицательно-окрашенной реакции становится чувство вины, перетекающей в угрызение совести и болезненное переживание. Однако, если сострадающий не становится непосредственным свидетелем и наблюдателем всего спектра психологических манипуляций со стороны просящего, то внутренняя
«Ш[[шетим~^©и©ма[>ш2!)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES
55
потребность в совершении акта благотворительности не возникает. Добродетель сострадающего, подающего милостыню, заключается не в попытке оказания помощи страдающему от голода бедняку, а средством погашения нарастающего внутреннего дискомфорта, основанного на чувстве вины. Вытекающий из жестов благотворительности альтруизм, при более пристальном рассмотрении и анализе оказывается латентным эгоизмом, направленным на заботу о собственном душевном благополучии.
Сострадание как порок, облеченный в образ добродетели, теряет всю свою моральную облицовку, на поверхности которой была выстроена переполненная священным трепетом христианская мораль.
Список литературы:
1. Фридрих Ницше. Антихристианин. Проклятие христианству. Москва, 2016.
2. Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Москва, 1992.
3. Дробницкий О. Г. Понятие морали: Исто-рико-критический очерк. Москва, 1974.
Филимонов А.А.
Студент
Кировский Государственный медицинский университет
Россия, г.Киров Бетехтина Е.Н.
Студентка
Кировский Государственный медицинский университет
Россия, г.Киров Кузнецова А.В. Студентка
Кировский Государственный медицинский университет
Россия, г. Киров Трапезников Михаил Владимирович
Научный руководитель:
СПЕЦИФИКА БУДДИЗМА КАК ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
Filimonov A.A.
Student
Kirov State Medical University Russia, Kirov Betekhtina E.N. Female student Kirov State Medical University Russia, Kirov Kuznetsova A. V. Female student Kirov State Medical University Russia, Kirov Trapeznikov Mikhail Vladimirovich Supervisor:
SPECIFICS OF BUDDHISM AS PHILOSOPHY AND RELIGION
Аннотация:
Статья посвящена изучению специфики буддизма. Представлены особенности возникновения буддизма. Отражены основные аспекты буддизма как философии. Изложены особенности данного учения как религии. Проведен анализ различий буддизма как философии и религии.
Abstract:
the Article is devoted to the study of the specificity of Buddhism. Features of emergence of Buddhism are presented. The main aspects of Buddhism as a philosophy are reflected. Given the peculiarities of this doctrine as a religion. The analysis of differences of Buddhism as philosophy and religion is carried out.
Ключевые слова: буддизм, философия, религия, идеи, специфика, учение.
Keywords: Buddhism, philosophy, religion, ideas, selfica, teaching.
У каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм -философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм - это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно
называем ее «буддийская философия, учение».
Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие - религией. Сложность заключается еще и в том,