МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х
Объединение партийного и государственного аппаратов предопределило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. В годы перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистрированных избирателей (табл. 1). Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.
Явление абсентеизма невозможно ликвидировать демократическими методами, да и в этом нет необходимости. Если данное явление не носит массовый характер, то оно не предоставляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда найдётся категория лиц, которая будет игнорировать голосованию по каким-либо неполитическим причинам. Всегда будет иметься некоторая часть граждан, не заинтересованных в политике. Случай масштабности абсентеизма в государстве может привести к негативным последствиям, которые неблагоприятно отразятся на политической системе. Причиной этого может послужить парализация важнейших демократических процессов. При этом происходит утеря смысла демократии как формы государства, где народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.
Список использованной литературы:
1.Граф И.В., Жаромских Д.Г. Правовые способы преодоления абсентеизма в зарубежных странах // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2008. - № 2. - С. 54-60.
2. Бушенёва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России. СПб., 2007. - 180 с.
3. Баскакова Ю.М. «Мы эту власть не выбирали»: абсентеизм на выборах 2011-2012 гг. //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2012. - № 5. - С. 5-15.
4.Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: Информационный центр. - URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/electday/vib_080913/cik_info.html, свободный.
© Кузнецова А.В., 2016
УДК 032
Швецова Виктория Александровна,
студент, НГУЭУ, г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected] Пучкова Анастасия Александровна, студент, НГУЭУ, г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА И УЧЕТА РИСКА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье рассмотрена необходимость анализа риска при принятии политического решения и последовательность анализа риска. Приводится ряд причин, по которым могут возникнуть риски. Представлены приемы управления рисками, которые применяются после проведения анализа рисков в процессе принятия политического решения.
Ключевые слова
Анализ, риски, политические решения, принятие решений, проблемы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
В процессе государственного управления существует механизм принятия политических решений. Через данный механизм государство осуществляет воздействие на самые различные структуры общества (группы, классы, формальные и неформальные институты). Процесс государственного управления способствует не только достижению политических целей, но также может приводить к нежелательным результатам и последствиям. Эффективным или неэффективным окажется политическое решение зависит от степени риска. Он может привести к неудачным последствиям самых продуманных программ и планов.
Политический риск, один из элементов процесса принятия политического решения и связан с оценкой и выбором альтернатив, а также с практическим осуществлением принятого решения. Риски ограничивают принимаемые решения с одной стороны неверным выбором альтернатив, с другой, ответственностью за результаты принятых политических решений. Риск это отклонение от поставленных целей или увеличение неблагоприятных последствий принятых политических решений.
Необходимо понимать, откуда могут возникнуть риски и его причины. Можно привести позицию В. Лапицкого, который выделил 5 факторов [2, с. 436]:
1. Многовариантный и вероятностный характер мира.
2. Противоречивость политических явлений.
3. Стихийность и случайность.
4. Неполнота информации об исследуемых объектах и процессах.
5. Сложность окружающего мира и его отдельных подсистем.
Наличие риска при принятии политического решения приводит к необходимости проводить его анализ, а также определять его значимость в процессе принятия политических решений. Анализ риска включает в себя два основных аспекта. Первый аспект позволяет определить сущность риска. Второй аспект относится к аналитическому статусу концептов риска в теории принятия политических решений. Анализ риска можно разделить на два основных вида [1, с. 186]:
Во-первых, качественный анализ риска. Его главная задача состоит в определении факторов, приводящих к риску и обстоятельств, которые приводят к рисковым ситуациям.
Во-вторых, количественный анализ. Он позволяет вычислить вероятность наступления отдельных рисков и риска проекта в целом.
Анализ риска при принятии политического решения проводится в следующей последовательности [3, с. 120]:
1) Проводится выявление объективных и субъективных факторов, которые влияют на конкретный вид
риска.
2) Осуществляется анализ выявленных факторов, влияющих на конкретный вид риска.
3) Проводится оценка конкретного вида риска с разных позиций.
4) Устанавливается допустимость уровня риска
5) Анализируются отдельных операций по выбранному уровню риска.
6) Разрабатываются мероприятий по снижению риска при принятии политического решения.
После проведения анализа рисков в процессе принятия политического решения используются
специальные разработанные приемы управления риском. Вопросами управления риском занимается теория риск-менеджмент. Основные приемы риск-менеджмента при принятии политического решения включают в себя [4, с. 131]:
1) избегание риска, действия, которые направлены на уклонение от мероприятий, связанных с риском;
2) удержание риска, мероприятия, предполагающие покрытие возможных убытков за счет резервных средств;
3) передача риска, передача ответственности за риск;
4) снижение степени риска, мероприятия направленные на уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.
Говоря о процессе принятия политических решений можно предположить, что проблемами этого процесса являются риски, которые влияют на количество имеющейся информации о конкретной ситуации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
Риск не позволяют четко принять решение, поэтому всегда будет существовать риск потерь во время принятия решения. Однако с другой стороны, риск может повлечь за собой и возможные приобретения после принятия политического решения. Поэтом предположение о том, что риск является проблемой, в процессе принятия политического решения не является доказанным.
Таким образом, можно отметить, что на результат, который будет, достигнут после принятия решения, немаловажную роль играют риски, которые должны учитываться при принятии решений. Существует множество причин возникновения рисков при принятии государственных решений, такие как неопределенность развития будущего, недостаточная профессиональная подготовка управляющих, динамика социальных процессов и другие. В процессе принятия политического решения в условиях риска появляется необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избеганием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Если риски не будут учитываться при принятии государственных решений, в результате они могут привести к нестабильности общественного порядка и нарастанию конфликтности. Поэтому при принятии государственных решений необходимо учитывать риски для того чтобы снижать уровень их воздействия и то к чему они могут привести.
Список использованной литературы:
1. Васильева Е.Ю. Анализ и оценка политических рисков / Е.Ю. Васильева. - Москва, 2015 - с. 164.
2. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой, - 4-е издание. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
3. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений: учебник для академического бакалавриата / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2015 - с. 131.
4. Фирсова И.А. Методы принятия управленческих решений: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2015. - с. 289
© Швецова В.А., Пучкова А.А., 2016