Сильное государство, может быть только в условиях построения профессионализма, бескорыстия и контроля кадров которые осуществляют ту или иную деятельность у властных структур в государстве. Следовательно, необходимо наличие государственных ресурсов будь то, материальные или социальные, экономические или иные. Все это в совокупности обеспечивает эффективно функционирующее государство. Стабильным государством может быть признано только то государство, которое обладает значительным властными ресурсом, потенциалом и возможностями. А функционирование должно быть обширным и значимым в зависимости от компетенции органов власти и ограничения круга задач и приоритетов. Также, стоит отметить, что государство было и остается важнейшим институтом, основной целью которого является достижения того уровня, чтобы общество максимально контактировало с властью, а последняя в глазах общества была максимально легитимна. Отсюда, важность формирования актуальной повестки дня и выбор значимых социальных проблем в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Принятие политического решения носит публичный, масштабный характер. Именно поддержка обеспечивает устойчивость и стабильность политической власти и принятому решению. Поддержка и одобрение власти со стороны населения связаны, прежде всего, с разнообразными политическими традициями, а так же с гражданскими интересами, процессами формирования авторитета и разделения на высшие и низшие слои. При этом легитимность может формироваться не только населением, но и самим государством, которое влияет на массовое сознание граждан, давая основу положительно относиться к правящему режиму. Именно такая легитимность основывается уже на правах граждан, поддержании порядка в обществе и деятельности государства. А поддержание легитимности - это способность властей убеждать людей в законности и справедливости сложившейся какой-либо ситуации и проводимой ими политики [1, с. 113].
Таким образом, государство - это есть система органов, которая включает в себя чиновников, наделенных власть и профессиональных управленцев, которые определенными программами, реформами, поправками улучшают положение своего народа, тем самым уровень легитимации государственной власти со стороны общества.
Примечание:
Работа выполнена в рамках реализации Гранта РГНФ № 17-13-34038 "Ресурсы и технологии легитимации политической власти в публичном пространстве Волгоградской области". Региональный конкурс "Волжские земли в истории и культуре России" 2017 - Волгоградская область.
Список использованной литературы: 1. Завершинский, К.Ф. Легитимность: генезис, становления и развитие концепта / К.Ф. Завершинский // Полит. исследования. - 2001. - № 2. - С.113-131.
© Кривошеева Н.И., Порошина Т.В., 2016
УДК 324
Кузнецова Анжелика Викторовна,
Студентка 4 курса географического факультета Башкирского Государственного Университета,
г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ПРИЧИНЫ АБСЕНТЕИЗМА В ПОЛИТИКЕ Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема сознательного отказа граждан от участия в голосовании для большинства государств на сегодняшний день. Раскрываются объективные и субъективные причины
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
абсентеизма. Исследуется специфика абсентеистических настроений в современной России, анализируются причины низкой заинтересованности граждан в политике.
Ключевые слова
Абсентеизм, электоральная активность, выборы, российский абсентеизм, политическое отчуждение, самоотчуждение.
Гражданам, проживающим в демократическом государстве, даётся возможность участвовать в политическом процессе. Для осуществления данного процесса формируются выборные органы государственной власти. Однако на сегодняшний день актуальной проблемой становится отказ граждан от участия в политической жизни общества. Это негативно отражается на эффективности выборных органов власти и формирование структур гражданского общества. В результате в стране возникает проблема абсентеизма - проявление равнодушного отношения населения к политике, невыполнение гражданами своих прав и обязанностей. Это явление довольно распространено в мировой избирательной практике и характерно для демократических государств. Стопроцентная же явка характерна для недемократических режимов, которые в свою очередь применяют различные меры принуждения к голосованию: от введения минимального порога явки до штрафов. Данный метод применяется в странах Западной Европы, таких как Люксембург, Португалия, Италия, Бельгия, Австрия и другие.
Однако наложение штрафов на граждан невозможно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от голосования различны и носят политический характер. Высокий уровень участия граждан страны в выборах возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе. Учитывая, что для каждого человека требования связаны с его личными целями и зависят от сферы деятельности, численность граждан при голосовании будет сильно варьировать.
Уровень абсентеизма отражает положение политической системы и отношение граждан к её структуре. Игнорирование голосования возможно из-за пассивного одобрения имеющейся политической ситуации или же, наоборот, из-за недоверия к властям и недовольства к её работе.
Уровень существующей проблемы объясняется объективными и субъективными факторами. К первым относятся уровень и тип выборов, степень экономического развития и социальное положение гражданина. К субъективным причинам следует отнести личностные и психологические свойства избирателя. Число не участвующих при голосовании также зависит от уровня выборов. Так, на выборах федерального значения регистрируется большее количество проголосовавших, чем на выборах местного и регионального уровня.
Следующей причиной абсентеизма является различие в возрастных группах. По мере повышения уровня образования и взросления активность возрастает. Допустим, по данным фонда «Общественное мнение» люди старшего поколения (от 55 лет и старше) активно участвуют в голосовании, это составляет 60% от граждан данного поколения. Однако у молодёжи (18-35 лет) этот уровень намного ниже, и составляет 23%.
Главными причинами абсентеизма является недоверие к политическим институтам и процессам. Недоверие в свою очередь вызывает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме. На сегодня абсентеизм - это неотъемлемая часть политической жизни государства, которое само выбрало демократический путь развития.
Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления. Эта проблема актуальна и для современной России. Высокий уровень участия для советского периода выходил за счёт авторитарных методов, главную роль в этом играли коллективистские ценности.
Таблица 1
Динамика явки на федеральные выборы (по данным ЦИК)[4].
1995/1996 1999/2000 2003/2004 2007/2008 2011/2012
Выборы ГД РФ 64.5 60.5 55.6 63.7 60.1
Президента РФ 69.8 68.7 64.4 69.7 65.3
Объединение партийного и государственного аппаратов предопределило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. В годы перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистрированных избирателей (табл. 1). Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.
Явление абсентеизма невозможно ликвидировать демократическими методами, да и в этом нет необходимости. Если данное явление не носит массовый характер, то оно не предоставляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда найдётся категория лиц, которая будет игнорировать голосованию по каким-либо неполитическим причинам. Всегда будет иметься некоторая часть граждан, не заинтересованных в политике. Случай масштабности абсентеизма в государстве может привести к негативным последствиям, которые неблагоприятно отразятся на политической системе. Причиной этого может послужить парализация важнейших демократических процессов. При этом происходит утеря смысла демократии как формы государства, где народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.
Список использованной литературы:
1.Граф И.В., Жаромских Д.Г. Правовые способы преодоления абсентеизма в зарубежных странах // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2008. - № 2. - С. 54-60.
2. Бушенёва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России. СПб., 2007. - 180 с.
3. Баскакова Ю.М. «Мы эту власть не выбирали»: абсентеизм на выборах 2011-2012 гг. //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2012. - № 5. - С. 5-15.
4.Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: Информационный центр. - URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/electday/vib_080913/cik_info.html, свободный.
© Кузнецова А.В., 2016
УДК 032
Швецова Виктория Александровна,
студент, НГУЭУ, г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected] Пучкова Анастасия Александровна, студент, НГУЭУ, г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА И УЧЕТА РИСКА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье рассмотрена необходимость анализа риска при принятии политического решения и последовательность анализа риска. Приводится ряд причин, по которым могут возникнуть риски. Представлены приемы управления рисками, которые применяются после проведения анализа рисков в процессе принятия политического решения.
Ключевые слова
Анализ, риски, политические решения, принятие решений, проблемы