Научная статья на тему 'Специфические особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Специфические особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1442
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД / SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / DEVELOPING CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Галина Викторовна

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у педагогов, участвующих в образовании и воспитании данной категории детей. Для качественного и полноценного развития необходимо создание специальных образовательных условий, а также разработка, адаптация образовательных программ, в которых учитываются все особенности нарушений, имеющихся у ребенка. Важным условием полноценного образовательного процесса является активное включение самого ребенка в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьева Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Children with severe multiple impairments are increasingly admitted to educational institutions. The more such children get into educational institutions, the more questions and problems arise for teachers involved in the education and upbringing of this category of children. For high-quality and full-fledged development, it is necessary to create special educational conditions, as well as the development, adaptation of educational programs that take into account all the features of violations that a child has. An important condition for a full-fledged educational process is the active inclusion of the child in the educational process.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Терентьева Г.В. Email: Terentyeva678@scientifictext.ru

Терентьева Галина Викторовна - магистрант, кафедра дефектологии, факультет психолого-педагогического и специального образования Томский государственный педагогический университет, воспитатель,

Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад № 54, г. Томск

Аннотация: дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у педагогов, участвующих в образовании и воспитании данной категории детей. Для качественного и полноценного развития необходимо создание специальных образовательных условий, а также разработка, адаптация образовательных программ, в которых учитываются все особенности нарушений, имеющихся у ребенка. Важным условием полноценного образовательного процесса является активное включение самого ребенка в образовательный процесс.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, специальные образовательные условия, развивающий уход.

SPECIFIC FEATURES OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Terentyeva G.V.

Terentyeva Galina Viktorovna - Master's Student, DEPARTMENT OF DEFECTOLOGY, FACULTY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION, TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TEACHER,

MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 54, TOMSK

Abstract: children with severe multiple impairments are increasingly admitted to educational institutions. The more such children get into educational institutions, the more questions and problems arise for teachers involved in the education and upbringing of this category of children. For high-quality and full-fledged development, it is necessary to create special educational conditions, as well as the development, adaptation of educational programs that take into account all the features of violations that a child has. An important condition for a full-fledged educational process is the active inclusion of the child in the educational process. Keywords: severe multiple developmental disorders, special educational conditions, developing care.

УДК 376.3

Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Мы

должны смотреть в будущее и думать на шаг вперед.

Кристине Йенни, швейцарский эрготерапевт

В последнее время все чаще дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) поступают в образовательные учреждения, в том числе дошкольные. Это особая группа детей, у которых два и более первичных нарушений. Но особенность их в том, что это не просто сумма нарушений и присущих им ограничений, это качественно новое состояние, характеризующееся как нарушением мыслительных функций, так и базовых психических функций (память, внимание, мышление).

Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у педагогов, участвующих в образовании и воспитании данной категории детей.

Федеральный Государственный образовательный стандарт оговаривает доступность образования для всех детей, независимо от тяжести нарушений и создание особых условий в зависимости от возможностей и потребностей ребенка. Но, несмотря на то, что Министерством образования утвержден стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и требования к отдельным адаптированным образовательным программам, в стандарте нет требований к обучению детей с ТМНР.

Комбинируя различные примерные образовательные программы в соответствии со структурой нарушения ребенка с ТМНР в первую очередь необходимо помнить о том, что обучение таких детей должно быть строго индивидуальным. Необходимо построить работу таким образом, чтобы не столько обучать этих детей, сколько корректировать имеющиеся у них нарушения.

При планировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ТМНР ставятся задачи:

- развитие познавательных процессов;

- развитие игровых навыков;

- развитие коммуникативных навыков и эмоциональных реакций;

- коррекция имеющихся нарушений;

- оказание помощи и поддержки семье.

Под созданием специальных образовательных условий мы имеем в виду наличие необходимых технических средств и организацию пространства, наличие учебного и дидактического материала. Также важно время начала и продолжительность образования. По сравнению в обычным образовательным процессом количество педагогов увеличивается многократно, и порой на каждого ребенка приходится не менее одного взрослого, для удовлетворения потребностей в физическом сопровождении детей. Кроме учителя (воспитателя) на классе (группе) обычно необходимо присутствие дефектолога, логопеда, психолога, тьютора, сопровождающего. Помимо этого, важным условием является наличие медицинского блока в образовательном учреждений в связи с тем, что у большинства детей в анамнезе имеется диагноз эпилепсия, в том числе и с активными приступами. Также, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо проведения именно лечебной физкультуры, при невозможности проведения общепринятых занятий физической культурой.

Сложным моментом при обучении и воспитании детей с ТМНР является процесс коммуникации. Часто обычная речь недоступна таким детям. Введение в индивидуальный образовательный маршрут раздела по альтернативной коммуникации необходим, а также использование принятой системой коммуникации всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. В качестве способа альтернативной коммуникации можно использовать пиктограммы, карточки Pecs, предметы - символы, таблички со словами, а также современные технологии управления компьютером взглядом, программа Макатон и пр. Без правильно подобранного способа коммуникации невозможно эффективное образование [6].

Кроме особенностей коммуникации и нарушений интеллекта, зрения, слуха и опорно - двигательного аппарата, у детей с ТМНР наблюдаются трудности в обработке сенсорной информации, поэтому при планировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать характер дисфункции данной системы. С одной стороны среда должна быть насыщена сенсорными стимулами, с другой стороны необходима отдельно выделенная зона или помещение, с минимумом сенсорных раздражителей, где ребенок мог бы отдохнуть и расслабиться. Дети самостоятельно не могут справиться с проявлениями дисфункций сенсорных систем, на это должны быть направлены коррекционные занятия. А включение сенсорных стимулов различных систем в повседневную образовательную деятельность позволит более качественно перерабатывать поступающую информацию [1]

В работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития следует придерживаться принципов развивающего ухода [5]:

- принцип уважения личности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип развития собственной активности ребенка;

- принцип социальной интеграции;

- принцип комплексного воздействия;

А дифференциальный и деятельностный подходы должны быть в основе всего процесса образования детей с особыми образовательными потребностями, т.е. организация деятельности ребенка и создание необходимых условий для его активного включения в образовательный процесс [2].

Список литературы /References

1. Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.

2. Жигарева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.

3. Коломейцев П., Манске К. Каждый ребенок — особенный. Иллюзия дефекта / Священник Петр Коломейцев, Манске Кристель. М.: Никея, 2015. 240 с.

4. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. Минск: БГПУ, 2006. 276 с.

5. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информ.-метод. сб. для специалистов / [О. С. Бояршинова, А.М. Пайкова и др.]; под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 114 с.

6. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.: Изд-во Союз, 2004. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.