O. Gordeeva. THE PROBLEM OF INFORMATIVE FOUNDATION OF MANAGEMENT ANALYSIS
The management analysis in market conditions must act as an informative foundation of management. Nevertheless much of corporative information turns out to be not available for persons taking decisions. Or for the reception of qualitative information much efforts and time are required and herewith the risks for the reduction of validity and speed information.
Basic problems appearing while collecting processing and presenting information that is necessary for the qualitative management analysis and taking management decisions. Insufficient informative support leads to the business opacity, lack of the investment validity and other decisions, impossibility of operative response to changes.
ГОРДЕЕВА Ольга Георгиевна, родилась в 1975 г. Ассистент кафедры учета и статистики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 11 научных работ.
УДК 338.487:339.13
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Т. С. Сорокина, Н.А. Сидорова
Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуг по необходимой цене.
Вместе с тем, в туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности туристских организаций.
Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия и турфирмы строят свою деятельность в соответствии с ее ключевым
принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
В классическом понимании маркетинг определяется как система действий по взаимному приспособлению товара, услуги и рынка с целью достижения устойчивого коммерческого успеха на целевом рынке. Марке -тинг обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует повышению эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. Маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рынка.
Туризм по своим основным характеристикам принципиально не отличается от других отраслей сферы услуг, поэтому все базовые положения современного маркетинга услуг в значительной мере применимы к туризму.
Однако в отличие от маркетинга многих товаров массового потребления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, возникающие, прежде всего, из-за специфического характера туристских услуг.
Условия для эффективного использования маркетинга в индустрии туризма в настоящее время вполне сложились. К ним относятся:
> свободные рыночные отношения, т.е. возможность выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу:
> свободная деятельность руководителей организаций внутри туристской компании по определению целей фирмы, стратегий, структур, распределению средств по статьям бюджета и т.п.;
> насыщение рынка туристскими услугами, существование рынка покупателей;
> острая конкурентная борьба за клиента между туристскими организациями.
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производите -лей туристических товаров и услуг.
Конечные цели деятельности организаций индустрии туризма могут быть различные: привлечение в регион большего количества туристов, завоевание доли рынка, увеличение прибыли и т.д. Однако достижение этих целей в рыночных условиях конкуренции невозможно без маркетинговой деятельности, которая представляет собой способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиента. Маркетинг - это те действия, благодаря которым услуги доходят до клиента; это отношения, складывающиеся между производителем и потребителем. Таким образом, владеет ситуацией на рынке тот, кто предопределяет положение на нем и готовит продукт (услугу) в соответствии с возможными изменениями и с учетом потребительского спроса, т.е. работает на перспективу.
Главное предназначение маркетинга услуг - помочь клиенту по достоинству оценить туристскую организацию и ее услуги (так как эта организация продает клиенту нечто, не имеющее конкретной материальной формы, обещание сделать что-то, имеющее ценность для клиента).
В туристской сфере маркетинг приобретает особое значение, так как среди других сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Под экологичностью туризма следует понимать весь спектр взаимодействия индустрии туризма и окружающей среды.
Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным аспектам (направлениям).
Реализация первого направления — охрана природы для туризма — основывается
на том, что туризм не может существовать без естественной основы — природной среды и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресурсов. Туризм, как ни одна другая отрасль, заинтересован в сохранении природы, в регулировании антропогенных воздействий на природу, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании экологически эффективных технологий, в формировании нового экологического мировоззрения людей. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности
— туризма — жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее первозданной красоте.
Второе направление — охрана природы с помощью туризма — исходит из того факта, что туризм как вид активной деятельности осуществляемый в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стимулирует ее охрану. Туризм является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности нового человека с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек-природа».
И, наконец, третье направление - охрана природы от туризма — связано с тем, что туризм, как и любая человеческая деятельность, воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрезмерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований, ограничиваться и регулироваться на государственном и межгосударственном уровнях, в том числе и в вопросах экологии.
Туристские организации обращаются к маркетингу по мере обострения конкуренции, роста издержек, замедления или падения роста производительности труда, ухудшения качества услуг.
Большинство же туристских организаций обращаются к маркетингу только под давлением обстоятельств, среди которых выделяются:
> снижение объемов продаж (компании начинают исследование потребительских предпочтений);
> медленный рост объемов продаж (организации изыскивают новые рыночные возможности и ведут поиск еще не освоенных рынков);
> изменение потребительских предпочтений;
> возрастающая конкуренция;
> увеличение маркетинговых расходов на рекламу, продвижение, маркетинговые исследования (в компаниях проводится маркетинговый аудит и вносятся изменения в работу маркетинговых служб).
Специфической особенностью марке -тинга в туризме является то, что наряду с классическим вариантом комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения и стимулирование сбыта, можно добавить еще три составляющих комплекса маркетинга, которые формируют стандарт обслуживания туристской организации, это - люди, персонал, материальные свидетельства, способ предоставления услуг.
Индустрия туризма уникальна тем, что люди, персонал составляют часть турпро-дукта, поэтому главные усилия должны быть направлены на управление персоналом (человеческими ресурсами), для того, чтобы продемонстрировать должный уровень обслуживания.
Материальные свидетельства разнообразны: это и привлекательность здания предприятия с точки зрения исторической или архитектурной ценности, и привлекательные интерьеры, и качество обслуживания и т. д.
Способы предоставления услуг, предполагают их максимальное разнообразие, учитывая требования и пожелания своих клиентов.
Задачи маркетинга туристского предприятия — это создание условий для достижения целей туристского предприятия. Задачи маркетинга туристских услуг обычно произ-водны от маркетинговых целей предприятия сферы туризма и являются их конкретизацией. Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности фирмы, планомерности развития и достижения стратегических целей.
Основные задачи маркетинга в туризме:
1) выход на рынок на основе тщательного и всестороннего изучения рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей, выпуск товаров и услуг, отвечающих этим требованиям;
2) постоянное расширение ассортимен-
та услуг, активный поиск новых рынков сбыта (рыночных сегментов), расширение существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений, что позволяет повышать рыночную власть производителя услуг;
3) воздействие на потребителей и рынок на основе последовательного воплощения в жизнь планов маркетинга услуг, с помощью всех доступных средств, т. е. создание обоснованной и эффективной политики продвижения произведенного товара. Это возможно лишь тогда, когда удается развить комплексную концепцию маркетинга.
Для применения и эффективного развития маркетинга в туризме требуется существование ряда условий:
> глубокое насыщение рынка услугами (существование рынка покупателя);
> острая конкурентная борьба туристских фирм за предпочтения потребителей;
> хорошая информированность потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
> свободные рыночные отношения, т. е. возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу и т. д.;
> свободная деятельность администрации внутри туристского предприятия по определению целей фирмы, стратегий, управленческих структур, распределению средств по статьям бюджета и т. д.
Каждое из этих условий маркетинговой деятельности важно само по себе, но взятые в совокупности и взаимоувязке, они обеспечивают необходимые условия для завоевания рынка, успешной деятельности организации в индустрии туризма, помогают разрабатывать и предлагать потребителям разнообразные виды, типы и категории туристского обслуживания, адресно-направленные на конкретную группу потребителей.
Таким образом, исходные положения для выбора стратегии туристской организации связаны с маркетингом. Маркетинговая деятельность туристской организации является базой для планирования всех аспектов ее работы.
T.S. Sorokina, N. A. Sidorova. SPECIFIC FEATURES OF MARKETING IN THE SPHERE OF TOURISM.
The article considers specific features of marking in tourism appearing because of specific character of tourist service. Together with the classical variant of marketing complex: goods, price, methods of distribution and stimulating of sales. Marketing of tourism should include three more
constituencies: people, staff, physical evidence, methods of supplying with service. The article "Marketing in tourism" is considered from the point of view of ecology and nature management.
СОРОКИНА Таисия Сергеевна, кандидат кономических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента. Автор 37 научных статей и учебно-методических работ.
СИДОРОВА Наталия Анатольевна закончила Московский университет потребительской кооперации по специальности мировая экономика. Автор 3 учебно-методических работ и 10 научных статей. Соискатель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации..
УДК 658-051
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА РУКОВОДИТЕЛЯ
С. М. Никоноров
Главная фигура организации — менеджер (руководитель). Он направляет деятельность всей организации. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения, по отношению ко всей системе они считаются функциональными руководителями, а для работников своего отдела — линейными.
Основными действиями (ролями или функциями) менеджера являются:
- подготовка, принятие и реализация управленческих решений;
- информационная роль;
- работа в качестве руководителя.
Менеджер — это та личность, за которой люди готовы идти. Одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. В современных условиях поддержка членами коллектива своего руководителя является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое менеджером, — свидетельство того, что у такого лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
Таким образом, эффективное руководст-
во предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать других для достижения поставленных целей, то есть управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами,— важнейшие компоненты эффективного руководства.
По нашему мнению, для современного руководителя характерно наличие четырех основных блока (набора) качеств, позволяющих ему быть эффективным руководителем:
1. Профессиональные знания: концептуальные знания в области менеджмента;
знание других научных дисциплин (социальной психологии, правоведения и др.);
знание специфики отрасли, в которой функционирует организация;
наличие ученой степени кандидата наук; наличие ученой степени доктора наук; наличие ученого звания доцента; наличие ученого звания профессора; наличие диплома МВА; наличие диплома ДВА.
2. Личные качества: высокий уровень эрудиции; инициативность; нестандартное мышление; умение расположить к себе; решительность и настойчивость в достижении цели;
умение выполнять обязательства и обещания;
твердость характера;
справедливость;
тактичность;