Научная статья на тему 'Экономическая функция туристской индустрии региона'

Экономическая функция туристской индустрии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / БАЛАНС ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ / GROSS REGIONAL PRODUCT / SALES VOLUME / THE BALANCE OF INVESTMENT OPPORTUNITIES AND THE NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьев Александр Юрьевич

Предпринята попытка выявить функцию туристской индустрии в хозяйственной деятельности региона; определить показатели, характеризующие долю туристской сферы в экономике региона; предложить перспективные маркетинговые инструменты и алгоритм определения баланса инвестиционных возможностей и потребностей туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author attempted to identify the function of tourism industry in economic activity of the region and to determine indicators of the proportion of the tourist sphere in the regions economy. Except that, the author offered the marketing tools and an algorithm for determining the balance of investment opportunities and the needs of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Экономическая функция туристской индустрии региона»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.5.338.46

I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТУРИСТСКОЙ I ИНДУСТРИИ РЕГИОНА

I Дементьев Александр Юрьевич, доцент, кандидат военных наук, Dementyewv@rambler.ru I ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author attempted to identify the function of tourism industry in economic activity of the region and to determine indicators of the proportion of the tourist sphere in the region's economy. Except that, the author offered the marketing tools and an algorithm for determining the balance of investment opportunities and the needs of the tourism industry.

Предпринята попытка выявить функцию туристской индустрии в хозяйственной деятельности региона; определить показатели, характеризующие долю туристской сферы в экономике региона; предложить перспективные маркетинговые инструменты и алгоритм определения баланса инвестиционных возможностей и потребностей туристской индустрии.

Keywords: gross regional product, sales volume, the balance of investment opportunities and the needs

Ключевые слова: валовой региональный продукт, объем продаж, баланс инвестиционных возможностей и потребностей

В условиях рыночной экономики туризм в России может стать одной из детерминантов повышения темпов экономического роста как государства в целом, так и отдельного региона в частности. Туризм — это сложное многофункциональное явление, неодинаково трактуемое специалистами. В первом издании Большой советской энциклопедии (1947), туризм определяется как «один из способов организации и проведения досуга в путешествиях» [16]. Во втором издании (1956) БСЭ туризм — это «один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде случаев с элементами спорта» [17].

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3. «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультур -но-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия дея-

тельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [2].

В представленных формулировках без внимания остается экономическая функция, которую выполняет туризм в хозяйственной деятельности страны и/или региона, что, по нашему мнению, не совсем правильно, так как в Европейских странах доля туризма в ВВП составляет 6—8%, в США — 2—3%, России — 1-1,2% [1, С. 7-24].

Вместе с тем, многими специалистами в этой области [2, С. 64-75; 3, С. 78-94; 4, С. 112-114] туризм трактуется как социально-экономическое явление, характеризующееся деятельностью физических и/или юридических лиц; как отрасль народного хозяйства; как межотраслевой комплекс.

Туризм целесообразно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, с одной стороны, и как функциональный потребительский комплекс, с другой. Отчасти это обстоятельство учитывается в новой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ, где используется термин «туристская индустрия».

Под «туристской индустрией» там понимается совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентсткую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-переводчиков [5].

Иными словами, туристская индустрия объединяет материальную основу туризма и его функциональную составляющую. Более того, термин «туристская индустрия» подчеркивает роль туризма в экономике региона, его использование создает предпосылки для определения доли туризма в формировании ВРП региона, открывает возможности по разработке системы соответствующих экономических показателей. Таким образом, по нашему мнению, «туристская индустрия» является ключевым понятием, которое позволяет рассмотреть экономический аспект туристской сферы в экономике региона.

Для определения потенциальных возможностей экономической деятельности региона в качестве основного показателя используется экономический потенциал региона, который характеризуется природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.

Для измерения реальных результатов экономической деятельности региона используют валовой региональный продукт (ВРП), который определяют тремя способами:

1) по добавленной стоимости (производственным методом);

2) по расходам (метод конечного использования);

3) по доходам (распределительный метод) [6, С. 23-32].

Специалисты в области туризма в практической деятельности, как правило, используют готовые показатели экономического потенциала и ВРП, представленные в сети Интернет или вычисляемые через репрезентативную выборку, и статистические данные того или иного региона.

Таким образом, экономическая функция туристской индустрии заключается в экономическом развитии региона, а именно в возможности управлять долей туристской сферы в ВРП региона (увеличивать или уменьшать ее).

Теоретически долю туристской сферы в ВРП региона, можно определить, используя три перечисленных способа, но в данной работе предпринята попытка найти более приемлемый к практическому использованию подход определения доли туристской сферы в ВРП региона.

Предлагаемый нами подход основан на утверждении, что доля туристской сферы в ВРП региона зависит от объема продаж туристского продукта. Под туристским продуктом понимается комплекс услуг, товаров и работ, необходимых для удовлетворения потребностей туристов. Как правило, туристский продукт включает: тур, дополнительные ту-ристско-экскурсионные услуги, товары. Тур является первичной единицей туристского продукта, который реализуется клиенту как единое целое [5].

Рис. 1. Взаимосвязь спроса и предложения туристского продукта

Под объемом продаж туристского продукта понимается общая стоимость туристского продукта, реализованного туристской индустрией региона за определенный (базовый) промежуток времени. Объем продаж зависит от спроса и предложения туристского продукта (рис. 1).

На объем продаж туристского продукта туристской индустрии оказывает влияние множество факторов. Часть факторов зависит от менеджмента туристских компаний. К фак-

торам, существенно поддающимся влиянию со стороны менеджмента, относятся маркетинговая и инвестиционная политика предприятий.

Посредством маркетинговой политики менеджмент компаний получает возможность управлять объемом продаж туристского продукта, применяя известные и перспективные маркетинговые инструменты, разработанные по материалам [7], [8], [9], [10] (рис. 2).

Маркетинговые инструменты туристской индустрии

Рекогносцировка рыночной ситуации

Ситуационное ценообразова-ние

Оценка туристского впечатления

Перспективные

Известные

Совершен -ствование сбыта Управление маркетинговы -ми коммуника-циями

Рис. 2. Маркетинговые инструменты туристской индустрии

Рис. 3. Рекогносцировка рыночной ситуации

Под рекогносцировкой рыночной ситуации следует понимать: 1) анализ, систематизацию и стандартизацию ситуаций по определенным признакам; 2) выработку стратегии и/или алгоритма действий в той или иной ситуации [7], [8], [9], [10], [11], [12] (рис. 3).

Ситуационное ценообразование подразумевает управление ценами в зависимости от сложившейся экономической ситуации [6], [12] (рис. 4).

Под термином «туристское впечатление» следует понимать комплекс изменений в физическом, психологическом, эмоциональном, духовном состоянии клиента, происшедший в результате покупки им определенного туристского продукта [12].

Возникает вопрос, имеет ли это впечатление цену? Ведь туристское впечатление сугубо индивидуально, скорее зависит от покупателя и его личных качеств, чем от продавца. Но, с другой стороны, турпродукт на то и рассчитан, чтобы доставить покупателю ряд впечатлений (желательно, положительных), следовательно, впечатление — есть результат ее успешной (или неуспешной в случае негативного впечатления) реализации. Если потребитель впечатлился, это означает что продавец оказал услугу высокого качества, она смогла удовлетворить потребности покупателя, что, разумеется, не может быть безвозмездно. Следовательно, добавочная стоимость может формироваться из цены впечатления от ее покупки.

Впечатление, как уже говорилось, не всегда позитивно. Негативное впечатление может

наступить по причине неудовлетворения покупателя, однако и оно имеет свою стоимость. Следовательно, подход, основанный на цене любого впечатления от потребления туристического продукта (в составе общей стоимости), отражает рискованность ее приобретения, риск не только продавца, но и ее покупателя.

К факторам, воздействующим на туристское впечатление покупателя, прежде всего, относятся ожидания клиента, которые складываются не только из данных продавцом гарантий, но и собственных представлений клиента относительно качества (отзывы знакомых, слухи, имидж, репутация). Нередко именно ложные собственные представления клиента приводят к тому, что впечатление становится негативным. Поскольку гарантии наступают всегда (это обязанность продавца), возможность несоответствия результатов реализации туристского продукта потребностям клиента невелика. Подобное несоответствие возникает обычно в случаях непонимания клиентом гарантий продавца. Значительно чаще негативное впечатление возникает из-за ложности ожиданий клиента, связанных с его собственными представлениями.

Следующей группой факторов, влияющих на полученное от покупки впечатление, являются так называемые объективные факторы, не зависящие от даваемых гарантий продавца туристского продукта и не входящие в ожидания клиента. В число объективных факторов могут быть отнесены тенденции и изменения моды, предпочтений людей, отношение окружения, погодные явления и т.д.

Возможные экономические ситуации

Предложение > Спрос

Предложение < Спрос

Предложение = Спрос

1 г

Уменьшение Равновесная Увеличение

цены на тури- цена туристско - цены на тури-

стскии продукт го продукта стскии продукт

Рис. 4. Ситуационное ценообразование

Рассмотрим еще один фактор, воздействующий на величину впечатления от приобретения туристической услуги и, следовательно, на ее стоимость, это эксклюзивность, отсутствие аналогов на туристском рынке. При анализе факторов, воздействующих на впечатление от покупки туристского продукта, необходимо учитывать фактор времени. Нередко негативное впечатление со временем меняется на противоположное. Это объясняется динамикой объективных факторов.

Цена туристских впечатлений не может быть стандартной даже среди услуг, предлагаемых одним и тем же продавцом. Необходимо учитывать, что размер стоимости впечатления зависит от следующих факторов:

1) цены гарантий, их объема и качества, поскольку дорогие гарантии свидетельствуют о высоком качестве, и шансов на приобретение после покупки позитивного впечатления больше;

2) степени зависимости туристского впечатления от объективных факторов. Если продавец предпринимает все возможные усилия с целью минимизировать зависимость впечатления покупателя от объективных факторов, то шансов наступления позитивного впечатления покупателя от приобретения больше, это повышает цену впечатления и общую цену туристского продукта.

Таким образом, действие перспективных маркетинговых инструментов туристской индустрии в той или иной степени понятно, что касается «известных» маркетинговых инструментов, а именно совершенствования сбыта и управления маркетинговыми коммуникациями то они представленными в материалах [7], [8], [9], [10], [11], [12], а также в сводной табл. 1.

К факторам, слабо поддающимся влиянию со стороны менеджмента, следует отнести рекреационные ресурсы, но не все полностью, а только определенную часть. Под рекреационными ресурсами понимаются:

• природные рекреационные ресурсы региона — это комплекс физических, биологических, энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Например, заповедники, заказники, национальные парки, биосферные ООПТ (особо охраняемые природные территории);

• историко-культурные рекреационные ресурсы региона — это объекты культуры: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, исторические местности, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и др.;

Таблица 1

Маркетинговые инструменты туристской индустрии

Наименование инструмента Функциональная сущность

1. Рекогносцировка рыночной ситуации Ситуация № 1 — потенциал региона высокий и объемы продаж высокие. Ситуация № 2 — потенциал почти исчерпан, но объемы продаж высокие. Ситуация № 3 — потенциал региона высокий, но объемы продаж низкие. Ситуация № 4 — потенциал исчерпан и объемы продаж низкие.

2. Совершенствование сбыта 1. Планирование работы каналов сбыта и их количество. 2. Мотивация участников канала сбыта. 3. Контроль за участниками канала сбыта.

3. Ситуационное ценообразование Ситуация 1. Предложение превышает спрос. Ситуация 2. Спрос превышает предложение. Ситуация 3. Предложение удовлетворяет спрос.

4. Оценка туристского впечатления 1. Качественное, непрерывное, оперативное своевременное изучение потребностей потребителей. 2. Изучение «впечатления» потребителя.

5. Управление маркетинговыми коммуникациями Эффективная реклама. Своевременный «PR». Стимулирование сбыта. Личные продажи. Брендинг.

• социально-экономические рекреационные ресурсы региона — это материально-техническая база учреждений туризма и отдыха, транспортная доступность территории;

• уровень ее социально-экономического развития, социальная и перспективная территориальная организация, уровень обслуживания населения, трудовые ресурсы, занятые в сфере туризма [13, с. 36—43].

На материально-техническую базу учреждений туризма, уровень обслуживания, занятость населения можно оказывать влияние посредством инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой следует понимать объем инвестиций в туристскую индустрию.

Объем инвестиций в туристскую индустрию характеризуется инвестиционными потребностями региона. В свою очередь инвестиционные потребности региона могут удовлетворяться внутренними ресурсами инвестирования и внешними ресурсами инвестирования.

Особую роль в производстве туристского продукта сыграет процесс согласования инвестиционных возможностей и инвестиционных потребностей [14], [15], (рис. 5).

В случае, если инвестиционные потребности региона превышают возможности (это наиболее распространенная и естественная ситуация), необходимо изучить возможности привлечения внешних источников инвестирования, а также осуществить ряд итераций, позволяющих сбалансировать ресурсы и потребности. Применение процедуры согласования создает предпосылки для планомерного распределения капитала в основные виды средств, участвующих в производстве туристского продукта с учетом имеющихся ограничений.

Таким образом, анализ исследования показал:

— экономическая функция туристской индустрии заключается в развитии хозяйственной деятельности региона;

где N - инвестиционные потребности

Б1 - внутренние ресурсы инвестирования 1 - регион

Рис 5. Алгоритм определения баланса инвестиционных возможностей и потребностей туристской индустрии

Функциональные границы налогового потенциала туристской индустрии в экономике региона

— основным показателем, характеризующим долю туристской сферы в ВРП региона, является объем продаж туристского продукта;

— управлять объемом продаж предлагается посредством использования перспективных и известных маркетинговых инстру-

ментов, а также применением алгоритма определения баланса инвестиционных возможностей и потребностей туристской индустрии, что в целом повысит роль туристской индустрии в хозяйственной деятельности региона.

Литература

1. Долженко Г.П. Основы туризма. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся туристским профессиям. М. — Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2009.

2. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2007.

3. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. М: ФАИР-пресс, 2004.

4. КосолаповА.Б. География российского внутреннего туризма: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

6. Федеральное агентство по туризму. http://www.russiatouIism.ru/(дата обращения: 29.09.2011).

7. Кнышова Е.Н. Маркетинг туризма: Учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010..

8. Азар В.И. Экономика и организация туризма. Методологические вопросы. М., 1972.

9. Ландреви Л.В. Меркатор: Теория и практика маркетинга. 2-е изд.//Гильдия маркетологов. Издательский дом МЦФЭР, 2006. С. 365-408.

10. Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 5-18, 23-31.

11. СалимжановИ.К. Цены и ценообразование: Учебник. М., 2001. С. 52-74.

12. Ушаков Д. С. Экономика туристической отрасли «Туризм и сервис»: Учебное пособие. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2010.

13. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лебедев А.Н. Моделирование процессов оптимизации соотношения собственных и привлеченных средств торговых предприятий. Математика в экономике. Сборник научных трудов. М.: Наука и кооперативное образование, 2003. С. 87-89.

15. Лебедев, А.Н., Прокушева, А.П., Максимец, И.С. Оптимизация структуры оборотных средств организаций. Белгород: БУПК, 1999.

16. Большая советская энциклопедия. М., 1947.

17. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1956.

УДК 336.22

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Ревякина Татьяна Юрьевна, аспирантка кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», redkollegiamgus@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Currently, public authorities pay great attention to increasing the level of collection of tax revenues and ensure the financial independence of the regions. In this regard, it is important to study the problems related to the formation of the tax potential of the region and selection of its functional boundaries in total capacity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.