Научная статья на тему 'After-sale service of complex technics'

After-sale service of complex technics Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СЛОЖНАЯ ТЕХНИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / AFTER-SALE SERVICE / COMPLEX TECHNICS / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Nikolaev A.

The article is concerned with theoretical aspects of after-sale service of complex technics, with the economic essence of the given concept first of all from the point of view of realization of marketing operations in the industrial market and with definition of the place of after-sale service in system of classification attributes of services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «After-sale service of complex technics»

республики, ухудшение демографической ситуации, неэффективное использование трудового потенциала.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития регионов Башкортостана являются:

- выравнивание уровня социально-экономического развития отстающих и депрессивных регионов республики для обеспечения гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов, что следует из необходимости реализации конституционных прав граждан; разработка и реализация государственной республиканской программы выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. В этих целях необходимым является создание специального фонда в республиканском бюджете; в нем должна быть отражена доля каждого местного бюджета в субвенциях и дотациях, рассчитанная с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего города и района;

-создание в отстающих и депрессивных регионах республики сети предприятий и производств по переработке минерального, лесного, сельскохозяйственного сырья, возрождение народных промыслов; осуществление структурных преобразований в агропромышленных образованиях регионов с учетом эффективного использования местных природно-экономических ресурсов, оптимизации соотношения отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, создания производственной, социальной и рыночной инфраструктуры; создание строительной базы путем передислокации строительных подразделений в малые города, рабочие поселки и районные центры, а также за счет организации производства строительных материалов на базе местных ресурсов; разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ в регионах с высоким уровнем безработицы, с острыми демографическими и миграционными проблемами, со сложной экологической ситуацией.

Наличие городов, расположенных в окружении сельских районов, обусловливает развитие многосторонних производственных,

транспортных, снабженческо-сбытовых, миграционных, трудовых и других связей и взаимодействия между городом и селом. Развитие городов способствует совершенствованию структуры окружающего сельскохозяйственного производства, повышению его интенсивности и тем самым развитию хозяйственной предприимчивости сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. В связи с несовершенностью территориальной организации промышленного производства и недостатками в размещении сети городских поселений Башкортостан несет определенные потери. Из-за недостатка городов и слабого развития в сельских районах предприятий и производств по переработке сельскохозяйственного и других видов сырья, сферы платных услуг; определенная часть денежных ресурсов республики уходит в соседние области.

Развитие городов и сельских районов как единой региональной социально-экономической подсистемы достигается на базе углубления процесса интеграции между ними в решении общих производственных, социальных, экологических, административных задач, на основе создания предприятий и производств общего назначения (для городов и сельских районов), перерабатывающих местное минерально-строительное, лесное, сельскохозяйственное и другое сырье, путем организации общей строительной базы, транспортного хозяйства, объектов рыночной инфраструктуры, сети образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других учреждений, к услугам которых постоянно обращается как городское, так и сельское население.

Важнейшей составляющей региональной социально-экономической политики Республики Башкортостан является совершенствование территориальной структуры экономики республики. Решение этой проблемы будет способствовать более полному вовлечению в хозяйственный оборот имеющегося местного природно-экономического потенциала, эффективному функционированию всей экономики республики, созданию нормальных условий жизни и деятельности для человека.

ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЛОЖНОЙ ТЕХНИКИ

Николаев А.М., аспирант, Московского авиационного института

В статье рассматриваются теоретические аспекты послепродажного обслуживания сложной техники, исследуется экономическое содержание данного понятия в первую очередь с точки зрения реализации маркетинговых операций на промышленном рынке, устанавливается место послепродажных услуг в системе классификационных признаков сервисных услуг.

Ключевые слова: послепродажное обслуживание; сложная техника; классификация;

AFTER-SALE SERVICE OF COMPLEX TECHNICS

Nikolaev A., the post-graduate student, Moscow aviation institute

The article is concerned with theoretical aspects of after-sale service of complex technics, with the economic essence of the given concept first of all from the point of view of realization of marketing operations in the industrial market and with definition of the place of after-sale service in system of classification attributes of services.

Keywords: after-sale service; complex technics; classification;

С целью раскрытия предметной области и экономического содержания послепродажного обслуживания сложной техники (ППО СТ) в данной статье предлагается конкретизация и системное обобщение отдельных аспектов данного понятия, в том числе уточнение категории сервисных услуг, выявление взаимосвязей между сервисными услугами, товаром и заказчиком, установление места ППО СТ в системе классификационных признаков услуг.

Постепенное возрастание роли сферы услуг в общей структуре хозяйства, ознаменовавшее переход к постиндустриальной стадии развития общества, предопределило высокую актуальность исследования форм и содержания различных видов услуг, но одновременно с этим привело к возникновению различных подходов к объяснению данного понятия, которые в большинстве своем сконцентрированы на развернутом описании его специфики [1] (см. табл. 1).

Не отрицая значимость выявления дискриминирующих признаков услуг как экономической категории, к числу которых часто относят неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость, “незавладение” (пять “Н”), в качестве конструктивного способа описания специ-

фики услуг на рынке СТ будем рассматривать, прежде всего, анализ взаимосвязей между услугами, товаром и заказчиком.

Ключевым для раскрытия взаимосвязей “заказчик-товар-услу-га” будет являться понимание двойственности товарной продукции, которая заказчиком оценивается с точки зрения потребительской стоимости, а поставщиком с точки зрения стоимости затраченных ресурсов (см. рис.1).

В системе координат потребительской стоимости, которая впервые была введена в оборот представителями школы маржинализ-ма, и которая в современной литературе часто упоминается как потребительская ценность [3], товар интерпретируется с точки зрения его способности удовлетворять объективные или субъективные потребности заказчиков. Следовательно, услуги в этой проекции рассматриваются как неотъемлемая и неаддитивная составляющая товара (часто упоминается выражение “сервисные” услуги -поддерживающие реализацию), которая определенным образом позволяет обеспечить соответствие его материальной составляющей потребностям заказчика. В этой связи в литературе, в частности, посвященной вопросам маркетинга, получили распространение такие термины как “товар с подкреплением” [2], товар и его

Таблица 1. Сопоставление различных трактовок термина “услуга”

Подход Дефиниции

Услуга- процесс, деятельность по удовлетворению определенной потребности Услугой “признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности” (П.А. Мягков)

“Услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуги. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги”(К. Гренросс)

“Услуга - вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых или неосязаемых действий, направленных на получение услуги или имущества” (К. Лавлок)

Услуга - это результат, который проявляется на стадии конечного потребления и обусловлен определенной потребностью индивида “Услуга - это польза, предложенная клиенту организацией сферы услуг” (Р. Норманн)

Под услугой следует понимать “любое мероприятие или выгоды, которые одна сторона может передать другой и которые в основном неосязаемы и не проводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде” (Ф. Котлер)

Услуга - это сочетание деятельности и результата этой деятельности Под услугой понимается “изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой” (В.Д. Маркова)

“... Будем ... подразумевать под услугой деятельность, направленную на удовлетворение потребности путем предоставления (производства) соответствующих этой потребности благ” (Н.Н. Иванов)

Рис.1. Взаимосвязь заказчик-товар-услуга.

“окружение”, которые указывают на целостность восприятия заказчиком материальной составляющей товара и связанных с ней услуг [4,5,6] (здесь целесообразно отметить прецеденты расторжения контрактов на поставку СТ иностранными заказчиками из-за отсутствия надлежащего качества услуг со стороны отечественных поставщиков). Придерживаясь данной логики рассуждения, большинство специалистов отмечают, что комплекс предоставляемых услуг в дополнение к основному товару (далее товару) является наиболее гибким инструментом дифференциации предложения поставщиков, и в результате, обеспечения устойчивых конкурентных позиций их товаров на рынке. При этом гибкость подразумевает наличие пространства варьируемых характеристик услуг, которые при соответствующем управлении обеспечивают адаптацию предложения поставщиков к потребностям заказчиков.

С другой стороны стоимость товара в политэкономическом значении данного термина, которое нашло свое отражение в рамках теории трудовой стоимости, основанной К. Марксом, подразумевает наличие определенных издержек, связанных с изготовлением товара и сопутствующих услуг. Следует отметить, что вопросы планирования издержек оказываемых услуг относятся к разряду сложных в силу протяженности во времени процесса их реализации. Применительно к СТ длительность периода реализации сопутствующих услуг, обеспечивающих поддержание заданных характеристик безопасности, надежности и готовности, измеряется годами, а

полученный от этого совокупный доход сопоставим с продажной ценой СТ. Это обусловливает необходимость включения в область исследования временной компоненты, уточнения такого понятия как жизненный цикл (ЖЦ) товара и услуг. В целях разграничения упоминаемых в литературе формулировок данного термина под жизненным циклом СТ будем понимать последовательное и принципиальное изменение состояния товара во времени: этап проектирования, производства, технической эксплуатации и утилизации, при этом для услуг последние три фазы, как правило, вырождаются в одну.

ЖЦ услуг в силу их видового многообразия, асинхронности их возникновения и потребления целесообразно рассматривать в проекции на ЖЦ товара, при этом некоторые фазы последнего могут включать полный цикл отдельных видов услуг. Привязка услуг к ЖЦ товара предусматривает их базовую классификацию - разграничение на предпродажные и послепродажные, которое согласно приведенной схеме также может быть дополнено другими классификационными признаками (см. рис.2, табл. 2). Необходимость выделения послепродажного обслуживания в самостоятельную область исследования и ее детального изучения обусловливается возрастанием доли ППО в структуре доходов отечественных поставщиков, которая одновременно служит амортизатором снижения спроса на СТ.

Наличие временного лага между реализацией СТ и сопутству-

Рис.2.

Структурная

взаимосвязь

классификационных

признаков.

Таблица 2. Описание классификационных признаков

Признак классификация | Описание

Услуги

Сфера деятельности Производст- венные Ориентированы на удовлетворение нужд предприятий (промышленный рынок)

Непроизводст- венные Ориентированы непосредственно на удовлетворение личных и общественных потребностей

По составу Простые (единичные) Полезность формируется в результате однородного вида деятельности

Сложные Состоят из комплекса единичных услуг, создающего дополнительную полезность для заказчика (синергетический эффект)

По вкладу в удовлетворение потребности Основные Предназначены сами по себе для удовлетворения потребностей заказчиков

Сервисные (поддержи- вающие) Обеспечивают реализацию основного товара, идут в дополнение к нему

Сервис (сервисные услуги)

Период реализации Предпродаж- ный Связан с подготовкой СТ для предоставления потенциальному заказчику, как правило, бесплатен

Послепродаж- ный Осуществляется после продажи СТ для поддержания ее эксплуатационных показателей

Наличие гарантии Г арантийный Предусматривает реализацию определенных работ на бесплатной основе в течение гарантийного периода

После- гарантийный Предполагает комплекс работ по обеспечению эксплуатационных показателей СТ на платной основе после истечения гарантийного периода

Способ реализации “Жесткий” Подразумевает реализацию полного спектра услуг, необходимых для поддержания заданных показателей СТ

“Мягкий” Включает весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с более эффективной эксплуатацией СТ

Регла- ментация Регламентиро- ванный Реализуется, как правило, в форме планового технического обслуживания различных видов

Нерегла- ментированный Означает постоянный мониторинг состояния СТ, эксплуатационный уход, содержание СТ в исправном состоянии

Содержание Техническое Обслуживание и ремонт (ТО-иР) Совокупность мероприятий, необходимых для обеспечения эффективной эксплуатации СТ в приемлемых экономических условиях и в течение всего срока жизни СТ, в том числе проведение профилактических мер

Материально- техническое обслуживание (МТО) Поставка предметов снабжения в т.ч. комплектующих изделий (КИ), запасных частей, узлов, агрегатов, расходных материалов, специализированной техники

ющих услуг ППО, а также, как правило, увеличение спроса на последние по мере физического и морального старения СТ (до определенного момента), соответствующим образом сказывается на динамике объемов реализации данного вида СТ и ППО, экстремумы которых разотнесены по времени.

Определение места ППО СТ в структуре классификационных признаков, в том числе отнесение данных услуг к разряду сложных, производственных, сервисных, очерчивает контур исследуемой проблемной области, обозначивает ее специфику, которая также должна быть дополнена анализом соответствующих форм правового регулирования данной сферы [7].

Несмотря на отдельные положительные сдвиги в этом направлении (так, в 1988 году был подготовлен проект Постановления Министров СССР “О мерах по широкому внедрению системы фирменного обслуживания и ремонта машин, оборудования и приборов”), в настоящее время приходится говорить о низкой разработанности многих правовых аспектов. В этой связи приоритетным становится решение таких задач как: изучение норм международного права, регулирующих ППО СТ, составление перечня обязательственных ограничений, определение мер ответственности, установление корреляционных связей правоотношений в сфере ППО с другими правовыми институтами (правом собственности, договором купли-продажи, гарантийным обязательством и др.). При этом в основу разработки законопроектов может быть положен тезис о том, что реализация субъективного правомочия собственника -права пользования поставлена в зависимость от качества предоставляемого поставщиком ППО, что предопределяет необходимость создания адекватного правового режима, который позволял бы заказчику использовать СТ наиболее эффективным способом на протяжении всего срока ее эксплуатации.

Таким образом, имеет место объективная необходимость в разработке целостной концепции ППО СТ, системно упорядочивающей и увязывающей отдельные аспекты данной проблемной области, что в условиях постоянного повышения требований к качеству СТ и ее обслуживания, в рамках глобализации рынка, международной конкуренции и технологической кооперации, присоединения России к ВТО, приобретает принципиальную значимость для дальнейшего развития наукоемкого сектора отечественной экономики.

Литература:

1. Гордин В. Э., Сущинская М.Д. Менеджмент ив сфере услуг. - СПб.:Изд. дом “Бизнес пресса”, 2007. - С. 15

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильямс, 2007. - С. 232

3. Николаев А.М. Потребительская ценность как структурообразующий фактор комплекса маркетинга // Журнал Экономической Теории №3 2009

4. Николаев А.М. Структурирование и определение границ маркетинга на предприятии // Проблемы современной экономики №2 2009 С. 263 - 268.

5. Николаев А.М. Внедрение и развитие системы маркетинга на предприятии // Сегодня и завтра российской экономики №22 2008 С. 134 - 138.

6. Николаев А.М. Интеграция системы маркетинга в организационную структуру предприятия // Маркетинг в России и за рубежом №2 2009 С. 12 - 18.

7. Шаблова Е.Г. Послепродажное обслуживание сложной техники: проблемы правового регулирования // Маркетинг в России и за рубежом №5 2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ ТУРИСТСКИМ РЫНКОМ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ахмедханова С. Т., к.э.н, старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике Денгаев А. М., ассистент кафедры информатики, Дагестанский государственный технический университет

В статье раскрыты методические основы формирование в РФ современного туристского комплекса в условиях риска и неопределенности, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма.

Ключевые слова: методические основы, туристский рынок, риск и неопределенность.

METHODICAL BASE OF MANAGEMENT INTERNAL TOURIST MARKET IN CONDITION OF THE RISK AND UNCERTAINTIES

Ahmedhanova S., k.e.n, senior teacher of the pulpit of the information systems in economy,

Dengaev A., assistent of the pulpit of the informatics, Dagestanskiy state technical university

In article reveal;open methodical bases shaping in RF modern tourist complex in condition of the risk and uncertainties, providing broad possibilities for satisfaction of requirements russian and foreign people in tourist service, increasing level incom of the population, ensuring the conditions for firm development of the tourism.

Keywords: methodical bases, tourist market, risk and uncertainty.

Современный туризм является важным фактором развития цивилизации, подчиняется законам и закономерностям природы и общественного прогресса. За относительно короткий исторический период туризм превратился из путешествий одиночек в массовое явление, способствующее развитию мировой культуры и экономики.

Туризм представляет собой, с одной стороны, форму организации отдыха, способствующий восстановлению и развитию духовных и физических сил человека; с другой стороны, является бурно развивающейся сферой услуг (на его долю приходится около 27% всего мирового объема услуг).

Управление устойчивым развитием сферой туризма - сложная и многогранная проблема. Ее составной частью является поиск, формирование и рациональное использование ресурсов, среди которых важное место занимают объекты туристской привлекательности. Несмотря на богатство России туристскими ресурсами, он используется неравномерно и не более чем на 40 - 50% их возможностей. В тоже время, зачастую туристы ощущают неудобства, неудовлетворенность и даже, в ряде случаев дефицит туристских услуг; эффективность туризма существен-

но снижается. Это обстоятельство в значительной мере обусловлено тем, что сложившееся представление о сфере туризма ограничено преимущественно состоянием турфирм, гостиниц, транспорта, предприятий питания, местами туристской привлекательности, отношения между которыми регулируются рынком туристских услуг. Соответствующий этому представлению подход к управлению (регулированию) сферой туризма фактически ориентирован на части целого (преимущественно на индустрию гостеприимства) и не способен разрешить весь комплекс современных проблем. Большое значение в развитии всего туристского комплекса имеет региональная специфика туризма. Использование целевых комплексных программ в качестве инструмента регулирования развития туризма в регионах пока имеет еще формальный характер. Зачастую программы не обеспечены необходимыми ресурсами, недостаточно проработаны теоретические, методологические и методические основы, отражающие особенности современного уровня развития туризма, что приводит к неустойчивому развитию сферы туризма.

Региональная специфика сферы туризма заключается в особом характере взаимодействия двух больших систем - туризма и региона, сти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.