ОРАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ
Кузьмина О.В., к.э.н., доцент, КузьминаТ.В., доцент,
Филиал ГОУ ВПО Самарский государственный архитектурно-строительный университет
В статье рассматривается организация управления региональной социально-экономической политики, важнейшая составляющая региональной социально-экономической политики, ее основные принципы формирования.
Ключевые слова: региональная социально-экономическая политика, природно-экономические условия, регионы.
ORANIZATSIYA OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY
Kuzmina O., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuzmina T., Associate Professor,
Branch GOU VPO Samara State Architectural University
This article describes the organization of management of regional socio-economic policies, an important component of regional socio-economic policies, its basic principles of formation.
Keywords: regional socio-economic policies, natural and economic conditions, regions.
В Конституции нашей страны говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Считается, что если осуществление этой задачи предполагается в условиях свободного предпринимательства, то это положение есть не что иное, как конституционное указание на формирование социально ориентированной рыночной экономики.
Решения и действия властных структур, участвующих в преобразовательной деятельности, на всех уровнях управления важно оценивать с позиции того, насколько они содействуют эффективному разрешению всех проблем, связанных с достижением выдвинутых приоритетов и целей. Для этого необходимо сбалансировать решение множества задач экономического, политического, правового и иного характера. При этом очевидно, что должна обеспечиваться минимизация издержек проводимых преобразований и максимизация их позитивных результатов. Поэтому одной актуальных и сложнейших проблем современной экономической науки и практики является проблема управляемости.
В целях эффективного использования созданного в регионах России производственного, социального, природного, трудового, научно-технического потенциала необходимо обеспечение оптимального сочетания экономической роли центральных и местных органов управления. Важным является законодательное урегулирование распределения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, прежде всего по недропользованию и бюджетным взаимоотношениям. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов может обеспечиваться в ходе структурной перестройки с использованием территориально-дифференцированных экономических нормативов, кредитной и налоговой политики и т.д.
Основными принципами формирования региональной социально-экономической политики должны быть достижение сбалансированности социально-экономических, политико-правовых, духовных, природоохранных отношений, пропорционального развития на этой основе всех компонентов региона - экономики, социальной сферы, жизнедеятельности человека, состояния природной среды, обеспечение устойчивого социально - экономического развития региона на основе более полного и эффективного использования всей совокупности производственного, природно-экономического, социального, научно-технического потенциала для создания благоприятных условий жизни и деятельности человека. Эти принципы призваны объединить социально-экономические и политико-правовые интересы государства и его регионов, обеспечить устойчивость и сбалансированность внутри- и межрегиональных отношений.
В современных условиях жизненно важным интересом Российской Федерации как федеративного государства в ее региональной политике является обеспечение высокого уровня социально-экономического развития всех регионов. Основной предпосылкой в решении этой задачи является обеспечение экономической самостоятельности каждого субъекта, достижение сбалансированности социально-экономических, политико-правовых, национальных отношений, стабильного и согласованного развития всех региональных
социально-экономических подсистем.
Основой региональной политики, проводимой в самих регионах, является согласованное развитие всех составляющих региона с учетом местных природно-экономических условий и ресурсов. Важно, чтобы каждый субъект Российской Федерации был в состоянии более полно и эффективно использовать природно-ресурсный и социально-экономический потенциал для обеспечения ускоренного социально-экономического развития своей территории. Региональная политика субъекта призвана способствовать успешной реализации задач эффективной специализации экономики региона в межрайонном разделении труда, обеспечения экономической самостоятельности наряду с созданием общего экономического пространства и решением общегосударственных проблем, реализации проблем национально-этнического развития, устранения внутрирегиональных конфликтов общественно-политического и социального характера, достижения стабильности и эффективного социально-экономического развития субъекта.
В начале 1990-х гг. взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти определялись преимущественно стремлением федеральных органов власти к реформированию экономики регионов в интересах федерального центра. Стремления региональных органов власти направлялись преимущественно на ограничение вмешательства федеральных органов власти в решение региональных социально-экономических проблем. В современных условиях региональная политика Российской Федерации становится определяющей в решении проблем государственного, политико-правового, социально-экономического, национального, душеного развития страны и ее регионов. Это обусловливается существенным расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации, с одной стороны, усилением территориальной дифференциации в уровнях социально-экономического развития регионов, обострением социально-экономической ситуации в отстающих и депрессивных регионах страны - с другой.
В условиях качественных изменений, происходящих в экономических отношениях федерального центра и регионов, становления новых федеративных отношений и местного самоуправления экономическая составляющая региональной политики федеральных органов власти должна рассматриваться как основной механизм для решения жизненно важных проблем. Однако действующие механизмы управления не обеспечивают в субъектах Федерации более полного и эффективного использования природного, производственного, трудового, финансового потенциала, не способствуют активизации в них инвестиционных и воспроизводственных процессов, смягчению дифференциации уровня социальноэкономического развития и уровня жизни различных слоев населения.
Региональные интересы государства призваны не противоречить политико-правовым, социально-экономическим, экологическим и другим интересам регионов. Естественным основанием для этого должны выступать гарантии государства: равное право граждан России во всех регионах на достойную жизнь и на защиту этого права; ответственность регионов за сферы общественной жиз-
ни, регулируемые законом; соблюдение баланса взаимных интересов субъектов и Федерации.
Необходимой является разработка региональной социальноэкономической политики Российской Федерации, основу которой должны составить базовые конституционные принципы - равноправие субъектов Федерации, обеспечение их экономической самостоятельности, единое экономическое пространство страны, преодоление сильной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, качеству и уровню жизни населения.
Современная региональная социально-экономическая политика Российской Федерации призвана предусмотреть разграничения федеральной и региональной собственности, реформирование налоговой системы с установлением налоговых баз бюджетов федерального государства, субъектов Федерации, городских и районных муниципальных образований, укрепление единого экономического пространства. Она предполагает научное обоснование принципов формирования в регионах новых форм собственности на природно-ресурсный потенциал (земельные, лесные, водные, минерально-сырьевые, минерально-строительные ресурсы) и регулирования его использования; приоритетных направлений экономического и социального развития регионов на основе эффективного использования природно-экономического потенциала; правовых, социально-экономических и других механизмов управления этим потенциалом. Важнейшим принципом региональной социально-экономической политики является реализация конституционных прав граждан регионов на основе создания в них необходимых условий для нормальной жизни и деятельности человека. Это достигается путем выравнивания уровней экономического и социального развития, совершенствования размещения производительных сил, прежде всего промышленного производства на базе эффективного использования трудового, природного, производственного, научно-технического потенциала, сбалансированного развития отраслей материального производства и производственной инфраструктуры, роста численности населения и создания объектов социальной инфраструктуры.
Достижению основных стратегических целей и решению важнейших задач социально-экономического развития регионов России будут способствовать последовательная реализация курса на укрепление экономической самостоятельности регионов в рамках единого рыночного пространства России; богатый ресурсный потенциал (природный, производственный, интеллектуальный, трудовой), реализация мер по более полному и эффективному использованию этого потенциала; реформирование экономики регионов, институциональные преобразования с учетом стратегических задач их социально-экономического развития, создание в регионах институтов рынка, эффективно функционирующих в едином экономическом пространстве России.
Важными механизмами, призванными способствовать экономическому росту в регионах, являются обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности, эффективную специализацию предприятий, повышение доли конечной продукции в общем объеме производства; сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание в них собственной экономической базы; разработка системы региональных приоритетов и целевых программ для эффективного использования местных природно-экономических условий и ресурсов.
В программах должен быть выработан качественно новый механизм социально-экономического и культурного развития регионов, предусматривающий создание таких структур, которые должны способствовать повышению эффективности всех форм хозяйствования, ускорению социальной переориентации экономики, более полному использованию интеллектуального, производственного и природного потенциала. При разработке приоритетных направлений структурной перестройки экономики регионов необходимо обратить особое внимание на сбалансированное развитие отраслей производственной и социальной сферы, обеспечение более полной занятости населения и роста уровня доходов, на сбалансированность бюджета по доходам и расходам, активизацию инвестиционной деятельности.
Следует разработать экономические и правовые механизмы, стимулирующие интеграционные процессы в отраслях экономики, формирование и развитие отраслевых и межотраслевых производственных комплексов, составляющих основу экономики регионов.
Для обеспечения конкурентоспособности экономики необходимо осуществить техническое перевооружение производства, внедрение современных технологий, совершенствование структуры производства на основе обеспечения инвестиционной активности отраслей, развития в них наукоемких производств, выпускающих конечные продукты с высокой долей добавленной стоимости. Необходимо разработать и реализовать в регионах государственную политику стимулирования предпринимательской деятельности, развития малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики.
Экономика Республики Башкортостан представляет собой крупный региональный хозяйственный комплекс, объединяющий высокоразвитую промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственную и социальную инфраструктуру. Вместе с тем сложившаяся структура экономики республики несовершенна, она имеет в основном сырьевое направление развития. Сильно дифференцирован уровень социально-экономического развития регионов. Возникла необходимость в разработке мер, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике республики и породивших их причин, совершенствование структуры производства, ориентированной на увеличение доли конкурентоспособной конечной продукции в общем объеме производства. Требуется разработать новые подходы и нормативно-правовые акты управления экономическим и социальным развитием республики и ее регионов.
Важнейшие стратегические задачи региональной социальноэкономической политики Республики Башкортостан могут быть определены как обеспечение углубления экономической реформы, становление в регионах многоукладной экономики, институциональной и рыночной инфраструктуры, рынков товаров, труда и капитала; осуществление структурной перестройки экономики регионов с целью построения социально ориентированного рыночного хозяйства в рамках единого республиканского и российского экономического пространства; достижение бесперебойной работы базовых отраслей экономики, финансовой, материальной и технической поддержки предприятий, производящих продовольствие и товары первой необходимости; создание нормальных условий жизни и деятельности человека во всех регионах республики; разработка и реализация научно обоснованной региональной политики республики для обеспечения ускоренного социально-экономического развития ее отстающих и депрессивных городов и районов на основе более полного и эффективного использования их природно-экономического потенциала путем совершенствования размещения производительных сил, выравнивания уровня социального развития регионов, обеспечения комплексности в их социально-экономическом развитии.
В современных условиях важной задачей региональной социально-экономической политики Российского государства является обеспечение экономической и социальной безопасности регионов. Под социально-экономической безопасностью региона понимается способность экономики региона противостоять негативным воздействиям внешних и внутренних факторов на производственный, ресурсный потенциал и их структуру, на социальную сферу, на уровень и качество жизни людей, а также обеспечивать конституционные права граждан на достойные условия жизни и развитие личности, на социально-экономическую стабильность в регионе.
В целях определения приоритетных направлений социальноэкономического развития и обеспечения социально-экономической безопасности, города и районы Республики Башкортостан по уровню социально-экономического развития разделены на четыре группы: развитые, относительно благополучные, депрессивные и отстающие.
На основе исследования структуры, производственной специализации и уровня социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан установлено, что кризисные ситуации в экономике регионов обусловлены прежде всего структурным кризисом; для промышленности большинства городов и районов республики характерно резкое преобладание производства средств производства над производством предметов потребления; преимущественное положение в структуре промышленного производства регионов занимают фондоемкие отрасли, трудоемкие отрасли развиты недостаточно; слабое развитие промышленности в отстающих в социально-экономическом отношении регионах Башкортостана, недостаточное развитие в них трудоемких отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой, деревообрабатывающей и др.) вызывают недостаток рабочих мест, продолжающийся отток трудоспособного населения за пределы
республики, ухудшение демографической ситуации, неэффективное использование трудового потенциала.
Приоритетными направлениями социально-экономического развития регионов Башкортостана являются:
- выравнивание уровня социально-экономического развития отстающих и депрессивных регионов республики для обеспечения гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов, что следует из необходимости реализации конституционных прав граждан; разработка и реализация государственной республиканской программы выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. В этих целях необходимым является создание специального фонда в республиканском бюджете; в нем должна быть отражена доля каждого местного бюджета в субвенциях и дотациях, рассчитанная с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего города и района;
-создание в отстающих и депрессивных регионах республики сети предприятий и производств по переработке минерального, лесного, сельскохозяйственного сырья, возрождение народных промыслов; осуществление структурных преобразований в агропромышленных образованиях регионов с учетом эффективного использования местных природно-экономических ресурсов, оптимизации соотношения отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, создания производственной, социальной и рыночной инфраструктуры; создание строительной базы путем передислокации строительных подразделений в малые города, рабочие поселки и районные центры, а также за счет организации производства строительных материалов на базе местных ресурсов; разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ в регионах с высоким уровнем безработицы, с острыми демографическими и миграционными проблемами, со сложной экологической ситуацией.
Наличие городов, расположенных в окружении сельских районов, обусловливает развитие многосторонних производственных,
транспортных, снабженческо-сбытовых, миграционных, трудовых и других связей и взаимодействия между городом и селом. Развитие городов способствует совершенствованию структуры окружающего сельскохозяйственного производства, повышению его интенсивности и тем самым развитию хозяйственной предприимчивости сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. В связи с несовершенностью территориальной организации промышленного производства и недостатками в размещении сети городских поселений Башкортостан несет определенные потери. Из-за недостатка городов и слабого развития в сельских районах предприятий и производств по переработке сельскохозяйственного и других видов сырья, сферы платных услуг; определенная часть денежных ресурсов республики уходит в соседние области.
Развитие городов и сельских районов как единой региональной социально-экономической подсистемы достигается на базе углубления процесса интеграции между ними в решении общих производственных, социальных, экологических, административных задач, на основе создания предприятий и производств общего назначения (для городов и сельских районов), перерабатывающих местное минерально-строительное, лесное, сельскохозяйственное и другое сырье, путем организации общей строительной базы, транспортного хозяйства, объектов рыночной инфраструктуры, сети образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других учреждений, к услугам которых постоянно обращается как городское, так и сельское население.
Важнейшей составляющей региональной социально-экономической политики Республики Башкортостан является совершенствование территориальной структуры экономики республики. Решение этой проблемы будет способствовать более полному вовлечению в хозяйственный оборот имеющегося местного природно-экономического потенциала, эффективному функционированию всей экономики республики, созданию нормальных условий жизни и деятельности для человека.
ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЛОЖНОЙ ТЕХНИКИ
Николаев А.М., аспирант, Московского авиационного института
В статье рассматриваются теоретические аспекты послепродажного обслуживания сложной техники, исследуется экономическое содержание данного понятия в первую очередь с точки зрения реализации маркетинговых операций на промышленном рынке, устанавливается место послепродажных услуг в системе классификационных признаков сервисных услуг.
Ключевые слова: послепродажное обслуживание; сложная техника; классификация;
AFTER-SALE SERVICE OF COMPLEX TECHNICS
Nikolaev A., the post-graduate student, Moscow aviation institute
The article is concerned with theoretical aspects of after-sale service of complex technics, with the economic essence of the given concept first of all from the point of view of realization of marketing operations in the industrial market and with definition of the place of after-sale service in system of classification attributes of services.
Keywords: after-sale service; complex technics; classification;
С целью раскрытия предметной области и экономического содержания послепродажного обслуживания сложной техники (ППО СТ) в данной статье предлагается конкретизация и системное обобщение отдельных аспектов данного понятия, в том числе уточнение категории сервисных услуг, выявление взаимосвязей между сервисными услугами, товаром и заказчиком, установление места ППО СТ в системе классификационных признаков услуг.
Постепенное возрастание роли сферы услуг в общей структуре хозяйства, ознаменовавшее переход к постиндустриальной стадии развития общества, предопределило высокую актуальность исследования форм и содержания различных видов услуг, но одновременно с этим привело к возникновению различных подходов к объяснению данного понятия, которые в большинстве своем сконцентрированы на развернутом описании его специфики [1] (см. табл. 1).
Не отрицая значимость выявления дискриминирующих признаков услуг как экономической категории, к числу которых часто относят неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость, “незавладение” (пять “Н”), в качестве конструктивного способа описания специ-
фики услуг на рынке СТ будем рассматривать, прежде всего, анализ взаимосвязей между услугами, товаром и заказчиком.
Ключевым для раскрытия взаимосвязей “заказчик-товар-услу-га” будет являться понимание двойственности товарной продукции, которая заказчиком оценивается с точки зрения потребительской стоимости, а поставщиком с точки зрения стоимости затраченных ресурсов (см. рис.1).
В системе координат потребительской стоимости, которая впервые была введена в оборот представителями школы маржинализ-ма, и которая в современной литературе часто упоминается как потребительская ценность [3], товар интерпретируется с точки зрения его способности удовлетворять объективные или субъективные потребности заказчиков. Следовательно, услуги в этой проекции рассматриваются как неотъемлемая и неаддитивная составляющая товара (часто упоминается выражение “сервисные” услуги -поддерживающие реализацию), которая определенным образом позволяет обеспечить соответствие его материальной составляющей потребностям заказчика. В этой связи в литературе, в частности, посвященной вопросам маркетинга, получили распространение такие термины как “товар с подкреплением” [2], товар и его