.'V- ¿"Tu. .'ti. .л. .«г«, «"ti. f'îi. i'V- .4«. ¿sj«. it'- ¿sj«. »'Ч. ¿»54 ■»!«• .^Î. ¿SJ^ ггт«. ¿sj?. f'îi. AV.
DOI 10.24411/2223-0564-2018-10303 М.Н. Исянбаев УДК 330.34
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНА: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ*
Аннотация
Проблемы высокоэффективного экономического и социального развития региона в условиях интеграции Российской Федерации в глобальные экономические, социальные и политические процессы могут быть успешно реализованы при формировании в нем глубинных социально-экономических структур, самостоятельном выборе целей и приоритетов экономического и социального развития, определении структурно-инвестиционной и финансово-кредитной политики, эффективном использовании регионального научно-технического, человеческого, производственного, природно-ресурсного и др. потенциала. При решении этих проблем в качестве важного фактора выступает разработка стратегии развития территориальных социально-экономических систем региона как составных частей единой воспроизводственной системы национальной экономики и выступающих как относительно самостоятельные воспроизводственные подсистемы. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы разработки данной стратегии как предпосылки обеспечения высокой эффективности и конкурентоспособности региона в межрегиональном и международном разделении труда. Научно обоснованы приоритетные направления и механизмы высокоэффективного стратегического экономического и социального развития территориальных систем региона.
Ключевые слова: стратегия развития, территориальные социально-экономические системы, регион, приоритетные направления, механизмы
Mazgar N. Isyanbaev
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS IN THE REGION: PRIORITY DIRECTIONS, MECHANISMS OF IMPLEMENTATION
Abstract
The highly effective economic and social development of the region in the context of the integration of the Russian Federation into global economic, social and political processes can be successfully implemented with the formation of deep socioeconomic structures in it, self-selection of goals and priorities for economic and social development, defini-
* Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2018 г.
Исянбаев Мазгар Насипович, доктор экономических наук, профессор, академик АН РБ, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]
Mazgar N. Isyanbaev, Prof. Dr.Sc. (Economics), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Chief Research Fellow, Institute for Socio-Economic Research - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: [email protected]
© Исянбаев М.Н., 2018
tion of structural investment and financial and credit policy, effective use of regional scientific and technical, human, production, nature resource, etc. capacities. In solving these problems, an important factor is the design of a strategy for the development of territorial social and economic systems in the region as components of a single reproductive system in the national economy and acting as relatively independent reproductive subsystems. The article deals with the theoretical and methodological foundations of the strategy under discussion as prerequisites for ensuring the regional high efficiency and competitiveness in the interregional and international division of labor. Priority directions and mechanisms of highly effective strategic economic and social development of territorial systems in the region have been theoretically substantiated.
Key words: development strategy, territorial socio-economic systems, region, priority directions, mechanisms
Актуальность и практическая значимость разработки теоретико-методологических основ стратегического развития территориальных социально-экономических систем регионов и механизмов регулирования этих процессов обусловливается необходимостью обеспечения эффективной адаптации экономики к новым условиям хозяйствования, поиска и апробации модернизированных систем управления, достижения высокоэффективного и конкурентоспособного социально-экономического развития регионов страны.
Регионы в зависимости от уровня их развития и производственной специализации экономики выступают в качестве исходной базы в формировании отраслевой и территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны, в обеспечении высокой эффективности и конкурентоспособности его в международном разделении труда. Эффективное использование экономического, социального, производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного и др. потенциала, достижение в регионах экономического роста, обеспечивающего более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, возможны лишь при эффективной специализации и комплексном развитии территориальных социально-экономических систем регионов1.
В настоящее время в нашей стране не имеется целостной концепции социально-экономической политики регионов, не разработаны ее ориентиры на средне- и долгосрочную перспективы. Необходимыми являются определение целей и приоритетных направлений экономической и социальной политики страны и ее регионов; разра-
ботка механизмов государственного регулирования ее в условиях модернизации экономики России и интеграции ее в глобальные экономические, социальные и политические процессы; усиление государственного регулирования развития регионов и их территориальных систем [1; 2; 3].
Разработка стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их структурных звеньев - городов, сельских районов сыграет большую роль в совершенствовании единого народнохозяйственного комплекса страны. При этом научное и практическое значение имела бы, на наш взгляд, разработка стратегии социально-экономического развития территориальных систем регионов, объединяющих в своей структуре города и сельские районы, взаимосвязанные на основе интенсивных производственных, экономических, трудовых, культурно-бытовых и др. связей. Во-первых, это будет способствовать повышению эффективности пространственной организации производительных сил, что может обеспечиваться, прежде всего, на основе укрупнения материально-технической базы действующих в городах и сельских районах предприятий и организаций, их вспомогательного хозяйства, объектов производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. При этом города, являясь ядром для создания единой системы транспорта, материально-технического снабжения, инженерных сооружений, информационной службы, вычислительных центров, объектов природопользования и инфраструктуры, будут выступать как основа для объединения прилегающих сельских районов и рекреационных зон в территориаль-
1 В экономической литературе территориальные социально-экономические системы субъектов Российской Федерации получили названия: «внутриобластные (республиканские, краевые) районы»; «экономические подрайоны республик (областей, краев)» [Территориально-производственный комплекс Башкирской АССР. Уфа: БФАН СССР. Отдел экономических исследований, 1974 (254 с.). С. 43, 49-51], Исянбаев М.Н. [1, с. 20-21]; «субрегионы республик (областей, краев)» и т.д. Региональные социально-экономические системы субъектов РФ нами названы «экономическими подрайонами республик (областей, краев)». При этом «экономические подрайоны» рассматриваются как территориальные структурные звенья «административно-экономических районов среднего звена» (республики, области, края). Последние представляют собой составные части крупных экономических районов России.
ные социально-экономические системы региона. Большой экономический потенциал высокоразвитых городов и сельских районов является важной предпосылкой для обеспечения ускоренного развития слаборазвитых городов и районов, создания промышленного потенциала в отстающих и депрессивных сельских районах и городах.
Во-вторых, усиление многосторонних производственно-экономических, транспортных, снаб-женческо-сбытовых, миграционных и др. интеграционных связей между городской и сельской местностью создаст благоприятные предпосылки для организации высокоэффективных локальных агропромышленных образований, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства, развития хозяйственной предприимчивости сельскохозяйственных предприятий и сельского населения.
В-третьих, разработка данной стратегии будет способствовать созданию единой системы сферы услуг, научно обоснованному определению эффективных направлений развития экономики, совместной реализации производственных, социальных и управленческих функций городских и сельских поселений. Территориальные социально-экономические системы региона призваны выступить как промежуточные звенья управления экономикой региона (республики, области, края), городов и сельских районов [4].
Стратегия социально-экономического развития регионов, в свою очередь, должна основываться на главных направлениях и параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период, формирования высокоэффективных и конкурентоспособных хозяйственных комплексов, создания предпосылок для более полного и эффективного использования регионального, научно-технического, природно-ресурсного, социально-экономического потенциала в целях достижения высоких народнохозяйственных результатов при минимальных затратах общественного труда.
Необходимо обеспечить научно обоснованное распределение инвестиций в производственное и социальное строительство, планомерное развитие отраслей материального производства, вспомогательного хозяйства, производственной, рыночной инфраструктуры и социальной сферы;
эффективное перераспределение материальных, трудовых, природно-сырьевых и др. ресурсов в целях развития отраслей экономики, обеспечения более полной занятости и рационального использования рабочей силы. Намечаемые меры (подготовка специалистов, повышение их образовательного и квалификационного уровней, расширение и реконструкция объектов производственной, социальной, транспортной инфраструктуры и т.д.) должны быть увязаны с темпами и уровнями развития отраслей экономики региона и его территориальных социально-экономических систем.
С помощью методов экстраполяции, экспертных оценок и вариантных технико-экономических расчетов рекомендуется определить приоритетные направления развития и размещения производительных сил регионов и их территориальных социально-экономических систем, с помощью методов балансовых расчетов - возможности создания в них новых рабочих мест, обеспечения более полной занятости населения, повышения уровня и качества жизни [3].
Особое внимание должно быть уделено научному обоснованию приоритетных направлений и параметров развития промышленного производства, т.к. особенностями производственной специализации и степенью комплексности его структуры определяются социальное развитие региона, демографическая ситуация, характер расселения, уровень и качество жизни населения. Так, в Республике Башкортостан низкий уровень развития отдельных ее экономических подрайонов (территориальных социально-экономических систем)2 определяется неравномерным размещением промышленного производства по территории республики, что было обусловлено допущенными в прошлом недостатками в системе управления развитием промышленности, в инвестиционной, структурной, научно-технической, демографической и социальной политике.
По особенностям отраслевой структуры и производственной специализации, уровню территориальной концентрации промышленного производства экономические подрайоны Республики Башкортостан существенно различаются между собой. Широким кругом отраслей
2 Сетка экономических подрайонов Башкортостана, разработанная М.Н. Исянбаевым, в 1974 году была принята Советом министров Башкирской АССР (Постановление .№10 от 14 февраля 1974 г) и используется для территориального планирования социально-экономического развития республики. В республике выделено шесть экономических подрайонов - центральный, южный, западный, северо-западный, северо-восточный, уральский.
специализации выделяется ее центральный экономический подрайон, промышленное производство которого специализируется на нефтеперерабатывающей, машиностроительной, металлообрабатывающей, легкой, деревообрабатывающей, медицинской отраслях и производстве стройматериалов. Западный подрайон специализируется на нефтедобывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей, пищевой, легкой и медицинской, северо-западный - на нефтедобывающей, электроэнергетической, пищевой, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Отраслями специализации южного подрайона являются химическая и нефтехимическая, угольная, элек-тро-энергетическая, уральского - черная, цветная металлургия и лесная промышленность [5, с. 55].
Экономические подрайоны Республики Башкортостан сильно дифференцируются по территориальной концентрации промышленного производства. Около 31,2% основных производственных фондов промышленности Башкортостана сконцентрировано в центральном подрайоне, 32,4 - в южном, 16,4 - в западном, 13,3 - в северозападном, 6,4 - в уральском и 0,3% - в северовосточном [5, с. 56]. Видно, что наиболее развитыми и многоотраслевыми промышленными комплексами выделяются центральный, южный и западный подрайоны. В последний период в северо-западном подрайоне высокими темпами развиваются топливно-энергетическая, лесная, машиностроительная, пищевая, деревообрабатывающая и др. отрасли.
Наиболее развитыми по уровню социально-бытовой инфраструктуры являются центральный, южный и западный экономические подрайоны, на долю которых приходится более 4/5 общего объема социально-бытовых услуг [5, с. 84]. По сравнению со средним уровнем по Башкортостану в центральном экономическом подрайоне общий объем социально-бытовых услуг в расчете на 1 жителя выше по всем трем показателям, в южном - по двум, а в остальных - показатели ниже среднереспубликанского уровня.
На развитие социально-бытовой инфраструктуры большое влияние оказывает отраслевая структура промышленности республики и ее подрайонов, так как, с одной стороны, строительство значительной доли социальных объектов финансировалось по линии различных министерств и ведомств, с другой - уровень оплаты труда в известной мере определяет уровень и структуру потребления различного рода услуг.
Социально-бытовая инфраструктура в экономических подрайонах Республики Башкортостан представлена примерно так же, как и материальная сфера. В составе социально-бытовых услуг доля торговли и общественного питания колеблется в пределах от 81,8 (южный) до 92,5% (северо-восточный), жилищно-коммунального хозяйства - от 2,7 (северо-восточный) до 12,9% (южный), бытового обслуживания населения -от 4,1 (уральский) до 5,3% (южный) [5, с. 85].
Проведенные исследования показывают, что промышленно развитые экономические подрайоны Республики Башкортостан сосредоточивают в себе основную часть мощностей социальной сферы. При этом на территориальный и отраслевой аспекты социальной инфраструктуры непосредственное влияние оказывает уровень развития обрабатывающей промышленности, транспорта, строительства и т.д. Влияние степени развития отраслевой структуры промышленности на социальную инфраструктуру находит свое выражение в долевом вкладе предприятий в создание объектов соцкультбыта общерегионального значения: чем выше уровень развития промышленного производства и шире его отраслевая структура, тем выше степень комплексности структуры хозяйства региона и его экономических подрайонов.
Высокие темпы и уровень развития обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта, производственной и социальной инфраструктуры в центральном, южном и северозападном экономических подрайонах республики способствуют более полному вовлечению трудовых ресурсов в общественное производство и рациональному их использованию. Несоответствие материально-ресурсных возможностей достигнутому уровню развития промышленного производства в северо-восточном и уральском экономических подрайонах, его однобокая производственная структура обусловливают недостаток рабочих мест, интенсивный отток рабочей силы за пределы республики, что в конечном итоге влияет на эффективность всего хозяйственного комплекса Башкортостана.
Разработка стратегии социально-экономического развития экономических подрайонов Республики Башкортостан предусматривает усиление государственного управления их развитием в следующих направлениях:
- создание новых рабочих мест, обеспечение более полной занятости населения;
- обеспечение роста реальных доходов населения, предотвращение его обеднения;
- усиление регулирующего воздействия государства на цену труда, сдерживающую в настоящее время рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции;
- повышение уровня социальной защищенности населения;
- обеспечение ускоренных темпов строительства объектов социальной инфраструктуры, повышение качества и образа жизни населения; расширение жилищного строительства и улучшение жилищных условий населения;
- реализация комплекса мер по преодолению ухудшения здоровья населения и репродуктивного потенциала республики;
- принятие необходимых мер по сохранению образовательного и интеллектуального потенциала населения;
- улучшение системы образования и подготовки кадров;
- усиление борьбы против преступности, за обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.
Занятость населения - главный социальный ориентир развития экономических подрайонов Республики Башкортостан. Она должна определить перегруппировку финансовых, материальных, трудовых, природно-сырьевых ресурсов на обеспечение эффективного размещения производительных сил, на повышение качества и уровня жизни населения. Это одна из принципиальных исходных позиций, от признания и реализации которой в значительной степени зависит успех в решении проблем формирования высокоэффективной и конкурентоспособной экономики Башкортостана [6; 7, с. 16].
Проблемы стратегии социально-экономического развития территориальных систем региона нами подразделены на три блока:
1) экономический:
- производство валового регионального продукта на душу населения;
- производство промышленной продукции в расчете на 1 жителя;
- производство продукции сельского хозяйства на душу населения;
- производство потребительских товаров в расчете на 1 жителя;
- доля объема экспортной продукции в общем объеме производимой в территориальной системе региона продукции, %;
- количество предприятий малого и среднего бизнеса в территориальной системе;
- уровень концентрации основных производственных фондов отраслей экономики в расчете на 1 жителя;
- общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения территориальной системы региона;
2) социальный:
- обеспеченность населения жилищной площадью в расчете на 1 жителя, кв.м;
- число больничных коек в расчете на 10 тыс. населения;
- обеспеченность населения врачами в расчете на 10 тыс. населения, чел.;
- обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, %;
- численность населения, имеющего высшее профессиональное образование;
- численность населения, имеющего среднее образование;
- объем платных услуг в расчете на 1 жителя, руб.;
- объем оборота розничной торговли и общественного питания;
- качество жизни населения;
- уровень занятости экономически активного населения в территориальных социально-экономических системах региона за прогнозируемый период;
- средняя заработная плата работников отраслей реального сектора экономики;
- отношение средней зарплаты работника отрасли экономики к средней заработной плате по региону;
- доля занятых в отраслях экономики с доходами ниже прожиточного минимума;
- условия работы и ее безопасность [8];
3)экологический:
- природоемкость производства (уровень потребления природных ресурсов на единицу производственной продукции);
- объемы выхода отходов производства на единицу продукции, степень их утилизации;
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников;
- степень улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов;
- объем сброса загрязняющих сточных вод в водоемы;
- степень очистки производственных сточных вод;
- показатели, характеризующие качество воды, атмосферы, территории;
- объем инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления.
2007. №2. С. 46-57.
2. Шалмуев А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона // Инновации. 2006. №3 С. 28-32.
3. Санжапов Б.Х., Калина И.С. Моделирование принятия решений при стратегическом планировании устойчивого экономико-социального развития региона // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. №4. С. 89-91.
4. Исянбаев М.Н., Ахунова Л.Р., Чувашаева Э.Р. Территориальные социально-экономические кластеры Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 10. С. 526-540.
5. Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: приоритетные направления социально-экономического развития. Уфа: Гилем,
2008. 292 с.
6. Исянбаев М.Н., Байгильдина А.У. Модернизация структуры экономики и занятость. Уфа: Гилем, 2011. 256 с.
7. Устойчивое развитие, достойный труд и зеленые рабочие места. Доклад V. Международная конференция труда. Женева: Международное бюро труда, 102 сессия. 2013. 117 с.
8. Исянбаев М.Н., Чувашаева Э.Р. Структурная модернизация промышленности строительных материалов региона (на примере Республики Башкортостан). Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. 124 с.
REFERENCES
1. Gurieva, L. Strategiya ustoychivogo razvitiya re-giona [The Strategy of Regional Sustainable Development]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Theory
and Practice of Management. 2007. No. 2. P. 46-57 (in Russ.).
2. Shalmuyev, A.A. Teoretiko-metodologicheskie os-novy ustoychivogo razvitiya regiona [Theoretical and Methodological Bases of the Sustainable Development of a Region]. Innovatsii - Innovations. 2006. No. 3. P. 28-32 (in Russ.).
3. Sanzhapov, B.Kh., Kalina, I.S. Modelirovanie prinyatiya resheniy pri strategicheskom planirovanii ustoychivogo ekonomiko-sotsial'nogo razvitiya regiona [Modelling of Decision-Making in Strategic Planning of the Sustainable Economic and Social Development of a Region]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Proceedings of Volgograd State Technical University. 2006. No. 4. P. 89-91 (in Russ.).
4. Isyanbaev, M.N., Akhunova, L.R., Chuvasha-yeva, E.R. Territorial'nye sotsial'no-ekonomicheskie klastery Respubliki Bashkortostan: problemy formirova-niya i razvitiya [Territorial Social and Economic Clusters of the Republic of Bashkortostan: The Formation and Development]. Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii - Competitiveness in the Global World: Economy, Science, Technology. 2016. No. 10. P. 526-540 (in Russ.).
5. Isyanbaev, M.N. Ekonomicheskie podrayony Respubliki Bashkortostan: prioritetnye napravleniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Economic Subar-eas of the Republic of Bashkortostan: Priority Areas of Socio-Economic Development]. Ufa: Gilem, 2008. 292 p. (in Russ.)
6. Isyanbaev, M.N., Baygildina. A.U. Modernizatsiya struktury ekonomiki i zanyatost' [The Modernization of Economic Structure and Employment]. Ufa: Gilem, 2011. 256 p. (in Russ.)
7. Ustoychivoe razvitie, dostoynyy trud i zelenye rab-ochie mesta. Doklad V. Mezhdunarodnaya konferentsiya truda [Sustainable Development, Decent Work and Green Jobs. Report Vth. International Labor Conference]. Geneva: International Labor Office, 102nd Session. 2013. 117 p. (in Russ.).
8. Isyanbaev, M.N., Chuvashayeva, E.R. Strukturna-ya modernizatsiya promyshlennosti stroitel'nykh mate-rialov regiona (na primere Respubliki Bashkortostan) [The Structural Modernization of Construction Materials Industry in the Region (the Republic of Bashkortostan as an Example)]. Ufa: Institute for Socio-Economic Research, RAS Ufa Science Centre, 2017. 124 p. (in Russ.)