ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
¿»^ л*!, ¿ti. ¿t«. ¿'^ ¿ti. ¿т?. ¿Т^ ¿.Ji. ¿,4. Л*«. ¿.Jij^J^ ¿J«. ¿V. ¿Ъ ф ¿V. ¿Js. ¿ti.
М.Н. Исянбаев, e-mail: [email protected] УДК 332.1
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редакционного совета журнала Исянбаев Мазгар Насипович (р. 15.09.1936, Баймакский р-н РБ, РФ) — экономист. Д-р экон. наук (1987), профессор (1993), академик Академии наук РБ (2002). Заслуженный деятель науки БАССР (1986) и РФ (1998). В 1961 г. окончил БГУ, в 1970 г. — аспирантуру (БФАН СССР) с защитой кандидатской диссертации по теме «Экономическая эффективность отраслевых производственных комплексов в промышленных узлах (на примере химических комплексов промышленных узлов Башкирской АССР)» в ИЭ АН СССР (Москва). В 1987 г. защитил докторскую по теме «Методологические проблемы формирования и функционирования хозяйственных комплексов республик и областей (на примере республик и областей Урало-Поволжского региона)» в ЦЭНИИ при Госплане РСФСР (Москва).
С 1971 г. в БФАН СССР: ст. науч. сотр., зав. сектором отдела экономических исследований (1973—1990). С 1990 г. в аппарате Президиума Верховного Совета БАССР: зав. отделом социально-экономических проблем, советник Председателя Верховного Совета и Государственного Собрания — Курултая РБ по экономическим проблемам (1994—1997). С 1997 г. в ИСЭИ УНЦ РАН: зав. сектором, гл. науч. сотр. (с 2013 г.).
М.Н. Исянбаев — рук. научной школы «Региональная экономика и социально-экономическая политика». Автор более 350 научных трудов, в т.ч. 50 монографий, книг, тематических сборников.
Награжден орденом Салавата Юлаева (2011), бронзовой медалью ВДНХ СССР (1977), почетными грамотами Президиума АН СССР (1974), Республики Башкортостан (2001, 2011) и др.
Главные направления научных исследований: региональная экономика и социально-экономическая политика; теоретико-методологические проблемы формирования и функционирования хозяйственных комплексов республик Российской Федерации; проблемы территориальной организации производительных сил; теория и практика социально-экономического развития регионов; проблемы социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов и др.
Научные труды: Экономическая эффективность отраслевых производственных комплексов в промышленных узлах. М., 1977; Дорогой науки. Уфа, 2005; Становление и развитие новых форм земельных отношений в регионах. Проблемы региональной экономики (на примере Республики Башкортостан). Уфа, 2006 (соавт.); Проблемы социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан // Экономика Башкортостана: учеб. для вузов и ссузов / под общ ред. Х.А. Барлыбаева. Уфа, 2007; Экономические подрайоны Республики Башкортостан: приоритетные направления социально-экономического развития. Уфа, 2008.
INTRODUCING a member of the journal's editorial council Mazgar N. Isyanbaev (born September 15, 1936, Baimaksky district of the Republic of Bashkortostan, Russia), economist. Dr.Sc. (Economics) (1987), Professor (1993), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (2002). Honored Science Worker of the Bashkir ASSR (1986) and the Russian Federation (1998), graduated from the Bashkir State University in 1961, in 1970 did the postgraduate studies at the Bashkir Branch of the Academy of Sciences of the USSR and defended his thesis for a candidate's degree on Economic Efficiency of Sectoral Industrial Complexes in Industrial Hubs (Chemical Complexes of Industrial Hubs in the Bashkir ASSR as an Example) at the Institute of Economics, the Academy of Sciences of the USSR (Moscow), in 1987 defended his doctoral dissertation on Methodological Problems of Formation and Functioning of Republics and Regions' Economic Systems (the Republics and Regions of the Urals-Volga Region as an Example) at the Central Research Institute of Economics under the State Planning Committee of the RSFSR (Moscow).
Since 1971 Prof. Isyanbaev was employed as a senior research fellow, in 1973—1990 as head of a sector at the Department for Economic Research at the Bashkir Branch of the Academy of Sciences of the USSR; since 1990 at the Central Office of the Presidium of the Bashkir ASSR Supreme Soviet as head of the Department of Socioeconomic Problems, advisor to the Chairman of the Supreme Council and the State Assembly — Kurultai of the Republic of Bashkortostan on economic affairs (1994—1997). Since 1997 Prof. Isyanbaev was head of a sector, since 2013 a senior research fellow at the Institute for Socioeconomic Studies, the RAS Ufa Science Centre.
Prof. Isyanbaev is head of Regional Economy and Socioeconomic Policy Scientific School, the author of over 350 scholarly papers, including 50 monographs, books, thematic collections.
Prof. Isyanbaev was awarded the Order of Salavat Yulaev in 2011, the Bronze Medal of the USSR Exhibition of Economic Achievements in 1977, honorary certificates of the Presidium of the USSR Academy of Sciences in 1974, of the Republic of Bashkortostan in 2001, 2011, etc.
The main research area: regional economy and socioeconomic policy; theoretical and methodological problems of formation and functioning of economic complexes in the Russian Federation's republics; problems of the territorial organization of productive forces; theory and practice of regions' social and economic development; problems of socioeconomic development of urban and municipal districts, etc.
Scholarly works: Economic Efficiency of Sectoral Industrial Complexes in Industrial Hubs. Moscow, 1977 (In Russ.); On the Path of Science. Ufa, 2005 (In Russ.); The Development of New Forms of Land Relations in Regions. The Problems of Regional Economy (the Republic of Bashkortostan as an Example). Ufa, 2006 (co-author; in Russ.); Problems of Socioeconomic Development of the Republic of Bashkortostan's Regions. In: Economics of Bashkortostan: Textbook. Ed. Kh.A. Barlybaev. Ufa, 2007 (In Russ.); Economic Subareas of the Republic of Bashkortostan: Priorities for Socioeconomic Development. Ufa, 2008 (In Russ.).
Аннотация
В статье обосновываются теоретико-методологические проблемы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях модернизации экономики России. Рекомендованы методические подходы к оценке устойчивости развития региональных систем, базирующиеся на комплексной многокритериальной оценке устойчивости и позволяющие определить возможности реализации проблемы на основе более полного приведения в действие региональных источников эколого-социально-экономического развития. В разработанных методических подходах, в отличие от существующих, уровень устойчивого развития региональных социально-экономических систем принимается как основа, определяющая степень устойчивости развития на уровне единого экономического пространства национальной экономики.
Ключевые слова: региональные социально-экономические системы, устойчивое развитие, приоритетные направления, механизмы управления
Mazgar N. Isyanbaev
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL SOCIOECONOMIC SYSTEMS: PRIORITY TRENDS, CONTROL MECHANISMS
Abstract
In this article the theoretical and methodological problems of sustainable development of the regional socio-economic systems in the modernization of the Russian economy are substantiated. The author recommended methodological approaches to assessing the sustainability of development of regional systems based on the complex multicriteria evaluation of stability that allows to determine the feasibility of the problem based on a more complete utilization of regional sources of ecological and socio-economic development. In methodological approaches, in contrast to the existing practice, level of sustainable development of regional socio-economic systems is taken as the basis for determining the degree of sustainability at the level of the common economic space of the national economy.
Keywords: regional socio-economic systems, sustainable development, priorities, mechanisms of control
Устойчивое развитие региональной социально-экономической системы определяется нами как способность ее сохранить в течение длительного периода воспроизводственный потенциал для обеспечения взаимосвязанного и сбалансированного развития сферы экономики, природно-эко-логической среды и социальной сферы. Целью ее является более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей будущих поколений на основе достижения высоких темпов роста экономики, более полной занятости населения и роста его реальных доходов, стабилизации уровня цен, достаточно высокого уровня развития социальной инфраструктуры, эффективного природопользования, устойчивой природ-но-экологической ситуации и др. При такой модели развития уровень развития системы должен соизмеряться с возможностями сбалансированного взаимодействия трех компонентов совокупного капитала — сферы экономики, как объекта управления производственной деятельностью людей, природно-экологической среды и социальной сферы, призванных обеспечить благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности людей.
Такая система предполагает применение модели управления, ориентированной на обеспечение эффективного социально-экономического развития, природопользования и охраны окружающей среды, повышения уровня и качества жизни населения. Это достигается на основе обеспечения сбалансированности воспроизводства научно-технического, экономического, социального, человеческого, природно-ресурсного, экологического, финансового и др. потенциала в соответствии с поставленными стратегическими целями и задачами.
Система не представляет собой непрерывной позитивной динамики параметров ее составляющих, для ее развития характерна цикличность: в отдельные периоды положительные значения экономического роста могут быть заменены отрицательными значениями экономического спада. В итоге процесс развития в течение длительного периода имеет положительную динамику.
Социально-экономические процессы, структура и направления развития региональных систем обусловливаются взаимодействием совокупности научно-технических, экономических, социальных, природно-экологических, общественно-политических и др. факторов. В условиях
быстро изменяющейся внешней и внутренней среды они должны располагать необходимым потенциалом устойчивого развития. Это предполагает: сбалансированное развитие отраслей, составляющих основу экономики системы, производственной и рыночной инфраструктуры; достижение соответствия количества и структуры рабочих мест численности, половому и квалификационному составу трудовых ресурсов; обеспечение высокого уровня развития отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности для покрытия потребности населения в продуктах питания, соответствия уровней развития социальной инфраструктуры и численности населения; обеспечение более полного и эффективного использования природно-ресурсного потенциала и поддержание благоприятной природ-но-экологической среды.
Степень устойчивости страны выступает как исходная база для обеспечения устойчивости региональных социально-экономических систем.
В разработанных нами методических подходах, в отличие от существующих, уровень устойчивого развития региональных социально-экономических систем принимается как основа, определяющая степень устойчивости развития на уровне единого экономического пространства национальной экономики. Это обусловливается тем, что воспроизводственные процессы, протекающие в региональных системах, являются, во-первых, составными частями единой системы воспроизводства на уровне общего пространства национальной экономики, во-вторых, они выступают как относительно самостоятельные воспроизводственные подсистемы, располагая необходимым для процесса воспроизводства научно-техническим, природно-экологическим и социально-экономическим потенциалом. Эффективное взаимодействие важнейших факторов, определяющих устойчивость развития сферы экономики, природно-экологической среды и социальной сферы, может быть успешно реализовано на уровне региональных социально-экономических систем.
В достижении устойчивости их развития определяющее значение имеют научно-технический прогресс и инновационное развитие региона, что обусловливается усилением зависимости реализации проблем социально-экономического развития, природопользования и охраны природно-экологической среды от степени внедрения дос-
тижений научно-технического прогресса, развития наукоемких отраслей и производств. Внедрение достижений науки и техники, инновационное развитие региональных систем нами рассматриваются в аспекте структурно-технологической модернизации экономики регионов.
Модернизация внутриотраслевые, межотраслевые и территориальные структур, осуществление эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований в экономике, внедрение в производство прогрессивной техники, ресурсосберегающих и безотходный технологий — основа не только устойчивого развития региональных социально-экономических систем, но и создания социально ориентированной конкурентоспособной экономики региона в межрегиональном и международном разделении труда
[I; 2].
В экономике большинства регионов Российской Федерации преобладает затратный механизм. В них не преодолены возникшие в начальные периоды экономического реформирования неуправляемые процессы в области воспроизводства, ценообразования, взаиморасчетов за реализованную продукцию, углубляется степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов. Эти факторы оказывают негативное воздействие на уровень и направления социально-экономического развития регионов, особенно тех, которые имеют сырьевую ориентацию развития.
Для регионов с неустойчивой экономикой характерно проявление проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности вследствие сильного воздействия последствий кризиса воспроизводства:
— спад производства, неполное использование производственных мощностей, недостаток рабочих мест, увеличение численности незанятого населения, отток экономически активного населения из регионов;
— инвестиции за счет привлечения внешних источников сокращаются; средства предприятий, как главный источник инвестиций, недостаточны; имеет место высокий износ (от 70 до 90%) активной части промышленно-основных производственных фондов;
— усиливается ориентация экономики регионов на использование природно-ресурсного потенциала, однако возможности использования высокоэффективных природных ресурсов сокра-
щаются, в хозяйственный оборот привлекаются менее эффективные ресурсы.
В настоящий период не разработана стратегия перехода России и ее регионов на устойчивое развитие: не определены приоритетные направления; не разработаны концепции перехода региональных социально-экономических систем разного уровня развития на устойчивое развитие с учетом особенностей их природно-экономичес-кого потенциала и эффективных направлений специализации их экономики в территориальном разделении труда; не разработаны эффективные механизмы государственного регулирования устойчивого развития регионов страны; не приняты федеральные законодательные акты, определяющие направления инновационного развития экономики региональных систем, эффективного природопользования и охраны природ-но-экологической среды.
Возникла необходимость в безотлагательной разработке мер, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизацию социально-экономической ситуации и повышение устойчивости социально-экономического развития регионов, на совершенствование структуры экономики, ориентированной на увеличение доли конкурентоспособной конечной продукции в общем объеме производства, усиление государственного регулирования развития региональных социально-экономических структур.
Нам представляется, что приоритетными направлениями и механизмами достижения устойчивости развития региональных социально-экономических систем являются:
— разработка и реализация социально-ориентированной структурно-инвестиционной и финансово-кредитной политики;
— осуществление эффективные структурных сдвигов и институциональных преобразований, создание высокоэффективных социально-экономических структур на основе модернизации экономики, внедрения в производство научно-технических достижений, прогрессивной техники и технологии;
— достижение взаимосвязанности и сбалансированности развития отраслей, составляющих основу экономики региона, и обслуживающих их производств; обеспечение соответствия количества и структуры рабочих мест численности ресурсов рабочей силы, уровня развития социальной инфраструктуры численности населения;
— достижение высокой эффективности использования человеческого, научно-технического, природно-ресурсного, экономического, социального и др. потенциала;
— организация эффективного природопользования и экологической политики на основе структурно-технологической модернизации экономики, внедрения в производство прогрессивных ресурсо-энергосберегающих и безотходных технологий; освоения производства экологически чистой и конкурентоспособной продукции; снижения природо-энергоемкости производства; уменьшения производственных, транспортных выбросов и повышения показателей качества атмосферы, водоемов, территорий;
— повышение конкурентоспособности экономики на основе обеспечения высоких темпов роста наукоемкого высокотехнологического сектора экономики; развитие производственной и рыночной инфраструктуры; увеличение емкости внутреннего рынка; рост экспортного потенциала, эффективной интеграции региона в экономические пространства национального и мирового хозяйства;
— повышение уровня и качества жизни на основе обеспечения роста занятости и реальных доходов населения; сокращение различий в уровне жизни населения отдельных регионов и социальных групп; ускорение темпов строительства объектов социальной инфраструктуры; обеспечение безопасности среды обитания населения и т.д.;
— повышение потенциала саморазвития экономики региона на основе обеспечения ее инно-вационности и конкурентоспособности, роста эффективности использования совокупного научно-технического, производственного, трудового, финансово-экономического, природно-ресурсного и др. потенциала; совершенствование бюджетной системы, создание гибкой системы налоговой, финансово-кредитной политики, государственного регулирования и поддержки.
Возникает вопрос: имеются ли реальные предпосылки для достижения устойчивости развития в пределах отдельно взятых регионов? Доктор географических наук, член-корреспондент РАН Н.Ф. Глазовский считает, что это возможно при выполнении ряда условий:
— при достижении определенной степени замкнутости экономики, тесноты политических и экономических связей;
— при наличии необходимого ресурсного потенциала и возможностей для инноваций;
— при наличии правового поля и административных возможностей;
— при обеспечении качества окружающей среды;
— на устойчивость развития влияют исторические, культурные особенности региона и военные расходы [3, с. 11—12].
На основе анализа факторов, оказывающих непосредственное воздействие на устойчивость развития, автор считает возможным обеспечение устойчивости развития на уровне биосферы в целом, отдельного государства, а при благоприятном сочетании ряда факторов — на уровне регионов.
На наш взгляд, отдельные предпосылки обеспечения устойчивости развития региональных систем Н.Ф. Глазовским в достаточной степени не обоснованы. Так, автором в качестве основного фактора принимается достижение определенной степени замкнутости экономики. При этом мы исходим из той посылки, что экономика регионов, являясь составными частями единого экономического пространства страны, носит открытый характер и широко участвует в межрегиональном и международном разделении труда продукцией и услугами тех отраслей, для высокоэффективного развития которых имеются благоприятные социально-экономические и природно-экологические предпосылки. Более полное и рациональное использование эффективных ресурсов направлено на обеспечение оптимальной специализации, комплексного развития и высокой конкурентоспособности экономики региона на внутренних и мировом рынках.
Замкнутость экономики региона, как показатель уровня развития внутрирегиональных производственно-экономических, технологических, социальных и других связей и как показатель обособленного от других региональных систем развития отдельно взятого региона, в современных условиях не может быть достигнута не только на уровне регионов, но страны в целом. В условиях глобализации и усиления процессов интеграции национальных экономик в мировое социально-экономическое сообщество предполагать достижение определенной степени замкнутости и обособленного развития экономики регионов означало бы отрицание объективно происходящих процессов взаимосвязанного, интегриро-
ванного развития национальные и мировой экономик.
Возникает ряд вопросов: каким образом может быть достигнута замкнутость экономики на ограниченной территории? Если не будет достигнута замкнутость экономики региона, в таком случае она не будет устойчивой? Если экономика большинства регионов будет замкнутой, то какой должна быть экономика страны в целом: открытой в структуре экономики мирового сообщества и глубоко интегрированной в ней или замкнутой, изолированной от других национальных экономик?
Устойчивое развитие региональные социально-экономических систем в нашем понимании сводится к достижению не «определенной степени замкнутости экономки», а к взаимосвязанному и сбалансированному развитию сферы экономики, природно-экологической среды и социальной сферы, эффективному выполнению народнохозяйственные функций систем в межрегиональном разделении труда и обеспечению высокой конкурентоспособности экономики региона на внутренних, межрегиональных и мировом рынках. На этом основании уровень устойчивости развития региональных систем нами определяется, прежде всего, степенью локализации на территории систем составных частей народнохозяйственных отраслевых и межотраслевых производственных комплексов, выступающих как ядро (основа) формирования структуры экономики регионов, которые на основе взаимосвязанного и сбалансированного развития с отраслями социальной и природно-экологической сферы образуют хозяйственный комплекс региона. Высокоэффективное и конкурентоспособное развитие отраслей хозяйственного комплекса региона на внутренних и внешних рынках при благоприятной природно-экологической и социальной ситуации обеспечивает устойчивое развитие регионов в межрегиональном и мировом разделении труда.
Нам представляется, что устойчивое развитие региона может быть определено как эффективная специализация и комплексное социально-экономическое развитие региона в территориальном разделении труда на основе эффективного воспроизводства научно-технического, природно-
ресурсного, трудового, производственного, финансового потенциала и формирования хозяйственные комплексов регионов. Создание хозяйственных комплексов регионов нацелено на обеспечение взаимосвязанного и сбалансированного развития отраслей материалыного производства, непроизводственной и природно-экологической сферы, на более полное приведение в действие и эффективное исполызование регионалыные факторов развития производства, на осуществление всей совокупности регионалыные социалыно-эко-номических программ при высоком уровне эффективности выполнения народнохозяйственных функций региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исянбаев М.Н. Методологические основы региональной структурной политики. — Уфа: Гилем, 2006. — 385 с.
2. Исянбаев М.Н., Байгильдина А.У., Каримов А.Г. и др. Структурно-технологическая модернизация экономики региона. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. — 158 с.
3. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. — М.: Изд-во КМК, 2002. — 164 с.
REFERENCES
1. Isyanbaev M.N. Metodologicheskie osnovy regional'noi strukturnoi politiki [Methodological Bases of Regional Structural Policy]. Ufa, Gulem Publ., 2006. 385 p. (In Russ.).
2. Isyanbaev M.N., Baygildina A.U., Karimov A.G. et al. Strukturno-tekhnologicheskaia modernizatsiia ekonomiki regiona [Structural and Technological Modernization of the Region's Economy]. Ufa, the Institute for Socioeconomic Studies, the RAS Ufa Science Centre, 2012. 158 p. (In Russ.).
3. Perekhod k ustoichivomu razvitiiu: global'nyi, regional'nyi i lokal'nyi urovni. Zarubezhnyi opyt i problemy Rossii [The Transition to Sustainable Development: Global, Regional and Local Levels. Foreign Experience and Problems of Russia]. Moscow, Publishing House of the KMK, 2002. 164 p. (In Russ.).