Научная статья на тему 'Методические основы управления внутренним туристским рынком в условиях риска и неопределенности'

Методические основы управления внутренним туристским рынком в условиях риска и неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / METHODICAL BASES / TOURIST MARKET / RISK AND UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедханова С. Т., Денгаев А. М.

В статье раскрыты методические основы формирование в PФ современного туристского комплекса в условиях риска и неопределенности, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASE OF MANAGEMENT INTERNAL TOURIST MARKET IN CONDITION OF THE RISK AND UNCERTAINTIES

In article reveal;open methodical bases shaping in RF modern tourist complex in condition of the risk and uncertainties, providing broad possibilities for satisfaction of requirements russian and foreign people in tourist service, increasing level incom of the population, ensuring the conditions for firm development of the tourism.

Текст научной работы на тему «Методические основы управления внутренним туристским рынком в условиях риска и неопределенности»

ющих услуг ППО, а также, как правило, увеличение спроса на последние по мере физического и морального старения СТ (до определенного момента), соответствующим образом сказывается на динамике объемов реализации данного вида СТ и ППО, экстремумы которых разотнесены по времени.

Определение места ППО СТ в структуре классификационных признаков, в том числе отнесение данных услуг к разряду сложных, производственных, сервисных, очерчивает контур исследуемой проблемной области, обозначивает ее специфику, которая также должна быть дополнена анализом соответствующих форм правового регулирования данной сферы [7].

Несмотря на отдельные положительные сдвиги в этом направлении (так, в 1988 году был подготовлен проект Постановления Министров СССР “О мерах по широкому внедрению системы фирменного обслуживания и ремонта машин, оборудования и приборов”), в настоящее время приходится говорить о низкой разработанности многих правовых аспектов. В этой связи приоритетным становится решение таких задач как: изучение норм международного права, регулирующих ППО СТ, составление перечня обязательственных ограничений, определение мер ответственности, установление корреляционных связей правоотношений в сфере ППО с другими правовыми институтами (правом собственности, договором купли-продажи, гарантийным обязательством и др.). При этом в основу разработки законопроектов может быть положен тезис о том, что реализация субъективного правомочия собственника -права пользования поставлена в зависимость от качества предоставляемого поставщиком ППО, что предопределяет необходимость создания адекватного правового режима, который позволял бы заказчику использовать СТ наиболее эффективным способом на протяжении всего срока ее эксплуатации.

Таким образом, имеет место объективная необходимость в разработке целостной концепции ППО СТ, системно упорядочивающей и увязывающей отдельные аспекты данной проблемной области, что в условиях постоянного повышения требований к качеству СТ и ее обслуживания, в рамках глобализации рынка, международной конкуренции и технологической кооперации, присоединения России к ВТО, приобретает принципиальную значимость для дальнейшего развития наукоемкого сектора отечественной экономики.

Литература:

1. Гордин В. Э., Сущинская М.Д. Менеджмент ив сфере услуг. - СПб.:Изд. дом “Бизнес пресса”, 2007. - С. 15

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильямс, 2007. - С. 232

3. Николаев А.М. Потребительская ценность как структурообразующий фактор комплекса маркетинга // Журнал Экономической Теории №3 2009

4. Николаев А.М. Структурирование и определение границ маркетинга на предприятии // Проблемы современной экономики №2 2009 С. 263 - 268.

5. Николаев А.М. Внедрение и развитие системы маркетинга на предприятии // Сегодня и завтра российской экономики №22 2008 С. 134 - 138.

6. Николаев А.М. Интеграция системы маркетинга в организационную структуру предприятия // Маркетинг в России и за рубежом №2 2009 С. 12 - 18.

7. Шаблова Е.Г. Послепродажное обслуживание сложной техники: проблемы правового регулирования // Маркетинг в России и за рубежом №5 2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ ТУРИСТСКИМ РЫНКОМ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ахмедханова С. Т., к.э.н, старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике Денгаев А. М., ассистент кафедры информатики, Дагестанский государственный технический университет

В статье раскрыты методические основы формирование в РФ современного туристского комплекса в условиях риска и неопределенности, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма.

Ключевые слова: методические основы, туристский рынок, риск и неопределенность.

METHODICAL BASE OF MANAGEMENT INTERNAL TOURIST MARKET IN CONDITION OF THE RISK AND UNCERTAINTIES

Ahmedhanova S., k.e.n, senior teacher of the pulpit of the information systems in economy,

Dengaev A., assistent of the pulpit of the informatics, Dagestanskiy state technical university

In article reveal;open methodical bases shaping in RF modern tourist complex in condition of the risk and uncertainties, providing broad possibilities for satisfaction of requirements russian and foreign people in tourist service, increasing level incom of the population, ensuring the conditions for firm development of the tourism.

Keywords: methodical bases, tourist market, risk and uncertainty.

Современный туризм является важным фактором развития цивилизации, подчиняется законам и закономерностям природы и общественного прогресса. За относительно короткий исторический период туризм превратился из путешествий одиночек в массовое явление, способствующее развитию мировой культуры и экономики.

Туризм представляет собой, с одной стороны, форму организации отдыха, способствующий восстановлению и развитию духовных и физических сил человека; с другой стороны, является бурно развивающейся сферой услуг (на его долю приходится около 27% всего мирового объема услуг).

Управление устойчивым развитием сферой туризма - сложная и многогранная проблема. Ее составной частью является поиск, формирование и рациональное использование ресурсов, среди которых важное место занимают объекты туристской привлекательности. Несмотря на богатство России туристскими ресурсами, он используется неравномерно и не более чем на 40 - 50% их возможностей. В тоже время, зачастую туристы ощущают неудобства, неудовлетворенность и даже, в ряде случаев дефицит туристских услуг; эффективность туризма существен-

но снижается. Это обстоятельство в значительной мере обусловлено тем, что сложившееся представление о сфере туризма ограничено преимущественно состоянием турфирм, гостиниц, транспорта, предприятий питания, местами туристской привлекательности, отношения между которыми регулируются рынком туристских услуг. Соответствующий этому представлению подход к управлению (регулированию) сферой туризма фактически ориентирован на части целого (преимущественно на индустрию гостеприимства) и не способен разрешить весь комплекс современных проблем. Большое значение в развитии всего туристского комплекса имеет региональная специфика туризма. Использование целевых комплексных программ в качестве инструмента регулирования развития туризма в регионах пока имеет еще формальный характер. Зачастую программы не обеспечены необходимыми ресурсами, недостаточно проработаны теоретические, методологические и методические основы, отражающие особенности современного уровня развития туризма, что приводит к неустойчивому развитию сферы туризма.

Региональная специфика сферы туризма заключается в особом характере взаимодействия двух больших систем - туризма и региона, сти-

мулирующим или тормозящим развитие систем, изменяющихся под воздействием факторов как глобальной, так и локальной природы. Поэтому проблему устойчивого развития сферы туризма необходимо рассматривать в контексте социально-экономического развития региона, применив методы системного анализа и синтеза. При этом регион с позиций интересов туризма рассматривается, во-первых, как пространственно-определенная территория, на которой располагаются объекты туристского интереса и инфраструктура, обслуживающая туристов и не ограниченная административными границами. Во-вторых, как целевой интегрированный ресурс для устойчивого функционирования и развития туризма, являющийся основой для формирования и развития туристских дестинаций. В-третьих, как социально-экономическое территориальное образование, включающее сферу туризма.

Комплексное решение целого ряда экономических, организационных, экологических, социальных, правовых и других вопросов должно способствовать развитию сферы туризма в регионе и увеличению вклада в национальную и региональную экономики.

Динамика развития туризма в последние годы показывает, что такие негативные факторы, как: локальные военные конфликты, терроризм (например, крупные теракты на известных туристских ^рортах в Индонезии, Египте, Турции, а также в туристских центрах - Москве, Лондоне, Мадриде), природные катаклизмы (например, цунами в Индийском океане в декабре 2004 года, землетрясения и наводнения), социальные проблемы оказывают серьезное сдерживающее влияние на туристский спрос. Однако, в целом, практически не сказываются на общем устойчивом развитии сферы туризма. Отрасль туризма показала свое умение и способность выживания в атмосфере неопределенности и ненадежности ситуации. В этом видится проявление новых, системных свойств туризма: адаптивность, способность к самоорганизации и самовосстановлению (при наличии объектов привлекательности и возможности их восстановления и развития), которые требуют дальнейшего изучения для принятия эффективных управленческих решений.

В период 2009-20011 гг. и последующие годы значение туризма в мире будет постоянно увеличиваться: индустрия туризма (включая внутренний туризм) - крупнейшая по числу занятых рабочих мест в большинстве стран - обеспечивает работой свыше 100 млн. человек. Туризм является существенным источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма, в настоящее время являются:

1. образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

2. действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не способствующий росту въездного туризма;

3. недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 «звезды») с современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения «цена/качество» в гостиницах и других средствах размещения;

4. недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, что связано с низким уровнем бюджетного финансирования;

5. невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров.

При сохранении сложившейся ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Россию и увеличение выездного туристского потока российских граждан в зарубежные страны, что приведет:

- к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания, что влечет за собой падение конкурентоспособности российского туристского продукта;

- к повышению цены на туристские услуги и снижению доступности туризма для населения;

- к снижению инвестиционной привлекательности российского туристского рынка;

- к оттоку молодых и перспективных кадров за рубеж, где за счет российского трудового ресурса будет повышаться качество туристского продукта конкурирующих стран и направлений;

- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней

и уменьшению доходов населения;

- к снижению занятости населения.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны.

Существующие исследования показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 7 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 37,7 млн. евро.

К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,56 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального туристического продукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России.

Известно, что в настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции, а 79 % гостиниц в нашей стране относятся к гостиницам низко категории. Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (предприятия питания и индустрии развлечений и др.).

В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, главными инструментами которой на сегодняшний день являются агрессивный маркетинг, гибкое ценообразование и, прежде всего, повышение качества туристских услуг.

Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по развитию качества гостиничного бизнеса и других средств размещения, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Необходимы разработка и внедрение механизмов экономической ответственности туроператоров перед клиентами в целях защиты прав потребителей.

На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральных законах «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О техническом регулировании».

Реализация задачи позволит, с одной стороны, увеличить конкурентоспособность российского туристского продукта, с другой стороны, обеспечит занятость населения и повысит его профессиональную компетентность.

Макроэкономическое значение туризма сложно переоценить - однозначно он сокращает риски отечественной экономики, диверсифицирует ее, положительно воздействует на ее глобальный имидж и конкурентоспособность, сокращая зависимость благосостояния россиян и российских корпораций от колебаний цен на мировые ресурсы. Вместе с тем, сам туризм был и остается весьма уязвимым видом предпринимательства, испытывающим на себе непосредственное или косвенное воздействие практически неограниченного количества факторов как внешней, так и внутренней среды. События последних лет, о которых мы упомянули в начале статьи - в очередной раз доказали слабую прогно-зируемость рисков в туристской деятельности, неготовность национальной туристической индустрии не только планировать рисковые ситуации, но и оперативно реагировать на их возникновение. В связи с чем, очевидно, что создание в России устойчивого туристического производства, способного не только реагировать и оперативно разрешать вызванные рисковыми ситуациями проблемы, но и прогнозировать, заранее оценивать риски собственной хозяйственной деятельности, невозможно без повсеместного внедрения в практику туристской деятельности программ риск-менеджмента. С точки зрения организации производственной деятельности, туризм во многом уникальная сфера пред-

принимательства. В процессе создания туристского продукта, во-первых, задействованы принципиально отличающиеся друг от друга (как спецификой сервисной деятельности, так и собственным нормативным обеспечением) предприятия - перевозчики, гостиницы, экс^рсионные компании, сфера общественного питания, аттракций и т.д. Во-вторых, в туристическое производство зачастую одновременно вовлекаются предприятия, функционирующие в условиях различных стран, континентов, климатических поясов, правового и информационного поля, разделенные тысячами километров друг от друга.

Основным риском туристского оператора является риск дестина-

ции.

Риск дестинации, величина которого определяется спецификой мест посещения (курорты, туристические центры), зависит, прежде всего, от уровня экономического, социального, политического, санитарно-эпидемиологического благополучия, состояния туристической инфраструктуры (уровень качества услуг, эффективность систем стандартизации и сертификации, традиции ведения туристической деятельности), а также от степени различия условий места временного и постоянного проживания туриста.

п п п

Я □ □ ЯІ (1 □ □ РІ)/ □ РІ ,1) ,

і101 і 01 і 01

где К - сумма рисков места временного пребывания туриста

Р. - сумма рисков места постоянного проживания туриста,

При оценке показателей, приведенных в формуле (1) необходимо учитывать критерии, характеризующие:

- политическую и экономическую среду (стабильность политической системы, наличие внутренних конфликтов и внешних угроз, степень государственного контроля, надежность страны как партнера в туристическом производстве, трудовые отношения и социальный мир)

- местные экономические условия (численность населения, доход

на душу населения, экономический рост, имущественная дифференциация, степень либерализации экономики, уровень квалификации рабочей силы, миграция рабочей силы, инфраструктура);

- внешнеэкономические связи (ограничения на внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, трансграничное перемещение капитала, защита интеллектуальной собственности, устойчивость национальной валюты, платежный баланс);

- климатические и географические условия (температурный, ветровой, инсоляционный режим, особенности рельефа, ландшафта, дна водоемов, стабильность погоды, сейсмическая активность, анализ природных катаклизмов за последние 15-50 лет);

- природные условия (наличие хищников, опасных насекомых, рыб, растений);

- уровень развития социальной инфраструктуры;

- уровень развития туристской инфраструктуры (качество и безопасность гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг, наличие иноязычного квалифицированного персонала, развитие страховых услуг, количество несчастных случаев с участием иностранных туристов);

- социальные и культурные особенности;

Исходя из формулы (1) можно предположить, что по отношению к России критерии ее комплексной оценки риска как туристской дестина-ции, будут высокими, нежели у европейцев (колоссальная разница практически во всех экономических, социальных показателях, при культурной, природной и географической уникальности нашей страны), исключениями можно считать лишь некоторые, географически близкие к Европе регионы, например, Санкт-Петербург, Карелию, Калининградскую область, в которых политические, экономические, социальные риски в целом аналогичные общероссийским показателям (исключение лишь уровень развития инфраструктуры), зато практически полностью отсутствуют риски географического, климатического, природного и культурного происхождения. Зато Россия как вполне привлекательная туристическая дестинация с низким показателем риска может быть расценена, к примеру, китайцами, турками, жителями стран бывшего СНГ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ

Кузнецов Д.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В данной статье представлены различные подходы к понятию «национальная инновационная система», раскрываются особенности взглядов К.Фримена и Б. Лундвалла на инновационную систему государств, дается характеристика современных представлений о сущности и содержании инновационных систем.

Ключевые слова: инновации, инновационная система, национальная инновационная система, инновационный процесс, концепция.

NATIONAL INNOVATION SYSTEM: DEFINITION PROBLEM

Kuznetsov D., Candidate of economic sciences, assistant professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining of personnel for the construction and housing and communal complex of Russia

This article presents different approaches to the concept of «national innovation system, especially the views of the disclosed C. Freeman and BA Lundvall the innovation system of states, a characteristic of modern ideas about the nature and content of innovation systems.

Keywords: innovation, innovation system, national innovation system, innovation, concept.

В настоящее время Правительством РФ активно формируется национальная инновационная система. К началу 2009 года предприняты значительные усилия в этой сфере:

- формируется обновленная нормативно-правовая база инновационной деятельности;

- создаётся инфраструктура поддержки инновационной деятельности;

- развивается инновационная инфраструктура и т.д.

Вместе с тем, вопросы теории и методологии построения инновационных систем не обладают единством взглядов различных ученых, специалистов и руководителей. Многие исследования выглядят дискуссионно и противоречиво, что, на наш взгляд, требует систематизации и уточнения категориального аппарата, относящегося к концепциям инновационных систем.

Существует достаточно много определений, раскрывающих содержание понятия «инновационная система». В частности, в материалах Организации экономического сотрудничества и развития в 1997 г. представлено несколько подходов, которые описывают национальную инновационную систему как совокупность институтов, относящихся к

частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Концепция национальных инновационных систем разрабатывалась практически одновременно большой группой авторов в 1980-е годы. Как мы отмечали, лидерами этого направления стали Б. Лундвалл - профессор университета г. Упсала, Швеция, К.Фримен, Центр изучения научной политики при Сассекском университете - Великобритания, Р. Нельсон - профессор Колумбийского университета, США. Первое систематическое изложение этой концепции обычно относят к 1988 г., времени публикации коллективной монографии «Технический прогресс и экономическая теория»1.

Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

• понятие инновационной системы воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;

• это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десяти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.