Научная статья на тему 'Маркетинг дестинаций и проблема продвижения услуг культурно-познавательного туризма'

Маркетинг дестинаций и проблема продвижения услуг культурно-познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
990
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ УСЛУГАМИ / TOUR I SM / TOUR I SM RES OURCES / MARKETING / PROMOTION / SERVICE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Архипова Ольга Валерьевна, Сиволап Татьяна Евгеньевна, Терехова Валентина Ивановна

В статье рассматриваются основные направления развития культурно-познавательного туризма в современных экономических условиях на примере Северо-Западного федерального округа. Туристский потенциал регионов рассматривается в контексте проблем продвижения услуг культурно-познавательного туризма. Особое значение уделяется продвижению данных услуг средствами мобильных приложений, за счет побуждения к активности пользователей, выступающих сообразными«стейкхолдерами» территорий. В статье сделаны выводы о том, что Северо-Западный федеральный округ имеет различные туристско-рекреационные ресурсы, обладает уникальными условиями для развития туристско-рекреационных комплексов, потенциал туристского рынка необходимо эффективно использовать и работать над его развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Архипова Ольга Валерьевна, Сиволап Татьяна Евгеньевна, Терехова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING OF DESTINATIONS AND THE CHALLENGE OF SERVICES PROMOTION IN THE SPHERE OF CULTURAL AND LEARNING TOURISM

The ar ticle discusses the main directions of development of cultural andeducational tourism in modern economic conditions on the example of theNorth-West Federal District. The tourist potential of the regions is consideredin the context of the problems of promotion of cultural and educational tourismservices. Particular importance is paid to the promotion of these services bymeans of mobile applications, due to the incentive to the activity of users actingas relevant «stakeholders» of the territories. The article concludes that theNorth-West Federal District has various tourist and recreational resources, hasunique conditions for the development of tourist and recreational complexes,the potential of the tourist market must be used and worked on its development.

Текст научной работы на тему «Маркетинг дестинаций и проблема продвижения услуг культурно-познавательного туризма»

МАРКЕТИНГ ДЕСТИНАЦИЙ И ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

MARKETING OF DESTINATIONS AND THE CHALLENGE OF SERVICES PROMOTION IN THE SPHERE OF CULTURAL AND LEARNING TOURISM

УДК 338.48(075.8) DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.7

АРХИПОВА Ольга Валерьевна

профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор философских наук, доцент, olva@list.ru

ARKHIPOVA, Olga Valerievna

Professor at the Hotel and Restaurant Business Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Philosophy, Associate Professor, olva@list.ru

СИВОЛАП Татьяна Евгеньевна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, tntslp@mail.ru

SIVOLAP, Tatiana Evgenievna

Associate Professor at the Project Activities in Cinematography and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, tntslp@mail.ru

ТЕРЕХОВА Валентина Ивановна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, terehova-v@mail.ru

TEREKHOVA, Valentina Ivanovna

Associate Professor at the Project Activities in Cinematography and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, terehova-v@mail.ru

© Архипова О. В., Сиволап Т. Е., Терехова В. И., 2018.

Аннотация.

В статье рассматриваются основные направления развития культурно-познавательного туризма в современных экономических условиях на примере Северо-Западного федерального округа. Туристский потенциал регионов рассматривается в контексте проблем продвижения услуг культурно-познавательного туризма. Особое значение уделяется продвижению данных услуг средствами мобильных приложений, за счет побуждения к активности пользователей, выступающих сообразными «стейкхолдерами» территорий. В статье сделаны выводы о том, что Северо-Западный федеральный округ имеет различные туристско-ре-креационные ресурсы, обладает уникальными условиями для развития туристско-рекреационных комплексов, потенциал туристского рынка необходимо эффективно использовать и работать над его развитием.

Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, маркетинг, продвижение, управление услугами.

Abstract.

The article discusses the main directions of development of cultural and educational tourism in modern economic conditions on the example of the North-West Federal District. The tourist potential of the regions is considered in the context of the problems of promotion of cultural and educational tourism services. Particular importance is paid to the promotion of these services by means of mobile applications, due to the incentive to the activity of users acting as relevant «stakeholders» of the territories. The article concludes that the North-West Federal District has various tourist and recreational resources, has unique conditions for the development of tourist and recreational complexes, the potential of the tourist market must be used and worked on its development.

Key words: tourism, tourism resources, marketing, promotion, service management.

В Конституции Российской Федерации в статье 37 декларируется: каждый человек имеет право на отдых. Сотруднику, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Государство заботится о своих гражданах, предоставляя им возможность отдыха и восстановления физических и духовных сил. Международная практика показывает,

что такую заботу о своих гражданах проявляют и другие государства, и это закреплено в Основном законе государств. Более того, в международных соглашениях по правам человека и конвенциях по туризму также указана такая возможность. К примеру, статья первая Хартии туризма 1985 г. содержит следующее положение: «Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свобод-

но передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире» [1].

Одной из задач государства является гарантия такого рода возможности, а не только декларация права на отдых своим гражданам. В статье второй Хартии туризма содержится положение о том, что именно государство должно разрабатывать политику, направленную на реализацию этого права. Государство вправе развивать сотрудничество в области туризма с другими странами как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. В последующих статьях Хартии туризма содержатся положения о защите туристской среды в интересах настоящих и будущих поколений. Эта среда включает в себя человека, природу, общественные отношения и является достоянием всего человечества и обязывает любое государство содействовать доступу иностранных туристов к общественному достоянию туристских дестинаций. Соответственно, это является важнейшим шагом в предоставлении туристу доступа к разнообразным культурным ценностям и получению большого объема информации. Потребность человека в получении информации о новом, ранее неизвестном, побуждает к путешествию как средству получения этой информации и является объективным законом развития человеческого общества.

Часто человек обозначает для себя целью путешествия получение впечатлений от новых мест и явлений природы. Под туристским впечатлением понимается комплекс положительных эмоций и изменение душевного состояния. В результате путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть и восстановить свои жизненные силы. Все эти цели сполна реализуются в процессе предоставления услуг культурно-познавательного туризма.

Культурно-познавательный туризм получил в XXI в. широкое развитие, стал востребованным видом путешествий. Этот вид туризма способствует налаживанию взаимопонимания в рамках мирового сообщества. Процессы взаимодействия сделали мир более открытым, но вместе с тем более сложным для восприятия.

Глобализация затронула все сферы жизнедеятельности людей, в том числе сферу отдыха, что сделало индустрию туризма востребованной и прибыльной отраслью экономики для многих государств мира. Для человека открылась возможность путешествия и знакомства с разнообразными культурными ценностями и получения интересующей его информации. При изучении культурного наследия человек расширяет свои знания, которые так или иначе влияют на систему его ценностей и нравственную составляющую жизни в целом. Культурно-познавательный туризм можно рассматривать, в том числе, и как инструмент налаживания процесса коммуникации, взаимопонимания и уважительного отношения к другой культуре и самобытности, что способствует выстраиванию позитивного диалога.

В свою очередь, мотивы культурно-познавательного туризма зависят от многих факторов, которые можно разделить на несколько групп.

• Культурные мотивы включают в себя желание человека познакомиться с культурным наследием страны пребывания или своей собственной страны, увидеть памятники природы и рукотворные памятники, посетить музеи, театры, художественные галереи. Как правило, туристов интересуют обычаи, традиции, одежда, кухня, народные ремесла и другие этнографические достопримечательности.

• Психологические мотивы побуждают человека к путешествию и удовлетворяют его психологические потребности. К ним относятся, прежде всего, личностные воззрения человека, его особенные наклонности и интересы. Как показывают социологические исследования, турист преимущественно отдает при выборе предпочтение психологическим мотивам и соответственно этому выбирает туристское путешествие.

Существуют различные точки зрения на туризм и его социально-культурное влияние. Однако все авторы едины в одном, а именно: контакт местного населения с туристами имеет непосредственное социально-культурное значение. Рассматриваются три основные категории таких контактов: туристы приобретают товары и услуги у местного населения, туристы и местное население совместно ис-

пользуют транспорт, пункты питания, такие как кафе и рестораны, а в процессе общения туристов и местного населения осуществляется взаимодействие и культурный обмен, оказывающий прямое социально-культурное воздействие. Социальные изменения могут быть вызваны, к примеру, появлением новых рабочих мест туристской дестинации и в какой-то степени решить проблему безработицы. Новые формы связи, транспорта, инфраструктуры, используемые в сфере туризма, могут влиять положительно на социальную и образовательную сферы жизнедеятельности общества. Величина прямого социокультурного воздействия туризма может определяться уровнем развития социально-культурных характеристик населения туристской дестинации. Величина такого рода включает в себя основную систему ценностей, к которой относятся вероисповедание, приверженность тем или иным религиозным концепциям, традиции, обычаи, образ жизни и модели поведения.

Процессы глобализации дают возможность каждому человеку приобщаться к ценностям культуры других стран, сделать их частью своей культуры и поделиться с другим богатством своей национальной культуры, и в этом процессе невозможно переоценить роль культурно-познавательного туризма.

Культурно-познавательный туризм в структуре национальной туристской политики

Культурно-познавательный туризм имеет очень большое значение для развития общества и в современной жизни становится одним из наиболее распространенных типов туризма. Он рассматривает всю социокультурную среду с особенностями традиций, обычаев, хозяйственной и бытовой деятельности.

Культурно-историческое и природное наследие представляет собой основу культурного потенциала территории. Это существенным образом оказывает влияние на масштабы и формы вовлечения культурного наследия в формирование государственной культурной политики, направленной на обеспечение сохранения культурного, исторического и природного наследия и стремление эффективной адаптации его в целях туризма.

В настоящее время, как отмечает Т. Р. Лыкова, «именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса» [2, с. 159].

Туризм представляет собой сложное и многогранное явление. Одной из важных определяющих развития современной туристской инфраструктуры является стремление к сохранению исторического облика территории. Новые создаваемые туристские объекты при своем особом неповторимом облике должны способствовать отражению национальных особенностей и традиций места.

В современном мире туризм рассматривается как одно из перспективных направлений стратегического развития региона, как главный социально-экономический фактор обновления для дотационных территорий.

Взаимодействие сфер туризма и культуры в отношении культурного наследия трактуется специалистами неоднозначно, поскольку коммерческие цели деятельности и рыночное устройство сферы туризма порой негативно влияют на деятельность по охране и развитию культурного наследия, преследующую некоммерческие цели. Отсюда и вытекает несовместимость развития этих двух областей -сферы туризма и культурного наследия - в связи с тем, что у них разные интересы и цели формирования [3, с. 161].

Однако культурно-познавательный туризм в настоящее время в мире является одной из главнейших, активно развивающихся отраслей экономики, осуществляющих важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территориальных общностей разного уровня. Современный познавательный туризм превращается в успешную технологию, дающую возможность развиваться туристским центрам, выявлять, сохранять и эффективно использовать культурно-историческое наследие.

Поэтому при формировании национальной туристской политики очень важно, чтобы были учтены и отражены особенности и экономическая жизнеспособность малого бизнеса, обеспечена защита окружающей среды,

осуществлено продуманное использование природных ресурсов, разумное и справедливое налогообложение, в целом обеспечена охрана национального культурного наследия. Цели развития туризма должны соответствовать уровню развития рынка и наличию туристских ресурсов. Большое значение имеют комплексное планирование и внедрение современных методов управления этим процессом. Важна разработка оптимальной стратегии развития туризма в рамках определения национальных приоритетов, установление связи между международным и внутренним туризмом.

Туризм, как сектор экономики и межотраслевой комплекс, является неотъемлемой частью социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Богатейший туристский потенциал, как основа развития туризма, в различных регионах Российской Федерации зачастую не используется в полной мере и с должной эффективностью, что вызывает объективную необходимость органов (субъектов) государственного управления федерального, регионального и местного уровней власти уделять проблемам управления развитием туризма особое внимание.

В последнее время произошло изменение отношения к феномену культурно-познавательного туризма. Как отмечают в своем исследовании Е. Л. Драчева и Е. Б. Забаев, это является следствием действия ряда факторов, в частности, уделяется большое значение привлечению внимания мировой общественности к проблемам сохранения культурного наследия, определению особенностей национальных этнокультур, их культурной самобытности и культурного разнообразия, а также осуществляется придание статуса новой миссии культурно-познавательному туризму -рассматривать его как средство сближения народов, формирования уважения к их особенностям культуры, обычаям и традициям [4, с. 75].

Следует отметить, что культурно-познавательный туризм во многих странах мира признан одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики. Объекты культурного и исторического

наследия способны приносить прибыль и существенно влиять на экономическое развитие современных городов, являясь их важнейшим активом. В России около 1600 малых городов, при этом более двухсот из них и еще большее число сельских поселений обладают уникальными историко-культурными и природными памятниками и объектами, которые способствуют развитию туризма и являются источником социально-экономического развития России.

Сегодня в мире наблюдается всплеск интереса к культурным корням, к проблемам самобытности, оригинальности своей культуры, культивированию этнических различий. Во время путешествия человек совершенствует умение вести диалог с представителем другой культуры. Культурная политика сегодня направлена на создание гуманистически-ориентированной системы ценностей, на формирование личности, способной воспринимать идеи других людей, мыслящих иначе, отзывающейся на помощь тем, кто в ней нуждается. Культурно-познавательный туризм можно рассматривать, в том числе, и как инструмент реализации политики такого рода. Богатейшее культурное наследие вызывает все больший интерес у большого количества людей, потенциально заинтересованных в совершенствовании программ культурно-познавательного туризма, в создании новых туристских маршрутов. Турист в зависимости от своей заинтересованности должен иметь возможность выбора маршрута своего путешествия и возможность познакомиться с культурой, близкой своей душе, приобщиться к непреходящим ценностям как своей национальной культуры, так и ранее неизвестной. Как показывают социологические исследования туристских фирм, мотивы туристского путешествия в основе своей содержат посыл -познание ранее неведомого.

На практике духовное содержание туризма должно преобладать над сегментами экономического и материального характера и влиять на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствовать повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в опреде-

лении своей судьбы и образа жизни, освобождении человека, пониманию этого процесса как уважение человеческого достоинства и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов [5, с. 97].

Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации как уникальный объект туризма

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) является уникальной областью лесов и озер, в которой сохранились живописные природные ландшафты, имеется огромное количество уникальных объектов природного и культурного наследия, которые обладают значительной степенью привлекательности для туристов. Особой популярностью, в том числе у иностранных туристов, пользуются объекты природного наследия, такие как Ко-стомукшский и Лапландский заповедники, Валдайский и Водлозерский национальные

парки и др. Природно-ориентированный туризм, связанный с ознакомлением и изучением интереснейших природных объектов, исследованием природных ландшафтов, растительного и животного мира, тесно переплетается с такими направлениями, как «сельский туризм», ориентированный на пребывание и погружение в природно-антропогенный культурный ландшафт, а также с «этническим туризмом», связанным с интересом к различным этническим группам, изучением их истории и культурного наследия.

Развитие туризма в регионе неоднородно, большая часть туристов предпочитает известные маршруты и дестинации, особенно если они едут куда-то в первый раз. Поэтому в каждом регионе СЗФО есть объекты-лидеры, которые и показывают устойчивый рост посещаемости, и можно выделить основные де-стинации, демонстрирующие стабильный рост туристической посещаемости (рисунок 1).

Псковская область: Классический маршрут «Псков - Печоры - Изборск - Пушкинские горы»

Вологодская область: Великий Устюг; Кирилло-Белозерский монастырь

Карелия: Мраморный каньон «Рускеала»; Музей-заповедник «Кижи»

Архангельская область: Архангельск; Приморский район с Соловками

Мурманская область: Активный туризм в Хибинах

Рисунок 1

Наиболее популярные дестинации СЗРФ [6]

На основе природных, культурных и образовательных ресурсов в регионах СЗФО развиваются, в первую очередь, такие виды туризма, как деловой, культурно-познавательный, сельский, экологический, водный и спортивный [7, с. 22]. Безусловно, в настоящее время туристско-рекреационный комплекс региона нуждается в создании благоприятных условий для развития туризма. Среди первостепенных задач можно отметить следующие:

• развитие туристической инфраструктуры и рекреационных зон в Новгородской, Псковской, Архангельской областях, Карелии, на побережье Финского залива и в Калининградской области 1;

• выделение и развитие наиболее перспективных туристских направлений в округе;

• создание и реализация программ продвижения СЗФО и областей по отдельности;

• развитие межрегионального сотрудничества и участие в проектах по созданию общих туристских программ.

Практически все указанные задачи находят свое отражение в основных направлениях и мерах по развитию туризма в России [8]:

1. Повышение доступности и улучшение потребительских свойств отечественных тур-продуктов.

2. Развитие инфраструктуры.

3. Диверсификация туристических предложений.

4. Повышение качества туристического рынка.

5. Повышение прозрачности рынка.

6. Повышение информированности туристов.

В ситуации экономической нестабильности, как внутренней, так и внешней, при возрастающих политических рисках главной задачей можно считать продвижение отечественного туристического потенциала на перспективных на сегодняшний день для России рынках [9]. В постоянно меняющейся внешней среде необходимо генерировать новые идеи и активно

использовать современные технологии для дальнейшего развития туриндустрии. При успешном внедрении они могут превратиться в сервисный продукт, необходимый для дальнейшего развития отрасли.

Маркетинг территорий и инструменты формирования туристской привлекательности региона

Успешное достижение поставленных целей невозможно без эффективно функционирующей системы маркетинга дестинаций и продвижения услуг культурно-познавательного туризма. Процесс продвижения территорий -это система действий, направленных на информирование общественности о существующих туристских услугах и возможностях дестинации. Ключевые аспекты маркетинга дестинации и коммуникационные мероприятия представлены на рисунке 2.

Следует отметить, что на современном этапе социально-экономического развития имеются следующие объективные предпосылки совершенствования управления маркетинговыми коммуникациями в туризме:

• переориентация туристского рынка с выездного на внутренний и въездной туризм. Пик роста внутреннего туризма в России пришелся на 2014 г., составив 30%. При этом в 2015 г. он не превысил отметки в 20% [6]. Такая динамика косвенно свидетельствует о том, что увеличение внутреннего туристского потока на фоне сложившейся экономико-политической ситуации носит ситуативный характер и продлится, возможно, не более нескольких лет. При этом отечественная туристическая отрасль, вместо того чтобы активно заниматься, к примеру, улучшением сервиса, находится в ожидании того, что туристы обратят внимание на внутренний турпродукт только из-за отсутствия альтернативы. В результате стоимость путешествий по России стала сравнима со стоимостью зарубежных поездок;

• возрастание роли самоуправляющихся организаций: в туризм, как ни в какую дру-

1 Эта задача выступает приоритетной в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074р.

• Бренд ирование дестинации, брендирование турпродукта; •программа «Карта гостя»; •календарь туристских событий

•Информационные банки о местах размещения, предаприятиях туристской индустрии, турах, маршрутах по региону туристской дестинации

•Сеть рекламно-информационных туристских центров и представительств; •участие в работе туристских выставок; • информационно-рекламные материалы

•Использование Интернета для распространения информации о туристских

возможностях дестинации

•Рекламные кампании в СМИ;

•организация ознакомительных поездок в регион для СМИ и туристских

организаций

Рисунок 2

Ключевые аспекты маркетинга дестинаций

гую отрасль экономики, вовлечено большое число разнородных субъектов, среди которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения и предприятия различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также физические лица (туристы - потребители турпродукта и индивидуальные предприниматели - производители туристских услуг);

• влияние информационных технологий, на основе которых возникли новые типы и каналы общения.

Информация - связующее звено туристской отрасли, поэтому в последние годы быстрыми темпами идет внедрение современных информационных технологий в сферу гостеприимства. Их распространение существенно трансформировало стратификацию маркетинговых коммуникаций в туризме. Нужно отметить, что исходя из отмеченных выше особенностей, в частности, возрастающей роли самоуправляющихся организаций и активности физических лиц - туристов, многие изменения совершаются теперь не столько структурами и институтами, сколько за счет деятельности

людей, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися возможностями цифровой среды коммуникации и пользуются ими.

Информационная (цифровая) среда является неотъемлемой составляющей современного туристского продукта. Данные статистических исследований подтверждают популярность использования сети Интернет, а также мобильных технологий как среди зарубежных, так и российских пользователей для приобретения и потребления туристских услуг. По результатам исследования БасеЬоок, предоставленным международной компанией «БеЫйе», 83% людей пользуются Интернетом во время путешествий. Наиболее популярные типы приложений на телефоне или планшете по количеству пользователей распределились следующим образом: 23% - авиакомпании, 20% - онлайн турагентства, 18% - гостиничные сети, 14% - сайты с отзывами. Наиболее популярным устройством в поездке является смартфон, далее планшет и ноутбук [10].

Разработка и продвижение информационных сервисов как способ продвижения услуг в сфере культурно-познавательного туризма

Обратимся к конкретному примеру. Сервисная система поддержки туристических услуг Яеёшар (http://redmap.ru/) была разработана как первая социальная сеть путешественников, задачей которой является объединение информации от пользователей на одном ин-тернет-ресурсе2. Ценность информационного контента заключается в том, что его содержание является реальным, и любой желающий может воспользоваться услугами сервиса (например, рассчитать стоимость путешествия, не переплачивая посредникам, что актуально в условиях кризиса). Туристические компании также получают информационный контент для создания, модификации и расширения спектра предоставляемых услуг. Многолетний опыт работы данных компаний может быть

предложен клиентам в вопросах документального сопровождения: оформление регистрации, заграничных паспортов, виз, доверенностей, экскурсионного обслуживания и т. д. Гиды, экскурсоводы, переводчики, водители такси и личного автотранспорта могут использовать данный информационный ресурс в качестве источника поиска клиентов для своих услуг и для размещения рекламы [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервисная система поддержки туристических услуг Redmap и ее мобильные приложения позволяют развивать и обеспечивать продвижение туризма в регионах СЗФО на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей. В системе разработаны маршруты и размещен информационный контент по всем объектам регионов СЗФО. Важно отметить, что возможности сервиса позволяют пользователям добавлять свой авторский контент (рисунки 3, 4, 5), благодаря чему участники туристического рынка автоматически являются вовлеченными в данный процесс3.

Таким образом, сервисная система поддержки туристических услуг Redmap и ее мобильные приложения, учитывая наглядность и доступность представления информации на сайте, позволяет использовать данный ресурс для активного вовлечения пользователей в процесс создания контента. Пользователи создают базу маршрутов, направлений, оптимальных способов передвижения в зависимости от выбранной ценовой категории. За счет постоянного информационного пополнения сервиса Redmap, актуализируются новые варианты посещения исторических и местных достопримечательностей в регионе. Сервис, предлагаемый клиентам, может постоянно расширяться за счет добавления на сайт малоизвестных и малопосещаемых из-за отсутствия массовой рекламы мест, но пользующихся интересом среди активной части населения, ищущей варианты «нестандартного» путешествия.

2 Автор-разработчик сервиса А. В. Мельникова (кафедра проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, период разработки - 2015/2016 гг.).

3 Размещение контента происходит после процедуры модерации материала.

Рисунок 3

Информационный контент, основанный на личном опыте посетителей сервисной системы поддержки КББМЛР для маршрута Санкт-Петербург - Соловки

Рисунок 4

Информационный контент в виде заметок, основанный на личном опыте посетителей сервисной системы поддержки КББМЛР

Рисунок 5

Информационный контент посетителей экскурсионной программы по Пушкинским местам в Санкт-Петербурге средствами сервисной системы поддержки REDMAP

Важным информационным разделом, в создании которого принимают участие пользователи, является энциклопедия, которая содержит в себе наиболее полные реальные сведения о регионе. Здесь можно найти официальную информацию а именно: телефоны посольств, экстренных служб, правил оформления въезда на территорию страны, официальные достопримечательности, а также в сжатом удобном для восприятия виде рекомендации и отзывы от множества туристов, посетивших эти страны. Данный раздел позволяет избегать ошибок при составлении маршрутов - как индивидуальных, так и групповых, использовать точные рекомендации для целевых групп - семьи с детьми, индивидуальные туристы, что в значительной степени повышает уровень сервиса. Кроме того, использование раздела возможно в

качестве информационной поддержки, а также реализации образовательных задач.

Анализ отзывов путешественников о различных странах позволяет выделить межкультурную составляющую восприятия страны пребывания туристами. Этот аспект очень трудно систематизировать, но без его знания невозможно полноценно продвигать регион на рынке туристских услуг. Ресурс дает возможность не только изучать уже полученный путешественниками опыт, но и получить обратную связь по интересующим вопросам в режиме онлайн.

Таким образом, сами пользователи - физические лица, туристы - потребители тур-продукта, сегодня выступают в качестве своеобразной группы влияния или группы поддержки (стейкхолдера4), принимающей

4 Стейкхолдер (от англ. stakeholder - группы влияния или группы поддержки) - это группа (индивидуум), действия, поведение или решения которых могут оказать влияние на достижение целей или на процесс в целом.

активное участие в процессе продвижения дестинаций. Участие людей в создании культурного контента, экспансия любителей в сферу культурного производства приводят к стиранию границ между потреблением и производством, свободным временем и трудом, творчеством и рутиной повседневности. Все это является свидетельством проявления особого типа активности человека, разворачивающейся посредством информационно-коммуникационных технологий [10].

Перспективы использования мобильных приложений для продвижения услуг культурно-познавательного туризма

Гостинично-туристические комплексы СЗФО в условиях кризиса испытывают трудности привлечения клиентов при существующей конкуренции даже при условии безупречной репутации. Одной из причин является недостаточная информированность потенциальных клиентов о туристских аттракторах. Сервисная система поддержки мобильных приложений Redmap аккумулирует возможности, предоставляемые путешественникам другими мобильными приложениями в одной системе, и позволяет получить доступ к туристским услугам, проанализировать различные варианты по срокам и по ценам и предложить клиенту наиболее подходящий вариант напрямую с экрана мобильного устройства. Средства сервисной системы поддержки мобильных приложений Redmap позволяют

пользоваться сервисом Instagram для загрузки фотографий при составлении собственного маршрута с личными комментариями и GPS метками для прокладывания точного маршрута с заданными координатами.

Мобильные приложения, сервисные системы сегодня полностью заменяют функции туристических фирм. Такие системы, с одной стороны, помогают снизить экономические риски, с другой стороны, дают возможность самостоятельно прокладывать маршруты, рассчитывать стоимость тура, ознакомиться с описанием достопримечательностей, магазинов, ресторанов, гостиниц, получать рекомендации и отзывы онлайн других туристов в виде видео-, аудио-, фотоматериалов пользователей сервиса и рекламодателей. В условиях глобальной нестабильности туристской отрасли внедрение сервиса Redmap, позволяющего проложить индивидуальные маршруты различной сложности, может стать одной из форм культурной практики и оказать положительное влияние на формирование туристской привлекательности региона. Это позволит развивать туризм в СЗФО на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей, что является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов и может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них.

Список литературы

1. Хартия туризма. Ст. 1. ВТО, 1985.

2. Лыкова Т. Р. Значение культурно-познавательного туризма в формировании патриотизма // Материалы I Международной научно-практической конференции «Человек в постиндустриальном обществе». Варна: Център за научни изследвания и информация «Парадигма» (Болгария) и АНО «Пресс-Лицей» (Россия), 2013. С. 158-164.

3. Сиволап Т. Е. К вопросу сохранения культурного наследия в России: некоторые аспекты решения проблемы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Научный журнал. 2012. № 1 (9), сентябрь. Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2012. С. 159-172.

4. Драчева Е. Л., Забаев Е. Б., Исмаев И. С. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КНОРУС, 2005.

5. Биржаков М. Б, Никифоров И. В. Введение в туризм. М.; СПб.: Издательский дом «ГЕРДА», 2014.

6. Северо-Западный форпост внутреннего туризма // Эксперт Северо-Запад. 2016. № 27-28 (734).

7. Печерица Е. В. Проблемы и перспективы развития туристских кластеров в регионах Северо-Западного федерального округа // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 4. С. 22-36. DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-3.

8. Основные направления и меры развития туризма в России // Официальный сайт Федерального агентства по туризму https://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 01.11.2018).

9. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)"».

10. Мельникова А. В. Туриндустрия в условиях финансового кризиса: модели прогнозирования стратегий развития гостинично-туристских комплексов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2012. № 1 (52). С. 54-61.

11. Архипова О. В. Творческая личность в современной репрезентативной культуре // Общество в условиях современного медиапространства: сб. науч. тр. / редкол.: А. Д. Евменов (отв. ред). СПб.: СПбГИКиТ, 2016. 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.