Научная статья на тему 'Тенденции развития туристского бизнеса в Шри-Ланке'

Тенденции развития туристского бизнеса в Шри-Ланке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / ГОСТИНИЦА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / MICE ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Витаначчи Лакшита

В данной статье раскрываются возможности развития индустрии туризма и гостеприимства на острове Шри-Ланка в условиях возросшего туристского потока. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и аргументированы актуальные тенденции развития Шри-Ланки как туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития туристского бизнеса в Шри-Ланке»

ment. The living standards in different countries are compared. The features and stages of

development of small and medium-sized cities are highlighted.

Key words. Small and medium-sized cities, living standards, drivers of development.

УДК 339

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО

БИЗНЕСА В ШРИ-ЛАНКЕ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Витаначчи Лакшита, магистрант (e-mail: withanachchilakshitha@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В данной статье раскрываются возможности развития индустрии туризма и гостеприимства на острове Шри-Ланка в условиях возросшего туристского потока. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и аргументированы актуальные тенденции развития Шри-Ланки как туристской дестинации.

Ключевые слова: развитие туристской территории, гостиница, гостиничный бизнес, MICE туризм, тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства.

Актуальность темы заключается в том, что туризм играет важную роль в развитии мировой экономики, повышая жизненные стандарты населения во многих странах [11]. Туризм открывает новые рынки и инвестиционные возможности, в то время как люди все чаще путешествуют по миру. Особенно туристов притягивают страны, обладающие какой-либо уникальностью, будь то чудо природы или чудо архитектуры. Среди последних глобальных тенденций важную роль играет «зеленый туризм» - сознательный выбор в пользу тех мест, где охраняют окружающую среду, тем самым улучшая общественное благосостояние. Около 34% мировых путешественников сегодня готовы заплатить больше ради того, чтобы остановиться в экологическом отеле [10].

На основе проведенного контент-анализа авторами рассмотрены тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства на острове Шри-Ланка.

В Шри-Ланке большое количество бутик-отелей и вилл [18,19], которые завоевали внимание мировой общественности своим опытом в сфере эко-туризма [16,20]. Многие гостиницы используют возобновляемые источники энергии, экономят воду, утилизируют отходы и готовят еду на биомассе, полученной из переработанных материалов. Некоторые отели, например, предлагают своим гостям посадить дерево в память о пребывании

в этом отеле [13]. Интересно, что каждому дереву присваивается номер и за его ростом можно следить в интернете.

Именно в этом контексте министром экономического развития страны Басилем Раджапакса был предложен 5-летний план развития туризма. Его стратегия построена на 3 основных концепциях: во-первых, полностью избегать негативного воздействия на окружающую среду в любой деятельности по развитию туризма. Во-вторых, экономические выгоды от индустрии туризма должны быть разделены с большей частью общества. В-третьих, обеспечить приятное пребывание в стране для каждого туриста, с тем, чтобы он не только с удовольствием еще раз приехал в Шри-Ланку, но и посоветовал это направление друзьям и родственникам. Современные туристы очень требовательны. Они предпочитают путешествовать на относительно недалекие расстояния и хотят увидеть побольше в рамках ограниченного бюджета [1]. Шри-Ланка является идеальным сочетанием аутентичности, компактности и разнообразия [5].

Эксперты индустрии гостеприимства [7,8,9,] отмечают, что те инвесторы, которые сейчас строят на Шри-Ланке новые современные отели категории три и четыре звезды, в течение ближайших трех-пяти лет будут получать довольно неплохие доходы. Вместе с тем, выделяют проблемы, с которым придется столкнуться гостиничным инвесторам на Шри-Ланке. Так, на острове практически полностью отсутствуют автомобильные дороги [12]. Республике для того, чтобы привлекать миллионы иностранных туристов, необходимо будет создать хороший аэропорт и построить развитую дорожную сеть. Эксперты подчеркивают, что для развития гостиничного бизнеса Шри-Ланки сейчас максимальное количество усилий должны приложить, прежде всего, представители бизнес-структур страны, что придаст некоторой уверенности иностранным инвесторам и позволить привлечь в государство внешние капиталы [20].

Индустрия туризма Шри-Ланки готова для роста и для достижения фазы устойчивого развития в течение следующих нескольких лет, основываясь на стратегическом направлении, определяемом новым правительством. Управление по Туризму Шри-Ланки разработало широкомасштабный план - Стратегический маркетинг 2018 года, с участием заинтересованных сторон частного и государственного сектора, адресуя им давние потребности отрасли и будущие ожидания страны как туристического направления. Новая стратегия была усовершенствована в содержании, чтобы максимизировать выгоды для индустрии туризма и позиционировать Шри-Ланку, как наиболее востребованный пункт назначения путешествия в Азии.

В течение 2017 года до ноября, Управлением по Туризму Шри-Ланки зафиксирован рост прибытий на 18,1% до 1,5 млн. гостей. Общий доход от туризма составил 2,2 млрд. долларов США. На этом фоне рекламный план туризма на 2018 года сформулирован на основе пяти ключевых стратегических задач. Привлечение целенаправленно 2,2 миллиона посетителей с годовым ростом на 26%, увеличивая средний дневной расход туриста до $

200, а также длительность среднего пребывания, способствуя генерации общего дохода от туризма в размере до 2,75 млрд. долларов.

Позиционирование Шри-Ланки, как места для проведения международных и внутренних событий, является ключевым компонентом маркетинговой стратегии 2018г. В Управлении по Туризму Шри-Ланки надеются провести известное туристические мероприятия на Шри-Ланки в течение следующего года, такие как Arugam Bay Pro- Surf, Kiteathelon, события приключенческого туризма и т.д. В то же время более 25 культурных, религиозных события, мероприятия по искусству и развлекательные мероприятия, которые имеет прямое влияние на развитие туризма, проводятся Управлением по Туризму Шри-Ланки в течение текущего года. Деятельность усилена за счет увеличения денежного взноса для этих целей в 2018 году [15].

С другой стороны, приняты меры по улучшению качества туристических продуктов, инвестируя в развитии инфраструктуры. Информационные центры туризма улучшаются в обслуживании путешественников [15].

В 2017 году на Шри-Ланке прошел конгресс SNAV, крупнейшего французского турагента, привлекая 600 туристических агентов из Франции в эту страну. Конгресс предоставил огромную экспозицию для рынков в Европе, особенно в франкоязычных странах. Управление по Туризму Шри-Ланки продвигает страну, как место для MICE путешествий и туристов, доказав свою способность проводить мероприятия такого потенциала. Шри-Ланка также завоевала статус принимающей страны для PATA 2018 года, которые предусматривают подобную экспозицию на месте назначения. Процесс торговли будет продолжать привлекать больше конгрессы, инсентивных путешественников и события с целью сделать Шри-Ланку MICE центром в Азии. Правительством Шри-Ланки предусмотрены специальные уступки MICE путешественникам, ведь они являются обнадеживающим фактором для инвестиций в этот сектор [2].

Премьер-министр предложил создать парк Аквакультуры в Баттикалоа, способствовать продаже драгоценных камней и ювелирных изделий, поощрять MICE туризм путем создания необходимой инфраструктуры, стимулировать расходы туристов, вести преобразования и модернизацию туристически-притягательных направлений и локальных зон туризма. Так же предложено поощрять тематические парки и снять налоги для водных видов спорта, на оборудование яхт и т.д., а также ввести суда на воздушной подушке и на основе водных видов спорта для туристов, ввести налоговые каникулы для инвесторов и снять TDL. С целью повышения эффективности работы и в целях содействия инвестициям новая организация создана под названием «Агентство по развитию». Туристическое планирование, брендинг, обучение и развитие туризма для молодежи, оформление туристических отелей, основанных на стандартах качества и т.д. заложены в бюджете 2018 года. Это в значительной степени способствует стратегии устойчивого развития туризма на Шри-Ланке [3].

Между тем количество туристов пересекло отметку 1,5 миллиона отметку в сентябре 2017 года. Министр туризма Джон Амаратунга сказал, что индустрия туризма Шри-Ланки ориентирована на 2,5 миллиона посетителей в этом году и доходы в 3,5 млрд долларов. Правительственные целевые задачи - 4 миллиона туристов и 10 миллиардов долларов прибыли к 2020 году. Заработав 2,2 млрд. долларов в первые восемь месяцев 2017 года правительство выступило с амбициозной целью привлечь четыре миллиона туристов, и получить от этого 10 миллиардов долларов в доходах к 2020 году, что примерно в три раза превышает текущие доходы, именуя этот шаг «прагматичным» и призывая к стратегическому государственно-частному партнерству в целях развития.

Ни одна страна не может сравниться с разнообразием Шри-Ланки по количеству мест для MICE туризма. Шри-Ланка, выиграв тендер, в настоящее время и до конца октября 2018 года представит более 500 французских туристических агентов на Шри-Ланке, которым Шри-Ланка продемонстрировала стимулирующие туристические продукты и услуги. План Шри-Ланки в том, чтобы стать воротами в Южной Азии заслуживая высокую оценку, а как такое событие принесло бы пользу стране даже в трудные времена.

Цифры говорят об успехе MICE индустрии на Шри-Ланке в течение последних нескольких лет. MICE туристы представляют элитарный слой и предоставляют 3-4 потока средних отдыхающих, а посещения MICE генерируют повторные отпуска с семьей и друзьями. MICE индустрия требует дополнительных вспомогательных услуг, таких как центры, поставщики услуг, развлечений и т.д [4,6]. Прежде всего, посещения MICE обычно приводит к торговым и инвестиционным возможностям, особенно, когда проводятся конференции и выставки. Посетители встречают своих торговых партнеров или видят страну как идеальное место для инвестиций, особенно когда посетителям представлены торговые и инвестиционные возможности в то время, как они посещают мероприятие MICE [14,17,18].

Таким образом, будущее MICE для Шри-Ланки является перспективным. Хотя MICE само по себе является сложным делом, понимание различных стратегий для отдельных компонентов MICE будет решать многие вопросы относительно направления туристического сектора. Современные тенденции в области MICE туризма должны быть тщательно изучены. Рынок возвращается к роскоши при условии соотношение цены и качества. Спрос на бизнес-встречи постоянно растет в секторах телекоммуникаций, образования и страхования, здравоохранения, энергетики и многом другом.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 470 с.

2. Анекс Тур. Международный многопрофильный туроператор. Шри-Ланка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.anextour.ru/b2c/destinations/sri-lanka.html

3. Борисов В. А., Белоусова Л.С., Винокуров А. А. Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваты: Справочник. - М.: Специздат, 2014. - 310 с.

4. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма. - Минск: Новое знание, 2015. - 632 с.

5. Зикирова Ш.С., Милович А.С. Анализ туристского потенциала острова Шри-Ланка//В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 198-200.

6. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 288 с.

7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 256 с.

8. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 192 с.

9. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.

10. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2014. - 240 с.

11. Лебедева Т.Е., Воронина Ю.В., Царева А. Д. Маркетинговые исследования рынка туризма Нижнего Новгорода: ценностно-рациональные мотивы и выбор реше-ния//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 47.

12. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 270 с.

13. Официальный сайт ЮНЕСКО. Заповедник Синхараджа [Электронный ресурс]. -URL: whc. unesco.org/en/list/405/

14. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов. - М., 2015.

15. Томсон В. Путеводитель по Шри-Ланке. - М.: Полиглот, 2015. - 69 с.

16. Трубецкая К.И. Рекреационные ресурсы Шри-Ланки//В сборнике: Innovation Management and Technology in the Era of Globalization materials of the II international scientific-practical conference. 2015. С. 545-549.

17. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. - М.: ИЦ "МарТ", 2014. - 264 с.

18. Чудновский А. Д. Гостиничный и туристический бизнес. - М.: ЭКМОС, 2014.

19. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. - М.: Кнорус, 2015.

20. Шувалов В.М., Самаратунга И.Д. Анализ опыта проектирования, строительства и эксплуатации рекреационно-туристических комплексов Шри-Ланки//Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Техника и технология. 2011. № 3. С. 79-87.

Lakshitha Withanachchi, master (e-mail: withanachchilakshitha@gmail.com)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia TRENDS OF TOURISM BUSINESS DEVELOPMENT IN SRI-LANKA

Abstract. This article reveals the opportunities for the development of tourism and hospitality industry on the island of Sri Lanka in conditions of increased tourist flow. Based on the content analysis of sources on the research problem, the current trends in the development of Sri Lanka as a tourist destination have been identified and substantiated. Keywords development of the tourist territory, hotel, hotel business, MICE tourism, trends in the development of the tourism and hospitality industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.