Научная статья на тему 'Экономика и предпринимательство в системе сервиса на оптовом рынке'

Экономика и предпринимательство в системе сервиса на оптовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ / УСЛУГИ ОПТОВОГО РЫНКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПРОВАЙДЕРЫ И АУТСОРСИНГ УСЛУГ ОПТОВОГО РЫНКА / SERVICE ECONOMY / PRODUCTION CONSUMPTION OF SERVICES / SERVICES OF THE WHOLESALE MARKET / LOGISTIC SERVICES / PROVIDERS AND OUTSOURCING OF SERVICES OF THE WHOLESALE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутик Александр Борисович

Раскрыты теоретические и методологические аспекты сервисной экономики. Обоснованы ключевые положения индустриальной экономики. Приведена сравнительная характеристика индустриальной и сервисной экономик. Выявлена отличительная особенность сервисной экономики объект обслуживания. Предложено различать две группы услуг по характеру их потребления: услуги, оказываемые юридическим лицам, или производственное потребление услуг; услуги, оказываемые физическим лицам, или конечное потребление услуг. Данное деление обосновывается общими положениями экономической теории и теорией межотраслевого баланса. Обосновывается положение, согласно которому в сервисной экономике ключевое положение занимают услуги, оказываемые юридическим лицам предприятиям. Такие услуги обеспечивают процессы товародвижения на оптовом рынке. Приводится классификация услуг оптового рынка по широкому спектру признаков. Представленная типология охватывает услуги оптового рынка юридических лиц. Особое внимание уделено логистическим услугам. Доказывается положение, согласно которому все поставки должны сопровождаться комплексом услуг. Все услуги оптового рынка являются оптимальными по Парето. Аргументировано, что в сервисной экономике преобладает аутсорсинг. Доказано, что определяющим признаком услуги является ее добровольность. Это позволяет придерживаться правила, когда поставщик предлагает потребителю минимум в виде набора услуг и потребитель сам выбирает для себя необходимые услуги в зависимости от своей производственно-коммерческой деятельности. При этом услуги, оказываемые юридическим лицам, прежде всего товаропроизводителям, являются составной частью их технологических процессов. Предложено сервисную деятельность на оптовом рынке рассматривать в качестве определяющего фактора устойчивого состояния всей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy and business in system of service in the wholesale market

In article theoretical and methodological aspects of service economy are opened. Key provisions of industrial economy are proved. The comparative characteristic of industrial and service economies is provided. Distinctive feature of service economy object of service is revealed. It is offered to distinguish two groups of services in character them to consumption: the services rendered to legal entities or production consumption of services; the services rendered to natural persons or final consumption of services. This division locates general provisions of the economic theory and the theory of interindustry balance. Situation according to which in service economy key position is held by the services rendered to legal entities to the enterprises locates. Such services provide processes of merchandising in the wholesale market. Classification of services of the wholesale market by a wide range of signs is given. The presented typology covers services of the wholesale market legal entities. The special attention is paid to logistic services. Point according to which all deliveries have to be followed by a complex of services is made. All services of the wholesale market are optimum across Pareto. It is reasoned that in service economy outsourcing prevails. It is proved that the defining sign of service is their voluntariness. It allows adhering to the rule when the supplier offers the consumer at least in the form of a set of services and the consumer himself chooses for himself necessary services depending on the production and commercial activity. Thus the services rendered to legal entities, first of all, to producers are a component of their technological processes. It is offered to consider service activity in the wholesale market as the defining factor of a steady condition of all economy.

Текст научной работы на тему «Экономика и предпринимательство в системе сервиса на оптовом рынке»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 1. С. 46-51. УДК 658 (075.8)

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ СЕРВИСА НА ОПТОВОМ РЫНКЕ

А.Б. Крутик

Раскрыты теоретические и методологические аспекты сервисной экономики. Обоснованы ключевые положения индустриальной экономики. Приведена сравнительная характеристика индустриальной и сервисной экономик. Выявлена отличительная особенность сервисной экономики - объект обслуживания. Предложено различать две группы услуг по характеру их потребления: услуги, оказываемые юридическим лицам, или производственное потребление услуг; услуги, оказываемые физическим лицам, или конечное потребление услуг. Данное деление обосновывается общими положениями экономической теории и теорией межотраслевого баланса. Обосновывается положение, согласно которому в сервисной экономике ключевое положение занимают услуги, оказываемые юридическим лицам - предприятиям. Такие услуги обеспечивают процессы товародвижения на оптовом рынке. Приводится классификация услуг оптового рынка по широкому спектру признаков. Представленная типология охватывает услуги оптового рынка - юридических лиц. Особое внимание уделено логистическим услугам. Доказывается положение, согласно которому все поставки должны сопровождаться комплексом услуг. Все услуги оптового рынка являются оптимальными по Парето. Аргументировано, что в сервисной экономике преобладает аутсорсинг. Доказано, что определяющим признаком услуги является ее добровольность. Это позволяет придерживаться правила, когда поставщик предлагает потребителю минимум в виде набора услуг и потребитель сам выбирает для себя необходимые услуги в зависимости от своей производственно-коммерческой деятельности. При этом услуги, оказываемые юридическим лицам, прежде всего товаропроизводителям, являются составной частью их технологических процессов. Предложено сервисную деятельность на оптовом рынке рассматривать в качестве определяющего фактора устойчивого состояния всей экономики.

Ключевые слова: сервисная экономика, производственное потребление услуг, услуги оптового рынка, логистические услуги, провайдеры и аутсорсинг услуг оптового рынка.

ECONOMY AND BUSINESS IN SYSTEM OF SERVICE IN THE WHOLESALE MARKET

A.B. Krutik

In article theoretical and methodological aspects of service economy are opened. Key provisions of industrial economy are proved. The comparative characteristic of industrial and service economies is provided. Distinctive feature of service economy - object of service is revealed. It is offered to distinguish two groups of services in character them to consumption: the services rendered to legal entities or production consumption of services; the services rendered to natural persons or final consumption of services. This division locates general provisions of the economic theory and the theory of interindustry balance. Situation according to which in service economy key position is held by the services rendered to legal entities - to the enterprises locates. Such services provide processes of merchandising in the wholesale market. Classification of services of the wholesale market by a wide range of signs is given. The presented typology covers services of the wholesale market - legal entities. The special attention is paid to logistic services. Point according to which all deliveries have to be followed by a complex of services is made. All services of the wholesale market are optimum across Pareto. It is reasoned that in service economy outsourcing prevails. It is proved that the defining sign of service is their voluntariness. It allows adhering to the rule when the supplier offers the consumer at least in the form of a set of services and the consumer himself chooses for himself necessary services depending on the production and commercial activity. Thus the services rendered to legal entities, first of all, to producers are a component of their technological processes. It is offered to consider service activity in the wholesale market as the defining factor of a steady condition of all economy.

Key words: service economy, production consumption of services, services of the wholesale market, logistic services, providers and outsourcing of services of the wholesale market.

Введение. К настоящему времени сложились три сферы хозяйственной деятельности, две из которых носят традиционный характер -это производство и обращение, а третья - сфера обслуживания. При этом сфера обслуживания занимает весьма значительную долю ВВП, что дает основание рассматривать современную экономику как сервисную.

В рассматриваемом аспекте традиционная экономика по своей сущности есть экономика индустриальная, отражающая преимущественное положение производства.

Экономические изменения в мире в значительной мере обусловлены становлением и развитием экономики услуг, которая существен-

ным образом отличается от индустриальной экономики. В связи с этим доминирующая роль услуг в экономике дает основание говорить о постиндустриальном обществе в целом.

В индустриальной экономике основная деятельность предприятий предусматривает максимальный выпуск продукции с последующей её реализацией на товарных рынках и получением необходимой выручки с прибылью. В экономике услуг, или сервисной экономике, хозяйственная деятельность предприятий направлена на удовлетворение специфических, в основном индивидуальных потребностей каждого потребителя [1].

© А.Б. Крутик, 2016

Гипотеза. Важным отличием сервисной экономики от индустриальной является то, что, в отличие от производства, выполнение услуг носит целенаправленный, индивидуальный характер. Иными словами, между производителем и потребителем услуг имеет место тесное взаимодействие, в то время как производство товаров в натурально-вещественной форме в значительной мере ориентировано на весьма широкий круг потенциальных покупателей-потребителей. В этой ситуации индивидуальные по-

Различия сервисной и индустриальной экономики перечисленными характеристиками не исчерпываются.

Для сервисной экономики определяющее значение имеет объект обслуживания. Такими объектами являются физические лица (население) и юридические лица (предприятия).

Однако по сложившейся практике сферу услуг ограничивают обслуживанием населения, что в принципе неверно, поскольку существенным образом умаляется ее роль, а главное - искажается характер ее функционирования, полезность и результативность [4].

В связи с этим следует четко различать две группы услуг по характеру их потребления:

1) услуги, оказываемые юридическим лицам, или производственное потребление услуг;

2) услуги, оказываемые физическим лицам, или конечное потребление услуг.

Такое деление услуг обусловлено положениями экономической теории, в частности теорией межотраслевого баланса.

В межотраслевом балансе используются понятия производственного и конечного потребления, чему соответствуют промежуточный и конечный продукт.

требности с той или иной достоверностью учитываются с помощью ассортиментной диверсификации, определяемой на основании проводимых маркетинговых исследований товаропроизводителями [2; 3].

Результаты исследования. В сервисной экономике индивидуальные потребности задаются непосредственно заказчиком-потребителем. Имеющийся опыт дает основание выявить основные различия рассматриваемых видов экономик (табл. 1).

Производственное потребление представляет собой потребление промежуточного продукта - материальных ресурсов, произведенных в одних отраслях для нужд других отраслей - это в основном предметы труда, сырье, материалы, изделия и подобное, направляемые в сферу материального производства.

Конечное потребление - это прежде всего личное потребление граждан - населения.

Таким образом, все товары производственного потребления представляют собой средства производства в широком понимании, т. е. это продукция, направляемая другим предприятиям или в торговлю на реализацию. В любом случае покупателями являются юридические лица. И такая продукция представляет собой предметы оптового рынка.

Такой подход должен соблюдаться и по отношению к сфере обслуживания. А это означает, что услуги, оказываемые юридическим лицам, или, что то же самое, услуги оптового рынка, требуют к себе особого внимания и адекватного менеджмента. Общая схема услуг оптового рынка представлена на рис.

Таблица 1

Сравнительная характеристика индустриальной и сервисной экономики

Индустриальная экономика Сервисная экономика

Максимизация выпуска продукции - товаров для массового потребления Полное удовлетворение индивидуальных требований заказчика - потребителя услуг

Высокий уровень автоматизации и механизации технологических процессов Высокий уровень ручного труда и специального инструмента

Высокий уровень материальных затрат - сырья и материалов Относительно высокий уровень трудовых затрат

Преобладание массового и крупносерийного производства Преобладание индивидуального («штучного») производства

Неопределенная адресность производимой продукции Непосредственное взаимодействие производителя и потребителя услуг

Строгая технологическая регламентация Широкий диапазон технологических вариантов, включая личное мастерство исполнителя услуг

Разделение сфер производства и обращения Непосредственная связь производства и реализации («продажи») услуги

Является частью материального производства Преобладание непроизводственной сферы

Универсальные методы маркетинга и логистики Специальная адаптация маркетинга и логистики для сферы услуг

Услуги оптового рынка в сервисной экономике

Концепция услуг оптового рынка была вы- Услуги оптового рынка характеризуются

двинута в период становления рыночных товар- весьма большим разнообразием, отсюда следу-но-денежных отношений в условиях всеобщей ет необходимость их классификации (табл. 2). коммерциализации, что породило целенаправленный спрос на такие услуги [5, с. 102-110].

Таблица 2

Классификация услуг оптового рынка

Признак классификации Классификационные группы услуг

Предмет труда Производственные; информационные; финансовые

Уровень капиталоемкости Высококапиталоемкие; низкокапиталоемкие

Уровень материалоемкости Высокой, средней и низкой материалоемкости

Сложность технологии Высокотехнологичные, в том числе на уровне хай-тек; рядовой (традиционной) технологии

Квалификация персонала Высокопрофессиональные; достаточной квалификации

Место в инфраструктуре Производственные; институциональные; социальные

Правовое регулирование Двусторонние; многосторонние

Место в сфере экономики Сферы производства; сферы обращения, в том числе для оптовой и розничной торговли

Организационные формы выполнения Выполняемые специализированными фирмами (аутсорсинг); поставщиками; оптово-торговыми предприятиями

Полнота услуг Полного комплекса; отдельных видов

Степень коммерциализации Коммерческие; некоммерческие

Организационно-технологическая регламентация Планово-предупредительные; профилактические; гарантийные; дополнительные; аварийные

Базисно-логистические процессы Сопутствующие; послепродажные; управления запасами; транспортные; шеф-монтаж; консультационные

Формы возмещения затрат Оплачиваемые дополнительно; включаемые в цену продукции

Величина предпринимательства Крупного, среднего и малого предпринимательства

Следует подчеркнуть, что представленная типология охватывает услуги оптового рынка -юридических лиц. В данном аспекте потребителями услуг социальной инфраструктуры также являются юридические лица - субъекты сферы услуг, а именно: предприятия жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и туризма, отдыха и развлечения.

Особо следует отметить роль услуг при поставках продукции в системе логистического менеджмента. Так, в частности, логистика предусматривает оптимизацию выбора поставщика, одним из критериев такой оптимизации является наличие комплекса услуг, которые должны обладать высоким качеством и соответствовать концепции TQM (Всеобщее управление качеством) [6-8].

Согласно коммерческой практике, наценки к цене взимаются за дополнительные услуги, оказываемые продавцом при продаже своей продукции. Логистика предписывает, чтобы каждая поставка сопровождалась комплексом услуг.

Услуги по поставкам продукции подразделяются на три вида: производственные, информационные, финансовые.

Целью производственных услуг является подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению.

Предпринимательская логистика предписывает, что материальные ресурсы должны поставляться в максимально возможной технологической готовности согласно требованиям покупателя - потребителя.

Объектом производственных услуг при поставках являются непосредственно материальные ресурсы. К таким услугам относятся: раскрой, нарезка, обработка, тестирование, комплектование партий поставок и т. п.

Информационные услуги заключаются в том, что продавец передает покупателю определенную информацию - консультационные услуги по поставляемой продукции, информацию о конъюнктуре рынка транспортных услуг и помощь в выборе перевозчиков, помощь в организации материально-технического снабжения, обслуживание компьютерных технологий.

Финансовые услуги заключаются в помощи выполнения финансовых расчетов по поставкам продукции. Финансовые услуги, как правило, - банковские услуги (оплата поставок по факторингу).

Услуги объективно являются оптимальными по Парето, т. е. являются взаимовыгодными для продавца и покупателя [9].

Выгода услуг при поставках для продавца заключается в том, что услуги являются ис-

точником дополнительной выручки. Логистика предписывает, что услуги при поставках в денежном выражении должны составлять не менее 75 % от стоимости поставляемой продукции [10, с. 183].

Поскольку услуги объективно являются высокорентабельными, то при поставках они являются важным фактором в формировании прибыли предприятия.

В том случае, когда само предприятие не в состоянии выполнять те или иные работы, то оно на договорных условиях обращается к специализированным фирмам. Работы (услуги), выполняемые поставщиком или специализированными фирмами, называются аутсорсингом (outsourcing).

Таким образом, покупатель-потребитель должен в максимальной мере использовать аутсорсинг для выполнения своих инфраструктурных работ. Выгода потребителя заключается в сокращении его общих издержек. Эффект аутсорсинга достигается за счет масштабов выполнения услуг. Это означает, что работы (услуги), выполняемые в порядке аутсорсинга, гораздо дешевле, чем выполнение этих же работ (услуг) самими потребителями.

Тарифы на услуги в порядке аутсорсинга устанавливаются на таком уровне, чтобы они покрывали затраты поставщика и стимулировали бы потребителей для их широкого использования.

Необходимо отметить, что в сервисной экономике преобладает аутсорсинг, т. е. пред-приятия-аутсорсеры, оказывающие услуги юридическим лицам.

Определяющим признаком услуги является то, что они носят добровольный характер. Это означает, что поставщик должен предложить потребителю минимум в виде набора услуг и потребитель сам выбирает для себя необходимые услуги в зависимости от своей производственно-коммерческой деятельности.

Доминирующее положение на оптовом рынке занимают логистические услуги, которые в большинстве случаев выполняются специализированными компаниями в порядке аутсорсинга, т. е. провайдерами [10, с. 183-185].

Указанные провайдеры являются субъектами рынка логистических услуг различного организационно-правового статуса. К таким провайдерам относятся: экспедиторские фирмы; транспортные компании - перевозчики всеми видами транспорта; стивидорские компании морских и речных портов; страховые компании; операторы мультимодальных перевозок; базы и складские комплексы; оптово-торговые предприятия.

Перечисленные субъекты (предприятия, фирмы, компании) в совокупности выполняют весь спектр логистических услуг, и прежде всего - базисные логистические процессы: снабжение (закупки), сбыт (продажи), транспортировка, управление запасами.

Оказание услуг является самостоятельным видом деятельности с соответствующей формой предпринимательства. Такие логистические услуги, как транспортировка и связанное с ней экспедирование, всегда осуществлялись специализированными предприятиями. Однако некоторые крупные корпорации и сетевые торговые структуры имеют собственные транспортные подразделения [11; 12].

Важное место среди логистических провайдеров занимают оптовые посредники - опто-во-торговые предприятия. Указанные предприятия осуществляют изменение параметров материальных потоков, поступающих от поставщиков-товаропроизводителей в сферу обращения.

Большие размеры товарных запасов позволяют оптово-торговым предприятиям выполнять поставки согласно требованиям каждого потребителя: формировать малые партии поставки и отгружать продукцию через заданные интервалы согласно логистической концепции ECR, управлять запасами потребителей по системе УМ1, осуществлять поставки «точно в срок», оказывать помощь в организации материально-технического снабжения и др. [13, с. 9-15].

Такая роль оптово-торговых предприятий обусловлена тем, что товаропроизводители не в состоянии учесть индивидуальные требования каждого своего потребителя, особенно малых и средних предприятий [14]. В связи с этим основная масса производимой продукции крупными партиями направляется оптовикам: происходит концентрация материальных ресурсов в форме товарных запасов.

Особо следует отметить такую логистическую услугу, как активное снабжение. В этом

1. Крутик А. Б., Решетова М. В., Никольская Е. Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 927 с.

2. Крутик А. Б. Маркетинг, реклама и сбытовая деятельность в туризме: научно-практический аспект // Современные аспекты экономики. - 2014. - № 1 (197). - С. 31-43.

3. Багиев Г. В., Тарасевич В. М. Маркетинг. - СПб. : Питер, 2012. - 560 с.

случае работы по организации материально-технического снабжения принимает на себя поставщик. В частности, поставщик определяет потребность в материальных ресурсах своих потребителей, рассчитывает сумму денежных средств на их закупку, оказывает информационные услуги - вплоть до организации доставки продукции потребителям. Для высококачественного выполнения указанных работ и операций следует использовать концепции ECR и УМ1. Иными словами, поставщик должен постоянно заботиться о своих деловых партнерах-потребителях. Рассматриваемый метод снабжения особенно эффективен при длительных хозяйственных связях.

Заключение. Таким образом, услуги, оказываемые юридическим лицам, прежде всего товаропроизводителям, являются составной частью их технологических процессов. А поэтому в себестоимость производимой продукции включаются затраты за оказанные услуги (как правило, по статье «услуги сторонних организаций»). Отмеченное положение свидетельствует о том, что услуги оптового рынка включаются в модель межотраслевого баланса в состав промежуточного продукта.

Предприятия - аутсорсеры сервисной отрасли должны осуществлять мониторинг результативности оказанных услуг, на основании чего разрабатывать инновационные мероприятия в соответствии с инновациями товаропроизводителей. Иными словами, между сервисными и производственными инновациями должны прослеживаться производственно-коммерческие связи.

Сервисную деятельность на оптовом рынке следует рассматривать в качестве определяющего фактора устойчивого состояния всей экономики, поскольку она направлена на все субъекты предпринимательства, учитывая при этом условия их функционирования и индивидуальные требования.

4. Крутик А. Б. Особенности конкурентной среды на рынке туристских услуг и конкурентоспособность туристских фирм // Науч-техн. вед. СПбГПУ. Экон. науки. - 2014. -№ 1 (187). - С. 98-104.

5. Сосунова Л. А. Макроэкономическая концепция коммерции услуг. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 156 с.

6. Плоткин Б. К., Щербаков В. В. Экономико-математическое основание коммерческих переговоров (оптимизация по Парето). -СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 92 с.

7. Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. - СПб. : Изд-во СПбГТУ, 1997. - 510 с.

8. Светуньков С. Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. -Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2000. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Эклунд И. Элементы математической экономики. - М. : Мир, 1983. - 246 с.

10. Плоткин Б. К., Гогин Д. Ю. Предпринимательский функционал логистики. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 325 с.

11. Барышев А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 387 с.

12. Плоткин Б. К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок. - СПб. : СПбГУЭФ, 2012. - 79 с.

13. Плоткин Б. К. Логистический менеджмент и концепция TQM. - СПб. : СПбГЭУ, 2014. - 63 с.

14. Крутик А. Б., Миллер А. Е. Интеллектуальное предпринимательство на предприятиях сервиса // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2011. - № 3. - С. 35-45.

1. Krutik, A. B., Reshetova, M. V., Nikol-skaya, E. V. (2003), Innovatsii i investitsii v pred-prinimatel'stve [Innovation and investment in business], St. Petersburg: Herzen Russian State Pedagogical University publ., 927 p.

2. Krutik, A. B. (2014), Marketing, reklama i sbytovaya deyatel'nost' v turizme. Nauchno-prak-ticheskii aspect. Sovremennye aspekty ekonomiki [Marketing, advertising and sales activities in tourism: scientific and practical aspect. Modern aspects of economics], No. 1 (197), pp. 31-43.

3. Bagiev, G. V., Tarasevich, V. M. (2012), Marketing [Marketing], St. Petersburg: Piter publ., 560 p.

4. Krutik, A. B. (2014), Osobennosti konku-rentnoi sredy na rynke turistskikh uslug i konku-rentosposobnost' turistskikh firm // Nauchno-tekh-nicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [Features of the competitive environment in the tourist services market and the competitiveness of tourism firms. SSPU scientific and technical Journal. Economics], No. 1 (187), pp. 98-104.

5. Sosunova, L. A. (1997), Makroekonomi-cheskaya kontseptsiya kommertsii uslug [Macro-economic concept of commerce services], St. Petersburg: SPbGUEF publ., 156 p.

6. Plotkin, B. K., Shcherbakov, V. V. (2004), Ekonomiko-matematicheskoe osnovanie kommer-cheskikh peregovorov (optimizatsiya po Pareto) [Economic and mathematical basis of commercial negotiations (Pareto Optimization)], St. Petersburg: SPbGUEF publ., 92 p.

7. Volkova, V. N., Denisov, A. A. (1997), Osnovy teorii sistem i sistemnogo analiza [Fun-

damentals of the systems theory and system analysis], St. Petersburg: SPbGTU publ., 510 p.

8. Svetunkov, S. G., Litvinov, A. A. (2000), Konkurentsiya i predprinimatel'skie resheniya [Competition and business decisions], Ulyanovsk: Advancement of technology corporation publ., 256 p.

9. Ekland, I. (1983), Elementy matematiche-skoi ekonomiki [Elements of mathematical economics], Moscow: Mir publ., 246 p.

10. Plotkin, B. K., Gogin, D. Yu. (2014), Predprinimatel'skii funktsional logistiki [Entrepreneurial functional of logistics], St. Petersburg: SPbGEU publ., 325 p.

11. Baryshev, A. F. (2007), Marketing v turizme i gostepriimstve [Marketing in tourism and hospitality], Moscow: Finansy i statistika publ., 387 p.

12. Plotkin, B. K. (2012), Nauchno-prakti-cheskie voprosy logistiki i upravleniya tsepyami postavok [Scientific and practical aspects of logistics and supply chain management], St. Petersburg: SPbGUEF publ., 79 p.

13. Plotkin, B. K. (2014), Logisticheskii me-nedzhment i kontseptsiya TQM [Logistics management and the concept of TQM], St. Petersburg: SPbGEU publ., 63 p.

14. Krutik, A. B., Miller, A. E. (2011), In-tellektual'noe predprinimatel'stvo na predpriyati-yakh servisa. Vestnik Omskogo universiteta. Se-riya "Ekonomika" [Intellectual entrepreneurship at service enterprises. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 3, pp. 35-45.

Сведения об авторе:

Крутик Александр Борисович - д-р экон. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, профессор Санкт-Петербургского института экономики и управления E-mail: abkrutik@mail.ru

About the author:

Krutik Aleksandr Borisovich - doctor of economic sciences, professor, honored scientist of Russia, professor of Saint-Petersburg Institute of economics and management E-mail: abkrutik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12 ноября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.