Научная статья на тему 'Специфические особенности финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК'

Специфические особенности финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АПК / INTEGRATED AGRO-INDUSTRIAL COMPANIES / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / AND FINANCIAL SUPPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ / BUDGETARY FINANCING OF THE AGRICULTURAL ENTERPRISES OF UKRAINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ключник Алена Владимировна, Олейник Екатерина Андреевна, Чирва Галина Николаевна

В статье рассматриваются основные направления улучшения финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК, определена роль государства в процессе финансово-кредитного обеспечения аграрных предприятий, обобщенна альтернатива развития интеграционных и кооперационных процессов в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE INTEGRATED AGRICULTURAL ENTERPRISES FINANCIAL SUPPLY

In the article, the main directions of financial supply improvement of integrated agro-industrial enterprises are examined, the role of the state in the process of financial and credit support of agricultural enterprises is defined, development alternative of integrative and cooperative processes in agriculture is generalized.

Текст научной работы на тему «Специфические особенности финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК»

мунщипального менеджменту та 6i3Hecy, 1998. - С. 20.

4. Карпов В.А., Кучеренко В.Р. Маркетинг: прогно-зування кон'юнктури ринку: Навч. поабник. - К.: Т-во «Знання», КОО, 2001. - С. 51-57.

5. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: «Ось-89», 1996. - С. 19-20.

6. Богославець Г.М., Скотшкова М.М. Особливосп вивчення кон'юнктури риншв товарiв та послуг у сучас-них умовах // Економша i пiдприeмництво: стан та пер-спективи: Зб. наук. пр. - К.: КНТЕУ, 2002. - С. 105.

7. Розвиток секторiв i товарних ринков Украши / За ред. В.О. Точилша. К.: 1ЕП НАН Украши, 2001. - С. 4445.

8. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т.: Пер. с

фр. - М.: Междунар. отношения, 1994. - Т.1: - С. 446.

9. Ищенко А.В. Мониторинг показателей устойчивого развития украины в условиях глобализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 39-42.

10. Сопилко Н.Ю., Навроцкая Н.А. Производственная интеграция России и Украины в условиях глобальной конкуренции // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 145-152.

11. Дьяченко Л.Э., Почколина С.В. Проблемы и перспективы формирования рынка земли в Украине // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 25-39.

12. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г.Г. Пирогова. - М.: Мысль, 2003. - с. 111, 219.

FOREIGN TRADE AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

© 2014

O.M. Kirichenko, PhD, Associate Professor Management of foreign economic activity

National University of Food Technologies, Kiev (Ukraine)

Annotation: This article examines the foreign trade as a factor of economic growth, generalizes the existing approaches in the economic literature and formulates its own definition of foreign trade. The mechanism of foreign trade influence on economic growth, through the promotion of demand and supply on еexample of Ukraine is highlighted. Keywords: external economy, exports, imports, global market, globalization, external factors.

УДК 338

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

© 2014

А.В. Ключник, доктор экономических наук, професор кафедры «Мирового сельского хозяйства и

внешнеэкономической деятельности» Николаевский национальный аграрный университет, Николаев (Украина) Е.А. Олейник, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинга и управления бизнесом» Г.Н. Чирва, старший преподаватель кафедры «Теории начального обучения» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления улучшения финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК, определена роль государства в процессе финансово-кредитного обеспечения аграрных предприятий, обобщенна альтернатива развития интеграционных и кооперационных процессов в АПК.

Ключевые слова: интегрированные предприятия АПК, финансовое обеспечение аграрных предприятий, бюджетное финансирование аграрных предприятий Украины.

Постановка проблемы. В финансовой системе государства аккумулируются такие объемы финансовых ресурсов, которые способны удовлетворить потребности любого аграрного предприятия.

Проблема финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК заключается в доступе к ним конкретного предприятия, а также формах и методах распределения финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами [1]. В Украине государственная финансовая поддержка аграрных предприятий осуществляется в рамках государственных целевых программ и целевых фондов, а также предоставление налоговых льгот.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам усовершенствования интегрированных предприятий АПК посвящено ряд исследований ученых-экономистов, а именно: Алексейчук В. М., Гудзь О. Е., Малик М. И., Месель-Веселяк М. Г., Саблук П. Т., Стецюк П. А. и т.д.

Постановка задания. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема поиска путей улучшения финансового обеспечения интегрированных предприятий АПК.

Изложение основного материала. Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», на прямую поддержку аграрних предприятий в 2012 г. было потрачено лишь 33% общего объема аграрного бюджета, что является одним из самых низких показателей за последние годы. Для сравнения, в кризисных 2007 и 2008 годах на прямую поддержку

аграриев тратили соответственно 63% и 57% аграрного бюджета. В целом, объем аграрного бюджета на 2012 год утвержден на уровне 8,21 млрд. грн., что на 22% меньше, чем в 2011 году [2].

В то же время, выделены финансовые ресурсы на государственную поддержку не соответствуют законодательно определенным объемам и потребности аграрных предприятий. Государственная финансовая поддержка аграрных предприятий предусматривает выделение средств из государственного бюджета на осуществление мероприятий по урегулированию и стабилизации их функционирования.

Наибольший удельный вес в 2012 году среди направлений финансирования аграрных предприятий занимали: приобретение техники и оборудования, пополнения оборотных средств, осуществления производственной деятельности (рис. 1.) .

В соответствии с рис. 1 наибольшую долю государственной финансовой поддержки получили аграрные предприятия для приобретения техники и оборудования (54,4 %) на пополнение оборотных средств (19 %) и на

осуществлениее производственной деятельности (17,6 %).

Для определения эффективных программ государственной финансовой поддержки аграрных предприятий необходимо прежде всего определить: какие проблемные вопросы являются предметом финансовой поддержки и как они зависят от влияния внешней и внутренней среды, а также какие категории товаропроизводителей

особенно остро нуждаются в государственной финансовой поддержки и какие результаты она принесет в краткосрочной и долгосрочной перспективе [3-10].

□ Приобретение теши кн н оборудования

■ Пополнение оборотных средств

0 Осуществление производственной деятельности

Н Производ:тво. переработка и сбытсельхозародуедии

■ С1роительство и реконструкция пронзвогютвенных помещении

II Закладка м ноголетаих насаждений

Рис. 1. Направления использования средств аграрными предприятиями, выделенных из государственного бюджета в 2012 г., %

• построено автором по данным Министерства финансов Украины

Государственные финансовые программы стимулирования и поддержки развития аграрных предприятий должны:

• направляться на конкретные цели, достижение которых невозможно без бюджетной финансовой помощи;

• быть прозрачными, открытыми, понятными и доступными, в т.ч. и в процессе предоставления бюджетных средств;

• стимулировать развитие предпринимательской инициативы и конкуренции среди аграрних производителей;

• содержать возможности контроля над использованием бюджетных средств.

Следовательно, поддержка аграрных предприятий должна разграничиваться согласно общенациональных и региональных приоритетов и задач, а значит, следует перераспределить источники финансирования программ с переносом финансирования региональных программ на местные бюджеты.

Считаем, что бюджетную помощь следует предоставлять последовательно и на среднесрочную перспективу (от 1 до 3 лет) и направлять ее на технологическое обновление производства сельскохозяйственной продукции и расширенное воспроизводство. Именно, при условии предоставления такой гарантированной среднесрочной бюджетной помощи аграрным предприятиям производители сельскохозяйственной техники охотно бы сотрудничали с ними и наращивали темпы доверия, а как результат увеличивается объем сделок по финансовому лизингу.

Очевидным является и тот факт, что сегодня крупнотоварные сельскохозяйственные предприятия претендуют на получение бюджетной финансовой помощи наравне с мелкими, которые не в состоянии выжить самостоятельно. Поэтому, целесообразным является разработка классификации, критериев и подходов к аграрных предприятий, претендующих на государственную финансовую поддержку.

Еще одной характерной особенностью предоставления государственной помощи аграрным предприятиям является сопровождение бюджетных дотаций транзак-ционными расходами, которые в настоящее время являются распространенным явлением в сельском хозяйстве и составляют почти 50% бюджетного финансирования. Поэтому, на сегодня, целесообразным и немедленной задачей правительства должно быть контроль над предоставлением и использованием бюджетной финансовой помощи и защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Неоднозначным является и тот факт, что бюджетное финансирование аграрных предприятий не соответствует требованиям целевых программ, что порождает, с од-

ной стороны - распыление государственной финансовой помощи и ослаблением контроля за ее предоставлением, а с другой - приводит к увеличению количества целевых программ, из которых реально выполняются лишь несколько, или утверждение данных документов без достаточной обоснованности и целесообразности. Для того, чтобы исправить данную ситуацию, следует пересмотреть существующие и разработать новые адекватные целевые программы развития, а также критерии к объектам бюджетного финансирования, исходя из реального состояния их развития. Относительно целевых программ, то они должны иметь комплексный характер, но в то же время их экономическое содержание должно учитывать особенности административно-территориальных единиц, отраслевой принадлежности, вида деятельности, периодичности и иметь конкретное локальное содержание.

Итак, как национальные, так и региональные целевые программы развития аграрных предприятий должны концентрировать государственную поддержку с целью их инновационного развития, создания высокотехнологичного сельскохозяйственного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.

В целом, на современном этапе развития аграрных предприятий основными приоритетами государственной аграрной политики являются:

• создание условий для реализации и защиты прав крестьян на землю, формирование рыночных земельных отношений, охраны земель;

• создание равных условий для функционирования интегрированных форм хозяйствования в аграрном секторе, которые способствуют гармонизации интересов собственников и наемных работников;

• разработка и внедрение государственных и региональных программ комплексного развития сельских территорий, совершенствование государственной поддержки развития предпринимательства с целью решения проблемы занятости сельского населения;

• государственная поддержка развития конкурентоспособного сельскохозяйственного производства на основе кооперации и интеграции;

• государственная поддержка аграрных предприятий путем концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, формирование благоприятной ценовой, финансово-кредитной, страховой, налоговой и бюджетной политики [11].

Следовательно, для достижения указанных приоритетов в сфере интеграции сельскохозяйственного предпринимательства необходимо:

• сформировать благоприятную экономическую среду для эффективной деятельности аграрных предприятий;

• повысить уровень менеджмента в организации хозяйственной деятельности аграрных предприятий;

• внедрить механизмы государственной поддержки страхования рисков аграрных предприятий;

• содействовать и поддерживать кредитование инновационных проектов;

• увеличить объемы финансовой поддержки аграрных предприятий в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями;

• способствовать развитию финансово-кредитных механизмов, формированию фонда кредитной поддержки аграрных предприятий и гарантий возврата кредитов;

• обеспечить переоснащение материально-технической базы аграрных предприятий путем усовершенствования долгосрочного кредитования, частичной компенсации стоимости сложной сельскохозяйственной техники за счет средств Государственного бюджета Украины и системы финансового лизинга;

• стимулировать развитие частных и частно-кооперативных предприятий в сфере агросервиса, переработки, сбыта продукции и маркетингового обслуживания

аграрных предприятий;

• способствовать созданию надлежащей рыночной финансовой инфраструктуры.

Выводы исследования и перспективы. Следовательно, проведенный анализ финансирования интегрированных структур в АПК, дает возможность сделать выводы, что на сегодняшний день нет рационального финансового обеспечения в агропромышленном комплексе, отсутствуют концепции, обеспечивающих активизацию финансово-кредитной инфраструктуры сельскохозяйственного производства и выявления дополнительных возможностей его финансового обеспечения в условиях модернизации аграрной сферы.

Считаем, что важную роль в обеспечении устойчивого развития аграрных предприятий должна занимать государственная организационно-экономическая поддержка их финансового обеспечения в рамках района, региона и страны в целом, с помощью которой государство будет обеспечивать стабильную, безопасную, с минимальными рисками деятельность банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений.

Одним из способов обеспечения аграрных предприятий финансовыми ресурсами является использование земли в качестве залога по кредитам. Земля как залог при ипотечном кредитовании имеет следующие преимущества: не теряет своей стоимости; растет в цене в зависимости от спроса и предложения.

Для большинства аграрных предприятий, как потенциальных заемщиков, залог земли - это новый и не выверен временем механизм отечественной экономики, который еще и не начал реально работать. Правильное и рациональное использование данного механизма позволит аграрным предприятиям получить кредит для покупки земельного участка и используя ее начать собственное дело и расширить земельные площади хозяйств.

О том, что большинство агропроизводителей боятся брать дорогие кредиты, свидетельствуют и данные исследования Госземагентства (в рамках проекта Всемирного банка). Согласно им, за годы независимости банковским займам воспользовалось лишь 38,3% фермеров и 47,6% руководителей сельхозпредприятий, а в кризисном 2009 году и того меньше - 16,3% и 28,3%. При этом они кредитовались в основном под залог техники, оборудования, урожая, запасов продукции, зданий и сооружений и отнюдь не земли, опасаясь потерять самое ценное. Не говоря уже о том, что 90% рядовых владельцев земельных паев вообще никогда не брали кредитов. Более 24%, из них, отрицательно относятся к ссудам под залог земли и около 55% - с опаской [12].

Аргументом в пользу залога земли как источника финансового обеспечения экономического роста сельского хозяйства является то, что «в мировой практике кредиты под залог земли составляют 95% от инвестиционного ресурса агропроизводителей. И только остальные 5% - это средства от продажи земельных участков» [13-16].

Однако, в сложившейся ситуации нет четко организованного и тщательно согласованного варианта организации механизма продажи земель и, как следствие, привлечение на его основе дополнительных финансовых ресурсов аграрными предприятиями.

Поэтому, альтернативой этим процессам реформирования могут стать интеграционные и кооперационные процессы в сельском хозяйстве. Так, около тридцати тысяч аграрных предприятий Украины уже сегодня готовы объединиться в различные по видам объединения для совместного введения своей хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стецюк, П.А. Проблемы финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий / П.А. Стецюк // Учет и финансы в АПК. - № 4. - 2011. - С. 134-137.

2. Официальный сайт Министерства финансов

Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р:// www.minfin.gov.ua

3. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

4. Голуб Т.И. Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 5-7.

5. Олейник Е.А. Форвардный контракт как форма экономической координации процесса взаимодействия субъектов аграрного рынка Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 17-19.

6. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.

7. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.

8. Голуб Т.И. Последствия влияния и возможные изменения на аграрный сектор экономики в результате вступления Украины в всемирную торговую организацию (ВТО) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 2. С. 7-10.

9. Тетерин Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 100-111.

10. Чирва О.Г. Зарубежный опыт развития сельской кредитной кооперации и возможности его адаптации в аграрном секторе экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 32-35.

11. Ищенко, Г. Заработает рынок - будут кредиты / Г. Ищенко // Правительственный курьер. - 2011. - 2 сентября. Фещенко, Н.М. Механизм удешевления сельскохозяйственных кредитов [Электронный ресурс] / Н.М. Фещенко. - Режим доступа: http://www.rusnaUka.com/ SND/Economics/3_feschenko.doc.htm

12. Официальный сайт государственного агентства земельных ресурсов Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dazru.gov.ua

13. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.

14. Дьяченко Л.Э., Почколина С.В. Проблемы и перспективы формирования рынка земли в Украине // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 25-39.

15. Прилуцкий А.М. Институциональная среда и ее роль в развитии аграрного рынка // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 5 (31). С. 91-96.

16. Официальный сайт Верховной Рады Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon. rada.gov.ua

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

SPECIFIC FEATURES OF THE INTEGRATED AGRICULTURAL ENTERPRISES

FINANCIAL SUPPLY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2014

A.V. Klyuchnik, doctor of economical science of the chair «World Agriculture and Foreign-Economic Activity»

Mykolayiv National Agrarian University, Mykolayiv (Ukraine) K.A. Oliynik, candidate of economical science of the chair «Marketing and Business Management» G.M. Chyrva, assistant professor of the chair «Chief learning theory»

State Uman Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation: In the article, the main directions of financial supply improvement of integrated agro-industrial enterprises are examined, the role of the state in the process of financial and credit support of agricultural enterprises is defined, development alternative of integrative and cooperative processes in agriculture is generalized.

Keywords: integrated agro-industrial companies, and financial support of agricultural enterprises, budgetary financing of the agricultural enterprises of Ukraine.

УДК 338.24

ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РЕГИОНАХ УКРАИНЫ

© 2014

Е.Б. Козак, кандидат экономических наук, доцент Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина)

Аннотация: Статья посвящена исследованию сущности, структуры и развитию региональных продовольственных рынков, а также факторов влияющих на формирование регионального продовольственного рынка.

Ключевые слова: рынок, продовольственный рынок, региональный продовольственный рынок, агропродоволь-ственный рынок, продовольственные ресурсы.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Трансформационные изменения в отечественной экономике в период перехода к рыночным отношениям привели к структурной перестройке всей системы формирования и пространственного распределения продовольственных ресурсов. Система централизованного планового формирования и распределения продовольственных ресурсов между регионами страны была ликвидирована, а на ее смену пришла модель, построенная на принципах экономического либерализма. Следствием трансформации агропродовольственного сектора экономики стали: резкий спад объемов производства и потребления продовольствия, рост импорта продуктов питания, потеря продовольственной безопасности страны по ряду продуктов, усиление пространственной неоднородности и поляризации регионов по уровню потребления основных продуктов питания и ряд других негативных явлений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование понятия экономической безопасности государства, классификации экономических угроз и интересов государства, подходов к оценке уровня экономической безопасности государства, принципов формирования системы обеспечения экономической безопасности государства освещены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Л. Абалкин, В. Билоус, О. Бандурка, О. Барановський, И. Бинько, В. Геец, С. Глазьев, Б. Гриер, В. Духов, М. Ермошенко, Я. Жалило, Б. Кваснюк, Т. Ковальчук, В. Манилов, Г. Маховский, С. Мердок,

B. Мунтиян, Н. Нижник, Г. Пастернак-Таранушенко,

C. Пирожков, К. Петрова, В. Сенчагов, Г. Сытник, А. Сухоруков, Я. Тимберген, И. Червяков, В. Шлемко, Д. Фишер, В. Ярочкин и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи есть исследование развития региональных продовольственных рынков Украины, а также выявления факторов, что имеют влияние на их формирование.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблемы продовольственного обеспечения госу-

дарства и отдельных ее регионов исследовались рядом ученых с разных точек зрения. Наряду с тем, закономерности и тенденции пространственного распределения продовольственных ресурсов, их межрегиональной дифференциации, поляризации регионов по уровням потребления основных видов продовольствия, видам динамики развития аграрного сектора в экономике регионов, факторами и источниками продовольственного обеспечения остаются мало исследованными.

Продовольственные ресурсы любого региона формируются из двух основных источников: местного производства и ввоза, что включает в себя также импорт, и зависит от принятых в стране принципов и механизмов внешней торговли. Обоснование соотношения объемов продовольствия, производимого в каждом регионе Украины и ввозимого к нему, особенно импортного, имеет решающее значение в построении региональной агропродовольственной политики.

В теоретическом плане нами выделяются два противоположных подхода к решению проблемы формирования продовольственных ресурсов регионов:

- подход, основанный на принципах экономического либерализма, то есть полной экономической свободы, когда отвергаются любые ограничения со стороны государства на ввоз-вывоз продовольствия, а международная и межрегиональная торговля строятся на основе принципа сравнительных преимуществ;

- подход, предусматривающий достижение самообеспеченности регионов всеми видами продовольствия, которые возможно в них производить, исходя из по-чвенно-климатических факторов и необходимости учета некоторых геополитических условий, то есть принцип продовольственной автаркии, реализованный при сильной протекционистской внешней политике.

Как известно, переход к рыночным отношениям в Украине характеризовался борьбой сторонников этих двух подходов. В итоге либерализм фактически стал государственной экономической политикой Украины в течение 1992-1999 гг., в том числе и в агропродовольственной сфере. В страну ввозилось в больших объемах импортное продовольствие, а отечественное сельское хозяйство в значительной мере утратило влияние такого мощного фактора, как внутренний спрос и производство сырья для формирования продовольственных ресурсов стало резко сокращаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.