экономическое направление
Н.М. Кошарская
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИНАНСОВОГО ...
УДК 336.631
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
© 2014
Н.М. Кошарская, аспирант
Львовский национальный университет ветеринарной медицины и биотехнологий имени С.З. Гжицкого, Львов (Украина)
Аннотация: Рассмотрены вопросы государственной поддержки сельского хозяйства для организации и повышения финансовой эффективности агропромышленных предприятий. Обобщен зарубежный опыт поддержки и регулирования сельского хозяйства, на основе которого предложены пути финансового оздоровления агропромышленных предприятий.
Ключевые слова: государственная поддержка, финансовая эффективность, агропромышленные предприятия финансовое оздоровление, механизм государственной поддержки. Постановка проблемы. Актуальность исследования
проблем финансового механизма регулирования рыночных отношений в аграрной сфере обуславливается тем, что сельскохозяйственная деятельность осуществляется почти на всей территории Украины, кроме того, в сельской местности проживает треть всего населения нашего государства, что переводит развитие АПК в разряд существенных факторов общего экономического роста. Главный акцент в регулировании экономики целесообразно сделать на финансовые рычаги из-за того, что в условиях рынка использования административных методов воздействия, слишком ограничено. Среди конкретных форм осуществления распределения и перераспределения созданной стоимости эффективно использование таких финансовых рычагов: как налоги, сборы, нормы амортизационных отчислений, арендная плата, процент за кредит, дотации, субсидии, субвенции, поощрительные фонды, штрафы, пеня премии и др.
Анализ последних исследований и публикаций. Экономическая политика страны в отношении агропро-довольственного комплекса должна быть адекватной сложившейся ситуации и направленной на решение проблем, имеющих стратегическое значение для повышения конкурентоспособности.
Устойчивое функционирование и обеспечение конкурентоспособности отечественных сельхозпредприятий неразрывно связано с активизацией инновационных процессов. Инновации способны создавать конкурентные преимущества в технологиях, в способах организации, в укреплении рыночных позиций. Но существенной проблемой остается низкая доходность сельскохозяйственного производства, вследствие чего основная часть производителей сельхоз товаров неспособна использовать научно-технические достижения и осуществлять техническую модернизацию производства.
Развитию механизма использования финансовых регуляторов экономических отношений агропромышленных предприятий, разработке проблем экономических стимулов и их роли в повышении эффективности сельскохозяйственного производства посвящены труды В.М. Алексейчук, М.Я.Демьяненко [3], М.И.Малика [5], П.Т. Саблука, А.И. Алтухова, В.Р. Боева, И.Н.Буздалова, В.П. Василенко, В.А. Добрынина, А.П. Зинченко, Л.Н.Касирова, М.Л. Лемешева, В.А. Тихонова и многих других экономистов-аграрников. В то же время, ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, свидетельствует о том, что финансовые факторы в системе регуляторов сельскохозяйственной деятельности занимают незначительное место. Нам необходимо сосредоточить свое внимание на финансовом механизме стимулирования инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса.
Целью статьи является аналитическое изложение проблем связанных с государственной поддержкой финансового обеспечения инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса.
Изложение основного материала. Острая потребность в средствах, побуждает сельскохозяйственных
товаропроизводителей использовать все возможные законные пути для их получения. С этой целью они обращаются сразу к нескольким источникам, как на региональном уровне, так и на государственном. В рамках такого решения проблемы финансового обеспечения, распространяется практика получения кредитов одним предприятием сразу в нескольких финансово-кредитных учреждениях. Это могут быть различные территориально обособленные подразделения одного банка или разных банковских учреждений, лизинговые компании, кредитные союзы или кооперативы. Если по краткосрочным кредитам потребность покрывается примерно на 50%, то по долгосрочным - на 2% [5, с. 48]. Если в целом в экономике наблюдается устойчивая тенденция к росту доли долго- и среднесрочных кредитов, то в сельском хозяйстве этот показатель колеблется от 4,5% в 2011 году до 5,7 % в 2012 году [4, с. 31]. В то же время, следует отметить, что в последние годы постепенно объемы кредитования сельскохозяйственных предприятий растут. Так, рост произошел с 2,1 млрд. грн. в 2010 году до 20,1 млрд. грн. в 2012 году (в 9,6 раза) [4, с. 30].
Росту объемов кредитования способствовали следующие факторы:
а) повышение спроса и рост цен на продукцию агропромышленного комплекса;
б) постепенное снижение стоимости займов с 54% до 17,9%;
в) реализация государственных программ удешевления кредитов и другие обстоятельства.
О целесообразности эффективной поддержки предприятий агропромышленного комплекса и необходимость существенной корректировки в этой сфере экономической политики в Украине свидетельствуют показатели таблицы 1 [1, с. 58].
Определено, что действующая система государственной поддержки сельскохозяйственного производства ставит перед собой цель достигнуть стабильных темпов развития путем обеспечения воспроизводственного уровня отраслевой прибыльности [6-16]. Учет особенностей сельскохозяйственного производства стало приоритетной задачей государственной поддержки. Расходы государственного бюджета за 2011-2013 годы постоянно росли, сельскохозяйственное производство восстанавливало свой инвестиционный потенциал.
Таблица 1 - Объемы государственной поддержки и основные результаты предприятий агропромышленного комплекса Украины в 2011-2013 годы
Показатели Годы 2013 до 2011,%
2011 2012 2013
Расходыгосударсттгенного бюджета для сельского хозяйства.млн грн. 6310,2 7475,0 3800,9 139,5
Валоваяпр одукцня сельского хозяйства в целая 2010 г.. млн. грн. 104894.6 9!76!,5 113977,9 109,6
Чистаяприоыль предприятий отрасли сельского хозяйства,млн. грн. 2445,4 6854,1 5362.1 219.3
Уровень рентабельностнвеендеятельности предприятий агропромышленного комтекса, % Т.4 15,1 73 -0.1
Проведенный анализ показал, что в последние годы государственная поддержка в Украине осуществлялась по следующим основным направлениям:
Н.М. Кошарская экономическое
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИНАНСОВОГО ... направление
1. Государственная поддержка производства продукции животноводства за счет специального режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2. Государственная поддержка производства продукции животноводства за счет бюджетной дотации и государственная поддержка продукции растениеводства.
3. Предоставление дотаций сельскохозяйственным предприятиям и физическим лицам за экологически чистое молоко и прирост поголовья коров молочного и мясного направлений продуктивности.
4. Государственная поддержка селекции в растениеводстве и животноводстве.
5. Государственная поддержка агропромышленного комплекса через механизм удешевления стоимости кратко- и среднесрочных кредитов и стоимости страховых премий, уплаченных субъектами аграрного рынка.
6. Государственная поддержка фермерских хозяйств на возвратной и безвозвратной основе.
7. Финансирование научных разработок по государственным целевым программам в сфере развития агропромышленного комплекса.
8. Государственная поддержка сельскохозяйственной совещательной службы и др.
Результаты анализа объемов бюджетной поддержки целевых программ сельского хозяйства показали, что в последние годы их рост происходит в основном по программам, которые не подпадают под ограничения ВТО (программы «зеленого ящика»). Объемы финансирования таких программ были увеличены даже в 2011 г., когда общая бюджетная поддержка сельского хозяйства существенно уменьшилась. Одновременно предусмотренные Государственным бюджетом Украины на 2011 г. объемы поддержки сельскохозяйственных программ значительно меньше взятые обязательства перед ВТО, а также определенные Государственной целевой программой развития украинского села на период до 2015 года (табл. 2).
Таблица 2 - Объемы государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса Украины в 2010-2013 годы по программам «желтого» и «зеленого ящика»
Расходы общего фонда государственного бюджета, млн. грн. Го зы Возможность поддержки по перед ВТО 2013 г. до счетного показателя согласно Г о суд ар ственной программе развитая села до 2015 г.,%
2006 2007 2008 2009
По программам поддержки аграрного производства, подпадающих под ограничения ВТО 4170,0 4929,5 5298,0 1506,2 8093,0 18,6
Бюджетное финансир ование развития сельских террнторнки других мероприятий, освобожденных от с окр ащению (меры «зеленой корзины») 1456,0 2374,5 2644,2 2802,4 8966,0 31,2
В процессе исследования установлено, что использование механизма государственной поддержки, применяется, на современном этапе функционирования отрасли не всегда соответствует ожидаемому результату. В частности, уровень государственного бюджетного финансирования в 2012 г. был увеличен на 17,7% по сравнению с
2011 г., но общий показатель рентабельности отрасли в
2012 г. снизилась с 15,1% до 7,3%.
Остается убыточным производство мяса в агропромышленных предприятиях. Только производство свинины в 2012 г. было минимально рентабельным (0,3%), тогда как другие виды мяса остались убыточными даже за увеличение объемов государственной поддержки. Выяснено, что значительные колебания уровня дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за экологически чистое молоко негативно сказались на качестве этой продукции, что повлекло увеличение на рынке предложения детского питания импортного происхождения.
Для обеспечения эффективного функционирования
механизма государственной поддержки агропромышленных предприятий предлагаем создания специальной информационно-консультационной системы «Единый аграрный информационно-консультационный центр».
Основные направления системы предложенного центра:
1. Содействие производителям во внедрении новых технологий для повышения уровня производства при условии двустороннего сотрудничества и реального влияния сельскохозяйственного производителя на формирование эффективной государственной политики поддержки отрасли.
2. Работа с сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью выявления производственных, финансово-экономических и других проблем и оптимизации использования ресурсов.
3. Индивидуальные практические консультации с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
4. Повышение мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей в применении новейших ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий производства продукции.
5. Исследование рынка сельского хозяйства с учетом специфики конкретной области, ее экологических, экономических и других условий.
6. Выполнение функций посредника между учеными-аграриями и сельскохозяйственными товаропроизводителями по поводу внедрения новшеств в отрасль сельского хозяйства.
7. Проведение исследований для конкретного предприятия.
8. Разработка стратегий, концепций и программ развития АПК области, района.
9. Подготовка бизнес-планов по инвестиционным проектам для товаропроизводителей.
10. Разработка стратегии движения сельскохозяйственной продукции.
11. Поиск наиболее выгодных поставщиков ресурсов и сервисного обслуживания для товаропроизводителей и др.
Выводы исследования и перспективы. Государственная поддержка пока не позволяет комплексно решить проблемы сельского хозяйства, преимущественно вследствие нестабильности объемов и ритмичности бюджетного финансирования, распыление средств, недостаточного контроля над их эффективным использованием и др.
С целью определения приоритетов государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности страны и создание конкурентоспособной среды на рынке сельскохозяйственной продукции, предлагается новая концепция механизма государственной поддержки, которая урегулирует доходы товаропроизводителей путем проведения государственной политики поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и создание производственной и социальной инфраструктуры на селе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородша О.М. Могильний О.М. Коригування политики державно! шдтримки сшьського господарства Укра!ни // О.М. Бородша - Економжа АПК. - 2007. - № 6. - С. 55-61.
2. Булат М. А. Специфша та основш напрямки державно! бюджетно! шдтримки альського господарства в системi державного регулювання / М.А.Булат // Вюник Сумського нацюнального аграрного ушверситету : зб. наук. праць. - Вип. Т. - Суми : СНАУ, 2009. - С. 93-98.
3. Дем'яненко М.Я. Проблеми фшансово-кредит-ного забезпечення сшьськогосподарських товаровироб-нишв в перюд формування ринкових вщносин / М.Я. Дем'яненко // Економжа АПК., 1999. - № 1. - С. 41-44.
4. Калашшкова Т.В. Стан i тенденци розвитку кредитного забезпечення аграрно! галузi Укра!ни / Т.В.
экономическое направление
Н.М. Кошарская
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФИНАНСОВОГО ...
Калашшкова Т.В. // Фшанси Укра!ни. - 2010. - № 10. - С. 29-37.
5. Малж М.Й. Фшансово-кредитний мехашзм у роз-витку аграрного пiдприeмництва / Малiк М.Й. // Фшанси Укра!ни. -2004. - № 5. - С. 47-53.
6. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.
7. Олейник Е.А. Прогрессивные направления улучшения инвестиционно-финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 2. С. 21-23.
8. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.
9. Зубренкова О.А. Формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 83-91.
10. Лиса Н.В. Проблемы амортизационной политики предприятий пищевой промышленности Украины //
Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 88-90.
11. Ушкаренко Ю.В. Развитие кооперативной формы хозяйствования в аграрной сфере экономики Украины // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 1 (2). С. 17-30.
12. Дьяченко Л.Э., Почколина С.В. Проблемы и перспективы формирования рынка земли в Украине // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 25-39.
13. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.
14. Мищук О.В. Формирование институционной системы финансового обеспечения экономического роста в Украине на инновационных принципах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 22-26.
15. Олейник Е.А. Форвардный контракт как форма экономической координации процесса взаимодействия субъектов аграрного рынка Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 17-19.
16. Поленчук В.М. Фшансовий мехашзм пвдприем-ства в умовах ринкових трансформацш / О.Б. Наумов // Економiчнi шновацп. - 2012. - Вип. 47. - С. 229-238.
STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES FINANCIAL ASSURANCE
© 2014
N.M.Kosharska, postgraduate student
Lviv National University of Veterinary Medicine and Biotechnology named S.Z.Gzhitskogo, Lviv (Ukraine)
Annotation: The issues of agriculture state support for the organization and improving the agro-industrial enterprises' financial efficiency are reviewed. Foreign experience of agriculture support and regulation is generalized, based on which the ways of agro-industrial enterprises' financial improvement are proposed.
Keywords: government support, financial efficiency, agro-industrial enterprises, financial recovery, the mechanism of state support.
УДК 330.1
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2014
М.Ю. Николаева, аспирант
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)
Аннотация: В современных условиях финансово-хозяйственной деятельности любое предприятие нацелено на эффективное использование имеющихся ресурсов, так как совокупность ресурсов определяет его производственный потенциал.
Ключевые слова: ресурсы, производство, потенциал, задачи, эффективность, прибыльность.
Предприятие как сложная система имеет неоднородную внутреннюю среду, которую составляют - ресурсы, резервы и потенциальные возможности. Представление об изменении производственного потенциала дают показатели, характеризующие его активные элементы - рабочую силу и средства труда. Для оценки использования рабочей силы на предприятии комплексно и всесторонне изучаются трудовые показатели предприятия, даётся оценка выполнения плана, по соблюдению установленных нормативов, эффективности использования трудовых ресурсов. Исходя из этого, определены основные задачи анализа трудовых показателей:
1) анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами и влияние их изменения;
2) изучение динамики производительности труда, влияния на выполнение плана производительности труда интенсивных и экстенсивных факторов;
3) соотношение абсолютных и относительных отклонений от планового фонда заработной платы, влияния их на себестоимость и производительность труда.
Для оценки производственного потенциала предприятия проводится анализ состояния и использования основных производственных средств. Следует выделить задачи анализа производственных средств отдельно, не-
смотря на то, что данный актив входит в состав производственного потенциала:
1) анализ состояния и использования основных средств предприятия;
2) установление фондооснащенности предприятия, состава и структуры основных производственных средств;
3) определение уровня фондоотдачи, ее динамики;
4) выявление факторов, влияющих на показатель фондоотдачи, и резервов улучшения использования основных средств.
Актуальность исследования экономического потенциала предприятия заключается в невозможности разработки единой стратегии оценки и использования производственного потенциала для всех предприятий. Однако, каждое предприятие обладает своими особенностями, такими как динамика развития, характеристика производимого товара, наличия и поведения конкурентов и других факторов внешней и внутренней среды. Следовательно, необходимо разрабатывать стратегию поведения предприятия исходя из этих факторов, ориентируясь на то, что предприятие обладает производственным, имущественным, научным, техническим, трудовым, финансовым и другими видами потенциала.