Научная статья на тему 'Рынок земли в Украине: формирование и развитие'

Рынок земли в Украине: формирование и развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRICULTURAL SECTOR / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / AGRICULTURAL ENTERPRISES / ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК / LAND MARKET / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / LAND USE / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / MORTGAGE LOANS / РЫНОК ЗЕМЛИ / LAND OWNERSHIP / ЗЕМЛЯ / LAND / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / AGRICULTURAL LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирва Ольга Григорьевна, Коган Наталя Юрьевна

В статье рассмотрено рынок земель сельскохозяйственного назначения, как один из наиболее дискуссионных и политизированных вопросов аграрной экономики в Украине. Рассмотрены ряд инновационных предложений, которые положительно повлияю на рынок земли, систему регулирования аграрного рынка и систему ипотечного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAND MARKET IN UKRAINE: FORMATION AND DEVELOPMENT

The article considers the market of agricultural land, as one of the most controversial and politicized issues of agrarian economy in Ukraine. Proposed a number of innovations and proposals that will have a positive impact on the land market, regulation of the agrarian market and mortgage lending system.

Текст научной работы на тему «Рынок земли в Украине: формирование и развитие»

О.Г.Чирва, Н.Ю. Коган

РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ...

УДК 338.434 (477)

РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

© 2014

О.Г.Чирва, доктор экономических наук, доцент кафедры «Маркетинга и управления бизнесом»

Н.Ю. Коган, преподаватель кафедры «Маркетинга и управления бизнесом» Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрено рынок земель сельскохозяйственного назначения, как один из наиболее дискуссионных и политизированных вопросов аграрной экономики в Украине. Предложены ряд инноваций и предложений, которые положительно повлияю на рынок земли, систему регулирования аграрного рынка и систему ипотечного кредитования.

Ключевые слова: аграрный сектор, сельскохозяйственные предприятия, оборот земель, земельный рынок, частная собственность, землепользование, ипотечное кредитование, рынок земли, земля, земли сельскохозяйственного назначения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях утверждения рыночных отношений в аграрной сфере Украины особенно важным есть формирование механизмов эффективного использования земельных ресурсов. Для Украины актуальным остается переход к цивилизованным принципам включения земли сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот на экономических условиях. Включение земель сельскохозяйственного назначения в оборот банковского кредитования обеспечит сельскохозяйственные предприятия ликвидным залогом. Первоочередной остается задача формирования рынка земли с позиции институционального направления современной экономической теории. Важность установления правильных земельных отношений и обеспечения возможности их регулирования для рационального использования земельных ресурсов в Украине трудно переоценить. Особенно актуальным является изучение путей решения этой проблемы в сельском хозяйстве, поскольку именно оно как никакая другая отрасль экономики страны тесно связана с использованием природных ресурсов, в первую очередь - земли [2].

Задачей данной статьи является представление результатов исследования значения и возможностей совершенствования земельных отношений в Украине на основе внедрения земельного рынка и создание необходимых условий для его эффективного функционирования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию трансформации земельных отношений и развития ипотечного кредитования много внимания уделено в работах отечественных ученых П.Т. Саблука, М.Я. Демьяненко, М.М. Федорова и других. Разнообразие взглядов свидетельствует о сложности проблемы и отсутствие систематизированных концепций ее решения. Однако в этой проблеме всегда остаются нерешенными отдельные вопросы, главным образом потому, что земельные отношения постоянно меняются и есть очень динамическими в зависимости от конкретной ситуации в стране. Высоко оценивая научные достижения названных ученых, можно отметить, что в современных условиях земельные отношения требуют дальнейшего углубленного исследования в части обоснования направлений их дальнейшего совершенствование на ближайшую перспективу и изучение необходимых для этого условий. Особого внимания требует изучение возможностей внедрения в стране рынка земли как логического завершающего этапа совершенствования и развития земельных отношений и его возможных последствий.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исследование особенностей развития рынка земли сельскохозяйственного назначения и ипотечного кредитования в Украине.

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. В рыночной экономике земля, как и любое другое средство производства, является товаром, имеет цену, покупается и продается, пользование им платное, все операции с земельными участками осуществляются с учетом стоимости земли [4]. Владение земельным паем без права его отчуждения, залога, дарения и т.п. не отвечает критериям, которые определяют право частной собственности [2]. В конце концов, рынок земли существует во всех странах. Другое дело, что его реализация в каждых конкретных условиях осуществляется с учетом этих условий.

Существования, социальное благополучие и здоровье народа Украины неразрывно связаны с землей. Земельные ресурсы, на использовании которых формируется около 95% объема продовольственного фонда и 2/3 фонда товаров потребления, по праву считаются первичным фактором производства, фундаментом экономики Украины. Техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственного производства, формирование инвестиционно-привлекательного аграрного сектора, развитие сельских территорий существенно зависят от системы долгосрочного кредитования сельхозпроизводителей. Через отсутствие ликвидного залога у предприятий, незнание кредитных продуктов, которые предлагаются различными учреждениями банков, большим перечнем необходимых документов для получения кредита та по многим другим причинам кредитное обеспечение аграрных предприятий находится на низком уровне.

Под рынком сельскохозяйственных земель следует понимать экономически-организационную и правовую среду, которая должна обеспечивать гражданам, юридическим лицам и государству осуществление гражданско-правовых сделок по поводу перехода права собственности на земельный участок или права пользования им в установленном законодательством порядке [5]. Оценивая все «за» и «против» относительно рынка земли и принимая во внимание опыт решения этого вопрос в других странах, как более, так и менее развитых, можно сделать вывод о целесообразности внедрения такого рынка.

Относительно того, что ряд противников земельного рынка как аргумент выдвигают возможность «грабежно-го» выкупа украинской земли богачами, то делом государства является, как этот вопрос можно решить. Ведь для того и есть земельное законодательство, чтобы использовать иностранных инвесторов в интересах нашей страны. Этого можно достичь, например, введением соответствующих ограничений относительно целевого использования.

Важным направлением кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая сможет существенно увеличить объем инвестиций в аграрный сектор, является земельная ипотека. Ипотека как инструмент рыночной экономики не могла функционировать при государственной форме собственности на землю и другие средства производства. Соответственно

О.Г.Чирва, Н.Ю. Коган РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ...

не находили развития такие экономические категории, как ипотечный кредит, залог земли и залоговые операции с правами на аренду земельных участков [4].

В Украине в настоящее время действующими являются 33 законодательных акты, которые регулируют земельные отношения, но в них много расхождений и несоответствия, которые требуют изменений земельных участков, сдача земельных участков (паев) в аренду, залог земли при получении кредита, передача в наследство, компенсация при изъятии земли для государственных и общественных нужд. Во всех этих операциях имеет место связь с обменом на денежный эквивалент: при купле - продаже - цена, аренды компенсация, производная от цены. Цены могут быть рыночными, кадастровыми или нормативными.

Денежная оценка земель, проведенная в Украине, дает возможность осуществлять регулирование земельных отношений при передаче земельных угодий в собственность, в наследство, залог, с целью получение банковского кредита, при дарении, аренде, определении ставок фиксированного сельскохозяйственного налога, ценообразовании, расчете совокупной стоимости основных средств производства, размера взносов при создании совместных сельскохозяйственных предприятий, организации новых хозяйственных формирований рыночного типа, получении дивидендов. Однако сравнение земли с обычным товаром, соответственно формирование рыночного механизма ее обмена, купли - продажи, по нашему мнению, не может быть адекватным.

Рыночная экономика предполагает формирование рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли. Вместе с тем земельный рынок функционирует в условиях ограничения свободы рыночного оборота земле, о чем свидетельствует опыт стран с развитой экономикой [3].

На современном этапе в связи с нестабильностью формирования рынка земли утверждается взгляд о свободной продаже земли, полное распоряжение ею как обычным товаром, что регулируется только спросом, интересами собственника и потребителя. В этом контексте система регулирования земельного рынка имеет не менее важное значения, чем формирование и развитие рынка земли, поскольку на землю не может быть не ограниченной частной собственности и ничем не ограниченного ее обращения по усмотрению только владельца. При этом принципиальным является тот факт, что законодательством определено, что использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей не допускается. Это означает, что ни владелец, ни пользователь, ни органы местного самоуправления не могут своим решением вывести земли сельскохозяйственного производства. Решающая роль принадлежит институциональному регулированию. Как свидетельствует практика, вопреки действующим законам проводятся операции по купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения [1].

Основная функция рынка земли в рыночной экономике заключается в содействии переходу земли от неэффективных производителей до эффективных [6-14]. Задачей рынка сельскохозяйственной земли является превращение земли на капитал, который может использоваться для создания дополнительного капитала землевладельцев. Лишь при условии реализации права собственности на землю как капитал, земля становится функционирующим экономическим ресурсом. Эффективность, справедливость и экономическая безопасность рынка земли для Украины, в конечном итоге будут зависеть от того, в чьих интересах этот рынок будет функционировать, и кто конкретно будет представлять интересы государства в процессе государственного регулирования земельно-рыночных трансакций [5].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Необходимость внедрения рынка земли в Украине является очевидным, что об-

условливается возрастающими масштабами земельных сделок по отчуждению и покупке земли в обход существующего моратория на такие операции. Ассортимент схем осуществления таких сделок на сегодня довольно широкий и продолжает увеличиваться. Основным направлением совершенствования земельных отношений является внедрение земельного рынка, для чего нужно разработать соответствующее законодательство, создать земельно-рыночную инфраструктуру, соответствующие регулятивные институты, разработать обоснованную методику и провести реальную оценку земли.

Нужна четкая система регулирования земельного рынка. Решающая роль в движении земель должна принадлежать институциональному регулированию. При вхождении в рынок целесообразна инвентаризация земельных участков землевладельцев и землепользователей, необходима система мониторинга. Услугами ипотечного кредитования должны пользоваться все формы сельскохозяйственных предприятий и фермерские хозяйства. Ипотечные кредиты для этих форм хозяйствования могут иметь только один вид залога - земельные участки, а на перспективу - права аренды на них. Создание системы земельно-ипотечного кредитования должно сочетаться с реальным мониторингом сельскохозяйственных земель, которые находятся в залоге.

Признание рыночного оборота земли, прежде всего, должно сработать в направлении совершенствования форм хозяйствования, методологии и методики ценообразования на землю, экономического механизма хозяйствования, привлечение инвестиций через ипотеку земли и межотраслевого регулирования развития народнохозяйственного комплекса Украины, что формирует широкое поле для дальнейших научных исследований проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Саблук П. Т. Проблеми шотеки земл1 в контексп фшансово! безпеки //Проблеми формування шотечного ринку в контексп фшансово! безпеки Украни: Збiрник матерiалiв круглого столу. 2009.

2. Ипотечное кредитование в аграрном секторе экономики Украины / под ред. Демьяненко М.Я, Алексейчук В.Н., Гудзь А.Е., Сомик А.В.; моногр. - К.:ННЦ ИАЭ. 2005. С. 6-7.

3. Федоров Н.Н. Особенности формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения в Украине // Экономика АПК. 2007. №5. С. 73-78.

4. Гудзь Е.Е. Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земель сельскохозяйственного назначения: проблемы и перспективы // Экономика АПК. 2007. №1. С. 84-88.

5. Мартын А.Г., Манько И.П. Рыночная цена земли в Украине: факторный анализ// Экономика и государство. 2005. №1. С. 33-37.

6. Дьяченко Л.Э., Почколина С.В. Проблемы и перспективы формирования рынка земли в Украине // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 25-39.

7. Музыченко А.С. Проблемы уменьшения диспропорциональности социально-экономического развития регионов Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 125-127.

8. Хомын О.И. Продовольственное обеспечение демографической безопасности Украины // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 107-124.

9. Блинов А.О., Сидорова А.В. Вопросы проблемы «бедности» в России и Украине // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 9-15.

10. Ушкаренко Ю.В. Развитие кооперативной формы хозяйствования в аграрной сфере экономики Украины // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 1 (2). С. 17-30.

11. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор

О.Г.Чирва, КЮ. Коган

РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ .

науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

12. Суслов С.А. Законы растениеводства и земледелия // Вестник НГИЭИ. 2012. № 1. С. 119-130.

13. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.

14. Игошин А.Н. Зарубежный опыт поддержки сельского хозяйства в условиях членства во Всемирной торговой организации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 35-46.

15. Черевко Г.В. Рациональное землепользование в условиях реформирования АПК // Современные проблемы экономики сельского хозяйства и АПК: Материалы Междунар. // Науч-практ. конф. в двух частях Сумской НАУ. Сумы: СНАУ. 2003. Ч.2. С. 282-287.

16. Черевко Г.В. Земля и рынок. Управление земельными ресурсами в условиях рыночной экономики // М.: НПФ «Украинские технологии». 2004. С. 28-35.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

THE LAND MARKET IN UKRAINE: FORMATION AND DEVELOPMENT

© 2014

O.G. Chirva, doctor of economic Sciences, associate Professor "Marketing and business management" N.Y. Kogan, Lecturer, Department of Marketing and Business Management

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: The article considers the market of agricultural land, as one of the most controversial and politicized issues of agrarian economy in Ukraine. Proposed a number of innovations and proposals that will have a positive impact on the land market, regulation of the agrarian market and mortgage lending system.

Keywords: Agricultural sector, agricultural enterprises, land, land market, land ownership, land use, mortgage loans, land market, land, agricultural land.

УДК 658.012.1

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗВИТИИ

МАЛОГО БИЗНЕСА

© 2014

Л.А. Коростелёва, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Королевский институт управления, экономики и социологии, Королев (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы и специфика налогообложения малого бизнеса в зарубежных странах, применяемые налоговые стимулы и специальные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка малого бизнеса, малый бизнес, налоговые стимулы, особенности налогообложения малых предприятий, инновационная деятельность, налоговое бремя, специальные налоговые режимы.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в индустриальных странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса [1].

Специфика малого бизнеса (социальная значимость и массовость) определила особенности его налогообложения в индустриальных странах, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В различных странах при использовании специальных режимов налогообложения преследуются разные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, отличаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций и степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предпри-

ятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым фирмам в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей [2].

Особое внимание в развитых странах, в отличие от России, уделяется развитию малых инновационных предприятий. Осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.

На современном этапе практически во всех развитых индустриальных странах существует система налогового стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Так, во Франции действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние научно-исследовательские фирмы [3].

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль, система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.