Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ИНОСЛАВНЫМИ ИСПОВЕДАНИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ИНОСЛАВНЫМИ ИСПОВЕДАНИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СЕНАТ / СИНОД / КОЛЛЕГИИ / МИНИСТЕРСТВА / ЭСТЛЯНДИЯ / ЛИФЛЯНДИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / ИНОСЛАВНЫЕ ИСПОВЕДАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приходько Михаил Анатольевич

С конца 10-х гг. XVIII в. и до 1832 г. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (с 1812 г. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел (ЮК ЛЭФ)) представляла собой центральное вневедомственное государственное учреждение с административно-судебными функциями. Коллегия не имела единого учредительного документа, вследствие чего компетенция ее не была точно определенной. Следует отметить, что юрисдикция ЮК ЛЭФ распространялась главным образом на учреждения и лиц протестантского (лютеранского, реформатского и аугсбургского) вероисповедания. Специфической особенностью ЮК ЛЭФ к началу XIX в. было то, что в своей деятельности она руководствовалась прежде всего местным (преимущественно шведским) законодательством XV - начала XVIII вв. и церковным правом, а не российским (общеимперским) законодательством. Высшей апелляционной инстанцией для ЮК ЛЭФ был Правительствующий Сенат. Деятельность Министерства духовных дел иностранных исповеданий в 1817-1824 гг. объединила в организационном плане Синод и Юстиц-коллегию Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел под властью министра духовных дел и народного просвещения. Несмотря на подчинение Правительствующему Сенату, ЮК ЛЭФ сумела фактически сохранить автономное, промежуточное положение в системе центральных и местных государственных учреждений, не подчиняясь Синоду. Краткий временной отрезок 1817-1824 гг. стал временем организационного объединения предметов ведения Св. Синода и ЮК ЛЭФ под властью министра духовных дел и народного просвещения. Статья основана на научном докладе, сделанном на Международной научной конференции «Россия и Финляндия: взаимодействие культур в прошлом и настоящем» в г. Санкт-Петербурге 13-15 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SPECIAL BODY FOR MANAGING HETERODOX CONFESSIONS IN THE SATE SYSTEM OF THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE 19TH CENTURY

Since the end of the 1710s and until 1832 the Justitz Collegium of Livland, Estland and Finland Affairs (from 1812 the Justitz Collegium of Livland and Estland Affairs, LEF) was a central non-departmental state institution with administrative and judicial functions. The collegium did not have a single constituent document, as a result of which its competence was not precisely defined. It should be noted that the jurisdiction of the LEF extended mainly to institutions and persons of the Protestant (Lutheran, Reformed and Augsburg) religion. A specific feature of the LEF by the beginning of the 19th century was that in its activities it was guided primarily by local (mainly Swedish) legislation of the 15th-early 18th centuries and ecclesiastical law, and not Russian (general imperial) legislation. The highest court of appeal for LEF was the Governing Senate. The activities of the Ministry of Spiritual Affairs of Foreign Confessions in 1817-1824 organizationally united the Synod and the Justitz Collegium of the Livonian, Estonian and Finnish Affairs under the authority of the Minister of Spiritual Affairs and Public Education. Despite submission to the Governing Senate, LEF managed to actually maintain an autonomous, intermediate position in the system of central and local state institutions, not obeying the Synod. A short period of time 1817-1824 became a time of the organizational unification of the subjects of jurisdiction of the Holy Synod and the LEF League under the authority of the Minister of Spiritual Affairs and Public Education. The article is based on a scientific report made at the International Scientific Conference “Russia and Finland: Interaction of Cultures in the Past and Present” in St. Petersburg on October 13-15, 2009.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ИНОСЛАВНЫМИ ИСПОВЕДАНИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX В»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

М. А. Приходько

Специальный орган управления инославными исповеданиями в государственной системе Российской империи в начале XIX в.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_302

Аннотация: С конца 10-х гг. XVIII в. и до 1832 г. Юстиц-коллегия Лифлянд-ских, Эстляндских и Финляндских дел (с 1812 г. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел (ЮК ЛЭФ)) представляла собой центральное вневедомственное государственное учреждение с административно-судебными функциями. Коллегия не имела единого учредительного документа, вследствие чего компетенция ее не была точно определенной. Следует отметить, что юрисдикция ЮК ЛЭФ распространялась главным образом на учреждения и лиц протестантского (лютеранского, реформатского и аугсбургского) вероисповедания. Специфической особенностью ЮК ЛЭФ к началу XIX в. было то, что в своей деятельности она руководствовалась прежде всего местным (преимущественно шведским) законодательством XV — начала XVIII вв. и церковным правом, а не российским (общеимперским) законодательством. Высшей апелляционной инстанцией для ЮК ЛЭФ был Правительствующий Сенат. Деятельность Министерства духовных дел иностранных исповеданий в 1817-1824гг. объединила в организационном плане Синод и Юстиц-коллегию Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел под властью министра духовных дел и народного просвещения. Несмотря на подчинение Правительствующему Сенату, ЮК ЛЭФ сумела фактически сохранить автономное, промежуточное положение в системе центральных и местных государственных учреждений, не подчиняясь Синоду. Краткий временной отрезок 1817-1824гг. стал временем организационного объединения предметов ведения Св. Синода и ЮК ЛЭФ под властью министра духовных дел и народного просвещения. Статья основана на научном докладе, сделанном на Международной научной конференции «Россия и Финляндия: взаимодействие культур в прошлом и настоящем» в г. Санкт-Петербурге 13-15 октября 2009 г.

Ключевые слова: Российская империя, Сенат, Синод, коллегии, министерства, Эст-ляндия, Лифляндия, Финляндия, инославные исповедания.

Об авторе: Михаил Анатольевич Приходько

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина. E-mail: mprihod@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5746-7144

Ссылка на статью: Приходько М.А. Специальный орган управления инославными исповеданиями в государственной системе Российской империи в начале XIX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 302-310.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (8) 2021

M. A. Prikhodko

A Special Body for Managing Heterodox Confessions in the Sate System of the Russian Empire at the Beginning of the 19th Century

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_302

Abstract: Since the end of the 1710s and until 1832 the Justitz Collegium of Livland, Estland and Finland Affairs (from 1812 the Justitz Collegium of Livland and Estland Affairs, LEF) was a central non-departmental state institution with administrative and judicial functions. The collegium did not have a single constituent document, as a result of which its competence was not precisely defined. It should be noted that the jurisdiction of the LEF extended mainly to institutions and persons of the Protestant (Lutheran, Reformed and Augsburg) religion. A specific feature of the LEF by the beginning of the 19th century was that in its activities it was guided primarily by local (mainly Swedish) legislation of the 15th-early 18th centuries and ecclesiastical law, and not Russian (general imperial) legislation. The highest court of appeal for LEF was the Governing Senate. The activities of the Ministry of Spiritual Affairs of Foreign Confessions in 1817-1824 organizationally united the Synod and the Justitz Collegium of the Livonian, Estonian and Finnish Affairs under the authority of the Minister of Spiritual Affairs and Public Education. Despite submission to the Governing Senate, LEF managed to actually maintain an autonomous, intermediate position in the system of central and local state institutions, not obeying the Synod. A short period of time 1817-1824 became a time of the organizational unification of the subjects of jurisdiction of the Holy Synod and the LEF League under the authority of the Minister of Spiritual Affairs and Public Education. The article is based on a scientific report made at the International Scientific Conference "Russia and Finland: Interaction of Cultures in the Past and Present" in St. Petersburg on October 13-15, 2009.

Keywords: Russian Empire, Senate, Synod, collegia, ministries, Estonia, Livonia, Finland, heterodox confessions.

About the author: Mikhail Anatolevich Prikhodko

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of History of State and Law, O. E. Kutafin Moscow State Law University.

E-mail: mprihod@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5746-7144

Article link: Prikhodko M. A. A Special Body for Managing Heterodox Confessions in the Sate System of the Russian Empire at the Beginning of the 19th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 302-310.

* Photos are taken from open sources.

С конца 10-х гг. XVIII в. и до 1832 г. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (далее: ЮК ЛЭФ) (учрежденная предположительно в 1719 г.) представляла собой центральное вневедомственное государственное учреждение с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на территорию Лифляндской губернии (Северная Латвия и Южная Эстония), Эст-ляндской губернии (Северная Эстония) и Выборгского наместничества (т.н. Старая Финляндия), а также на все протестантские церкви в Российской империи, включая реформатские церкви в Санкт-Петербурге1.

ЮК ЛЭФ не имела единого учредительного документа2, вследствие чего компетенция ее не была точно определенной.

В систематизированном виде предметы ведения данной коллегии выглядят следующим образом:

• руководство церковными и рядом административных установлений в указанных местностях и их личным составом3;

• рассмотрение жалоб на неправильные действия местной администрации и апелляционных жалоб на решения и приговоры сословных судов4;

• определение и увольнение лютеранских священников при колонистах и охранение церковных обрядов, установление праздничных дней и молебствий5;

• управление протестантскими консисториальными делами6;

• дела о браках и разводах лиц протестантского вероисповедания7.

Причем нужно отметить, что юрисдикция ЮК ЛЭФ распространялась главным образом8 на учреждения и лиц протестантского (лютеранского, реформатского и аугсбургского) вероисповедания9.

Структура и порядок делопроизводства ЮК ЛЭФ определялись «Генеральным регламентом» об управлении коллегий от 28 февраля 1720 г.10

Штатный состав ЮК ЛЭФ: президент, вице-президент, коллежский советник, надворный советник, асессор, прокурор, экзекутор, 3 секретаря, протоколист, 2 переводчика, регистратор, архивариус; был установлен Штатом от 31 декабря 1801 г.11 Кроме того, при коллегии состояло определенное число (в разное время разное) канцелярских служителей и нижних чинов. Также к участию в заседаниях ЮК ЛЭФ приглашались представители столичного протестантского духовенства12.

1 Dalton H. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 2. Gotha, 1889. S. 28-31; Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russland. Leiden-Keln, 1962. S. 93.

2 Само время учреждения ЮК ЛЭФ до сих пор точно не установлено и определяется приблизительно (Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель. М., 1992. Т. 2. С. 139).

3 ПСЗ-1. Т. 24. № 17830. С. 350-351.

4 Там же. Т. 9. № 6754. С. 534-535; Т. 12. № 8964. С. 140-141; Т. 13. № 9905. С. 536-538. К административным делам ЮК ЛЭФ относились также рассмотрение предположений по вопросам государственного управления и законодательства на указанных территориях и разрешение вопросов о границах местных судебных и административных учреждений. (На основании актов, не вошедших в состав ПСЗ.)

5 Там же. Т. 9. № 6548. С. 279.

6 Там же. Т. 13. № 9905. С. 536-538; Т. 20, № 14748. С. 674-676.

7 Там же. Т. 9. № 6485. С. 206-207; Т. 23. № 16955. С. 220-222; Т. 30. № 23319. С. 636.

8 Основная масса дел, касающихся учреждений и лиц католического вероисповедания, с 1797 г. были исключены из ведения ЮК ЛЭФ и переданы в ведение отделенного от ЮК ЛЭФ Департамента римско-католических юстицких дел (с 1801 г. преобразованного в Римско-католическую духовную коллегию) (РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1335. Л. 1-17).

9 Вероисповедания, к которому принадлежала основная масса населения Лифляндии, Эст-ляндии и Финляндии (Смолич И. К. История русской церкви. Кн. VIII.4. 2. М., 1997. С. 359).

10 ПСЗ-1. Т. 6. № 3534. С. 141-160.

11 Там же. Т. 44. Ч.2 к № 20097. С. 4.

12 Бабич М.В. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел // Государственность России. Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 4. С. 466; Холтроп П.Н. Изменение политического положения

Специфической особенностью ЮК ЛЭФ к началу XIX в. было то, что в своей деятельности она руководствовалась прежде всего местным (преимущественно шведским) законодательством XV — начала XVIII вв. и церковным правом, а не российским (общеимперским) законодательством. Делопроизводство в ЮК ЛЭФ велось на немецком языке13. Местом пребывания ЮК ЛЭФ был Санкт-Петербург. Структурными подразделениями ЮК ЛЭФ к 1802 г. были Присутствие и Канцелярия14. Высшей апелляционной инстанцией для ЮК ЛЭФ был Правительствующий Сенат. ЮК ЛЭФ не подчинялась Св. Синоду.

Учреждение в 1802 г. министерств отразилось на ЮК ЛЭФ в минимальной степени — ЮК ЛЭФ была подчинена в порядке надзора министру юстиции, вследствие совмещения по Манифесту «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. должностей министра юстиции и генерал-прокурора15.

Специфика предметов ведения и порядка делопроизводства ЮК ЛЭФ способствовали консервации в значительной степени автономного положения данной коллегии, в стороне от административных преобразований, проводимых в Российской империи и системы центральных государственных учреждений16.

Оставаясь пережитком коллежской системы государственного управления, ЮК ЛЭФ после 1802 г. занимала промежуточное положение между центральными и местными государственными учреждениями.

Административные преобразования затронули ЮК ЛЭФ лишь в 1810 г. и были вызваны началом завершающего периода министерской реформы 1810-1811 гг. В соответствии с Манифестом от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих», учреждалось новое центральное государственное учреждение по управлению делами иностранных исповеданий — Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (далее: ГУДДИИ)17.

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. определило круг предметов отделяемых из ведения ЮК ЛЭФ в ведение ГУДДИИ: по протестантским исповеданиям все дела, относящиеся к державному праву (Jura sacra), как-то — разрешение браков в известных степенях; охранение церковных обрядов и установление праздничных дней и молебствий;

голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге в 1842 г. // Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1711-1927). СПб., 2001. С. 96.

13 РГАДА. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1. Л. 2-195.

14 Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 4. С. 465.

15 ПСЗ-1. Т. 27. № 20406. С. 243.

16 В этой связи мы не согласны с мнением современного юриста С. В. Кодана о передаче в 1802 г. в Министерство юстиции дел ЮК ЛЭФ (Кодан С.В. Министерство юстиции в системе управления Российской империи (XIX — начало XX века) // Российский юридический журнал. 2002. № 4 (36). С. 13).

17 ПСЗ-1. Т. 31. № 24307. С. 279-280.

Обложка описи фонда 284 (опись 1, часть 1). Из фондов РГАДА

Начальная страница (стр. 3) описи фонда 284 (опись 1, часть 1). Из фондов РГАДА

определение духовных чинов и наполнение консисториальных мест; представление достойных лиц на места светских директоров консисторий и генерал-суперинтендантов; собрание послужных списков о духовных лицах и членах Консисторий, с отчетами о прохождении их званий; надзор за церковной собственностью и капиталами; построение и упразднение церквей; жалобы на консистории, за исключением судебных дел18.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. подтвердило компетенцию ГУДДИИ в сфере управления иностранными исповеданиями, повторив положения Манифеста от 25 июля 1810 г.19

Таким образом, с 1810 г. часть полномочий ЮК ЛЭФ перешла к ГУДДИИ20 и компетенция ЮК ЛЭФ была сужена до управления консисториальными делами и рядом судебных и административных21 дел в Лифляндии, Эстляндии и Финляндии.

При этом, помимо подчинения Сенату (2-е отделение 3-го (апелляционного) департамента) и Министерству юстиции по административным и судебным делам, с 1810 г. появилась еще одна контролирующая инстанция — Главное управление

18 Там же. № 24326. С. 327.

19 Там же. № 24686. С. 687-688.

20 AmburgerE. Geschichte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966. S. 175, 178.

21 В том числе дела Рижского, Ревельского и Нарвского магистратов, находившихся в ведении ЮК ЛЭФ.

духовных дел иностранных исповеданий, которому ЮК ЛЭФ подчинялась по конси-сториальным делам22.

Из других новаций в сфере управления ЮК ЛЭФ в 1802—1811 гг. следует отметить указ Сенату «О поступании Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел в решении дел, по общим российским законам и провинциальным правам» от 23 декабря 1804 г.23, которым ЮК ЛЭФ предписывалось при решении дел руководствоваться сначала российскими постановлениями, а потом уже провинциальными правилами, если они не противоречат российским законам, и которым подрывалась многолетняя монополия ЮК ЛЭФ на преимущественное использование местного законодательства по отношению к российскому законодательству на территории Лифляндии, Эстляндии и Финляндии24; а также разработку по повелению Александра I25 Юстиц-коллегией ЛЭФ26 проекта27 нового церковного евангелическо-лютеранского устава под названием «Литургическое учреждение» в 1805 г.28 Тем самым к 1811г. Юстиц-коллегия ЛЭФ продолжала оставаться вневедомственным государственным учреждением с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на территорию Лифляндии, Эстляндии и Финляндии, а также на все протестантские церкви в Российской империи (включая реформатские церкви в Санкт-Петербурге)29.

Существенные изменения коснулись ЮК ЛЭФ в 1812 г. В этом году особым указом от 20 февраля30 ЮК ЛЭФ было предписано передать все неоконченные дела по Финляндии в Комиссию финляндских дел. Этим же указом ЮК ЛЭФ была переименована в Юстиц-коллегию Лифляндских и Эстляндских дел (далее: ЮК ЛЭ). Тем самым круг дел ЮК ЛЭ был существенно ограничен по территориальному признаку.

Дальнейшие изменения в деятельности ЮК ЛЭ были связаны с образованием в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения (далее: МДДиНП)31.

В соответствии с «Учреждением Министерства духовных дел и народного просвещения» от 24 октября 1817 г. ГУДДИИ и Министерство народного просвещения (далее: МНП) объединялись в новое центральное государственное учреждение — Министерство духовных дел и народного просвещения, которое подразделялось на департамент духовных дел (далее: ДДД), департамент народного просвещения (далее: ДНП) и Главное правление училищ (далее: ГПУ)32.

22 Но вместе с тем ЮК ЛЭФ сохранила свою организационную автономность, не став структурным подразделением перечисленных государственных учреждений.

23 ПСЗ-1. Т. 28. № 21571. С. 759.

24 Хотя ссылки на иностранное законодательство в документах ЮК ЛЭФ и ЮК ЛЭ встречаются вплоть до последних дней ее существования (РГАДА. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1. Д. 5334. Л. 14 об-15, 35 об-36).

25 Кузнецов Н. Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии // Временник Демидовского юридического лицея. 1902. Кн. 85. С. 428.

26 Разработка проекта осуществлялась Особой комиссией при ЮК ЛЭФ под руководством К. Г. Зонтага (Там же. С. 428).

27 В основу его лег «Проект церковного устава для протестантских церквей в Российской империи» Г.Ф. Зальфелта (DaltonH. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche... Bd. 1. S. 218-334; Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden. S. 95-101).

28 Кузнецов Н.Д. Управление делами иностранных исповеданий. 1902. Кн.85. С.428; Крас-ножен М.Е. Собр. соч. Юрьев, 1909. Т.2. С.185; Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып.2. Казань, 1913. С.1258; Холтроп П.Н. Изменение политического положения голландской реформатской церкви. С. 97.

29 DaltonH. Beitrage zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 2. Gotha, 1889. S.28-31; Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russland. Leiden-Keln, 1962. S. 93.

30 ПСЗ-1. Т. 32. № 25000. С. 196.

31 Там же. С. 34; № 27106. С. 814-834.

32 Там же. № 27106. С. 815. § 3.

Духовные дела Св. Синода вошли в компетенцию ДДД, ведавшего духовными делами всех вероисповеданий. Данный департамент разделялся на четыре отделения: 1) по делам греко-российского вероисповедания33; 2) по делам римско-католического, греко-униатского и армянского вероисповеданий; 3) по делам всех протестантских вероисповеданий; 4) по делам еврейских, магометанских и других нехристианских вероисповеданий34.

Тем самым реализовывалась попытка подчинения Св. Синода МДДиНП по ряду категорий дел, что, в свою очередь, поставило в организационном плане в один ряд и Св. Синод и ЮК ЛЭ под властью министра духовных дел и народного просвещения. Таким образом, теперь ЮК ЛЭ подчинялась по консисториальным делам МДДиНП. При этом подчинение ЮК ЛЭ по судебным делам Сенату и Министерству юстиции продолжало оставаться в силе.

Последующие изменения в деятельности ЮК ЛЭ были обусловлены провозглашением в 1819 г. учреждения Государственной евангелической генеральной консистории — высшего органа церковного управления Евангелическо-лютеранской церкви35, в составе президента, вице-президента, 2-х светских членов, епископа евангелическо-лютеранской церкви и 2-х членов духовного звания36. Столь резкие изменения в сфере управления протестантскими вероисповеданиями, намеченные в 1819 г., были сглажены постепенностью процесса их практического осуществления, растянувшегося на 13 лет и вышедшего за рамки времени существования МДДиНП.

Кроме того, в 1820 г. ЮК ЛЭ было возвращено право разрешения браков в запрещенных степенях родства37.

Краткая история МДДиНП закончилась в 1824 г. ликвидацией этого Министерства и восстановлением прежних центральных государственных учреждений — МНП и ГУДДИИ. Соответственно, была восстановлена прежняя схема подчиненности ЮК ЛЭ, существовавшая до 1817 г. — Правительствующему Сенату и МЮ по судебным делам и ГУДДИИ по духовным (консисториальным) делам38.

Только в 1828 г. был утвержден указ «Об отделении протестантского Конси-сториального заседания от Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел»39, но и он не стал окончательным в этом вопросе. Изданное 5 января 1829 г. высочайше утвержденное мнение Государственного Совета40 констатировало, что учреждение Евангелической генеральной консистории «не произведено еще в исполнение» и им устанавливалось, что судебные дела Консисториального заседания остаются «под ревизией» ЮК ЛЭ, а в случае переноса в установленном порядке данных дел из ЮК ЛЭ они окончательно решаются в Сенате41.

Кроме того, нужно отметить факт учреждения в 1828 г. особого Комитета для выработки общего устава Евангелическо-лютеранской церкви в России (1828-1832)42.

Этот Комитет должен был разработать единый правовой акт, определявший церковное устройство Евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. При этом положения проектируемого Устава должны были быть согласованы с основными законами Евангелическо-лютеранской церкви не только в отношении догматов веры, но и в главнейших основаниях церковного управления и в правилах обрядов

33 Т. е. духовными делами Св. Синода.

34 ПСЗ-1. Т. 34. № 27106. С. 815. § 7.

35 Там же. Т. 36. № 27896. С. 314-315.

36 Там же. С. 315.

37 ГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 696. Л. 1-8 об.

38 С продолжением функционирования протестантского Консисториального заседания при ЮК ЛЭ.

39 ПСЗ-2. Т. 3. № 1978. С. 459.

40 Там же. Т. 4. № 2581. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Там же. С. 10.

42 Неустроев А.Н. О евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. СПб., 1856. С. 18; Курило О. В. Лютеране в России. (ХУТ-ХХ вв.). М., 2002. С. 56.

богослужения, а также в соответствии с состоянием и потребностями Евангелическо-лютеранской церкви и государственными законами Российской империи43.

Как таковое, рассмотрение и согласование положений об учении и управлении Евангелическо-лютеранской церкви в России продолжалось до середины 1830 гг. При этом ЮК ЛЭ функционировала в обычном режиме. Работа над предварительной редакцией проекта была завершена к марту 1831 г.44 Наконец, 28 декабря 1832 г. «Устав Евангелическо-лютеранской церкви» был утвержден императором45 и Генеральная евангелическо-лютеранская консистория вступила в свои права. В этот же день был утвержден указ «Об упразднении Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел»46. Тем самым вступление в законную силу «Устава Евангелическо-лютеранской церкви» — основного правового акта для Евангелическо-лютеранской церкви — совпало с началом ликвидации ЮК ЛЭ.

Таким образом, в 1802-1833 гг. ЮК ЛЭФ (с 1812 г. — ЮК ЛЭ) продолжала свою деятельность в качестве особого вневедомственного государственного учреждения с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на территории Лифляндии, Эстляндии и Финляндии (до 1812 г.), а также на протестантские церкви, учреждения и лиц протестантского вероисповедания в Российской империи. Несмотря на подчинение Сенату, ЮК ЛЭ сумела фактически сохранить автономное, промежуточное положение в системе центральных и местных государственных учреждений, не подчиняясь Св. Синоду. Краткий временной отрезок 18171824 гг. стал временем организационного объединения предметов ведения Св. Синода и ЮК ЛЭ под властью министра духовных дел и народного просвещения.

Источники и литература

1. Бабич М В. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел // Государственность России. Словарь-справочник. М., 2001. Кн. 4. С. 465-466.

2. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. 2. Казань, 1913. 1445 с.

3. Кодан С. В. Министерство юстиции в системе управления Российской империи (XIX — начало XX века) // Российский юридический журнал. 2002. № 4 (36). С.9-15.

4. Красножен М.Е. Собрание сочинений. Юрьев, 1909. Т. 2. 675 с.

5. Кузнецов Н. Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии // Временник Демидовского юридического лицея. 1898. Кн. 74. С. 1-64, Кн. 75. С. 65-104; 1899. Кн. 76. С. 105-160, Кн. 77. С. 161-240; 1900. Кн. 78. С. 241-360; 1902. Кн. 85. С. 361-472.

6. Курило О.В. Лютеране в России. (XVI-XX вв.). М., 2002. 400 с.

7. Неустроев А. Н О евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. СПб., 1856. 39 с.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830 (далее: ПСЗ-1). Т. 6. СПб., 1830. 815 с.

9. ПСЗ-1. Т. 9. СПб., 1830. 1022 с.

10. ПСЗ-1. Т. 12. СПб., 1830. 960 с.

11. ПСЗ-1. Т. 13. СПб., 1830. 957 с.

12. ПСЗ-1. Т. 23. СПб., 1830. 969 с.

13. ПСЗ-1. Т. 24. СПб., 1830. 869 с.

43 Неустроев А.Н. О евангелическо-лютеранской церкви... С.18-19; БердниковИ.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. 2. Казань, 1913. С. 1258.

44 НеустроевА. Н. О евангелическо-лютеранской церкви. С.21.

45 ПСЗ-2. Т. 7. № 5870. С. 956-1022.

46 Там же. № 5866. С. 941-942.

14. ПСЗ-1. Т. 27. СПб., 1830. 1122 с.

15. ПСЗ-1. Т. 28. СПб., 1830. 1328 с.

16. ПСЗ-1. Т. 31. СПб., 1830. 944 с.

17. ПСЗ-1. Т. 44. Ч. II. СПб., 1830. 1171 с.

18. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1830 (далее: ПСЗ-2). Т. 3. СПб., 1830. 1246 с.

19. ПСЗ-2. Т. 4. СПб., 1830. 824 с.

20. ПСЗ-2. Т. 7. СПб., 1832. 1044 с.

21. Российский государственный архив древних актов. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1.

22. Российский государственный исторический архив (далее: РГИА). Ф. 1260. Оп. 1. Д. 696.

23. РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1335.

24. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. VIII. Ч. 2. М., 1997. 798 с.

25. Холтроп П. Н.. Изменение политического положения голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге в 1842 г. // Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1711-1927). СПб., 2001. С. 90-102.

26. Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель. М., 1992. Т. 2. 520 с.

27. Amburger E. Geschichte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966. 622 s.

28. Dalton H. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 1. Gotha, 1887. 344 s.

29. Dalton H. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 2. Gotha, 1889. 432 s.

30. Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russland. Leiden-Keln, 1962. 267 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.