Научная статья на тему 'Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и финляндских дел и административные реформы в Российской империи в первой трети XIX века (историко-правовой аспект)'

Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и финляндских дел и административные реформы в Российской империи в первой трети XIX века (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮСТИЦ-КОЛЛЕГИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / КОЛЛЕГИЯ / ЮСТИЦИЯ / АДМИНИСТРАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / JUSTICE BOARD / FINLAND / BOARD / JUSTICE / ADMINISTRATION / ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приходько М. А.

В статье рассказывается об учреждениях административно-судебного ведения на прибалтийских территориях Российской империи. В частности о существовании, составе, функциях и компетенции юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел на протяжении первой трети девятнадцатого века. Автор раскрывает деятельность этого органа, а также связанные с ней административные изменения в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTICE BOARD OF LIVONIA, ESTLAND AND FINLAND AFFAIRS AND ADMINISTRATIVE REFORMS IN RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST THIRD OF THE XIX CENTURY (Historical and legal perspective)

The article deals with establishments of administrative and judicial conducting on the Baltic territories of the Russian Empire. In particular it relates about existence, structure, functions and competence of the Justice Board of Livonia, Estland and Finland affairs during the first third of XIX century. The author reveals activities of this agency and also administrative changes in the Russian empire connected with it.

Текст научной работы на тему «Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и финляндских дел и административные реформы в Российской империи в первой трети XIX века (историко-правовой аспект)»

М.А. Приходько-

ЮСТИЦ-КОЛЛЕГИЯ ЛИФЛЯНДСКИХ, ЭСТЛЯНДСКИХ И ФИНЛЯНДСКИХ ДЕЛ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (Историко-правовой аспект)

Аннотация. В статье рассказывается об учреждениях административно-судебного ведения на прибалтийских территориях Российской империи. В частности о существовании, составе, функциях и компетенции юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел на протяжении первой трети девятнадцатого века. Автор раскрывает деятельность этого органа, а также связанные с ней административные изменения в Российской империи.

Ключевые слова: Юстиц-коллегия, Финляндия, коллегия, юстиция, администрация, учреждение.

Ещё до вхождения Финляндии в состав Российской империи в 1809 г. на территории Российской империи действовало центральное государственное учреждение с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на финское население Выборгского наместничества (позднее Выборгской губернии), а также на все протестантские церкви в Российской империи, включая реформатские церкви в Санкт-Петербурге1.

Этим учреждением была Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. (Далее: ЮК Л ЭФ).

ЮК ЛЭФ не имела единого учредительного документа , вследствие чего компетенция ее не была точно определенной.

Предметы ведения данной коллегии определялись совокупностью правовых актов, изданных на протяжении XVIII века.

В систематизированном виде эти предметы выглядят следующим образом:

- руководство церковными и рядом административных установлений в указанных местностях и их личным составом3;

- Приходько Михаил Александрович - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

1 Dalton H. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 1-2. Gotha, 1887-1889; Bd. 3-4. Berlin, 1898-1905; Bd. 2. S. 28-31; Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russland. Leiden-Keln, 1962. S. 93.

Само время учреждения ЮК ЛЭФ до сих пор точно не установлено и определяется приблизительно (Центральный государственный архив древних актов СССР: путеводитель: в 4 т. Т. 2. М., 1992. С. 139).

3 Полное собрание законов Российской империи. Соб.: в 4 т. 1-е. 1649-1825. (Далее ПСЗ-1). Т. 24. № 17830. С. 350-351.

- рассмотрение жалоб на неправильные действия местной администрации и апелляционных жалоб на решения и приговоры сословных судов4;

- определение и увольнение лютеранских священников при колонистах и охранение церковных обрядов, установление праздничных дней и молебствий5;

6

- управление протестантскими консисториальными делами ;

- дела о браках и разводах лиц протестантского вероисповедания .

Причем нужно отметить, что юрисдикция ЮК ЛЭФ распространялась

главным образом8 на учреждения и лиц протестантского (лютеранского, реформатского и аугсбургского) вероисповедания9.

Структура и порядок делопроизводства ЮК ЛЭФ определялись «Генеральным регламентом» об управлении коллегий от 28 февраля 1720 г.10

Штатный состав ЮК ЛЭФ: президент, вице-президент, коллежский советник, надворный советник, асессор, прокурор, экзекутор, 3 секретаря, протоколист, 2 переводчика, регистратор, архивариус; был установлен Штатом от 31 декабря 1801 г.11

Кроме того, при коллегии состояло определенное число (в разное время разное) канцелярских служителей и нижних чинов12.

Также к участию в заседаниях ЮК ЛЭФ приглашались представители столичного протестантского духовенства13.

4 Там же. Т. 9. № 6754. С. 534-535; Т. 12. № 8964. С. 140-141; Т. 13. № 9905. С. 536-538. К административным делам ЮК ЛЭФ относились также: рассмотрение предположений по вопросам государственного управления и законодательства на указанных территориях и разрешение вопросов о границах местных судебных и административных учреждений. (На основании актов, не вошедших в состав ПСЗ).

5 Там же. Т. 9. № 6548. С. 279.

6 Там же. Т. 13. № 9905. С. 536-538; Т. 20, № 14748. С. 674-676.

7 Там же. Т. 9. № 6485. С. 206-207; Т. 23. № 16955. С. 220-222; Т. 30. № 23319. С. 636.

8 Основная масса дел, касающихся учреждений и лиц католического вероисповедания, с 1797 г. были исключены из ведения ЮК ЛЭФ и переданы в ведение отделенного от ЮК ЛЭФ Департамента римско-католических юстицких дел, (с 1801 г. преобразованного в Римско-католическую духовную коллегию). (РГИА. Ф. 1374. Оп. 2. Д. 1335. Л. 1-17).

9 Вероисповедание, к которому принадлежала основная масса населения Лифляндии, Эстляндии и Финляндии (Смолич И.К. История русской церкви. Ч. 1-2. (Кн. 8). М., 19961997. Ч. 2. С. 359).

10 ПСЗ-1. Т. 6. № 3534. С. 141-160.

11 Там же. Т. 44. Ч. 2. К № 20097. С. 4.

12 По подсчету современного историка М.В. Бабич, численность канцелярских служителей составляла от 9 до 39, а нижних чинов от 7 до 9 человек (Государственность России. -Словарь-справ. Кн. 4. М., 2001. С. 466).

13 Бабич М.В. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел//Государственность России: Словарь-справ. Кн. 4. М., 2001. С. 465-467; 466; Холтроп П.Н. Изменение политического положения голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге в 1842 г.//Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1711-1927). СПб., 2001. С. 90102; 96.

Специфической особенностью ЮК ЛЭФ к началу XIX в. было то, что в своей деятельности она руководствовалась прежде всего местным (преимущественно шведским) законодательством XV - начала XVIII вв. и церковным правом, а не российским (общеимперским) законодательством.

Делопроизводство в ЮК ЛЭФ велось на немецком языке14.

Местом пребывания ЮК ЛЭФ был Санкт-Петербург.

Структурными подразделениями ЮК ЛЭФ к 1802 г. были Присутствие и Канцелярия15.

Высшей апелляционной инстанцией для ЮК ЛЭФ был Правительствующий сенат.

Учреждение в 1802 г. министерств отразилось на ЮК ЛЭФ в минимальной степени - ЮК ЛЭФ была подчинена в порядке надзора министру юстиции, вследствие совмещения по Манифесту «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. должностей министра юстиции и генерал-прокурора16.

Специфика предметов ведения и порядка делопроизводства ЮК ЛЭФ способствовали консервации в значительной степени автономного положения данной коллегии, в стороне от административных преобразований, проводимых в Российской империи и системы центральных государственных учреждений17.

Оставаясь пережитком коллежской системы государственного управления, ЮК ЛЭФ после 1802 г. занимала промежуточное положение между центральными и местными государственными учрежедениями18.

Административные преобразования затронули ЮК ЛЭФ лишь в 1810 г. и были вызваны началом завершающего периода министерской реформы 1810-1811 гг.

В соответствии с Манифестом от 25 июля 1810 г. «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих», учреждалось новое центральное государственное учреждение по управлению делами иностранных исповеданий - Главное управление духовных дел иностранных исповеданий19. (далее ГУДДИИ.)

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. определило круг предметов, отделяемых из ведения ЮК ЛЭФ в ведение ГУДДИИ: по протестантским исповеданиям все дела, относящиеся к державному праву (Jura sacra) как то:

14 РГАДА. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1. Л. 2-195.

15 Государственность России: словарь-справ. Кн. 4. С. 465.

16 ПСЗ-1. Т. 27. № 20406. С. 243.

17

В этой связи мы не согласны с точкой зрения современного юриста С.В. Кодана о передаче в 1802 г. в Министерство юстиции дел ЮК ЛЭФ. (Кодан С.В. Министерство юстиции в системе управления Российской империи (XIX- начало XX века)//Российский юридический журнал. 2002. № 4 (36). С. 13).

18 Но близкое к центральным государственным учреждениям.

19 ПСЗ-1. Т. 31. № 24307. С. 279-280.

разрешение браков в известных степенях; охранение церковных обрядов и установление праздничных дней и молебствий; определение духовных чинов и наполнение консисториальных мест; представление достойных лиц на места светских директоров Консисторий и генерал-супер-интендантов; собрание послужных списков о духовных лицах и членах Консисторий, с отчетами о прохождении их званий; надзор за церковной собственностью и капиталами; построение и упразднение церквей; жалобы на Консистории, за исключением судебных дел20.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. подтвердило

компетенцию ГУДДИИ в сфере управления иностранными исповеданиями,

21

повторив положения Манифеста от 25 июля 1810 г.

Таким образом, с 1810 г. часть полномочий ЮК ЛЭФ перешла к

22

ГУДДИИ , и компетенция ЮК ЛЭФ была сужена до управления

23

консисториальными делами и рядом судебных и административных дел в Лифляндии, Эстляндии и Финляндии.

При этом, помимо подчинения Сенату (2-е отделение 3-го (апелляционного) Департамента) и Министерству юстиции по административным и судебным делам, с 1810 г. появилась еще одна контролирующая инстанция - Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, которому ЮК ЛЭФ подчинялась по консисториальным делам24.

Из других новаций в сфере управления ЮК ЛЭФ в 1802-1811 гг. следует отметить Указ Сенату «О поступании Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел в решении дел, по общим

25

российским законам и провинциальным правам» от 23 декабря 1804 г. , которым ЮК ЛЭФ предписывалось при решении дел руководствоваться сначала российскими постановлениями, а потом уже провинциальными правилами, если они не противоречат российским законам, чем подрывалась многолетняя монополия ЮК ЛЭФ на преимущественное использование местного законодательства по отношению к российскому законодательству на территории Лифляндии, Эстляндии и Финляндии26; а также разработку по

20 Там же. № 24326. С. 327.

21 Там же. № 24686. С. 687-688.

22 Amburger E. Geschichte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966. S. 175, 178.

23

В том числе, дела Рижского, Ревельского и Нарвского магистратов, находившихся в ведении ЮК ЛЭФ.

24

Но, вместе с тем, ЮК ЛЭФ сохранила свою организационную автономность, не став структурным подразделением перечисленных государственных учреждений.

25 ПСЗ-1. Т. 28. № 21571. С. 759.

26 Хотя ссылки на иностранное законодательство в документах ЮК ЛЭФ и ЮК ЛЭ встречаются вплоть до последних дней ее существования (РГАДА. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1. Д. 5334. Л. 14об-15, 35об-36).

27 28 29

повелению императора Александра I , Юстиц-коллегией ЛЭФ проекта нового церковного евангелическо-лютеранского устава под названием

30

«Литургическое учреждение» в 1805 г.

Таким образом, в 1802-1811 гг. ЮК ЛЭФ продолжала свою деятельность в качестве особого вневедомственного учреждения с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на территорию Лифляндии, Эстляндии и Финляндии, а также на протестантские церкви и лиц протестантского вероисповедания в Российской империи, занимая промежуточное положение между центральными и местными государственными учреждениями31.

32

В этом году особым Указом от 20 февраля 1812 г. ЮК ЛЭФ было предписано передать все неоконченные дела по Финляндии в Комиссию финляндских дел, и этим же указом ЮК ЛЭФ была переименована в Юстиц-коллегию Лифляндских и Эстляндских дел.

Тем самым круг дел данной коллегии был существенно ограничен по территориальному признаку, и из сферы ее компетенции были исключены финская территория и финское население.

Дальнейшие изменения в деятельности ЮК ЛЭ были связаны с образованием в 1817 г. Министерства духовных дел и народного

просвещения33.

В соответствии с «Учреждением Министерства духовных дел и народного просвещения» от 24 октября 1817 г. ГУДДИИ и МНП объединялись в новое центральное государственное учреждение -Министерство духовных дел и народного просвещения, которое подразделялось на Департамент духовных дел, Департамент народного просвещения и Главное правление училищ34.

Духовные дела всех вероисповеданий были сосредоточены в ведении ДДД, состоявшего из 4-х отделений:

1) по делам греко-российского вероисповедания; 2) по делам римско-католического, греко-униатского и армянского вероисповеданий; 3) по делам

27

Кузнецов Н.Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии//Временник Демидовского юридического лицея. 1902. Кн. 85. С. 428.

28 Разработка проекта осуществлялась Особой комиссией при ЮК ЛЭФ под руководством К Г. Зонтага (Кузнецов Н.Д. Указ. соч. 1902. Кн. 85. С. 428).

29

В основу его лег «Проект церковного устава для протестантских церквей в Российской империи» Г.Ф. Зальфелта. (Dalton N. Указ. соч. Bd. 1. S. 218-334; Kahle W. Указ. соч. S. 95-101).

30 Кузнецов Н.Д. Указ. соч. 1902. Кн. 85. С. 428; Красножен М.Е. Собрание сочинений. Т. 2. Юрьев, 1909. С. 185; Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. 2. Казань, 1913. С. 1258; Холтроп П.Н. Указ. соч. С. 97.

31 Близкое к центральным государственным учреждениям.

32 ПСЗ-1. Т. 32. № 25000. С. 196.

33 ПСЗ-1. Т. 32. № 25000. С. 34; № 27106. С. 814-834.

34 Там же. № 27106. С. 815. § 3.

всех протестантских вероисповеданий; 4) по делам еврейских, магометанских и других нехристианских вероисповеданий35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, дела протестантских вероисповеданий, составлявшие значительную часть компетенции ЮК ЛЭ, находились в ведении 3-го отделения ДДД МДДиНП. Но это не означало, что ЮК ЛЭ была поглощена МДДиНП или присоединена к нему.

ЮК ЛЭ сохранила свою автономность, о чем свидетельствовали § 5, 132-136 «Учреждения Министерства духовных дел и народного

просвещения»36.

Причем, § 134-136 данного «Учреждения» определяли порядок взаимодействия министра духовных дел и народного просвещения с ЮК ЛЭ.

ЮК ЛЭ представляла министру представления о консисториальных делах, который составлял по ним свое заключение и вносил их куда следует.

Министр сносился с ЮК ЛЭ предложениями.

При несогласии с решением Коллегии министр предлагал свое мнение к исполнению. Если данное предложение министра могло привести к крайним неудобствам, ЮК ЛЭ представляла министру о данных неудобствах и потом поступала по его разрешению, не входя снова в представление37.

Кроме этого, прокурор Коллегии подавал министру мемории и ведомости о решенных делах и следил за тем, чтобы решения принимались на законном основании. В случае нарушений прокурор представлял свой

38

протест министру духовных дел и народного просвещения . Тем самым, теперь ЮК ЛЭ подчинялась по консисториальным делам МДДиНП.

При этом подчинение ЮК ЛЭ по судебным делам Правительствующему сенату и Министерству юстиции продолжало оставаться в силе.

Последующие изменения в деятельности ЮК ЛЭ были обусловлены провозглашением в 1819 г. учреждения Государственной евангелической генеральной консистории39 - высшего органа церковного управления Евангелическо-лютеранской церкви40. В составе президента, вице-президента, 2-х светских членов, епископа евангелическо-лютеранской церкви41 и 2-х членов духовного звания42.

Сам факт учреждения Государственной евангелической генеральной консистории носил во многом декларативный характер, поскольку в Указе «Об отделении Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел от

35 ПСЗ-1. Т. 32. № 25000. С. 34; № 27106. С. 814-834. § 7.

36 Там же. С. 815, 829-830.

37 ПСЗ-1. Т. 32. № 25000. С. 829-830.

38 Там же. С. 830.

39

По современной терминологии Генеральная евангелическо-лютеранская консистория.

40 ПСЗ-1. Т. 36. № 27896. С. 314-315.

41 Должность Санкт-Петербургского епископа евангелическо-лютеранской церкви вводилась тем же указом.

42 ПСЗ-1. Т. 31. № 27896. С. 315.

Консисториального заседания по делам духовным»43, изданном одновременно с Указом «Об установлении Государственной евангелической генеральной консистории» от 20 июля 1819 г., устанавливалось, что консистория вступит в действие только после подготовки и утверждения проекта ее образования и Штата, составление которых было поручено президенту Государственной евангелической генеральной консистории К.А.Ливену. До этого консисториальные заседания продолжались на прежнем основании44.

Вместе с тем издание данных правовых актов позволяет сделать вывод об отчетливо наметившейся тенденции к дальнейшему ограничению и сужению компетенции ЮК ЛЭ к концу 10-х гг. XIX в.

Причем запланированное в 1819 г. учреждение Государственной евангелической генеральной консистории затрагивало компетенцию ЮК ЛЭ наиболее существенным с конца XVIII в. образом, так как местное население Лифляндии и Эстляндии преимущественно принадлежало именно к евангелическо-лютеранской церкви45, и переподчинение всех лютеран и их церковных учреждений Государственной евангелической генеральной консистории означало утрату ЮК ЛЭ большей части своих функций (за исключением ряда административных и судебных дел).

Столь резкие изменения в сфере управления протестантскими вероисповеданиями, намеченные в 1819 г., были сглажены постепенностью процесса их практического осуществления, растянувшегося на 13 лет и вышедшего за рамки времени существования МДДиНП.

Кроме того, в 1820 г. ЮК ЛЭ было возвращено право разрешения браков в запрещенных степенях родства46.

Краткая история МДДиНП закончилась в 1824 г. ликвидацией этого министерства и восстановлением прежних центральных государственных учреждений - МНП и ГУДДИИ.

Соответственно, была восстановлена прежняя схема подчиненности ЮК ЛЭ, существовавшая до 1817 г., - Правительствующему сенату и МЮ по

47

судебным делам и ГУДДИИ по духовным (консисториальным) делам .

Наряду с этим нужно отметить факт учреждения в 1828 г. особого Комитета для выработки общего устава Евангелическо-лютеранской церкви в России (1828-1832)48.

Этот комитет должен был разработать единый правовой акт, определявший церковное устройство Евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. При этом положения проектируемого Устава должны

43 Там же. № 27897. С. 315-316.

44 ПСЗ-1. Т. 31. № 27897. С. 316.

45 Смолич И.К. История русской церкви. Ч. 2. М., 1997. С. 359.

46 РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 696. Л. 1-8об.

47 С продолжением функционирования протестантского Консисториального заседания при ЮК ЛЭ.

48 Неустроев А.Н. О евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. СПб., 1856. С. 18; Курило О.В. Лютеране в России. ^!-ХХ вв.). М., 2002. С. 56.

были быть согласованы с основными законами Евангелическо-лютеранской церкви не только в отношении догматов веры, но и в главнейших основаниях церковного управления и в правилах обрядов богослужения, а также в соответствии с состоянием и потребностями Евангелическо-лютеранской церкви и государственными законами Российской империи49.

Как таковое, рассмотрение и согласование положений об учении и управлении Евангелическо-лютеранской церковью в России продолжалось до середины 1830 гг.

Между тем, ЮК ЛЭ функционировала в обычном режиме50.

Работа над предварительной редакцией проекта была завершена к марту 1831 г.51

Наконец, 28 декабря 1832 г. «Устав Евангелическо-лютеранской церкви» был утвержден императором52, и Генеральная евангелическо-лютеранская консистория вступила в свои права53.

В этот же день был утвержден Указ «Об упразднении Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел».

Тем самым, вступление в законную силу «Устава Евангелическо-лютеранской церкви» - основного правового акта для Евангелическо-лютеранской церкви, совпало с началом ликвидации ЮК ЛЭ.

Вопреки установленному Указом «Об упразднении Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел» от 28 декабря 1832 г. 4-х месячному сроку решения и передачи дел1, деятельность ЮК ЛЭ продолжалась, по крайней мере, до 17 мая 1833 г.2, причем окончательный внутриколлежский документ о ликвидации ЮК ЛЭ - протокол заседания Коллегии либо иной документ, отсутствует в фонде данной Коллегии в РГАДА .

Таким образом, в 1811-1833 гг. ЮК ЛЭФ, с 1812 г. - ЮК ЛЭ, продолжала свою деятельность в качестве особого вневедомственного государственного учреждения с административно-судебными функциями, действие которого распространялось на территорию Лифляндии, Эстляндии и Финляндии (до 1812 г.), а также на протестантские церкви, учреждения и лиц протестантского вероисповедания в Российской империи.

49 Неустроев А.Н. Указ. соч. С. 18-19.; Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. 2. Казань, 1913. С. 1258.

50 Более того, в марте 1831 г. в Комитете для составления новых штатов разных мест и управлений по государству рассматривался и был одобрен проект нового Штата ЮК ЛЭ (РГИА. Ф. 1341. Оп. 303. Д. 69. Л. 163).

51 Неустроев А.Н. Указ. соч. С. 21.

52 ПСЗ-2. Т. 7. № 5870. С. 956-1022.

53 Современные справочные издания именно с этой даты отсчитывают историю Генеральной евангелическо-лютеранской консистории (Государственность России. Словарь-справочник. Т. 1. М., 1996. С. 142-143; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001. С. 39-40).

1 ПСЗ-2. Т. 7. № 5866. С. 942.

2 РГАДА. Ф. 284. Оп. 1. Ч. 1. Д. 6745. Л. 99-99об.

3 Там же. Оп. 1. Ч. 1-4.

Несмотря на подчинение Правительствующему сенату и Министерству юстиции по судебным делам и ГУДДИИ (МДДиНП в 1817-1824 гг.) по консисториальным делам, ЮК ЛЭ сумела сохранить автономное, промежуточное положение в системе центральных и местных государственных учреждений , продолжая оставаться действующим пережитком коллежской системы государственного управления.

Библиографический список

1. Amburger E. Geschichte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, 1966. S. 175, 178.

2. Dalton H. Beiträge zur Geschichte der evangelischen Kirche in Russland. Bd. 1-2. Gotha, 1887-1889; Bd. 3-4. Berlin, 1898-1905; Bd. 2. S. 28-31; Kahle W. Aufsdze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russland. Leiden-Keln, 1962. S. 93.

3. Бабич М.В. Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел//Государственность России: Словарь-справ. Кн. 4. - М., 2001. - 471 с.

4. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. Вып. 2. Казань, 1913. 1464 с.

5. Красножен М.Е. Собрание сочинений. Т. 2. - Юрьев, 1909. - 504 с.

6. Кузнецов Н. Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии//Временник Демидовского юридического лицея. - 1902. - Кн. 85. - 860 с.

7. Курило О.В. Лютеране в России. (XVI-XX вв.). - М., 2002. - 400 с.

8. Неустроев А.Н. О евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. - СПб., 1856. - 458 с.

9. Полное собрание законов Российской империи. Соб.: в 4 т. 1-е. 1649-1825. Т. 24. № 17830.

10. Смолич И.К. История русской церкви. Ч. 2. - М., 1997. - 800 с.

11. Холтроп П. Н. Изменение политического положения голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге в 1842 г.//Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1711-1927). - СПб., 2001. - 216 с.

4 Близкое к центральным государственным учреждениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.