Научная статья на тему 'Основные принципы конфессиональной политики правительства российской империи в отношении инославных исповеданий'

Основные принципы конфессиональной политики правительства российской империи в отношении инославных исповеданий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональная политика / органы конфессионального управления / правительство Российской империи / Екатерина II / Николай I / РимскоКатолическая Церковь / Римско-Католическая Духовная коллегия / Конкордат 1847 г. / Евангелическо-Лютеранская Церковь / Генеральная Евангелическо-Лютеранская консистория / Евангелическо-Реформатская Церковь / confessional policy / confessional administration bodies / government of the Russian Empire / Catherine II / Nicholas I / Roman Catholic Church / Roman Catholic Spiritual College / Concordat of 1847 / Evangelical Lutheran Church / General Evangelical Lutheran Consistory / Evangelical Reformed Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Александрович Назаров

В статье исследуется конфессиональная политика Российской империи по отношению к Римско-Католической, Евангелическо-Лютеранской и Евангелическо-Реформатской Церквам, носящая дифференцированный характер. По сравнению с Католической Церковью отношение к Лютеранской и Реформатской Церквам было более благожелательным. Конфессиональная политика зависела от исторических событий, наличия или отсутствия межцерковных противоречий, лояльности представителей той или иной конфессии по отношению к политике российских властей, а также взаимоотношений между странами католического и протестантского мира с Российской империей. Основные принципы конфессиональной политики в отношении Римско-Католической Церкви и Протестантских Церквей были сформулированы Екатериной II и Николаем I. Для протестантских Церквей было разработано унифицированное законодательство и единая система конфессионального управления. В результате лютеранские регионы Российской империи стали центром политической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Principles of the Confessional Policy of the Government of the Russian Empire in Relation to Heterodox Confessions

The article examines the confessional policy of the Russian Empire in relation to the Roman Catholic, Evangelical Lutheran and Evangelical Reformed Churches, which was quite varied. Compared to the Roman Catholic Church, the attitude towards the Lutheran and Reformed Churches was more favorable. Confessional policy depended on historical events, the presence or absence of interchurch contradictions, the loyalty of representatives of a particular confession to the policy of the Russian authorities, as well as the relationship between the countries of the Roman Catholic and Protestant world with the Russian Empire. The basic principles of confessional policy towards the Roman Catholic Church and the Protestant Churches were formulated by Catherine II and Nicholas I. For the Protestant Churches, unified legislation and a unified system of confessional governance were developed. As a result, the Lutheran regions of the Russian Empire became the center of political stability.

Текст научной работы на тему «Основные принципы конфессиональной политики правительства российской империи в отношении инославных исповеданий»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

А. А. Назаров

основные принципы конфессиональной политики правительства российской империи в отношении инославных исповеданий

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_171

Аннотация: В статье исследуется конфессиональная политика Российской империи по отношению к Римско-Католической, Евангелическо-Лютеранской и Еван-гелическо-Реформатской Церквам, носящая дифференцированный характер. По сравнению с Католической Церковью отношение к Лютеранской и Реформатской Церквам было более благожелательным. Конфессиональная политика зависела от исторических событий, наличия или отсутствия межцерковных противоречий, лояльности представителей той или иной конфессии по отношению к политике российских властей, а также взаимоотношений между странами католического и протестантского мира с Российской империей. Основные принципы конфессиональной политики в отношении Римско-Католической Церкви и Протестантских Церквей были сформулированы Екатериной II и Николаем I. Для протестантских Церквей было разработано унифицированное законодательство и единая система конфессионального управления. В результате лютеранские регионы Российской империи стали центром политической стабильности.

Ключевые слова: конфессиональная политика, органы конфессионального управления, правительство Российской империи, Екатерина II, Николай I, Римско-Католическая Церковь, Римско-Католическая Духовная коллегия, Конкордат 1847 г., Евангелическо-Лютеранская Церковь, Генеральная Евангелическо-Лютеранская консистория, Евангелическо-Реформатская Церковь.

Об авторе: Андрей Александрович Иазаров

Кандидат экономических наук, доцент кафедры документоведения, истории и права Института инновационных технологий и государственного управления МИРЭА — Российского технологического университета. E-mail: 2360562@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

Ссылка на статью: Назаров А. А. Основные принципы конфессиональной политики правительства Российской империи в отношении инославных исповеданий // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 171-186.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

A. A. Nazarov

Basic Principles of the Confessional Policy of the Government of the Russian Empire in Relation to Heterodox Confessions

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_171

Abstract: The article examines the confessional policy of the Russian Empire in relation to the Roman Catholic, Evangelical Lutheran and Evangelical Reformed Churches, which was quite varied. Compared to the Roman Catholic Church, the attitude towards the Lutheran and Reformed Churches was more favorable. Confessional policy depended on historical events, the presence or absence of interchurch contradictions, the loyalty of representatives of a particular confession to the policy of the Russian authorities, as well as the relationship between the countries of the Roman Catholic and Protestant world with the Russian Empire. The basic principles of confessional policy towards the Roman Catholic Church and the Protestant Churches were formulated by Catherine II and Nicholas I. For the Protestant Churches, unified legislation and a unified system of confessional governance were developed. As a result, the Lutheran regions of the Russian Empire became the center of political stability.

Keywords: confessional policy, confessional administration bodies, government of the Russian Empire, Catherine II, Nicholas I, Roman Catholic Church, Roman Catholic Spiritual College, Concordat of 1847, Evangelical Lutheran Church, General Evangelical Lutheran Consistory, Evangelical Reformed Church.

About the author: Andrey Aleksandrovich Nazarov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Documentation, History and Law of the Institute of Innovative Technologies and Public Administration of Moscow Technological University.

E-mail: 2360562@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

Article link: Nazarov A. A. Basic Principles of the Confessional Policy of the Government of the Russian Empire in Relation to Heterodox Confessions. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 171-186.

* Photographs are taken from open sources.

Конфессиональная политика Российской империи по отношению к западным христианским Церквам носила дифференцированный характер. Она зависела от исторических событий, наличия или отсутствия межцерковных противоречий, лояльности представителей той или иной конфессии по отношению к политике российских властей, взаимоотношений стран католического и протестантского мира с Российской империей.

На политику российского правительства по отношению к Римско-Католической Церкви влияли многовековые противоречия между Западным и Восточным христианством. Другим фактором, определявшим конфессиональную политику, были конфликты между Россией и католическим Западом. Такими конфликтами были Крестовые походы на Русь, стремление подчинить Русскую Церковь Римскому папе после подписания Флорентийской унии 1439 г., попытка ликвидировать православие на Украине и в Белоруссии после подписания Брестской унии 1596 г., поддержка Римом и Польшей самозванцев в период Смутного времени и многовековое противостояние России и Запада. Эти события в Московской Руси привели к установлению ограничений на въезд католиков, запрету на строительство костёлов, к свертыванию внешнеэкономических связей с католическими странами в XVI-XVП вв. Ограничения для католиков были сняты лишь в период правления Петра I.

По сравнению с католиками, по отношению к лютеранам в России традиционно проводилась более благожелательная политика. На это влияло отсутствие исторических противоречий между Православной и Лютеранской Церквами и меньшая склонность протестантов к прозелитизму.

Первые протестанты эмигрировали в Россию из Западной Европы в период религиозных войн XVI-XVП вв. Большинство протестантов было лютеранского исповедания. Лютеране находили здесь обстановку религиозной терпимости. Они поступали на государственную службу, вели торговую и промышленную деятельность, имели возможность строить церкви, создавать религиозные общины. Протестантские общины были созданы во многих городах России: Москве, Владимире, Архангельске, Костроме, Угличе, Нижнем Новгороде, Твери, Казани, Серпухове, Ярославле, Вологде, Холмогорах, Пскове, Новгороде и Белгороде. Ограничения, установленные для протестантов, были необременительными: запрещалось заключение брака с православными, приобретение крепостных и любая форма религиозной пропаганды. В случае перехода в Православие эти ограничения отменялись.

Численность инославных христиан стала быстро возрастать в результате политики Петра I, массовой миграции из Западной Европы и вхождения в состав империи Лифляндии и Эстляндии. 16 апреля 1702 г. Петр I подписал Манифест «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания». Миграционная политика Петра I была ориентирована на христианское население Западной Европы. Положения Манифеста о свободе вероисповедания действовали только по отношению к этим группам населения. Купцы, офицеры, ремесленники и художники, которые объявляли на границе о своем желании поступить на службу или переселиться в Россию, доставлялись в Москву, с гарантией обеспечения их безопасности в пути следования. Манифест подтвердил свободу вероисповедания для протестантов и католиков: «И понеже здесь в столице Нашей уже введено свободное отправление всех других, хотя с Нашею Церковью несогласных Христианских сект; того ради и оное сим вновь подтверждается. И так Мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю никто как в своем публичном, так и частном отправлении богослужения обеспокоен не был, но при оном содержан и против всякого помешательства защищен был»1.

Основные принципы политики по отношению к Римско-Католической Церкви были сформулированы в период правления Екатерины II. Численность российских католиков и греко-католиков увеличилась в то время в результате расширения территории империи в западном направлении. Новая ситуация привела к необходимости

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. № 1910. СПб., 1830. С. 194. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 173

разработать новую конфессиональную политику в отношении Римско-Католической Церкви. Екатерина II поставила цель создать автономную, максимально независимую от папы национальную Католическую Церковь. Была разработана система мер, резко снижающих степень влияния Римской курии на российских католиков, а также законодательство, регулировавшее деятельность Римско-Католической Церкви и католического духовенства на территории империи. Был ограничен доступ зарубежного духовенства в Россию. Было запрещено прямое действие булл Римского понтифика и любых других нормативно-правовых актов Римской курии на территории России.

Новая конфессиональная политика была разработана после первого раздела Речи Посполитой. 14 декабря 1772 г. Екатерина II подписала указ об организации религиозного управления на присоединённой территории. Буллы папы и других зарубежных структур Католической Церкви не подлежали обнародованию и не имели юридической силы до их утверждения императрицей.

«Хотя Католицкаго Епископа ныне еще нет, но он вскоре быть имеет, которому мы поручаем все Римско-Католицкие монастыри и церкви в Духовное правление, и сверх того Церкви Римско-Католицкаго закона, находящиеся в разных городах всей нашей империи»2. По настоянию Екатерины II Виленский римско-католический епископ И. Масальский обратился в Рим с просьбой о назначении викария для организации управления на отошедшей к России территории. В октябре 1773 г. варшавский нунций посвятил С. Богуш-Сестренцевича в епископы и объявил о его назначении викарием. Однако создание викариатства, по замыслу императрицы, было лишь первым шагом в создании национальной системы управления Католической Церкви. 6 февраля 1774 г. Екатерина подписала указ о создании вместо викариатства Белорусского епископства: «За благо мы рассудили не токмо все оные части епископств бывших католицких совокупить в одну епархию католицкую, но и к ней причислить как в столичных, так и в других городах империи нашей находящиеся кирки, и по разным местам в дальнем расстоянии живущее их Римско-Католическое духовенство. Оною же епархию Мы наименовали епархиею Белорусскою католическою, учредя в ней Епископа Католического и при нем Консисторию»3. Консистории были предоставлены административные и судебные функции. Возглавить новую епархию было поручено «избранному Нами почтенному Станиславу Сестренцевич де Богуш, бывшему епископу Мальскому канонику Виленскому и Кавалеру ордена Польскаго Станислава»4.

В 1782 г. императрица преобразовала Белорусское епископство в Могилёвское архиепископство. Управление делами Католической Церкви на всей территории Российской империи было передано архиепископу Могилевскому и его консистории: «В губернском городе Могилеве повелеваем отныне быть Архиепископству Римского исповедания, заключая в Епархии сего Архиепископа все приходы и монастыри,

2 Полное собрание законов Российской империи. Т. 19. № 13922. СПб., 1830. С. 688.

3 Там же. Т. 19. № 14122. С. 913.

4 Там же. С. 914.

Архиепископ Могилёвский Станислав Богуш-Сестренцевич (1731-1826)

как в Могилевском и Полоцком наместничествах, так и в обеих Наших Столицах и во всех местах Российской империи»5. При архиепископе была учреждена Могилев-ская римско-католическая консистория. В ведение Могилёвской консистории были переданы хозяйственные и судебные дела. Дела католического духовенства были изъяты из ведения Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел. Преобразование епископства в архиепископство постфактум было признано в булле папы Пия VI и в декабре 1783 г. было передано нунцием Джованни Аркетти. Архиепископу Се-стренцевичу и его преемникам была предоставлена власть «над всем римско-католическим духовенством и церквями, обретающихся в России и других странах от империи зависящих»6. Папский нунций возвёл С. Сестренцевича в звание архиепископа.

В период правления Павла I в 1797 г. при юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел был создан Департамент римско-католических дел. В 1798 г. после завершения разделов Польши для унификации административных и епархиальных границ была проведена епархиальная реформа и учреждены пять новых римско-католических диоцезов: Виленское, Самогитское, Луцкое, Каменецкое и Минское епископства.

Могилёвская епархия была преобразована в архиепархию. Она стала самой большой католической епархией в мире: в её состав вошла большая часть Российской империи, за исключением западных губерний. Архиепископ Могилёвский С. Сестрен-цевич был посвящён в митрополиты. Все епархиальные архиереи были подчинены архиепископу Могилевскому. «Архиепископу Могилевскому именоваться Архиепископом-Митрополитом и имея все те наружныя отличности, которыя по обрядам Римской церкви в том преимущественном сане и месте свойственны, пользоваться и теми правами, кои только могут быть присвоены ему, не токмо по его Епархии, но и относительно к другим единоверным Епископствам, как единственному Архиепископу Митрополиту той церкви в России»7.

Реформы Павла I были постфактум закреплены в 1798 г. актом Лоренцо Литты, нунция папы Пия VI в России. 3 ноября 1798 г. был принят Регламент для церквей и монастырей Римско-Католического исповедания в Российской империи. Регламент значительно расширял по сравнению с другими странами полномочия российских епархиальных епископов. В российских католических епархиях было введено единоначалие епископов. В их ведение перешло не только приходское, но и монашествующее духовенство. В ведение архиереев были переданы находящиеся на территории епархии монастыри действующих католических орденов: францисканцев, иезуитов, капуцинов, доминиканцев, кармелитов, иоаннитов, августинцев, бенедиктинцев и др. В регламенте были установлены права и обязанности архиереев и монашеского духовенства. Была подтверждена независимость российских монастырей от власти генералов монашеских орденов, расположенных в Риме. «Все ордены католические и монашеские обоего пола и какого бы звания не были, без изъятия подчиняются архиепископу и епископам, каждому в своей епархии»8. В 1801 г. Сенат разработал «Положение для духовного и церковного Правительства Римско-Католического закона». Департамент римско-католических дел был преобразован в Римско-Католическую духовную коллегию. Был принят штат коллегии. Она состояла из архиепископа-митрополита, двух членов (один из епископов, а другой из прелатов) и шести заседателей от епархий из числа прелатов и каноников, по одному от каждой епархии, а так же прокурора, двух секретарей, переводчика и экзекутора. Возглавил коллегию архиепископ-митрополит Могилёвский. Кандидаты на должности членов Духовной коллегии выдвигались на заседании самой коллегии. Список кандидатов рассматривал министр внутренних дел, который затем передавал его со своим мнением о выдвинутых кандидатах на утверждение императору.

5 Там же. Т. 21. № 15326. С. 383.

6 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 35. Л. 99 об.

7 Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. № 18504. СПб., 1830. С. 223-224

8 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 137. Л. 39.

Заседатели Римско-Католической духовной коллегии представляли все католические епархии империи. Заседатели избирались на специальном собрании епархиального капитула из числа прелатов и каноников епархии сроком на три года. При духовной коллегии была учреждена канцелярия во главе с секретарём. В штат духовной коллегии был введён прокурор. Прокурор осуществлял надзор за ведением дел и решениями коллегии. В случае несогласия с решением коллегии прокурор выносил протест. Отчёт о решённых в коллегии делах прокурор представлял министру внутренних дел.

Римско-Католическая духовная коллегия как высшая апелляционная инстанция рассматривала апелляции на решения епархиальных судов, бракоразводные дела, жалобы на архиереев. «В случае же апелляции по делам вершимым в консисториях оные переносятся не к Архиерею, но в Департамент для церковных дел Римского закона в столице нашей учреждённый»9. В результате учреждения Римско-Католической духовной коллегии произошло ограничение полномочий епископов в сфере духовного судопроизводства. Римско-Католическая духовная коллегия следила за правильным и успешным течением дел в епархиальных консисториях, представляла правительству предложения епархиального начальства Католической Церкви. Духовная коллегия собирала сведения о церквях, монастырях, духовенстве, учебных заведениях, движимых и недвижимых имуществах.

После восстания 1830-1831 гг. в Царстве Польском и в Западных губерниях Министерство внутренних дел провело реформу католических монастырей, вследствие активного участия католических монахов в этих событиях. Хотя в России католические монастыри находились в ведении епархиальных архиереев, тем не менее, сохранялась параллельная система управления со стороны провинциалов — представителей пребывающих в Риме генералов монашеских орденов. Для предотвращения зарубежного влияния в 1842 г. было принято решение о замене провинциалов визитаторами из представителей белого духовенства. Во всеподданнейшем докладе Д. Н. Блудова от 19 ноября 1842 г. были определены полномочия визита-торов: «Сии сановники должны непосредственно заведовать всеми монастырями в епархиях под главным управлением епархиальных начальств и присутствовать в местных консисториях. Уже с ними обязаны будут сноситься начальники орденов по делам, касающимся монастырей»10. Был установлен контроль за визитаторами со стороны Министерства внутренних дел. Кандидаты на должности визитато-ров представлялись духовной коллегией на утверждение министра внутренних дел. Введение должности визитаторов усилило влияние епархиальных епископов на монашеские ордена.

Серьёзные изменения конфессиональной политики произошли после заключения конкордата с Римской курией. 17 декабря 1845 г. во время пребывания Николая I

9 Там же. Л. 38.

10 РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 1076. Л. 20.

Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1785-1864)

в Риме состоялась встреча императора и папы Григория XVI. Папа передал императору записку, в которой были изложены «желаемые курией реформы в смысле расширения власти епископов в отношении консисторий, семинарий и духовенства, восстановления значения монастырей и связи их при посредстве провинциалов с генералами орденов, находящимися в Риме, предоставления свободы сношений католиков со Св. Престолом»11.

Для проведения переговоров и подготовки проекта соглашения в Рим был направлен Д. Н. Блудов. По результатам переговоров 22 июля 1847 г. был заключён конкордат, в котором российское правительство пошло на ряд уступок Римской курии. Полномочия епархиальных архиереев были усилены за счёт сокращения полномочий епархиальных консисторий и Римско-Католической духовной коллегии. В наибольшей степе- Папа Григорий XVI (1765-1846)

ни изменили систему конфессионального

управления следующие условия конкордата: «1) в полной независимости римско-католических епископов от Коллегии; 2) в излишестве против действительной надобности епархий, приходов, монастырей и костёлов, число коих было определено договором; 3) в совершенном подчинении римско-католических духовных заведений власти епископов с устранением всякого контроля Правительственной власти»12.

Функции Духовной коллегии были сведены «до учреждения, посредствующего между правительством и епископами и ведающего исключительно дела имуществен-ные»13. После конкордата полномочия Духовной коллегии заключались в представлении правительству предложений епархиального начальства, надзоре за ведением дел в епархиальных консисториях, управлении Вспомогательным и Ремонтным капиталом, ревизии финансовых отчётов консисторий, контроле над оборотом церковного имущества. Конкордат внёс изменения в порядок назначения архиепископа-митрополита, епархиальных епископов и епископов-суффраганов. Со времён императрицы Екатерины II епископы назначались императором и лишь затем представлялись на утверждение понтифику. Его отказ утвердить представленную кандидатуру приводил к появлению «наименованных» епископов, не прошедших канонического утверждения. После заключения Конкордата 1847 г. было введено предварительное утверждение кандидатур папой. Заключение Конкордата привело к усилению влияния католического духовенства и росту сепаратизма в Западных губерниях и Царстве Польском, поскольку епископы попытались восстановить утраченное влияние католического духовенства путём ряда демонстративных мероприятий. Так, например, назначенный Виленским епископом В. Жилинский потребовал от городских властей организовать встречу его в соответствии с правилами встречи субделегатов Святого Апостольского Престола. По требованию католического епископа на городской заставе его должны были ждать полицейские чиновники, учащиеся учебных заведений и члены городских цехов «и сопроводить его до собора под балдахином вслед за папскою буллою, несомую на подушках»14. Этот случай был рассмотрен на заседании МВД, на котором министр внутренних дел Л. А. Перовский признал, что епископ

11 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 1. Л. 90 об.

12 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 41. Л. 43 об.

13 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 1. Л. 24.

14 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 137. Л. 192 об.

сознался в своей ошибке, сказав, что он это сделал по недоразумению. «Но из изъяснений его заметно было, что он, не взирая на свою благонамеренность, был в сем случае увлечён пробудившимся в латинском духовенстве желании возвратить прежнее свое владычество в Западном крае»15.

Несмотря на усилия российского правительства, значительная часть населения и католического духовенства Западных губерний и Царства Польского придерживалась антироссийских позиций.

Разительным образом от этих настроений отличалась позиция населения лютеранских регионов и лютеранского духовенства. Отметим, что антироссийские настроения отсутствовали даже у бывших шведских военнопленных. Российское правительство делало всё возможное, чтобы превратить для шведов Россию в новое Отечество. После завершения Северной войны в 1721г. император Петр I издал «Манифест о призыве шведов на службу и о позволении им в Российском Государстве по учи-нение присяги селиться, вступать в супружество, приобретать недвижимую собственность, заниматься торговлею и промыслами». В случае принятия присяги шведские дворяне могли приобрести российское дворянство и поступить на государственную службу. Представители других сословий могли записаться в купечество, заниматься медициной, горным делом, преподавательской и научной деятельностью. Всем гарантировалась свобода вероисповедания. «Наконец, обнадеживаем Мы всех таковых новых подданных, во всех случаях, Нашею милостию и высокою протекцию таким образом, что они, дети их потомки в природной своей вере пребудут, собственные кирхи и пасторов содержать могут и все те привилегии получить имеют, которые Мы прочим чужеземцам уже пожаловали, или впредь пожалуем»16.

В интересах шведских лютеран Петр I добился разрешения заключения межконфессиональных браков. В течение веков на Руси условием заключения брака с католиком или протестантом был переход новобрачного в Православие. Император предложил духовенству венчать запрещенные ранее межконфессиональные браки. 23 июня 1721 г. был принят указ «О дозволении находящимся в Сибирской губернии шведским пленникам вступать в браки с православными без перемены исповедуемой ими веры». Новобрачным ставилось условие: рождённые в таком браке дети должны были быть крещены в Православной Церкви и воспитаны в православных традициях. Любые попытки, направленные на убеждение своих супругов или детей перейти в лютеранство, не допускались и наказывались. Пётр I также предложил изменить правила перехода протестантов в Православие. Поддержку в этом вопросе он получил от константинопольского патриарха Иеремии. Константинополь дал разрешение на принятие лютеран и реформатов в Православие без перекрещивания: «От ереси лютеранских и кальвинских не перекрещивать приходящих — токмо помазанием святого мира делать совершенными христианами»17.

В период правления императрицы Екатерины II численность протестантов значительно возросла в результате массовой миграции из Западной Европы, а также территориального расширения империи. В состав Российской империи вошли Курляндия (1795) и, при императоре Александре I, Финляндия (1809).

22 июля 1763 г. императрица подписала манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Подтверждалась свобода вероисповедания: «Всем прибывшим в империю нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно; а желающим, не в городах, но особыми на поросших землях поселиться колониями и местечками, строить церкви и колокольни, имея потребное число притом пасторов и прочих церковнослужителей, исключая одно построение монастырей»18.

15 Там же. Л. 193.

16 Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. № 3778. СПб., 1830. С. 386.

17 Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1994. С. 410.

18 Полное собрание законов Российской империи. Т. 16. № 11880. СПб., 1830. С. 313-314.

Иностранцы получали беспроцентные ссуды на обзаведение хозяйством сроком на 10 лет, бесплатные земельные наделы из государственного фонда, освобождение от уплаты податей сроком от 5 до 30 лет, в зависимости от места проживания. С целью оказания содействия переселению иностранцев была учреждена Канцелярия опекунства иностранных колонистов во главе с графом Г. Г. Орловым. На канцелярию была возложена организация вызова, переезда и обустройства колонистов христианского вероисповедания из стран Западной Европы. Среди колонистов преобладали немцы, голландцы и шведы лютеранского исповедания. Колонии были объединены в округа по конфессиональному признаку: лютеранские и реформатские.

Крупнейшими протестантскими Церквами Российской империи были Еванге-лическо-Лютеранская и Евангелическо-Реформатская Церкви. Значительную долю среди переселенцев из Западной Европы составляли колонисты, входившие в протестантские секты. В феврале 1764 г. был опубликован указ «О дозволении выходить и селиться в России обществу братства Евангелического Августинского исповедания». Члены этого братства были известны как Богемские братья или гернгутеры. Гернгуте-ры создали поселения в Прибалтийских губерниях и в Саратовской губернии. В 1787 г. было объявлено о вызове в Россию меннонитов, которым были выделены земли (по 65 десятин) в Екатеринославской губернии.

Постоянный рост численности протестантов делал необходимой унификацию системы управления протестантскими общинами. Управление протестантскими Церквами и общинами традиционно было сосредоточено на региональном уровне. На территории Северо-Западных губерний действовала сложившаяся в регионе в ливонский и шведский периоды система консисториального управления. Управление делами лютеранских Церквей находилось в ведении Лифляндской, Дерптской, Перновской, Эстляндской, Эзельской, Курляндской, Виленской, Нарвской, Выборгской и Фри-дрихсгамской Евангелическо-лютеранских консисторий. Существовала также необходимость конфессионального законодательства. Даже в Прибалтийских губерниях в разных консисториальных округах конфессиональное право существенно различалось. Правовое положение Церквей регулировалось нормами Курляндского церковного устава 1570 г., Лифляндского церковного устава 1634 г. и Шведского церковного устава 1686 г. Наряду с уставами в Лифляндии действовали Привилегии польского короля Сигизмунда Августа от 15 ноября 1561 г. Дополняли церковные уставы положения Ништадского мирного договора 1721 г. и других мирных договоров. «Этими привилегиями и мирными трактатами было торжественно обещанно неприкосновенное сохранение Аугсбургского исповедания, поддержание его церквей, школ и богоугодных учреждений, содержание консисторий и, наконец, вспомоществование и производство пенсий проповедникам и их семействам из доходов государства»19.

Правовое положение тех протестантов, которые проживали во внутренних российских губерниях, как правило, устанавливалось в императорских манифестах и указах. Петербургская Евангелическо-реформатская община в своей деятельности руководствовалась манифестом Екатерины II от 11 мая 1778 г. «Об учреждениях, относящихся к восстановлению согласия между членами Реформатской церкви Французской и Немецкой наций». Правовое положение протестантской общины гернгутеров регламентировалось указом Екатерины II от 25 февраля 1764 г. Братское общество Аугсбургско-го исповедания обладало не только автономией, но и отправляло «судопроизводство соответственно собственной своей юрисдикцией»20.

В немецких колониях, расположенных в Поволжье, было принято «в церковных делах Евангелического исповедания в России держаться Королевского Шведского церковного уложения, коли оно не противно государственным узаконениям»21. Еван-гелическо-Реформатская Церковь в Литве действовала на основе норм польского «диссидентского права» — Варшавского трактата 1768 г.

19 РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 615. Л. 102.

20 РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 941. Л. 23 об.

21 РГИА. Ф. 821. Оп. 6. Д. 12. Л. 3 об.

Отсутствие центральных органов управления и унифицированного конфессионального законодательства затрудняло процесс управления протестантскими общинами. В связи с этим в XVIII в. российское правительство постоянно поднимало вопрос о централизации системы управления протестантских Церквей. Однако централизации мешал ряд обстоятельств: отличия в устройстве Церквей разных протестантских конфессий, национальные отличия в устройстве Евангелическо-Лютеран-ских Церквей. Вследствие этого политика унификации и централизации в XVIII в. не имела особого успеха.

Первую попытку централизовать управление лютеранской Церковью предпринял Петр I. В 1711г. он назначил пастора Московского лютеранского собора свв. Петра и Павла Бертольда Вагнеция суперинтендентом всех лютеранских общин. Б. Вагне-ций разработал единый устав для всех лютеранских общин России. Однако вследствие внутрицерковных противоречий устав не был принят. В период правления Анны Иоанновны удалось централизовать систему духовного судопроизводства. Апелляционным судом по духовным делам протестантов стала Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел.

Новый этап централизации системы управления протестантских Церквей начался в 1817 г. после создания «сугубого министерства» — Министерства духовных дел и народного просвещения. Сначала был образован единый евангелический приход г. Архангельска. В этом приходе были объединены лютеранская и реформатская общины. После проведения 20 октября 1817 г. совместной протестантской службы в ознаменования 300-летия Реформации в петербургской церкви св. Петра у императора Александра I возникла идея создания объединённой протестантской Церкви. Эта идея была отражена в указе от 7 января 1818 г. где было дано Высочайшее «соизволение на представление Президента барона Корфа, чтобы отныне именовались Протестантские исповедания Евангелическою церковью»22.

Среди протестантов различных конфессий этот указ вызвал большое недоумение. В связи с этим 18 марта 1818 г. министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын сделал по этому поводу специальное заявление. Было объявлено, что данный указ императора «не запрещает употреблять различные наименования исповеданий, особенно в таком случае, когда общее наименование Евангелический показалось бы кому-нибудь предосудительным»23.

В рамках объединения протестантских Церквей, 20 июля 1819 г. Александр I учредил Государственную Евангелическую генеральную консисторию. Президентом консистории был назначен генерал-лейтенант граф К. А. Ливен, а вице-президентом статский советник П. П. Пезаровиус. Была учреждена должность епископа евангелических Церквей, «под особенным надзором которого должны были состоять отныне все Евангелическия церкви и все духовенство оных в России»24.

Первым епископом был назначен пастор З. Сигнеус. Епископ и президент консистории должны были возглавить процесс объединения протестантских Церквей. Однако эта попытка встретила противодействие снизу.

Против намеченного объединения в 1819 г. выступили евангелическо-рефор-матские общины Западных губерний. По свидетельству Д. Н. Блудова, «Литовский Реформатский Синод ходатайствовал в Министерство духовных дел об оставлении устройства дел Реформатских общин в Литве на прежнем основании и о неподчинении Синода Генеральной консистории»25. Вследствие этого правительству удалось провести объединение лютеран и реформатов лишь в некоторых регионах. В 1820 г. реформатский приход Миттавы был подчинён Курляндской лютеранской консистории «при условии, чтобы проповедник и двое церковных старшин присутствовали в Курляндской консистории при рассмотрении в ней дел

22 Полное собрание законов Российской империи. Т. 35. № 27217. СПб., 1830. С. 254.

23 РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 4. Л. 41.

24 Полное собрание законов Российской империи. Т. 36. № 27896. СПб., 1830. С. 315.

25 РГИА. Ф. 821. Оп. 4. Д. 4. Л. 4.

реформатских»26. В 1824 г. удалось достичь аналогичного соглашения о передаче управления реформатских приходов Лифляндии в ведение Рижской лютеранской консистории. Условием соглашения было вхождение в состав консистории реформатского пастора и старшины общины.

Процесс объединения был закреплён 15 июля 1830 г. в положении Комитета министров «О порядке управления реформатскими обществами». Особая система управления Евангелическо-Реформатской Церкви была сохранена лишь в Белоруссии и Литве. Управление кальвинистскими приходами в этих регионах было возложено на Виленский евангелическо-реформатский Синод. Высшим органом административного управления стала Виленская евангелическо-реформатская коллегия, состоявшая из светского президента, духовного вице-президента и шести членов (трех светских и трех духовных).

В других губерниях Российской империи реформатские приходы были включены в систему консисториального управления Евангелическо-Лютеранской Церкви. Для рассмотрения дел, затрагивающих интересы Евангелическо-Реформатской Церкви в региональных консисториях были созданы специальные Реформатские заседания. При проведении Реформатских заседаний проводилось частичное изменение состава консистории: лютеранские пасторы заменялись реформатскими пасторами и старшинами.

Важным направлением реформы Церквей протестантского исповедания стало принятие в декабре 1832 г. устава Евангелическо-Лютеранской Церкви. В уставе были закреплены основы учения Церкви, порядок проведения богослужения и совершения таинств. Был установлен порядок избрания, утверждения и назначения на духовные должности, были установлены права и обязанности церковных попечителей и церковных старост, членов церковного причта, проповедников, окружных пробстов, суперинтендентов, генерал-суперинтендентов, прокурора, вице-президента и президента Генеральной евангелическо-лютеранской консистории и других должностных лиц. В уставе были закреплены контрольные, административные и финансовые полномочия Генеральной и окружных евангелическо-лютеранских консисторий. Были установлены правила материального и пенсионного обеспечения светских и духовных должностных лиц, правила социального обеспечения вдов и сирот проповедников, правила выплаты должностным лицам прогонных и суточных денег. Был установлен порядок использования и оборота движимого и недвижимого имущества, порядок использования денежных средств, правила ведения приходно-расходных книг, порядок финансовой отчётности. Генеральную евангелическо-лютеранскую консисторию возглавили светский президент и духовный вице-президент. Президент и вице-президент назначались императором. Кандидаты на должности двух светских членов Генеральной консистории выдвигались местными органами власти (Лифляндской, Эстляндской и Эзельской Ландартскими коллегиями, Курляндским Обер-Гофгерих-том, Рижским и Ревельским магистратами). Кандидаты от округов, где лютеране составляли меньшинство населения (Московского и Санкт-Петербургского) представлялись соответствующими консисториями. Выдвижение на должности духовных членов Генеральной консистории проводились окружными консисториями из числа пасторов. Император утверждал кандидатов с учетом мнения генерал-губернатора, окружных консисторий и Генеральной консистории. Генеральная консистория обладала контрольными, надзорными, финансовыми, хозяйственными, судебными и административными полномочиями. Она также утверждала тексты богослужения. Надзор за действиями Генеральной консистории осуществлял назначаемый по решению Сената прокурор, который контролировал деятельность Генеральной консистории и провинциальных консисторий, наблюдал за порядком управления имуществом лютеранских Церквей. По судебным делам прокурор отчитывался перед Министерством юстиции, а по всем остальным — перед Министерством внутренних дел. О своей

26 Там же. Л. 27 об.

деятельности Генеральная евангелическо-лютеранская консистория отчитывалась перед Департаментом духовных дел иностранных исповеданий. Генеральная консистория ежегодно представляла следующие документы: послужные списки духовенства, ведомость родившихся, умерших и вступивших в брак, ведомость о состоянии имущества, отчёт о состоянии дел в местных консисториях, ведомость о состоянии касс проповеднических вдов и сирот, ведомость о полученных штрафных денег и об употреблении их.

В уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви 1832 г. было закреплено деление Российской империи на восемь лютеранских консисториальных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Лифляндский, Эстляндский, Курляндский, Рижский, Ревельский и Эзельский. В Санкт-Петербургский консисториальный округ были включены северные и западные губернии, а в состав Московского округа — центральные, восточные и южные губернии Российской империи. Консисториальные округа, в свою очередь, делились на округа, объединявшие несколько приходов во главе с пробстами. Управление консисториальными округами было возложено на евангелическо-лютеранские консистории. Окружные консистории возглавляли светский президент и духовный вице-президент. Президенты Санкт-Петербургской и Московской консисторий назначались императором. Президенты остзейских консисторий утверждались императором из числа двух избранных кандидатов. Должность духовного вице-президента занимал генерал-суперинтендент. Генерал-суперинтенденты Лифляндский, Курлянд-ский, Эстляндский и суперинтендент Эзельский избирались местным дворянством. Суперинтенденты Рижский и Ревельский избирались магистратами городов, а генерал-суперинтенденты Санкт-Петербургский и Московский — Генеральной консисторией Евангелическо-Лютеранской Церкви. После выборов два кандидата на должность генерал-суперинтендента представлялись на Высочайшее утверждение. На окружные консистории было возложено наблюдение за кассами для вспомоществования пасторским вдовам и сиротам, проведение контроля над проведением визитаций, ежемесячная проверка прохождения денежных сумм, ежегодное представление в казённые палаты финансовых отчётов, представление в Министерство внутренних дел сведений о церковном строительстве. В уставе был также закреплён порядок формирования представительных органов Церкви — периодически собираемых лютеранских синодов для рассмотрения богословских, социальных и хозяйственных дел.

Последовательная политика по отношению к протестантским Церквям дала соответствующие результаты. Было разработано унифицированное законодательство и единая система конфессионального управления. Лютеранские регионы Российской империи стали центром политической стабильности. В тоже время отказ от принципов, разработанных правительством Екатериной II, и либерализация конфессиональной политики по отношении к католицизму, в конечном счёте, привели к дестабилизации политической ситуации в Западных губерниях империи и в Царстве Польском.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники и литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. СПб.: Тип. 2 Отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. СПб.: Тип. Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.

3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 16. СПб.: Типография Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.

4. Полное собрание законов Российской империи. Т. 19. СПб.: Тип. 2 Отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

5. Полное собрание законов Российской империи. Т. 21. СПб.: Тип. 2 Отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии, 1830.

6. Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. СПб.: Тип. 2 Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1830.

7. Полное собрание законов Российской империи. Т. 35. СПб.: Типография Собственной Его Величества канцелярии, 1830.

8. Полное собрание законов Российской империи. Т. 36. СПб.: Типография Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.

9. РГИА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 1076.

10. РГИА. Ф. 821. Оп. 4. Д. 4.

11. РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 615.

12. РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 941.

13. РГИА. Ф. 821. Оп. 6. Д. 12.

14. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 1.

15. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 137.

16. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 35.

17. РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 41.

18. Цыпин В., прот. Церковное право. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, 1994.

Структура управления римско-католической Церковью

© Авторский Архив Назарова А. А.

Структура управления Евангелическо-Лютеранской Церковью

© Авторский Архив Назарова А. А.

Структура управления Евангелическо-реформатской Церкви в Западных губерниях

© Авторский Архив Назарова А. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.