Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальный инвестиционный контракт / инвестиционный проект / государственная поддержка / сельское хозяйство / субсидии / сельхоз-товаропроизводители / льготное кредитование / агропромышленный комплекс Российской Федерации / кредитование агропромышленного комплекса / государственная программа / special investment contract / investment project / state support / agriculture / subsidies / agricultural producers / preferential lending / agro-industrial complex of the Russian Federation / lending to the agro-industrial complex / state program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Сидорин

В статье рассмотрено новое направление государственной поддержки в форме заключения специального инвестиционного контракта. Данный инструмент направлен на развития инвестиционной деятельности и применяется в разных отраслях экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе. Изучены механизмы реализации специального инвестиционного контракта со стороны государства и со стороны инвесторов, которые заключают данный контракт. Проанализированы основные проблемы, связанные с заключением и реализацией специального инвестиционного контракта, на основании чего предложены перспективные направления совершенствование данного механизма реализации государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL INVESTMENT CONTRACT IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION

The article considers a new direction of state support in the form of a special investment contract. This tool is aimed at the development of investment activity and is used in various sectors of the economy, including in the agro-industrial complex. The mechanisms of implementation of a special investment contract on the part of the state and on the part of investors who conclude this contract have been studied. The main problems related to the conclusion and implementation of a special investment contract are analyzed, on the basis of which promising directions for improving this mechanism for the implementation of state support are proposed.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

5. Кравченко Т.С. Перспективные направления развития К(Ф)Х а АПК региона // Никоновские чтения. 2013. № 18. С. 381-383.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации URL: https://mcx.gov.ru/(дата обращения: 01.04.2022)

7. Сергей Борзенков рассказал об итогах работы по развитию АПК в Орловской области в 2021 году и планах на 2022 год URL: https://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=24203 (дата обращения: 01.04.2022)

8. Суровцева Е.С., Кравченко Т.С. Оценка современного состояния и тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств Орловской области в условиях формирования инновационного сельского хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 4 (463). С. 622-636.

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области URL: https://orel.gks.ru/ (дата обращения: 01.04.2022)

10. Kravchenko T.S., Volchyonkova A.S., Esina Y.V. SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AS A FACTOR OF HIGHER COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTION // Vestnik OrelGAU. 2014. № 4 (49). С. 74-82.

11. Suhocheva N.A. EFFICIENCY OF COLZA PRODUCTION WITHIN APPLICATION OF THE MARGINAL ANALYSIS // Vestnik OrelGAU. 2013. № 3 (42). С. 29-35.

12. Шестаков Р.Б., Яковлев Н.А. Анализ производственного потенциала в сельском хозяйстве на основе моделирования функции производства //Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. № 3 (27). С. 9-12.

УДК 349.422.231

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

А.А. Сидорин, кандидат экономических наук, доцент e-mail: sidorin a a@mail.ru Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: в статье рассмотрено новое направление государственной поддержки в форме заключения специального инвестиционного контракта. Данный инструмент направлен на развития инвестиционной деятельности и применяется в разных отраслях экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе. Изучены механизмы реализации специального инвестиционного контракта со стороны государства и со стороны инвесторов, которые заключают данный контракт. Проанализированы основные проблемы, связанные с заключением и реализацией специального инвестиционного контракта, на основании чего предложены перспективные направления совершенствование данного механизма реализации государственной поддержки.

Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, инвестиционный проект, государственная поддержка, сельское хозяйство, субсидии, сельхозтоваропроизводители, льготное кредитование, агропромышленный комплекс Российской Федерации, кредитование агропромышленного комплекса, государственная программа.

SPECIAL INVESTMENT CONTRACT IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION

A.A. Sidorin, candidate of economic Sciences, associate Professor Investment and Credit Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Annotation: The article considers a new direction of state support in the form of a special investment contract. This tool is aimed at the development of investment activity and is used in various sectors of the economy, including in the agro-industrial complex. The mechanisms of implementation of a special investment contract on the part of the state and on the part of investors who conclude this contract have been studied. The main problems related to the conclusion and implementation of a special investment contract are analyzed, on the basis of which promising directions for improving this mechanism for the implementation of state support are proposed.

Keywords: special investment contract, investment project, state support, agriculture, subsidies, agricultural producers, preferential lending, agro-industrial complex of the Russian Federation, lending to the agro-industrial complex, state program.

Механизмы государственной поддержки развития ключевых отраслей экономики постоянно совершенствуются и возникают новые способы, обеспечивающие более эффективное использование бюджетных средств. Одним из таких новых механизмов является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Данный инструмент первоначально создавался как комплекс мер государственной поддержки, направленных на обеспечение стимулирования инвестиционной деятельности в ключевых отраслях промышленности в целях ускорения технологического развития. Этот фактор делал СПИК привлекательным как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Специальный инвестиционный контракт — это договор между государством и инвестором, согласно которому инвестор обязан реализовать инвестиционный проект на территории РФ, а государство предоставляет ему различные субсидии и льготы. Основная цель со стороны государства — это активизация инвестиционной деятельности и привлечение финансовых ресурсов в промышленное производство России.

[5]

Первоначально СПИК как специфический инструмент был предусмотрен Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В настоящее время данный механизм реализуется в двух формах:

- СПИК 1.0 - это механизм, предусматривающий реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание или модернизацию, а также освоение производства промышленной продукции;

- СПИК 2.0 - предполагает реализацию инвестиционных проектов, направленных на внедрение или разработке и внедрению инновационной технологии из списка, утвержденного Правительством РФ. Целью реализации таких проектов должно быть налаживание серийного производства промышленной продукции путем применения данных технологий.

В 2023г. Правительство РФ приняла поправки в закон регулирующий механизм заключения специального инвестиционного контракта путем расширения списка отраслей, в которых он может быть реализован. В перечень вошли еще десять предприятий из сфер пищевого и сельскохозяйственного машиностроения, а также биотехнологий.[3]

Предполагается, что механизм позволит предприятиям быстрее выходить на серийный выпуск высокотехнологичных товаров. Речь идет о производстве масел, биодобавок, промышленных кислот, глицерина, ветеринарных вакцин и разлагаемом биопластике для упаковки.

Ожидается, что в результате реализации мер увеличатся инвестиции в агропромышленный комплекс, а также вырастет число рабочих мест в регионах.

В целом же СПИКи — далеко не новость. Механизм в версии 1.0 был запущен еще в 2015 году и в этом варианте проработал до сегодняшнего момента.

Времени прошло не так много, поэтому в полной мере эффективность оценить достаточно сложно. Тем не менее, за 7 лет было заключено более 45 контрактов на общую сумму более 800 млрд рублей.

Однако, у СПИК 1.0 было несколько недостатков — в частности, высокий минимальный входной порог по инвестициям — от 750 млн рублей.

Версия СПИК 2.0 от 2019 года доработана и оптимизирована. Был сделан акцент на инновации, введен конкурсный отбор, увеличен срок с 10 лет до 15, а по ряду условий до 20 лет.

Таблица 1. Основные отличия специального инвестиционного контракта версии 1.0 и 2.0

Критерий СПИК 1.0 СПИК 2.0

Инициатор заключения Только инвестор РФ, субъект РФ, инвестор.

Ключевые критерии отбора Специальный инвестиционный контракт заключается с инвестором, который соответствует критериям и подал заявку первым. На основе проведения конкурсного отбора среди всех претендентов, подавших заявку.

Основная цель реализации контракта Создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции Разработка и (или) внедрение современных технологий (технологий, которых нет в РФ) для серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий Инвестор, Российская Федерация, субъект Российской Федерации

Стабилизационная оговорка Без четкой привязки к наличию отраслевого законодательства (НК -специальная норма) Действие оговорки возникает при наличии отсылки на нее в соответствующем НПА (по аналогии с НК)

Сроки реализации СПИК До 10 лет до 15 лет (с объемом инвестиций до Р50 млрд) до 20 лет (с объемом инвестиций от Р50 млрд)

Участие региона и муниципалитета Наличие институтов региональных и федеральных СПИК Единый механизм СПИК на территории страны (без деления на федеральный и региональный)

Объем планируемых инвестиций От 750 млн руб Отсутствует минимальный порог

Еще одна доработка — специнвестконтракт версии 2.0 может быть заключен как на внедрение собственной технологии с нуля, так и на локализацию разработок, уже освоенных за рубежом.

Необходимо как можно более эффективно реализовывать такие преимущества СПИК как стабильность условий ведения хозяйственной деятельности, налоговой нагрузки, создание инфраструктуры под проект и ряд других. Любая поддержка хороша, но не любая достаточна.

В рамках заключенного специального инвестиционного контракта основной привилегией для инвесторов являлось обеспечение со стороны государства стабильных налоговых условий и общих условий ведения хозяйственной деятельности организации на долгосрочный период.

Стабильность в рамках налогового законодательства предполагает, что принимаемые решения, связанные с изменением налоговых ставок, введением или отменой налоговых льгот или налоговых режимов не должны касаться инвестора. Но существуют ограничения на распространение данного правила. Оно действует только на земельный, имущественный, транспортный налоги и налог на прибыль. Что касается НДС и страховых взносов, то данное правило не обеспечивает защиту инвесторов от ухудшения условий деятельности.

Достижение стабильности в хозяйственной деятельности инвестора осуществляется путем применения правила согласно которому ограничения или запреты, которые могут быть введены после заключения контракта путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов и которые приведут к ухудшению деятельности организации, связанной с реализацией инвестиционного проекта, не распространяются на него. Однако и в этом правиле есть исключения. Так, к примеру, оно не действует если ограничения, принятые государством направлены на обеспечение безопасности страны и сохранения конституционного строя. [6]

Кроме обеспечения определенных стабильных условий деятельности инвестора, государство, в рамках реализации СПИК предоставляет и другие меры поддержки, к которым можно отнести:

- льготное налогообложение по определенным налогам;

- предоставления права инвесторам применять ускоренные методы начисления амортизации;

- предоставление статуса единственного поставщика;

- возможность получение статуса «Сделано в России»;

- предоставление субсидий предусмотренных для организаций соответствующих отраслей экономики, в рамках которых реализуется проект и другие меры поддержки.

В ответ на предоставление таких льгот и поддержки со стороны государства от инвестора требуется создать серийное производство современных видов промышленной продукции в Российской Федерации на основе внедрения как имеющейся, так и в новь созданной технологии производства.

Требуемый перечень новых технологий, на основании которых должно быть создано производство в рамках реализации специального инвестиционного контракта утверждается Правительством РФ. Так же в этом перечне представлены требования к современным технологиям или соответствующей продукции, которая будет создана на основании применения данной технологии.

Результаты реализации специального инвестиционного контракта оцениваются на основе определения достижения ключевых показателей, к которым, в первую очередь, относятся:

- показатели объема произведенной продукции в натуральном выражении;

- объем выручки от реализации произведенной продукции в денежном выражении;

- суммы перечисленных налогов и сборов в бюджеты всех уровней;

- обеспечение занятости населения путем создания новых рабочих мест, и т.д.

Однако реализация СПИК 2.0 сталкивается с определенными трудностями. В первую очередь это связано с необходимостью дополнительных настроек не только на федеральном уровне, но и на местах.

У нас примерно в 20% регионов еще не принята нормативная база для того, чтобы они могли принимать участие в этой работе. Это, пожалуй, единственное, что на сегодняшний день нужно.

Это мощная поддержка экономики. Бизнес получает всестороннюю государственную помощь и создает новые рабочие места в регионах. Развиваются востребованные технологии — например, в области химической промышленности или создании сельскохозяйственных машин (они особо актуальны в кризис, так как помогают обеспечить большой урожай). Это важно для небольших населенных пунктов, где не так много возможностей для трудоустройства.

Безусловно, любой механизм, способствующий привлечению инвестиций, тем более, крупных, будет полезен. Мешает нестабильность — экономическая и регулятивная.

Инвестклимат в условиях коронакризиса пострадал во многих странах, однако в России его текущее ухудшение наложилось на «хронические болезни» прошлых лет. Ключевые проблемы — слабая доступность заемных средств в любой форме и постоянные риски изменения условий ведения бизнеса, причем в сторону их ухудшения для компаний, считает эксперт.

Проблема недоступности долгового финансирования существует в России уже много лет, несмотря на попытки Правительства исправить эту ситуацию — например, с помощью субсидий по инвестиционным кредитам для бизнеса, или на предоставление доступных кредитов для отдельных инвестпроектов, прошедших отбор, — широкого охвата такого рода финансированием не сложилось. Его и не могло сложиться в ситуации, когда денежно-кредитная политика имеет четкую направленность на ограничение доступности кредита.

Ждать улучшения ситуации не приходится. Напротив, она усугубляется: в последнее время ставки по кредитам для бизнеса снова начали расти. По данным Банка России, средневзвешенная ставка по кредитам для нефинансовых организаций на срок 1—3 года (что соответствует многим инвестпроектам) в апреле 2022 года составила 10,5%, что выше уровня конца 2021 года.

Разумеется, после очередного повышения ключевой ставки этот уровень снова повысится. В результате инвестиции, которые осуществляются внутри страны, продолжают финансироваться, в основном, за счет собственных средств. Например, в I квартале 2022 г. собственные средства стали источником 63,7% инвестиций в основной капитал, а кредиты банков — только 9,6%».

Второй стопор для инвестпотоков — постоянная нестабильность. Причем, не только экономическая, вызванная объективными факторами, но и регулятивная, когда налоговые условия или режим работы целых направлений бизнеса может быть пересмотрен в сжатые сроки.

Бизнесу крайне сложно спрогнозировать такие изменения, особенно когда речь идет о перспективе нескольких лет — периода, необходимого для реализации многих инвестиционных проектов и выхода на окупаемость. И все это происходит на фоне продолжающегося падения реальных доходов населения и низких темпов восстановления экономики, что само по себе ухудшает перспективы для реализации многих проектов.

У России слабые позиции в таких вопросах обеспечения конкурентоспособности, как стимулирование вложений средств в долгосрочные инвестиционные проекты и инновации, создающие «рынки будущего», инвестиции в развитие инфраструктуры, обеспечивающие трансформацию в энергетике, повышение эффективности госуправления и укрепление общественного доверия.

В этой ситуации действительно необходимы новые инструменты, нацеленные на обеспечение стабильности условий ведения для бизнеса (такие как СПИК). Однако многое зависит от конкретных условий заключения таких соглашений, а также от того, какими темпами будет восстанавливаться экономика после кризиса.

На текущий момент времени механизм реализации СПИК является уникальным с точки зрения возможностей инвесторов в получении огромного количества мер поддержки со стороны государства, сформированных в общую систему. Данный механизм нацелен на реализацию государственной политики импортозамещения, обеспечение локализации промышленного производства в нутрии страны и в дальнейшем получение возможности экспорта высокотехнологичной продукции на мировой рынок. Применение такого инструмента должно обеспечить стабильность и предсказуемость инвестиционной деятельности снижения уровня риска и обеспечение ускорения окупаемости инвестиций.

Литература

1. Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" от 31.12.2014 N 488-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173119/

2. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/71137900/

3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" от 02.08.2019 N 290-ФЗ (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 330685/

4. Дударева А.Б. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве//Вестник аграрной науки. 2020. № 2 (83). С. 108-114

5. Полянин А.В., Попова О.В., Сидорин А.А., Модернизация механизмов государственного регулирования агробизнеса в России // Экономика и предпринимательство. 2019. № 6 (107). С. 82-87.

6. Сидорин А.А. Государственная поддержка как основа эффективного развития аграрного сектора экономики. В сборнике: Реальный сектор экономики: проблемы и перспективы развития. материалы всероссийской (национальной) конференции. 2019. С. 361-366.

7. Сидорин А.А. Состояние и тенденции изменения потребительского и инвестиционного поведения населения России. Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 263-266.

8. Инвестиции как фактор стабилизации макроэкономики страны / О. В. Власова, Н. А. Яковлев, Н. Д. Жмакина, Н. С. Бушина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 5-2. - С. 205211. - EDN PSKVRO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.