Научная статья на тему 'Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России'

Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальный инвестиционный контракт / СПИК 2.0 / стимулирование инвестиций и инноваций / технологическая модернизация / special investment contract / SPIC 2.0 / investment and innovation promotion / technological modernization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А.Б.

В статье рассматриваются вопросы применения специального инвестиционного контракта (СПИК) в качестве инструмента поддержки технологической модернизации национальной экономики. Проанализированы российская и зарубежная практики заключения и использования таких контрактов. Проведен сравнительный анализ первой и второй моделей СПИК. Показано, что вторая модель контрактов содействует наращиванию объема частных инвестиций в российские среднеи высокотехнологичные проекты. Определены факторы, ограничивающие заключение специальных инвестиционных контрактов. Обоснованы предложения по расширению их применения как инструмента поддержки технологической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special investment contract as a tool to support technological modernization of the Russian economy

The article considers the application of the special investment contract (SPIC) as a tool to support the technological modernization of the Russian national economy. Russian and foreign practices of concluding and using such contracts are analysed. A comparative analysis of the first and second models of SPIC was conducted. It is shown that the second model of contracts facilitates the growth of private investment in Russian medium and high-tech projects. The factors limiting the conclusion of special investment contracts have been determined. The proposals to expand their use as a tool to support technological modernization are substantiated.

Текст научной работы на тему «Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2022

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ АВТОРОВ

А.Б. СОКОЛОВ

младший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы применения специального инвестиционного контракта (СПИК) в качестве инструмента поддержки технологической модернизации национальной экономики. Проанализированы российская и зарубежная практики заключения и использования таких контрактов. Проведен сравнительный анализ первой и второй моделей СПИК. Показано, что вторая модель контрактов содействует наращиванию объема частных инвестиций в российские средне- и высокотехнологичные проекты. Определены факторы, ограничивающие заключение специальных инвестиционных контрактов. Обоснованы предложения по расширению их применения как инструмента поддержки технологической модернизации.

Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, СПИК 2.0, стимулирование

инвестиций и инноваций, технологическая модернизация.

JEL: L50, O32, O38, Z18.

DOI: 10.52180/2073-6487_2022_3_182_194.

Мировая экономика на современном этапе своего развития переживает глубокую структурную перестройку. Происходит обновление технологического фундамента на основе достижений четвертой промышленной революции, «зеленой трансформации» и шестого технологического уклада. Нарастает значимость информационных, аддитивных, нано- и биотехнологий [2, с. 5-7]. Такие фундаментальные изменения формируют новые задачи по ускорению экономического роста, технологической модернизации российской экономики и осуществлению перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития. Центральное место в их реализации занимают вопросы инвестиционного обеспечения и создания механизмов, позволяющих осуществить перераспределение инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в высокотехнологичные [1, с. 10].

Одной из важнейших задач современной экономической политики [3] является формирование таких условий для бизнеса, которые мотивировали бы бизнес на осуществление прямых инвестиций и внедрение инноваций как основных инструментов обеспечения динамичного и устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. При этом важно учитывать, что в качестве основного инвестиционного ресурса, в том числе при реализации крупных проектов в сфере технологической модернизации и создания новых высокотехнологичных производств, могут выступать прежде всего внутренние частные финансовые источники [4; 7]. Провести резкое наращивание бюджетных ресурсов не удастся. Показательным является снижение их доли в общем объеме инвестиций в основной капитал с 22% до 15,8% в 2000-2019 гг. [11, с. 102]. Речь, таким образом, нужно вести о формировании инвестиционно-активной институциональной среды, аккумулирующей ресурсный потенциал предпринимателей и инвесторов, что предполагает сдвиг государственных мер поддержки от прямого финансирования проектов в направлении более активного применения инструментов гибкого регуляторного характера, позволяющих совершенствовать указанную среду и побуждать отечественный бизнес к освоению той части рынков, которая освободилась из-за приостановления деятельности и (или) ухода иностранных компаний после введенных ограничительных мер (санкций). Такими инструментами являются, например, концессионные соглашения, особые экономические зоны, контракты жизненного цикла в рамках законодательства о закупках, территории опережающего развития, современные лизинговых инструменты и специальные инвестиционные контракты [12, с. 145-146].

Определенный шаг в развитии гибких инструментов поддержки инвестиций был сделан еще в 2014 г., когда вступил в силу Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». На его базе были сформулированы основные меры по созданию дружественной институциональной среды в интересах развития промышленного производства. В качестве одного из важнейших нефинансовых регуляторных инструментов, стимулирующих инвестиционную активность предприятий в сфере промышленности, был при этом выделен специальный инвестиционный контракт (СПИК)1, который в общем случае представляет собой соглашение между инвестором и государством, фиксирующее обязательства сторон при реализации инвестиционного проекта [9].

Подобные инструменты стимулирования прямых инвестиций в проекты реального сектора экономики, применяясь различными

1 Фонд развития промышленности: официальный сайт. 2022. https://frprf.ru/ download/prezentatsiya-spik.pdf (дата обращения: 03.01.2022).

государствами на разных исторических этапах, доказывали свою эффективность. В частности, в Венгрии в период с 1995 по 2005 г. получение инвестором индивидуальных налоговых преференций было связано с реализацией проектов в сфере производства изделий обрабатывающей промышленности с определенной стоимостью, с открытием предприятий в регионах с уровнем безработицы более 15% и обеспечением роста средней численности занятых по сравнению с годом начала реализации проекта как минимум в размере 500 человек2. За счет применения данного механизма страна вышла на первое место в Восточной и Центральной Европе по объему иностранных инвестиций на душу населения [5]. В Китае преференции в виде льгот по кредитам и налогам, таможенным пошлинам, арендным платежам и другие послабления предоставлялись исключительно тем инвесторам, которые более 70% произведенной продукции направляли на экспорт. Кроме того, инвесторы брали на себя обязательства в части применения зарубежных технологий и создавали предприятия в определенной отрасли промышленности, например, машиностроении и приборостроении, химии и металлургии, электронике3. За счет использования такого механизма объем прямых инвестиций с 4,4 млрд долл. США в 1991 г. вырос до 45,5 млрд в 1998 г.[5].

На территории Российской Федерации специальные инвестиционные контракты стали применяться как ответ на новые вызовы и риски, возникшие перед российской экономикой в 2014 г., прежде всего для решения задач, связанных с импортозамещением4, где возможности данного инструмента раскрываются наиболее полно [9]. Первая модель СПИК предполагала стимулирование притока инвестиций в создание и модернизацию производств на территории Российской Федерации посредством предоставления инвесторам отраслевых льгот и преференций, а также обеспечения стабильных условий ведения хозяйственной деятельности в случае выполнения указанных в контракте обязательств. Предусматривалось применение льготной ставки по налогу на прибыль в зависимости от уровня доходов от реализации продукции5, а участие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований зависело от запрашиваемых инвестором мер государственной

2 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: официальный сайт. 2022. https://minpromtorg.gov.ru/activities/vgpp (дата обращения: 03.01.2022).

3 Там же.

4 Постановление Правительства России от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (ред. от 22.03.2022). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183055 (дата обращения: 24.03.2022).

5 Фонд развития промышленности: официальный сайт. 2022. https://frprf.ru/ downloadZprezentatsiya-spik.pdf (дата обращения: 03.01.2022).

поддержки, объем которой не ограничивался. В целом за весь срок действия первой модели было подписано 45 федеральных специальных инвестиционных контрактов в интересах реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 800 млрд руб.6

Использование специальных инвестиционных контрактов первой модели осложнялось рядом проблем. Среди них, как показало исследование, проведенное Ю. Евстафьевой [6], сложность и затратность подготовки документации и требуемых форм отчетности, длительность и многоступенчатость процедуры получения мер поддержки, фактическое невыполнение обязательств органами государственной власти в части гарантии неизменности налоговой нагрузки, что было связано с увеличением уровня ставки налога на добавленную стоимость. Поэтому контракты первой модели не позволили полноценно активизировать промышленный потенциал, а скорее способствовали точечному созданию производств преимущественно в сфере автомобильной промышленности, в химическом комплексе, медицине и фармацевтике (29 из 45 контрактов было заключено с предприятиями данных отраслей) [6, с. 161], в т. ч. с применением устаревших технологий.

В 2019 г. появился обновленный инструмент инвестиционной поддержки - «Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0)»7, предусматривающий дополнительные преимущества для инвесторов и снижение издержек и рисков для всех сторон соглашения (см. табл. 1). Новая модель контракта рассчитана на срок до пятнадцати лет, если размер инвестиций составляет 50 или менее млрд руб., или на срок до двадцати лет, если этот объем превышает 50 млрд руб. Кроме того, организации получили право на заключение контракта по решению конкурсной комиссии на основании следующих критериев отбора: срок внедрения современной технологии; объем промышленной продукции, созданной в течение срока контракта; уровень локализации производства8.

Следует отметить, что специальный инвестиционный контракт в обновленном варианте предполагает необходимость соблюдения ряда условий и требований при реализации проектов. Предусмотрены формализованные целевые показатели - конкретные уровни объема производства и реализации продукции, выплаты налогов и сборов, количество вновь созданных рабочих мест. В качестве мер

6 Там же.

7 Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЪЛШ_173119 (дата обращения: 03.03.2022).

8 Там же.

поддержки определены, в частности, налоговые преференции, субсидиарные меры, ускоренная амортизация, ускоренная и упрощенная процедура получения статуса продукции «Сделано в России», упрощенный доступ к государственному заказу9.

Таблица 1

Обязательства и ответственность инвестора и государства при заключении специального инвестиционного контракта СПИК 2.0

Стороны контракта Обязательства Ответственность

Инвестор 1. Предоставить определенный объем капитальных вложений и реализовать проект, указанный в специальном инвестиционном контракте, а также обеспечить достижение установленных контрактом итоговых показателей; 2. Разработать и внедрить / внедрить современную технологию (из числа включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ). 3. Обеспечить на предусмотренную контрактом дату наличие исключительных прав/права использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии, включенной в перечень современных технологий ; 4. Осуществлять обособленный управленческий учет доходов и расходов. Ответственность за неисполнение инвестором обязательств по контракту выработана в форме возмещения реального ущерба или уплаты штрафа, а также ограничена общей суммой мер поддержки, предоставленных в рамках СПИК 2.0.

Государство Использовать меры поддержки в области промышленности в течение срока контракта и обеспечить стабильность условий ведения предпринимательской деятельности. Ответственность за неисполнение государством обязательств по контракту определена в форме возмещения реального ущерба.

Источник: составлено автором по: Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173119 (дата обращения: 22.01.2022); Общая информация о механизме специального инвестиционного контракта. Министерство промышленности и торговли России: официальный сайт. https://minpromtorg.gov.ru/activities/vgpp/ vgpp2/info (дата обращения: 22.01.2022).

9 Фонд развития промышленности: официальный сайт. 2022. https://frprf.ru/ downloadZprezentatsiya-spik.pdf (дата обращения: 03.01.2022).

Налоговые преференции действуют на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном налоговом уровне предусмотрена возможность снижения ставки налога на прибыль до 0%. Применение пониженной ставки возможно ко всей налогооблагаемой базе, если доходы от реализации товаров, работ или услуг в рамках контракта составляют не менее 90% всех доходов инвестора, либо только к налоговой базе от деятельности в рамках контракта, если производится раздельный учет [8]. Улучшение налоговых условий как федеральная мера поддержки касается увеличения и (или) полной отмены пониженных ставок или изменения порядка их предоставления (в части налога на прибыль организаций, земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога) и действует до наступления либо даты окончания срока контракта, либо даты окончания сроков установленных льгот10. Региональные и муниципальные меры налоговой поддержки - это льготы по налогу на прибыль в региональной части (обязательное условие для получения льготной ставки по налогу на прибыль в федеральной части), по налогу на имущество, транспорт и земельному налогу. При этом в целях получения налоговых преференций инвестор, желающий заключить контракт, не должен применять специальные налоговые режимы, являться участником консолидированной группы налогоплательщиков или участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта, быть резидентом особой экономической зоны или территории опережающего социально-экономического развития [10], а также свободной экономической зоны и (или) свободного порта Владивосток11.

Предоставление субсидиарных мер поддержки предусматривает упрощенные процедуры участия в отраслевых субсидиарных программах и возможность их предоставления на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (т. е. 1 год)12. СПИК 2.0 также обеспечивает поддержку в виде ускорения и упрощения процедуры получения статуса «Сделано в России», а также статуса «Единственный поставщик». В первом случае статус позволяет получить доступ и приоритет при проведении закупок государственными компаниями, а также ряд отраслевых и межотрас-

10 Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119 (дата обращения: 03.01.2022).

11 Там же.

12 Фонд развития промышленности: официальный сайт. 2022. https://frprf.ru/ downloadZprezentatsiya-spik.pdf (дата обращения: 03.01.2022).

левых субсидий13. Во втором случае для получения статуса необходимо осуществить инвестиции объемом более 3 млрд руб. Причем страной происхождения товара должна считаться Российская Федерация, а производителем - юридическое лицо. Статус «Единственный поставщик» предполагает получение права на прямой способ заключения контрактов без участия в котировках14.

К другим мерам поддержки относятся региональные и муниципальные механизмы в части предоставления на правах аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, а также создание отдельных объектов инфраструк-туры15. Допускается возможность ускоренной амортизации в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК и включенных в 1-7 амортизационные группы. Так, инвестор, выступающий производителем амортизируемого основного средства, имеет право выдавать свидетельства покупателям своей продукции в интересах применения ими ускоренной амортизации. При этом условия получения свидетельства являются следующими: амортизируемое средство должно быть промышленной продукцией, указанной в контракте, а также произведено в период действия специального инвестиционного кон-тракта16.

Важно отметить, что процесс работы с контрактом (включая подачу, изменение, расторжение, мониторинг и контроль) выстроен на основе применения государственной информационной системы промышленности (ГИСП)17, а первыми организациями, получившими право

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». https://base.garant.ru/71773510/#block_7021 (дата обращения: 20.02.2022).

14 Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 01.04.2022).

15 Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_173119 (дата обращения: 03.01.2022).

16 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 г. № 484 «Об утверждении Правил отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357799 (дата обращения: 20.01.2022).

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 г. № 1048 «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_357799 (дата обращения: 20.01.2022).

на заключение контрактов на новых условиях, стали «Волжский комбайновый завод», ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая Компания» и ООО «СКФ»18.

Сравнивая организационные характеристики заключения контрактов первой и второй модели, можно сделать вывод о том, что в рамках СПИК 2.0 упор сделан на поддержку именно современных технологичных проектов, тогда как ранее инструмент в первую очередь способствовал выстраиванию системы стимулирования развития любых производств, в том числе с применением устаревших технологий (см. табл. 2). Отметим, что работа с контрактами посредством ГИСП способствует повышению прозрачности, скорости и снижению административных

Таблица 2

Организационные характеристики заключения специальных инвестиционных контрактов первой и второй моделей

Характеристика СПИК СПИК 2.0

Целевая направленность Создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии

Инициатор Частный инвестор Государство, в том числе в лице субъекта Федерации и муниципального образования, либо частный инвестор

Принцип заключения Заявительный характер Отбор на основе конкурса по технологии, включенной в перечень современных технологий

Участие региона В зависимости от сторон, участвующих в заключении контракта Необходимо на каждом этапе от определения мер поддержки до подписания контракта

Наличие разделения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Присутствует Отсутствует

Источник: составлено автором по: Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173119 (дата обращения: 22.01.2022).

18 ГИСП / Государственная информационная системы промышленности. 2022. https:// gisp.gov.ru/upload/navigator2/198/Prezentatsiya-SPIK-2.0.pdf (дата обращения 05.01.2022).

издержек при их заключении, а переход от подписания контрактов в заявительном порядке к проведению конкурса между участниками посредством открытого отбора напрямую способствует росту доверия не только к механизму поддержки, но и к самой системе государственного поощрения реализации технологических проектов. Положительную роль играет и обязательное требование участия субъектов Российской Федерации, что способствует горизонтальный и вертикальной интеграции через взаимную увязку инструментов поддержки как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Нормативные правовые изменения, произведенные в области бюджетно-финансового регулирования контрактов, свидетельствуют о попытке достичь в рамках их второй модели большей гибкости. Об этом говорит отсутствие ограничений по сроку действия налоговых льгот и наличие доступа к совмещению льготных налоговых режимов, что позволяет привлечь максимально широкое число частных инвесторов. В то же время возможность расчета ставок по налогу на прибыль и объемов предоставляемых льгот по данному налогу позволяет производить органам власти и инвесторам более точную оценку предполагаемых издержек и рисков.

Следует обратить внимание на то, что СПИК 2.0 рассчитан на более длительные сроки (см. табл. 3). При этом контракт уточняет положение инвестора, что свидетельствует о попытке поддержать выработанные правила игры для участников в долгосрочном периоде и привлечь длинные деньги. Отсутствие порога инвестиционного вхождения расширяет возможности участия в заключении контракта субъектов малого и среднего предпринимательства, а определенность перечня мер поддержки для всех участников открывает дополнительные возможности финансового планирования операционной деятельности компаний. Среди нововведений также отметим:

- возможность пролонгации срока СПИК 2.0 в условиях санкци-онного давления (если в отношении инвестора на день заключения контракта иностранными государствами приняты односторонние меры ограничительного воздействия, то срок контракта продлевается на срок действия указанных мер)19;

- определение полномочий Фонда развития промышленности, включающих консультационную поддержку инвесторов и органов исполнительной власти по вопросам заключения, изменения, расторжения и контроля контракта, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов;

19 Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119 (дата обращения: 03.01.2022).

- наличие критериев оценки заявок в части сроков внедрения современной технологии, уровня локализации и объема производства промышленной продукции20.

Таблица 3

Характеристики условий и требований реализации специальных инвестиционных контрактов первой и второй моделей

Характеристика СПИК СПИК 2.0

Срок контракта До десяти лет До пятнадцати лет (объем инвестиций < 50 млрд руб.) или до двадцати лет (объем инвестиций > 50 млрд руб.)

Порог инвестиционного вхождения От 750 млн руб. (без НДС) Ограничения отсутствуют

Применение инструментов поддержки со стороны государства Ограничения отсутствуют Использование мер государственной поддержки в рамках контракта прекращается в том случае, если объем бюджетных ассигнований и недополученных доходов превысит 50% от общего объема капитальных затрат

Применение нормативных правовых актов, ухудшающих положение инвестора Общая оговорка по неухудшению условий При условии, что специальный порядок неухудшения условий для инвесторов СПИК был закреплен на дату подписания контракта

Региональные меры поддержки для включения в контракт Включаются меры поддержки, согласованные субъектами и членами межведомственной комиссии Включаются меры государственной поддержки, которые приняты комиссией при условии, что они имеют нормативное правовое оформление

Источник: составлено автором по: Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173119 (дата обращения: 22.01.2022); Общая информация о механизме специального инвестиционного контракта. Министерство промышленности и торговли России: официальный сайт. https://minpromtorg.gov.ru/activities/ vgpp/vgpp2/info (дата обращения: 22.01.2022).

Подытоживая, можно сделать вывод о том, что СПИК 2.0 является потенциально эффективным инструментом увеличения объемов частных инвестиций в новые средне- и высокотехнологичные проекты.

20 Там же.

Применение таких контрактов позволяет государству обеспечить локализацию производств и увеличить количество создаваемых рабочих мест, что способствует достижению целей формирования инновационной экономики и ускорения экономического развития. Среди основных преимуществ инструмента следует выделить стабилизацию условий ведения хозяйственной деятельности и сохранение объема налоговой нагрузки для коммерческих компаний на весь период действия контракта, ускорение доступа к государственному заказу в качестве единственного поставщика, а также возможность на льготных условиях арендовать земельный участков. В то же время нельзя не упомянуть о наличии ряда факторов, сдерживающих применение данных контрактов, среди них, в частности, такие как недостаточное количество российских отраслевых экспертов, из-за чего затруднено проведение комплексной достоверной оценки проектов в ряде отраслей экономики, а также сохранение административных барьеров, связанных с высокой стоимостью подготовки проектной документации, необходимой для заключения контрактов. Преодолению этих и ряда других негативных моментов могло бы содействовать проведение следующих мероприятий:

- расширение пула экспертов за счет создания межведомственных рабочих групп с привлечением, с одной стороны, зарубежных специалистов, потенциал которых на данном этапе не задействован, а с другой - научных сотрудников институтов Российской академии наук;

- достижение полной открытости и прозрачности тендерной процедуры при наличии двух и более поставщиков по одинаковым технологиям;

- учет необходимости перехода к локализации производства, а не технологий, в виду того, что существуют определенные решения, которые состоят из более чем одной отдельно выделяемой технологии;

- создание особых, облегченных условий, правил и процедур заключения контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инвестиции в модернизацию и инновационное развитие российской экономики: сборник / Под общей редакцией Е.Б. Ленчук. М.: Институт экономики РАН, 2011.

2. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада

в экономике : монография / Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. М.: Тровант, 2009.

3. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы: монография / Е.Б. Ленчук, Н.Ю. Ахапкин, В.И. Филатов [и др.]. СПб.: Алетейя, 2022.

4. Доржиева В.В., Ильина С.А. Финансовые институты развития как фактор структурной модернизации экономики: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2020.

5. Гереев Р.А. Специальный инвестиционный контракт и его значение для промышленного развития Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 39-43.

6. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152-167.

7. Ленчук Е.Б. Финансовые институты развития в решении задач технологической модернизации и инновационного развития // Федерализм. 2015. № 4 (80). С. 7-24.

8. Насонова Д. С., Шадурская М.М. Специальный инвестиционный контракт: текущие проблемы и перспективы // Human Progress. 2018. Т. 4. № 1.

9. Никитин Г.С. Ключевые инструменты новой промышленной политики Российской Федерации // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 1(94). С.74-79.

10. Утевская М.В. Развитие мер государственной поддержки при реализации проектов в лесном комплексе Российской Федерации // Вестник науки

и образования. 2019. № 12-1 (66). С. 40-45.

11. Филатов В. И. Финансовые ресурсы роста российской экономики // Мир новой экономики. 2021. № 15(2). С. 97-106.

12. Шохин А.Н., Скиба А.В. Анализ эффективности форм ГЧП в рамках взаимодействия бизнеса и власти // Журнал «Бизнес. Общество. Власть». Октябрь 2017. №1(26). С. 140-160.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Investment in modernization and innovative development of the Russian economy: collectiom / under general revision E.B. Lenchuk. M.: Institute of Economics RAS, 2011. (In Russ.).

2. Nanotechnology as a key factor in the new technological order in the economy : monograph / Under the editorship of Academicians RAS S.Y. Glaziev and Professor V.V. Kharitonov. M.: Trovant, 2009. (In Russ.).

3. Structural modernization of the Russian economy: conditions, directions, mechanisms: monograph / E.B. Lenchuk, N.Yu. Akhapkin, V.I. Filatov [and others]. St. Petersburg: Aletheya Publishing House, 2022. (In Russ.).

4. Dorzhieva V.V., llyina S.A. Development Financial Institutions as a Factor in the Structure of a Developing Economy: Scientific Report. M.: Institute of Economics RAS, 2020. (In Russ.).

5. Gereev R.A. Special investment contract and its significance for the industrial development of the Russian Federation // Innovative development of the economy. 2016. No. 4 (34). Pp. 39-43. (In Russ.).

6. Evstafieva Yu.V. Experience in the application and improvement of a special investment contract // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 3. Pp. 152-167. (In Russ.).

7. Lenchuk E.B. Financial institutions for development in solving problems of technological modernization and innovative development // Federalism. 2015. No. 4(80). Pp. 7-24. (In Russ.).

8. Nasonova D.S., Shadurskaya M.M. Special investment contract: current problems and prospects // Human Progress. 2018. Vol. 4. No. 1. (In Russ.).

9. Nikitin G.S. Key instruments of the new Russian industrial policy // Effective anti-crisis management. 2016. No. 1 (94). Pp. 74-79. (In Russ.).

10. Utevskaya M.V. Development of state support measures for the implementation of projects in the forest complex of the Russian Federation// Vestnik nauki

i obrazovaniya. 2019. No. 12-1 (66). Pp. 40-45. (In Russ.).

11. Filatov V.l. Financial resources for the growth of the Russian economy. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy. 2021;15(2):97-106. DOI: 10.26794/2220-64692021-15-2-97-106. (In Russ.).

12. Shokhin A.N., Skiba A.V. Analysis of the effectiveness of PPP forms in the framework of the interaction between business and government // Journal "Business. Society. Power". October 2017. No. 1 (26). Pp. 140-160. (In Russ.).

Дата поступления рукописи: 28.02.2022 г. ABOUT NHE AUTHOR

Sokolov Arsentiy Borisovich - Junior Researcher at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia arsentiy_sokolov@mail.ru

SPECIAL INVESTMENT CONTRACT AS A TOOL TO SUPPORT TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article considers the application of the special investment contract (SPIC) as a tool to support the technological modernization of the Russian national economy. Russian and foreign practices of concluding and using such contracts are analysed. A comparative analysis of the first and second models of SPIC was conducted. It is shown that the second model of contracts facilitates the growth of private investment in Russian medium and high-tech projects. The factors limiting the conclusion of special investment contracts have been determined. The proposals to expand their use as a tool to support technological modernization are substantiated.

Keywords: special investment contract, SPIC 2.0, investment and innovation promotion, technological modernization. JEL: L50, O32, O38, Z18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.