Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - СПИК 2.0: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - СПИК 2.0: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / СПИК 2.0 / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева Юлия Валерьевна

С 2021 г. в Российской Федерации используется особый правовой режим стимулирования инвестиционной деятельности - специальный инвестиционный контракт второго поколения (СПИК 2.0). Данный инструмент промышленной и инвестиционной политики имеет ряд отличий от своей первой версии, главным из которых является исключительная технико-внедренческая направленность. В сложившихся политико-экономических условиях развитие собственной технологической базы и промышленного производства на ее основе является критически необходимым для укрепления экономического суверенитета. Целью исследования является изучение опыта использования СПИК 2.0 с момента запуска по настоящее время для решения стоящих перед государством задач. Исследование проведено на основе данных, размещенных в Государственной информационной системе промышленности, а именно данных публичного реестра специальных инвестиционных контрактов и публичного реестра конкурсных отборов, с использованием следующих методов: статистического, логического анализа, синтеза, сравнения и обобщения. С 2021 г. по июль 2023 г. было заключено 27 специальных инвестиционных контрактов по модели СПИК 2.0, в рамках которых предусматривается освоение серийного производства промышленной продукции на базе технологий, признанных в установленном порядке современными для целей заключения специнвестконтрактов. В рамках заключенных СПИК 2.0 предполагается освоение 26 технологий из почти 770, внесенных в специальный правительственный перечень; общий объем инвестиционных обязательств частной стороны составил 736,7 млрд руб. Данные результаты дают основания признать использование потенциала инструмента СПИК 2.0 недостаточным для решения задач промышленной и инвестиционной политики и рекомендовать интенсифицировать работу уполномоченных органов по проведению конкурсов на освоение современных технологий в рамках СПИК 2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL INVESTMENT CONTRACTS OF NEW EDITION - SPIC 2.0: FEATURES OF USE AND PERSPECTIVES

Since 2021 there is a special legal regime in the Russian Federation used for stimulating investment activity - special investment contract of the second edition (SPIC 2.0). This instrument of industrial and investment policy has a number of distinctions from its initial version, and the main one is its technology implementation focus. Under the current political and economic conditions development of the own technological base and based on that industrial production is critically necessary for strengthening the economic sovereignty. The aim of the research is to study the experience of using SPIC 2.0 from the moment of launch to the present to achieve the objectives of the state. The study was based on data from the State industrial information system, in particular the data of the public registry of special investment contracts and public registry of competitive selection. The following methods were used: statistical, logical analysis, synthesis, comparison and generalization. Since 2021 till July 2023 there were 27 special investment contracts signed according to the model of SPIC 2.0 which provides serial production of industrial goods on the basis of the technologies which in accordance with the established procedure are considered modern for special investment contract purposes. As a part of the signed SPIC 2.0 it is planned to develop 26 technologies out of approximately 770 included in the special government list; the total volume of investment obligations of the private party amounted to 736,7 billion rubles. These results give grounds for recognizing the use of the potential of the SPIC 2.0 tool as insufficient for solving the tasks of industrial and investment policy and recommend intensifying work of authorized bodies in holding competitions for the development of modern technologies within the framework of SPIC 2.0.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - СПИК 2.0: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI: 10.24412/2070-1381-2023-99-49-61

Специальные инвестиционные контракты нового поколения — СПИК 2.0: особенности использования и перспективы

Евстафьева Юлия Валерьевна

Кандидат экономических наук, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Yevstafyeva@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 9943-8023

Аннотация

С 2021 г. в Российской Федерации используется особый правовой режим стимулирования инвестиционной деятельности — специальный инвестиционный контракт второго поколения (СПИК 2.0). Данный инструмент промышленной и инвестиционной политики имеет ряд отличий от своей первой версии, главным из которых является исключительная технико-внедренческая направленность. В сложившихся политико-экономических условиях развитие собственной технологической базы и промышленного производства на ее основе является критически необходимым для укрепления экономического суверенитета. Целью исследования является изучение опыта использования СПИК 2.0 с момента запуска по настоящее время для решения стоящих перед государством задач. Исследование проведено на основе данных, размещенных в Государственной информационной системе промышленности, а именно данных публичного реестра специальных инвестиционных контрактов и публичного реестра конкурсных отборов, с использованием следующих методов: статистического, логического анализа, синтеза, сравнения и обобщения. С 2021 г. по июль 2023 г. было заключено 27 специальных инвестиционных контрактов по модели СПИК 2.0, в рамках которых предусматривается освоение серийного производства промышленной продукции на базе технологий, признанных в установленном порядке современными для целей заключения специнвестконтрактов. В рамках заключенных СПИК 2.0 предполагается освоение 26 технологий из почти 770, внесенных в специальный правительственный перечень; общий объем инвестиционных обязательств частной стороны составил 736,7 млрд руб. Данные результаты дают основания признать использование потенциала инструмента СПИК 2.0 недостаточным для решения задач промышленной и инвестиционной политики и рекомендовать интенсифицировать работу уполномоченных органов по проведению конкурсов на освоение современных технологий в рамках СПИК 2.0.

Ключевые слова

Специальный инвестиционный контракт, СПИК2.0, промышленная политика, инновационное развитие промышленности, технико-внедренческие инвестиционные проекты, инвестиции в промышленность, технологическое развитие, стимулирование инвестиций.

Special Investment Contracts of New Edition — SPIC 2.0: Features of Use and Perspectives

Yulia V. Yevstafyeva

PhD, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Yevstafyeva@spa.msu.ru

Abstract

Since 2021 there is a special legal regime in the Russian Federation used for stimulating investment activity — special investment contract of the second edition (SPIC 2.0). This instrument of industrial and investment policy has a number of distinctions from its initial version, and the main one is its technology implementation focus. Under the current political and economic conditions development of the own technological base and based on that industrial production is critically necessary for strengthening the economic sovereignty. The aim of the research is to study the experience of using SPIC 2.0 from the moment of launch to the present to achieve the objectives of the state. The study was based on data from the State industrial information system, in particular the data of the public registry of special investment contracts and public registry of competitive selection. The following methods were used: statistical, logical analysis, synthesis, comparison and generalization. Since 2021 till July 2023 there were 27 special investment contracts signed according to the model of SPIC 2.0 which provides serial production of industrial goods on the basis of the technologies which in accordance with the established procedure are considered modern for special investment contract purposes. As a part of the signed SPIC 2.0 it is planned to develop 26 technologies out of approximately 770 included in the special government list; the total volume of investment obligations of the private party amounted to 736,7 billion rubles. These results give grounds for recognizing the use of the potential of the SPIC 2.0 tool as insufficient for solving the tasks of industrial and investment policy and recommend intensifying work of authorized bodies in holding competitions for the development of modern technologies within the framework of SPIC 2.0.

Keywords

Special investment contract, SPIC 2.0, industrial policy, innovations-based industrial development, technology implementation investment projects, industrial investments, technological development, investment incentives.

Введение

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) появился в российском правовом поле в качестве инструмента промышленной политики с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»1. Изменения, внесенные в инструмент специальных инвестиционных контрактов в 2019 г., были столь масштабными и сущностно значимыми, что можно говорить о его полноценной реформе [Евстафьева 2020]. Так, во второй версии инструмента были, в частности, изменены субъектный состав публичной стороны договора, предмет договора, максимальный срок действия, условия и порядок заключения. Отличия двух моделей специальных инвестиционных контрактов раскрыты в ряде публикаций [Белоусов 2022; Соколов 2022; Акопян 2020]. Нельзя не согласиться с тем, что после изменения регуляторной модели «СПИК представляет собой совершенно иной инструмент поддержки развития промышленности» [Акопян 2020, 28]. Он получил название «СПИК 2.0», которое не только используется в качестве общепринятого в экспертном и научном сообществе, но и встречается в документах государственных органов2. Изначально предполагалось, что соглашения по модели СПИК 1.0 более не будут заключаться, однако в рамках антикризисного пакета 2022 г. законодатель закрепил возможность их дальнейшего применения, и теперь для решения задач экономической политики, в частности инвестиционной и технологической, наравне используются два инструмента — СПИК 1.0 и СПИК 2.0.

В данной работе исследуется динамика использования инструмента СПИК 2.0 для решения задач государственной политики с момента его запуска по настоящее время. Для достижения данной цели была статистически обработана и проанализирована (логический анализ, сравнение, обобщение, синтез) информация, опубликованная в Государственной информационной системе промышленности, в частности публичный реестр специальных инвестиционных контрактов и публичный реестр конкурсных отборов. Помимо этого, информационную базу настоящего исследования составляют результаты проведенных ранее научных изысканий, а также информационно-справочные материалы органов исполнительной власти и профильных институтов развития. Нормативно-правовой базой выступают Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и подзаконные акты, регулирующие применение СПИК 2.0.

О СПИК 2.0

СПИК 2.0, как и первый вариант специнвестконтрактов, является двусторонне обязывающим договором. Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», инвестор, вложив в проект собственные или привлеченные средства, обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению определенной технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на ее основе, а вторая сторона контракта — совместно Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование — обязуется обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять по отношению к нему предусмотренные законодательством соответствующего уровня меры стимулирования.

1 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173119/ (дата обращения: 01.07.2023).

2 См., например: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 429950/ (дата обращения: 05.07.2023).

СПИК 2.0 как инструмент государственной политики призван стимулировать не просто рост инвестиций в реальный сектор экономики, а запуск технико-внедренческих инвестиционных проектов и, следовательно, модернизацию российской экономики, а также обеспечение технологического развития. С учетом текущей политико-экономической ситуации важность данной задачи сложно переоценить.

Реализация инвестиционного проекта в рамках СПИК 2.0 может предполагать:

1) разработку и внедрение современной технологии (создание на ее основе серийного производства) инвестором;

2) внедрение современной технологии, если инвестор имеет исключительное право на технологию или право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии для серийного производства промышленной продукции3.

В дополнение к этому в рамках СПИК 2.0 возможно промышленное освоение технологий, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации.

Перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, формируется и актуализируется Правительством Российской Федерации. Полномочия по определению технологий современными возложены на ряд российских научных и экспертных организаций, которые также внесены в специальный правительственный перечень.

На освоение серийного производства промышленной продукции на базе той или иной технологии проводится конкурс (открытый или закрытый), с победителем которого заключается специальный инвестиционный контракт. При наличии решения Президента Российской Федерации проведение конкурсного отбора для заключения СПИК 2.0 не требуется (пункт 1 части 15 статьи 18.3).

Срок действия специнвестконтракта зависит от объема инвестиционных вложений: при инвестировании не более 50 млрд руб. срок действия СПИК 2.0 составит до 15 лет, если объем инвестиций превышает 50 млрд руб. — до 20 лет. Нижний порог инвестиций по СПИК 2.0 не установлен, так же как и минимальный срок, на который может быть заключен специнвестконтракт.

К мерам стимулирования, доступ к которым открывает заключение СПИК 2.0, относятся льготы по налогу на прибыль, досрочное получение статуса российского производителя, возможность принимать участие в государственных закупках в качестве единственного поставщика, аренда земельных участков на особых условиях, право выдачи покупателям своей продукции сертификата ее ускоренной амортизации и доступ к субсидиям4. Для держателей СПИК действуют особые условия участия в субсидиарных программах (упрощенная процедура подачи заявки и увеличенный срок, на который предоставляются субсидии), кроме того, существуют отдельные отраслевые субсидии, на получение которых не могут претендовать не заключившие специнвестконтракт организации [Исаев 2021а].

Потенциальные инвесторы вправе не заявлять потребность в мерах стимулирования в предоставляемых для участия в конкурсном отборе документах и использовать в рамках режима СПИК 2.0 только стабилизационную оговорку. Некоторые компании могут быть более

3 Если инвестор имеет право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии, он может также быть обязан, в соответствии с условиями подписываемого СПИК 2.0, обеспечить свое право создавать на основе вышеуказанных результатов собственные результаты интеллектуальной деятельности и право получать на них патенты (свидетельства).

4 Специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0): Версия от 03.07.2023 // Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://bod.frprf.ru/public/documents/prezentaciya-spik-20 (дата обращения: 10.07.2023).

51

заинтересованы в получении статуса российского производителя и доступа к государственным закупкам, чем в налоговых льготах. В таком случае они заявляют из всех потенциально доступных только те преференции, которые хотят использовать.

Следует отметить, что возможные меры стимулирования инвесторов по специнвестконтрактам первой и второй модели одинаковы, однако для СПИК 2.0 введено законодательное ограничение на объем предоставляемой поддержки: в случае если объем расходов и недополученных доходов бюджетной системы Российской Федерации превышает 50% от капитальных вложений в проект, обязательства публичной стороны договора по применению мер стимулирования прекращаются (часть 7 статьи 18.2). Разнятся и условия применения стабилизационной оговорки: если в первой версии специальных инвестиционных контрактов стабилизации подлежали и страховые взносы, то в рамках СПИК 2.0 гарантируется неувеличение только налоговой нагрузки [Исаев 2021Ь].

Использование инструмента СПИК 2.0 регулируется правилами заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 г. № 10485. Для заключения СПИК 2.0 необходимо наличие регионального регулирования, в частности предоставление мер стимулирования в том субъекте Российской Федерации, в котором предполагается реализация контракта. По состоянию на начало 2023 г. в 12 субъектах Российской Федерации не установлены меры стимулирования для участников СПИК 2.0, а значит, нет возможности заключать такой контракт6.

Результаты использования СПИК2.0

С июня 2021 г., когда был заключен первый СПИК 2.0, по июль 2023 г. было подписано 27 соглашений со сроком исполнения, варьирующимся от 31 декабря 2026 г. до 31 декабря 2042 г. Количество заключенных СПИК 2.0 в 2021 г. и 2022 г. сопоставимо (12 и 11 соглашений соответственно). В I полугодии 2023 г. было заключено только 4 СПИК 2.0. С учетом того, что инструмент носит, в отличие от СПИК 1.0, не заявительный, а конкурсный характер, динамика заключения соглашений всецело зависит от интенсивности работы по проведению конкурсных отборов.

Согласно публичному реестру конкурсных отборов7, размещенному на платформе Государственной информационной системы промышленности Минпромторга России, по состоянию на 1 июля 2023 г. в целях заключения СПИК было инициировано 49 конкурсных отборов, 48 из которых завершено. Распределение проведенных конкурсов по годам и по инициаторам приведено в Таблице 1.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 г. № 1048 «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 357799/ (дата обращения: 04.07.2023).

6 Специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0): Версия от 03.07.2023 // Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://bod.frprf.ru/public/documents/prezentaciya-spik-20 (дата обращения: 10.07.2023).

7 Публичный реестр конкурсных отборов // ГИСП [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/spic2/pub/contest/ search/ (дата обращения: 01.07.2023).

Таблица 1. Конкурсные отборы на заключение СПИК 2.08

Год Количество открытых конкурсных отборов

Минпромторг России Минсельхоз России Минэнерго России

Частная инициатива Публичная инициатива Частная инициатива Публичная инициатива Частная инициатива Публичная инициатива

2021 16 8 2 — — —

2022 12 2 1 — — —

2023 (январь-июнь) 7 — 1 — — —

Большинство отборов (39 из 49) инициируют компании, готовые внедрить или разработать и внедрить определенные технологические решения. В некоторых случаях9 компаниям приходится сначала инициировать внесение собственной технологии в правительственный перечень, что усложняет и затягивает процесс заключения СПИК 2.0 для них. Вместе с тем компания, предложившая внести новую технологию в перечень, зачастую либо является ее разработчиком и правообладателем, либо имеет существенные заделы для ее разработки и может стать единственным участником конкурсного отбора (в таком случае контракт будет заключен с ней).

Министерство энергетики Российской Федерации, как и в случае со СПИК 1.0, не использует инструмент специнвестконтрактов, хоть и уполномочен на это. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации тоже не выступает инициатором проведения конкурсных отборов, однако это делают частные компании по технологиям, входящим в сферу ведения министерства, и по состоянию на июль 2023 г. Минсельхоз России от имени Российской Федерации выступил стороной одного контракта по модели СПИК 2.0. Необходимо отметить, что, согласно процедуре, инвестор, инициируя проведение конкурсного отбора, обращается с предложением о заключении контракта в уполномоченное министерство, которое принимает решение о проведении отбора либо об отказе в проведении. Инициатором проведения конкурсного отбора также может выступать Российская Федерация совместно с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Не все проведенные конкурсы завершаются заключением специнвестконтракта. Так, 8 из 26 конкурсных отборов, открытых в 2021 г., не привели к заключению контрактов и освоению производства промышленной продукции по предложенным технологиям. В 2022 г. таких конкурсных отборов было уже 11 из 15. По результатам конкурсных отборов, открытых за первые 6 месяцев 2023 г. (8 отборов), по состоянию на 15 июля 2023 г. не было заключено ни одного контракта10.

Можем предположить, что причиной безрезультатности отборов не всегда является отсутствие интереса к предложениям публичной стороны, так как в ряде случав инициаторами конкурсных отборов, не увенчавшихся заключением контрактов, были как раз частные компании (4 отбора в 2021 г., 9 отборов в 2022 г. и все отборы в 2023 г.). Например, причиной отсутствия заключенных СПИК 2.0 может быть слишком длительный промежуток времени, который проходит между подведением итогов конкурса (не публикуются в реестре) и заключением

8 Составлено автором на основе: Публичный реестр конкурсных отборов // ГИСП [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/spic2/pub/contest/search/ (дата обращения: 01.07.2023).

9 Если в перечне видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, отсутствует технология, которую компания планирует внедрять (разрабатывать и внедрять).

10 В 2021 г., в 2022 г. и в 2023 г. зафиксировано по одному случаю, когда конкурсные отборы на одну и ту же технологию проводились дважды. Инициатором во всех случаях дважды выступали одни и те же компании-инвесторы, но ни после первого, ни после второго конкурсного отбора с ними не были заключены СПИК 2.0.

контракта. В качестве примера можно привести заключение СПИК 2.0 по технологии изготовления конического подшипника. Прием заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения специнвестконтракта по данной технологии был открыт одним из первых — 21 февраля 2021 г. Срок подачи заявок — до 5 марта 2021 г., срок подведения итогов конкурсного отбора, которому предшествовали этапы экспресс-анализа, входной экспертизы и комплексной экспертизы (по каждому из которых был установлен собственный срок), — 23 апреля 2021 г. Тем не менее контракты с победителями конкурсного отбора11 были заключены только в декабре: 24 декабря 2021 г. с ООО «ЕПК — Бренко Подшипниковая Компания» и 29 декабря 2021 г. с ООО «СКФ»12.

Отсутствие региональных нормативных правовых актов, предусматривающих меры стимулирования для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в рамках режима СПИК 2.0, также негативно сказывается на динамике использования инструмента, так как пока он не может быть применен на территории всей страны [Кванина 2022].

Предпринятые меры по сокращению сроков размещения извещения о проведении открытого конкурсного отбора после принятия соответствующего решения уполномоченным министерством с не более 45 дней до не более 10 дней и по сокращению сроков подачи заявок на участие в конкурсном отборе также до 10 дней со дня размещения извещения о нем (как исключение в 2022 г. и 2023 г.13) не приводят к улучшению динамики проведения отборов и заключения контрактов.

В рамках СПИК 2.0, заключенных в 2021 г. - I половине 2023 г., частные компании приняли на себя обязательства по вложению в российское промышленное производство 736,7 млрд руб. инвестиций. Наибольший объем вложений приходится на химическую промышленность — 501,3 млрд руб., или 68,1 % всех привлеченных инвестиций, что связано с большой капиталоемкостью данной отрасли и заключением наибольшего количества соглашений — 9 из 27. На втором месте находится черная металлургия, трубная промышленность и производство металлоконструкций — 188,5 млрд руб. планируемых инвестиций. Отраслевое распределение привлеченных в рамках СПИК2.0 инвестиций представлено на Рисунке 1.

11 Пример реализации нормы права, в соответствии с которой победителями конкурсного отбора могут быть признаны несколько компаний. Согласно Правилам заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, информация о возможности признания победителями отбора более одного участника заявляется в конкурсной документации.

12 В настоящее время инвестором по указанному контракту выступает не ООО «СКФ», а ООО «ТЕК-КОМ ПРОИЗВОДСТВО» (дополнительное соглашение от 28 апреля 2023 г. № 1 к специальному инвестиционному контракту от 29 декабря 2021 г. № 8). Смена инвестора допускается в рамках процедуры изменения контракта.

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2022 г. № 753 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/140775/ (дата обращения: 05.07.2023); Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2022 г. № 1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов» // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/143125/ (дата обращения: 05.07.2023).

Автомобильная промышленность 17,2 Железнодорожная промышленность 2,6

Лесопромышленный комплекс

Промышленность переработки отходов производства и потребления

Сельскохозяйственное машиностроение

Фармацевтическая и медицинская промышленность

Химическая промышленность

Черная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции

Другое

0,0 100,0 200,0 300,0 400,0 500,0 600,0

Рисунок 1. Отраслевое распределение планируемых объемов инвестиций в соответствии со СПИК 2.0, заключенными в 2021 г - I половине 2023 г., млрд руб.14

В СПИК 2.0 фиксируется общий объем инвестиционных обязательств частной стороны договора (без учета налога на добавленную стоимость). График инвестирования средств по годам закрепляется в виде приложения к контракту. Таким образом, если всего в рамках инструмента СПИК 2.0 заявлено 736,7 млрд руб. инвестиций до 2042 г., то за 2020-2022 гг.15 инвесторы были обязаны вложить порядка 150 млрд руб. Отчеты о фактическом исполнении инвесторами обязательств в открытом доступе не размещаются, поэтому нельзя установить реальный вклад использования инструмента в привлечение инвестиций в технологическую промышленность по годам.

Согласно условиям заключенных контрактов по модели СПИК 2.0, общий объем произведенной промышленной продукции составит 7740,5 млрд руб. Величина данного обязательства инвестора рассчитывается исходя из полного срока реализации контракта. Следовательно, указанный результат будет достигнут общим итогом к моменту завершения последних СПИК 2.0 из заключенных к настоящему времени, а именно к 31 декабря 2042 г.

Из 27 заключенных СПИК 2.0 только 6 контрактов предусматривают разработку и внедрение технологии. Предметом остальных является освоение серийного производства промышленнойпродукциипотехнологиям,которыелибобылиразработаныранеесамиминвестором, либо он имеет право на их использование. Таким образом, можем предположить, что в настоящее время инструмент применяется для реализации имеющихся заделов и не является достаточно мощным стимулом для проведения новых НИОКР и разработки технологий, которыми российские компании не располагают.

Инвестиционные проекты в рамках заключенных СПИК2.0

По заключенным СПИК 2.0 раскрывается существенно больше значимых данных, чем по СПИК 1.0, что связано в том числе и с проведением конкурсного отбора. В настоящее время в открытом доступе размещены финансовые модели проектов, которые реализуются в рамках подписанных специнвестконтрактов. В частности, публикуется график инвестирования средств в проект и график начала производства промышленной продукции по СПИК.

14 Составлено автором на основе: Реестр СПИК (публичный) // ГИСП [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/spic2/ pub/spic/search/ (дата обращения: 01.07.2023).

15 В графики инвестирования (расходования) средств некоторых СПИК 2.0 включены инвестиционные обязательства за период 2020 г., хотя первый контракт по данной модели был заключен в июне 2021 г.

Обращают на себя внимание некоторые нетипичные характеристики инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подписанных СПИК 2.0:

1) включение в общий объем инвестиционных обязательств по контракту вложений в проект, которые уже были осуществлены в предыдущие периоды (примеры таких специнвестконтрактов приведены в Таблице 2);

2) совпадение года заключения контракта и года начала серийного производства промышленной продукции на основе внедряемой технологии (примеры таких специнвестконтрактов приведены в Таблице 3).

Таблица 2. СПИК 2.0, предусматривающие включение в общий объем инвестиционных обязательств по контракту вложений, осуществленных до его заключения16

Номер СПИК Дата заключения СПИК Инвестиции в проект

Общий объем инвестиций, закрепленных в СПИК, тыс. руб. Объем инвестиций, осуществленных в предыдущие периоды, тыс. руб. Доля осуществленных ранее инвестиций в общем объеме, %

1/2022-МСХ 03.06.2022 847 969,9 2020 г. — 93 078, 0 2021 г. — 665 323,3 89,4

60 17.06.2022 6 227 244,0 2020 г. — 212 508,0 2021 г. — 2 985 484,0 51,4

65 11.11.2022 2 881 442,8 2021 г. — 72 127,7 2,5

66 14.11.2022 18 285 569,0 2021 г. — 10 559 362,0 57,7

67 14.12.2022 87 438 903,0 2021 г. — 288 892,0 0,3

71 05.04.2023 9 194 884,2 2020 г. — 242 524,5 2021 г. — 2 780 620,6 2022 г. — 2 445 965,5 59,5

73 16.06.2023 7 789 451,0 2021 г. — 796 431,0 2022 г. — 1 406 962,0 28,3

Таблица 3. СПИК 2.0, предусматривающие начало освоения серийного производства промышленной продукции на базе современной технологии в год заключения контракта

или ранее17

Номер СПИК Дата заключения СПИК Дата окончания срока действия СПИК Дата начала производства промышленной продукции

51 04.10.2021 31.12.2031 2021, 2022, 2027

56 20.12.2021 31.12.2030 2021

58 29.12.2021 31.12.2030 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 21.03.2022 31.12.2032 2022

1/2022-МСХ 03.06.2022 31.12.2036 2022

61 25.08.2022 31.12.2026 2022

63 03.10.2022 31.12.2031 2022

64 03.10.2022 31.12.2031 2022

65 11.11.2022 31.12.2031 2022, 2024

66 14.11.2022 31.12.2036 2022, 2023

16 Составлено автором на основе: Реестр СПИК (публичный) // ГИСП [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/spic2/ pub/spic/search/ (дата обращения: 01.07.2023).

17 Составлено автором на основе: Реестр СПИК (публичный) // ГИСП [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/spic2/ pub/spic/search/ (дата обращения: 01.07.2023). Примечание: в рамках одного контракта инвестором могут приниматься обязательства по освоению более чем одной современной технологии и (или) серийному производству более чем одной номенклатурной позиции; в таком случае даты начала производства продукции разных номенклатурных позиций могут приходиться на разные годы.

70 30.03.2023 31.12.2036 2022

71 05.04.2023 31.12.2035 2023

73 16.06.2023 31.12.2028 2023

Включение капитальных вложений предыдущих периодов в общую сумму инвестиционных обязательств по контрактам привело к искажению итоговой суммы привлеченных средств в рамках СПИК 2.0, а именно завышению реального показателя на 22,5 млрд рублей, что составляет 3,1 %.

В качестве примера приведем контракт под номером 70: СПИК2.0 по внедрению технологии производства плитных панелей из цельной древесины был подписан между ООО «СОКОЛ СИЭЛТИ», Российской Федерацией, Вологодской областью и Сокольским муниципальным округом 30 марта 2023 г. на срок до 31 декабря 2036 г. При этом планируемая дата начала производства промышленной продукции по контракту — 2022 г. График инвестирования средств включает только прошедшие периоды: 2020 г. (объем вложенных средств — 1 006,1 млн руб.) и 2021 г. (191,1 млн руб.). Исходя из данных, размещенных в открытом доступе, можем предположить, что контракт был заключен на уже осуществленный инвестиционной проект. Целесообразность таких действий со стороны публичного партнера в рамках исследуемой договорной конструкции вызывает сомнения.

Некоторые контракты привлекают внимание тем, что срок начала выпуска продукции предшествует началу осуществления инвестиционных вложений (например, СПИК2.0 под номерами 54, 55, 56). Так, ООО «ГРУНДФОС ИСТРА» (СПИК № 56 от 20 декабря 2021 г., действует по 31 декабря 2030 г.) приняла на себя обязательства по началу серийного производства промышленной продукции — насосов (насосных агрегатов), установок повышения давления — в 2021 г., при том что инвестиции в размере 4,4 млрд руб. компания обязуется осуществить в 2023 г. согласно графику инвестирования средств.

Указанные факты дают основания полагать, что инвесторы могут представлять на конкурс проекты, реализация которых уже идет, а в некоторых случаях даже подходит к своему завершению: основные капитальные вложения уже осуществлены, наступает срок начала запуска производства промышленной продукции18. В данных случаях заключение контракта с публично-правовыми образованиями не является фактором принятия инвестиционного решения, а представляется неким поощрением для инвестора за реализацию технологичного проекта. Другими словами, можно предположить, что указанные инвестиционные проекты были бы реализованы и вне режима специнвестконтракта, что не умаляет выгод инвестора от последнего. Контракты заключаются на большой срок, в течение которого для организации как минимум будет действовать стабилизация условий ведения экономической деятельности, а возможно, и предоставляться налоговые и (или) иные преференции (в зависимости от условий конкретного СПИК). В текущей политико-экономической обстановке меры стимулирования, предоставленные в связи с подписанием специнвестконтракта, являются значительным подспорьем для хозяйствующих субъектов и в определенной степени гарантируют успешное завершение ранее начатых технологических проектов, их расширение и масштабирование.

Отдельно следует остановиться на проектах по внедрению современных технологий, осуществляемых самым крупным инвестором по СПИК 2.0 — ПАО «Уралкалий». Компания подписала два СПИК 2.0 с объемом инвестиционных обязательств в размере 56,2 млрд руб. и 227,2 млрд руб. (самый крупный СПИК 2.0). Сообщается, что ПАО «Уралкалий» ранее расторгло

18 Отдельные инвестиционные проекты, в силу технологических особенностей, могут быть запущены в сжатые сроки.

два специнвестконтракта по модели СПИК 1.0 и заключило новые контракты де-факто на те же проекты, но по более привлекательной модели СПИК 2.019. Увеличив объем инвестиционных вложений с 36,8 млрд руб. до 56,2 млрд руб. по первому проекту и с 117,8млрд руб. до 227,2 млрд руб. по второму, а также расширив принимаемые на себя обязательства по производству и реализации продукции, компания получила стабилизацию условий ведения экономической деятельности и другие преференции уже не до 2028 г., а до 2041 г. и до 2042 г. соответственно.

Ситуация с заменой одного преференциального инвестиционного режима на другой прямо не противоречит существующему нормативно-правовому регулированию (расторжение специального инвестиционного контракта возможно по инициативе любой из сторон), однако свидетельствует о недостатках практики изъятий из общего порядка осуществления экономической деятельности с целью стимулирования хозяйствующих субъектов. Исходя из предпосылки, что публичная сторона перманентно совершенствует существующие специальные правовые режимы и предлагает новые, следует нормативно ограничить право инвестора изменять в ходе реализации инвестиционного проекта применяемый по отношению к нему специальный режим.

Влияние инструмента СПИК 2.0 на достижение целей государственной политики

Как инструмент стимулирования инвестиционной активности СПИК 2.0 за 2,5 года использования обеспечил привлечение в российскую промышленность 736,7 млрд руб. в течение следующих 20 лет. Одновременно с ним в настоящее время действует еще ряд специальных режимов, направленных на стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики, в том числе соглашения о защите и поощрении капиталовложений, СПИК 1.0, корпоративные программы повышения конкурентоспособности.

Достижение желаемого результата в виде роста нормы накопления путем использования этих и других инструментов имеет свою цену в виде налоговых расходов [Леднева 2020]. Так, держатели СПИК 2.0 могут получать льготы по следующим видам налогов: налогу на прибыль организаций (федеральная и региональная части), налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу. Вместе с тем в случае осуществления инвестиционного проекта и запуска производства бюджетная система получит доход в виде налога на добавленную стоимость, а также налога на доходы физических лиц, а внебюджетные фонды пополнятся страховыми взносами. Отчасти этим объясняется внесение в текст специального инвестиционного контракта обязательств по объему произведенной и реализованной промышленной продукции в денежном выражении и обязательств по созданию в ходе реализации проекта определенного количества рабочих мест. Объем продукции, произведенной в течение срока действия СПИК 2.0, является одним из критериев определения победителей конкурсных отборов. Минимальный объем налогов, сборов и страховых взносов, которые будут уплачены инвестором во время действия специнвестконтракта, также указывается в договоре в рамках обязательств, принимаемых на себя инвестором.

Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы, возникающие при использовании специальных режимов стимулирования инвестиций, традиционно обосновываются созданием базы для роста налоговых поступлений в будущем. Однако в условиях дефицита бюджета предоставление мер поддержки фискального характера должно подкрепляться реализацией

19 «Уралкалий» вместо расторгнутых СПИК 1.0 заключает новые инвестконтракты // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/04/05/969613-uralkalii-vmesto-rastorgnutih-spik (дата обращения: 08.07.2023).

стратегических планов развития государства. Кроме того, в отдельных случаях применение налоговых льгот может формировать сверхдоходность: в связи с тем, что экономическая эффективность проектов не учитывается при принятии решения о заключении контракта и предоставлении преференций, поддержка может быть предоставлена и (сверх)прибыльным проектам. Такие случаи были зафиксированы при анализе использования инструмента специальных инвестиционных контрактов за 2020-2021 гг. (СПИК 1.0 и СПИК 2.0 оценивались совместно)20.

СПИК 2.0, помимо инструмента стимулирования инвестиций, является инструментом технологического развития промышленного комплекса: поддержке подлежит инвестирование средств в разработку и промышленное освоение определенных технологий. Каждый СПИК 2.0 предусматривает внедрение или разработку и внедрение одной технологии, хотя есть и исключения: по четырем контрактам инвесторы обязуются внедрить по две технологии, по одному — три. Речь идет об имеющихся у стороны контракта технологиях (интеллектуальных правах на их использование), случаев принятия обязательств по разработке нескольких технологий в рамках одного СПИК 2.0 не зафиксировано. В то же время некоторые действующие контракты предусматривают освоение одной и той же современной технологии. Например, технологию изготовления конического подшипника кассетного типа будут внедрять в рамках двух контрактов, технологию производства экологически чистых транспортных средств на базе тяговых двигателей — также в рамках двух, технологию использования сжиженного природного газа или сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива — разрабатывать и внедрять в рамках трех контрактов.

С учетом вызовов современной ситуации, связанных с ограничением доступа на рынки технологий, потенциал инструмента представляется критически недоиспользованным. Перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, был утвержден Правительством Российской Федерации в 2020 г. и на тот момент уже включал 630 позиций. После этого он четырежды расширялся21 и в настоящее время содержит 769 видов технологий. 27 контрактов, заключенных по модели СПИК 2.0, предполагают освоение 26 технологий, что несопоставимо с потребностями государства.

Объектом особого внимания регулятора должно стать содержательное наполнение перечня технологий, признаваемых современными в целях заключения специальных инвестиционных контрактов. Практика внесения в перечень технологии по инициативе инвестора, а затем заключение зачастую с ним же СПИК 2.0 на внедрение или разработку и внедрение этой технологии не всегда отвечает стратегическим интересам государства. Не все современные технологии имеют равное значение для решения задач импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета и развития экономики. Разработка не каждой технологии сегодня создает предпосылки формирования заделов на будущее. В настоящее время в условиях ресурсного дефицита публичной стороны договора хозяйствующие субъекты в рамках СПИК 2.0 могут получить набор преференций и налоговых льгот вне зависимости от значимости внедряемой ими технологии для государства. Некоторые авторы предлагают отказаться

20 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв Минфином России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 429950/ (дата обращения: 05.07.2023).

21 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р, которым утвержден перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов, действует в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2021 г. № 3420-р, от 15 февраля 2022 г. № 249-р, от 15 июня 2022 г. № 1569-р, от 09 декабря 2022 г. № 3847-р.

от практики сбора современных технологий от субъектов хозяйственной деятельности в сфере промышленности в пользу самостоятельного их определения органами власти с привлечением экспертных организаций исходя из стратегических интересов государства [Рагулина, Братарчук 2021].

Отдельно нужно остановиться и на законодательно установленной возможности расторгать заключенные специнвестконтракты. Так, по инициативе инвестора из 47 контрактов по модели СПИК 1.0 по состоянию на июнь 2023 г. были расторгнуты семь. Следовательно, необходимо учитывать риск неисполнения частной стороной договора своих обязательств по освоению той или иной технологии и расторжения контракта в одностороннем порядке.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что потенциал инструмента СПИК 2.0 для решения задач технологического развития российской экономики используется не в полной мере. Текущая интенсивность проведения конкурсных отборов и заключения контрактов на освоение современных технологий не позволяет данному инструменту оказать существенное влияние на научно-технологическое развитие и рост инвестиций.

Так как количество технологий, которые осваиваются в соответствии с действующими СПИК 2.0, не соответствует потребностям развития экономики, уполномоченным министерствам предлагается интенсифицировать работу по инициированию конкурсных отборов, их проведению и заключению контрактов с победителями.

Исследование выявило необходимость дальнейшего совершенствования инструмента СПИК 2.0 с целью повышения его эффективности, включая: 1) нераспространение его действия на уже осуществленные инвестиции и выполненные НИОКР; 2) исключение его использования для получения преференций по инвестиционным проектам, предполагающим внесение средств в расширение производства (после начала серийного выпуска продукции); 3) недопущение заключения СПИК 2.0 при неисполнении СПИК 1.0 и других способов манипулирования использованием инструмента с целью максимизации объема государственной поддержки; 4) дифференциацию значимости той и или иной технологии для целей государственного развития и увязки объема стимулирования со степенью значимости; 5) исключение возможности получения сверхприбыли в результате использования специального правового режима СПИК 2.0.

Перспективным направлением дальнейших исследований представляется изучение вопросов соотношения и конкуренции различных правовых режимов, а также отдельных мер стимулирования инвестиций. Не меньший интерес представляет поиск методов снижения рисков публичной стороны, связанных с неисполнением встречных обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

Список литературы:

Акопян О.А. Трансформация регуляторной модели специального инвестиционного контракта (СПИК) // Финансовое право. 2020. № 6. С. 28-33.

Белоусов А.Л. Правовые аспекты становления и развития специальных инвестиционных контрактов в Российской Федерации // Legal Bulletin. 2022. Т. 7. № 4. С. 9-16.

ЕвстафьеваЮ.В. Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта // Экономические стратегии. 2020. № 1(167). С. 64-71.

ИсаевА.Г. О субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, заключившим специальный инвестиционный контракт // Право и государство: теория и практика. 2021. № 12(204). С. 53-55. DOI: 10.47643/1815-1337 2021 12 53

Исаев А.Г. Реформа механизма специальных инвестиционных контрактов в Российской Федерации: сравнение налоговых льгот до и после // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1(193). С. 70-74. DOI: 10.47643/1815-1337 2021 1 70

Кванина В.В. СПИК как инструмент импортозамещения в Российской Федерации в условиях обновленного санкционного режима // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 22. № 2. С. 52-59. DOI: 10.14.529/law220209

ЛедневаЮ.В. Учет фискальных интересов государства при оптимизации налогового режима для привлечения инвестиций // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 144-157. DOI: 10.12737/jrl.2020.087

Рагулина Ю.В., Братарчук Т.В. Инструменты государственной поддержки промышленности как основа развития промышленного производства // Экономика устойчивого развития. 2021. № 4(48). С. 152-156.

СоколовА.Б. Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 3. С. 182-194. DOI: 10.52180/2073-6487 2022 3 182 194

References:

Akopyan O.A. (2020) The Transformation of the Regulatory Model of a Special Investment Contract (SPIC). Finansovoe pravo. No. 6. P. 28-33.

Belousov A.L. (2022) Legal Aspects of Formation and Development of Special Investment Contracts in the Russian Federation. Legal Bulletin. Vol. 7. Is. 4. P. 9-16.

Isaev A.G. (2021) About Subsidies Provided from the Federal Budget to Legal Entities, Who Have Signed a Special Investment Contract. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. No. 12(204). P. 53-55. DOI: 10.47643/1815-1337 2021 12 53

Isaev A.G. (2021) Reform of the Mechanism of Special Investment Contracts in the Russian Federation: Comparing Tax Benefits Before and After Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. No. 1(193). P. 70-74. DOI: 10.47643/1815-1337 2021 1 70

Kvanina V.V. (2022) SPIC as an Instrument of Import Substitution in the Russian Federation under the Conditions of the Updated Sanctions Regime. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. Vol. 22. Is. 2. P. 52-59. DOI: 10.14529/law220209

Ledneva Yu.V. (2020) Fiscal Interests of the State in Optimizing the Tax Regime for Attracting Investment. Zhurnal rossiyskogo prava. No. 7. P. 144-157. DOI: 10.14529/law220209

Ragulina Yu.V., Bratarchuk T.V. (2021) State Support Instruments for Industry as Basis for the Development of Industrial Production. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. No. 4(48). P. 152-156.

Sokolov A.B. (2022) Special Investment Contract as a Tool to Support Technological Modernization of the Russian Economy. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. No. 3. P. 182-194. DOI: 10.52180/2073-6487 2022 3 182 194

Yevstafyeva Yu.V. (2020) Special Investment Contract Instrument Reforming. Ekonomicheskie strategii. No. 1(167). P. 64-71.

Дата поступления/Received: 15.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.