Научная статья на тему 'Специальный инвестиционный контракт: текущие проблемы и перспективы'

Специальный инвестиционный контракт: текущие проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ / SPECIAL INVESTMENT CONTRACTS / ИНВЕСТОР / INVESTOR / НАЛОГ / TAX / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS BUDGETS / ЛЬГОТА / PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насонова Дарья Станиславовна, Шадурская Мария Михайловна

В статье рассматриваются текущие проблемы, а также перспективы совершенствования механизма специальных инвестиционных контрактов, в том числе их законодательной базы в Российской Федерации. Авторы определяют понятие специальных инвестиционных контрактов, представляют классификацию специальных инвестиционных контрактов по сферам инвестирования и по субъектам договорных отношений (государственный или муниципальный уровень). Далее в статье проанализирована законодательная база данного механизма: определяются условия заключения специальных инвестиционных контрактов; льготы, которые получает бизнес от такого рода государственно-частного партнерства. Также рассматривается размер возмещения ущерба Российской Федерации, связанного с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором принятых обязательств. Проанализировав законодательную базу, опыт заключения специальных инвестиционных контрактов, автором были обнаружены проблемы в рассматриваемой сфере: ограниченный период применения льготной ставки по налогу на прибыль и невозможность применения ее филиальной структуры бизнеса; сложные административные процедуры заключения контракта; высокие штрафные санкции за незначительные отклонения ключевых показателей реализации проекта от плановых; отсутствие в отдельных субъектах РФ нормативных документов, предусматривающих налоговые льготы для проектов специальных инвестиционных контрактов. На основе выявленных проблем намечены направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL INVESTMENT CONTRACT: CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with current problems, as well as prospects for improving the special investment contracts mechanism, including its legislative base in Russian Federation. The authors define the special investment contracts’ concept, provide a classification of special investment contracts for investment areas and contractual relations subjects (state or municipal level). Further in the article the legislative base for this mechanism is analyzed: the conditions for concluding special investment contracts are determined; benefits that the business receives from this kind of public-private partnership. Also, the amount of compensation is considered for Russian Federation damage related to the failure or inadequate fulfillment by the obligations undertaken investor. Analyzing the legislative base and the experience of concluding special investment contracts, the author found problems in this sphere: a limited period of preferential rate application for the profit tax and the applying impossibility for branch business structure; tricky administrative procedures for concluding a contract; high penalties for minor key indicators deviations from planned project; the absence of regulatory documents that provide tax incentives for special investment contracts projects in some subjects of Russian Federation. Directions for improvement are outlined on the basis of the identified problems.

Текст научной работы на тему «Специальный инвестиционный контракт: текущие проблемы и перспективы»

redactor@ progress-human.com

Ссылка для цитирования этой статьи:

Насонова Д.С., Шадурская М.М. Специальный инвестиционный контракт: текущие проблемы и перспективы // Human Progress, 2018, Том 4, № 1. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_1/Nasonova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

УДК 336.71

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Насонова Дарья Станиславовна

Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

nasonova.darya@bk.ru ул. 8-е Марта, 62 - 662, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (982) 605-60-92 Шадурская Мария Михайловна Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

mshdom@yandex.ru ул. 8-е Марта, 62 - 662, г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 221-27-14

Аннотация. В статье рассматриваются текущие проблемы, а также перспективы совершенствования механизма специальных инвестиционных контрактов, в том числе их законодательной базы в Российской Федерации. Авторы определяют понятие специальных инвестиционных контрактов, представляют классификацию специальных инвестиционных контрактов по сферам инвестирования и по субъектам договорных отношений (государственный или муниципальный уровень). Далее в статье проанализирована законодательная база данного механизма: определяются условия заключения специальных инвестиционных контрактов; льготы, которые получает бизнес от такого рода государственно-частного партнерства. Также рассматривается размер возмещения ущерба Российской Федерации, связанного с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором принятых обязательств. Проанализировав законодательную базу, опыт заключения специальных инвестиционных контрактов, автором были обнаружены проблемы в рассматриваемой сфере: ограниченный период применения льготной ставки по налогу на

redactor@ progress-human.com

прибыль и невозможность применения ее филиальной структуры бизнеса; сложные административные процедуры заключения контракта; высокие штрафные санкции за незначительные отклонения ключевых показателей реализации проекта от плановых; отсутствие в отдельных субъектах РФ нормативных документов, предусматривающих налоговые льготы для проектов специальных инвестиционных контрактов. На основе выявленных проблем намечены направления совершенствования.

Ключевые слова: промышленная политика; специальные инвестиционные контракты; инвестор; налог; федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; льгота.

1ЕЬ коды: E 62; H 25.

Введение

Стратегии длительных инвестиций являются актуальной темой в различных странах [ 1 -3]. В России в целях стимулирования долгосрочных инвестиций в настоящее время применяются специальные инвестиционные контракты, как правовая форма инвестиционных соглашений государственно-частного партнерства [4]. Однако в литературе практически отсутствует анализ перспектив использования этого инструмента с точки зрения бизнеса. Стоит отметить рост привлекательности данного инструмента среди промышленных предприятий. Цель работы - определить существующие пробелы в законодательстве РФ в сфере специальных инвестиционных контрактов.

Проблемы и перспективы использования специальных инвестиционных контрактов в деятельности промышленных предприятий

Промышленная политика государства - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Одной из основополагающих целей промышленной политики РФ является формирование конкурентоспособной, высокотехнологичной промышленности, которая обеспечит переход экономики страны от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития. Именно для целей развития инновационности промышленного производства, государством был разработан такой инструмент как специальный инвестиционный контракт [5].

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) были введены федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ». Оператором по заключению инвестиционных контрактов является Фонд развития промышленности.

redactor@ progress-human.com

Специальный инвестиционный контракт - это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки). Срок действия специальных инвестиционных контрактов равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.

В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

Налоговым кодексом РФ предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии не повышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора1. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также компенсировать суммы неуплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней.

Существует 3 вида специальных инвестиционных контрактов [6; 7]:

- создание или модернизация промышленного производства;

- внедрение наилучших конкурентоспособных технологий;

- освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в Российской Федерации.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (действующая редакция, 2017). Доступ из справочно-правовой системы «Ко нсультантПлюс ».

redactor@ progress-human.com

Законом допускается заключение инвестиционных контрактов как на федеральном, так и на региональном и местном уровне [6].

В первом случае (федеральный инвестиционный контракт) в числе стимулирующих мер в отношении частных инвесторов следует назвать неприменение положений законодательства о налогах и сборах, ухудшающих условия участников инвестиционных контрактов до даты окончания срока их действия; возможность применения коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств; установление налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 %.

Во втором случае (региональный специальный инвестиционный контракт) существует возможность снижения ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Федерации, до 0 %. Льготы по налогу на прибыль возможны при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта в рамках инвестиционного контракта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы хозяйствующего субъекта.

Основные правила порядка заключения специального инвестиционного контракта регламентирует постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». Однако данные требования относятся к контрактам, стороной которых является Российская Федерация. В случае если инвестиционный контракт заключается на региональном или местном уровнях, требования устанавливаются на региональном уровне.

Минимальный размер инвестиций для заключения специального инвестиционного контракта с участием РФ равен 750 млн. руб. Несмотря на снижение сроков рассмотрения предложений для заключения инвестиционных контрактов, в действительности скорость принятия решений может насчитывать до 1 года. В течение этого периода часть средств уже будут инвестированы и не будут учтены.

К настоящему времени на федеральном уровне заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них - с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов [8]. Еще столько же заявок крупных предприятий на заключение инвестиционных контрактов находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше.

Крупные российские и международные компании решают подписать специальный инвестиционный контракт в большинстве случаев с той целью, чтобы работать в долгосрочной перспективе по прозрачным и понятным требованиям, чего на данный момент

redactor@ progress-human.com

недостаточно в условиях российской экономики.

Одним из наиболее привлекательных стимулов для заключения специальных инвестиционных контрактов является «неизменность» требований законодательства к промышленной продукции, налогового обременения в отношении предприятия, заключившего специальный инвестиционный контракт [6]. Предсказуемость налоговой нагрузки становится важным конкурентным преимуществом при реализации инвестиционного проекта.

Несмотря на востребованность механизма специального инвестиционного контракта у организаций, данный инструмент нуждается в совершенствовании.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) был разработан государством с целью поддержки предприятий в случае создания, модернизации или освоения производства промышленной продукции. Одним из сторон при заключении контракта, в соответствии с законодательством, может являться не только субъект Федерации, но и муниципальное образование [9]. Однако на практике для муниципальных образований не всегда выгодно заключение специальных инвестиционных контрактов с предприятиями, поскольку льготы по налогам, в частности, по налогу на имущество организаций, могут быть для местного уровня обременительными, приводить к недоимкам в бюджете. Поэтому рассмотрение предложения предприятий о заключении СПИК на практике зачастую «затягиваются» муниципальными образованиями, что приводит к оттягиванию заключения СПИК, применения для предприятий налоговых льгот [10].

Заключение

Таким образом, в качестве значительных препятствий для заключения специальных инвестиционных контрактов можно выделить следующие:

- ограниченный период применения льготной ставки по налогу на прибыль (до 2025 г., согласно НК РФ);

- сложные административные процедуры и большой объем требуемой документации при предложении заключения специального инвестиционного контракта, а также длительные сроки рассмотрения и заключения контракта в целом;

- избыточные требования к раскрытию информации о предприятии и инвестиционном проекте на этапе его реализации;

- высокие штрафные санкции за незначительные отклонения ключевых показателей реализации проекта от плановых;

redactor@ progress-human.com

- невозможность применения льготы по налогу на прибыль организациями с филиальной структурой;

- отсутствие в отдельных субъектах РФ нормативных документов, предусматривающих налоговые льготы для проектов СПИК.

Подводя итог, стоит отметить, что применение специальных инвестиционных контрактов имеет большие перспективы как для инвестора, так и для государства. Тем не менее, требуется совершенствование законодательства в части повышения прозрачности и четкости процедур заключения СПИК, универсальность критериев рассмотрения проектов, требований к инвесторам с целью повышения эффективности применения данного инструмента.

Литература

1. Kousar, R.; Abdulai, A. Off-farm work, land tenancy contracts and investment in soil conservation measures in rural Pakistan // Australian Journal of Agricultural and Resource Economics. 2016, № 60 (2), с. 307-325.

2. Lin, H.; Saunders, D.; Weng, C. Optimal investment strategies for participating contracts // Insurance: Mathematics and Economics. 2017, 73, с. 137-155.

3. de Maere d'Aertrycke, G.; Ehrenmann, A.; Smeers, Y. Investment with incomplete markets for risk: The need for long-term contracts // Energy Policy. 2017, 105, с. 571-583.

4. Попондопуло, В.Ф. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования // Конкурентное право. 2017. № 3. С. 17-24.

5. Горяинова, Л.В.; Микин, Р.А. Специальный инвестиционный контракт как инструмент стимулирования деятельности предприятий // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 11 (33). С. 154-161.

6. Герман, А.А. Перспективы использования механизма специальных инвестиционных контрактов для стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2016. № 40 (712). С. 42-54.

7. Глухова, М.Н.; Шохин, А.Н. Специальный инвестиционный контракт: взгляд бизнеса // Власть. 2017. Т. 25. № 7. С. 7-12.

8. Алиев, Д.К. Специальные инвестиционные контракты как форма государственно-частного партнерства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 6. С. 124-133.

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

9. Sazykina, S.A.; Rastopchina, J.L.; Ospischev, P.I.; Yakovlev, E.A.; Lesovaya, S.L. Conceptual scheme of regional investment project implementation by using of the life cycle contracts model // International Business Management. 2015, 9(6), с. 1124-1128.

10. Ткаченко, И.Н.; Евсеева, М.В. Возможность применения контрактных форм государственно-частного партнерства и специального инвестиционного контракта при реализации комплексных инвестиционных проектов развития территорий // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3. № 4. С. 273-290.

Abstract. The article deals with current problems, as well as prospects for improving the special investment contracts mechanism, including its legislative base in Russian Federation. The authors define the special investment contracts' concept, provide a classification of special investment contracts for investment areas and contractual relations subjects (state or municipal level). Further in the article the legislative base for this mechanism is analyzed: the conditions for concluding special investment contracts are determined; benefits that the business receives from this kind of public-private partnership. Also, the amount of compensation is considered for Russian Federation damage related to the failure or inadequate fulfillment by the obligations undertaken investor. Analyzing the legislative base and the experience of concluding special investment contracts, the author found problems in this sphere: a limited period of preferential rate application for the profit tax and the applying impossibility for branch business structure; tricky administrative procedures for concluding a contract; high penalties for minor key indicators deviations from planned project; the absence of regulatory documents that provide tax incentives for special investment contracts projects in some subjects of Russian Federation. Directions for improvement are outlined on the basis of the identified problems.

SPECIAL INVESTMENT CONTRACT: CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS

Dariya Nasonova Master student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

Marija Shadurskaja Assistant Professor in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia

redactor@ progress-human.com

Key words: industrial policy; special investment contracts; investor; tax; federal budget; the Russian Federation subjects budgets; privilege. JEL Code: E 62; H 25.

References

1. Kousar, R.; Abdulai, A. Off-farm work, land tenancy and investment in the land. 2016, No. 60 (2), p. 307-325.

2. Lin, H.; Saunders, D.; Weng, C. Optimal investment strategies for participating contracts // Insurance: Mathematics and Economics. 2017, 73, p. 137-155.

3. de Maere d'Aertrycke, G.; Ehrenmann, A.; Smeers, Y. Investment with incomplete markets for risk: The need for long-term contracts // Energy Policy. 2017, 105, p. 571-583.

4. Popondopulo, V.F. Special Investment Contract as a Legal Form of Investment Agreements with the Participation of Public Legal Education // Competitive Law. 2017. № 3. p. 17-24.

5. Goryainova, L.V.; Mikin, R.A. Special investment contract as a tool to stimulate the activities of enterprises // Science yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 11 (33). p. 154-161.

6. Herman, A.A. Perspectives of using the mechanism of special investment contracts to stimulate investment activity in the Russian Federation // Finance and credit. 2016. No. 40 (712). p. 42-54.

7. Glukhova, M.N.; Shokhin, A.N. Special Investment Contract: Business View // Power. 2017. Vol. 25. N 7. p. 7-12.

8. Aliev, D.K. Special investment contracts as a form of public-private partnership // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2016. No. 6. p. 124-133.

9. Sazykina, S.A.; Rastopchina, J.L.; Ospischev, P.I.; Yakovlev, E.A.; Lesovaya, S.L. // International Business Management. Conceptual scheme of regional investment. 2015, 9 (6), p. 1124-1128.

10. Tkachenko, I.N.; Evseeva, M.V. The possibility of applying contractual forms of public-private partnership and a special investment contract for the implementation of integrated investment projects for the development of territories // Public-private partnership. 2016. T. 3. № 4. p. 273-290.

Contacts

Dariya Nasonova

Ural State University of Economics

662-62, 8th of March Str., Yekaterinburg, Russia, 620219

nasonova.darya@bk.ru

Marija Shadurskaia

Ural State University of Economics

662-62, 8th of March Str., Yekaterinburg, Russia, 620219

mshdom@yandex.ru

http://progress-human.com/ redactor@ progress-human.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.