Научная статья на тему 'Специальная подготовка спортивных танцоров 8-12 лет и пути ее оптимизации'

Специальная подготовка спортивных танцоров 8-12 лет и пути ее оптимизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / SPORTS BALLROOM DANCING / SPECIAL PHYSICAL EXERCISES / COMPETITIVE PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Геннадий Николаевич, Родичкин Антон Павлович

Специальная подготовка детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах имеет большое значение в учебно-тренировочном процессе. Она позволяет как можно полнее моделировать не только условия предстоящих соревнований, но и режим двигательной деятельности. При этом решаются и такие частные задачи как совершенствование техники танцевальных приемов, развитие специальной выносливости, воспитание морально-волевых качеств в условиях максимально приближенных к соревновательным. Главной задачей соревновательного периода является подведение спортсмена к наивысшему уровню спортивной формы в сроки основных стартов. В тренировочном процессе необходимо применять моделирование соревновательного режима. Под моделированием соревновательного режима понимается прохождение танцев в целом с около соревновательной скоростью. Включение в тренировочный процесс 2-3 раза в неделю специальных физических упражнений и моделирование соревновательного полуфинала и финала на уровне 70% от реальных соревновательных нагрузок приводят к качественным адаптационным изменениям в организме молодых танцоров в виде оптимизации анаэробного гликолиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special preparation of sports dancers aged 8-12 years old and ways of its optimization

Special preparation of children aged 8-12 years old in sports ballroom dancing is of great importance in the training process. It allows you to fully model not only the conditions of the upcoming competitions, but also the mode of motor activity. At the same time, such particular tasks as improving the technique of dance tricks are also solved, development of special stamina, education of moral-volitional qualities in conditions as close as possible to the competitions. The main task of the competitive period is to bring the athlete to the highest level of sports training during the period of the main competitions. In the training process, it is necessary to apply the modeling of the competitive regime. Under modeling of the competitive regime is understood the passage of dances in general with about competitive speed. The inclusion in the training process 2-3 times a week of a number of the special physical exercises and modeling of the competitive semi-finals and finals at the level of 70% of the real competitive loads lead to qualitative adaptive changes in the body of young dancers in the form of optimization of anaerobic glycolysis.

Текст научной работы на тему «Специальная подготовка спортивных танцоров 8-12 лет и пути ее оптимизации»

4. Orlova, L.T. (2010), "Analysis of the physical fitness of first-year students of the preparatory group of health", Actual problems ofphysical education and sport, Ryazan, pp. 49-50.

5. Roytberg, G.E. and Strutynsky, A.V. (1999), Laboratory and instrumental diagnosis of diseases of internal organs, Publishing House BINOM, Moscow.

Контактная информация: churapcha_lena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2019

УДК 796.412

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ТАНЦОРОВ 8-12 ЛЕТ И ПУТИ

ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, Антон Павлович Родичкин, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Специальная подготовка детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах имеет большое значение в учебно-тренировочном процессе. Она позволяет как можно полнее моделировать не только условия предстоящих соревнований, но и режим двигательной деятельности. При этом решаются и такие частные задачи как совершенствование техники танцевальных приемов, развитие специальной выносливости, воспитание морально-волевых качеств в условиях максимально приближенных к соревновательным. Главной задачей соревновательного периода является подведение спортсмена к наивысшему уровню спортивной формы в сроки основных стартов. В тренировочном процессе необходимо применять моделирование соревновательного режима. Под моделированием соревновательного режима понимается прохождение танцев в целом с около соревновательной скоростью. Включение в тренировочный процесс 2-3 раза в неделю специальных физических упражнений и моделирование соревновательного полуфинала и финала на уровне 70% от реальных соревновательных нагрузок приводят к качественным адаптационным изменениям в организме молодых танцоров в виде оптимизации анаэробного гликолиза.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, специальные физические упражнения, соревновательный период.

SPECIAL PREPARATION OF SPORTS DANCERS AGED 8-12 YEARS OLD AND

WAYS OF ITS OPTIMIZATION

Gennady Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anton Pavlovich Rodichkin, the post-graduate student The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg

Annotation

Special preparation of children aged 8-12 years old in sports ballroom dancing is of great importance in the training process. It allows you to fully model not only the conditions of the upcoming competitions, but also the mode of motor activity. At the same time, such particular tasks as improving the technique of dance tricks are also solved, development of special stamina, education of moral-volitional qualities in conditions as close as possible to the competitions. The main task of the competitive period is to bring the athlete to the highest level of sports training during the period of the main competitions. In the training process, it is necessary to apply the modeling of the competitive regime. Under modeling of the competitive regime is understood the passage of dances in general with about competitive speed. The inclusion in the training process 2-3 times a week of a number of the special physical exercises and modeling of the competitive semi-finals and finals at the level of 70% of the real competitive loads lead to qualitative adaptive changes in the body of young dancers in the form of optimization of anaerobic glycolysis.

Keywords: sports ballroom dancing, special physical exercises, competitive period.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время [2]. Хореографическая тренировка - это длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Тренерам спортивных бальных танцев следует помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, необходимо раскрывать эмоциональную выразительность учеников [8, 9].

Одной из главных особенностей танцевального спорта по сравнению с другими видами спорта является судейство, которое по различным причинам не всегда объективно. В каждой танцевальной категории спорта высших достижений (Е класс и выше) в линейке представлены от 7 до 13 судей, от которых и зависит итог турнира. Опрос большого количества судей от третьей до всероссийской категории судейства выявил главные критерии судейских оценок, а именно презентация пары, эмоциональность пары, активность пары, продвижение пары по паркету, музыкальность пары начиная с первых туров, и техническая составляющая пары, композиционная составляющая пары, а также хореография движения пары ближе к финалу. Имея данную информацию, мы делаем вывод о том, что начиная с первых туров танцевальной паре нужно в первую очередь показывать свою спортивную составляющую, а именно активность, мощность, желание танцевать и уверенность в себе в целом, не забывая о технической составляющей танца.

Включая соревновательный режим и тренировочный процесс на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям, необходимо иметь в виду, что передвижение на тренировках с соревновательной скоростью создает благоприятные условия не только для повышения функциональных возможностей организма танцоров, но и для становления техники движений, так как их формирование происходит в соответствие с соревновательной скоростью [8, 9].

В связи с тем, что интенсивность тренировочной нагрузки на данном этапе достигает довольно высоких значений, основным вопросом становится количественные соотношения ее с общим объемом, выполненным за время этапа непосредственной подготовки к соревнованиям [1, 5, 8].

Применение высокоинтенсивной нагрузки в различном соотношении может сказаться как положительно, так и отрицательно на росте спортивных результатов. Эффективный рост спортивных результатов может быть обеспечен за счет высокоинтенсивной нагрузки до определенного предела, который зависит от того, на каком этапе соревновательного периода осуществляется непосредственная подготовка к соревнованиям [3, 7].

К моменту основных соревнований объем высокоинтенсивной нагрузки может достигать 43-45% от общего объема, что положительно сказывается на росте спортивных результатов. Дальнейшее увеличение этой нагрузки приводит к отрицательным сдвигам как функциональных показателей, так и спортивных результатов [6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Недельный план тренировок танцевально-спортивных клубов Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласно опросу тренерского состава включает в себя: понедельник - групповая тренировка по латиноамериканской программе, 1,5-2 часа; вторник - индивидуальное занятие 1 час; среда - групповая тренировка по европейской программе, 1.52 часа; четверг - индивидуальное занятие 1 час; пятница - групповая тренировка, обе программы, 1,5-2 часа; суббота - спортивная тренировка / ОФП, 1-1,5 часа [4].

ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 8-12 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ

БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

1. Презентабельность и внешний вид пары. Презентация пары - это внешняя составляющая танцевальной пары. Она имеет большое значение и включает в себя множество различных факторов таких как: 1) Выход на паркет: выходить на паркет необходимо одними из первых, тем самым привлекая к себе большее внимание судей, которые уже в этот момент начинают свое оценивание. Идти нужно уверенной походкой, делая более широкие шаги на выпрямленную ногу. Вести партнершу нужно на половину корпуса впереди, на расстоянии около одного метра друг от друга. После того, как пара заняла исходное место для начала танца, при наличии музыкального сопровождения она готовится к приглашению в пару или к началу танца; 2) эмоциональная составляющая вне танца: выход на паркет не должен вызывать у спортсменов негативных эмоций, поэтому желательно всегда улыбаться; 3) эмоциональность во время танца: танцоры сияющие от улыбки во время исполнения танца, судятся лучше! Только в танцах «танго» и «пасодобль» эмоции должны быть скорее серьезными; 4) приглашение в пару и позиция рук (для европейской программы): после выведение партнерши на паркет, партнеры должны сделать по одному шагу друг от друга, после чего партнер делая уверенный шаг вперед на прямую ногу поднимает напряженные прямые руки в стороны, подавая вперед грудную клетку, партнерша подходит к партнеру поднимая обе руки диагонально вверх отклоняя голову назад влево. Все действия должны выполняться четко, устойчиво с максимальным тонусом и без колебаний и переступаний, уверенное и смелое приглашение в пару дает паре возможность начать соответствующий танец; 5) начало танца (для латиноамериканской программы): максимально ритмично и эмоционально, активно и уверенно в своих действиях; 6) поклон после исполнения танца (обязательно на зрителей, не на судей) и уход с паркета уверенными шагами на прямую ногу; 7) костюмы и прически спортсменов должны быть идеально подобраны в соответствии с возрастом и рангом турнира.

2. Музыкальность танцев. Музыка в танцевальном спорте задает и темп, и характер танца. Каждый танец имеет свой уникальный музыкальный размер. Если танцевальная пара танцует не музыкально или совсем не в музыку, ее не будут оценивать, даже при соблюдении правильной танцевальной техники.

Европейская программа. Медленный вальс. Ритм: 1-2-3,4-5-6, где счет 2 и 5, верхние. Танго. Ритм: 1-8. Главная особенность - трехскоростное выполнение шагов. Чередование медленных, быстрых и синкопированных счетов. Венский вальс. Ритм: 1-2-3,2-2-3, где 1-2-3 партнер двигается вперед.

Квикстеп. Ритм: 1-8, имеет 2 темпа. Медленный - 1 шаг выполняется на 2 счета, быстрый - 1 шаг выполняется на 1 счет.

Латиноамериканская программа. Самба. Ритм: 1и2,3и4,5и6,7и8, где «и» подъем. Ча-ча-ча. Ритм: ча-ча-ча-2-3, где счеты ча-ча-ча это основное шассе, а счеты 2-3 это дополнительные движения. Румба. Ритм: 1-4, где счет 1 это всегда остановка и сбор, а счет 2 резкий шаг со скручиванием бедра. Джайв. Ритм: 1-8, основное движение - счет 1-2-3и4,3и4. Счет 1-2 шаг назад и вперед со скручиванием бедер, 3и4,3и4 - переступания в обе стороны.

Счет «И» в каждой программе синкопированный, то есть делит предыдущий счет на 2. Соответственно обозначает два шага или действия выполненных за один счет.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 8-12 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ

БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

Для того чтобы юные танцоры могли успевать качественно протанцовывать свои композиции под стандартный темп, мы устраиваем для них в заключительной части каждой программы танцев смешанной (пятничной) тренировки ускоренный финал (1.30 мин. каждого танца), это заставляет ребят привыкать к более быстрому исполнению танцев. После ускоренного финала спортсмены танцуют эмоциональный финал, но под турнирный

темп. Задача станцевать как на турнире, при этом сохраняя эмоциональную энергетику. Выход на паркет с презентацией, поклоном после каждого танца, и красивым уходом после финала [4].

В таком возрасте, танцоры должны уделять большую часть времени основным движениям каждого танца, нежели сложносоставным композициям. Поэтому на тренировках по отдельным программам (понедельник/среда) первые 40 минут занятия уделяются проработке основных движений под счет и медленную музыку. Оставшееся время ребята про-танцовывают композиции, а в конце тренировки танцуют 2 финала. Один параллельный, второй обычный. Во время параллельного финала партнер и партнерша танцуют на расстоянии, но одновременно начиная композицию. Это дает возможность парам укреплять уверенность в своих движениях.

И партнер, и партнерша обязаны знать свои композиции и даже уметь их протанцо-вывать громко проговаривая счет/ритм вслух, это отлично развивает музыкальность. Каждый танец выполнялся по 2 мин. под наблюдением тренеров и других участников тренировки, что мотивировало на более ответственное и качественное выполнение упражнения.

На индивидуальном занятии (1 час) первые 20 минут в обязательном порядке уделя -ются точной проработке основных движений, полчаса разбор композиций и оставшееся время ребята танцуют финальный прогон моментально исправляя все рекомендации тренера, это позволяет поддерживать на должном уровне двигательный стереотип, не боясь, что «мышцы забудут» движения.

Результативность танцоров определялась по количеству набранных турнирных очком на турнирах.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ 48 танцевальных пар в возрасте 8-12 лет из Санкт-Петербурга и Ленинградской области по базе данных федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России за последние 5 лет показал, что среднее время перехода из класса в класс (из Е в Б и из В в С), составило 2,2±0,2 года. В клубе «Ронд» данный показатель для 24 пар за это же время составил 3,5±0,3 года.

Рост профессионального мастерства танцевальной пары зависит от многих причин, но основные из них, на наш взгляд, две. Первая причина, это посещение индивидуальных тренировок, помимо общих занятий. Таких тренировок должно быть не меньше двух в неделю. Вторая причина, это участие в соревновательных турнирах, на которых присваиваются очки для перехода в следующий класс. Соответственно, чем больше таких турниров посещает танцевальная пара, тем больше очков она может получить. Для подтверждения данного заключения, нами ретроспективно с 2010 по 2015 годы, отслежено среднее количество посещений турниров парами клуба (всего отобрано для наблюдения 10 пар) и отдельно экспериментальной пары. Критерием отбора пар явилось то, что они в 2010 году находились примерно на одном профессиональном уровне с экспериментальной парой (рисунок 1).

Результаты данного сравнения наглядно показали, что рост спортивного совершенствования прямо пропорционален количеству соревнований, в которых принимает участие спортивная пара. При этом, разработанная нами, методика нормативных балов помогает как тренерам, так и самим спортсменам четко ориентироваться фактически по каждому танцу программы (европейской или латиноамериканской) как идет рост спортивного совершенствования. Так как результат складывается из суммы баллов за каждый танец программы [5].

Ретроспективно проследив количество посещенных категорий на турнирах экспериментальной парой, мы заметили такую статистику: чем больше пара за сезон посещала турниров, тем больше турнирных очков она набирала к концу сезона.

Пары клуба Эксперим. пара

Рисунок 1 - Динамика нормативных баллов танцевальных пар клуба и экспериментальной пары в процессе спортивного совершенствования за 2010-2015 год

Результаты наших исследований убедительно показали эффективность данной методики базовой подготовки юных танцоров, что, прежде всего, сказалось на качестве спортивного совершенствования в экспериментальной группе. Срок перехода в Д класс достоверно быстрее, чем в контрольной группе (р <0,05) и составил 1,2 года.

По окончании сезона в экспериментальной группе 15 танцевальных пар из 17 набрали турнирные очки для перехода в следующий спортивный класс. В контрольной группе ни одна из пар не набрала нужного количества очков.

Таким образом, после окончания педагогического эксперимента в экспериментальной группе количество турнирных очков статистически достоверно превышало контрольную группу, соответственно: 18,4±1,8 балла и 11,4±1,6 балла (р <0,05) (рисунок 2).

Пары клуба Эксперим. пара

Рисунок 2 - Участие в турнирах экспериментальной пары и пар клуба

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная нами методика специальной подготовки спортивных танцоров 8-12 лет основывается на общих принципах теории и методики физической культуры. Соревновательной нагрузкой для спортивных танцев является аэробно-анаэробная нагрузка большой мощности. Сама методика, рассчитанная на годичный цикл подготовки, состоит из набора специальных физических упражнений, включенных в недельный цикл тренировки.

В процессе подготовки к основным соревнованиям объем соревновательного режима возрастает, в отдельные дни его следует доводить до 90-95% от тренировочного занятия. Это достигается путем увеличения времени танцевальных отрезков и постепенного

сокращения времени отдыха между ними. Таким образом, постепенно подходят к танцевальным нагрузкам в соревновательном режиме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, В. А. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров / В.А. Александрова, В.В. Шиян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 6 (112). - С. 12-17.

2. Голубев, В.Н. Некоторые аспекты адаптации двигательной системы спортсменов высокого класса к мышечной деятельности различной направленности / В.Н. Голубев, П.В. Родичкин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2002. - Вып. 47. - Т. II. - С. 71-76.

3. Власова, С.В. Количественная электромиографическая оценка межмышечного взаимодействия у спортсменов / С.В. Власова, В.И. Ходулев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 97-99.

4. Родичкин, А. П. Применение специальных нестандартных физических упражнений в программе подготовки по спортивным бальным танцам детей 10-12 лет / А.П. Родичкин, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 102-104.

5. Родичкин, А.П. Методика нормирования качества танца в европейской программе спортивных танцоров / А.П. Родичкин, Р.М. Кадыров // Герценовские чтения : материалы Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 220-летию РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. : Изд-во «Печатный элемент», 2017. - С. 144-146.

6. Родичкин, П.В. Физиологическая характеристика классификаций физических упражнений / П.В. Родичкин // Психофармакология и биологическая наркология. - 2004. - Т. 4. - № 1. - С. 623-626.

7. Комплексное развитие координационных способностей танцоров 8-10-летнего возраста, занимающихся спортивными бальными танцами / Смирнова Л.В., Ведерникова О.Б., Изаровская И.В., Сумак Е.Н. // Наука Южно-Уральского государственного университета : материалы 68-й научной конференции. - Челябинск, 2016. - С. 1255-1261.

8. Совершенствование специальной подготовленности танцоров на основе использования тренажерного устройства / А.В. Тихонова, Ю.П. Бредихина, Л.В. Капилевич, В.И. Андреев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 70-72.

9. Geoffrey, B. Technique of Advanced Latin-American Figures / B. Geoffrey, D. Hearn. - 2010. - URL : https://www.danceshopper.com/ballroom-dance-videos.A_Technique_of_Advanced_Latin_Amer-ican_Figures_2_DVD_70500 (дата обращения: 01.10.2019).

REFERENCES

1. Alexandrova, V.A. and Shiyan, V. V. (2014), "Some types of coordination abilities of dancers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No 6, pp. 12-17.

2. Golubev, V.N. and Rodichkin P. V. (2002), "Some aspects of the adaptation of the motor system of high-class athletes to muscle activity of various types", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Vol. 47. pp. 71-76.

3. Vlasova, S.V., Khodulev VI. and Ponomarev, G.N. (2016), "Quantitative electromyographic assessment of intermuscular interaction in athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 97-99.

4. Rodichkin, A. P. and Ponomarev, G. N. (2019), "The use of special non-standard physical exercises in the training program for sports ballroom dancing for children 10-12 years old", Theory and practice of physical culture, No 8, pp. 102-104.

5. Rodichkin, A.P. and Kadyrov R.M. (2017), "Methods of standardizing the quality of dance in the European program of sports dancers", Gertsenovskiye chteniya, pp. 144-146.

6. Rodichkin, P.V. (2004), "The physiological characteristic of the classifications of physical exercises", Psychopharmacology and Biological Addiction, Vol. 4, No 1, pp. 623-626.

7. Smirnova L.V., Vedernikova O.B., Izarovskaya I.V. and Sumak E.N. (2016), "Integrated development of coordination abilities of dancers of 8-10 years of age engaged in sports ballroom dancing", Science of South Ural State University, materials of the 68th scientific conference, Chelyabinsk, pp. 1255-1261.

8. Tikhonova, A.V., Bredikhina Y.P., Kapilevich L.V., Andreev V.I. (2011), "Improving the special preparedness of dancers through the use of a training device", Theory and practice of physical education, No 9, pp. 70-72.

9. Geoffrey B. and D. Heam (2010), A Technique of Advanced Latin-American Figures, available at: https://www.danceshopper.com/ballroom-dance-videos.A_Technique_of_Advanced_Latin_Ameri-can_Figures_2_DVD_70500.

Контактная информация: rodichkin-anton@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2019

УДК 796.071

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИДОПИНГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Марианна Николаевна Пуховская, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье представлено определение понятия антидопинговая культура, допинг, его виды, история развития допинга, современные проблемы и возможные пути их решения в виде разработки педагогических технологий формирования антидопинговой культуры студентов образовательной организации высшего образования. Автором проанализированы российские и зарубежные литературные источники, определена роль FISU в разработке образовательных программ для спортсменов и членов спортивного сообщества. Автором сформирован проект понятия «антидопинговая культура» и разработана программа «Формирование антидопинговой культуры», направленная на формирование личности студента нетерпимой к применению допинга.

Ключевые слова: допинг, антидопинговая культура, студенты, спорт, педагогические технологии, программа.

FORMATION OF ANTI-DOPING CULTURE IN THE UNIVERSITY SPACE

Marianna Nikolaevna Puhovskaya, the lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The article presents the definition of anti-doping culture, doping, its types, the history of doping, modern problems and possible solutions in the form of the development of pedagogical technologies for the formation of anti-doping culture of students of educational institutions of higher education. The author analyzes Russian and foreign literature sources, determines the role of FISU in the development of educational programs for athletes and members of the sports community. The author formed the draft concept of' antidoping culture "and developed the program" Formation of anti-doping culture", aimed at the formation of the student's personality intolerant of doping.

Keywords: doping, anti-doping culture, students, sport, pedagogical technologies, program.

Употребление веществ, которые способствуют повышению спортивных результатов, уже много времени волнуют общественность. На сегодняшний день эта проблема является одной из самых актуальных в обществе. Ведь высокий результат на соревнованиях полностью влияет на всю дальнейшую жизнь спортсмена. Каждому хочется оставить свой след в истории и стать узнаваемым среди болельщиков. Все мы знаем, что для спортсменов спорт - дело всей жизни.

Под допингом понимается вещество, усиливающее в несколько раз исходные физические результаты человеческой деятельности [3].

История развития допинговых веществ укладывается в несколько этапов. Начало всему этому было положено еще в 700 году до нашей эры. Спортсмены тех времен употребляли различные травы для повышения эффективности качеств организма. Однако уже в начале двадцатого века проводились различные эксперименты с медикаментозными веществами. Такими как митроглицерин и бензидрин. Лишь в 1935 году немецкий биохимик А. Бутенанд сделал открытие - обособил гормон тестостерон в чистом виде. Его открытие не осталось незамеченным. Изначально тестостерон начали использовать еще во время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.