IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'
- - проблеми ф1зичного
виховання i спорту _
ПСИХОЛОГ1Я
Уровень тревожности, как один из критериев эффективности эмоциональной устойчивости в спортивных танцах
Ермолаева Я.С.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотации:
Цель: повысить эффективность выступления соревновательных пар в спортивном танце за счет формирования и совершенствования показателей эмоциональной устойчивости. Задачами исследования было изучение личностных особенностей спортсменов в танцевальной паре, влияющих на их эмоциональную устойчивость, а также определения условий формирования эмоциональной устойчивости танцевальных пар. Материал: в исследовании приняли участие 32 танцора в возрасте 12-14 лет. Использовался опросник Спилбергера. Результаты: установлено, что уровень личностной тревожности составлял 40.2 балла. Также встречались спортсмены с низким и высоким уровнем личностной тревожности. Средний уровень ситуативной тревожности в спокойном состоянии у танцоров равнялся 38.8 баллов. Перед турниром этот показатель значительно возрастал (54.5 балла). Выводы: для танцоров с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха в своих силах. Для танцоров с низким уровнем тревожности требуется пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении задач тренировочной деятельности.
Ключевые слова:
танцы, эмоции, устойчивость, личность, спортсмен, деятельность, эффективность, тревожность.
Срмолаева Я.С. Рiвень тривожностк як один iз критермв ефективност емо-цшноТ стшкосл у спортивних танцях.
Мета: пщвищити ефективнють виступу змагальних пар в спортивному танц за рахунок формування та вдосконалення показниив емоцмноТ стшкостк Завдан-нями дослщження було вивчення осо-бистюних особливостей спортсмежв в танцювальнш пар^ що впливають на Тх емо^йну стмкють, а також визначення умов формування емоцмноТ стшкост танцювальних пар. Матерiал:: у досль дженн взяли участь 32 танцюриста у вiцi 12-14 роюв. Використовувався опи-тувальник Сптбергера. Результати: встановлено, що рiвень особистюноТ тривожност становив 40.2 бала. Також зустрiчалися спортсмени з низьким i ви-соким рiвнем особистюноТ тривожностк Середнш рiвень ситуативноТ тривожност в спокiйному станi у танцюрис^в дорiв-нював 38.8 балiв. Перед туржром цей показник значно зростав (54.5 бала). Ви-сновки: для танцюрист1в з високим рiв-нем тривожност слiд формувати почуття впевненост й успiху в своТх силах. Для танцюрист1в з низьким рiвнем тривож-ностi потрiбно пробудження активности збудження зацiкавленостi, почуття вщ-повщальност у вирiшеннi завдань трену-вальноТ дiяльностi.
танц¡, емоцй] стШюсть, особист/'сть, спортсмен, дiяльнiсть, ефективнють, тривожшсть.
Ermolaeva Y.S. Level of anxiety as one of the criteria of efficiency of emotional stability in sport dancing.
Purpose: improve the efficiency of performance of competitive sports dance in pairs due to the formation and improvement of indicators of emotional stability. The objectives of the study was to examine the personality characteristics of athletes in the dance couple, affecting their emotional stability. Also determine the conditions for the formation of emotional stability dancing. Material: the study involved 32 dancers aged 12-14 years old. Spielberger questionnaire was used. Results: it was found that the level of trait anxiety was 40.2 points. Athletes also met with high and low trait anxiety. The average level of situational anxiety at rest the dancers stood at 38.8 points. Before the tournament, this index increased significantly (54.5 points). Conclusions: for dancers with a high level of anxiety should generate a sense of confidence and success in their abilities. For dancers with low levels of anxiety requires waking activity, arousal of interest, a sense of responsibility in the task of training activity.
dance, emotions, stability, personality, athlete, activity, efficacy, anxiety.
Введение.
Умение управлять своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте. Нередки случаи, когда спортсмены после первых неудач в соревнованиях теряют смысл занятия спортом, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым спортсменам. Причиной тому является неумение преодолевать неблагоприятные психические состояния в ходе спортивной конкуренции [1, 2].
По мнению Ю.А. Киселева, тенденции развития спортивных танцев требуют повышенной физической и психологической выносливости, специально-организованного тренировочного процесса. Спецификой спортивных танцев является взаимосвязь спортсменов в парах, а условия соревнования создают дополнительное психологическое влияние. Поэтому нерешенной проблемой в спортивных танцах становится вопрос психологической совместимости танцоров, а так же их эмоциональная устойчивость, которая оказывает влияние на спортивный результат [5, 7].
Уже на начальном этапе подготовки танцевальных пар конкурсные выступления проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением [7].
© Ермолаева Я.С., 2015 http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0204
Впервые необходимость разработки проблемы развития и формирования эмоциональной устойчивости спортсменов в спортивном танце отметила Н. Рубинштейн. В частности, она подчеркивает, что неблагоприятные эмоциональные состояния препятствуют качественному выполнению деятельности, как тренировочной, так и соревновательной [8, 12].
Так преобладание негативных эмоций ведет к дезорганизации психической деятельности, истощению психических ресурсов личности, а затем, приводит к замене профессиональной цели, поиску новой [9].
Несмотря на имеющиеся научные разработки, Ф.П. Космолинский (1976), Л.Г.Ковалев (1970), акцентируют внимание на том, что не существует единого подхода к изучению проблемы критериев эмоциональной устойчивости, а также эффективных методов ее диагностики и регуляции. В связи с этим Л.М. Або-лин утверждает, что важно не только то, в каком эмоциональном состоянии спортсмен выходит на паркет, но и как он может корректировать свою деятельность с учетом этого состояния на основе собственных личностных особенностей [1, 6, 14-20].
Как отмечают многие авторы Г.М.Бреслов, Н.Д. Левитов, А.В. Родионов и др., одной из важнейших личностных особенностей танцоров, которая взаи-
32015
и
мосвязана с результативностью в спортивной деятельности, является уровень личностной и ситуативной тревожности [9].
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Без определенного уровня тревожности невозможна мобилизация всех систем организма для достижения высокого спортивного результата. Однако, повышенный уровень тревожности является неблагоприятным эмоциональным состоянием, который характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью [5, 7].
В процессе исследований эмоциональной устойчивости Ю.А.Александровский, обращает внимание на то, что эффективность соревновательной деятельности зависит от эмоциональной устойчивости, которая, как правило, оказывает значительное влияние на спортивный результат и зависит от следующих критериев: [9, 13].
1. Помехоустойчивость - способность противостоять действию внешних раздражителей и внутренних помех.
2. Работоспособность - состояние человека, при котором физиологические и психические функции организма характеризуют его способность выполнять заданное количество работы определенного качества, за требуемый промежуток времени.
3. Чувство уверенности в себе, своих силах - внутреннее ощущение собственных сил и потенциала.
4. Отсутствие колебаний и сомнений [13].
Таким образом, было выяснено, что в процессе
соревнований эмоциональное возбуждение танцоров часто достигает чрезмерно высокого уровня, что, как правило, отрицательно сказывается на эффективности выполнения технических действий, а, следовательно, и на спортивных результатах. Низкий уровень тревожности во время соревновательной деятельности, говорит о защитном факторе спортсмена, что не дает возможности полностью раскрыть себя и свой потенциал. Это негативно сказывается на спортивном результате. Каждая личность индивидуальна и полностью понять, психологический настрой спортсмена -танцора во время соревновательной деятельности, а также изменения личностной и ситуативной тревожности при различных ситуация невозможно.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - повышение эффективности выступления соревновательных пар в спортивном танце за счет формирования и совершенствования показателей эмоциональной устойчивости.
Задачи исследования.
1. Проанализировать существующие научно-теоретические и практические подходы к формированию эмоциональной устойчивости, как критерия эффективности соревновательной деятельности в спортивном танце.
2. Изучить личностные особенности спортсменов
в танцевальной паре, влияющие на их эмоциональную устойчивость.
3. Определить условия формирования эмоциональной устойчивости танцевальных пар.
Методы исследований.
1.Теоретический анализ данных специальной литературы и опыта передовой практики.
2.Педагогический констатирующий и формирующий эксперимент (с использованием спортивно -педагогических и психодиагностических методов), (определения уровня тревожности по Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин).
3.Методы математической статистики.
Результаты исследования.
В процессе данной работы проводился анализ определения уровня личностной и ситуативной тревожности у юных танцоров.
Уровень личностной тревожности (по Спилбер-геру) в обследованной популяции составлял 40.2±0.8 балла. Среди обследованных спортсменов встречались танцоры, как с высокой, так и с низкой личностной тревожностью, что изначально определяло их реакции на соревновательную деятельность. Исходя из этого, мы получили такие результаты по уровням тревожности, 5 обследованных танцоров (16%) имели низкий уровень личностной тревожности (45 и более баллов), 18 танцоров (56%) умеренный уровень - (3144 балла), и 9 танцоров имели высокий показатели личностной тревожности (28%) (от 45 и более баллов) (Рис.1.).
Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии у танцоров равнялся 38.8±0.7 баллов. Перед турниром этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 54.5±0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у спортсменов-танцоров перед турниром. У 2 танцоров (6%) наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности (30 баллов и менее), у 20 танцоров (62%) умеренный уровень ситуативной тревожности (31-45 баллов), и у 10 танцоров (32%) высокий уровень ситуативной тревожности (от 45 и более баллов) (Рис.2).
Полученные результаты указывают на то, что следует обращать внимание не только на тех танцоров, кто имеет высокий уровень тревожности, но и на отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у кого низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности, а также достижения спортивного результата (как указывает в своих работах Киселева Ю.А.) [5].
Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, которая приводит к эмоциональным сдвигам и является фактором влияния на эмоциональную устойчивость танцевальной пары [5].
IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'
- - проблеми ф1зичного
виховання i спорту _
ПСИХОЛОГ1Я
16%
22%
6%
32%
56%
72%
B
C
A
B
C
Рис.1. Личностная тревожность спортсменов-танцоров:
А - низкий уровень, В -умеренная тревожность, С -высокий уровень.
Рис.2. Ситуативная тревожность спортсменов-танцоров:
А - низкий уровень, В -умеренная тревожность, С высокий уровень.
Выводы
1.Уровень личностной и ситуативной тревожности танцоров, является одним из критериев эффективности соревновательной деятельности.
2.Для танцоров, которые имеют высокий уровень тревожности, следует формировать чувство уверенности и успеха в своих силах, и в паре. Для низко тревожных танцоров требуются пробуждение актив-
ности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач тренировочной деятельности.
Дальнейшие исследования целесообразно провести, с целью обоснования и разработки специально психологических тренировочных программ, для оптимального процесса подготовки танцевальных пар к соревновательной деятельности.
Литература
1. Аболин Л.М. К вопросу исследования соотношения эмоциональной устойчивости с физиологическими показателями эмоциональной возбудимости /Л. М. Аболин - М.: Педагогика, 1975. - 150 с.
2. Александровский К. В. Проблемы психологии спорта / К.В. Александровский - М.: 1971. - С. 62.
3. Ермаков С.С. Психологические тесты в сети интернет и перспективы их применения в спортивной практике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2004. - № 3. - С. 8-24.
4. Ермаков С.С. Информационные аспекты инженерной психологии в приложении к решению задач взаимодействия спортсмена с техническими устройствами и инвентарем // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2004. - №19. - С. 100-110.
5. Киселев Ю.А. Влияние спорта на формирование личности / Ю.А. Киселев - М.: 1981. - 100 с.
6. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 с.
7. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 191 с.
8. Мильман В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С. 24-46.
9. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований // Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964. С. 51-68.
10. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов - М.: ФиС, 1983. - С. 19.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / - М.: Педагогика, 1989. - 125 с.
12. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры./ Р.Н. Сингер пер. с английского / Предисловие А.В. Родионова - М:, Физкультура и спорт. 1980. -152 с.
13. Спектор Р. И. Психологические особенности высших спортивных достижений: Автореф. канд. дис. М., 1987. 19 с.
References:
1. Abolin L.M. K vopro.su issledovaniia sootnosheniia emocional'noj ustojchivosti s fiziologicheskimi pokazateliami emocional'noj vozbudimosti [On the question of investigating the relationship of emotional stability and physiological indicators of emotional excitability], Moscow, Pedagogy, 1975, 150 p.
2. Aleksandrovskij K. V. Problemy psikhologii sporta [Problems of sport psychology], Moscow, 1971, p. 62.
3. Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special'nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2004, vol.3, pp. 8-24.
4. Iermakov S.S. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2004, vol.19, pp. 100-110.
5. Kiselev Iu.A. Vliianie sporta na formirovanie lichnosti [The impact of sport on the formation of personality], Moscow, 1981, 100 p.
6. Konopkin O. A. Psikhologicheskie mekhanizmy reguliacii deiatel'nosti [Psychological mechanisms of regulation of activity], Moscow, 1980, 256 p.
7. Marishchuk V. L., Bludov Iu. M., Plakhtienko V. A., Serova L. K. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte [Psychodiagnostic techniques in sport], Moscow, 1984, 191 p.
8. Mil'man V. E. Stress i lichnostnye faktory reguliacii deiatel'nosti [Stress and personality factors regulating activities]. Stress i trevoga v sporte [Stress and anxiety in sport], Moscow, 1983, pp. 24-46.
9. Pisarenko V. M. Ustojchivost' emocional'nogo sostoianiia sportsmena v usloviiakh sorevnovanij [The stability of the emotional state of the athlete in a competition]. Puti dostizheniia trudnoj cell v sporte [Ways to achieve difficult goals in sport], Moscow, 1964. C. 51-68.
10. Rodionov A. V. Vliianie psikhologicheskikh faktorov na sportivnyj rezul'tat [The influence of psychological factors on athletic performance], Moscow, Physical Culture and Sport, 1983, p. 19.
11. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of general psychology], Moscow, Pedagogy, 1989, 125 p.
12. Singer R.N. Mify i real'nost' v psikhologii sporta [Myths and realities in sport psychology], Moscow, Physical Culture and Sport,
14. Graham T.R., Kowalski K.C., Crocker P.R. The contributions of goal characteristics and causal attributions to emotional experience in youth sport participants. //Psychology of Sport and Exercise. 2002;3(4):273-291. http://dx.doi.org/10.1016/S1469-0292(01)00006-1.
15. Kuo J-Y., Chen C-H., Roberts J. A framework for understanding the emotional impacts in virtual sport training: In this work, a framework of a virtual sport training system is proposed based on relevant studies in motor skill learning, the formats of feedback and the emotions in virtual training to address the often overlooked emotional needs of athletes in such systems. //Virtual and Physical Prototyping. 2013;8(4):235-239. http://dx.doi.org/10.1080/1745275 9.2013.862957.
16. Morgan W. P. Sport psychology. Singer R. N. (ed.) The psychomotor domain. Philadelphia: Lea & Febiger, 1972. - 240 p.
17. Morgan W. P., O'Connor P. J. Psychological characteristics - 2. Technical Report. Colorado Springs, CO: United States Olympic Training Center, 1986. - 200 p.
18. Nicholls A.R., Levy A.R., Perry J.L. Emotional maturity, dispositional coping, and coping effectiveness among adolescent athletes. //Psychology of Sport and Exercise. 2015;17:32-39. http:// dx.doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.11.004.
19. Omelyanenko V.I., Complex integrated method of improvement of sports ballroom dance performance. //Physical Education of Students, 2014, vol.6, pp. 49-53. http://dx.doi. org/10.15561/20755279.2014.0610
20. Soronovich I.M., Chaikovsky E.V., Pilevskaya V., Features of functional support of competitive activity in sports dance given the differences prepared by partners. //Physical Education of Students, 2013, vol.6, pp. 78-87. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.840556
32015 01
1980, 152 p.
13. Spektor R. I. Psikhologicheskie osobennosti vysshikh sportivnykh dostizhenij [Psychological features of higher achievements in sport], Cand. Diss., Moscow, 1987, 19 p.
14. Graham T.R., Kowalski K.C., Crocker P.R. The contributions of goal characteristics and causal attributions to emotional experience in youth sport participants. Psychology of Sport and Exercise. 2002, vol.3(4). pp. 273-291. http://dx.doi.org/10.1016/S1469-0292(01)00006-1.
15. Kuo J-Y., Chen C-H., Roberts J. A framework for understanding the emotional impacts in virtual sport training: In this work, a framework of a virtual sport training system is proposed based on relevant studies in motor skill learning, the formats of feedback and the emotions in virtual training to address the often overlooked emotional needs of athletes in such systems. Virtual and Physical Prototyping. 2013, vol.8(4). pp. 235-239. http://dx.doi.org/10.1080 /17452759.2013.862957.
16. Morgan W. P. Sport psychology. Singer R. N. (ed.) The psychomotor domain. Philadelphia: Lea & Febiger, 1972, 240 p.
17. Morgan W. P., O'Connor P. J. Psychological characteristics. 2. Technical Report. Colorado Springs, CO: United States Olympic Training Center, 1986, 200 p.
18. Nicholls A.R., Levy A.R., Perry J.L. Emotional maturity, dispositional coping, and coping effectiveness among adolescent athletes. Psychology of Sport and Exercise. 2015, vol.17, pp. 32-39. http://dx.doi.org/10.1016/j.psychsport.2014.11.004.
19. Omelyanenko V.I., Complex integrated method of improvement of sports ballroom dance performance. Physical Education of Students, 2014, vol.6, pp. 49-53. http://dx.doi. org/10.15561/20755279.2014.0610
20. Soronovich I.M., Chaikovsky E.V., Pilevskaya V., Features of functional support of competitive activity in sports dance given the differences prepared by partners. Physical Education of Students, 2013, vol.6, pp. 78-87. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.840556
Информация об авторе:
Ермолаева Ярослава Сергеевна: ORCID: http://orcid.org/0000-о0О2-4865-2740; [email protected]; Национальный университет физического воспитания и спорта Украины; ул.Физкультуры 1. г. Киев, 03680, Украина.
Цитируйте эту статью как: Ермолаева Я.С. Уровень тревожности, как один из критериев эффективности эмоциональной устойчивости в спортивных танцах // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2015. - № 2. - С. 22-25. http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0204
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 06.12.2014 г. Опубликовано: 30.01.2015 г.
Information about the author:
Ermolayva Y.S.: ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4865-2740; [email protected]; National University of Physical Education and Sport of Ukraine; Fizkultury str. 1, Kiev, 03680, Ukraine.
Cite this article as: Ermolaeva Y.S. Level of anxiety as one of the criteria of efficiency of emotional stability in sport dancing.
Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015, vol.2, pp. 22-25. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0204
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 06.12.2014 Published: 30.01.2015