Научная статья на тему 'Специальная перепись как метод исследования личности осужденных'

Специальная перепись как метод исследования личности осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ЛИЧНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕПИСЬ ОСУЖДЕННЫХ 2019 Г / CONCEPT / CONVICT / CRIMINAL PENALTY / IMPRISONMENT / PERSONALITY / PENAL SYSTEM / CENSUS CONVICTS 2019

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиверстов Вячеслав Иванович

В статье анализируется история проведения специальной переписи осужденных и ее значение для подготовки будущей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (2021-2030 гг.). Раскрываются научно-методические и организационные особенности специальной переписи: временные интервалы проведения; объекты переписи; содержание переписи; источники получения информации. На основе анализа опыта проведения специальных переписей предлагаются параметры специальной переписи 2019 г., которые должны обеспечить приращение знаний о социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристике осужденных в их динамике. Также проводится анализ действующей Концепции развития УИС до 2020 года. Освещаются основные проблемные моменты, требующие решения в будущем. На основе приведенных исторических фактов делается вывод о целесообразности проведения переписи осужденных, предлагаются варианты ее проведения. В тексте работы раскрыты некоторые аспекты проведения будущей девятой специальной переписи 2019 г., которые необходимо учитывать при определении ее объектов. После каждой приведенной информации или предложения делается соответствующие выводы, последующие помочь в проведении специальной переписи населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиверстов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL CENSUS AS A METHOD OF CHARACTERISTICS RESEARCH OF CONVICTS

The article analyzes the history of the special census of convicts and its importance for the preparation of the future Concept of the development of the penal system of the Russian Federation (2021-2030). Describes the scientific and methodological and organizational features of census: the time intervals of execution; the objects of the census; census content; sources of information. Based on the analysis of the experience of special censuses, the parameters of the special census of 2019 are proposed, which should provide an increase in knowledge about the socio-demographic, criminal-legal and criminal-Executive characteristics of convicts in their dynamics. The analysis of the current concept of development of the MIS until 2020 is also carried out. Highlights the main problem points that need to be addressed in the future. Based on the historical facts the conclusion about the advisability of holding a census of convicts, variants of its implementation. In determining the objects of the future ninth special census 2019, it is necessary to take into account some aspects of its implementation, which are to be disclosed in the text of the work. After each information or proposal is given, the relevant conclusions are drawn, followed by assistance in the conduct of a special population census.

Текст научной работы на тему «Специальная перепись как метод исследования личности осужденных»

УДК 340

Селиверстов Вячеслав Иванович

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

119991, Россия, Москва, Ленинские Горы, д. 1, к. 13, e-mail: office@law.msu.ru

Vyacheslav I Seliverstov

Doctor of Law, Professor,

Honored Scientist of the Russian Federation,

Professor of the Department of Criminal Law and Criminology,

Law Faculty,

the Lomonosov Moscow State University,

Leninskie Gory, 1, building 13, Moscow, Russia, 119991,

e-mail: office@law.msu.ru

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье анализируется история проведения специальной переписи осужденных и ее значение для подготовки будущей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (2021-2030 гг.). Раскрываются научно-методические и организационные особенности специальной переписи: временные интервалы проведения; объекты переписи; содержание переписи; источники получения информации. На основе анализа опыта проведения специальных переписей предлагаются параметры специальной переписи 2019 г., которые должны обеспечить приращение знаний о социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристике осужденных в их динамике. Также проводится анализ действующей Концепции развития УИС до 2020 года. Освещаются основные проблемные моменты, требующие решения в будущем. На основе приведенных исторических фактов делается вывод о целесообразности проведения переписи осужденных, предлагаются варианты ее проведения. В тексте работы раскрыты некоторые аспекты проведения будущей девятой специальной переписи 2019 г., которые необходимо учитывать при определении ее объектов. После каждой приведенной информации или предложения делается соответствующие выводы, последующие помочь в проведении специальной переписи населения.

Ключевые слова: Концепция, осужденный, уголовное наказание, лишение свободы, личность, уголовно-исполнительная система, перепись осужденных 2019 г.

THE SPECIAL CENSUS AS A METHOD OF CHARACTERISTICS RESEARCH OF CONVICTS

Summary. The article analyzes the history of the special census of convicts and its importance for the preparation of the future Concept of the development of the penal system of the Russian Federation (2021 -2030). Describes the scientific and methodological and organizational features of census: the time intervals of execution; the objects of the census; census content; sources of information. Based on the analysis of the experience of special censuses, the parameters of the special census of 2019 are proposed, which should provide an increase in knowledge about the socio-demographic, criminal-legal and criminal-Executive characteristics of convicts in their dynamics. The analysis of the current concept of development of the MIS until 2020 is also carried out. Highlights the main problem points that need to be addressed in the future. Based on the historical facts the conclusion about the advisability of holding a census of convicts, variants of its implementation. In determining the objects of the future ninth special census 2019, it is necessary to take into account some aspects of its implementation, which are to be disclosed in the text of the work. After each information or proposal is given, the relevant conclusions are drawn, followed by assistance in the conduct of a special population census.

Keywords: Concept, convict, criminal penalty, imprisonment, personality, penal system, census convicts 2019.

В 2020 г. в России заканчивается действие утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция). Выполнение Концепции показало, что не все ее положения оказались проработанными и реалистичными, в связи с чем дважды, в 2012 и 2015 гг., в нее были внесены изменения и дополнения. В частности, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-Р было скорректировано краеугольное направление развития уголовно-исполнительной системы в виде перепрофилирования исправительных колоний в тюрьмы, а также намечен ряд мер по обеспечению прав и законных интересов осужденных, отбывающих лишение свободы.

Все это актуализировало вопрос о повышении качества подготовки новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы, которая в случае ее принятия будет действовать с 2021

© 2018 Селиверстов В. И.

по 2030 год. Одними из важных факторов успешности будущего концептуального документа является обоснованность и достоверность его положений, которые достигаются в числе других мер изучением, обобщением и использованием эмпирических данных об исполнении (отбывании) уголовных наказаний. Важным научным приемом получения достоверных эмпирических данных о явлениях, происходящих в уголовно-исполнительной системе России, является проведение специальных переписей осужденных. При этом преувеличением будет вывод о том, что проведение специальных переписей является исключительно нашим национальным опытом: специальная перепись осужденных была проведена в 1991 г. в Великобритании (результаты были опубликованы в 1992 г.), проводились переписи и в США. Однако можно уверенно утверждать, что нашим российским достоянием является постоянство в использовании данного метода социологического исследования.

Из истории проведения специальных переписей. Первая специальная перепись была проведена в 1926 г. В известной мере она носила ограниченный характер, поскольку с ее помощью были получены данные об осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на территории РСФСР. Основное внимание уделялось социально-демографическим данным осужденных. Среди признаков уголовно-правовой характеристики выделялись только число судимостей, назначенный срок наказания, квалификация совершенного преступления. Данные, характеризующие осужденных во время отбывания наказания, не изучались.

В последующие сорок лет, вплоть до середины 50-х гг., научные исследования исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы были запрещены, соответственно не проводились и специальные переписи осужденных.

Возрождение идеи углубленного изучения личности осужденных к лишению свободы было инициировано в конце 60-х гг. прошлого столетия органом политического руководства страной того времени, а именно - Центральным комитетом КПСС. Именно этот партийный орган в советский период развития нашей страны определял уголовную, в том числе и уголовно-исполнительную, политику.

Разработка научных основ, непосредственное проведение и обобщение полученных результатов специальной переписи являются заслугой известного ученого - доктора юридических наук, профессора заслуженного деятеля науки РФ Александра Соломоновича Михлина. В 1970 г. под его научным руководством была проведена вторая специальная перепись осужденных к лишению свободы. Методология и методика ее проведения, а также итоги нашли отражение в ряде изданий [1, 2], а также были обобщены в докторской диссертации на тему «Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания», успешно защищенной А. С. Михлиным в 1974 г. в диссертационном совете ВНИИ МВД СССР.

В последующем, в 1975, в 1979, в 1989 гг. под научным и организационным руководством этого ученого были проведены специальные переписи осужденных в исправительных учреждениях СССР, а в 1994 и 1999 гг. - в исправительных учреждениях Российской Федерации. Последняя перепись, но уже под научным руководством автора настоящей статьи, была проведена с 12 ноября по 18 ноября 2009 г. в исправительных учреждениях и следственных изоляторах России. Это была восьмая перепись в истории советской исправительно-трудовой и российской уголовно-исполнительной систем, она затронула осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей [3, с. 9-11].

В ноябре 2019 г., ровно через десять лет с момента проведения последней специальной переписи, необходимо проводить девятую специальную перепись осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Ее обобщенные и проанализированные наукой результаты могут послужить основой для подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года.

Каковы же научно-методические и организационные особенности специальной переписи осужденных?

Интервал проведения специальной переписи. Прошлая перепись проводилась 10 лет назад, а именно она была завершена 19 ноября 2009 г. Десятилетний период проведения переписи являлся наиболее оптимальным, его придерживались при проведении переписей второй половины прошлого века. Проведение двух переписей по истечению пяти лет, а именно в 1975 и в 1994 гг. было вызвано, как отмечал основоположник данного метода изучения личности осужденных профессор А. С. Михлин, исключительными обстоятельствами. Перепись 1975 г. являлась контрольной переписью осужденных: после проведения переписи 1970 г. важно было еще раз проверить методику проведения переписи и проверить достоверность ее результатов. О вспомогательном значении

переписи 1975 г. свидетельствует тот факт, что результаты переписи, проведенной в 1979 г., давались в сопоставлении с переписью 1970 г.

Перепись, проведенная в 1994 г., также была контрольной, поскольку за истекший период времени прекратило существование само государство (СССР), и возникла необходимость получения исходных данных, касающихся России.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что проведение переписи по истечению десяти лет в ноябре 2019 г. вполне соответствует устоявшимся научно-методическим основам использования данного социологического метода исследования личности осужденных. В то же время пропуск этого срока, а также отказ от проведения специальной переписи вызовет угрозу утраты накопленных на протяжении более чем 40 лет (1970-2009 гг.) достоверных данных о явлениях, происходящих при отбывании лишения свободы в их динамике.

Вместе с тем отметим, что это не исключает проведения в будущем переписей в более короткие сроки, так как изменения социально-экономических, политических процессов в России, совершенствование законодательства обусловливают более динамичные изменения в составе лиц, отбывающих наказания.

Объекты специальной переписи. Перечень и доля лиц, подпадающих под перепись, определяется с учетом довольно большого числа факторов, но доминирующими являются несколько из них. Первый выражается в актуальности получения информации о той или иной категории осужденных. Она в свою очередь может обусловливаться произошедшими (например, введением в действие нового вида уголовного наказания) или предстоящими изменениями в уголовной политике и законодательстве. Второй - это требование достижения достоверности результатов переписи: чем меньшее число осужденных той или иной категории находится в местах лишения свободы, тем большая доля подлежит переписи. Третий фактор - экономический. В принципе наибольшую достоверность и значимость данному приему изучения личности осужденных дало бы заполнение переписных листов на каждого осужденного, однако это существенно повышает финансовые затраты на проведение переписи.

В истории проведения переписей категории лиц, подпадающих под исследование, существенно различались. Во многом эти различия были обусловлены целями проведения переписи, введением новых видов наказаний и мер уголовно-правового характера, ведомственной принадлежностью пенитенциарной системы и т. д. В 1926 г. переписи подлежали только лица, отбывавшие лишение свободы. Перепись 1970 г., а также контрольная перепись 1975 г., охватывали осужденных, отбывавших наказание в виде лишения свободы. Переписные листы заполнялись на каждого четвертого осужденного.

Существенное расширение лиц, подпадающих под специальную перепись, произошло в 1979 г. Переписные листы заполнялись не только на лиц, осужденных к лишению свободы, но и на условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, осужденных к исправительным работам.

Перепись 1989 г. была проведена в более широком объеме. Кроме категорий, включенных в перепись 1979 г., дополнительно был переписаны осужденные, находящиеся в воспитательно-трудовых профилакториях, осужденные к ссылке, лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, осужденные условно, лица, которым была предоставлена отсрочка исполнения приговора, а также лица, направленные в лечебно-трудовые и лечебно-воспитательные профилактории для алкоголиков и наркоманов. Таким образом, перепись 1989 г. впервые была проведена в отношении лиц, которые не были осуждены за совершение уголовных преступлений (алкоголики и наркоманы).

Контрольная перепись 1994 г. касалась только осужденных к лишению свободы. Столь узкий предмет переписи был вызван экономическими трудностями, которые испытывало наше государство.

Специальная перепись 1999 г. была седьмая в истории проведения переписей в местах лишения свободы: переписи подлежал каждый десятый осужденный к лишению свободы, а также все осужденные к пожизненному лишению свободы и все лица, которым смертная казнь была заменена в порядке помилования лишением свободы пожизненно или на определенный срок. Впервые в истории проведения переписей переписные листы были заполнены на каждого десятого подозреваемого, обвиняемого и осужденного, в отношении которых приговор не вступил в законную силу и которые содержались в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Как мы видим, перепись 1999 г. не отличалась широтой охвата лиц, осужденных к отбыванию уголовных

наказаний, что также объясняется недостатком материальных ресурсов для проведения столь масштабного социологического исследования. Проведение переписи стало возможным в результате финансирования данного мероприятия российским отделением Фондом Форда.

В последней, проведенной в 2009 г. специальной переписи исследованию подлежали каждый десятый осужденный мужчина и каждая вторая осужденная женщина, отбывающие наказание в виде лишения свободы. В то же время в исключении из этого правила переписные листы были заполнены на каждого несовершеннолетнего осужденного, каждого осужденного, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы, а также которому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, на каждого осужденного отбывающего наказание в тюрьме. Переписи были подвергнуты подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, в следующих пропорциях: каждый десятый мужчина, каждая вторая женщина, все несовершеннолетние. Таким образом, перепись 2009 г. закрепила начавшийся с переписи 1994 г. отход от изучения характеристик осужденных, отбывающих альтернативные лишению свободы наказания и иные меры уголовно-правового характера, что, по нашему мнению, является не достоинством, а, наоборот, недостатком практики проведения специальных переписей осужденных.

При определении объектов будущей девятой специальной переписи 2019 г. было бы желательным учесть два аспекта.

Первый. Представляется целесообразным обеспечить преемственность и сопоставимость полученных ранее в 2009 г. результатов восьмой и будущей девятой специальной переписи 2019 г. Поэтому под перепись могли бы попасть осужденные, отбывающие лишение свободы в пропорции каждый десятый мужчина и каждая вторая женщина. В исключение из этого правила сплошной переписи должны быть подвергнуты все несовершеннолетние осужденные, отбывающие лишение свободы, все осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, все осужденные, отбывающие наказание в тюрьме.

Второй. Было бы полезным, чтобы будущая девятая специальная перепись осужденных дала возможность получения эмпирических данных о дополнительных, вызывающих интерес в современных условиях объектах исследования. Речь идет о проведении сплошной переписи отдельных категорий осужденных.

Во-первых, речь идет об осужденных инвалидах в местах лишения свободы. Положение этой категории осужденных после ратификации Российским государством в 2009 г. Европейской социальной хартии (1961) и в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов (2006) нуждается в дополнительном изучении. Особенно беспокоит положение тех инвалидов, которые имеют заболевания, препятствующие отбыванию наказания. Внимание правозащитного и профессионального сообщества в последние годы было направлено на поиск путей сокращения смертности этих лиц в местах лишения свободы [4, с. 42-43]. Результаты специальной переписи могут помочь в решении этой проблемы.

Во-вторых, под сплошную перепись должны попасть осужденные, отбывающих наказание за террористические преступления. В науке уголовно-исполнительного права имеется точка зрения о необходимости отбывания лишения свободы этой категории осужденных в отдельных исправительных учреждениях [5, с. 132-136]. Позиции правоохранительных органов страны по этому вопросу существенно различаются: если МВД России за отделение осужденных за террористические преступления от основной массы осужденных, то ФСИН России, ФСБ России и Генпрокуратура России занимают противоположную позицию. Полученные в результате исследования данные могли бы помочь в выборе оптимального решения, которое на перспективу могло бы войти в будущий концептуальный документ.

В-третьих, сплошной переписи могли бы быть подвергнуты осужденные, отбывающих наказание за экономические и должностные преступления. В настоящее время Научно-образовательным центром (НОЦ) «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю. М. Ткачевского Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова разрабатывается теоретическая модель отбывания лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления. На XI Российском конгрессе уголовного права, проходившем 31 мая и 1 июня 2018 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова, были подведены промежуточные итоги реализации данного проекта. Были выявлены тревожащие общество тенденции сращивания в местах лишения свободы общеуголовной и экономической преступности, притеснения осужденных за данные виды преступлений, не предусмотренного законом усиления карательного содержания лишения свободы [6, с. 25-27]. Результаты специальной переписи осужденных, отбывающих наказание за

экономические и должностные преступления, помогли бы принять обоснованное решение о корректировке уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении указанных категорий осужденных, вплоть до создания специализированных исправительных учреждений.

В-четвертых, таким объектом сплошного изучения во время проведения переписи могла бы стать категория осужденных из числа иностранных гражданах и лиц без гражданства. Данной категории осужденных, обеспечению их прав и свобод уделяют особое значение международные правозащитные организации, а также государства, гражданами (подданными) которых они являются. Поэтому знание положения этих лиц в исправительных учреждениях страны, а также принятие конкретных мер по устранению выявленных недостатков, является важным условием поддержания нормальных межгосударственных отношений России с другими государствами.

Еще раз подчеркнем то, что для принятия квалифицированных политических, законодательных и управленческих решений необходима достоверная информация, которою предоставляет специальная перепись осужденных. Для системы исполнения альтернативных лишению свободы видов наказаний, иных мер уголовно-правового характера (условное осуждение, применение принудительных мер медицинского и воспитательного характера, конфискация имущества и т. д.) также необходима достоверная информация. Поэтому с улучшением экономической ситуации в России представляется целесообразным включение в предмет специальной переписи осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях и у судебных приставов-исполнителей. В идеале перепись должна касаться подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся не только в следственных изоляторах, но и на гауптвахтах, в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности. Следует проанализировать необходимость охвата переписью осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарных воинских частях. Иначе говоря, специальная перепись должна стать межведомственным мероприятием, проводимым в интересах определения тактики и стратегии борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями.

Источники получения информации при проведении специальной переписи. Особенностью методики специальной переписи как социологического метода исследования личности осужденного является то, что первичная информация, как правило, берется из документальных источников. Не должна стать исключением и перепись 2019 г. Например, при проведении восьмой специальной переписи (2009 г.) в переписном листе осужденного, отбывающего лишение свободы, содержалось 82 вопроса, но только три из них было разрешено заполнить со слов осужденного. Переписной лист лица, содержащегося в следственном изоляторе, имел 36 вопросов, и все они заполняются специально подготовленными сотрудниками на основании личного дела и иных документальных источников.

Обращение к документальным источникам (материалы личного дела, личных документов, приговора, учетов и др.) позволяет повысить достоверность результатов исследования избежать субъективных оценок, вызванных эмоциональным состоянием лица, например, при опросах или анкетировании. Аналогично по материалам личных дел и другим документальным источникам заполнялись переписные листы в ранее проведенных специальных переписях. В тех же случаях, когда по документальным источникам невозможно было получить достоверную информацию, то допускалось заполнение переписного листа со слов осужденного. Так, при приведении специальной переписи осужденных 1979 г. осужденным задавался вопрос, желают ли они остаться на стройке (предприятии) после окончания срока обязательного привлечения к труду.

Содержание специальной переписи. Во всех специальных переписях основной задачей было получить исчерпывающую и достоверную характеристику личности осужденных. Она включала в себя:

- социально-демографические данные (пол, возраст, гражданство, образование, род занятий, семейное положение, состояние здоровья и т. д.);

- уголовно-правовые и криминологические данные (судимость, вид и размер наказания, общественная опасность и характер совершенного преступления, основания освобождения от наказания, совершение преступления в соучастии и т. д.);

- уголовно-исполнительные данные (характеристика осужденного, количество взысканий и поощрений, обеспеченность работой, материально-бытовые условия отбывания наказания, получение посылок и передач, предоставление свиданий и т. д.).

Например, перепись 2009 г. позволила получить исчерпывающие сведения о наличии и времени появления у осужденных социально значимых заболеваний (туберкулез, ВИЧ, гепатит), психических расстройств, наркозависимости и т. д. В условиях рыночной экономики важную роль

играли полученные сведения о занятости осужденных трудом и влиянии данного показателя на поведение в местах лишения свободы. Весьма интересна была характеристика социально полезных связей осужденных, а именно наличие семьи, предоставление свиданий с близкими родственниками, получение посылок и передач, пользование правом на телефонные переговоры, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений. В результате сравнения с показателями переписи 1999 г. была зафиксирована тенденция десоциализации личности осужденных к лишению свободы, разрушения их связей с семьей и социально позитивным окружением.

Перепись 2009 г. позволила получить данные об обращении осужденных за предоставлением психологической и социальной помощи, а также результативности ее предоставления. Это явилось одним из оснований для внесения предложений о необходимости законодательного закрепления социальной и психологической помощи в качестве основных средств исправления осужденных.

Весьма интересные сведения были получены в отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

По заполнению переписных листов на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления была получена дополнительная информация о материально бытовых условиях содержания под стражей, состоянии здоровья арестованных, их семейном положении и т. д. Несомненный интерес представляли данные о времени нахождения под стражей, интенсивности проведения следственных действий.

Полученные при переписи 2009 г. данные были проанализированы и описаны в научно-публицистических изданиях. Они были посвящены характеристике осужденных, отбывающих наказание: в колониях-поселениях [3, с. 17-143]; в воспитательных колониях [3, с. 143-225]; в тюрьмах [3, с. 225-277]; в местах пожизненного лишения свободы [3, с. 277-375]. Отдельному исследованию была подвергнута характеристика осужденных женщин [3, с. 375-569], осужденных наркоманов [3, с. 663-765], осужденных за преступления против личности [3, с. 819-938] и т. д.

Представляется целесообразным при проведении специальной переписи 2019 г. получить характеристику личности осужденных, отбывающих лишение свободы, а также подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, по указанным выше параметрам. Это позволит обеспечить сравнение полученных результатов и проследить динамику происходящих в местах лишения свободы России процессов за продолжительный период, начиная с 1994 г. При принятии решения о проведении специальной переписи 2019 г. следует учесть некоторые преимущества данного научного метода изучения личности осужденных, которые нередко остаются как бы в тени, не раскрытыми в полной мере.

Во-первых, методика переписи позволяет получать вторичную информацию, которая характеризует не только саму личность осужденного, но и процессы, которые происходят в местах лишения свободы. Например, сравнение доли и динамики применения мер поощрения и (или) мер взыскания к осужденным может характеризовать ориентацию персонала на ужесточение или наоборот гуманизацию обращения с осужденными. Сравнительный анализ реализации осужденными своего права на обращение в государственные органы с жалобами на условия отбывания наказания может свидетельствовать о неблагополучии в сфере соблюдения прав и законных интересов осужденных.

Во-вторых, полученные результаты переписи, на наш взгляд, обладают большей степенью достоверности, чем иные сведения, полученные из иных источников, в том числе и из официальной статистики. Дело в том, что по показателям статистики судят об эффективности деятельности персонала, причем нередко с вынесением соответствующих взысканий или, наоборот, с раздачей наград и иных поощрений. Отсюда зачастую возникает желание приукрасить показатели, что мы нередко наблюдаем на различных уровнях управления.

При проведении переписи персонал заполняет переписные листы на осужденных, при этом не предполагая конечного результата. Этот результат появляется лишь спустя определенное время в виде обезличенных (не привязанных) к конкретным исправительным учреждениям и территориальным управлениям цифровых показателей. Поэтому особого стимула приукрашивать или очернять положение дел нет.

Для эффективного управления уголовно-исполнительной системой необходима достоверная информация. Потребность в ней возрастает накануне и во время проведения реформ, именно этот период времени характерен для современной уголовно-исполнительной системы. Поэтому есть надежда, что будет принято решение о проведении специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, в ноябре 2019 г.

Библиографический список

1. Михлин А. С. Роль социальных и демографических свойств в исправлении и перевоспитании осужденных к лишению свободы. М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. 166 с.

2. Журавлев М. П., Михлин А. С. Общая характеристика осужденных к лишению свободы. М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. 72 с.

3. Осужденные и содержащиеся под стражей в России: по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г. / под общ. ред. Ю. И. Калинина; под. науч. ред. В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2012. 940 с.

4. Селиверстов В. И. Правовые проблемы освобождения осужденных от отбывания уголовного наказания по болезни // Вестник университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7. С.42-49.

5. Селиверстов В. И. Об уголовно-исполнительных средствах реагирования на терроризм // Криминальные реалии, реагирование на них и закон / под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2018. 316 с.

6. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: первый вариант теоретической модели / под науч. ред. В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2018. 72 с.

References

1. Mihlin A. S. Rol sotsialnyih i demograficheskih svoystv v ispravlenii i perevospitanii osu-zhdennyih k lisheniyu svobodyi [The influence of social and demographic characteristics on the correction and re-education of imprisoned persons]. Moscow: All-Russian Research Institute MIA the USSR, 1970, 166 р. [in Russian].

2. Zhuravlev M. P., Mihlin A. S. Obschaya harakteristika osuzhdennyih k lisheniyu svobodyi [General characteristics of imprisoned persons]. Moscow: All-Russian Research Institute MIA the USSR, 1972, 72 p. [in Russian].

3. Osuzhdennyie i soderzhaschiesya pod strazhey v Rossii: po materialam spetsialnoy perepisi osuzhdennyih i lits, soderzhaschihsya pod strazhey, 12-18 noyabrya 2009 g. [Convicts and detainees in Russia: based on materials from a special census of convicts and detainees, 12-18 November 2009]. In Yu. I. Kalinin (ed.). Moscow: Yurisprudentsiya, 2012, 940 p. [in Russian].

4. Seliverstov V. I. Pravovyie problemyi osvobozhdeniya osuzhdennyih ot otbyivaniya ugolov-nogo nakazaniya po bolezni [Legal problems of the release of convicts from serving a criminal sentence by illness]. Vestnik universiteta im. O. E. Kutafina (MGUA) [Kutafin University Law Review (MSAL)],

2017, no. 7, рp. 42-49 [in Russian].

5. Seliverstov V. I. Ob ugolovno-ispolnitelnyih sredstvah reagirovaniya na terrorizm. Kriminalny-ie realii, reagirovanie na nih i zakon [About the criminal-executive means of responding to terrorism. In the book: Criminal realities, response to them and the law]. In Professor A. I. Dolgova (ed.). Moscow: Russian Criminological Association, 2018, 316 p. [in Russian].

6. Otbyivanie lisheniya svobodyi osuzhdennyimi za ekonomicheskie i dolzhnostnyie prestupleni-ya: pervyiy variant teoreticheskoy modeli [The serving of imprisonment convicted of economic and official crimes: the first version of the theoretical model]. In V. I. Seliverstov (ed.). Moscow: Yurisprudentsiya,

2018, 72 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.