Научная статья на тему 'Несовершеннолетние как объект специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей'

Несовершеннолетние как объект специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ ОСУЖДЕННЫХ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ / РЕФОРМИРОВАНИЕ УИС / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиверстов В. И.

Статья посвящена прошедшей в ноябре 2009 г. переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В работе проанализированы особенности ее проведения, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных. Автор дает общую характеристику переписи осужденных, обосновывает ее преимущества перед ранее проведенными переписями, указывает на формы реализации итоговых материалов. Делается вывод, что специальная перепись должна стать исходным материалом для дальнейшей реформы уголовноисполнительной системы, определения стратегии и тактики борьбы с уголовной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селиверстов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Несовершеннолетние как объект специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей»

уголовжоэистолжитЕльжоЕШРАво

Несовершеннолетние как объект специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей

В.И. СЕЛИВЕРСТОВ - начальник НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Статья посвящена прошедшей в ноябре 2009 г. переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В работе проанализированы особенности ее проведения, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных. Автор дает общую характеристику переписи осужденных, обосновывает ее преимущества перед ранее проведенными переписями, указывает на формы реализации итоговых материалов. Делается вывод, что специальная перепись должна стать исходным материалом для дальнейшей реформы уголовно-исполнительной системы, определения стратегии и тактики борьбы с уголовной преступностью.

Ключевые слова: специальная перепись осужденных; несовершеннолетние осужденные; характеристика осужденных; реформирование УИС; борьба с преступностью.

В течение последних десяти лет уголовно-исполнительная система находится в постоянном развитии. В настоящее время наступил очередной этап реформирования уголовно-исполнительной политики и законодательства, пенитенциарной правоприменительной практики. Отрадно отметить, что политические установки о необходимости реформирования УИС прозвучали здесь, на Вологодской земле.

В решениях Президиума Государственного Совета Российской Федерации, прошедшем 11 февраля 2009 г. в г. Вологде, предусмотрена, во-первых, необходимость изменения уголовной, или, как ее называют, уголовно-судебной, политики государства. Это предполагается осуществить путем:

- декриминализации ряда преступлений небольшой и средней тяжести, не направленных против жизни и здоровья человека;

- изменения общих начал назначения наказания;

- снижения максимального срока наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений и совокупности приговоров;

- исключения меры наказания в виде лишения свободы за деяния небольшой и средней тяжести, не направленные против жизни и здоровья;

- снижения минимальных и максимальных пределов санкций Особенной части УК РФ;

- пересмотра квалифицирующих признаков преступлений Особенной части УК РФ;

- расширения оснований применения наказания в виде лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении;

- дополнения оснований применения наказания в виде исправительных работ;

- введения новых видов наказаний, альтернативных лишению свободы;

- введения института административной преюдиции уголовной ответственности.

При этом предусматривается усиление административно-правового воздействия на лиц, совершающих общественно опасные деяния, а именно внесение изменений в административное законодательство Российской Федерации, в том числе:

- включение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации деяний, исключенных из УК РФ в связи с их декриминализацией;

- увеличение до 2 месяцев срока административного ареста за деликты, исключенные из УК РФ в связи с их декриминализацией;

- усиление ответственности за уклонение от отбывания административных наказаний.

Во-вторых, признано целесообразным изменение общих подходов к системе отбывания лишения свободы с переходом на содержание осужденных в тюрьмах и колониях-поселениях.

Для столь кардинальных реформ необходимы кадровые и материальные ресурсы, определенный период времени и, конечно же, достоверная, научно обоснованная информация о личности осужденных и процессах, происходящих в местах лишения свободы. Такую информацию могут дать лишь глубокие, проводимые на мониторинговой основе социологические исследования, к

числу которых следует отнести специальные переписи осужденных.

С 12 по 18 ноября 2009 г. в исправительных учреждениях и следственных изоляторах России прошла специальная перепись осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей. Это восьмая перепись в истории советской и российской пенитенциарных систем.

Первая специальная перепись была проведена в 1926 г. В известной мере она носила ограниченный характер, поскольку с ее помощью были получены данные об осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на территории РСФСР. Основное внимание уделялось социально-демографическим данным осужденных. Среди признаков уголовно-правовой характеристики выделялись только число судимостей, назначенный срок наказания, квалификация совершенного преступления. Данные, характеризующие осужденных во время отбывания наказания, не изучались.

В последующем, в 1970, 1975, 1979, 1989 гг., были проведены специальные переписи осужденных в исправительных учреждениях СССР, а в 1994 и 1999 гг. - в исправительных учреждениях Российской Федерации.

Нельзя сказать, что проведение специальных переписей является исключительно нашим национальным опытом: специальная перепись осужденных была проведена в 1991 г. в Великобритании (результаты были опубликованы в 1992 г.), проводились переписи и в США. Однако можно уверенно утверждать, что нашим российским достоянием является постоянство в использовании данного метода социологического исследования.

Каковы же научно-методические и организационные особенности прошедшей переписи, в том числе в отношении несовершеннолетних осужденных?

1. Сроки проведения специальной переписи. Предшествующая перепись проводилась десять лет назад и была завершена 19 ноября 1999 г. Десятилетний период проведения переписи являлся наиболее оптимальным, его придерживались при проведении переписей второй половины прошлого века. Проведение двух переписей по истечении пяти лет, а именно в 1975 и в 1994 гг., было вызвано, как отмечал основоположник данного метода изучения личности осужденных профессор А.С. Михлин, исключительными обстоятельствами1. Перепись 1975 г. являлась контрольной переписью осужденных. После более чем 40-летнего перерыва (1926-1970 гг.) важно было еще раз проверить методику проведения переписи 1970 г. и достоверность ее результатов. О вспомогательном значении переписи 1975 г. свидетельствует тот факт, что результаты переписи, проведенной в 1979 г., давались в сопоставлении с переписью 1970 г.

Перепись, проведенная в 1994 г., также была контрольной, поскольку за истекший период времени прекратил существование СССР как

государство и возникла необходимость получения исходных данных, касающихся России.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что проведение переписи 2009 г. по истечении десяти лет не является каким-либо отступлением от устоявшихся научно-методических основ использования данного социологического метода исследования личности осужденных. Вместе с тем отметим, что это не исключает проведения переписей в более короткие сроки, так как изменения в социально-экономических, политических процессах в России, совершенствование законодательства обусловливают более динамичные изменения в составе лиц, отбывающих наказания.

2. Объект специальной переписи. В 2009 г. объектом переписи стали лица, отбывающие лишение свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - ПФРСИ). Переписные листы были заполнены на каждого десятого осужденного мужчину и на каждую вторую осужденную женщину, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В то же время в качестве исключения в перепись попали каждый несовершеннолетний осужденный, каждый осужденный, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы, каждый, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы, а также каждый осужденный, отбывающий наказание в тюрьме. Перепись затронула подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и ПФРСИ, в следующих пропорциях: каждый десятый мужчина, каждая вторая женщина, все несовершеннолетние.

Как видно из изложенного, перечень лиц, подпадающих под перепись, определялся с учетом двух факторов. Первый фактор - достоверность результатов переписи: чем меньшее число осужденных, подозреваемых или обвиняемых той или иной категории находится в местах лишения свободы, тем большая доля подлежит переписи. Второй фактор - экономический. В принципе наибольшую достоверность дало бы заполнение переписных листов на каждого осужденного, однако это существенно повышает финансовые затраты на проведение переписи.

В истории проведения переписей категории лиц, подпадающих под исследование, существенно различались. Во многом эти различия были обусловлены целями проведения переписи, введением новых видов наказаний и мер уголовно-правового характера, ведомственной принадлежностью пенитенциарной системы и т.д. В 1926 г. переписи подлежали только лица, отбывавшие лишение свободы. Аналогично перепись 1970 г., а также контрольная перепись 1975 г. охватывали осужденных, отбывавших наказание в виде лишения свободы. Переписные листы заполнялись на каждого четвертого осужденного.

Существенное расширение категорий лиц, подпадающих под специальную перепись, произошло в 1979 г. Переписные листы заполнялись не только на осужденных к лишению свободы, но и на условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду и осужденных к исправительным работам.

Перепись 1989 г. была проведена в еще более широком объеме. Кроме категорий, включенных в перепись 1979 г., дополнительно были переписаны осужденные, находящиеся в воспитательно-трудовых профилакториях, осужденные к ссылке, лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, осужденные условно (классическая форма условного осуждения), лица, которым была предоставлена отсрочка исполнения приговора, а также лица, направленные в лечебно-трудовые и лечебно-воспитательные профилактории для алкоголиков и наркоманов. Таким образом, перепись 1989 г. впервые была проведена в отношении лиц, которые не были осуждены за совершение уголовных преступлений (алкоголики и наркоманы).

Контрольная перепись 1994 г. касалась только осужденных к лишению свободы, что было обусловлено экономическими трудностями, которые испытывало наше государство.

Специальная перепись 1999 г. была седьмой в истории проведения переписей в местах лишения свободы: ей подлежали каждый десятый осужденный к лишению свободы, а также все осужденные к пожизненному лишению свободы и все лица, которым смертная казнь была заменена в порядке помилования лишением свободы пожизненно или на определенный срок. Впервые в истории проведения переписей переписные листы были заполнены на каждого десятого подозреваемого, обвиняемого и осужденного, в отношении которых приговор не вступил в законную силу и которые содержались в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Как мы видим, перепись 1999 г. не отличалась широтой охвата лиц, осужденных к отбыванию уголовных наказаний, что также объясняется недостатком материальных ресурсов для проведения столь масштабного социологического исследования. Проведение переписи стало возможным в результате участия в финансировании данного мероприятия российского отделения Фонда Форда.

Следует отметить, что во всех проведенных переписях важное место занимала характеристика несовершеннолетних осужденных, а в последних двух переписях - несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Однако только в прошедшей переписи 2009 г. переписные листы были заполнены на каждого несовершеннолетнего, отбывающего наказание или содержащегося в СИЗО или ПФРСИ.

3. Источники специальной переписи. Особенностью специальных переписей как социо-

логического метода исследования личности осужденного является то, что первичная информация, как правило, берется из документальных источников. Не является исключением и перепись 2009 г. Например, в переписном листе осужденного, отбывающего лишение свободы, содержится 82 вопроса, но только три из них разрешено заполнить со слов осужденного. Переписной лист лица, содержащегося в следственном изоляторе и ПФРСИ, имеет 36 вопросов, и все они заполняются специально подготовленными сотрудниками на основании личного дела и иных документальных источников. Такой метод позволяет повысить достоверность результатов исследования, избежать субъективных оценок, вызванных эмоциональным состоянием лица, например, при опросах или анкетировании.

Аналогично по материалам личных дел и другим документальным источникам заполнялись переписные листы в ранее проведенных специальных переписях. В тех случаях, когда по документальным источникам достоверную информацию получить было невозможно, допускалось заполнение переписного листа со слов осужденного. Так, при приведении специальной переписи осужденных 1979 г им задавался вопрос, желают ли они остаться на стройке (предприятии) после окончания срока обязательного привлечения к труду.

4. Содержание специальной переписи. Во всех специальных переписях основной задачей было получить исчерпывающую и достоверную характеристику личности осужденных. Она включала в себя:

- социально-демографические данные (пол, возраст, гражданство, образование, род занятий, семейное положение, состояние здоровья и т.д.);

- уголовно-правовые и криминологические данные (судимость, вид и размер наказания, общественная опасность и характер совершенного преступления, отбытый срок, основания освобождения от наказания, совершение преступления в соучастии и т.д.);

- уголовно-исполнительные данные (характеристика осужденного, количество взысканий и поощрений, обеспеченность работой, материально-бытовые условия отбывания наказания, получение посылок и передач, предоставление свиданий и т.д.).

Перепись 2009 г. также предполагает получение исчерпывающей характеристики лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в том числе и несовершеннолетних осужденных. Кроме указанных выше данных будут получены сведения о наличии у осужденных социально значимых заболеваний (туберкулез, ВИЧ, гепатит), психических расстройств, наркозависимости и т.д. В условиях рыночной экономики чрезвычайно важно получить сведения о занятости осужденных трудом и влиянии данного показателя на поведение в местах лишения свободы.

Весьма интересной будет характеристика социально полезных связей осужденных, а имен-

но информация о наличии семьи, свиданиях с близкими родственниками, получении посылок и передач, пользовании правом на телефонные переговоры, выездах осужденных за пределы исправительных учреждений. Для более глубокого изучения социально полезных связей несовершеннолетних осужденных в переписном листе предусмотрены вопросы об условиях воспитания несовершеннолетнего до совершения им преступления, например: воспитывался в полной или неполной семье, в приемной семье, в детском доме и т.д.

Несомненный интерес представляют данные о поведении несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, в том числе на льготных условиях отбывания наказания

Перепись 2009 г. позволит получить данные об обращении осужденных за предоставлением психологической и социальной помощи, а также результативности ее предоставления. Это поможет обосновать необходимость законодательного закрепления (или отказа от такого закрепления) социальной и психологической помощи в качестве основных средств исправления осужденных.

По заполнении переписных листов на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления будет получена дополнительная информация о материально-бытовых условиях содержания под стражей, состоянии здоровья арестованных, их семейном положении и т.д. Несомненный интерес будут представлять сведения о времени нахождения подозреваемых и обвиняемых под стражей, интенсивности проведения с ними следственных действий. Такой анализ будет актуальным в свете решения вопроса о сокращении сроков содержания под стражей.

5. Формы реализации материалов специальной переписи. Анализ материалов специальной переписи 2009 г. целесообразно проводить, используя дифференцированный подход, в основу которого можно положить следующие показатели:

- гендерные различия (мужчины и женщины);

- возраст (несовершеннолетние и взрослые);

- категории преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие);

- вид преступлений (против личности, против собственности, против общественной безопасности);

- вид наказания (пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок);

- вид исправительного учреждения, в котором осужденные отбывают наказание (тюрьма, исправительная колония, воспитательная колония и т.д.).

Тогда реализация материалов специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведенной в ноябре 2009 г., может быть представлена в следующих основных формах:

1. Проведение международной научно-практической конференции (ноябрь-декабрь 2010 г.) с последующим изданием материалов конференции.

2. Размещение общих результатов переписи на интернет-сайте НИИ ФСИН России.

3. Использование результатов переписи в диссертационных исследованиях, научных изданиях, при подготовке предложений по изменению уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в ходе проведения реформы уголовно-исполнительной системы.

4. Включение обобщенных результатов переписи в учебные пособия и учебно-методические материалы образовательных учреждений ФСИН России по учебным дисциплинам «Уголовно-исполнительное право», «Криминология», «Управление учреждениями и органами, исполняющими наказания», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика» и др.

5. Опубликование результатов переписи в ряде научно-аналитических изданий, одно из которых будет посвящено характеристике несовершеннолетних осужденных и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Конечно, результаты специальной переписи осужденных весьма значимы для развития пенитенциарной и криминологической науки. Поэтому предполагается в конце 2010 г. провести международную научно-практическую конференцию, где будут обсуждены итоги специальной переписи.

Однако развитие науки не самоцель, оно оправданно лишь тогда, когда дает научно обоснованные рекомендации по реформе УИС, совершенствованию нормативного регулирования и практики исполнения наказаний. Поэтому результаты переписи 2009 г. в числе других факторов позволят аргументировать целесообразность либо, наоборот, нецелесообразность тех или иных предложений в сфере уголовно-исполнительной политики, уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения.

Результаты переписи будут полезны при поиске новых исправительных технологий в работе с осужденными, в том числе и несовершеннолетними, становлении прозрачной и эффективной системы «социальных лифтов», направленной на стимулирование позитивного поведения осужденных, дифференциации (сепарации) различных категорий осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Общие итоги специальной переписи на федеральном уровне будут подведены в марте 2010 г., более углубленные аналитические материалы подготовлены к сентябрю 2010 г. Однако это не исключает регионального анализа результатов переписи на уровне субъектов Российской Федерации, для чего НИИИиПТ ФСИН России разработана специальная компьютерная программа.

Многое было сделано для того, чтобы специальная перепись 2009 г. стала исходным мате-

риалом для дальнейшей реформы уголовно-исполнительной системы, определения стратегии и тактики борьбы с уголовной преступностью. Однако еще многое предстоит сделать. Приглашаем к сотрудничеству научных сотрудников, практиков, международные и национальные организации.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Михлин А.С. Переписи осужденных как один из видов социологического исследования // Характеристика подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах: По материалам специальной переписи 1999 года: В 2 т. / Зубков А.И., Михлин А.С., Побразгаева Е.В. и др.; под ред. А.С. Михлина. М., 2000. Т. 1. С. 9, 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.