УДК 796.011.3:351.741 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11209
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Р.В. Романов, В.А. Синянский
Рассматрены особенности и проблемы физической подготовки девушек-курсантов в образовательных организациях МВД России. Определены наиболее эффективные и оптимальные средства физической культуры в ходе изучения двигательных действий и совершенствования физических навыков.
Ключевые слова: девушки-курсанты, образовательные организации МВД России, физическая подготовка, средства.
Романов Роман Владимирович, доц., tsoifp@ mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Синянский Владимир Александрович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации
Сложившаяся криминогенная ситуация на территории Российской Федерации обусловила необходимость пересмотра отдельных критериев профессионального воспитания выпускников образовательных организаций МВД России. Данная проблема имеет непосредственное отношение как к юношам, так и к девушкам, выбравших работу в органах внутренних дел.
Главной целью образования курсантов является не только развитие интеллектуальных способностей и получение теоретических знаний для обеспечения общественного правопорядка и борьбы с преступностью, но и формирование умений и навыков по применению физической силы для сохранения жизни и здоровья граждан и самих сотрудников [1].
Изменения, произошедшие за период последнего столетия, свидетельствуют о существенных преобразованиях в нормах поведения женщин, в их активной жизненной позиции, включая профессиональную деятельность. В правоохранительных органах, образовательных организациях МВД России прослеживается тенденция увеличения численности женщин.
SPECIAL PHYSICAL GIRLS CADETS TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Romanov R.V., associate professor, tsoifp@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Sinyanskiy V.A., senior lecturer, tsoifp@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The features and problems of physical training of female cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The most effective and optimal means of physical culture in the course of studying motor actions and improving physical skills have been determined.
Key words: female cadets, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, means.
Если во Владивостокском филиале Дальневосточного юридического института МВД России в 2015 году для прохождения вступительных испытаний по физической подготовке из 110 кандидатов на очное обучение изъявили желание 42 девушки, то уже в 2019 году из 105 поступающих -63 девушки.
Основаниями для повышенного внимания к физической подготовленности девушек-курсантов является то, что на службе в органах внутренних дел женщины выполняют различные функции в силу специфики занимаемой должности. Девушки наравне с мужчинами принимают актив -ное участие при выезде на место происшествия, задержании правонарушителей, несении дежурств, охране общественного порядка на массовых мероприятиях.
Именно поэтому уровень физической подготовки в целом и владение боевыми приемами борьбы девушек-курсантов в особенности обязаны соответствовать тем требованиями, от выполнения которых напрямую зависит их успешная практическая деятельность в будущем [2]. Основная роль в воспитании полноценных сотрудников, в формировании у них определенных навыков отводится образовательным учреждениям МВД России. Реализуемые программы обучения курсантов в основном направлены на совершенствование физических качеств и на законность применения физической силы [3].
Подготовка курсантов представлена в качестве учебной дисцип-лины, где помимо технически правильного выполнения упражнений, в том числе и боевых приемов борьбы, будущих сотрудников обучают выполнению служебных задач, сохраняя при этом высокую работоспособность. Владение такими навыками является качественной характеристикой будущих сотрудников правоохранительных органов.
Процесс обучения на занятиях по специальной физической подготовке предполагает выполнение упражнений из различных видов спорта: легкой атлетики, многоборья и единоборств. Однако предпочтение отдается боевым приемам борьбы, так как именно они составляют основу профессиональной подготовки любого сотрудника. Для девушек-курсантов их изучение позволяет освоить технику движения упражнения, а также повысить уровень ловкости, гибкости, силы и быстроты [4].
Следует отметить, что по общим показателям женщины превосходят мужчин в координации движений, выполнении монотонной работы длительное время без особых усилий. Многократное повторение, детальный разбор самого приема приводят к отличным показателям и технически правильному выполнению упражнений. Тем самым обеспечивается минимизация ущерба и безопасность как лиц, к которым возможно применение боевого приема борьбы, так и самого сотрудника.
Кроме того, у женщин в большей степени развита гибкость, чем у мужчин. Недостаточный уровень развития гибкости негативно сказывается
на формировании двигательного навыка и координацию движений, поэтому у женщин в силу их анатомического строения и физиологических особенностей имеются более широкие возможности совершенствования ловкости.
К координации движений курсантов образовательных учреждений МВД России предъявляются высокие требования. Она включает в себя: во-первых, организацию, построение и воспроизводство двигательных действий как единое целое, а во-вторых, коррекцию движений в зависимости от изменяющихся обстоятельств.
Учебная работа с курсантами образовательных организаций МВД России осуществляется в пределах учебного плана, программы дисциплины и методических рекомендаций, в основном по развитию физических качеств (силы, выносливости и т. д.) [5]. Типовая методика проведения занятий по специальной физической подготовке не учитывает особенности девушек-курсанток, поэтому им приходится выполнять упражнения на равных условиях с мужчинами [6]. Тем не менее, это не является причиной невыполнения каких-либо упражнений. Более того, работа в равных усло -виях закаляет характер, вследствие чего девушка-курсант формируется как личность и воспитывает в себе волю к преодолению трудностей, что благоприятно сказывается на служебной деятельности.
Для обучения в образовательных организациях МВД России по учебной дисциплине «Специальная физическая подготовка» составляется учебный план. Формирование физической подготовки девушек-курсантов состоит из трех разделов, которые являются взаимодополняемыми.
Первый раздел - теоретическая часть. Она является вводной частью учебной дисциплины, направлена на формирование системы знаний курсантов о физической подготовке как в целом, так и о ее применении на практике. В этот раздел включены вопросы, касающиеся нормативного закрепления тех случаев, когда разрешено применять физическую силу и боевые приемы борьбы. Не менее важным теоретическим аспектом является изучение техники безопасности при выполнении упражнений и исключение травмоопасных ситуаций.
Второй раздел - развитие физических качеств. Упражнения на ловкость, выносливость, силу и быстроту способствуют повышению не только уровня физической подготовленности, но и формированию профессионально-прикладных навыков и освоению боевых приемов борьбы. Кроме того, в данный раздел входят упражнения легкоатлетических дисциплин (бег на короткие и длинные дистанции) и методики обучения курсантов приемам страховки в целях профилактики травматизма.
Третий раздел - боевые приемы борьбы. Изучение этого раздела наиболее важно по многим причинам, как минимум потому, что преимущественно от них зависит безопасность граждан и самих сотрудников.
Здесь предполагается моделирование ситуаций, которые будут в той или иной мере проходить на службе. Реализация такого подхода проявляется в двух вариациях: 1) создание максимально схожих условий занятий с реальной обстановкой, которая может сложиться при осуществлении сотрудником своих полномочий; 2) создание внутренней конфронтации, а именно приближение обстановки обучения к такой, которая будет создавать внутреннее психофизическое состояние, возникающее во время несе -ния службы. Для этого используются элементы риска, внезапности, быстрого изменения обстановки, противодействия и борьбы [7]. Упражнения выполняются с высокими скоростью и темпом.
Образовательные организации МВД России для повышения показа -телей физической подготовки курсантов применяют в своей деятельности социально значимые мотивы, которые побуждают обучающихся к совершенствованию своих навыков и занятиям физической подготовкой. Основными социально значимыми мотивами для девушек-курсантов являются такие, как умение постоять за себя и достижение результата на службе, потребность в спортивной деятельности (например, укрепление здоровья, воли и повышение дисциплины), личные потребности (в частности, спортивное телосложение, хорошая физическая нагрузка, отдых от ум -ственной работы) [8].
В связи с тем, что в большинстве случаев женщины слабее мужчин, то им необходимо научиться отражать наступление более сильного соперника наиболее доступными способами. В соответствии с этим, предлагаем внести в подготовку девушек к работе в органах внутренних дел следующее: в обязательном порядке обучать девушек-курсантов обороне от противника законными методами с минимизацией ущерба, моделировать в процессе обучения ситуации, которые наиболее часто происходят на прак -тике, и тренировать выполнение оборонительных приемов с доведением до автоматизма.
В процессе обучения, на наш взгляд, стоит использовать так называемый эффект «неожиданности», учиться оценивать ситуацию быстро и принимать решение незамедлительно. При оценке ситуации важно обра -тить внимание на подручные средства (например, с помощью сумки можно защититься от ножевого ранения). Однако для того, чтобы достичь эффекта, нужно постоянно совершенствоваться. Если такого рода приемы будут включены в программу обучения для девушек-курсантов, то по-нашему мнению это позволит будущим сотрудницам чувствовать себя увереннее и безопаснее.
Необходимо проводить комплексное изучение всех аспектов специальной физической подготовки и уделять внимание как теории, так и прак -тике. В свою очередь, разделы практической части учебного занятия также должны составлять совокупность, что позволит гармонично развиваться обучающемуся, как профессионалу.
Таким образом, физическая подготовка курсантов-девушек - один из основных показателей профессионализма будущих сотрудников, поскольку главной целью, которую преследует сотрудник правоохранитель -ных органов, является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств. Для достижения этой цели используются навыки, полученные на основе программы в образовательных организациях МВД России. Правильное выполнение и использование в практической деятельности боевых приемов борьбы - фундаментальные элементы физической подготовленности девушек-курсантов. В силу анатомических и физиологических особенностей и отличия в уровне физической подготовленности от мужчин для девушек наиболее важно научиться использовать свои физические способности в полном объеме и с максимальной эффективностью. Поэтому так важно уделять внимание спортивным показателям, развитию физических качеств и формированию умений и навыком в применении боевых приемов борьбы девушкам-курсантам при обучении в образовательных организациях МВД России для дальнейшего прохождения службы.
Список литературы
1. Воротник А.Н. Некоторые проблемы профессиональной физиче -ской подготовки курсантов-женщин образовательных организаций МВД России // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 18-21.
2. Ткаченко А.И. Боевые приемы борьбы для сотрудников -женщин: учеб. пособие. Белгород: БЮИ МВД России, 2008. 112 с.
3. Спортивная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http: // sportwiki.to (дата обращения: 27.06.2020).
4. Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России / А.И. Ткаченко [и др.] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36). С. 143-148.
5. Волков В.Н., Сиваков В.И. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 31-32.
6. Профессиональная подготовка полицейских: учебник: в 3 ч. / под ред. В.Л. Кубышко. М.: Медиа-Принт, 2018. 248 с.
7. Баркалов C.H., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.
8. Кузнецов М.Б. Мотивация курсантов образовательных организа -ций МВД России к занятию спортом, как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С.189-192.
References
1. Vorotnik A.N. Nekotorye problemy professional'noj fizicheskoj podgotovki kursantov-zhenshchin obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Some problems of professional physical training of female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2014. No. 2. P. 18-21.
2. Tkachenko A.I. Boevye priemy bor'by dlya sotrudnikov-zhenshchin [Fighting techniques of struggle for female employees]: textbook. allowance. Belgorod: BUI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. 112 p.
3. Sportivnaya enciklopediya [Sports encyclopedia] [Electronic resource]. URL: http://sportwiki.to (date accessed: 27.06.2020).
4. Osobennosti razvitiya skorostno-silovyh kachestv kursantov-zhenshchin vuzov MVD Rossii [Features of the development of speed and strength qualities of female cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / A.I. Tkachenko [et al.] // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University]. 2015. No. 4 (36). P. 143-148.
5. Volkov V.N., Sivakov V.I. Opredelennye usloviya podgotovki sportsmenov k sorevnovaniyam [Certain conditions for preparing athletes for competitions] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2001. No. 3. P. 31-32.
6. Professional'naya podgotovka policejskih [Professional training of police officers]: a textbook in 3 hours / ed. V.L. Kubyshko. M.: Media-Print, 2018. 248 p.
7. Barkalov C.N., Gerasimov I.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya [Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, problems and ways of improvement] // Obshchestvo i pravo [Society and Law]. 2014. No. 4 (50). P. 299-304.
8. Kuznecov M.B. Motivaciya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k zanyatiyu sportom, kak osnovnoj kriterij povysheniya zdorov'ya i professional'nyh kachestv [Motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to go in for sports as the main criterion for improving health and professional qualities] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2 (13). P. 189-192.