УДК 343.985.1
Юридические науки
Васильева М. А., доцент кафедры криминалистики Московская академия Следственного Комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, подполковник юстиции
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫЕ ГРУППЫ ПО ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ И ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация: в статье обосновывается предложение о создании специализированных следственно-оперативных групп для обеспечения проверки сообщений и расследования экологических преступлений. Автором предлагается классификация следственно-оперативных групп с учетом существующих видов экологических преступлений, а именно: по экологическим преступлениям, связанным с незаконным изъятием природных ресурсов; по экологическим преступлениям, не связанным с незаконным изъятием природных ресурсов. Одним из результатов внедрения практики использования специализированных следственно-оперативных групп по экологическим преступлениям может стать оптимизация процесса проверки сообщений и расследования уголовных дел данной категории.
Ключевые слова: следственно-оперативная группа, следователь, экологические преступления, расследование преступления; природные ресурсы.
Abstract: the article justifies the proposal to create specialized investigative and operational teams to investigate environmental crimes. The author proposes a classification of investigative and operational teams taking into account existing types of environmental crimes.
Keywords: investigative-operational group, investigator, environmental crimes, investigation of crime; natural resources.
Традиционно одной из основных организационно-тактических форм взаимодействия следователя с органами дознания является его совместное участие в составе следственно-оперативной группы (далее - СОГ) [5, с. 72] при рассмотрении сообщения о преступлении или в ходе расследования преступления. В практике органов внутренних дел существует два вида СОГ, которые утверждены ведомственной инструкцией:
1. Дежурная - для производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Ее состав обычно включает следователя (дознавателя), сотрудников оперативных, экспертно-криминалистических и иных подразделений полиции, специалиста-кинолога.
2. Специализированная - для раскрытия отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, серийных преступлений, преступлений прошлых лет и других преступлений, а также для производства расследования и оперативного сопровождения конкретного уголовного дела.
Экологические преступления имеют свою специфику [8, с. 348]. Достаточно ярко она проявляется в особенностях объекта посягательства - в виде природных ресурсов (деревья, кустарники, дикие животные, рыбы и т.д.), а также круге лиц, вовлеченных в сферу расследования таких преступлений, к которым относят не только должностных лиц органа расследования, но и государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за экологической сферой, специфике взаимосвязи экологических преступлений с преступлениями, квалифицируемыми по другим главам УК РФ (например, ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» [7, с. 45-48]).
Не вызывает сомнения в достоверности то обстоятельство, что следователь не может обладать всей полнотой знаний, умений и навыков, необходимых в расследовании неопределенного круга преступлений. Механизм любого вида преступлений преступления, как и его расследование, существенно отличаются друг от друга, поэтому знать нюансы каждого из них, для следователя проблематично. Кроме того, выполнять грамотно и быстро непосредственные действия по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов экологических преступлений с использованием современных высокотехнологичных дорогостоящих технических средств следователю становится все сложнее [3, с. 504-509]. В этой связи, мы полагаем, что следователю необходимо обладать определенными экологическими знаниями: в описании экологических объектов, могущих быть предметом преступного посягательства, условиях их изъятия и хранения; законодательной регламентации правил пользования и охраны и т.д.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым для раскрытия и расследования экологических преступлений создание специализированных следственно-оперативных групп, о чем высказалось подавляющее большинство респондентов проводимого нами анкетирования следователей, дознавателей, сотрудников уголовного розыска, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, экспертов-криминалистов (93%).
Среди ученых в области криминалистики и теории управления есть не мало обоснованных предложений о создании специализированных следственно-оперативных групп по расследованию определенных видов и групп преступлений, а также о введении специализации следователей, их обучения и повышения квалификации [1, с. 111-114; 4, с. 99-101; 6 с. 96]. В настоящее время имеется специализация следователей по расследованию преступлений в сфере экономики; в отношении несовершеннолетних; по дорожно-транспортным преступлениям и ряду других групп (видов) преступлений. Аналогичная специализация имеется и в подразделениях уголовного розыска, а также подразделений экономической безопасности и
противодействия коррупции МВД России, что оправдано спецификой совершения, выявления и расследования указанных преступлений.
Поэтому целесообразно создавать специализированные следственно-оперативные группы по расследованию экологических преступлений с включением в их состав следователей (дознавателей) и сотрудников оперативных подразделений, специализирующихся на исследуемой категории преступлениях. При этом стоит рассматривать вопрос создания СОГ не только на районном уровне, но и на региональном и межрегиональном. Данное обстоятельство объясняется возможностью деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ) в рамках одного или нескольких регионов. Создание региональных и межрегиональных СОГ будет способствовать самостоятельному и качественному сбору доказательств, а также исключит или сведет к минимуму возможное противодействие со стороны должностных лиц того или иного уровня, вовлеченных тем или иным образом в процесс расследования.
Вместе с тем, наиболее эффективным будет не только специализация СОГ по этой категории преступлений, но и учитывающая особенности отдельных видов экологических преступлений, как минимум двух обозначаемых нами ранее в других научных статьях групп [2, с. 8-11]. Это рекомендация связана с тем, что такие подгруппы экологических преступлений имеют индивидуальные особенности механизма, следообразования, выявления и расследования, что необходимо знать и учитывать лицам, осуществляющим проверку сообщений о преступлениях и в дальнейшем предварительное расследование.
С учетом собранного статистического материала, анализа правоприменительной практики, анкетирования и интервьюирования сотрудников органов предварительного расследования и дознания, полагаем целесообразным создавать следующие виды СОГ для расследования экологических преступлений (с соблюдением подследственности преступлений), исходя из видов экологических преступлений:
1. По преступлениям, связанным с незаконным изъятием природных ресурсов, например, лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, водных биологических ресурсов, природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, животных, в том числе птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
2. По преступлениям, не связанным с незаконным изъятием природных ресурсов, например, по фактам загрязнения вод, загрязнения атмосферы, загрязнения морской среды и пр.
Представленная классификация может позволить оптимизировать процесс проверки сообщений об экологических преступлениях, их расследования, способствовать более эффективному установлению обстоятельств совершения преступлений этой категории.
Библиографический список:
1. Бахметьев А.И. Организация деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России по расследованию уголовных дел об изготовлении, хранении, перевозке или сбыте поддельных денег или ценных бумаг: дис. канд. юрид. наук. Москва, 2019. - 201 с.
2. Васильева М.А. Совершенствование методики расследования экологических преступлений как залог повышения качества расследования// Российский следователь. 2020. № 4. С. 8-11.
3. Васильева М.А., Зубенко Е.В. К вопросу об установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам о незаконной добыче водных биоресурсов и рубке лесных насаждений/Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27. № 4. С. 504-509.
4. Галанов В.А. Взаимодействие органов следствия и дознания в процессе расследования уголовно наказуемых нарушений авторских прав в области распространения контрафактной продукции: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. - 220 с.
5. Граник В.В. Основы криминалистического взаимодействия при выявлении и расследовании преступлений, связанных с экономической деятельностью: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2002. - 188 с.
6. Зубенко Е.В., Гирийчук В.В., Гунькин И.В. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия, сопряженного с оставлением потерпевшего в опасности: тактика проведения и перспективы использования инновационных технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных трудов. Восточно-Сибирский институт МВД России. 2015. С. 94-106.
7. Момот Н.В., Колина Ю.А. Ветеринарно-санитарная оценка качества продукции из мяса птицы. В сборнике: Актуальные вопросы развития производства пищевых продуктов: технологии, качество, экология, оборудование, менеджмент и маркетинг. Материалы IV Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. Отв. редактор С.В. Иншаков. Уссурийск, 2020. С. 45-48.
8. Lavrov V.P., Vasilyeva M.A. Issues of forensic inquiries and preliminaries in investigating ecological crimes//European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 348-355.