Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
РАСКРЫТИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / DISCLOSURE / INVESTIGATION / INITIAL OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE MEASURES / INVESTIGATIVE ACTIONS / INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL GROUP / LOCAL AUTHORITIES / CRIMES OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Латышев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Юрьевич Латышев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CORRUPTION CRIMES IN LOCAL GOVERNMENT AT THE INITIAL STAGE

The article examines issues related to the preparation and implementation of initial operational and investigative measures and investigative actions to solve and investigate crimes of corruption in the local government.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10348

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Сергей Юрьевич ЛАТЫШЕВ, соискатель ФГКУ «ВНИИ МВД России», старший оперуполномоченный группы по борьбе с коррупцией в органах власти и управления 2-го отделения Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве E-mail: slatyshev10@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления.

Ключевые слова: раскрытие, расследование, первоначальные оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия, следственно-оперативная группа, органы местного самоуправления, преступления коррупционной направленности.

Annotation. The article examines issues related to the preparation and implementation of initial operational and investigative measures and investigative actions to solve and investigate crimes of corruption in the local government.

Keywords: disclosure, investigation, initial operational and investigative measures, investigative actions, investigative and operational group, local authorities, crimes of corruption.

При раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления применяется весь комплекс следственных действий, установленных уголовно-процессуальным законодательством, а также оперативно-розыскных мероприятий (ОРД), определенных в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») и в соответствующих статьях федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов1.

Мы рассмотрим действия следователя и работника подразделения экономической безопас-

ности и противодействия коррупции (ЭБиПК) безотносительно их ведомственной принадлежности. Речь идет об основных принципах их работы в названной сфере.

Сущность, содержание и характер первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии и расследовании преступлений названной группы зависят от качества и количества полученной из различных источников информации о совершенных преступлениях в органах местного самоуправления.

После анализа и оценки полученной информации, содержащей сведения о преступлениях

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

коррупционной направленности в органах местного самоуправления, следователи, дознаватели или оперативные работники, на рассмотрение которых поступила указанная информация2, оценивают ее на предмет наличия в ней сведений о признаках составов преступлений, и при наличии соответствующих поводов и оснований готовят материалы, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Оперативная информация оформляется в виде информационно-справочного материала и после утверждения у руководителя оперативного аппарата соответствующего постановления эти материалы передаются в следственный аппарат для возбуждения уголовного дела в соответствии с положениями п. 2 ст. 21 УПК России, п. 1 и 3 ст. 140 УПК России. При этом учитываются и положения статей 141—146 УПК России3.

Следует отметить, что возбуждение уголовного дела по фактам некоторых преступлений, связанных коррупцией в органах местного самоуправления, может быть осуществлено как следователем, так и дознавателем.

Например, в соответствии со ст. 150 УПК России предварительное следствие в форме дознания производится по фактам преступлений рассматриваемой группы, уголовная ответственность за которые предусмотрена в ч. 1 ст. 166, статьях 324, 326 и частях 1 и 3 ст. 327 УК России4.

Предварительное расследование в форме предварительного следствия производится по фактам рассматриваемых преступлений, указанных в ст. 151 УПК России, и в следующих статьях УК России: частях 3 и 4 ст. 158, частях 2 и 3 ст. 161, в статьях 162, 174, 174.1, в ч. 2 ст. 327 следователями органа, выявившего эти преступления.

УПК России установил ряд обязательных действий следователя на этапе до возбуждения уголовного дела, т.е. первоначальным следственным действиям предшествуют действия проверочного характера, составляющие как бы фазу предварительных проверочных действий.

Так, в соответствии со ст. 144 УПК России следователь обязан рассмотреть и проверить поступившее сообщение о преступлении в течение трех суток (в отдельных случаях — десяти 10 суток) со дня поступления указанного сообщения. При этом учитывается и оперативная информация поверочного характера.

Успешное раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления возможно только при своевременном реагировании на со-

общения о них, проведении заградительных и поисковых мероприятий, тщательной работе на месте происшествия, использовании АБД ОВД, качественном проведении судебных экспертиз.

На практике проверочные материалы, касающиеся фактов коррупционной направленности в органах местного самоуправления, чаще всего поступают к следователю (дознавателю) из оперативного подразделения5. Поэтому следователь, оценив их полноту и достоверность, может приобщить их к материалам уголовного дела. Эти материалы, а также материалы о проверочных действиях, произведенных самим следователем, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела составят основу планирования первоначальных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий на начальном этапе раскрытия и расследования преступлений.

Соответствующие действия осуществляются и сотрудниками оперативных подразделений по согласованию со следователем.

Как правило, первоначальные следственные действия и ОРМ по указанным делам начинаются с осмотра места происшествия. Перед его началом необходимо определить его пределы, осмотреть прилегающую территорию в поисках следов преступления, а также проверить камеры наружного видеонаблюдения, установленные как в непосредственной близости от места преступления, так и по пути возможного подхода и отхода преступников. В протоколе осмотра места происшествия необходимо указывать точное место преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления.

Необходимо участие в осмотре места происшествия потерпевшего, который может способствовать успешному обнаружению следов преступления, орудий преступления, выяснению иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования уголовного дела. Его пояснения должны быть внесены в протокол.

На первоначальном этапе раскрытия и расследования преступления коррупционной направленности в органах местного самоуправления сотрудникам ЭБиПК необходимо отработать места возможного хранения предметов преступления, получить информацию о наличии камер видеонаблюдения и т.д.

После изучения собранных по результатам осмотра места происшествия материалов, изъятых следов и предметов члены следственно-оперативной группы (СОГ) разрабатывают версии и составляют совместный план следственных

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

действий и оперативно-розыскных мероприятий, который сначала согласовывают с руководителями следственных подразделений и ЭБиПК, а затем его утверждает начальник органа внутренних дел.

Особое внимание уделяется тактике задержания наиболее квалифицированных участников преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления.

Таким образом, первоначальный этап раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности закладывает основу для результатов всего процесса расследования. Он требует от следователя (дознавателя) и сотрудника оперативного подразделения максимальной оперативности и результативности действий. Следователь должен составить четкое представление о событии, которое предстоит расследовать, успеть в сравнительно короткие сроки при участии оперативного работника выявить и собрать максимум доказательств, кото-

рые в противном случае могут исчезнуть или быть уничтожены.

1 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2 Васильев H.H., Харченко C.B. К вопросу о первоначальных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях по раскрытию и расследованию криминального автобизнеса // Тр. Академии управления МВД России. 2013. С. 33-34 .

3 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (действ. ред.). // httr//www.consultant.ru/

4 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (действ. ред.) // httr//www.consultant.ru/

5 Самсонов O.A., Тихонов A.A. Использование оперативной информации при проведении специальных мероприятий // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Сб. науч. ст. Волгоград: Академия МВД России, 2008. С. 359-363.

^Ettfa Московская академия Jfc/^Ж Следственного комитета Ш Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багме-та. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.