Научная статья на тему 'Специализация туристско-рекреационного кластера в регионе'

Специализация туристско-рекреационного кластера в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
400
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волкова А.Г.

В статье рассмотрена возможность создания при помощи механизма государственно-частного партнерства и потенциальная специализация туристического кластера «Центральный» на территории Воронежской области. Проанализированы различные аспекты государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах. Сделан вывод о том, что формирование туристических кластеров способствует созданию конкурентных преимуществ территории и имеет мотивационные аспекты для органов публичной власти и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специализация туристско-рекреационного кластера в регионе»

УДк 332.146

специализация туристско-рекреационного

кластера в регионе

а. г. волков а,

старший преподаватель кафедры маркетинга E-mail: ppivolk@mail. ru институт менеджмента, маркетинга и финансов

В статье рассмотрены возможность создания при помощи механизма государственно-частного партнерства и потенциальная специализация туристического кластера «Центральный» на территории Воронежской области. Проанализированы различные аспекты государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах. Сделан вывод о том, что формирование туристических кластеров способствует созданию конкурентных преимуществ территории и имеет мотивационные аспекты для органов публичной власти и предпринимателей.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, регион, государственно-частное партнерство.

В рамках Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года поставлены цели: войти через 5 лет в число 30 экономически сильных регионов, а через 10 лет — в число 15. Стратегия ориентирована на модернизацию диверсифицированной экономики, новое качество социальной сферы и формирование активной общественной среды [5].

Развитие туристской инфраструктуры в области согласно Стратегии отнесено к одному из приоритетных направлений инвестиционного и социально-культурного развития. Это связано с тем, что Центральный федеральный округ (ЦФО), к которому относится Воронежская область, является центром культурно-познавательного туризма страны. Наиболее перспективными в ЦФО считаются деловой, паломнический, событийный, экологический и сельский виды туризма.

Автор считает, что основой развития туризма в регионе является наличие природного и культур-

но-исторического потенциалов. Позиция автора опирается на методику оценки экономического потенциала для развития кластеров в регионе, разработанную С. Н. Растворцевой, Л. Т. Снитко и Н. А. Череповской [6].

Воронежская область расположена в центральной части Русской равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий как в летний, так и в зимний периоды. Богатые водные ресурсы области (738 озер, более 2 тыс. прудов и 1 300 рек общей протяженностью 11 164 км) предоставляют широкие возможности для пляжного и спортивного (речного) туризма. Основные реки области (Дон, Воронеж, Битюг, Хопер и др.) могут быть активно использованы для речных круизов, сплава байдарочников, рыболовства и пляжного отдыха.

В области имеются 172 памятника природы, в том числе 4 заказника, 2 заповедника (Воронежский биосферный и Хоперский), дендрологический парк в Рамонском районе. Это может быть основой развития экологического туризма. Его доля в общей структуре российского туристического рынка составляет всего около 1 %, а в Воронежской области не достигает даже этого уровня. Серьезным ограничением для развития данного вида туризма является высокая степень антропогенных воздействий и летних пожаров.

Культурно-исторический потенциал Воронежской области представлен всеми типами наследия:

— археологическими памятниками от древнего каменного века (с. Костенки) до позднего средневековья;

— памятниками архитектуры от XVII до середины XX в.;

— памятниками, связанными с историеи культуры и развития общества;

— религиозными центрами (Дивногорский Успенский мужской монастырь, Костомаровский Спасский женский монастырь, Воскресенский Белогорский мужской монастырь, монастырь преподобного Серафима Саровского и др.).

По количеству объектов культурного наследия (2 705 ансамблей, комплексов и памятников истории и культуры федерального и регионального значения), стоящих под государственной охраной, Воронежская область занимает 5-е место в ЦФО РФ. По данным департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, по уровню посещаемости туристами с культурно-познавательными целями Воронежская область входит в десятку ведущих регионов Центрального федерального округа. Расположенные на территории области музей-заповедник «Дивного-рье», музей-заповедник «Костенки», музей-усадьба Веневитинова, замок принцессы Ольденбургской, Хреновской конезавод, музеи и памятные места г. Воронежа являются наиболее известными и посещаемыми объектами, обслуживающими около 50 % внутреннего регионального туристского потока из числа жителей Воронежской области и туристов из Центрального федерального округа, Москвы, Санкт-Петербурга и иностранных государств.

Благоприятное расположение области относительно основных транспортных магистралей (М4, М6, Е 38, Р194), федерального центра и других региональных центров Черноземья повышает транспортную доступность и создает предпосылки для реализации потенциала по развитию туризма и

Автодороги { \ > у-Ростов-на-Дону

Рис. 1. Расположение Воронежской области на транспортной карте России

сопутствующего сервиса. Через Воронеж проходит несколько крупных автомобильных трасс: Москва — Ростов, Москва — Астрахань, Курск — Саратов (рис. 1).

Все объекты предлагаемой для формирования туристического кластера территории расположены в центре Воронежской области, в зоне притяжения трассы М4 «Дон» и образуют самодостаточную и целостную туристскую систему, связанную транспортными и инженерными сетями.

Для проектирования туристического кластера предлагается смоделировать его планировочный каркас, представляющий собой совокупность туристских и имиджевых свойств, объединенных географической организационной общностью.

Планировочный каркас кластера согласно Л. К. Гуриевой, З. И. Созиевой [1] формируется за счет различных по функциональному содержанию ресурсных компонентов территории: природно-экологических, культурно-исторических, функционально-планировочных, транспортно-коммуни-кационных, композиционных. К числу основных проблемных областей конкурентного развития туристских комплексов российских регионов З. И. Со-зиевой отнесены:

— отсутствие полноценной статистической базы в сфере туризма;

— недостаточное развитие туристской инфраструктуры;

— отсутствие за редким исключением практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристического использования;

— недоработанность методологии формирования кластеров.

Эти составляющие были проанализированы автором на этапе разработки проектного решения о функциональной организации туристического кластера на рассматриваемой территории. В результате анализа автор пришел к выводу, что перечисленные негативные факторы не проявлены в критической степени на территории Воронежской области, что позволяет органам публичной власти области инициировать создание туристического кластера «Центральный» на подведомственной территории.

В процессе более детального изучения территорий и дислокации культурно-исторических и природных объектов кластера были установлены следующие перспективные виды туризма в Воронежской области, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

— по специализации — культурно-познавательный, событийный, экологический, экстремальный, бальнеологический, паломнический, водный туризм;

— по способу передвижения на маршруте — автобусный, автомобильный, круизный, конный, пеший, лыжный, велосипедный туризм;

— по характеру организации — групповой или индивидуальный (по аналогии с популярными за рубежом путешествиями по индивидуальному, заранее обозначенному плану), организованный, стационарный (с остановкой только в одном из объектов кластера) и передвижной (с посещением двух и более объектов кластера) туризм;

— по интенсивности — сезонный и круглогодичный туризм;

— по продолжительности — непродолжительный, продолжительный с проживанием в местах коллективного размещения (более 72 ч), транзитный туризм;

— по этапу жизненного цикла — семейный, молодежный, взрослый туризм.

В настоящее время в Воронежской области формируется кластер «Центральный» на базе 3 якорных туристических объектов:

— туристско-развлека-тельного комплекса «Графская усадьба» в с. Слобода Бобровского района;

— туристско-раз-влекательного комплекса «Дивногорье» (х. Дивного-рье Лискинского района);

— туристического комплекса в х. Кувшин Витебского сельского поселения Подгоренского района.

Планировочный каркас — это объективная реальность системы пространственной организации изучаемой территории, и проблема заключается в способах его адекватного количественного и качественного графического представления и проектной концепции. В функциональный потенциал разработки планировочного каркаса входят:

1) природно-экологический каркас разных уровней (регион — агломерация — город — район) на основе главных элементов природного ландшафта (рельефа, водотоков и водоемов, лесов и урочищ, памятников природы, природных достопримечательных мест и т. д.);

2) культурно-исторический каркас территории, включающий основные исторические элементы, узлы, историко-культурные оси, исторические ландшафты и т. д.;

3) функционально-планировочный и транспор-тно-коммуникационный каркасы, выделяемые по специальным параметрам (рис. 2);

Примечание: треугольник на карте — кластер «Центральный».

Рис. 2. Планируемые объекты и основные транспортные связи:

1 — комплекс «Дивногорье»; 2 — комплекс в х. Кувшин; 3 — комплекс «Графская усадьба»

4) композиционный каркас, основанный на свойствах геометрии планировочной организации территории и морфологии пространств.

Все эти каркасы были выделены и зафиксированы на операционной стадии разработки планировочной организации схемы кластера «Центральный» и совмещены на этапе создания проектного решения.

Элементами, окончательно формирующими целостность туристического кластера, являются:

—инженерная и коммунальная инфраструктура;

— транспортная сеть;

— объекты придорожного сервиса;

— места кратковременного отдыха;

— торгово-развлекательные центры;

— памятные места;

— сеть общественного питания, трансферт и т. п.

Единство элементов кластера обеспечивается:

— экономической взаимосвязью элементов, находящихся в структуре единого кластера;

— градостроительным единством;

— транспортной взаимосвязью;

— частичным единством инженерной инфраструктуры;

— социальной взаимосвязью.

Существование туристических протокластеров

в Воронежской области можно считать одной из предпосылок формирования реальных кластерных образований.

Другой предпосылкой является наличие в области механизма государственной поддержки, а точнее, закона [2], который устанавливает организационные, правовые и экономические основы государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Воронежской области, формы и условия ее оказания (рис. 3).

Туристический кластер «Центральный» представляет собой комплексный инвестиционный проект, состоящий из функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по созданию туристической и обеспечивающей инфраструктур в рамках единой территории. Реализация подобного проекта потребует значительных объемов инвестиций и организационных затрат со стороны инициаторов.

Для органов областной власти преимущества создания туристического кластера заключаются в следующем:

— увеличивается количество налогоплательщиков, растет налогооблагаемая база;

— появляются основания для диверсификации экономического развития территории;

— повышается занятость на территории зоны «Центральная».

Развитие туристического кластера специалисты рассматривают как стратегическое направление территориального развития [2]. Авторы А. А. Ки-зим, А. Н. Вальвашов, И. В. Кулькова отмечают, что переход от отраслевой к кластерной модели управления индустрией туризма должен повысить эффективность политики региональной администрации. В дополнение к этому можно отметить, что формирование туристических кластеров будет способствовать созданию конкурентных преимуществ территории и позволит реализовать мотивационные аспекты для органов публичной власти и предпринимателей.

При реализации мероприятий по созданию туристического кластера «Центральный» потенциальным инвесторам могут быть оказаны меры государственной (областной) поддержки, что в свою очередь позволит инвесторам, реализующим инвестиционные проекты:

— снизить объем собственных вложений в строительство объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости;

— обеспечить интенсивный приток туристов за счет развертывания государственных пропагандистских кампаний, организации и проведения выставок, форумов и иных мероприятий.

Реализация мер государственной поддержки и намеченных проектных мероприятий по развитию туризма обеспечит создание современной, технически оснащенной туристической индустрии, способной удовлетворить потребности российских и иностранных граждан. Комплексное решение намеченных задач должно привести к укреплению материально-технической базы туризма, обеспечению комфортабельности средств размещения и расширению многообразия туристических маршрутов не только в рамках создаваемого кластера, но и в целом на территории Воронежской области.

Список литературы

1. Гуриева Л. К., Созиева З.И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 22 (115).

2. Кизим А. А., Вальвашов А. Н., Кулькова И. В. Повышение инвестиционной привлекательности

Формы областной поддержки инвестиционной деятельности ♦

-!

ИМИ»

ими»

ими»

Установление для инвесторов льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита

._I

Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей, находящейся в областной и муниципальной собственности, и другими природными ресурсами, не противоречащих

федеральному законодательству

■ Ж

Предоставление на конкурсной основе областных гарантий по инвестиционным проектам

:

Предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного | имущества, находящегося | в областной собственности |

Реструктуризация задолженности по платежам в областной

бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам

Предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами

Я

111»^

_!

Софинансирование строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш « д »1

Софинансировани« инвестиционных проектоЕ средств областного бю£

Областные гарантии поддержки инвестиционной деятельности

Источники финансирования

Средства областного бюджета

Объекты областного залогового фонда

Наличие у инвестора на начало реализации инвестиционного проекта собственных денежных средств в размере не менее 20% от полного объема финансирования инвестиционного проекта

Отсутствие у инвесторов признаков банкротства

Отсутствие у инвесторов просроченной задолженности по предоставленным ранее на возвратных условиях бюджетным средствам; по налоговым и иным обязательным платежам; по заработной плате

Условия предоставления областных гарантий

Источник: составлено автором [3,4]. Рис. 3. Система областной поддержки инвестиционной деятельности

региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26 (161).

3. О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ.

4. О государственно-частном партнерстве в Воронежской области: закон Воронежской области от 01.11.2011 № 151-ОЗ.

5. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года: закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ в ред. от 25.06.2012.

6. Растворцева С. Н. , Снитко Л. Т. , Чере-повская Н. А. Методика оценки экономического потенциала для развития кластеров в регионе. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 30 (219).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.