Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера'

Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1109
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В.

Анализируются основные проблемы и тенденции развития туристской индустрии Краснодарского края. Авторы предлагают переход от отраслевой к кластерной модели управления индустрией туризма, что должно повысить эффективность политики региональной администрации. Развитие туристического кластера рассматривается как стратегическое направление территориального развития и как один из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера»

26 (161)- 2010

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НАОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

А. А. КИЗИМ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: arko1980@mail.ru

А. Н. ВАЛЬВАШОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: valvashov_alex@mail.ru

И. В. КУЛЬКОВА, аспирант кафедры мировой экономики Кубанский государственный университет E-mail: kulkova.i.v.@pkb.ru

Анализируются основные проблемы и тенденции развития туристской индустрии Краснодарского края. Авторы предлагают переход от отраслевой к кластерной модели управления индустрией туризма, что должно повысить эффективность политики региональной администрации. Развитие туристического кластера рассматривается как стратегическое направление территориального развития и как один из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края.

Ключевые слова: туристический кластер, экономика Краснодарского края, инвестиционная привлекательность региона, стратегическое развитие территории, эффективность государственного управления.

В Краснодарском крае в 2008—2009 гг. наблюдалось снижение темпов прироста инвестиций в туристскую индустрию, что связано не только с воздействием мирового финансового кризиса, но и наличием системных проблем в самой индустрии. Проблемы Краснодарского края в сфере развития туризма связаны, прежде всего, с высокой ценой ту-

ристского продукта при низком и среднем уровнях качества услуг. Притоку отдыхающих не способствует состояние экологии рекреационных территорий, сочетание промышленного, аграрного и туристского векторов развития региона. Среди нерешенных проблем — неразвитость инфраструктуры туризма, фактор сезонности, диспропорции в развиваемых видах туризма, а также отсутствие возможностей для отдыха лиц с ограниченными возможностями. В то же время политика Администрации Краснодарского края в сфере развития туристской индустрии имеет значительный потенциал для повышения собственной эффективности. Для этого необходимо изменить подход к управлению.

Общеизвестно, что уровень активности инвестиционной деятельности экономических субъектов на определенной территории зависит от ее инвестиционной привлекательности и интегрального значения риска. В свою очередь инвестиционная привлекательность территории является одним из ключевых факторов устойчивого развития региона или муниципального образования.

Различные аспекты привлекательности территорий для инвесторов рассматривали Э. Хекшер и Б. Олин (в теории региональной специализации и межрегиональной торговли), Т. Паландер, В. Крис-таллер, А, Леш, У. Айзард (в теории центральных мест, синтетических теориях размещения фирм и пространственной организации хозяйства), Н. Колосовс-кий (втеории образования региональныхкомплексов), Ф. Перроу (в идее полюсов роста), атакже М. Портер (в конкуренции регионов и развитии региональных кластеров). Среди современных российских ученых, исследующих проблематику привлекательности регионов, необходимо выделить А. Г. Гранберга, В. Н. Лексина, Б. М. Штульберга и А. Н. Швецова.

Инвестиционная привлекательность территории в значительной степени является результатом многолетней эффективной работы региональных и местных органов власти, прежде всего в области стратегического развития территории, и в частности при реализации стратегии привлечения инвестиций.

Элементы селекции инвесторов проявляются в политике экономически развитых конкурентоспособных регионов, когда разработанные стратегии и программы развития позволяют только некоторым инвестиционным компаниям вписаться в планы перспективного развития территории и следовать региональной траектории стратегического развития экономики.

При определении траектории стратегического развития экономики региона можно выделить направления, которые в долгосрочном периоде с высокой степенью вероятности могут привести к негативным последствиям и возникновению угроз, а также те, которые создают долгосрочные положительные эффекты, однако более ресурсоемки в реализации.

К первой группе стратегических направлений можно отнести:

• развитие добывающей промышленности;

• выращивание сельскохозяйственных культур на экспорт без переработки;

• виды деятельности обрабатывающей промышленности с экологически грязным циклом производства;

• транспортировку и хранение опасных материалов (аммиак, радиоактивные вещества и продукция на их основе, нефть и нефтепродукты);

• развитие некоторых видов финансового посредничества (ломбарды, инвестиционные и страховые компании, действующие на принципах фи-нансовыхпирамид, некоммерческие пенсионные фонда!, исключая корпоративные, ит.д.).

Вышеуказанные пути развития региональной экономики можно отнести к направлениям низкого порядка, так как они требуют относительно меньших ресурсных, временных и управленческих затрат для реализации, имеют сравнительно короткий срок окупаемости, стабильный спрос на продукцию и наличие долгосрочных отрицательных эффектов (например экологическое загрязнение территории, ухудшение здоровья жителей, снижение качества жизни при повышении уровня доходов, «вымывание» финансовых ресурсов из региона, снижение миграционной, туристической и инвестиционной привлекательности территории).

Направления развития региона высокого порядка требуют скоординированных усилий федеральных, региональных и муниципальных властей, а также ресурсов частных компаний и инвесторов в течение длительного периода. Зачастую результаты этих усилий не проявляются в течение правления одного руководителя администрации региона. Эффект запаздывания или внутренний лаг такого управленческого воздействия могут приводить к интересным последствиям — рационально действующий с точки зрения стратегического качественного развития региона губернатор освобождается от занимаемой должности по причине отсутствия текущих положительных изменений в социально-экономическом положении территории, а его преемник, даже действуя неэффективно, пожинает результаты стратегически грамотной политики предшествующей администрации.

Ко второй группе стратегического развития экономики региона высокого порядка авторы относят следующие направления:

1) производство сельскохозяйственной продукции с полным циклом от выращивания и переработки до транспортировки и реализации конечным потребителям;

2) рыболовство полного цикла, начиная от деятельности рыбопитомников и рыбных ферм, переработки и продажи готовой рыбной продукции и заканчивая деятельностью по предоставлению услуг, связанных с рыболовством и потреблением рыбных и иных морских (речных) продуктов питания;

3) строительство объектов жилой и коммерческой недвижимости, развивающее, а не ухудшающее архитектуру муниципальных образований региона, что предполагает соответствие общей концепции градостроительства, развитие параллельно с основными комплексами и инфраструктуры (паркинги, озеленение, создание зон с элементами ландшафтного дизайна, инженерные объекты);

4) развитие целостного образовательного кластера, включающего интегрированную систему начального, среднего, высшего образования и переподготовки кадров. Она должна быть основана на свободе выбора специальности и отсутствии государственного квотирования по направлениям подготовки, «избыточным для народного хозяйства», но пользующимся популярностью у плательщиков образовательных услуг;

5) развитие целостного кластера здравоохранения, ориентированного на оказание качественных услуг для всех категорий клиентов, учитывающего современные тенденции заболеваемости и не ставящего цели извлечь прибыль из любой ситуации, будь это эпидемия гриппа, угрожающий рост сердечно-сосудистых, онкологических или диабетических заболеваний;

6) развитие перерабатывающей промышленности с экологически чистым технологическим циклом;

7) развитие транспортного кластера на основе капитальных инвестиций в модернизацию дорожных сетей, ввода в эксплуатацию новых транспортных средств, создания и реконструкции объектов транспортно-логистической инфраструктуры. В настоящее время за исключением нескольких регионов преобладает подход, основанный на приоритете текущего ремонта дорожных сетей, зачастую по цене равного капитальному. Имеет место использование не отвечающих современным требованиям складских терминалов с высоким уровнем износа и низкими эксплуатационными характеристиками;

8) развитие туристического кластера и т. д.

Одной из основных современных тенденций

экономического развития является «усложнение бизнес-процессов, переход от простых форм интеграции и кооперации к более сложным — формированию кластеров» [3].

При наличии необходимых природно-климатических и иных условий в регионе туристический кластер является объектом особого внимания как с позиции стратегических планов территориального развития исполнительно-распорядительной власти, так и с позиции крупных инвесторов.

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает комплексное понятие туризма. Согласно ст. 1 указанного закона «туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, поз-

навательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [7].

В то же время Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу 01.07.2007, предполагает разделение туризма на самодеятельный и социальный (осуществляется за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и работодателей), а также внутренний и международный (въездной и выездной) [5]. Уточнены понятия «туристский продукт» и «туристская индустрия»:

1) туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта;

2) туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов санаторно-курортного лечения и отдыха; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультур-но-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [2].

Необходимо отметить, что в исследованиях туристской индустрии, а также в нормативно-правовых актах региональных органов власти, зачастую используются дефиниции, создающие путаницу в объекте исследования и регулирования, например курортный продукт, рекреационные территории, РЦП «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010—2015 годы», Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г.

На взгляд авторов, использование понятийного аппарата должно основываться на действующей законодательной базе.

Развитие туристской индустрии может вносить не меньший вклад в комплексное социально-экономическое развитие региона и в его инвестиционную привлекательность по сравнению с развитием промышленного производства.

Во-первых, выбор туристической деятельности в качестве одного из приоритетных направлений

развития территориальной экономики отражает устойчивые тенденции мирового хозяйства, связанные с сокращением товарного производства и ростом сферы услуг.

Во-вторых, современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По прогнозам Всемирной туристической организации, в ближайшие десятилетия темпы роста международного туризма сохранятся, что делает перспективным развитие туристской индустрии в России в целом и туристического кластера в Краснодарском крае.

В-третьих, увеличение антропогенной нагрузки и объемов экологического загрязнения экосистем региона вследствие развития всех видов туризма, как правило, незначительно и несравнимо с аналогичными показателями при выборе промышленной траектории регионального развития.

Необходимо подчеркнуть, что само понятие туристской индустрии говорит о возможности государственного регулирования данной сферы деятельности. Дальнейшее качественное развитие внутреннего и международного туризма возможно на основе формирования целостного туристического кластера Краснодарского края. Это предполагает значительное усложнение связей между субъектами хозяйствования, более высокий уровень координации действий между собой и с органами власти, определение и устранение зон, снижающих конкурентоспособность регионального туристского про-

Рис. 1. Структура туристического кластера

дукта, создание условии для развития конкурентных преимуществ всех туристических компаний региона. Исходя из этого, представляется целесообразным предложить включить в федеральный закон и стратегии развития понятие туристического кластера.

Под туристическим кластером понимается совокупность расположенных на одной территории компаний, производящих туристский продукт, инфраструктурных туристических организаций и регулирующих данную сферу органов власти, конкурентоспособность и эффективность деятельности каждого из которых зависит от результатов деятельности всех других субъектов кластера (рис. 1).

Логика государственного регулирования развития кластера в условиях ограниченных финансовых ресурсов, согласно М. Портеру, заключается в большей ориентации не на бюджетную поддержку отрасли или сферы деятельности, а на создание условий для развития кластера, повышения эффективности компаний и конкурентоспособности товара (услуги), а также на точечное приложение сил для решения системных проблем [9].

Структура ядра туристического кластера включает множество компаний (туристических операторов), производящих или формирующих туристский продукт в различных его видах (рис. 2).

Проанализируем некоторые подсистемы ядра формируемого туристического кластера Краснодарского края.

Важной составляющей данного регионального кластера является гостиничный бизнес. Выход на рынок гостиничных услуг Краснодарского края крупныхмеждународныхигроков, например Radisson (в городе-курорте Сочи — Radisson SAS lazurnaya peak hotel и Radisson Lazurnaya hotel sochi), Marriott (в Краснодаре — Krasnodar Marriott hotel в управлении Marriott International) и Mercury (в Новороссийске и в Краснодаре в управлении Accor Group), влечет за собой целый ряд изменений в данном кластере.

Так, экспансия иностранных гостиничных сетей на региональный рынок повышает общие стандарты обслуживания в данной сфере, заставляя российских операторов проводить комплекс защитных действий, начиная с расширения ассортимента гостиничных услуг, повышения их качества и заканчивая изменениями в ценовой политике.

Отметим также, что присутствие именно международных гостиничных сетей делает Краснодарский край более

Паломнический туризм

Пляжный туризм

Рекреационный туризм

Рис. 2. Составляющие элементы туристского продукта, производимого компаниями ядра кластера

привлекательным для иностранных туристов и инвесторов.

В то же время в долгосрочном периоде иностранные сетевые отели будут отвоевывать долю кубанского рынка у национальных операторов в силу того, что сети, как показывает западная практика, являются наиболее эффективным способом ведения хозяйства в гостиничном бизнесе и имеют очевидные конкурентные преимущества по сравнению с независимыми отелями. Можно прогнозировать рост слияний и поглощений компаний в Краснодарском крае в долгосрочном периоде в форме присоединения российских современных отелей к иностранным и отечественным гостиничным цепям.

В основном международные сети работают в Краснодарском крае по системе франчайзинга или по контракту на управление действующими российскими отелями. К факторам привлекательности регионального рынка гостиничных услуг относятся более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе, устойчивый рост емкости рынка и уровня прибыли гостиничных сетей.

К барьерам входа иностранных операторов на рынок гостиничных услуг относятся, прежде всего, высокие цены на земельные участки, непрозрачность действий как властных органов — организаторов тендеров (на этапе конкурса), так и строительных компаний-подрядчиков (на этапе реализации инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса).

В связи с достаточно последовательной и относительно жесткой политикой Администрации Краснодарского края в области устранения входных барьеров для иностранных компаний, повышения прозрачности административных процедур, реализации принципа «одного окна» и уменьшения документооборота инвестора [8] можно также прогнозировать увеличение в следующие 5—7 лет представительства иностранных гостиничных сетей в Краснодарском крае.

Администрация Краснодарского края в рамках политики развития курортов и туризма в регионе рассматривает российских и иностранных граждан как равнозначные группы клиентов, при этом в последние годы акцент делается в сторону иностранных туристов.

На взгляд авторов, выделение в качестве приоритетной, фокусной, клиентской аудитории для туристской индустрии Краснодарского края иностранных туристов неоправданно и неперспективно.

Во-первых, привлекательность Краснодарского края для иностранных рекреантов в основном связана со спелеотуризмом, этнотуризмом, спортивным и дегустационным. Перечисленные направления отдыха являются низкодоходными по сравнению с оздоровительным, пляжным и деловым туризмом.

Во-вторых, услугами индивидуальных средств размещения в курортной зоне края пользовались в 2009 г. в основном жители России — 98,4 % от общей численности туристов, и только 1,6% — иностранные граждане (в 2008г. — 96,7 и 3,3 %, соответственно, в 2007г. — 98 и 2%) (рис. 3). Доля поступлений от иностранных туристов в доходах курортно-рек-реационной сферы края ничтожно мала [1].

В-третьих, международные тенденции развития туристической сферы таковы, что доля иностранных туристов, посещающих Краснодарский край, будетуменьшаться.

Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО) общемировые тенденции в туристской индустрии направлены на снижение спроса на групповые поездки и активизацию индивидуального туризма, увеличивается доля пожилых туристов, радиус поездок уменьшается, растет спрос на познавательные и оздоровительные поездки. ВТО прогнозирует повышение спроса на пятизвездочные отели, кемпинги, сувенирную про-

3,3%

96,7%

■ Российскиетуристы

■ Иностранные туристы

Рис. 3. Соотношение российских и иностранных граждан в туристской индустрии Краснодарского края (составлен авторами на основе официальной статистической информации [7]): а — 2008 г.; б — 2009 г.

дукцию, развлекательные парки, экскурсионные услуги, событийный туризм.

Инвестиционная привлекательность Краснодарского края оценивается внешними рейтинговыми и консалтинговыми агентствами каквысокая [8]:

1) первое место в Южном федеральном округе и пятое — в России по объемам привлеченных инвестиций (поданным Минэкономразвития России);

2) первое место в рейтинге конкурентоспособности регионов России;

3) второежестоврейтингероссийскихрегионов по законодательной активности в сфере инвестиций (по исследованию агентства «Эксперт-РА»);

4) рейтинг «1А» региону присвоен агентством «Эксперт-РА» за высокую инвестиционную привлекательность и минимальный уровень риска;

5) седьмое место среди российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками (по исследованию агентства «Эксперт-РА»);

Туапсинский Остальные Краснодар:

район- 40 округов 120 394,7; 50%

4 627,9; 2 %

Новороссийск: 11 848,4; 5%

/ Сочи:

60 275,3; 25%

Рис. 4. Распределение инвестиций по муниципальным образованиям Краснодарского края в 2009 г., млн руб.

во время кризиса, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний.

Представляется интересным анализ распределения инвестиций в основной капитал по муниципальным образованиям Краснодарского края. Принцип Парето в этом отношении к нему неприменим — на 4 муниципальных образования региона (Краснодар, Сочи, Новороссийск, Туапсинский район), которые составляют 9% от всей совокупности муниципальных образований второго уровня, приходится 82% всех инвестиций. На 91 % городских округов и муниципальных районов — только 18% инвестиционных ресурсов, по расчету авторов статьи (рис. 4).

Необходимо также отметить, что минимальный результат (44-е место) по объему привлеченных инвестиций среди муниципальных образований в 2009 г. был достигнут в городе-курорте Горячий Ключ [8], что говорит о неэффективной деятельности местной администрации.

Иностранные инвесторы в 2009 г. активно действовали в Краснодаре и Крымском районе, в меньшей степени — в Сочи, Тимашевском районе и Новороссийске, фактически не были представлены в 50 % муниципальных образований северной и восточной зон региона, а также в городах Армавир и Горячий Ключ.

В условиях мирового экономического кризиса и рецессии темпы роста инвестиций в Краснодарский край в 2009 г. по всем отраслям составили 121,7%, а в формирующемся туристическом кластере региона — 4,1 % (с 7,2 млрд руб. в 2008г. до 7,5 млрд руб. в 2009 г.) [1]. Такой результат объясняется, с одной стороны, перераспределением инвестиционных потоков по отраслям, а с другой стороны, волновым характером активности инвесторов в туристской индустрии Краснодарского края (рис. 5).

98,4%

■ Российские туристы • Иностранные туристы

б

6) международный инвестиционный рейтинг на уровне «ВВ» (прогноз «позитивный») региону присвоен агентством «Standart & Poor's».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснодар дважды признан журналом Forbes «Лучшим городом для бизнеса в России» в 2008 г.ив мае 2009 г.

Проанализировав ситуацию в 30 крупнейших городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по 22 показателям социально-экономического развития, эксперты Forbes пришли к выводу, что именно в Краснодаре оптимальными являются деловой климат, покупательская способность населения, устойчивость

Примечание: все рисунки составлены авторами на основе статистической информации и данныхдепартамента инвестиций и проектного сопровождения.

Рис. 5. Волновой характер активности инвесторов в формирующемся туристическом кластере Краснодарского края в 2003—2009гг.

В то же время, экстраполируя волновые закономерности активности инвесторов в туристическом кластере региона в среднесрочном периоде, можно предположить, что 2010 и 2012гг. будут периодами наибольшего благоприятствования.

В Краснодарском крае фактически отсутствует такой сегмент туристического кластера, как паломнический туризм, предполагающий приобщение к православной культуре, посещение монастырей с почитаемыми иконами и мощами святых, участие в богослужениях, крестных ходах, монастырских трапезах, омовении в святых источниках. Традиционные объекты паломнического туризма в России — мужской монастырь Русской православной церкви на Соловецких островах в Белом море, Спасо-Преображен-ский монастырь на острове Валаам, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни, а также древние церкви и храмы в Новгороде, Владимире, Суздале и Ростове Великом — находятся далеко за пределами Краснодарского края. Однако совместные долгосрочные усилия Русской православной церкви, Администрации Краснодарского края, регионального бизнеса и населения по восстановлению православных памятников, возрождению святых мест и источников, созданию новых соборов и храмов могут заложить основы для развития паломнического туризма на Кубани.

Эффективность формирования и реализации администрацией региона Стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г. может возрасти, если учитывать двухгодичные устойчивые по тренду колебания инвестиционной активности и активности ту-

ристов. Например, целевые значения по посещению отдыхающими курортных городов Кубани в 2009 г. устанавливались от заведомо более благополучного 2008 г. (с учетом мирового экономического кризиса и волнового характера активности инвесторов и рекреантов), а не 2007г. (в 2007 г. Краснодарский край принял около 13,4 млн туристов, ав 2008г. — более 16 млн туристов), что привело к недостижению целевых ориентиров. Реализацию ключевых инвестиционных проектов также целесообразно увязывать с периодами максимальной активности инвесторов и туристов. На наш взгляд, целесообразно также отказаться от наиболее амбициозных инвестиционных проектов в туристской индустрии с сомнительной экономической эффективностью и социальной значимостью, таких как строительство морского искусственного острова «Остров Федерация» (Сочи, срок реализации — 2012г., первоначальная оценка необходимых инвестиций — 155 млрд руб., что составляет более 14 бюджетов г Краснодара на 2010 г) [6] или строительство морского ландшафтно-рекреационного комплекса «Хомар» (Хостинский район, базовая марина «Хомар» на 600 яхт, срок реализации — 2010 г, первоначальная оценка необходимых инвестиций — 23,7 млрд руб.) [4].

Необходимо отметить, что бизнес и администрации регионов, в которых планируется развитие российских игорных зон, существенно недооценивают возможности использования данного инструмента в территориальном развитии. В трех из четырех игорных зонах строительство за практически годовой период с момента запрета игорного бизнеса ограничивается земляными работами и формированием первичной инфраструктуры. Регионы потеряли мощные поступления по налогу на игорный бизнес, а сами деятели индустрии развлечений продолжили работу на нелегальной основе, в режиме on-line казино, интернет-клубов и спортивных баров. Между тем только за первый месяц работы не в полном режиме первого в российских игорных зонах казино «Оракул» (игорная зона «Азов-Сити) его клиентами стали, по данным «ИА REGNUM», более 2,5 тыс. чел. Администрациям Краснодарского

края и Ростовской области, а также региональному бизнесу целесообразно усилить работу по развитию вышеуказанной игорной зоны, с тем чтобы она стала первым в России полноценно функционирующим центром игорного бизнеса, с развитой гостиничной, деловой, развлекательной, но, возможно, и рекреационной инфраструктурой. При этом необходимо учитывать отрицательный социальный эффект от функционирования игорной зоны и предпринимать действия по его нивелированию.

Таким образом, авторы рекомендуют для повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края на основе развития туристического кластера включить следующие положения:

1) для повышения эффективности политики региональной администрации необходимо перейти от отраслевого к кластерному подходу в управлении туризмом;

2) дальнейший импульс к развитию туристского кластера Краснодарского края, по мнению авторов, будет связан не столько с развитием ядра кластера, сколько с совершенствованием инфраструктурной подсистемы (модернизацией транспортных сетей, повышением экологической чистоты территории, созданием электронного информационного центра по туристским услугам в регионе, минимизацией числа посредников между производителями и потребителями туристического продукта). Важно также повысить эффективность функционирования контрольно-регулирующей подсистемы — пресечением активности недобросовестных инвесторов, формированием стратегически важных инвестиционных проектов и активной поддержкой их реализации, устранением административных барьеров для инвесторов ит. д.;

3) при формировании политики развития туристического кластера Краснодарского края необходимо выделять в качестве приоритетной фокусной клиентской аудитории российских, а не иностранных туристов, учитывать волновой характер активности инвесторов, а также выход международных гостиничных сетей на кубанский рынок;

4) значительные диспропорции в распределении инвестиций по муниципальным образованиям Краснодарского края могут быть сглажены за счет более эффективной деятельности отстающих районов и городских округов в сфере привлечения инвестиций, а также за счет перераспределения средств краевого бюджета;

5) необходимо более полно использовать потенциал событийного, спортивного и паломнического туризма в Краснодарском крае;

6) представляется экономически оправданным и значимым с точки зрения развития туристического кластера региона усиление работы бизнеса, а также администраций Краснодарского края и Ростовской области в сфере создания и развития игровой зоны «Азов-Сити». Это должно позволить ей стать первым в России полноценно функционирующим центром игорного бизнеса с развитой гостиничной, деловой, развлекательной, а, возможно, и рекреационной инфраструктурой;

7) целесообразно отказаться от наиболее амбициозных инвестиционных проектов в туристской индустрии с сомнительной экономической эффективностью и социальной значимостью, таких как «Остров Федерация» и комплекс «Хомар», что оптимизирует расходы консолидированного бюджета и частных инвесторов, а также позволит сосредоточить ресурсы на стратегически значимых проектах.

Реализация вышеуказанных рекомендаций будет способствовать более динамичному развитию туристического кластера региона, повышению инвестиционной привлекательности Краснодарского края и эффективности деятельности органов власти в данных сферах.

Список литературы

1. Доклад о социально-экономическом положении Краснодарского края в 2009 году / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскомукраю. Краснодар, 2010.

2. Зыкова И. В. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М.: Ось-89, 2008.

3. Кизим A.A., Тассо А. Ю., Гуров О. В. Пути повышения эффективности аутсорсинга на современном этапе развития экономики России // Труды Кубанского государственного аграрного университета, 2009. № 5.

4. Лучшие инвестиционные проекты Краснодарского края / Администрация Краснодарского края. Краснодар, 2009.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от5.02.2007№ 12-ФЗ //Российская газета (федеральный выпуск). 2007. 09 февр. № 4291.

6. О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: решение городской Думы Краснодара от 19.11.2009. № 65. п. 1. Краснодар, 2010.

7. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 35. ст. 3607.

8. О социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в январе — декабре 2009 года: комплексный доклад / Администрация Краснодарского края. Краснодар, 2009.

9. Портер М. Э. Конкуренция // Пер. с англ. под ред. Я. В. Заболоцкого. М. : Вильяме, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.