Научная статья на тему 'Моделирование развития агротуристической кластерной структуры'

Моделирование развития агротуристической кластерной структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. А. Зинкович

В статье подняты вопросы организации агротуристического кластера. Предложена универсальная структурная модель его создания на основе пяти процессов. Предложен вариант расчета количества потенциальных участников кластера. Приведена модель организации агротуристического кластера в Могилевской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agro-tourist cluster structure development modeling

The article raised questions about the organization of rural tourism cluster. We have suggested a universal structural model of its creation based on five processes, and a variant of calculation of the number of potential participants in the cluster. We have presented a model of organization of rural tourism cluster in Mogilev region.

Текст научной работы на тему «Моделирование развития агротуристической кластерной структуры»

УДК 338.48:63:303.722.4

К. А. ЗИНКОВИЧ

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ СТРУКТУРЫ

(Поступила в редакцию 20.04.2015)

В статье подняты вопросы организации агротуристи- The article raised questions about the organization of rural

ческого кластера. Предложена универсальная структурная tourism cluster. We have suggested a universal structural model

модель его создания на основе пяти процессов. Предложен of its creation based on five processes, and a variant of calcula-

вариант расчета количества потенциальных участников tion of the number of potential participants in the cluster. We

кластера. Приведена модель организации агротуристиче- have presented a model of organization of rural tourism cluster

ского кластера в Могилевской области. in Mogilev region.

Введение

В последнее время в экономических исследованиях, касающихся агроэкотуризма, довольно широко используется кластерный подход. Необходимость развития кластеров в данной сфере связана с повышением эффективности деятельности и конкурентоспособности агротуризма. По данным Всемирной туристической организации, туризм использует 7 % мирового капитала, с ним связано каждое 16 рабочее место. Вместе с тем туризм является катализатором социально-экономического развития территории. Транспорт, связь, сельское хозяйство, экология получает развитие в связи с необходимостью привлечения туристов и оказанием им услуг на высоком уровне. А главное - туризм, особенно внешний, обеспечивает приток иностранной валюты в страну и активизирует инвестиционную деятельность.

Анализ источников

Научными изысканиями в области кластеров занимались многие выдающиеся ученые. Родоначальником кластеров является Майкл Портер. В 1990 г. он представил свой труд «Конкурентные преимущества стран», в котором и была впервые представлена такая категория, как кластер, который является следствием развития экономики и неотъемлемой частью процесса индустриализации. По Портеру, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга [3]. Его исследования положили начало повсеместному использованию кластерного подхода во многих отраслях экономики. Теоретической основой послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов [1, 2, 8].

Методы исследования

В процессе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, абстрактно-логический анализ, монографический, аналитический методы.

Основная часть

Одним из наиболее сложных моментов в определении структуры кластера является определение характера взаимоотношений в кластере. Из термина агроэкотуристический кластер уже понятно, что он состоит из трех разных по своей структуре составляющих: сельского хозяйства, туризма и экологии. Участники такого объединения (усадьбы, туристические объекты и др.) все равно остаются конкурирующими, единственным связующим звеном которых является агротуристический поток. Основным кластерообразующим фактором выступают агротуристические ресурсы (природные, культурно-исторические, архитектурные).

Агротуристические кластеры имеют жесткую привязку к территории, так как турпродукт потребляется на месте оказания услуг. Главным направлением эффективности создаваемого кластера является максимальное использование природных ресурсов с минимальным воздействием на них. Одной из особенностей такой организации в нашей климатической зоне является сезонность благоприятных климатических явлений (летние месяцы). Это вынуждает искать возможные способы эффективной организации работы агроусадеб в течение года, задействовав весь потенциал создаваемой структуры.

Спецификой кластера является получение его участниками синергетического эффекта. Адресная поддержка кластера может принести больший прирост эффективности, нежели попытка регулирования отраслевых рынков или административное формирование комплексных связей [11]. Границы кластера определяются наличием общих используемых ресурсов, что предопределяет взаимосвязи предприятий, формирующих кластер. Вокруг общего ресурса (источников сырья, специфического географического потенциала) формируется ядро кластера [1]. Однако точно определить границы кластера сложно, так как одно и то же предприятие может являться участником другого кластера.

Отдельным видом услуг в туризме являются агротуристические услуги. В связи с тем, что сейчас в республике этот вид отдыха набирает особую популярность, то мы решили остановиться на исследовании именно этой категории.

Целью данной работы является исследование особенностей развития агротуристических кластерных структур на региональном уровне.

В силу того, что основной особенностью кластеров является географическая близость его компонентов, то агротуристический кластер мы будем рассматривать в рамках некоторого региона, в нашем случае Могилевской области. В работе ставятся задачи проанализировать основные экономические показатели развития агротуризма с помощью официальных статистических данных, сформулировать основные направления развития региона, привести прогнозный вариант развития агротури-стического кластера в области, разработать универсальную структурную модель типового агротури-стического кластера. В связи с тем, что исследования в этом направлении осуществлялись крайне мало, полученные результаты обладают актуальностью и имеют практическую значимость.

В агротуристический кластер может входить достаточно большое количество участников, в связи с необходимостью привлечения туристов на агроусадьбу и организации там достойного отдыха и уровня проживания. Поэтому необходимо представить весь процесс появления агротуристической услуги. Нами предлагается разработать универсальную структуру агротуристического кластера (рис.1). Основной процесс агротуристического кластера заключается в оказании определенного вида услуг (блок 1, рис.1). К нему в качестве дополняющих необходимо отнести все агроусадьбы, КФХ и предприятия занимающиеся агротуризмом. В агротуристическом кластере, также как и в производственном, существует целая цепочка процессов, связанных между собой, которая обеспечивает устойчивость кластера как системы. Следующим звеном в цепочке оказания агротуристических услуг является процесс формирования агротуристических услуг (блок 2). Сюда входят организации, являющиеся поставщиками услуг для агроусадеб независимо от территориальной принадлежности. Результатом этого процесса является услуга, которая должна быть реализована на рынке. Отражением этого является следующий процесс (блок 3). Сюда входят все предприятия и организации, которые оказывают непосредственное влияние на реализацию агротуристических услуг и относятся к данному кластеру. Сюда могут входить организации, оказывающие консалтинговые услуги владельцам усадеб, организации, производящие сувенирную и рекламную продукцию и т. д. Главной целью функционирования агроусадеб является удовлетворение потребностей пользователей. Основными пользователями, потребляющими агротуристический продукт (блок 4), являются физические и юридические лица, семьи. Отдельным процессом выделяется процесс воспроизводства средств оказания услуг (блок 5). Его целью является изыскание внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов. На многих агроусадьбах организуется органическое земледелие, располагается зоосад, где источником средств являются уже имеющиеся и получаемые в процессе деятельности собственные семена, молодняк животных, необходимые для оказания услуг.

Рис. 1. Универсальная структурная модель агротуристического кластера Примечание: Разработано автором.

Определив основную структуру агротуристического кластера, возникает необходимость рассчитать потенциальное количество его участников (К). Для этого мы используем дополненную нами формулу расчета потенциального количества участников субкластера [12]:

та

К= хКти) + Са

Кгт? = -

Агпт?

,

где п - количество районов, входящих в кластер; Л1 - количество агроусадеб в регионе; Кту- коэффициент инновационной активности; Са- количество предприятий сопутствующих агротуристиче-ской деятельности; Ату - количество агроусадеб, планирующих использовать инновации (входить в кластер); Аобщ - общее количество агроусадеб.

Теперь, рассмотрев универсальную модель кластера и возможное количество ее участников, мы переходим к непосредственному составлению частного кластера оказания агротуристических услуг на примере Могилевской области. Стратегическими задачами регионального агротуристического кластера являются: активизация использования имеющихся природных, культурно-исторических, архитектурных объектов; производство экологически чистых продуктов, сохранение культурного наследия; создание местного агротуристического продукта и формирование позитивного образа данной дестинации.

Могилевская область - восточный регион Беларуси. Территория Могилевской области представлена 21 районами, которые обладают богатым природным и культурно-историческом потенциалом. Граничит с Российской Федерацией, находится в географической близости с Украиной, странами Балтии. Территория и ее ландшафт не имеет таких достоинств, как горы, отсутствуют моря, но при всем при этом при правильном использовании имеющихся богатств (родники, заказники республиканского значения, гидрологический заказник и др.) необходимо правильно организовать и задействовать использование имеющихся ресурсов. На рис. 2 представлена структурная модель кластера аг-ротуристических услуг Могилевской области

Туроператоры Управление спорта и туризма Могилевской области Учреждения «Белагролромбанка» Могилевской области Областной общественный совет по агротуризму Предприятия торговли Предприятия малого бизнеса (производство сувениров) Инфраструктура агротуризма (транспортные организациии. предприятия общественного питания) _Местные жители_

Культурно-досуговые учреждения Природно-экологические объекты (заказники,

заповедники) Историко-культурные объекты (памятники архитектуры, истории)

ЯДРО кластера

АГРОУСАДЬБЫ КФХ (заним.агротуризмом)

Агротуристы Туристические кластеры

животные семена, растения спортивный инвентарь

Рис. 2. Структурная модель кластера агротуризма Могилевской области

На основании данной модели можно строить субкластеры региона или территориальные агроту-ристические кластеры, исходя из имеющихся достопримечательностей и агроусадеб, желающих входить в кластер. Например, в наших исследованиях возьмем территорию Быховского района, первого по величине района области. Потенциальное количество участников кластера мы посчитаем по формуле 1. По данным Управления спорта и туризма Могилевской области, на 19 ноября 2014 г. в области насчитывалось 186 агроусадеб. В Быховском районе в 2014 г. насчитывалось 27 агроусадеб. Например, 12 из них согласны войти в кластер, коэффициент инновационной активности равен 0,1. Количество сопутствующих организаций, включаемых в кластер, - 5. Например, это будут туристические объекты: Быховский замок, усадьба «Грудиновка», ландшафтный заказник «Старица», каскад криниц «Захаренка», Управление спорта и туризма Могилевской области. Таким образом мы получим общее количество потенциальных участников 8 (рис.3). К ним могут добавиться учреждения торговли, малые предприятия и др.

Рис. 3. Модель кластера Быховского района

Заключение

Кластеры могут стать началом эффективного экономического развития сельских регионов. Кластерный подход является источником создания новых форм объединения, стимулированием инвестиций и инновационных форм развития. В общем структура кластеров зависит от имеющихся в стране, регионе агротуристических возможностей и рекреационного потенциала. Предложенная нами универсальная структурная модель является основой для построения частных кластерных систем. Высокий уровень конкуренции в таком секторе туризма, как агроэкотуризм обуславливает необходимость поиска эффективных форм организации данного вида услуга. Кластеры могут стать основой эффективного экономического развития регионов, являясь инновационными системами и одновременно с этим эффективными инвестиционными объектами.

Выделяют следующие макроэкономические эффекты, которые могут быть получены в связи с формированием агротуристических кластеров: привлечение инвестиций в регион; пополнение местных бюджетов; косвенный эффект от оказания агротуристических услуг, связанный с привлечением предприятий в регионе (производство сувениров, торговля); повышение занятости населения.

Обязательным условием формирования кластера является участие местных органов государственной власти. Благодаря этому структура кластера сможет стабильно функционировать. Необходимо создавать специальные агротуристические советы, которые смогут координировать деятельность кластера, будут заниматься продвижением его на рынок и осуществлять всевозможную поддержку его участников.

Среди основных вариантов развития можно выделить: формирование точек роста (следует определить ведущие агроусадьбы, на модернизации которых необходимо сосредоточить основные ресурсы и средства); формирование региональных кластеров (цель - консолидация ресурсов на формировании эффективной технологической цепочки от услуг до потребителя); формирование межрегиональных кластеров. Создание агротуристических кластеров при грамотном стратегическом планировании станет инновационным направлением в управлении развития регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова, О. В. Методические аспекты формирования регионального аграрного кластера / О. В. Богданова, О. С. Никонорова // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217). — C. 139-144.

2. Мартышенко, Н. С. Управление структурой туристского кластера на основе маркетингового анализа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 34.

3. Портер, M. Конкуренция / М. Портер: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - С. 168.

4. Созиева, З. И. Формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров (зарубежный опыт) / З. И. Созиева // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 25.

5. Терешин, Е. М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления / Е. М. Те-решин, В. М. Володин // Экономические науки. - 2010. - №2 (63). - С. 164-167.

6. Цихан, T. B. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. - 2003. -№ 5. - С. 74-81.

7. Bergman, E. M. Cluster Life-Cycles: An Emerging Synthesis // Karlsson C. (eds.). Handbook, 2008. - 29 p.

8. Boschma, R. A., Fornahl D. Cluster evolution and a roadmap for future research // Regional Studies. - 2011. - №.45 (10). -P. 1295-1298.

УДК 664 : 005. 591 (476.4)

А. А. ТИМАЕВ, А. А. ГОНЧАРОВА

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Поступила вредакцию21.04.2015)

В статье изложена методика комплексной оценки потенциала инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности регионального агропромышленного комплекса. Приведены результаты исследований по оценке инновационного потенциала регионального АПК. Предложенная методика позволит на основании системы оценочных показателей объединить предприятия по кластерам наличия и использования потенциала, составлен итоговый двухфакторный рейтинг наличия и использования потенциала инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности Могилевской области.

The article presents the methodology of comprehensive assessment of the capacity of innovation activity at food industry enterprises of the regional agro-industrial complex. We have presented the results of research into the estimation of the innovation potential of the regional agro-industrial complex. The proposed method helps to combine, on the basis of a system of performance indicators, enterprises according to clusters of availability and the use of the potential. We have made the final two-factor rating of the existence and use of the potential of innovative activity at the food industry enterprises in Mogilev region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.