Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристической отрасли в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области'

Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристической отрасли в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабанова Е. Е., Ветрова Е. А., Васильева С. С.

В данной статье рассмотрен инструмент развития туристической сферы государственно-частное партнерство, выделены преимущества его использования. Раскрыты такие основные направления реализации взаимодействия власти и бизнеса, как формирование особых экономических зон и создание туристических кластеров. На примере города Рыбинска рассмотрено применение туристического кластера, как технологии развития туристической индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабанова Е. Е., Ветрова Е. А., Васильева С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристической отрасли в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области»

I_ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Кабанова Елена Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета, г. Москва

Ветрова Екатерина Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета, г. Москва

Васильева Светлана Сергеевна Студентка, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», кафедра менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета, г.

Москва

Kabanova Elena Evgen 'evna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Management and Administrative Management, Russian State Social University,

Moscow

Vetrova Ekaterina Aleksandrovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Administrative Management, Russian State Social University,

Moscow Vasilyeva Svetlana Sergeevna Student, direction of preparation "State and Municipal Management", Department of Management and Administrative Management of the Russian State

Social University, Moscow

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РЫБИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ЯРОСЛАВСКОЙ

ОБЛАСТИ

State-private partnership as a tool for the development of the tourist branch in the fishing municipal area of the yaroslavl region

Аннотация. В данной статье рассмотрен инструмент развития туристической сферы - государственно-частное партнерство, выделены преимущества его использования. Раскрыты такие основные направления реализации взаимодействия власти и бизнеса, как формирование особых экономических зон и создание туристических кластеров. На примере города

Рыбинска рассмотрено применение туристического кластера, как технологии развития туристической индустрии.

Ключевые слова: туризм, государственно-частное партнерство, туристические ресурсы, туристический потенциал, туристический кластер, особые экономические зоны.

Annotation. This article describes a tool for the development of the tourism sector - a public-private partnership, highlighted the advantages of its use. The main directions for the implementation of the interaction of government and business, such as the formation of special economic zones and the creation of tourist clusters, are revealed. Using the city of Rybinsk as an example, the use of the tourism cluster as a technology for the development of the tourism industry is considered.

Keywords: tourism, public-private partnership, tourism resources, tourism potential, tourism cluster, special economic zones.

На современном этапе развития экономической системы индустрия туризма является одной из высокодоходных отраслей экономики. Доход России от туризма в 2017 г. вырос до 3 трлн. руб., что составляет около 3,47% ВВП. Об этом сообщил на сессии Петербуржского международного экономического форума «Денежный турпоток» руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

В настоящее время необходимость развития туристической отрасли в муниципальных образований России является одной из приоритетных социально-экономических задач государства (Кабанова Е.Е., 2016). Сегодня Рыбинский муниципальный район обладает всеми возможностями для развития туризма и отдыха. Муниципальное образование оснащено природными ресурсами: большое количество водоемов, памятников природы, использование которых позволяет развивать туристическую отрасль. Также территория обладает достаточно развитой инфраструктурой для принятия гостей и жителей муниципального района.

Динамичное развитие туризма во всем мире предъявляет высокие требования к уровню туристической индустрии (Кабанова Е.Е., 2015). Однако, несмотря на имеющийся туристический потенциал, количество туристов в Рыбинском муниципальном районе не имеет высоких показателей. Причины сложившейся ситуации содержаться в ряде следующих проблем: недостаточное разнообразие досугово-развлекательных мероприятий, наличие конкурентоспособных регионов, низкая информационная активность, низкое качество дорожного покрытия и иные.

Для изменения сложившейся ситуации, с учетом мирового опыта, необходимо активное государственное участие в процессе развития индустрии туризма. В настоящие время значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет средств регионального или городского бюджета. В связи с этим особую актуальность

сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Данная форма партнерства возникла в Англии в начале 1990 - х годов, и позволяла инвесторам при поддержке государства реализовывать различные объекты инфраструктуры, а с 1998 года начала осуществляться поддержка важных для государства проектов на всех уровнях власти, с помощью привлечения частного капитала на развитие туристской индустрии в стране.

Сегодня мировыми лидерами в области государственно-частного партнёрства признаны США, Великобритания, Франция, Германия, Япония.

По данным Институт развития государственно-частного партнерства объектом государственно-частного партнёрства является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры (либо в целом некоторая часть публичного сектора).

Цель государственно-частного партнерства включает в себя три

взаимосвязанных элемента (Рисунок 1.)

/---\

Ускорение темпов социально-

экономического развития региона за счет дополнительных инвестиций в объекты инфраструктуры, привлекаемых из внебюджетных источников, а также за счет повышения качества услуг публичного сектора

г \

Экономия бюджетных средств в краткосрочном периоде за счет распределения финансирования на более длительный период

Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет привлечения частного сектора

Рисунок 1. Элементы государственно-частного партнерства.

Выделяют следующие характерные черты государственно-частного партнерства:

Сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;

Взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

Государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

В процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнерства консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Применение механизмов государственно-частного партнерства способно обеспечить:

- возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования;

- повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса;

- обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг);

- привлечь лучшие управленческие кадры, технику и технологии, повысить качество обслуживания конечных пользователей.

В российском туризме можно выделить два основных направления реализации государственно-частного партнёрства: формирование особых экономических зон и создание туристических кластеров.

Особые экономических зоны располагаются в наиболее

привлекательных и востребованных туристами регионах России, они предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. В настоящий момент существует 9 особых экономических зон туристско-рекреационного типа: ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала» и др. В каждой зоне обозначены приоритетные направления развития и сроки реализации.

Однако следует отметить, что особые экономические зоны создаются на уровне Правительства Российской Федерации подписанием Соглашения и регламентированы Федеральным законом, а кластеры являются более свободной формой партнёрства.

Туристско-рекреационный кластер - это группа географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории.

В рамках такого взаимодействия каждый участник реализует собственные интересы, одновременно достигая общую, поставленную цель. Так кластерный подход предполагает создание туристических кластеров за счет частных средств: культурно-досуговые объекты, гостиничные, транспортные комплексы, аквапарки и др., в свою очередь за счет бюджетных средств реализуется сопутствующая инфраструктура к участку

застройки (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, очистные сооружения, газоснабжение, электроснабжение, связь, дороги). Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и местных органы власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через региональные структуры. Таким образом, туристический кластер дает возможность поиска новых, взаимовыгодных решений для возникающих проблем.

Преимущества кластерного подхода заключаются в следующем: все виды товаров и услуг можно получить в одном месте (для туристов); возможность объединения усилий и средств для создания общей инфраструктуры (для инвесторов); упрощение механизмов правового регулирования и участия в финансировании (для государства).

Одним из ярких примеров туристического кластера, реализованного на территории Рыбинского муниципального района, является

межрегиональный проект «Рыбинское море», который предполагает: создание единой туристической зоны вокруг Рыбинского водохранилища, разработку маршрутов, строительство новых объектов рекреации, развитие водных видов туризма и спорта, создание единого информационного центра проекта.

Идея туристического кластера, реализованного в проекте «Рыбинское море» появилась на Пошехонской земле в 2009 году. Авторы проекта предложили прибрежным районам водохранилища объединить усилия в сфере предоставления туристских услуг и создать единое туристическое пространство в этой зоне. В 2010 году было подписано первое соглашение о сотрудничестве на уровне глав районов. За эти годы к проекту присоединились новые участники. На сегодняшний день в проект «Рыбинское море» входит 7 районов из трёх областей.

В рамках реализации межрегионального туристского проекта «Рыбинское море» агентством по туризму Ярославской области с 2013 года ежегодно организовывается детско-образовательный слёт «Моё Рыбинское море». Данное мероприятие направлено на привлечение особого внимания к развитию акватории Рыбинского водохранилища и территорий, расположенных на его берегах, а также, к возможностям использования богатого потенциала Рыбинского моря для различных видов туризма, прежде всего - детского и спортивного.

Также ярким примером взаимодействия власти и бизнеса, реализованного в Рыбинском муниципальном районе, стал проект «Ярославское взморье». Это высокоперспективный, успешно развивающийся курорт России, самый масштабный инвестиционный проект Ярославской области.

Проект предусматривает комплексное развитие территории Рыбинского района Ярославской области площадью более 100 кв. км., строительство социальных и туристических объектов, развитие зон деловой и

жилой застройки, транспортную доступность. Полная реализация проекта позволит создать в регионе около 2,4 тыс. новых рабочих мест.

Реализация проекта началась в 2008 году с началом строительства отеля Бухта Коприно. Сейчас «Ярославское взморье» - это новые возможности для активного и водного туризма (Яхт-клуб «Бухта Коприно»), рекреационного, экологического и пляжного отдыха (обустройство пляжей «Петраково» и парк-отеля Бухта Коприно), это современные стандарты крупных деловых мероприятий и инвестиционного бизнеса (бизнес-площадка «Калита»), развитая зона для жилой застройки (коттеджный поселок «Коприно»), в сопровождении сервиса достойного европейского уровня. В 2013 г. инвестиционный проект был включен в мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг)».

Объем инвестиций с 2013 года согласно действующей редакции Сводного плана развития инвестиционного проекта составил 2,98 млрд. руб., в т.ч. средства федерального бюджета - 0,67 млрд. руб., областного бюджета - 0,21 млрд. руб., внебюджетные источники - 2,1 млрд. руб. (Рисунок 2.)

Распеределение объема инвестиций для реализации туристического кластера "Ярославское взморье" (млрд.руб.)

0,67

Средства федерального бюджета

Средства облпстного бюджета

В небюджетные источники

Рисунок 2. Распеределение объема инвестиции для реализации туристического кластера «Ярославского взморье»

Развитием имеющегося туристического кластера в сентябре 2013 года послужила идея руководителя агентства по туризму Ярославской области Юлии Ветошкиной о создании в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» (2011 - 2018) направления воднотуристских кластеров. Целесообразность такого подхода Юлия Ветошкина обосновала на примере проекта «Ярославское взморье», который достаточно успешно реализуется на берегах Рыбинского водохранилища. В качестве перспективных направлений дальнейшего роста Юлия Ветошкина выделила «...планомерное развитие и обустройство территорий, комплексное развитие всех видов туризма и

туристской инфраструктуры, формирование пакета турпродуктов и совместных маршрутов, а также координацию и совместное продвижение туристских возможностей Рыбинского моря», отметив, что для успешной реализации необходимо различные формы государственно-частного партнерства для объединения усилий и средств коммерческих, общественных и бюджетных организаций. Однако на данный момент идея о создании воднотуристского кластера на берегах Рыбинского водохранилища в полной мере не реализована.

Таким образом, государственно-частное партнерство является результативным инструментом регулирования туристической области.

В целом, взаимодействие государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития индустрии туризма и гостеприимства в современных условиях. Это возможно на основе дальнейшего совершенствования законодательства, разработка долгосрочных целевых программ по развитию туризма с прописанным механизмом государственно-частного партнерства, сохранения диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы специалистов данной сфере.

Список использованной литературы:

1. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 287 с.

2. Власова Т.И., Байков Е.А. Государственно-частное партнерство в системе регионального туризма. Труды IV Международной научно-практической конференции, 2009г.

3. Кабанова Е.Е. Проблемы подготовки туристических кадров в современных условиях. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4 (4). С. 99101.

4. Кабанова Е.Е. Развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Научный вестник МГИИТ. 2016. № 1 (39). С. 26-30.

5. Официальный сайт Администрации Рыбинского муниципального района (http://www.admrmr.ru/).

6. Стратегия развития туризма в Ярославской области 2017-2025 год: Федеральное агентство по туризму.

References:

1. Varnavskij V.G., Klimenko A.V., Korolev V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Teoriya i praktika. M.: GU VSHEH, 2010. 287 s.

2. Vlasova T.I., Bajkov E.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme regional'nogo turizma. Trudy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2009g.

3. Kabanova E.E. Problemy podgotovki turisticheskih kadrov v sovremennyh usloviyah. Materialy Ivanovskih chtenij. 2015. № 4 (4). S. 99-101.

4. Kabanova E.E. Razvitie turisticheskoj privlekatel'nosti municipal'nyh obrazovanij. Nauchnyj vestnik MGIIT. 2016. № 1 (39). S. 26-30.

5. Oficial'nyj sajt Administracii Rybinskogo municipal'nogo rajona (http://www.admrmr.ru/).

6. Strategiya razvitiya turizma v YAroslavskoj oblasti 2017-2025 god: Federal'noe agentstvo po turizmu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.