ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 347.963
Г.В. Попов
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОВ В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
В статье анализируются нормативно-правовые акты и доктринальные источники, на основе чего делаются предложения о критериях, исходя из которых, следует делать вывод о возможности возложения на работника прокуратуры обязанностей в сфере защиты прав и свобод детей.
Ключевые слова: прокурор, специализация, обучение, знания, навыки, права детей.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе [1].
Согласно положениям Замечания общего порядка № 10 (2007) «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» всеобъемлющая система правосудия по делам несовершеннолетних требует также создания специализированных подразделений в полиции, судебной системе, прокуратуре, равно как и назначения специальных защитников или других представителей, которые оказывали бы правовую или другую соответствующую помощь ребенку [2].
Следует отметить, что в Украине в настоящий момент происходит становление системы ювенальной юстиции, в частности находят своё отображение в национальном законодательстве требования международных норм о специализации субъектов, которые принимают участие в отправлении правосудия относительно несовершеннолетних.
Заметим, что отдельные аспекты участия несовершеннолетних в процессуальных отношениях, как в сфере так и вне сферы уголовного процесса неоднократно становились предметом научной дискуссии таких учёных, как: Ю.М. Грошевой, Н.П. Дудин, Н.И. Копетюк, А.Р. Михайленко, ВТ. Нор, Н.В. Сибилёва, Н.В. Шость и другие исследователи.
В представленной статье будет проведен анализ нормативных и доктринальных источников с целью формирования авторских предложений о критериях, исходя из которых следует делать вывод о возможности возложения на работника прокуратуры обязанностей в сфере защиты прав и свобод детей.
Прежде всего отметим, что с глубокой древности в разных странах время от времени высказывались идеи о желательности и даже необходимости по-разному судить взрослых и детей, в некоторые акты включались отдельные положения, предусматривавшие несколько иные подходы к уголовному наказанию детей, нежели взрослых, однако вплоть до конца XIX века это были лишь отдельные эпизоды, которые не только не складывались в какую-либо систему, но представляли собой редкие отклонения от общей тенденции, исключения из общего правила, которые, как известно, подтверждают правило. Поэтому говорить о ювенальной юстиции вплоть до конца XIX столетия нельзя [3, с. 54].
Коренные изменения в уголовной политике в отношении несовершеннолетних наступили лишь в самом конце XIX столетия, завершившись созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Такой суд был создан в Чикаго (штат Иллинойс) в соответствии с Законом от 2 июля 1899 года. Этот день был провозглашен историческим, поскольку победу одержали про-
© Попов Г.В., 2014.
45
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
грессивные силы юридической общественности США, и началась история ювенальной юстиции [3, с. 56].
Важно отметить, что в некоторых государствах первоначально ювенальные суды были образованы лишь в отдельных местностях, не охватывая своей юрисдикцией территорию всей страны. Так, в Новой Зеландии суды по делам несовершеннолетних появились в 1925 году, но еще длительное время после этого на периферии дела детей рассматривали суды общей юрисдикции. Во Франции первоначально в порядке эксперимента специализированный ювенальный суд был образован только в Париже (вместе с тем изначально специализация коснулась не только судей, но и прокуроров и адвокатов) [3, с. 57-58].
В контексте же современных исторических условий необходимо обратить внимание на Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 года, в п. 12.1 которых предусмотрено, что для выполнения своих функций наилучшим образом служащие полиции, которые часто или исключительно занимаются несовершеннолетними или которые главным образом занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних, должны пройти специальный инструктаж и подготовку. Для этой цели в крупных городах следует создать специальные подразделения полиции.
Комментарий к указанному пункту определяет, что в указанном правиле обращается внимание на необходимость специальной подготовки всех должностных лиц по обеспечению правопорядка, участвующих в отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних. Так как, полиция является для несовершеннолетних первым контактом с системой правосудия, крайне важно, чтобы она действовала квалифицированно и должным образом.
Хотя связь между урбанизацией и преступностью, несомненно, является сложной, рост преступности несовершеннолетних связывается с ростом крупных городов, в частности с их быстрым и непланируемым ростом. Поэтому специализированные подразделения полиции не-обходимыне только для обеспечения соблюдения конкретных принципов, изложенных в настоящем документе (например, правило закрепленное в п. 1.6 Пекинских правил, предусматривающее, что следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношение), но в более общем плане для обеспечения эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних и борьбы с ней, а также улучшения обращения с несовершеннолетними правонарушителями [4].
Следует также отметить, что Концепция развития ювенальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, утверждённая Указом Президента Украины от 24 мая 2011 года № 597/2011, в контексте развития криминальной юстиции относительно несовершеннолетних среди прочего предусматривает обеспечение при осуществлении дознания, досудебного следствия и правосудия относительно несовершеннолетних, которые совершили правонарушение, соблюдение их прав с учётом возрастных, социально-психологических, психофизических и иных особенностей развития путём подготовки работников органов внутренних дел, судей, прокуроров, адвокатов, работников органов опеки и попечительства по вопросам осуществления дознания, досудебного следствия и правосудия относительно несовершеннолетних [5].
Кроме того, в соответствии с п.п. 16, 17 распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ювенальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине» от 2 октября 2011 года № 1039-р необходимо предусматривать в учебных планах и программах подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специализации курсы по вопросам работы с несовершеннолетними, которые совершили правонарушения, а также по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Также следует обеспечивать на постоянной основе подготовку и повышение квалификации работников органов и служб по делам детей и специальных учреждений для детей, работников органов внутренних дел, судей, адвокатов, которые работают с несовершеннолетними,
46
ISSN 2221-7347
Экономика и право
совершившими правонарушения, и прокуроров, которые проводят правозащитную деятельность в сфере защиты прав детей [6].
Отчасти в развитие приведённых выше положений в абз. 2 п. 3 приказа Генерального прокурора Украины «Об организации деятельности прокуроров в уголовном производстве» от 19 декабря 2012 года № 4 гн предусмотрено, что надзор за соблюдением законов во время досудебного расследования, в том числе в форме процессуального руководства им, участие в судебном производстве и обжаловании судебных решений по уголовным преступлениям, совершенным несовершеннолетними, с их участием, лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, а также другими (в соответствии с компетенцией), следует возложить на руководителей и подчиненных им работников прокуратур городов, районов, межрайонных и приравненных к ним, отраслевых подразделений по надзору за соблюдением прав и свобод детей прокуратуры областного уровня и управления защиты прав и свобод детей Генеральной прокуратуры Украины. Процессуальное руководство досудебным расследованием в указанных категориях уголовных производств надлежит поручать прокурорам, на которых возложена обязанность по защите прав и свобод детей. Также предусматривается обязательность обеспечения безусловного выполнения требований Уголовного процессуального кодекса Украины в части особенностей досудебного расследования в отношении несовершеннолетних. Кроме того, досудебное расследование указанной категории правонарушений следует поручать исключительно специально уполномоченными следователям [7].
Также в соответствии с п.п. 3.1. приказа Генерального прокурора Украины «Об организации деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод детей» от 1 ноября 2012 года № 16 гн непосредственное исполнение обязанностей по защите прав и свобод детей надлежит поручать опытным работникам, которые имеют стаж работы в органах прокуратуры, как правило, не менее 3-х лет. В прокуратурах районного уровня, по возможности, на этих прокуроров не следует возлагать исполнение обязанностей на других направлениях прокурорской деятельности [8].
Во исполнение вышеприведенной нормы приказа вводится такой критерий возможности возложения на работника прокуратуры обязанностей по защите прав и свобод детей, как достаточный стаж работы в органах прокуратуры (не менее 3-х лет).
Вместе с тем ряд международных правовых актов, а также Концепция развития ювенальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине предусматривают и такой критерий как надлежащий уровень подготовки работника прокуратуры.
Так, например, в Национальной академии прокуратуры Украины (Академия) программой подготовки магистров права предусмотрено, среди прочего, преподавание курса «Прокурорская деятельность в сфере защиты прав и свобод детей», целью которого является предоставление студентам Института подготовки кадров Академии основательных знаний по теории и практике прокурорской деятельности относительно защиты прав и свобод детей, подготовка их к эффективному применению в практической деятельности приобретённых знаний, общих и частных методик для выявления и устранения правонарушений, восстановления прав и свобод детей, а также формирование творческой личности будущих прокуроров и их высоконравственных общечеловеческих качеств [9, с. 6].
В соответствии с приказом Генерального прокурора Украины «Об организации работы с кадрами в органах прокуратуры Украины» от 15 декабря 2011 года № 2 гн комплектовать прокурорско-следственные должности надлежит гражданами Украины, которые имеют высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества, способны по состоянию здоровья успешно выполнять служебные обязанности, не привлекались к уголовной ответственности, за исключением реабилитированных, либо административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 2).
В городских, районных, межрайонных и приравненных к ним прокуратурах должности прокуроров прокуратур и следователей прежде всего следует укомплектовывать за счёт выпускников Национальной академии прокуратуры Украины и высших учебных заведений, с кото-
47
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
рыми Генеральной прокуратурой Украины заключены соответствующие соглашения о подготовке специалистов.
Назначение впервые на прокурорско-следственные должности лиц, получивших высшее юридическое образование вне государственного заказа и не прошедших целевую подготовку по рекомендации органов прокуратуры, осуществляется только по согласованию с Генеральным прокурором Украины [10].
Исходя из положений приказа Генерального прокурора Украины № 2 гн, органы прокуратуры могут комплектоваться не только за счёт выпускников Академии. Таким образом, не каждый претендент на должность прокурора прокуратуры либо следователя может владеть необходимыми знаниями в сфере защиты прав и свобод детей органами прокуратуры, как при назначении на должность впервые, так и при переводе на соответствующее направление даже при наличии предусмотренного стажа работы.
Между тем, особенность работы на указанном направлении обуславливается: 1) правовым статусом субъектов, на защиту которых направлена деятельность органов прокуратуры -лица до 18 лет; 2) актами законодательства, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере исполнения норм законов, направленных на защиту прав и свобод детей; 3) специфическими объектами надзора; 4) психологическими особенностями малолетних и несовершеннолетних; 5) особенными субъектами, которые наделены полномочиями по защите прав и свобод детей, - Главное управление защиты прав и свобод детей Генеральной прокуратуры Украины [11, с. 21-22].
Для оптимизации деятельности прокуратуры в указанной сфере предлагается в приказе Генерального прокурора Украины № 16 гн закрепить следующее положение: «Непосредственное исполнение обязанностей по защите прав и свобод детей надлежит поручать опытным работникам, которые прошли соответствующую подготовку, владеют теоретическими знаниями и практическими навыками прокурорской деятельности относительно защиты прав и свобод детей, а также имеют стаж работы в органах прокуратуры, как правило, не менее 3-х лет».
Что касается обучения действующих сотрудников, то сотрудниками также должны пройти обучение основным положениям по защите прав и свобод детей. При этом таким сотрудникам необходимо проходить как теоретическое обучение, так и практическое закрепление результатов обучения.
Говоря о формах обучения действующих сотрудников, целесообразно обратиться к Положению о единой системе повышения квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Украины (Положение), утвержденном приказом Генерального прокурора Украины от 30 апреля 2013 года № 57. В частности, в Положении определено, что составляющими системы повышения квалификации являются: самостоятельное обучение; индивидуальные задания; стажировка в структурных подразделениях прокуратур областного уровня и Генеральной прокуратуры Украины; совместное (коллективное) обучение; учебно-методические семинары, в том числе занятия в Школе молодого специалиста; научно-практические конференции; подготовка работников, зачисленных в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности; обучение в Институте повышения квалификации кадров Национальной академии прокуратуры Украины, в том числе в дистанционной форме (п. 1.4.).
Безусловно, каждая из указанных форм приемлема и для обучения работников, которые будут осуществлять деятельность по защите прав и свобод детей. Формами же контроля могут быть: собеседования руководителей с подчинёнными работниками относительно знания обработанных документов и материалов; проверка конспектов работников, которые проходят стажировку; периодическое заслушивание отчётов работников о выполнении индивидуальных планов стажировки и планов повышения квалификации; проверка знаний в форме тестирования (п. 11.2).
Подводя итог изложенному, следует отметить, что назначения на должность сотрудников, имеющих надлежащие знания и навыки по защите прав и свобод детей, будут способствовать более эффективному выполнению прокурорскими работниками своих обязанностей и, как
48
ISSN 2221-7347
Экономика и право
следствие, наиболее оперативному выявлению нарушений в указанной сфере, а также восстановлению нарушенных прав малолетних и несовершеннолетних лиц.
Библиографический список
1. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
2. Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Замечания общего порядка № 10 (2007) / Комитет по правам ребёнка (44-я сессия, Женева, 14 января - 2 февраля 2007 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unicef.Org/ceecis/CRC.C.GC.10_ru.pdf
3. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособ. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. 186 с.
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправле-
ния правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/
conventions/beijing_rules.shtml.
5. Концепция развития ювенальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, утверждённая Указом Президента Украины от 24 мая 2011 года № 597/2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/597/2011.
6.06 утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ювенальной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине: распоряжение Кабинета Министров Украины от 2 октября 2011 года № 1039-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1039-2011-%D1%80.
7.06 организации деятельности прокуроров в уголовном производстве: приказ Генерального прокурора Украины от 19 декабря 2012 года № 4 гн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gp.gov.ua/ua/ffle_downloader.html?_m=fslib&_t=Mile&_c=download&file_id=151871.
8.06 организации деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод детей: приказ Генерального прокурора Украины от 1 ноября 2012 года № 16 гн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gp.gov.ua/ua/file_downloader.html?_m=fslib&_t=fsfile&_c=download&file_id=181060.
9. Прокурорська д1яльшсть у сфер1 захисту прав i свобод дней: навчально-методичний комплекс для студенпв денно! форми навчання / Бортун М.1., Ганова Г.О., Геселев О.В., Назарчук К.£., Севрук
О.Р., Тесленко А.М. - К.: Нацюнальна академ1я прокуратури Укра!ни, 2013. - 72 с.
10. Об организации работы с кадрами в органах прокуратуры Украины: приказ Генерального прокурора Украины от 15 декабря 2011 года № 2 гн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gp.gov.ua/ua/file_downloader.html?_m=fslib&_t=fsfile&_c=download&file_id=151865.
11. Попов Г.В. Ддяльшсть оргашв прокуратури у сфер1 захисту прав дней: моногр.; за наук. ред. д-ра юрид. наук, проф. М.К. Якимчука. К.: Алерта, 2012. 168 с.
Статья поступила в редакцию 07.02.2014.
ПОПОВ Георгий Владимирович - начальник отдела исследований проблем ювенальной юстиции Научно-исследовательского института Национальной академии прокуратуры Украины, кандидат юридических наук, младший советник юстиции (Украина).
UDC 347.963
G. V. Popov
ATTORNEY SPECIALIZATION IN THE CONTEXT OF PROTECTION OF CHILDREN’S RIGHTS
In article normative legal acts and doctrinal sources on the basis of what offers on criteria proceeding from which, it is necessary to draw a conclusion about possibility of assignment on the employee ofprosecutor’s office of duties in the sphere ofprotection of the rights and freedoms of children become are analyzed.
Keywords: prosecutor, specialization, training, knowledge, skills, rights of children.
49