ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК. 343.163
В.В. Устименко
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
В статье автор проводит исследование правовых форм единой системы повышения квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Украины, рассматривает их характеристику в качестве составляющих элементов. Также формирует рекомендаций, которые будут способствовать усовершенствованию и приближению к общегосударственной системе непрерывного обучения основных положений единой системы повышения квалификации прокурорско-следственных работников.
Акцентируется внимание на актуальных вопросах повышения квалификации руководящих работников, ученых, преподавателей, аспирантов и докторантов в системе органов прокуратуры Украины. В представленной научной статье, автор подчеркивает необходимость внедрения новых интерактивных современных европейских методов организации непрерывного образования прокуроров. Сделан вывод, что профессиональная компетентность прокуроров и следователей является одним из основных условий эффективной работы органов прокуратуры, залогом успешного выполнения поставленных задач, высокой оценки деятельности прокуратуры.
Ключевые слова: повышение квалификации прокуроров, непрерывное обучение прокурорско-следственных работников.
Прокуратура как единая централизованная система органов государственной власти в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «Про прокуратуру» осуществляет обвинительную, представительскую и надзорную функции. Сегодня Украина прилагает немало усилий к реформированию законодательства, регулирующего деятельность органов прокуратуры, которое проводится с учетом международных и европейских стандартов, важнейшим положением которых является обеспечение повышения компетентности и профессионализма работников прокуратуры.
Повышение квалификации кадров в органах прокуратуры Украины рассматривается как система мер, направленных на обучение, последовательное совершенствование профессионального уровня знаний, умений и навыков прокурорско-следственных работников, необходимых для эффективного выполнения задач, поставленных перед органами прокуратуры Украины [1]. В условиях реформирования законодательства Украины, регулирующего деятельность органов прокуратуры, современной практики развития европейских интеграционных процессов, изменения и омоложения кадрового состава актуализируется процесс усовершенствования форм и методов повышения профессионального мастерства прокуроров. Повышение квалификационного уровня - это эффективное средство для успешного выполнения возложенных на органы прокуратуры задач в сфере утверждения верховенства права, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, общественных и государственных интересов.
Правовые аспекты повышения квалификации прокурорско-следственных кадров рассматриваются в научных трудах В. Бабковой, М. Бурбыки, В. Бессарабова, А. Виноградовой, Л. Грицаенка, О. Дупака, И. Козьякова, М. Курочки, П. Каркача, М. Мичка, В. Лакизюка, А. Пшонки, М. Руденка, В. Сухоноса, О. Смирнова, Г. Середы, Якимчука М. и других ученых. Вместе с тем, системных исследований существующей системы непрерывного обучения проку-
© Устименко В.В., 2013.
9
Новый университет. 2013. № 10 (32)
ISSN 2221-7347
рорско-следственных кадров в Украине и формирование рекомендаций по ее совершенствованию не проводилось.
Целью данной статьи является исследование правовых форм единой системы повышения квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Украины и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.
Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей в соответствии с приказом Генерального прокурора Украины от 15 декабря 2011 года № 2 гн «Об организации работы с кадрами в органах прокуратуры Украины» [2]. Единая система повышения квалификации прокурорско-следственных работников объединяет различные формы обучения, целью которых является постоянное совершенствование их профессионального уровня знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения задач, поставленных перед органами прокуратуры [3].
Основными составляющими системы повышения квалификации являются: самостоятельное обучение; индивидуальные задания; стажировка в структурных подразделениях аппаратов прокуратур областного уровня и Генеральной прокуратуры Украины; совместное (коллективное) обучение; учебно-методические семинары, в том числе занятия в Школе молодого специалиста и т.п.; научно-практические конференции; подготовка работников, зачисленных в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности; обучение в Институте повышение квалификации кадров Национальной академии прокуратуры Украины, в том числе по дистанционной форме [1].
Некоторые ученые расширяют приведенный перечень элементов системы повышения квалификации прокурорско-следственных работников и предлагают другие формы повышения квалификации. Например, Н. Якимчук среди других выделяет наставничество подобное стажировке, что по существу представляет собой более самостоятельную форму [4]. Однако, наставничество определяется как содействие профессиональному становлению молодого специалиста, формированию у него высоких моральных качеств, воспитанию чувства уважения к закону, преданности к избранной профессии, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики, поэтому наставников с целью успешного прохождения стажировки назначают из числа наиболее квалифицированных и опытных работников.
По мнению В. Рябцева, значительное распространение получила такая форма повышения квалификации, как консультация [5]. Однако, по нашему мнению, консультацию можно рассматривать, лишь как занятия, проводимые в Институте повышения квалификации кадров, в том числе в дистанционной форме, где слушатель получает ответы на вопросы, возникшие в связи с определенными теоретическими и практическими проблемами прокурорской деятельности.
О. Дупак, как эффективную форму повышения квалификации рассматривает создание учебного мини-центра - базовую прокуратуру. Он считает, что в системе органов прокуратуры такая прокуратура сосредоточила в себе все необходимые методы и формы работы по повышению квалификации и профессиональному уровню работников прокуратур районного звена, успешному становлению в должности прокурорских работников, стала бы основным центром, способным решать серьезные практические задачи [8].
С целью формирования рекомендаций для усовершенствования правовых форм единой системы повышения квалификации прокурорско-следственных работников в органах прокуратуры Украины необходимо рассмотреть их характеристику в качестве составляющих элементов.
Самостоятельное обучение - это систематическое изучение в индивидуальном порядке работником прокуратуры законодательных и других нормативно-правовых актов, положительного опыта прокурорской деятельности, судебной практики, публикаций в ведомственных изданиях и т.д. Самостоятельное обучение работников городских районных прокуратур и приравненных к ним работников, которые проходят стажировку, требует составления индивидуального плана. Самостоятельное обучение специалистов со стажем работы до 3 лет реализуется в соответствии с планом повышения квалификации, составленным и утверждённым непосредственными руководителями. Прокурорам и следователям со стажем работы более 3 лет такая форма обучения может рекомендоваться по необходимости, в том числе и по решению аттестационной комиссии [1]. Цель самостоятельного обучения заключается в обучении прокурора, следователя выполнять
10
ISSN 2221-7347
Экономика и право
свои служебные обязанности на высоком профессиональном уровне. Самостоятельное повышение квалификации сочетается с предоставлением работнику организационной и консультативной помощи руководителями прокуратур, их структурных подразделений, наставниками.
Профессиональное обучение является служебной обязанностью каждого прокурорскоследственного работника независимо от занимаемой должности и стажа работы и осуществляется путем самостоятельного освоения нормативно-правового, отраслевого и научного материала. Индивидуальными планами обучения предусматривают изучение: законодательных актов, других нормативно-правовых материалов, разъяснений Конституционного Суда Украины, Европейского суда по правам человека, Верховного Суда Украины и Высшего специализированного суда Украины. А также, особенное значение имеет изучение приказов, распоряжений, указаний Генерального прокурора Украины, решений коллегии Генеральной прокуратуры Украины, обобщений, информационных писем и других организационно-методических материалов, положительного опыта работы, научной юридической литературы и т.д.
Самообучение является эффективной формой профессионального обучения прокурорских работников. Осуществляется с целью непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, умений и навыков, приобретенных следователями в учебных заведениях и на рабочем месте, однако в полной мере не может обеспечить достаточный уровень квалификации в связи с отсутствием надлежащего контроля и мотивации работниками со стажем работы более 3 лет.
Индивидуальные задания выполняются работниками прокуратуры для изучения отдельных вопросов прокурорско-следственной деятельности, а также углублённого изучения законодательства, приказов Генерального прокурора Украины, методических рекомендаций, положительного опыта. Прокурор может быть задействован в расследовании конкретных уголовных правонарушений, осуществлении процессуального руководства, проведении проверок, подготовки документов прокурорского реагирования, участии в судебном рассмотрении дел, составлении справок и обобщений и т.д. Индивидуальное задание также может быть в форме написания реферата по определенной тематике. Такая форма может применяться в связи с рекомендациями аттестационной комиссии, специалистам со стажем работы до 3 лет, а также, к резервистам и работникам, которые допускают ошибки в работе.
Стажировка в структурных подразделениях аппаратов прокуратур областного уровня и Генеральной прокуратуре Украины является важной формой профессионального обучения прокурорских работников. Осуществляется с целью повышения профессионального уровня, устранения и предотвращения ошибок в практической деятельности, изучения новых методик и практики, позитивного опыта работы. Стажировка предусматривает всестороннее изучение организаторских способностей, деловых и личных качеств работников.
Стажировку проходят: прокуроры и следователи, зачисленные в кадровый резерв на замещение руководящих должностей, назначенные на должности с большим объёмом роботы или в связи с изменением направления деятельности, а также прокурорско-следственные работники, которые допускают существенные недостатки в работе. Она может проходить в Генеральной прокуратуре Украины или прокуратурах областного уровня в соответствии с составленным планом, который учитывает теоретические и практические задания.
Стажировка одна из форм единой системы повышения квалификации прокурорскоследственных работников при прохождении обучения, которой создается своеобразный критерий надлежащей профессиональной компетентности, который будет сопровождать прокуроров на протяжении всей службы в органах прокуратуры Украины.
Совместное (коллективное) обучение проводится с целью систематического информирования о новеллах законодательства, обсуждениях практики его применения, углублениях знаний и приобретениях новых навыков в работе. Коллективное обучение проводиться для работников прокуратур не реже одного раза в месяц. Такой вид обучения имеет скорее информативный характер.
Среди форм повышения квалификации работников в органах прокуратуры практикуется проведение постоянно действующих семинаров - отраслевых, межотраслевых и межведомственных. Семинары проводятся как классической и дистанционной форме с использованием совре-
11
Новый университет. 2013. № 10 (32)
ISSN 2221-7347
менных технологий. Отраслевой семинар - это коллективная форма занятий, проводимых отраслевым структурным подразделением Генеральной прокуратуры Украины или прокуратуры областного уровня. Межотраслевой семинар организуется несколькими структурными подразделениями соответствующей прокуратуры с целью обсуждения взаимосвязанных актуальных проблем деятельности.
Одной из разновидностей межотраслевого семинара является Школа молодого специалиста, которую проводят кадровые подразделения прокуратур областного уровня при взаимодействии с отраслевыми структурными подразделениями для прокуроров со стажем роботы до 3 лет.
Межведомственные семинары проводятся на общегосударственном уровне, а также, в прокуратурах областей и районов. Их целью является обсуждение и выработка правильных подходов к проблемам противодействия и предотвращения преступности, наиболее актуальных для государства и для каждого региона в частности. Программы семинаров составляются с учетом наиболее актуальных вопросов, требующих дискуссионного обсуждения, анализа позитивной и негативной практики, успешного опыта.
По-нашему мнению, в данном случае, целесообразно чаще применять интерактивные способы проведения занятий для более результативного приобретения практических навыков по подготовке документов прокурорского реагирования, а также процессуальных документов, учитывая ошибки и недостатки, допускаемые при организации и осуществлении прокурорского надзора, расследовании уголовных дел и т.п.
Научно-практические конференции проводятся с целью организации коллективной дискуссии наиболее актуальных научно-практических проблем, повышения теоретического уровня, приближения науки и практики. На конференциях обсуждаются результаты научных исследований правовых проблем, методические рекомендации, научные труды, опубликованные в периодических юридических изданиях. Для углубления связи с наукой в роботе конференций обязательно должны участвовать научные и научно-педагогические работники Национальной академии прокуратуры Украины.
Подготовка работников, зачисленных в кадровый резерв - повышение профессионального мастерства, деловой и профессиональной квалификации. Проводится подготовка в связи с составленным на календарный год индивидуальным планом. Кроме того, обязанностью каждого резервиста определена также самостоятельная подготовка для работы высшей должности.
Обучение в Институте повышения квалификации кадров Национальной академии прокуратуры Украины. Существует мнение, что такой метод является наиболее эффективным и важным для улучшения качества кадрового состава органов прокуратуры Украины. В Национальной академии прокуратуры Украины проводится обучение слушателей стационарно и дистанционно. Они проходят, тестирование с целью определения текущего уровня их знаний по тематике запланированных занятий до начала обучения на стационарной форме. Дистанционная форма обучения применяется, как правило, для повышения квалификации старших прокуроров и прокуроров, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей прокуратур городов, районов, межрайонных, районных в городах и приравненных к ним прокуратур. Срок обучения в Институте устанавливается с учетом категории слушателей.
Календарные планы обучения и планы набора слушателей в Институт повышения квалификации кадров, в том числе по дистанционной форме, на каждое полугодие разрабатываются Главным управлением кадрового обеспечения во взаимодействии со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Украины и Национальной академией прокуратуры Украины. Они преимущественно учитывают практические потребности прокурорско-следственной деятельности, достижения современной науки, положительного опыта, прокурорско-следственной практики. Профессиональная подготовка прокурорско-следственных работников осуществляется с целью получения ними новых знаний, умений и навыков.
Как правило, это обучение основывается на особенностях отдельных направлений их деятельности: поддержание государственного обвинения, представительство интересов гражданин и государства в суде; надзор за соблюдением законов органами, организация работы и управления в органах прокуратуры и т.д.
12
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Изучение и использование положительного опыта, наиболее совершенных форм и методов прокурорско-следственной работы изучаются прокурорами путём обсуждения на семинарах и научно-практических конференциях. С целью использования в практической деятельности научные труды освещаются в ведомственных журналах «Вестник прокуратуры» и «Вестник Национальной академии прокуратуры Украины». Знание положительного опыта работы на отдельных направлениях прокурорской и следственной деятельности может быть предметом проверки при аттестации прокурорско-следственных работников [1].
Система в целом и рассмотренные выше правовые формы повышения квалификации направлены на формирование высокопрофессионального кадрового состава органов прокуратуры Украины. С нашей точки зрения, повышение квалификации - это непрерывный процесс усовершенствования имеющихся знаний, умений и навыков, а также процесс приобретения новых знаний прокурорско-следственными работниками, выполнение функциональных обязанностей, которых требует получения новых специальных знаний.
С целью увеличения эффективности деятельности органов прокуратуры Украины необходимо осуществлять повышение квалификации прокуроров и следователей с учетом наиболее важных принципов обучения: непрерывности, гибкости, сочетания теории и практики, диверсификации (многообразия уровней и форм повышения квалификации), прогностичности, доступности, дифференциации программ обучения, системности, научности, инновационности.
Следует отметить, что формирование полноценного кадрового состава практически невозможно без внедрения новых интерактивных современных европейских методов непрерывного образования, а также увеличения применения форм и методов, контроля и мотивации.
По мнению Г. Середы, в ближайшее время необходимо кардинальное реформирование прокурорской системы повышения квалификации, в том числе дифференциации сроков его прохождения различными категориями работников, переход к популярной в Европе системе тренинговых моделей [6].
За время существования единой системы повышения квалификации прокурорских работников в Украине её отдельные правовые формы стали более доступными и усовершенствованными. Каждая форма предусматривает обучение разных категорий прокуроров. Однако, при этом остаются не решенными актуальные вопросы повышения квалификации руководящих работников, например, в сфере организационной и управленческой деятельности, а также, ученых, преподавателей, аспирантов и докторантов Национальной академии прокуратуры Украины в сфере повышения опыта практической деятельности.
Как справедливо, замечает А. Пшонка, должности преподавателей и научных работников занимают лица с опытом практической работы в органах прокуратуры, так, и лица без такого опыта, поэтому необходимо разработать программы стажировки, а также, её основания, периодичность и условия прохождения отдельно для разных категорий ученых и преподавателей [7].
Резюмируя изложенное, следует отметить, что профессиональная компетентность прокуроров и следователей является одним из основных условий эффективной работы органов прокуратуры, залогом успешного выполнения поставленных задач, высокой оценки деятельности прокуратуры. Этим обуславливается необходимость дальнейших научных исследований и разработка предложений по совершенствованию организационно-правового обеспечения в данной сфере. При этом оно должно создаваться с учетом развития современных информационных и коммуникативных технологий, которые открывают новые возможности для организации учебного процесса. При формировании предложений по совершенствованию системы повышения квалификации следует также исходить из современных подходов к организации и контролю правильного применения форм и методов обучения.
Библиографический список
1. Положения про едину систему тдвищення квалiфiкацil прокурорсько-слвдчих пращвнишв органов прокуратуры Украины: утвержденного приказом Генерального прокурора Украины от 30 апреля 2013 года № 57.
13
Новый университет. 2013. № 10 (32)
ISSN 2221-7347
2. Приказ Генерального прокурора Украины от 15 декабря 2011 года №2гн «Об организации работы с кадрами в органах прокуратуры Украины.
3. Приказ Генерального прокурора Украины от 30 апреля 2013 года № 57 «Про утверждение Положения о единой системе повышения квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Украины».
4. Якимчук М.К. Проблемы управления в органах прокуратуры Украины: Монография. М.: Институт государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины. 2001. С. 359-360.
5. Рябцев В.П. О теоретических основах организации повышения квалификации в органах прокуратуры // Проблемы кадровой работы в органах прокуратуры. Сб. научных трудов НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1994. С.36-37.
6. Середа Г.П. Подготовка кадров для органов прокуратуры: настоящее и перспективы развития // Вестник академии прокуратуры Украины. 2007. № 3. С. 5-9.
7. Пшонка А.В. Усовершенствование системы подготовки кадров для органов прокуратуры // Вестник академии прокуратуры Украины. 2013. № 1. С. 11-16.
8. Дупак О.В. Базовая прокуратура как одна из эффективных форм повышения квалификации прокурорских работников // Законность. 2012. № 5.
Статья поступила в редакцию 16.10.2013.
УСТИМЕНКО Виктория Владимировна - старший научный сотрудник отдела исследований проблем деятельности прокуратуры вне криминальной сферы Научно-исследовательского института Национальной академии прокуратуры Украины (Украина).
14