Научная статья на тему 'Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине'

Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
240
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подкопаев С.В.

Современный этап реформирования прокуратуры в Украине является достаточно динамичным. В 2012 г. был принят и вступил в силу Уголовный процессуальный кодекс Украины, фактически изменивший концепцию уголовного процесса, а также статус прокурора на его досудебных стадиях; внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре», которые оптимизируют полномочия прокурора вне уголовной сферы. В текущем году рабочей группой, созданной Президентом Украины, разработан проект нового закона Украины «О прокуратуре», внесенный в конце октября 2013 г. на рассмотрение украинского парламента.Реальная необходимость повышения результативности и эффективности прокурорской деятельности, в частности путем создания (выработки) достаточных гарантий для ее реализации (в том числе гарантий независимости прокуроров), обусловили обращение разработчиков проекта к международному и зарубежному опыту в этой сфере.В международных документах прямо не указывается на необходимость коллегиального решения вопросов, связанных с назначением прокуроров на должности, прохождением ими службы (включая перемещения), прекращением полномочий (в том числе в дисциплинарном порядке). Однако к такому выводу можно прийти исходя из анализа содержания норм, в которых речь идет о справедливых, беспристрастных и объективных процедурах.В некоторых странах (Франции, Португалии, Польше, Молдове и др.) ряд вопросов, касающихся статуса прокуроров, решается именно коллегиальными органами.Проект закона Украины «О прокуратуре» предусматривает создание органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, следовательно, и изменение объема принципа коллегиальности. Кроме того, пересматривается содержание традиционных принципов организации и деятельности прокуратуры централизации (в ст. 3 «Принципы деятельности прокуратуры» законопроекта этот принцип вообще не обозначен, а вывод о его наличии можно сделать на основании анализа иных статей) и единоначалия.В статье анализируются принципиально новые положения проекта закона Украины «О прокуратуре», касающиеся создания органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, раскрывается сущность этих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подкопаев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине»

Органы прокурорского сообщества: опыт становления в Украине

11 C.B. Подкопаев

прокурор организационно-методического отдела Главного управления представительства в суде, защиты интересов граждан и государства при исполнении судебных решений кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 01011. Украина, г. Киев. ул. Резницкая, д. 13/15. E-mail: s.podkopaev@g.mail.com

1=1=1 Аннотация

Современный этап реформирования прокуратуры в Украине является достаточно динамичным. В 2012 г. был принят и вступил в силу Уголовный процессуальный кодекс Украины, фактически изменивший концепцию уголовного процесса, а также статус прокурора на его досудебных стадиях; внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре», которые оптимизируют полномочия прокурора вне уголовной сферы. В текущем году рабочей группой, созданной Президентом Украины, разработан проект нового закона Украины «О прокуратуре», внесенный в конце октября 2013 г. на рассмотрение украинского парламента.

Реальная необходимость повышения результативности и эффективности прокурорской деятельности, в частности путем создания (выработки) достаточных гарантий для ее реализации (в том числе гарантий независимости прокуроров), обусловили обращение разработчиков проекта к международному и зарубежному опыту в этой сфере.

В международных документах прямо не указывается на необходимость коллегиального решения вопросов, связанных с назначением прокуроров на должности, прохождением ими службы (включая перемещения), прекращением полномочий (в том числе в дисциплинарном порядке). Однако к такому выводу можно прийти исходя из анализа содержания норм, в которых речь идет о справедливых, беспристрастных и объективных процедурах.

В некоторых странах (Франции, Португалии, Польше, Молдове и др.) ряд вопросов, касающихся статуса прокуроров, решается именно коллегиальными органами.

Проект закона Украины «О прокуратуре» предусматривает создание органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, следовательно, и изменение объема принципа коллегиальности. Кроме того, пересматривается содержание традиционных принципов организации и деятельности прокуратуры — централизации (в ст. 3 «Принципы деятельности прокуратуры» законопроекта этот принцип вообще не обозначен, а вывод о его наличии можно сделать на основании анализа иных статей) и единоначалия.

В статье анализируются принципиально новые положения проекта закона Украины «О прокуратуре», касающиеся создания органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, раскрывается сущность этих органов.

| |~| Ключевые слова

прокуратура, гарантии независимости прокуроров, коллегиальные начала, органы прокурорского самоуправления, квалификационно-дисциплинарные комиссии, законопроект.

В существующих социально-политических условиях главной целью проводимой в Украине реформы прокуратуры является создание эффективной модели прокуратуры. Среди результатов — разработанный рабочей группой, созданной Президентом Украи-

ны, проект нового закона Украины «О прокуратуре» (далее — проект закона), принятие которого с большой долей вероятности следует ожидать в ближайшее время1.

В связи с этим определенный интерес представляют принципиально новые положения проекта закона, связанные, в частности, с пересмотром содержания традиционных принципов организации и деятельности прокуратуры — централизации (в ст. 3 «Принципы деятельности прокуратуры» проекта закона этот принцип вообще не обозначен, а вывод о его наличии можно сделать на основании анализа иных статей), единоначалия, а также положения, связанные с изменением объема принципа коллегиальности. Особое внимание следует обратить на предусмотренные проектом закона новые коллегиальные субъекты в системе — органы прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров.

В украинской юридической периодике и соответствующих исследованиях речь о необходимости коллегиального решения вопросов, связанных со статусом прокуроров, в частности о создании дисциплинарных комиссий в системе органов прокуратуры, шла и ранее2. Однако на тот момент, в силу ряда причин, идея так и не была реализована. Следует также отметить, что централизованной прокурорской системе с достаточно сильным единоначалием исторически не были присущи такие коллегиальные начала, что, соответственно, сдерживало и дальнейшие исследования в этом направлении.

В то же время реальная необходимость повышения результативности и эффективности прокурорской деятельности, в частности, путем создания (выработки) достаточных гарантий для ее реализации (в том числе гарантий независимости прокуроров), обусловили обращение к международному и зарубежному опыту в этой сфере.

Международные документы в сфере прокурорской деятельности и статуса прокуроров предусматривают создание профессиональных ассоциаций и иных организаций, представляющих интересы прокуроров, для повышения их профессиональной подготовки и защиты статуса (п. 9 Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (далее — Принципы ООН 1990 г.); п. 6 Ь) Стандартов профессиональной ответственности, основных обязанностей и прав прокуроров (далее — Стандарты Международной ассоциации прокуроров (МАП) 1999 г.))3.

В то же время в международных документах прямо не указывается на необходимость коллегиального решения вопросов, связанных с назначением прокуроров на должности, прохождением ими службы (включая перемещения), прекращением полномочий (в том числе в дисциплинарном порядке). Однако к такому выводу можно прийти, исходя из анализа содержания соответствующих норм, в частности, тех, в которых речь идет о справедливых, беспристрастных и объективных процедурах по вопросам принятия на работу, повышения в должности, перевода по службе, привлечения к дисциплинарной ответственности (п. 7, 21, 22 Принципов ООН; п. 6 е), Г), ф Стандартов МАП; подп. «а» и «§» п. 5 Рекомендации Комитета министров государствам — членам о роли прокура-

1 Проект закона Украины «О прокуратуре» // Закон i 6i3Hec // http://zib.com.ua/ua/print/37035-proekt_zakonu_pro_prokuraturu_tekst.html

2 Толочко А., Подкопаев С. Усовершенствование правового регулирования дисциплинарной ответственности прокуроров // Bichhk прокуратури. 2006. № 2. С. 73; Пшонка A.B. Дисциплшарна в1дповщальн1сть npoKypopiB: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Харьюв, 2006. С. 6, 13.

3 Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_859; Стандарты профессиональной ответственности, основные обязанности и права прокуроров, приняты Международной Ассоциацией Прокуроров 23 апреля 1999 г. // http://www.iap-association.org/default.aspx

туры в системе уголовного правосудия (далее — Рекомендация R (2000) 19))4. Очевидно, что справедливости, беспристрастности и объективности способствует процедура, в которой, кроме прочего, предусмотрено и коллегиальное решение данных вопросов. В некоторых странах, к примеру, во Франции, Португалии, Польше, Молдове, ряд вопросов, касающихся статуса прокуроров, решается именно коллегиальными органами5.

На попытку внедрения данных образований в систему прокуратуры Украины в определенной степени повлиял факт их наличия в смежной профессиональной корпорации — судейском сообществе, где соответствующие органы имеют свою богатую историю. При этом следует отметить, что в Украине речь не идет об отнесении прокуратуры к судебной ветви власти. О ее самостоятельном статусе свидетельствует содержание разд. VII Конституции Украины и ст. 1 проекта закона.

Таким образом, внедрение коллегиальных начал в решение вопросов, связанных со статусом прокуроров в Украине (формирование системы прокурорского самоуправления, создание квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров) обусловлено, в первую очередь, созданием дополнительных гарантий независимости. Так, в ст. 16 «Гарантии независимости прокурора» проекта закона прямо предусмотрено, что такая независимость, помимо прочего, обеспечивается особым порядком назначения на должность и увольнения с должности, привлечения к дисциплинарной ответственности (ч. 1), установленным законом отдельным порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры (ч. 5), функционированием органов прокурорского самоуправления (ч. 7). Кроме того, прокурорское самоуправление, как это следует из содержания п. 5 ч. 3 ст. 7 проекта закона, обеспечивает единство системы прокуратуры.

Положения об органах прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссиях прокуроров содержатся в соответствующих главах разд. VIII «Прокурорское самоуправление и органы, обеспечивающие деятельность прокуратуры» проекта закона.

Формы (органы) прокурорского самоуправления

В соответствии с ч. 1 ст. 67 «Задачи прокурорского самоуправления» проекта закона прокурорское самоуправление — это самостоятельное, коллективное решение прокурорами вопросов внутренней деятельности прокуратуры6 с целью обеспечения организационного единства функционирования органов прокуратуры, повышения качества работы прокуроров (п. 1), укрепления независимости прокуроров, защиты от вмешательства в их деятельность (п. 2), участия в определении потребностей кадрово-

4 Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия: рекомендация Комитета Министров Совета Европы R (2000) 19 // Совет Европы // http://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com. instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=2183641 &SecMode=l &DocId= 1151344&Usage=2

5 Ordonnance n° 58-1270 du 22 decembre 1958 portant loi organique relative au statut de la magistratura // http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000339259; Lei n.° 47/86, de 15 de Outubro estatuto do Ministerio Publico // http://www.pgdlisboa.pt/leis/lei_mostra_articulado. php?nid=6&tabela=leis; Ustawa z dnia 20 czerwca 1985 r. o prokuraturze // http://www.arslege.pl/ustawa-o-prokuraturze/k42/; Закон Республики Молдова № 294 от 25 декабря 2008 г. «О прокуратуре» // http://lex. justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=331011&lang=2

6 К вопросам внутренней деятельности прокуратуры относятся вопросы организационного обеспечения прокуратуры и деятельности прокуроров, социальная защита прокуроров и их семей, а также другие вопросы, которые непосредственно не связаны с выполнением полномочий прокуроров (ч. 2 ст. 67 проекта закона).

го, финансового, материально-технического и иного обеспечения прокуроров, а также контроля за соблюдением установленных нормативов такого обеспечения (п. 3), избрания или назначения прокуроров в состав других органов в случаях и в порядке, установленных законом (п. 4).

В соответствии со ст. 68 проекта закона, прокурорское самоуправление в Украине осуществляется через Всеукраинскую конференцию работников прокуратуры (далее — ВКРП) и Совет прокуроров Украины (далее — СПУ).

ВКРП является высшим органом прокурорского самоуправления, а принимаемые ею решения обязательны для СПУ и всех прокуроров (ст. 69 проекта закона). О ВКРП впервые упоминалось в ст. 131 Конституции Украины 1996 г. относительно участия в формировании состава Высшего совета юстиции (на сегодняшний день ВКРП избирает в состав ВСЮ двух членов)7. Делегатов на ВКРП избирают: а) собрания прокуроров Генеральной прокуратуры Украины (пять прокуроров Генеральной прокуратуры Украины), б) собрания прокуроров региональных прокуратур (по три прокурора от каждой региональной прокуратуры), в) конференции представителей местных прокуратур (по три прокурора от каждой области, АР Крым, городов Киева и Севастополя) (ст. 71 проекта закона). При этом обращает на себя внимание, что в ст. 68 «Организационные формы прокурорского самоуправления» проекта закона не упоминается о собраниях прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных прокуратур, а также о конференции представителей местных прокуратур, что, на наш взгляд, является существенным недостатком.

ВКРП 1) заслушивает отчет СПУ о выполнении задач органами прокурорского самоуправления, о состоянии финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры; 2) назначает (правильнее сказать — избирает) членов Высшего совета юстиции и принимает решение о прекращении их полномочий в соответствии с Конституцией и законами Украины; 3) назначает членов СПУ и Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров Украины; 4) назначает членов региональных квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров; 5) утверждает Кодекс профессиональной этики и поведения работников прокуратуры, положение о СПУ; 6) принимает положение о порядке работы Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров Украины и региональных квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров; 7) обращается в органы государственной власти, к их должностным лицам с предложениями по решению вопросов деятельности прокуратуры; 8) рассматривает иные вопросы прокурорского самоуправления и осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Очередная ВКРП созывается СПУ один раз в два года. Кроме того, предусмотрена возможность созыва внеочередной ВКРП (ст. 70 проекта закона). В период между созывами ВКРП высшим органом прокурорского самоуправления является СПУ В его состав входят 11 прокуроров: два представителя от Генеральной прокуратуры Украины, три представителя от региональных прокуратур, шесть представителей от местных прокуратур. При этом прокуроры, являющиеся членами квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, не могут быть членами СПУ СПУ в период между созывами ВКРП обеспечивает выполнение решений конференции, а также решает вопрос о ее созыве и проведении.

Полномочия и порядок работы СПУ определяются настоящим законом и соответствующим положением. СПУ 1) вносит рекомендации о назначении на должность

7 Конституция Украины // Верховная Рада Украины // Ьйр://гакоп4.гас1а.§оу.иа/1аш8/8Ьош/254% 00%ВА/96-%00%В2%01 %80

и освобождении прокуроров с административных должностей в случаях, предусмотренных настоящим законом; 2) организует внедрение мероприятий по обеспечению независимости прокуроров и улучшению состояния организационного обеспечения деятельности прокуратуры; 3) рассматривает вопросы правовой защиты прокуроров, социальной защиты прокуроров и членов их семей, принимает соответствующие решения по этим вопросам; 4) рассматривает обращения прокуроров и другие сообщения об угрозе независимости прокуроров, принимает по результатам рассмотрения соответствующие меры (уведомляет соответствующие органы о наличии оснований для привлечения к уголовной, дисциплинарной или иной ответственности, инициирует рассмотрение вопроса о принятии мер обеспечения безопасности прокуроров, публикует заявления от имени прокурорского корпуса о фактах нарушения независимости прокурора, обращается к международным организациям с соответствующими сообщениями и т. д.); 5) рассматривает обращения в связи с ненадлежащим исполнением прокурором, занимающим административную должность, служебных обязанностей, установленных для соответствующей административной должности; 6) обращается в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по решению вопросов деятельности прокуратуры; 7) осуществляет контроль за организацией деятельности прокуратур (ст. 73 проекта закона). Кроме того, в соответствии со ст. 12 проекта закона по согласованию с СПУ Генеральный прокурор Украины может принять решение о создании таких местных прокуратур как межрайонная и районная в городе.

Решение СПУ является обязательным для всех прокуроров; при этом ВКРП может отменить такое решение (ст. 73 проекта закона). Обеспечение деятельности органов прокурорского самоуправления осуществляется Генеральной прокуратурой Украины за счет средств государственного бюджета Украины (ст. 74 проекта закона).

Квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров

Деятельности квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров посвящена гл. 3 «Квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров и другие органы, обеспечивающие деятельность прокуратуры» проекта закона.

В соответствии со ст. 75 проекта закона квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров (далее — КДКП) являются коллегиальными органами, которые в соответствии с полномочиями, предусмотренными настоящим Законом, определяют уровень профессиональной подготовленности лиц, изъявивших намерение занять должность прокурора, и решают вопрос о переводе, дисциплинарной ответственности, а также об увольнении прокуроров с должности. Систему КДКП составляют: 1) Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров Украины; 2) региональные квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров, действующие в областях, Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе. Порядок их работы определяется принятым ВКРП положением (ст. 75 проекта закона).

В состав всех комиссий входят по 11 членов: 1) семь прокуроров, назначаемых ВКРП; 2) четыре человека, назначаемых из числа научных и научно-педагогических работников в сфере правоведения, которые имеют научную степень или ученое звание. Назначение научных и научно-педагогических работников в состав Высшей КДКП осуществляется съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, а в региональные КДКП — региональными конференциями представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, в порядке, определенном ст. 77, 78 проекта закона.

Срок полномочий члена КДКП составляет шесть лет. Член КДКП не может одновременно входить в состав СПУ Председатель, заместитель председателя, секретарь КДКП работают на постоянной основе и на время исполнения своих обязанностей отправляются в соответствующую КДКП. Они не могут осуществлять полномочия прокурора. При этом за ними сохраняется право участвовать в решении вопросов, рассматриваемых органами прокурорского самоуправления (ст. 76 проекта закона).

В ст. 80 проекта закона закреплены полномочия КДКП. Так, Высшая КДКП 1) ведет учет данных о количестве должностей прокуроров в Генеральной прокуратуре Украины, в том числе вакантных и временно вакантных; 2) участвует в переводе прокуроров на должности в Генеральную прокуратуру Украины; 3) рассматривает жалобы (заявления) о совершении дисциплинарного проступка прокурором Генеральной прокуратуры Украины или региональной прокуратуры и осуществляет дисциплинарное производство; 4) по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных Законом, принимает решение о применении к прокурору Генеральной прокуратуры Украины или региональной прокуратуры дисциплинарного взыскания или решение о невозможности дальнейшего пребывания лица в должности прокурора; 5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Региональная КДКП 1) ведет учет данных о количестве должностей прокуроров в соответствующих региональных и местных прокуратурах, в том числе вакантных и временно вакантных; 2) проводит отбор кандидатов на должность прокурора в установленном настоящим законом порядке; 3) участвует в переводе прокуроров на должности в местные или региональные прокуратуры; 4) рассматривает жалобы (заявления) о совершении прокурором местной прокуратуры дисциплинарного проступка и осуществляет дисциплинарное производство; 5) по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных настоящим законом, принимает решение о применении к прокурору местной прокуратуры дисциплинарного взыскания или решение о невозможности дальнейшего пребывания лица в должности прокурора; 6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

КДКП для осуществления своих полномочий имеет право знакомиться с документами, получать их копии, опрашивать прокуроров и других лиц, получать по письменному запросу от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, граждан и общественных объединений необходимую для проведения проверки информацию.

За членом КДКП, работающим на постоянной основе, сохраняется статус прокурора, место работы, а также гарантии материального, социального и бытового обеспечения, предусмотренные законодательством для прокуроров. При этом заработная плата выплачивается исходя из окладов по основному месту работы лица, командированного в соответствующую комиссию, а в случае прекращения полномочий на должности по основному месту работы — исходя из оклада по должности, полномочия на которой были приостановлены (ст. 82 проекта закона).

Несмотря на то что положения об органах прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарных комиссиях прокуроров, как мы уже обращали внимание, содержатся в соответствующих главах одного раздела проекта закона, а их функционирование связано с решением вопросов внутренней деятельности прокуратуры, сущность их все же различна. Так, перед квалификационно-дисциплинарными комиссиями прокуроров, в отличие от органов прокурорского самоуправления, стоят несколько иные, пусть в определенной мере сходные, цели (задачи). К примеру, они решают вопросы о дисциплинарной ответственности прокуроров, а особый порядок привлечения

прокуроров к данному виду ответственности, как это следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 16 проекта закона, является гарантией их независимости. Комиссии, соответственно, обязаны самой процедурой рассмотрения вопроса гарантировать независимость прокуроров, и, следовательно, укреплять ее. Для них обязанность укрепления независимости как бы вытекает из основных полномочий (они должны быть надежным гарантом независимости прокуроров, ограждая их от необоснованных претензий). В то же время для органов прокурорского самоуправления укрепление независимости прокуроров в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 67 проекта закона является основной целью.

В состав квалификационно-дисциплинарных комиссий, в отличие от органов прокурорского самоуправления, входят не только прокуроры, но и представители юридической общественности (научные, научно-педагогические работники), фактически призванные осуществлять социальный контроль в кадровых вопросах. Следовательно, комиссии нельзя отнести к органам самоуправления. Учитывая характер компетенции комиссий, их можно считать своего рода органами кадрового управления в прокурорской системе.

Квалификационно-дисциплинарные комиссии прокуроров и органы прокурорского самоуправления можно считать органами прокурорского сообщества, как это определяется в законодательстве Российской Федерации применительно к судьям8. Такое сообщество составляют прокуроры прокуратур всех уровней, аттестованные научно-педагогические работники Национальной академии прокуратуры Украины (работники Академии прокуратуры). Соответственно органами прокурорского сообщества являются органы, в которые входят прокуроры, работники Академии прокуратуры и на которые возлагается решение вопросов относительно и в связи с прокурорской деятельностью (кадровое обеспечение (формирование прокурорского корпуса), разрешение вопросов о дисциплинарной ответственности, укрепление независимости прокуроров и др.). В то же время, не углубляясь в суть этого вопроса, отметим, что он требует отдельного тщательного изучения.

В завершение следует отметить, что указанные новации воспринимаются в прокурорской среде неоднозначно. Во многом это обусловлено сложившимися традициями, консервативным взглядом на механизм решения вопросов, связанных со статусом прокуроров. Так, считается, что введение коллегиальных начал при назначении на должности, соответствующих перемещениях, привлечении прокуроров к дисциплинарной ответственности приведет к излишнему бюрократизму, снизит оперативность в их разрешении и в современных реалиях не приведет к должному эффекту. С другой стороны, присутствует понимание необходимости выработки средств повышения объективности в принятии кадровых решений и сведения к минимуму количества ошибок в этой сфере, уменьшения текучести кадров вследствие ненадлежащей дисциплинарной практики в рамках существующей на сегодня процедуры, повышения стабильности системы в целом. Поэтому только последующая практика работы органов прокурорского сообщества в Украине позволит дать однозначный ответ на вопрос о правильности принятого решения.

Библиография

Leí по 47/86, de 15 de Outubro estatuto do Ministerio Publico// http://www.pgdlisboa.pt/leis/lei_mostra_ articulado. php?nid=6&tabela=leis

8 Термин «органы прокурорского сообщества» не находит своего отражения в проекте закона, равно как в целом на уровне национального законодательства и правовой теории. Что характерно, соответствующий термин («органы судейского сообщества») не используется и в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» 2010 г. См.: Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 г. № 2453-У1 // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2453-17

Ordonnance п° 58-1270 du 22 décembre 1958 portant loi organique relative au statut de la magistrature// http://www.legifrance.gouv.fr/affich Texte.do?cidTexte=JORFTEXT000000339259

Ustawa z dnia 20 czerwca 1985 г. о prokuraturze // http://www.arslege.pl/ustawa-o-prokuraturze/k42/ Закон Республики Молдова № 294 от 25 декабря 2008 г «О прокуратуре» // http://lex.justice.md/ viewdoc.php?action=view&view=doc&id=331011&lang=2

Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 г № 2453-VI // http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/2453-17

Конституция Украины // Верховная Рада Украины / Официальный веб-портал / http://zakon4. rada.gov. ua/laws/show/254% D0% ВА/96-% D0% B2%D 1 %80

Проект Закона Украины «О прокуратуре» // Закон i 6i3Hec / http://zib.com.ua/ua/print/37035-р roekt_zakon u_p ro_p roku ratu ru_tekst. htm I

Пшонка A.B. ДисциплЫарна вщповщальнють прокурора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. XapbKiB, 2006.

Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия: рекомендация Комитета Министров Совета Европы R (2000) 19//Совет Европы/https://wcd.coe.int/com.instranet.lnstraServlet?command=com. instranet.CmdBlobGet&lnstranetlmage=2183641&SecMode=1&Docld=1151344&Usage=2 Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г) // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/995_859

Стандарты профессиональной ответственности, основные обязанности и права прокуроров, приняты Международной Ассоциацией Прокуроров 23 апреля 1999 г. // http://www.iap-association. org/default.aspx

Толочко А., Подкопаев С. Усовершенствование правового регулирования дисциплинарной ответственности прокуроров // Вюник прокуратури. 2006. № 2.

Bodies of Public Prosecutor's Community: Ukrainian Experience of Formation

E3H Sergei Podkopaev

PhD (Law). Procurator, Head Department of Representation in Court, Procuracy. Address: 01011, Ukrain Kiev, Reznitskaia, r. 13/15. E-mail: s.podkopaev@g.mail.com

H=l=l Abstract

The current stage of the public prosecution reform is rather dynamic in Ukraine. In 2012, the country adopted a new Criminal Code which changed the conception of procedures and prosecutors' status at pre-judicial stages, amendments were made to the law of Ukraine On Prosecutor's Office. A committee established by the Ukrainian President developed a draft of the law On Prosecutor's Office. The document was introduced into the Ukrainian Parliament late in 2013. The vital necessity in the efficiency of prosecutors' offices by developing sufficient guarantees to implement it motivated the application of foreign experience in this area. International documents do not specify the necessity to make collégial decisions concerning the appointment of public prosecutors, the course and termination of their service. However, this conclusion can be made due to the analysis of the norms involving fair, impartial and objective procedures. Some countries including France, Portugal, Poland, Moldova etc. provide the decision on the status of public procurators to be made by collégial bodies. The draft of the law On Prosecutor's Office provides for establishing self-administration bodies of prosecutors' offices. Besides, established principles of prosecutors' activity i.e. centralization and individual responsibility are reviewed. The former is not specified in article 3 Prosecutor's office activity. The article examines brand-new provisions of the law On Prosecutor's Office as to establishing the bodies of procurators' self-regulation and commissions on qualifications and discipline and reveals the essence of the bodies.

Keywords

prosecutor's office, guarantees for the independence of prosecutors, bodies of prosecutorial self-governance, Qualification and Disciplinary Commissions, draft.

I—I References

Lei no 47/86, de 15 de Outubroestatuto do Ministério Publico. Available at: http://www.pgdlisboa.pt/leis/ lei_mostra_articulado.php?nid=6&tabela=leis (accessed 15 November 2013).

Ordonnance n° 58-1270 du 22 décembre 1958 portantloiorganique relative au statut de la magistrature. Available at: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000339259 (accessed 15 November 2013).

Ustawa z dnia 20 czerwca 1985 o prokuraturze // http://www.arslege.pl/ustawa-o-prokuraturze/k42/ (accessed 15 November 2013).

Zakon respubliki Moldova №294. Available at: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=do c&id=331011&lang=2 (accessed 15 November 2013).

Zakon Ukrainy "O sudoustroistve i statuse sudey" [Law of Ukraine on Court Organization and Status of Judges, July 7, 2010]. Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2453-17 (accessed 15 November 2013).

Konstitutsiya Ukrainy [Constitution of Ukraine], Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 254%D0%BA/96-%D0%B2%D1 %80 (accessed 15 November 2013).

Proekt zakona Ukrainy "O prokurature" [Draft of the Law of Ukraine on Prosecutor's office]. Available at: http:// zib.com.ua/ua/print/37035-proekt_zakonu_pro_prokuraturu_tekst.html (accessed 15 November 2013). PshonkaA.V (2006) Disciplinarna vidpovidal'nist' prokurorov [Disciplinary responsibility of prosecutors. (Avtoref. diss. kand. jurid. nauk) [Summary of candidate of juridical sciences dissertation], Kharkiv. Rol' Prokuratury v Sisteme Ugolovnogo Pravosudiya: Rekomendatsiya Komiteta Ministrov Soveta Evropy [On the role of public prosecution in the criminal justice system Recommendation Ree (2000)19

of the Committee of Ministers to member states]. Available at: https://wcd.coe.int/com.instranet. lnstraServlef?command=com.instranet.CmdBlobGet&lnstranetlmage=2183641&SecMode=1&Docld= 1151344&Usage=2 (accessed 15 November 2013).

Rukovodyashie printsipy kasayuschiesya roli lits osuschestvlyauschikh sudebnoe presledovanie [Guidelines on the Role of Prosecutors, adopted by the Eighth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders, Havana, Cuba, 27 August to 7 September 1990]. Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_859 (accessed 15 November 2013). Standarty professional'noy otvetstvennosty, osnovnie obyazannosty i prava prokurorov, prinyaty Mezhdunarodnoy Asstsiatsiey prokurorov 23 aprelya 1999 [Standards of Professional Responsibility and Statement of the Essential Duties and Rights of Prosecutors], Available at: http://www.iap-association. org/default.aspx (accessed 15 November 2013).

Tolochko A., Podkopaev S. (2006) Usovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya distsiplinarnoy otvetstvennosty prokurorov [Improving legal regulation of disciplinary responsibility of prosecutors], Visni prokuratury, no 2, p.73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.