Научная статья на тему 'Особенности статуса Государственного вече прокуроров как конституционного органа Республики Сербия'

Особенности статуса Государственного вече прокуроров как конституционного органа Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ 2006 ГОДА / ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ / СТАТУС СОСТАВ И ИЗБРАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ / КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ / ИММУНИТЕТ ЧЛЕНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Согласно статье 164 Конституции Республики Сербия Государственное вече прокуроров является независимым органом, обеспечивающим и гарантирующим независимость прокуроров и заместителей прокуроров в соответствии с Конституцией. Образование нового конституционного органа Государственного вече прокуроров стало одним из важных шагов государства, направленных на реформу системы правоохранительных органов в Республике Сербия. Государственное вече прокуроров приняло на себя ряд функций, ранее исполняемых Высоким судебным советом и, как справедливо замечает профессор Маркович, в настоящее время роль Государственного вече прокуроров в системе прокуратуры во многом соответствует роли Высокого судебного совета в судебной системе Сербии1. Таким образом, Государственное вече прокуроров является органом прокурорского самоуправления, обладающим достаточно широкими полномочиями. Анализ правового статуса Государственного вече прокуроров является предметом настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF STATUS OF THE STATE PROSECUTORS'' COUNCIL AS THE CONSTITUTIONAL BODY OF THE REPUBLIC OF SERBIA

The State Prosecutors' Council is an independent body which guarantees the independence of prosecutors and deputy prosecutors in accordance with the Constitution. The formation of this new constitutional body has become one of the important steps of the state aimed at reforming the system of law enforcement agencies in the Republic of Serbia. The State Prosecutors' Council has assumed a number of functions previously performed by the High Judicial Council and at present the role of the State Prosecutors' Council in the system of the Prosecutor's Office largely corresponds to the role of the High Judicial Council in the judicial system of Serbia. The State Prosecutors' Council is an organ of the prosecutor's self-government, which has sufficiently wide powers. The analysis of the legal status of the State Prosecutors' Council is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Особенности статуса Государственного вече прокуроров как конституционного органа Республики Сербия»

II. ПРАВО

6. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

6.1. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ КАК КОНСТИТУЦИОННОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: Согласно статье 164 Конституции Республики Сербия Государственное вече прокуроров является независимым органом, обеспечивающим и гарантирующим независимость прокуроров и заместителей прокуроров в соответствии с Конституцией. Образование нового конституционного органа Государственного вече прокуроров стало одним из важных шагов государства, направленных на реформу системы правоохранительных органов в Республике Сербия. Государственное вече прокуроров приняло на себя ряд функций, ранее исполняемых Высоким судебным советом и, как справедливо замечает профессор Маркович, в настоящее время роль Государственного вече прокуроров в системе прокуратуры во многом соответствует роли Высокого судебного совета в судебной системе Сербии1. Таким образом, Государственное вече прокуроров является органом прокурорского самоуправления, обладающим достаточно широкими полномочиями. Анализ правового статуса Государственного вече прокуроров является предметом настоящей статьи.

Ключевые слова: Прокуратура Республики Сербия; Конституция Республики Сербия 2006 года; Закон о Государственном вече прокуроров; Статус состав и избрание Государственного вече прокуроров; Компетенция Государственного вече прокуроров; Конституционность и законность; Иммунитет члена Государственного вече прокуроров.

PARTICULARITIES OF STATUS OF THE STATE PROSECUTORS' COUNCIL AS THE CONSTITUTIONAL BODY OF THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: The State Prosecutors' Council is an independent body which guarantees the independence of prosecutors and deputy prosecutors in accordance with the Constitution. The formation of this new constitutional body has become one of the important steps of the state aimed at reforming the system of law enforcement agencies in the Republic of Serbia. The State Prosecutors' Council has assumed a number of functions previously performed by the High Judicial Council and at present the role of the State Prosecutors' Council in the system of the Prosecutor's Office largely corresponds to the role of the High Judicial Council in the judicial system of Serbia. The State Prosecutors' Council is an organ of the prosecutor's self-government, which has sufficiently wide powers. The analysis of the legal status of the State Prosecutors' Council is the subject of this article.

Keywords: Prosecutor's Office of the Republic of Serbia; The Serbian Constitution of 2006; The Law on the State Prosecutors' Council; Status, composition and election of the State Prosecutors' Council; The competence of the State Prosecutors' Council; Constitutionality and legality; Immunity of a member of the State Prosecutors' Council.

Принятие новой Конституции 2006 года ознаменовало начало кардинальной реформы системы правоохранительных органов в Республике Сербия2. Одной из знаменатель-

1 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 535.

2 Па}ванчи1п М. О судс^ власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник радова Правног факултета у Новом Саду. 3/2011. Стр. 121. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки.

№2. 2017. С. 126. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные осно-

ных новаций Конституции в этом направлении стала реформы системы прокуратуры, в структуре которой появился новый, ключевой орган - Государственное вече прокуроров. Статус этого конституционного органа помимо Конституции 2006 года урегулирован специальным Законом о Гос-

вы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016. С. 310.

ударственном вече прокуроров 2008 года с изменениями и дополнениями 2010, 2011 и 2015 годов.

Итак, в соответствии со статьей 164 Конституции Республики Сербия Государственное вече прокуроров является независимым органом, обеспечивающим и гарантирующим независимость прокуроров и заместителей прокуроров в соответствии с Конституцией. В пределах своих полномочий Государственное вече прокуроров осуществляет сотрудничество с Высоким судебным советом, государственными и другими органами и организациями, прокурорскими советами других государств и международными организациями. Важнейшим условием независимости Государственного вече прокуроров является финансовая независимость этого органа. Так, средства, обеспечивающие деятельность Государственного вече прокуроров, закладываются в бюджете Республики Сербия по предложению Государственного вече прокуроров отдельной строкой. Государственное вече прокуроров вправе распоряжаться этими средствами в соответствии с законом (ст. 3 Закона о Государственном вече прокуроров). Местом нахождения Государственного вече прокуроров является столица Сербии город Белград.

Что касается состава и структуры, то Государственного вече прокуроров, по справедливому мнению профессора Марковича, напоминает модель Высокого судебного совета. В его состав входят 11 членов: Республиканский прокурор, министр юстиции и председатель профильного комитета Народной скупщины в качестве членов по должности, и восемь выборных членов, которых избирает Народная скупщина в соответствии с законом. Из восьми избираемых членов шесть являются прокурорами или заместителями прокуроров, осуществляющие свои полномочия на бессрочной основе, из которых по крайней мере один с территории автономного края и два «известных и выдающихся» юриста, имеющих не менее 15 лет опыта работы в профессии, из которых один является адвокатом, а другой - профессором юридического факультета (ч. 2, 3, 4 ст. 164 Конституции РС). Республиканский прокурор является по должности председателем Государственного вече прокуроров. Председатель Государственного вече прокуроров представляет его, руководит им и осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. В случае отсутствия или невозможности осуществления полномочий председателем Государственного вече прокуроров, его полномочия осуществляет заместитель председателя Государственного вече, избираемый из числа прокуроров и заместителей прокуроров - выборных членов Государственного вече и освобождается от должности Государственным вече. Порядок избрания заместителя и срок его полномочий регулируются Регламентом Государственного вече прокуроров (ст. 7 Закона о ГВП).

Согласно части 6 статьи 164 Конституции 2006 года член Государственного вече прокуроров пользуется таким же иммунитетом, как и прокурор3. По сути, как справедливо замечает профессор Пайванчич, эта гарантия иммунитета фактически применяется только к двум членам этого органа, избираемым из числа адвокатов и профессоров правовых факультетов, поскольку восемь других членов уже обладают прокурорским иммунитетом, а министр юстиции и председатель профильного комитета Народно скупщины

3 Половченко К.А. Конституционноправовой статус прокуратуры в Республике Сербия / Пробелы российского законодательства. №3. 2017.

обладают, соответственно, иммунитетом министра и народного депутата4. Об иммунитете члена Государственного вече прокуроров, как и об иммунитете прокуроров и заместителей прокуроров, решение принимает профильный комитет Народной скупщины. Так, член Государственного вече не несет ответственность за высказанное мнение или голосования в процессе принятия решений Государственным вече (материальный иммунитет). Также он не может быть лишен свободы решением суда за преступление, совершенное при исполнении обязанностей члена Государственного вече, без согласия ответственного комитета Народной скупщины (процессуальный иммунитет).

Поправкой в Закон о Государственном вече прокуроров был инкорпорирован институт приостановления полномочий члена ГВП. Так, полномочия члена Государственного вече приостанавливаются в случае заключения его под стражу. Кроме того, полномочия выборного члена Государственного вече приостанавливаются, если возбуждено производство по его освобождению от должности члена Государственного вече, соответственно, если возбуждено уголовное дело за совершение преступления, предусматривающего освобождение от должности члена Государственного вече. Решение о приостановлении полномочий принимает председатель Государственного вече. Полномочия члена Государственного вече приостанавливаются до окончания производства по освобождению от должности члена Государственного вече или окончания уголовного производства, связанного с преступлением, совершение которого предусматривает освобождение от должности члена Государственного вече. При этом выборный член Государственного вече вправе обжаловать решение о приостановлении полномочий в Государственном вече в течение восьми дней с момента получения решения. Государственное вече принимает решение по жалобе в течение восьми дней с момента получения жалобы. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалованного решения (ст. 9 в Закона о ГВП).

Выборный член Государственного вече из числа адвокатов и профессоров права после вступления в должность не может осуществлять полномочия в составе правотворческих органов, органов исполнительной власти, в публичных службах и органах краевой автономии или органах местного самоуправления. Выборный член Государственного вече из числа заместителей прокуроров может быть освобожден от исполнения полномочий заместителя прокурора при осуществлении полномочий в Государственном вече в соответствии с решением Государственного вече.

Что же касается порядка избрания члена Государственного вече, то этот вопрос подробно регулируется Законом о Государственном вече прокуроров. Так, согласно статье 20 Закона выборные члены Государственного вече избираются Народной скупщиной по предложению уполномоченных субъектов. К уполномоченным субъектам относятся:

- Государственное вече для избрания из числа прокуроров и заместителей прокуроров - Государственное вече должно представить кандидатов Народной скупщине, непосредственно избранных прокурорами и заместителями прокуроров, способом и в порядке, установленном законом;

- Адвокатская палата Сербии выдвигает кандидатов для избрания членом Государственного вече из числа адвокатов;

4 Ра^апас М. Коте^аг 1Иауа РеЬиЬПке БгЬ^е. Вео§га^ 2009. Стр. 206.

- Совместное заседание деканов правовых факультетов в Республике Сербия выдвигает кандидатов из числа профессоров правовых факультетов.

Уполномоченные субъекты должны представить конкретных кандидатов для избрания членами Государственного вече Народной скупщине Республики Сербия не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий выборных членов Государственного вече.

Выборные члены Государственного вече из числа прокуроров и заместителей прокуроров избираются от следующих прокуратур:

- один из Республиканской прокуратуры;

- один из апелляционной прокуратуры, Прокуратуры по организованной преступности и Прокуратуры по военным преступлениям;

- один из высших прокуратур;

- два из основных прокуратур;

- один из прокуратуры на территории автономного края.

Кандидатом в выборные члены Государственного вече из

числа прокуроров и заместителей прокуроров может быть любой прокурор и любой заместитель прокурора, осуществляющие полномочия на бессрочной основе.

Статус кандидата приобретает прокурор и заместитель прокурора, которого предложит коллегия одной или нескольких прокуратур, в соответствии с видом и уровнем прокуратуры, соответственно, коллегия прокуратуры автономной края, в которых кандидат осуществляет прокурорские полномочия, а также прокурор и заместитель прокурора, которого поддержали не менее 15 прокуроров и заместителей прокуроров соответствующего вида и уровня прокуратуры, в которой кандидат осуществляет прокурорские полномочия, а также прокурор и заместитель прокурора прокуратуры с территории автономного края, которого поддерживали не менее 15 прокуроров и заместителей прокурора прокуратуры автономного края. Одна коллегия прокуроры может предложить только одного кандидата (ч.2 ст. 23 Закона о ГВП).

Прокуроры и заместители прокуроров избирают кандидатов в Государственное вече на основе свободного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никто не вправе ни при каких обстоятельствах препятствовать или принуждать прокурора, соответственно, заместителя прокурора голосовать или привлекать его к ответственности за голосование. Правом избирать кандидатов в Государственное вече обладают все прокуроры и заместители прокуроров, осуществляющие свои полномочия на бессрочной основе. Прокурор и заместитель прокурора голосует только за кандидатов из списка кандидатов вида и уровня прокуратуры, в которой осуществляет свои полномочия (ст. 24 Закона о ГВП).

Государственное вече вносит единственного кандидата, получившего наибольшее количество голосов из каждого списка от соответствующих прокуратур, за исключением основных прокуратур, от которых Государственное вече предлагает двоих кандидатов с наибольшим количеством голосов в списке (ст. 35 Закона о ГВП).

Порядок отбора кандидатов для избрания в члены Государственного вече из числа адвокатов организовывает и осуществляет Адвокатская палата Сербии таким образом, чтобы обеспечить максимально широкую представленность своих членов. Процесс выдвижения кандидатур, отбора и внесения предложения осуществляется в порядке и в сроки, которые своим актом устанавливает Адвокатская палата

Сербии. Она же вносит кандидатуры одного или более кандидатов Народной скупщине.

Что же касается выдвижения кандидата для избрания в члены Государственного вече из числа профессоров, то их выдвижение осуществляется в порядке, определяемом актом совместного заседания деканов правовых факультетов в Республике Сербия. На основании решения совместного заседания всех деканов правовых факультетов Сербии, декан старейшего правового факультета в Республике Сербия направляет кандидатуры для избрания в члены Государственного вече из числа профессоров правовых факультетов в Народную скупщину.

Как указывалось выше, членов Государственного вече избирает Народная скупщина по предложению уполномоченных субъектов. Народная скупщина избирает членами Государственного вече из числа прокуроров и заместителей прокуроров двух кандидатов из списка кандидатов от основных прокуратур, и по одному кандидату из списков других прокуратур. Если лицо, избранное членом Государственного вече без уважительных причин не вступает должность в течение 30 дней с момента избрания Народной скупщиной, то в этом случае это лицо считается не избранным. Причины отказа вступить в должность утверждаются решением Государственного вече, которое уведомляет об этом Народную скупщину. Государственное вече организует повторные выборы для избрания члена Государственного вече вместо не вступившего в должность лица в течение 60 дней (ст. 38 Закона о ГВП).

Согласно части 5 статьи 164 Конституции 2006 года мандат членов Государственного вече прокуроров длится пять лет, за исключением членов по должности. Выборные члены Государственного вече прокуроров могут быть переизбраны, но не подряд, а прокурор и заместитель прокурора, который является членом Государственного вече прокуроров не может быть избран прокурором и заместителем прокурора в другую прокуратуру.

Важнейшим вопросом статуса члена Государственного вече является основания и порядок прекращения полномочий. Полномочия членов Государственного вече прокуроров по должности прекращаются, если прекращаются полномочия, на основании которых они стали его членами, в то время как полномочия выборных членов прекращаются в следующих случаях:

1. стойкой утраты трудоспособности, необходимой для осуществления полномочий члена;

2. отставкой с должности члена;

3. истечением срока полномочий;

4. освобождением от должности.

Полномочия избираемых членов прекращаются, если они утрачивают статус, на основании которого были избраны, а именно:

- члены из числа прокуроров и заместителей прокуроров с прекращением полномочий прокурора и заместителя прокурора;

- член из числа адвокатов прекращает осуществление полномочий члена Государственного вече исключением из реестра адвокатов;

- член из числа профессоров прекращает осуществление полномочий члена утратой звания профессора юридического факультета.

Выборный член освобождается от должности члена Государственного вече прокуроров до истечения срока, на который был избран в следующих случаях:

1. если полномочия члена не осуществляет в соответствии с Конституцией и законом;

2. если осужден за преступление, предусматривающее наказание в виде лишения свободы;

3. если осужден за преступление, совершение которого делает его недостойным осуществлять полномочия члена Государственного вече прокуроров.

Инициативу об освобождении от должности выборного члена Государственного вече может подать любой член Государственного вече. Кроме того, инициативу об освобождении от должности выборного члена Государственного вече из числа прокуроров и заместителей прокуроров может подать любой прокурор в соответствии с решением коллегии соответствующей прокуратуры. Инициатива по освобождению от должности выборного члена Государственного вече из числа адвокатов и профессоров права могут представить их уполномоченные субъекты.

Государственное вече в течение разумного срока после получения инициативы оценивает вероятность причин, явившихся основаниями для подачи инициативы по освобождению от должности. Если Государственное вече оценить, что причины освобождения от должности представляются не вероятными, то Государственное вече уведомляет заявителя о том, что инициатива не принята (ст. 43 Закона о ГВП).

Если же Государственное вече принимает инициативу, то в этом случае до принятия решения о возбуждении процедуры освобождения от должности, обеспечивает члену Государственного вече, освобождение от должности которого было инициировано, дать свое объяснение относительно доводов, изложенных в инициативе.

Решение о возбуждении процедуры освобождения от должности Государственное вече принимает в течение 15 дней с момента получения этой инициативы. Выборному члену предоставляется возможность дать объяснения по всем вопросам, имеющим значение для принятия решения об освобождении от должности. Предложение об освобождении от должности Государственное вече принимает в течение 30 дней с момента возбуждения производства. В принятии решения о внесении предложения в Народную скупщину не участвует член Государственного вече, в отношении которого принимается это решение. Решение об освобождении от должности принимает Народная скупщина (ст. 46 Закона о ГВП).

Что же касается компетенции Государственного вече прокуроров, то согласно статье 165 Конституции Республики Сербия Государственное вече прокуроров предлагает Народной скупщине кандидатов, избирающихся впервые на должности заместителей прокуроров, избирает заместителей прокуроров для осуществления полномочий заместителя прокурора на бессрочной основе, избирает заместителей прокуроров, осуществляющих полномочия на бессрочной основе, для осуществления полномочий заместителя прокурора в иной прокуратуре, принимает решение о прекращении полномочий заместителей прокуроров в порядке, предусмотренном Конституцией и законом, а также осуществляет иную деятельность, предусмотренную законом. Как справедливо замечает профессор Маркович, из статьи 165 Конституции, устанавливающей компетенцию следует, что этот орган преимущественно решает вопросы статуса именно заместителей прокуроров. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 172 Конституции Республики

Сербия пять из пятнадцати судей Конституционного суда Сербии назначаются пленумом Верховного кассационного суда из числа 10 кандидатов, предложенных на совместном заседании Высокого судебного совета и Государственного вече прокуроров5. Это полномочие Государственного вече прокуроров является предметом заслуженной критики со стороны сербских конституционалистов6.

Полномочия Государственного вече прокуроров установлены также и Законом о прокуратуре. Так, в соответствии со статьями 91 и 94 этого Закона Государственное вече прокуроров вправе возбуждать процедуру освобождения от должности прокурора и заместителя прокурора, а также утверждать наличие основания для освобождения от должности прокурора, соответственно, заместителя прокурора. Прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Государственного вече прокуроров об утверждении наличия основания для освобождения от должности в этот же орган в течение 15 дней после вынесения решения. Решение Государственного вече прокуроров, утвердившее наличие основания для освобождения от должности, вступает в силу, если будет подтверждено в ходе разбирательства по жалобе или истечением срока на подачу жалобы, если она не была подана.

По справедливому мнению профессора Пайванчич, полномочия Государственного вече прокуроров, предусмотренные Конституцией 2006 года, были установлены не достаточно полно и детально7. Однако с принятием Закона о Государственном вече прокуроров эта проблема была решена, при этом полномочия Государственного вече были значительно расширены. Ему был предоставлен ряд полномочий, которые условно можно разделить на несколько групп. Так, в сфере финансового обеспечения деятельности прокуратуры Государственное вече прокуроров предлагает объем и структуру бюджетных средств, необходимую для осуществления деятельности прокуроров, учитывая текущие расходы, а также осуществляет контроль за расходованием средств в соответствии с законом. В сфере надзора за деятельностью сотрудников прокуратуры Государственное вече прокуроров:

- принимает Инструкцию о критериях оценки деятельности прокуроров и заместителей прокуроров;

5 Половченко К.А. Теория и практика формирования органа конституционного контроля: опыт Сербии // Социально-политические науки. № 1. С. 97. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 98. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015. С. 332.

6 Так, профессор Маркович, анализируя роль Государственного вече прокуроров в процессе выдвижения пяти кандидатов для назначения на должность судьи Конституционного суда пленумом Верховного кассационного суда, считает ее «абсолютно излишней». Указывая на то, что прокуратура в соответствии с Конституцией Республики Сербия, «организационно и функционально отделена от судов, и не относится к судебной ветви власти, и скорее воспринимается как часть исполнительной власти ... , ее роль в назначении судей Конституционного суда только подрывает чистоту принципа, в соответствии с которым судьи Конституционного суда избираются (назначаются), каждой из трех ветвей государственной власти, в равном количестве». См.: Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. стр. 177.

7 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. Стр. 208.

- принимает решение о порядке правовой защиты в отношении решения по оценке деятельности прокурора и заместителя прокурора;

- ведет личное дело каждого прокурора, заместителя прокурора и сотрудника прокуратуры;

- назначает и освобождает от должности Дисциплинарного прокурора и его заместителей и членов Дисциплинарной комиссии и их заместителей;

- принимает решения о правовых средствах в рамках дисциплинарного производства;

- дополнительно устанавливает полномочия, деятельность или частные интересы, противоречащие поддержанию авторитета и независимости прокуратуры;

- принимает этический кодекс. В сфере подготовки и переподготовки сотрудников прокуратуры Государственное вече прокуроров предлагает программу переподготовки прокуроров и заместителей прокуроров, осуществляющих свои полномочия на бессрочной основе, а также определяет содержание программы подготовки заместителей прокурора, которые впервые избираются на должность и помощников прокурора в соответствии с законом.

В сфере реформы правосудия Государственное вече прокуроров осуществляет деятельность, связанную с реализацией Национальной стратегии реформы правосудия; дает заключения по внесению изменений в существующие или принятию новых законов, регулирующих статус и деятельность прокуроров и заместителей прокуроров, организацию прокуратуры, а также иных законов, применяемых прокуратурой. В качестве инстанции обжалования Государственное вече прокуроров принимает решения по жалобам на решения о прекращении полномочий прокуроров и заместителей прокуроров; принимает решения по жалобам в рамках процедуры избрания членов Государственного вече из числа прокуроров и заместителей прокуроров. Государственное вече осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законом (ст. 13 Закона о ГВП). Прокуратуры и другие государственные органы, а также прокуроры и заместители прокуроров обязаны по требованию Государственного вече прокуроров предоставлять информацию, документы и иные материалы, необходимые для осуществления полномочий Государственным вече прокуроров (ст. 8 Закона о ГВП).

Что же касается порядка деятельности Государственного вече прокуроров, то его основы установлены в Законе о Государственном вече прокуроров. Так, заседания Государственного вече созывает Председатель по его собственной инициативе или по требованию не менее трех членов Государственного вече. Они являются открытыми, однако Государственное вече может принять решение о проведении закрытого для общественности заседания, если это в интересах публичного порядка или защиты конфиденциальности информации, а также в случаях, предусмотренных Регламентом этого органа. Кворум при проведении заседания Государственный вече составляет шесть членов.

Постоянными рабочими органами Государственного вече являются: избирательная комиссия8 и дисциплинарные органы. Состав и порядок деятельности постоянно действующих рабочих органов регулируется специальным актом Государственного вече. При этом для решения некоторых вопросов в пределах своей компетенции, Государственный вече может создавать временные рабочие органы. Более детально порядок образования и деятельности, а также

8 Избирательная комиссия организует и проводит процедуру избрания кандидатов в выборные члены Государственного вече прокуроров из числа прокуроров и заместителей прокуроров.

состав временных рабочих органов регулируется Регламентом (ст. 16 Закона о ГВП).

Государственное вече принимает свой Регламент, которым детально регулируется порядок деятельности и принятия решений Государственным вече. Решения Государственного вече принимаются большинством голосов от общего числа членов. Решения должны содержать обоснование, если могут быть в предусмотренном порядке оспорены или если это предусмотрено законом и Регламентом Государственного вече прокуроров. Регламент и другие общие акты Государственного вече публикуются в «Официальном вестнике Республики Сербия» и на веб-сайте Государственного вече.

Государственное вече представляет ежегодный отчет о своей деятельности Народной скупщине (ч. 1 ст. 19 Закона о ГВП). Годовой отчет публикуется на веб-сайте Государственного вече. Кроме того, Государственное вече регулярно информирует общественность о своей деятельности в порядке предусмотренном Регламентом.

Итак, образование нового конституционного органа Государственного вече прокуроров стало одним из важных шагов Республики Сербия, направленных на реформу системы правоохранительных органов государства. Государственное вече прокуроров приняло на себя ряд функций, ранее исполнявшихся Высоким судебным советом и, как справедливо отмечают сербские конституционалисты в настоящее время роль Государственного вече прокуроров в системе прокуратуры во многом соответствует роли Высокого судебного совета в судебной системе Сербии9. Государственное вече прокуроров является органом прокурорского самоуправления, обладающим достаточно широкими полномочиями, включающими как подготовку и надзор за деятельностью сотрудников прокуратуры, так и активное участие в реализации Национальной стратегии реформы правосудия в Республике Сербия. При этом следует заметить, что обеспечивая в соответствии с Конституцией 2006 года независимость прокуроров и заместителей прокуроров, по мнению профессора Марковича, независимость самого Государственного вече прокуроров остается под вопросом, поскольку всех его выборных членов избирает Народная скупщина (Парламент Сербии), а также поскольку Государственное вече прокуроров обязано в соответствии с Законом о Государственном вече прокуроров представлять ей же ежегодный отчет о своей деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,19%.

Список литературы:

1. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

2. Маркович Р. Покретаже уставног спора о уставности норма-тивних аката. Београд. 1973.

3. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006—kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

4. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

5. Па]ванчип М. Уставно право. 2014.

6. Па]ванчип М. О судско] власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник радова Правног факул-тета у Новом Саду, 3/2011.

9 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 206. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 535.

7. Петров В. «Национални строр пред Уставним судом -измишлена надлежност, измишлена и одлука». Неге^а^ 34/2011.

8. Половченко К.А. Конституционноправовой статус прокуратуры в Республике Сербия / Пробелы российского законодательства. №3. 2017.

9. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

10. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (унт) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

12. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в

Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

13. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

14. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

15. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

16. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Ла-фитский. Москва. 2009. С. 354-459.

17. Половченко К.А. Теория и практика формирования органа конституционного контроля: опыт Сербии // Социально-политические науки. № 1. С. 97.

18. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.

19. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. -4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

20. Вучий О. О заштити права. Београд. 2010.

21. Rakic-Vodinelic V., Knezevic A., Reljanovic M. Reforma pravosuda u Srbiji 2008-2012. Beograd. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.