Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус прокуратуры в Республике Сербия'

Конституционно-правовой статус прокуратуры в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ 2006 ГОДА / ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ / ИММУНИТЕТ ПРОКУРОРА / НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА / ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В Республике Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших преступления и некоторые иные виды правонарушений. Кроме того, сербская прокуратура предпринимает меры по защите конституционности и законности. Она осуществляет свои полномочия на основе Конституции, закона, ратифицированного международного договора и нормативного акта, принятого на основании закона. Республиканская прокуратура является высшей прокуратурой в Республике Сербия. Конституционно-правовые основы организации прокуратуры Сербии являются предметом исследования данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL STATUS OF PROSECUTOR''S OFFICE IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The Prosecutor's office in the Republic of Serbia is an independent state body responsible for the prosecution of persons who have committed criminal and other offenses. In addition, the Serbian Prosecutor's office takes measures for protection of constitutionality and legality. It exercises its powers based on the Constitution, law, ratified international Treaty and regulations adopted on the basis of the law. The Republican Prosecutor's office is the highest Prosecutor's office in the Republic of Serbia. Constitutional bases of the organization of the Prosecutor's office of Serbia are the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус прокуратуры в Республике Сербия»

3.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В Республике Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших преступления и некоторые иные виды правонарушений. Кроме того, сербская прокуратура предпринимает меры по защите конституционности и законности. Она осуществляет свои полномочия на основе Конституции, закона, ратифицированного международного договора и нормативного акта, принятого на основании закона. Республиканская прокуратура является высшей прокуратурой в Республике Сербия. Конституционно-правовые основы организации прокуратуры Сербии являются предметом исследования данной статьи.

Ключевые слова: Прокуратура Республики Сербия. Конституция Республики Сербия 2006 года. Закон о прокуратуре. Компетенция прокуратуры. Конституционность и законность. Иммунитет прокурора. Несовместимость полномочий прокурора. Порядок избрания и прекращения полномочий прокурора. Государственное вече прокуроров.

THE CONSTITUTIONAL STATUS OF PROSECUTOR'S OFFICE IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The Prosecutor's office in the Republic of Serbia is an independent state body responsible for the prosecution of persons who have committed criminal and other offenses. In addition, the Serbian Prosecutor's office takes measures for protection of constitutionality and legality. It exercises its powers based on the Constitution, law, ratified international Treaty and regulations adopted on the basis of the law. The Republican Prosecutor's office is the highest Prosecutor's office in the Republic of Serbia. Constitutional bases of the organization of the Prosecutor's office of Serbia are the subject of this article. Keywords: Prosecutor's Office of the Republic of Serbia. The Serbian Constitution of 2006. The Law on the Prosecutor's Office. The competence of the Prosecutor's Office. Constitutionality and legality. The order of election and termination of Public Prosecutor. Immunity of Public Prosecutor. Incompatibility of prosecutor's function. The State Prosecutors Council.

Прокуратуре Республики Сербия посвящена отдельная глава 8 сербской Конституции 2006 года. Эта глава следует сразу за главами, посвященными судебной системе Республики Сербия, что вполне закономерно, поскольку прокуратура функционально связана с су-

дебной властью.1 Так, не осуществляя правосудие, прокуратура осуществляет ряд полномочий непосредственно связанных с правосудием. Как справедливо замечает профессор Маркович, прокуратура изначально явилась выражением демократической эволюции судебной власти, поскольку возникла в силу того, что функция уголовного преследования была отделена от функции правосудия. В результате, прокуратура осуществляет функцию преследования, а правосудие осуществляется судом, что, естественно, способствует объективности судебного процесса и созданию необходимых условий для принятия судебными органами законных решений.

Правовые основы порядка организации и деятельности прокуратуры в Республике Сербия урегулированы Конституцией 2006 года, а также Законом о прокуратуре. Итак, в соответствии со статьей 156 Конституции Республики Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые и иные правонарушения и предпринимающим меры по защите конституционности и законности. Будучи независимым государственным органом, прокуратура подчинена только Конституции и закону. При этом в статье 45 Закона о прокуратуре уточняется, что прокурор при осуществлении своих полномочий независим как от исполнительной, так и от законодательной власти. Прокуроры и заместители прокуроров обязаны поддерживать своей деятельностью уверенность общества в их независимости. При этом никто вне структуры прокуратуры не вправе влиять на деятельность прокурора и заместителей прокурора или на принимаемые ими решения, а прокуроры и заместители прокуроров свои решения обязаны специально обосновывать только компетентному прокурору. Так, недействительным является любой акт судебной администрации, нарушающий независимость прокуратуры. Недействительность такого акта утверждает Административный суд (ст. 44 Закона о прокуратуре). В соответствии с частью 2 статьи 156 Конституции Республики Сербия прокуратура осуществляет свои полномочия на основе Конституции, закона, ратифицированного международного договора и нормативного акта, принятого на основании закона.

Согласно части 1 статьи 157 Конституции Республики Сербия учреждение, организация и компетенция Прокуратуры регламентируются законом. В соответствии со статей 13 Закона о прокуратуре структуру прокуратуры в Республике Сербия составляют: Республиканская прокуратура, апелляционные прокуратуры, высшие прокуратуры, основные прокуратуры и прокуратуры специальной компетенции. Прокуратурами специальной компетенции являются прокуратура по организованной преступности и прокуратура по военным преступлениям. Республиканская прокуратура является высшей прокуратурой в Республике Сербия (ч. 2 ст. 157 Конституции рС). Республиканская прокуратура, прокуратура по организованной преступности и прокуратура по военным преступлениям учреждаются на территории Республики Сербия. Местом нахождения прокуратуры по организованной преступности и

''Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016. С. 311. Полов-ченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 126.

2 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 531.

прокуратуры по военным преступлениям является Белград. Учреждение, место нахождения и территории апелляционных, высших и основных прокуратур регулируются специальным законом. Прокуратура может иметь специальное отделение, создаваемое для расследования определенных преступлений, в соответствии со специальным законом (ст. 13 Закона о прокуратуре).

Согласно части 1 статьи 159 Конституции Республики Сербия полномочия прокуратуры осуществляет прокурор. При этом в состав прокуратуры помимо прокурора входят заместители прокурора и персонал прокуратуры, подчиненные прокурору. Таким образом, прокуратура является единоначальным органом. Заместитель прокурора заменяет прокурора при осуществлении прокурорских полномочий и обязан действовать в соответствии с его инструкциями. Количество заместителей прокуроров в конкретной прокуратуре устанавливает Государственное вече прокуроров , с учетом предварительного согласия министра юстиции. В состав персонала прокуратуры входят: помощники прокурора, прокурорские стажеры и государственные служащие, и сотрудники по контракту, осуществляя административное, техническое, бухгалтерское, информационное и иное сопровождение деятельности прокуратуры. Помощники прокурора получают следующие звания: сотрудник прокуратуры, старший сотрудник, советник и старший советник. Прокурорские стажеры принимаются на стажировку только в основную и высшую прокуратуру на три года. Преимущество отдается кандидатам, закончившим юридический факультет с высокими результатами, представителям национальных меньшинств, лицам, знающим специальную юридическую терминологию на языке национальных меньшинств, находящейся в официальном использовании в суде. Также к сотрудникам прокуратуры без заключения трудового контракта относятся волонтеры - дипломированные юристы, проходящие специальную подготовку в прокуратуре в целях приобретения опыта работы для сдачи статусного экзамена (ст. 124 Закона о прокуратуре).

Что касается общей компетенции прокурора, то в рамках преследования за совершение преступлений и экологических правонарушений прокурор выступает в качестве государственного обвинителя в суде и других государственных органах, осуществляя предписанные законом действия. Прокурор принимает участие в гражданском, административном, исполнительном и ином производстве, осуществляя при этом действия, на которые специальным законом уполномочен. При этом прокурор действует строго в границах своей предметной и территориальной компетенции (ст. 26 Закона о прокуратуре).

Как и абсолютном большинстве других государств, прокуратура Республики Сербия является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и республиканскому прокурору, а также с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим и Республиканской прокуратуре. Непосредственно вышестоящий прокурор может давать нижестоящему прокуратуру обязательные инструкции по осуществлению производства в рамках конкретного дела, когда есть сомнения в эффективности и закон-

3 В соответствии со статьей 164 Конституции Республики Сербия 2006 года Государственное вече прокуроров является независимым органом, обеспечивающим и гарантирующим независимость прокуроров и заместителей прокуроров в соответствии с

Конституцией

ности его действий, а Республиканский прокурор - любому прокурору. Обязательная инструкция издается в письменной форме и должна содержать основание и обоснование ее издания.

Статья 19 Закона о прокуратуре предусматривает деволюцию, т.е. право непосредственно вышестоящего прокурор осуществить все действия, на которые уполномочен нижестоящий прокурор, однако в этом случае вышестоящий прокурор обязан принять по этому поводу обоснованное решение. Нижестоящий прокурор, полагающий, что решение вышестоящего прокурора является безосновательным, может подать жалобу Республиканскому прокурору в течение восьми дней со дня принятия такого решения. При этом жалоба подается через прокурора, принявшего оспариваемое решение, который обязан в течении трех дней со дня приема жалобы пересмотреть изданное им решение. До принятия решения по жалобе нижестоящий прокурор не вправе предпринимать никаких действий по предмету разбирательства. Непосредственно вышестоящий прокурор в процессе пересмотра может принять решение, отменяющее свое предыдущее решение и в этом случае жалоба не направляется Республиканскому прокурору. Республиканский прокурор обязан принять решение в течение 15 дней с дня принятия жалоба на решение.

Кроме того, в статье 20 Закона о прокуратуре предусмотрена субституция, т.е. право непосредственно вышестоящего прокурора уполномочить нижестоящего прокурора на осуществление действий, относящихся к компетенции другого нижестоящего прокурора в том случае, если уполномоченный прокурор не может, в силу юридических или фактических причин, осуществить действия в рамках производства по конкретному делу, и в этом случае вышестоящий прокурор обязан принять обоснованное решение. В порядке исключения, Республиканский прокурор может уполномочить прокурора по организованной преступности осуществить производство по делу, относящемуся к компетенции иного прокурора для эффективного ведения производства или по иным важным причинам, и в этом случае он обязан принять обоснованное решение. Жалоба на решение Республиканского прокурора не допускается.

В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре Республиканский прокурор вправе знакомиться с любым делом, находящимся на рассмотрении прокурора любого прокуратуры, а непосредственно вышестоящий прокурор вправе знакомиться с любым делом, находящимся на рассмотрении нижестоящего прокурора. Республиканский прокурор издает в письменной форме общие обязательные инструкции для деятельности всех нижестоящих прокуроров для обеспечения законности, эффективности и единообразия в деятельности. Общие обязательные инструкции Республиканский прокурор может издать и по предложению Коллегии Республиканской прокуратуры (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Что же касается заместителя прокурора, то он обязан выполнять все действия, поручаемые ему прокурором. Прокурор может своему заместителю давать обязательные инструкции для осуществления деятельности и производства по делам, но обязан сделать это в письменной форме и с обязательным обоснованием. Заместитель прокурора, полагающий, что обязательная к исполнению инструкция является незаконной или безосновательной, вправе подать жалобу с обоснованием непосредственно вышестоящему

прокурору в течение восьми дней с момента издания инструкции. При этом жалоба подается через прокурора, принявшего оспариваемое решение, который обязан в течении трех дней со дня подачи жалобы пересмотреть изданное им решение. Прокурор в процессе пересмотра может принять решение, отменяющее свое предыдущее решение и в этом случае жалоба не направляется вышестоящему прокурору. Республиканский прокурор обязан принять решение в течение 15 дней со дня принятия жалобы на решение. Заместитель прокурора, направивший жалобу, обязан действовать в соответствии с инструкцией до принятия решения непосредственно вышестоящим прокурором. Непосредственно вышестоящий прокурор обязан принять решение в течение восьми дней со дня принятия жалобы на обязательную для исполнения инструкцию. Решение непосредственно вышестоящего прокурора по жалобе является окончательным (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Важнейшим вопросом конституционно-правового регулирования основ организации прокуратуры является порядок избрания прокуроров. Учитывая положения части 1 статьи 158 Конституции Республики Сербия, о том, что Республиканский прокурор осуществляет компетенцию прокуратуры в рамках прав и обязанностей Республики Сербия, его избирание имеет наиболее сложный порядок избрания. Так, в соответствии с частью второй вышеуказанной статьи сербской Конституции Республиканский прокурор избирается Народной скупщиной, по предложению Правительства, при наличии заключения профильного комитета Народной скупщины. Он избирается сроком на шесть лет и может быть повторно избран. Остальных прокуроров в Республике Сербия избирает Народная скупщина по предложению Правительства сроком на шесть лет, и они также могут быть повторно избраны (ч.ч. 2, 3 ст. 159 Конституции РС). Таким образом, при избрании прокуроров в Сербии имеет место незначительная, но разница между избранием Республиканского прокурора и остальных прокуроров. При этом отдельные сербские специалисты справедливо отмечают, что поскольку Народная скупщина избирает всех прокуроров в Республике Сербия, постольку существует опасность политизации избрания прокуроров.4

В то же время, избрание заместителя прокурора подпадает под иной правовой режим. Так, согласно части 5 статьи 158 Конституции Республики Сербия, если лицо впервые избирается заместителем прокурора, то его избирает Народная скупщина по предложению Государственного вече прокуроров, а мандат заместителя прокурора, впервые избранного на должность, длится три года. Заместителей прокуроров для бессрочного исполнения полномочий, в той же или другой прокуратуре, избирает Государственное вече прокуроров (ч.8 ст. 159 Конституции РС).

При вступлении в должность прокурора приносится присяга, следующего содержания: Клянусь своей честью, что буду осуществлять прокурорские полномочия преданно, совестно и беспристрастно и буду защищать конституционность и законность, права человека и гражданские свободы. При чем Республиканский прокурор приносит присягу перед Народной скупщиной, а остальные прокуроры и замес-

4 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 533. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009. С. 396.

тители прокуроров - перед председателем Народной скупщины.

Прокурор и заместитель прокурора вступают в должность на торжественном заседании в прокуратуре, в которую они избраны. Вступлением в должность прекращается исполнение ими других полномочий в прокуратуре. При этом, считается не избранным лицо, которое без оправдательных оснований не вступит в должность в течение 30 дней со дня избрания на должность, о чем решение принимает Республиканский прокурор. Такое решение Республиканского прокурора может быть обжаловано в Государственном вече прокуроров в течение семи дней. О решении Республиканского прокурора и Государственного вече прокуроров уведомляется Народная скупщина. Решение об основаниях невступления в должность Республиканского прокурора принимает Государственное вече прокуроров, которое может быть обжаловано в компетентном комитете Народной скупщины.

Что же касается ответственности прокуроров, то согласно статье 160 Конституции Республики Сербия Республиканский прокурор отвечает за деятельность прокуратуры и за свою деятельность перед Народной скупщиной. Кроме того, прокуроры отвечают за деятельность прокуратуры и за свою деятельность перед Республиканским прокурором и Народной скупщиной, а нижестоящие прокуроры еще и перед непосредственно вышестоящим прокурором (ст. 22 Закона о прокуратуре). В связи с этим Профессор Маркович справедливо отмечает то, что поскольку избрание всех прокуроров также осуществляет Народная скупщина, постольку имеет место параллельная ответственность прокуратуры на всех уровнях организации (за исключением, Республиканского прокурора) Народной скупщине, с одной стороны, и Республиканскому прокуратуру и непосредственно вышестоящему прокурору, с другой стороны. Заместители прокуроров отвечают за свою деятельность перед прокурором. Ответственность прокуратуры перед Народной скупщиной, которая осуществляет избрание прокуроров, создает возможность политического (партийного) вмешательства в деятельность прокуратуры, что является предметом оправданной критики сербских специалистов.5

Что же касается порядка прекращения полномочий Республиканского прокурора, прокуратура и заместителя прокурора, то он во многом обусловлен порядком их избрания. Так, в соответствии с частью 4 статьи 158 Конституции Республики Сербия полномочия Республиканского прокурора прекращаются:

1) если он не будет переизбран;

2) в случае отставки по собственному желанию;

3) с наступлением предусмотренных законом обстоятельств;

4) освобождением от должности по основаниям, предусмотренным законом. Решение о прекращении полномочий Республиканского прокурора принимает

Народная скупщина в соответствии с законом. Это решение Народная скупщина принимает по предложению Правительства. Согласно части 1 статьи 161 Конституции Республики Сербия основаниями для прекращения полномочий прокуратура и заместителя прокурора являются:

1) заявление об отставке по собственному желанию;

2) наступление предусмотренных законом обстоятельств;

5 С^ановип Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 338

3) освобождение от должности по основаниям, предусмотренным законом.

То, что установление оснований прекращения и освобождения от должности прокурора является предметом регулирования закона, стало предметом справедливой критики сербских конституционалистов. В частности, отмечается, что таким образом ослабляется обеспечение принципа независимости в деятельности сотрудников прокуратуры.6 Решение о прекращении полномочий прокурора принимает Народная скупщина в соответствии с законом, при этом решение об освобождении от должности принимается по предложению Правительства. Правительство вносит предложение об освобождение от должности прокурора, в соответствии с основанием для освобождения от должности, которое было утверждено Государственным вече прокуроров. Решение о прекращении полномочий заместителя прокурора принимает Государственное вече прокуроров в соответствии с законом.

Итак, согласно части 5 статьи 161 Конституции Республики Сербия процедура, основания и условия прекращения полномочий прокурора и заместителя прокурора устанавливаются законом. Согласно части 1 статьи 87 Закона о прокуратуре полномочия прокурора и заместителя прокурора прекращается в следующих случаях:

1) по собственному желанию;

2) по достижении пенсионного возраста;

3) в случае стойкой утраты трудоспособности;

4) если будет освобожден от должности.

Полномочия прокурора прекращаются, и если он не

будет переизбран, а полномочия заместителя прокурора, если он не будет избран на бессрочной основе.

Согласно части 4 статьи 161 Конституции Республики Сербия прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Народной скупщины, соответственно, Государственного вече прокуроров о прекращении полномочий в Конституционный суд7 в течение 30 дней после вынесения решения. При этом поданная жалоба исключает право на подачу конституционной жалобы8. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий. Решение Конституционного суда является окончательным.

Конституция 2006 года урегулировала два важнейших принципа, определяющих статус прокуроров: речь идет о прокурорском иммунитете и несовместимости прокурорских полномочий. Прокурорский иммунитет направлен на защиту независимости института прокуратуры. Прокурорский иммунитет включает в себя два вида гарантий: материальные и процессуальные. Как справедливо подчеркивает профессор Пайванчич, материальный и процессуальный иммунитет прокуроров

6 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 534.

7 Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016. С. 205. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 98.

8 Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павло-

ва, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т)

МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015. С. 232. Половченко К.А. Институт конституционной жалобы как составляющая механизма защиты прав и свобод человека: опыт России. Москва. 2002. С. 10.

и их заместителей гарантирован в том же объеме и содержании, что и гарантии иммунитета судей в Республике Сербия.9 Итак, материальный иммунитет связан с тем, что прокурор и заместитель прокурора не могут быть привлечены к ответственности за выраженное мнение при осуществлении прокурорских полномочий, кроме случаев когда речь идет о уголовном деле, связанном с нарушением закона прокурором, соответственно, заместителем прокурора. Процессуальный иммунитет обеспечивает то, что прокурор, соответственно, заместитель прокурора, не могут быть лишены свободы в процессе, возбужденном за совершение преступления, совершенного при осуществлении прокурорских полномочий, соответственно, службы, без одобрения ответственного комитета Народной скупщины (ст. 162 Конституции РС). Преодоление этого препятствия поручено внутреннему рабочему органу Народной скупщины, тем самым нарушено правило, согласно которому Народная скупщина, в соответствии с принципом коллегиальности, все свои решения принимает на пленарных заседаниях, а ее внутренние рабочие органы не обладают самостоятельной компетенцией, являясь вспомогательными рабочими органами Народной скупщины, оказывающими ей помощь в осуществлении ее конституционных полномочий.

Несовместимость полномочий прокуроров и их заместителей с осуществлением иной деятельности и частными интересами регулируется как общей конституционной нормой, запрещающей конфликт интересов (статья 6), так и специальными конституционными нормами, запрещающими политическую деятельность прокуроров (статья 163), а Закону предписано установить виды деятельности, несовместимые с прокурорской деятельностью. Кроме того, как справедливо замечает профессор Пайванчич, наиболее последовательно и системно запрет на политическую деятельность прокуроров изложен в конституционной главе, посвященной правам и свободам, где четко прописано, что прокуроры не могут быть членами политических партий.1

Итак, несовместимость прокурорских полномочий включает в себя запрет политической деятельности прокуроров и заместителей прокуроров, а также запрет на осуществление иных видов деятельности и совмещение прокурорской деятельности с частными интересами, предусмотренными законом в качестве несовместимых с осуществлением прокурорских полномочий. В Законе о прокуратуре предусмотрено, что „прокурор и заместитель прокурора не могут замещать должности в правотворческих органах и органах исполнительной власти, публичных службах и органах автономий и местного самоуправления, быть членами политической партии, заниматься публичной или частной оплачиваемой деятельностью, оказывать юридические услуги или давать юридические консультации за дополнительную плату (ч. 1 ст. 65). С осуществлением прокурорских полномочий несовместимы и полномочия, виды деятельности и частные интересы, наносящие вред независимости и авторитету прокуратуры. При этом Государственное вече прокуроров вправе устанавливать иные полномочия и виды деятельности, нарушающие независимость и наносящие вред авторитету прокуратуры. Прокурор обязан уведомить непосредственно вышестоящего прокурора об иных полномочиях, видах деятельности или частных

9 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 264.

10 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 264.

интересах непосредственно вышестоящего прокурора, а Республиканский прокурор - Государственное вече прокуроров. Однако прокурор и заместитель прокурора вправе вне рабочего времени и без специального одобрения заниматься преподавательской и научной деятельностью, в том числе и на платной основе, а в случаях, предусмотренных законом, осуществлять научную и преподавательскую деятельность в рабочее время.

В соответствии со статьей 67 Закона о прокуратуре прокурор обязан возбудить процедуру принятия решения о несовместимости полномочий нижестоящего прокурора или заместителя прокурора перед Республиканским прокурором, если он получит информацию и в результате ее исследования придет к выводу о том, что осуществляемые подчиненным прокурором или заместителем прокурора иные полномочия, деятельность или частные интересы являются несовместимыми с осуществлением прокурорских полномочий. Если при этом будет установлено отсутствие оснований для освобождения прокурора от должности, то он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.11

Итак, анализ конституционно-правовых основ организации прокуратуры в Республике Сербия позволяет говорить о том, что в этом государстве создан надежный конституционно-правовой фундамент осуществления прокурорской деятельности. При этом нормативное регулирование отдельных правовых институтов, регулирующих статус прокуроров и их заместителей, требуют пересмотра. В частности, это связано с чрезмерной политизацией процедуры избрания на должность, неоправданным делегированием законодателю права на установление оснований освобождения от должности прокурора, наконец, несоответствующим принципам деятельности Народной скупщины участием ее рабочего органа в процессе лишения прокуроров их процессуального иммунитета.

Список литературы:

1. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 200б - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

2. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

3. Маркович Р. Покрета^е уставног спора о уставно-сти нормативних аката. Београд. 1973.

4. PajvanCic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

5. Паjванчиfi М. Уставно право. 2014.

6. Петров В. ,,Национални стро]" пред Уставним судом - измиш^ена надлежност, измиш^ена и одлука". Hereticus 3-4/2011.

7. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

8. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

9. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в за-

11 Аналогичную процедуру возбуждает и осуществляет Государственное вече прокуророр в отношении полномочий, видов деятельности и частных интересов Республиканского прокурора.

рубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

10. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

11. Половченко К.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

12. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

13. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 97-101.

14. Стоjанови1^ Д. Уставно право. Ниш. 2009.

15. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

16. Вучи1 О. О заштити права. Београд. 2010.

Проверена системой антиплагиат МГИМО.

Оригинальность - 97,2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.