Научная статья на тему 'Особенности избрания и прекращения полномочий прокурора в Республике Сербия'

Особенности избрания и прекращения полномочий прокурора в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ 2006 ГОДА / ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ / ИММУНИТЕТ ПРОКУРОРА / НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА / ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕ ПРОКУРОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В Республике Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших преступления и некоторые иные виды правонарушений, и предпринимает меры по защите конституционности и законности. В современной Сербии заложены прочные конституционно-правовые основы статуса прокуроров. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования процесса избрания и прекращения полномочий прокуроров, вызывают справедливые нарекания сербских конституционалистов. В статье представлен анализ порядка избрания и прекращения полномочий судьи в Республике Сербия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF PROSECUTOR''S ELECTION AND TERMINATION OF POWERS IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The Prosecutor's office in the Republic of Serbia is an independent state body responsible for the prosecution of persons who have committed criminal and other offenses and takes measures for protection of constitutionality and legality. Modern Serbia has a strong constitutional basis of the legal status of prosecutors. However, some questions concerning the normative regulation of the process of election and termination of powers of a prosecutor, cause fair criticism of Serbian constitutionalists. The article presents the analysis of the order of election and termination of powers of a prosecutor in the Republic of Serbia.

Текст научной работы на тему «Особенности избрания и прекращения полномочий прокурора в Республике Сербия»

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

8.4. ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: в Республике Сербия прокуратура является независимым государственным органом, осуществляющим преследование лиц, совершивших преступления и некоторые иные виды правонарушений, и предпринимает меры по защите конституционности и законности. В современной Сербии заложены прочные конституционно-правовые основы статуса прокуроров. При этом отдельные вопросы, касающиеся нормативного регулирования процесса избрания и прекращения полномочий прокуроров, вызывают справедливые нарекания сербских конституционалистов. В статье представлен анализ порядка избрания и прекращения полномочий судьи в Республике Сербия.

Ключевые слова: прокуратура Республики Сербия. Конституция Республики Сербия 2006 года. Закон о прокуратуре. Компетенция прокуратуры. Конституционность и законность. Иммунитет прокурора. Несовместимость полномочий прокурора. Порядок избрания и прекращения полномочий прокурора. Государственное вече прокуроров.

PARTICULARITIES OF PROSECUTOR'S ELECTION AND TERMINATION OF POWERS IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, associate professor, department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Abstract: the Prosecutor's office in the Republic of Serbia is an independent state body responsible for the prosecution of persons who have committed criminal and other offenses and takes measures for protection of constitutionality and legality. Modern Serbia has a strong constitutional basis of the legal status of prosecutors. However, some questions concerning the normative regulation of the process of election and termination of powers of a prosecutor, cause fair criticism of Serbian constitutionalists. The article presents the analysis of the order of election and termination of powers of a prosecutor in the Republic of Serbia.

Keywords: prosecutor's Office of the Republic of Serbia. The Serbian Constitution of 2006. The Law on the Prosecutor's Office. The competence of the Prosecutor's Office. Constitutionality and legality. The order of election and termination of Public Prosecutor. Immunity of Public Prosecutor. Incompatibility of prosecutor's function. The State Prosecutors Council.

В Конституции Республики Сербия дается определение прокуратуры как независимого государственного органа, осуществляющего преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые и иные правонарушения и предпринимающего меры по защите конституционности и законности (ст. 156 Конституции РС). Являясь независимым государственным органом в системе правоохранительных органов, прокуратура подчинена только Конституции и закону. При этом в статье 45 Закона о прокуратуре уточняется, что прокурор при осуществлении своих полномочий независим как от исполнительной, так и от законодательной власти. При этом никто вне структуры прокуратуры не вправе влиять на деятельность прокурора и заместителей прокурора или на принимаемые ими решения, а прокуроры и заместители прокуроров свои решения обязаны специально обосновывать только компетентному прокурору.

В связи с вышеизложенным важнейшим вопросом конституционно-правового регулирования основ организации прокуратуры является порядок избрания и прекращение полномочий прокуроров. В соответствии со статей 13 Закона о прокуратуре структуру прокуратуры в Республике Сербия составляют: Республиканская прокуратура, апелляционные прокуратуры, высшие прокуратуры, основные прокуратуры и прокуратуры специальной компетенции. Прокуратурами специальной компетенции являются прокуратура по организованной преступности и прокуратура по военным преступлениям. Республиканская прокуратура является высшей прокуратурой в Республике Сербия (ч. 2 ст. 157 Конституции РС). Учитывая

это, а также положения части 1 статьи 158 Конституции Республики Сербия о том, что Республиканский прокурор осуществляет компетенцию прокуратуры в рамках прав и обязанностей Республики Сербия, его избрание имеет наиболее сложный порядок. Так, в соответствии с частью второй вышеуказанной статьи Конституции Республиканский прокурор избирается Народной скупщиной, по предложению Правительства, при наличии заключения профильного комитета Народной скупщины. Он избирается сроком на шесть лет и может быть повторно избран. Остальных прокуроров в Республике Сербия избирает Народная скупщина по предложению Правительства сроком на шесть лет, и они могут быть также повторно избраны (ч.ч. 2, 3 ст. 159 Конституции РС). Таким образом, при избрании прокуроров в Сербии имеет место незначительная, но разница между избранием Республиканского прокурора и других прокуроров. При этом отдельные сербские специалисты справедливо отмечают, что поскольку Народная скупщина избирает всех прокуроров в Республике Сербия, постольку существует опасность политизации избрания прокуроров.

В то же время, избрание заместителя прокурора подпадает под иной правовой режим. Так, согласно части 5 статьи 158 Конституции Республики Сербия, если лицо впервые избирается заместителем прокурора, то его избирает Народная скупщина по предложению Государственного вече прокуроров, а мандат заместителя прокурора, впервые избранного на должность, длится три года. Заместителей прокуроров для осуществления полномочий на бессрочной основе, в той

же или другой прокуратуре избирает Государственное вече прокуроров (ч.8 ст. 159 Конституции РС).

Согласно статье 74 Закона о прокуратуре Правительство предлагает Народной скупщине одного или нескольких кандидатов, из списка кандидатов, который утверждает Государственное вече прокуроров, для избрания на должность прокурора. Государственное вече прокуроров представляет Правительству список из одного или нескольких кандидатов для избрания на должность прокурора. Однако, если Государственное вече прокуроров предложит Правительству только одного кандидата, то Правительство вправе вернуть предложение. Прокурором и заместителем прокурора может быть избран гражданин Республики Сербия, соответствующий требованиям, предъявляемым для работы в государственных органах, который закончил юридический факультет, сдал специальный экзамен и является достойным лицом для осуществления полномочий прокурора. После сдачи экзамена, требуется предусмотренное законом определенное количество лет опыта работы по юридической профессии, которое зависит от вида прокуратуры. Так, четырехлетний опыт требуется для избрания основного прокурора и трехлетний - для избрания заместителя основного прокурора. Семилетний опыт требуется для избрания высшего прокурора и шестилетний - для избрания заместителя высшего прокурора. Десятилетний опыт требуется для избрания апелляционного прокурора и прокурора специальной компетенции и, соответственно, восьмилетний - для избрания заместителя апелляционного прокурора и заместителя прокурора специальной компетенции. Ну и, наконец, двенадцати летний опыт работы по юридической профессии требуется для избрани Республиканского прокурора и одиннадцатилетний - для избрания его заместителя (ст. 77 Закона о прокуратуре).

Согласно статье 78 Закона о прокуратуре о выборах прокуроров и заместителей государственных прокуроров объявляет Государственное вече прокуроров. Объявление публикуется в «Официальном вестнике Республики Сербия» и других средствах массовой информации республиканского значения. Именно в этот орган и подаются представления в течение 15 дней со дня оглашения объявления. С помощью представлений представляются доказательства соответствия условиям для избрания, если кандидаты уже не работают в прокуратуре. Государственное вече прокуроров обобщает данные и заключения о профессионализме, достижениях в работе и достоинствах кандидатов. Данные и заключения истребуются от органов и организаций, в которых кандидат работал по юридической профессии. Государственное вече прокуроров для получения дополнительной информации о кандидате может провести с ним собеседование (ст. 81 Закона о прокуратуре).

На основе данных из представлений кандидатов, а также предложений и заключений, которые оно получает, Государственное вече прокуроров составляет рейтинговый список кандидатов, составляемый на основании профессионализма, компетентности и моральных качеств каждого кандидата. Рейтинговый список кандидатов вывешивается на интернет-сайте Государственного вече прокуроров. Критерии и стандарты для оценки профессионализма, компетентности и моральных качеств составляет Государственное вече прокуроров в соответствии с законом. Стандарты «профессионализма», «компетентности» и «моральных качеств» являются идентичными с теми, которые

используются при избрании судей в Республике Сербия, при том, что при избрании прокурорских работников они касаются прокурорской деятельности.

При выдвижении кандидатур и избрании на должность прокуроров запрещается любая форма дискриминации (ч. 1 ст. 82 Закона о прокуратуре). В то же время отдельное внимание в сербском законодательстве, регулирующем избрание прокуроров и их заместителей, уделяется представленности в его составе прокурорских работников представителей национальных меньшинств. Так, согласно части 2 статьи 82 Закона о прокуратуре при избрании и внесении кандидатур для избрания прокуроров и заместителей прокуроров учитывается национальный состав населения, соответствующей представленности представителей национальных меньшинств и знание профессиональной юридической терминологии на языке национальных меньшинств, который официально используется при рассмотрении дел в суде. Каждое предложение, соответственно, решение об избрании, которые принимает Государственное вече прокуроров должно быть обоснованным.

При вступлении в должность прокурора приносится присяга, следующего содержания: Клянусь своей честью, что буду осуществлять прокурорские полномочия преданно, совестно и беспристрастно и буду защищать конституционность и законность, права человека и гражданские свободы. При чем, Республиканский прокурор приносит присягу перед Народной скупщиной, остальные прокуроры и заместители прокуроров - перед председателем Народной скупщины.

Прокурор и заместитель прокурора вступают в должность на торжественном заседании в прокуратуре, в которую они избраны. Вступлением в должность прекращается исполнение ими других полномочий в прокуратуре. При этом, считается не избранным лицо, которое без оправданных оснований не вступит в должность в течение 30 дней со дня избрания на должность, о чем решение принимает Республиканский прокурор. На такое решение прокурора может быть обжаловано в Государственном вече прокуроров в течение семи дней. О решении Республиканского прокурора и Государственного вече прокуроров уведомляется Народная скупщина. Решение об основаниях невступления в должность Республиканского прокурора принимает Государственное вече прокуроров, которое может быть обжаловано в компетентном комитете Народной скупщины.

Что же касается порядка прекращения полномочий Республиканского прокурора, прокуратура и заместителя прокурора, то он обусловлен порядком их избрания. Так, в соответствии с частью 4 статьи 158 Конституции Республики Сербия полномочия Республиканского прокурора прекращаются:

1. если он не будет переизбран;

2. в случае отставки по собственному желанию;

3. с наступлением предусмотренных законом обстоятельств;

4. освобождением от должности по основаниям, предусмотренным законом.

Решение о прекращении полномочий Республиканского прокурора принимает Народная скупщина в соответствии с законом. Это решение Народная скупщина принимает по предложению Правительства. Согласно части 1 статьи 161 Конституции Республики Сербия основаниями для прекращения полномочий прокуратура и заместителя прокурора являются:

1. заявление об отставке по собственному желанию;

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

2. наступление предусмотренных законом обстоятельств;

3. освобождение от должности по основаниям, предусмотренным законом.

То, что установление оснований прекращения и освобождения от должности прокурора является предметом регулирования закона, стало предметом оправданной критики сербских конституционалистов. В частности, отмечается, что таким образом ослабляется обеспечение принципа независимости в деятельности сотрудников прокуратуры. Решение о прекращении полномочий прокурора принимает Народная скупщина в соответствии с законом, при этом решение об освобождении от должности принимается по предложению Правительства. Правительство вносит предложение об освобождение от должности прокурора, в соответствии с основанием для освобождения от должности, которое было утверждено Государственным вече прокуроров. Решение о прекращении полномочий заместителя прокурора принимает Государственное вече прокуроров в соответствии с законом.

Итак, согласно части 5 статьи 161 Конституции Республики Сербия процедура, основания и условия прекращения полномочий прокурора и заместителя прокурора устанавливаются законом. Согласно части 1 статьи 87 Закона о прокуратуре полномочия прокурора и заместителя прокурора прекращается в следующих случаях:

1. по собственному желанию;

2. по достижении пенсионного возраста;

3. в случае стойкой утраты трудоспособности;

4. если будет освобожден от должности. Полномочия прокурора прекращаются, и, если он не будет переизбран, а полномочия заместителя прокурора, если он не будет избран на бессрочной основе.

Согласно части 4 статьи 161 Конституции Республики Сербия прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Народной скупщины, соответственно, Государственного вече прокуроров о прекращении полномочий в Конституционный суд в течение 30 дней после вынесения решения. При этом поданная жалоба исключает право на подачу конституционной жалобы. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий. Решение Конституционного суда является окончательным.

В случае отставки прокурор направляет письменное заявление о прекращении полномочий по собственному желанию Народной скупщине, o чем уведомляется Государственное вече прокурора, а заместитель прокурора непосредственно - Государственному вече прокуроров. Заявление может быть отозвано до тех пор, пока соответствующее решение об прекращении полномочий не будет принято Народной скупщиной, соответственно, Государственным вече прокуроров. Если по заявлению о прекращении полномочий не будет принято решение в течение 30 дней, то считается, что полномочия прокурора, соответственно, заместителя прокурора прекратились истечением 30 дней со дня подачи заявления (ст. 88 Закона о прокуратуре). Что же касается достижения прокурором, соответственно, заместителем прокурора пенсионного возраста как основания для прекращения полномочий, то в соответствии со статьей 89 вышеуказанного Закона прокурор и заместитель прокурора выходят на пенсию по достижению шестидесятипятилетнего возраста или сорокалетнего трудового стажа. Прокурору, а также

заместителю прокурора по достижению пенсионного возраста может быть предоставлено право продолжить осуществлять свои полномочия только для завершения производства по начатым делам. И все же в порядке исключения по запросу Республиканского прокурора Государственное вече прокуроров может продлить срок исполнения прокурорских полномочий еще на два года, при наличии согласия самого прокурора, соответственно, заместителя прокурора. Состояние стойкой утраты прокурором, соответственно, заместителем прокурора трудоспособности, что является основанием для прекращения должностных полномочий, устанавливается на основе заключения специальной комиссии уполномоченного органа о том, что в силу состояния здоровья лицо не способно осуществлять прокурорские полномочия. Решение об обязательном медицинском осмотре принимает Государственное вече прокуроров по предложению непосредственно вышестоящего прокурора или самого прокурора, соответственно, заместителя прокурора.

Процедуру утверждения наличия оснований для прекращения полномочий прокурора по собственному желанию, по достижении пенсионного возраста и в случае стойкой утраты трудоспособности осуществляет Государственное вече прокуроров. Об утвержденных основаниях Государственное вече прокуроров принимает решение, которое направляет Народной скупщине для принятия окончательного решения о прекращении полномочий прокурора. Утверждение наличия оснований для прекращения полномочий заместителя прокурора по собственному желанию, по достижении пенсионного возраста и в случае стойкой утраты трудоспособности осуществляет Государственное вече прокуроров и о том принимает окончательное решение, содержащее основания прекращения полномочий и дату прекращения полномочий.

Что же касается освобождения прокурора и заместителя прокурора от должности, то согласно статье 92 Закона о прокуратуре основаниями для этого являются следующие случаи:

1. если вступившим в законную силу приговором осуждены за совершение преступления к лишению свободы не менее чем на шесть месяцев;

2. если вступившим в законную силу решением осуждены за правонарушение, делающее их недостойными осуществлять прокурорские полномочия;

3. если непрофессионально осуществляют свои полномочия;

4. если совершили тяжкий дисциплинарный проступок.

В соответствии со статьей 93 Закона о прокуратуре

непрофессиональным считается «недостаточно успешное осуществление прокурорских полномочий, если прокурор, соответственно, заместитель прокурора получил оценку «неудовлетворительно» в соответствии с критериями и стандартами для оценки деятельности прокуроров и заместителей прокуроров». Инициативу для освобождения от должности может подать любое лицо, а процедура освобождения от должности возбуждается по предложению прокурора, непосредственно вышестоящего прокурора, Республиканского прокурора, органов, уполномоченных на оценку деятельности, а также Дисциплинарная комиссия. Кроме того, процедуру может по должности возбудить и Государственное вече прокуроров. Что же касается прав прокурора, соответственно, заместителя прокурора в производстве об освобождении его

должности, то он вправе безотлагательно быть оповещенным об основаниях для возбуждения производства с тем, чтобы быть ознакомленным с предметом, сопутствующей документацией и ходом производства и самому или через своего представителя представлять объяснения и доказательства своих доводов, которые он вправе изложить также и устно непосредственно Государственному вече прокуроров (ст. 97 Закона о прокуратуре).

Государственное вече прокуроров утверждает наличие основания для освобождения от должности, причем утверждение наличия оснований и принятие решения Государственное вече прокуроров осуществляет в порядке закрытого производства. Государственное вече прокуроров обязано осуществить производство и принять обоснованное решение в течение 45 дней со дня получения акта, возбуждающего производство по делу. Вышеуказанное решение Государственного вече прокуроров прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе обжаловать в самом же Государственном вече прокуроров в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом Государственное вече прокуроров вправе отклонить жалобу, если она представлена не в указанный срок или удовлетворить жалобу и изменить решение или отклонить жалобу и подтвердить решение. Решение, утверждающее наличие оснований для освобождения от должности вступает в силу после подтверждения в производстве по жалобе или истечения срока, если решение не было обжаловано. Вступившее в силу решение направляется Правительству.

Как указывалось выше в статье, окончательное решение о прекращении полномочий прокуроров принимает Народная скупщина большинством голосов народных депутатов по предложению Правительства, которое вносит предложение, руководствуясь основаниями, утвержденными Государственным вече прокуроров. При том, что окончательное решение о прекращении полномочий заместителя прокурора принимает Государственному вече прокуроров. Прокурорские полномочия прекращаются в день, когда Народная скупщина, соответственно, Государственное вече прокуроров укажет в своем решении. Решение о прекращении прокурорских полномочий публикуется в «Служебном вестнике Республики Сербия»

Согласно части 4 статьи 1б1 Конституции Республики Сербия прокурор, соответственно, заместитель прокурора вправе подать жалобу на решение Народной скупщины, соответственно, Государственного вече прокуроров о прекращении полномочий в Конституционный суд в течение 30 дней после вынесения решения. Конституционный суд своим решением может отклонить жалобу или удовлетворить жалобу и отменить решение о прекращении полномочий. Решение Конституционного суда является окончательным.

Подводя итог проведенному в статье исследованию, следует обратить внимание на то, что в Сербии на современном этапе заложены прочные конституционно-правовые основы правового статуса прокуроров. Более того, ряд новаций сербского конституционного законодательства, регулирующего порядок избрания прокуроров и их заместителей представляет интерес и для российского законодателя. В частности, речь идет об учете при отборе кандидатур для замещения должности прокуроров и заместителей прокуроров национального состава населения государства. В то же время отдельные вопросы, касающиеся нормативного

регулирования и реализации процедур избрания и прекращения полномочий прокуроров, вызывают справедливые нарекания сербских конституционалистов. К ним можно отнести то, что Народной скупщине отведена основная роль не только в избрании и прекращении полномочий всех прокуроров в Республике Сербия, но и установлении оснований прекращения и освобождения от должности прокурора (путем принятия закона), при этом следует учитывать и то, что в соответствии со статьей 160 Конституции Республики Сербия прокуроры несут ответственность перед Народной скупщиной: все это создает возможность чрезмерного политического влияния ведущих политических партий на деятельность прокуратуры в этом парламентском государстве.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,6%.

Список литературы:

1. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

2. Маркович Р. Покрета^е уставног спора о уставности нормативних аката. Београд. 1973.

3. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi no-vog politickog sistema. Beograd 2007.

4. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

5. Паjванчиt^ М. Уставно право. 2014.

6. Паjванчиt^. О судсюо власти у уставном систему Србие у контексту ме^ународних стандарда. Зборник ра-дова Правног факултета у Новом Саду, 3/2011.

7. Петров В. «Национални строj» пред Уставним судом - измишлена надлежност, измишлена и одлука». Hereticus 3-4/2011.

8. Половченко К. А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

9. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

10. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

11. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

12. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

13. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

14. Половченко К. А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 97-101.

15. Стоjановиt^ Д. Уставно право. Ниш. 2009.

16. Туманов В. А. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

17. ВучиЬ О. О заштити права. Београд. 2010.

18. RakiC-Vodinelic V., KnezeviC A., Reljanovic M. Reforma pravosuda u Srbiji 2008-2012. Beograd. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.