Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
11.2. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
Аннотация: В статье представлен анализ особенностей порядка прекращения полномочий президента Республики Сербия. Сербия является государством с рационализированным парламентаризмом. В то же время особую роль в системе государственной власти играет президент Сербии. Он, в частности, является главой государства и при этом осуществляет ряд полномочий исполнительной власти. Президент Республики Сербия несет исключительно юридическую ответственность и только за нарушение Конституции Республики Сербия. Он может быть отрешен от должности Народной скупщиной при активном участии в этой процедуре Конституционного суда Сербии. Анализируя особенности порядка прекращения полномочий президента Сербии, автор находит подтверждение особой роли Президента в системе сдержек и противовесов в Республике Сербия.
Ключевые слова: Республика Сербия, разделение властей, система органов государственной власти, исполнительная власть, президент Республики Сербия, Народная скупщина, современная парламентская система Сербии, рационализированный парламентаризм, Конституционный суд Сербии.
FEATURES OF THE PROCEDURE AND GROUNDS FOR TERMINATION OF THE PRESIDENT'S AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF SERBIA
Polovchenko Konstantin A., Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow
Annotation: The article presents an analysis of the procedure and grounds for termination of the President's authorities in the Republic of Serbia. Serbia is a country with rationalized parliamentarism. At the same time, the president of Serbia plays a special role in the system of state power. In particular, he is the head of the state and at the same time has a number of executive powers. President of the Republic of Serbia carries only legal liability, and only for the violation of the Constitution of the Republic of Serbia. He may be dismissed by the National Assembly with the active participation of the Serbian Constitutional Court in this procedure. By analyzing the characteristics of the procedure and grounds for termination of the President's authorities in the Republic of Serbia, the author finds confirmation of the special role of the President in the system of checks and balances in the Republic of Serbia.
Keywords: The Republic of Serbia, separation of powers, system of public authorities, executive power, President of the Republic of Serbia, National Assembly of the Republic of Serbia, modern parliamentary system of Serbia, rationalized parliamentarism, Constitutional Court of Serbia.
В соответствии с Конституцией Республики Сербия 2006 года Президент Сербии является главой государства и выражает государственное единство Республики Сербии (ст. 111 Конституции РС). Кроме того, он осуществляет ряд полномочий в сфере исполнительной власти, направленных на обеспечение обороны страны, безопасности государства, защиту прав и свобод граждан [4; С.50]. Он участвует в формировании Правительства Сербии [5; С.94]. Что же касается порядка избрания Президента Республики Сербия, то он избирается прямыми выборами при тайном голосовании (ч. 1 ст. 114 Конституции РС), а как указано в статье 1 Закона о выборах Президента от 03.12.2007 года, он избирается на основе всеобщего и равного избирательного права на свободных и прямых выборах путем тайного и личного голосования. При этом активным и пассивным избирательным правом на выборах Президента Республики Сербия обладают совершеннолетние дееспособные граждане Сербии [9; С.432], [10; С.176]. Следует обратить внимание на то, что права кандидата в президенты подлежат защите в Конституционном суде Сербии в рамках специальной процедуры [6; С. 208].
Итак, согласно статье 116 Конституции Республики Сербия, статье 1 Закона о выборах Президента, Президент Республики избирается на пять лет. Таким образом, срок полномочий Президента длиннее, чем срок полномочий народных депутатов, что направлено на ограничение возможности одновременного истечения срока полномочий высших органов государственной власти. По мнению профессора Марьяны Пайванчич, такое конституционное решение является абсолютно оправданным, поскольку «в период проведения выборов и подтверждения полномочий Народной скупщины, и процедуры формирования Правительства Республики Сербия, Президент Республики является центральным органом власти, законно исполняющим часть полномочий исполнительной власти и, таким образом, обеспечивающим континуитет конституционного порядка» [1; Б. 150], [11; С.228].
При этом в Конституции четко прописан момент вступления в должность вновь избранного Президента Республики: срок полномочий начинает течь со дня принесения перед Народной скупщиной присяги (ч.1 ст. 116 Конституции РС), следующего содержания:
Половченко К. А.
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ
«Я торжественно клянусь, что направлю все свои усилия на охрану суверенитета и целостности территории Республики Сербия, включая территорию Косово и Метохии как её составной части, а также на реализацию прав и свобод человека и прав меньшинств, уважение и защиту Конституции и законов, обеспечение мира и благосостояния всех граждан Республики Сербия, и буду честно и ответственно выполнять все свои обязанности.»
Таким образом, принесение присяги является юридическим (правоустанавливающим) фактом. Более того, согласно части 3 статьи 10 Закона о Президенте Республики, даже если очередное заседание Народной скупщины не запланировано или если истек срок ее полномочий, Народная скупщина обязана собраться для принесения присяги вновь избранным Президентом Республики.
Кроме того, согласно части 3 статьи 116 Конституции РС «никто не может быть избран более чем дважды на пост Президента Республики».
Что касается оснований прекращения полномочий Президента Сербии, то согласно Конституции Республики Сербия основаниями прекращения полномочий Президента Республики являются: истечения срока полномочий Президента (ч. 4 ст. 116); отставка (ч.1 ст. 116, ст. 117) и отрешение от должности (ч.1 ст. 116, ст. 118). Другие основания прекращения полномочий в Конституции Республики Сербия отсутствуют, хотя они или вытекают из текста Конституции, например, в связи с несовместимостью полномочий (ст. 115) или являются само собой разумеющимися, например, смерть главы государства. В то же время согласно части 1 статьи 13 Закона о Президенте Республики общим правилом, связанным с прекращением полномочий Президента Республики, является истечение срока, на который он был избран. При этом полномочия Президента прекращаются не автоматически по истечении пятилетнего срока, а только после принесения присяги вновь избранным Президентом Республики. Более того, если мандат Президента Республики истекает во время действия военного или чрезвычайного положения, то он продлевается, и завершается по истечении трехмесячного срока со дня прекращения военного, соответственно, чрезвычайного положения. Причем Президент Республики, срок полномочий которого продлен из-за введения военного или чрезвычайного положения сохраняет все полномочия, которыми обладал до продления срока. Президент Республики может подать в отставку или быть отрешен от должности в течения срока продления его полномочий (ст. 16 Закона о Президенте Республики).
Как было указано выше, отставка является предусмотренным в Конституции основанием для досрочного прекращения полномочий Президента Республики. Согласно статье 117 Конституции Республики Сербия если Президент Республики подает в отставку, то он информирует об этом общественность и председателя Народной скупщины. При этом в части 5 статьи 116 Конституции указано, что Президент Республики подает заявление об отставке председателю Народной скупщины. Несогласованность вышеуказанных положений Конституции вызвала к жизни споры в научной среде о моменте прекращения полномочий Президента [1; Б. 152], основание которых было устранено принятием Закона о Президенте Республики. Согласно статье 14 этого Закона Президент Республики может подать письменное заявление об отставке, которое направляет председателю Народной скупщины. Полномочия Президента Республики прекращаются с того момента, когда заявления об
отставке передано в Народную скупщину. Таким образом, отставка Президента не подлежит утверждению в Народной скупщине. Президент Республики обязан информировать общественность о том, что он подал в отставку и при этом может объяснить причины, повлиявшие на его отставку.
В Конституции Республики Сербия в качестве еще одного основания для досрочного прекращения полномочий Президента Республики указано отрешение его от должности за нарушение Конституции. Причем, по мнению профессора Ратко Марковича, под нарушением Конституции понимается нарушение не только буквы, но и духа Конституции [1; С.330]. В теории конституционного права Сербии обсуждался вопрос о том, является ли ответственность за нарушение конституции разновидностью уголовной ответственности или нет. Преобладает позиция, в соответствии с которой нарушение Конституции Президентом является не преступлением, а административным деликтом, а соответственно и процедура рассмотрения и санкции должны отличаться от уголовных [3; С. 113]. Таким образом, Президент Республики Сербия может нести только юридическую ответственность, основанием которой может быть только нарушение Конституции Республики Сербия. Так, по мнению профессора Ратко Марковича, Конституцией Сербии не предусмотрена политическая ответственность Президента Республики, поскольку у Президента нет полномочий, связанных с осуществлением политики в исполнительной сфере (эта сфера входит в компетенцию Правительства (ст. 123 Конституции РС)), а также потому, что Президент избирается также как и народные депутаты (в отношении которых не предусмотрена возможность отзыва) прямыми выборами. Кроме того, для осуществления своих функций Президенту, в отличие от Правительства, не требуется получить доверие со стороны Народной скупщины. Соответственно, вполне логичным, по мнению профессора Марковича, является то, что в Конституции Сербии не предусмотрен вариант принудительной отставки Президента. Санкции же, связанные с юридической ответственностью являются специальными, поскольку направлены на отрешение от должности, что, естественно, не исключает возможность последующего привлечения к ответственности бывшего Президента в суде общей юрисдикции в соответствии с законом [2; С.330].
Процедура отрешения Президента от должности может быть инициирована Народной скупщиной, по предложению одной трети народных депутатов. Конституционный суд обязан по начатой процедуре отрешения от должности, не позднее чем в течение 45 дней вынести решение о наличии факта нарушения Конституции Президентом Республики. Такое конституционное регулирование значительно отличается от норм статьи 88 Конституции Сербии 1990 года, в которой была установлена формула «нарушил Конституцию». Поскольку в последнем случае речь шла о дискреционном праве Народной скупщины (без участия Конституционного суда) давать оценку деятельности Президента, постольку без каких либо условий предусмотренных Конституцией Народная скупщина свободно давала оценку тому, идет ли речь о нарушении Конституции со стороны Президента. В результате, Народная скупщина могла и акты Президента, с которыми не согласна, оценить как «нарушение Конституции». В том случае в силу свободы оценки правовых актов Президента вид ответственности Президента Республики очень приближался по смыслу к политической ответственности. Вот почему в течение всего времени действия Конституции 1990 года ответственность Президента Республики квалифи-
Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
цировалась сербской доктриной как исключительно политическая ответственность. И только после того, как Конституцией 2006 года Конституционный суд был наделен полномочием устанавливать факт нарушения Конституции Президентом, возникли основания для того, чтобы квалифицировать эту ответственность Президента как юридическую. Таким образом, в настоящее время с принятием Конституции 2006 года нет оснований говорить о политической ответственности Президента Республики Сербия.
Итак, решение о наличии факта нарушения Конституции со стороны Президента Конституционный суд принимает большинством голосов судей и передает на рассмотрение Народной скупщины, которая и принимает окончательное решение по делу. Однако если Конституционный суд решит, что Президент Республики не нарушил Конституцию, то процедура отрешения от должности Президента прекращается после того как решение Конституционного суда будет опубликовано в «Официальном вестнике Республики Сербия» (ч. 4 ст. 16 Закона о Президенте Республики). Соответственно, в обратном случае, Президент Республики может быть отрешен от должности за нарушения Конституции, факт которого был установлен Конституционным судом, решением Народной скупщины двумя третьими голосов народных депутатов [8; С.232], [7; С. 22]. Таким образом, Народная скупщина не может отрешить Президента от должности без наличия решения Конституционного суда об установленном факте нарушения Президентом Конституции. Но в то же время такое решение Конституционного суда не означает, что Президент обязательно будет отрешен Народной скупщиной от должности. В противном случае можно бы было говорить о том, что решение об отрешении от должности Президента Республики принимает Конституционный суд, а не Народная скупщина. Соответственно, возможен случай, когда Конституционный суд установит факт нарушения Конституции со стороны Президента, а Народная скупщина не примет решение о его отрешении от должности (например, не наберется две третьих голосов депутатов Народной скупщины, готовых проголосовать за такой вариант принятия решения), но таким образом нарушается конституционное положение о том, что решения Конституционного суда являются окончательными и общеобязательными (ст. 166 Конституции РС).
Во всех случаях, когда Президент Республики лишен возможности осуществлять свои полномочия или они прекращены досрочно, его полномочия осуществляет председатель Народной скупщины. Председатель Народной скупщины вправе осуществлять полномочия Президента Республики не более чем в течение трех месяцев (ч.1, 2 ст. 120 Конституции РС). Положение, ограничивающее срок осуществления полномочий Президента председателем Народной скупщины, выгодно отличает Конституцию Сербии 2006 года от Конституции 1990 года, в которой подобного положения не было. Собственно это и стало причиной того, что в период действия Конституции Сербии 1990 года подобное замещение длилось более года, что приводило к грубым искажениям в системе власти, установленной Конституцией.
В Законе о Президенте Республики уточняется, что осуществляя полномочия Президента Республики, председатель Парламента Сербии уполномочен представлять Республику Сербию внутри государства и за рубежом, принимать верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей, назначать выборы в Народную скупщину, предлагать Народной скупщине кандидатов на пост председателя Прави-
тельства Республики Сербия, осуществлять полномочия в области обороны Республики и осуществлять командование Вооруженными Силами Сербии (ч.2, 3 Закона о Президенте Республики). При этом председатель Народной скупщины, временно осуществляющий полномочия Президента Республики, обязан промульгировать своими указами, законы, принятые Народной скупщиной, а также распустить Народную скупщину во всех случаях, когда это является конституционной обязанностью Президента Республики (ч.3 статьи 17 Закона о Президенте Республики).
И все же, замещая Президента Республики, председатель Народной скупщины не обладает всеми полномочиями Президента. Так, он не вправе предлагать Народной скупщине кандидатуры для назначения должностных лиц в соответствии с Конституцией и законом (кроме кандидатуры на замещение должности председателя Правительства Республики Сербия), назначать и освобождать от должности своим указом послов по предложению Правительства Республики Сербия, осуществлять помилование и награждение. Кроме того, не может он распустить Народную скупщину по предложению Правительства Республики Сербия. По мнению профессора Марковича, эти ограничения, распространяющиеся на исполняющего обязанности Президента Республики, также положительно влияют на стабильность конституционной системы Республики Сербия, как и ограничение срока осуществления полномочий Президента председателем Парламента Сербии. Более того, по мнению профессора Марковича, эти инновации конституционного законодательства Сербии и были внесены с оглядкой на те злоупотребления, которыми отличился председатель Народной скупщины Сербии в 2003 году, во время замещения должности Президента [2; С.324].
Помимо вышеизложенного, исполняющий обязанности Президента Республики председатель Парламента Сербии обязан назначить выборы на пост Президента Республики, таким образом, чтобы они были проведены не позднее, чем в течение трех месяцев с момента наступления оснований, препятствующих осуществлению полномочий Президента Республики или с момента досрочного прекращения его полномочий (ч.3 ст. 120 Конституции РС).
Итак, анализ особенностей порядка и оснований прекращения полномочий Президента Сербии с учетом заложенной в Конституции 2006 года системы рационализированного парламентаризма и бицефальной исполнительной власти, а также учитывая прямые выборы Президента в этом государстве, позволяет говорить о том, что новое конституционное законодательство Сербии определило особую роль Президента как важнейшей составляющей системы сдержек и противовесов в Республике Сербия.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,97%.
Список литературы:
1. Marijana Pajvancic. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.
2. Ратко Маркович. Уставно право и политичке институци]е. Београд.
2014.
3. Миодраг Jовичиfi. Одговорност носилаца ]авних функщф, Београд.
1968.
4. Половченко К.А. Особенности правового статуса президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и
управление: 20 век. №2 (35) 2015.
Половченко К. А.
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ
5. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.
6. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.
7. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.
8. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремян-ской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.
9. Половченко К.А. Избирательная система Сербии / Современные избирательные системы. Вып. 4: Австралия, Венесуэла, Дания, Сербия / [Т.И. Чурсина, А.Г. Орлов, И.А Ракитская, К.А. Половченко; науч. Ред. А.В Иванченко, В.И. Лафитский]. - М.: РЦОИТ: Ин-октаво, 2009.
10. Половченко К.А. Избирательное право Сербии / Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2013.
11. Энтин Л.М. Глава государства в зарубежных странах. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баг-лая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
РЕЦЕНЗИЯ
В рамках статьи Половченко Константина Анатольевича проведено исследование специфики процедуры и оснований прекращения полномочий Президента Сербии. Статью отличает актуальность и новизна подхода к исследованию заявленной темы. Сербия относится к государствам с рационализированной парламентской системой. С одной стороны, наличие мягкой версии конструктивного вотума недоверия способствует стабильности исполнительной власти в этом государстве. С другой стороны, являясь главой государства, ряд полномочий в сфере исполнительной власти осуществляет Президент Республики, избираемый прямыми выборами. Он не несет политическую ответственность и может быть отрешен от должности только за нарушение Конституции, наличие которого устанавливает Конституционный суд Сербии. Исследуя все необходимые аспекты заявленной темы, автор статьи приходит к закономерному выводу о том, что новое конституционное законодательство Сербии отвело особую роль Президенту в системе сдержек и противовесов в государственном механизме Республики Сербия.
Статью Половченко К.А. отличает продуманность структуры и убедительность выводов автора. Статья выполнена на высоком теоретическом уровне, при этом представляет несомненный практический интерес и будет полезна как для ученых-конституционалистов, исследующих правовые системы европейских государств, так и для широкого круга читателей, интересующихся конституционным развитием стран бывшей Югославии. Доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры Конституционного права МГИМО МИД РФ
Славкина Н.А.