Научная статья на тему 'Компетенция Правительства в государстве с рационализированным парламентаризмом: на примере Сербии'

Компетенция Правительства в государстве с рационализированным парламентаризмом: на примере Сербии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ / НАРОДНАЯ СКУПЩИНА / СОВРЕМЕННАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ / РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

В статье представлен анализ правового статуса Правительства в системе органов государственной власти Сербии. Анализ порядка формирования и ответственности Правительства свидетельствует о том, что современная парламентская система Сербии характеризуется рационализированным парламентаризмом. Исследуя содержание компетенции Правительства Сербии, автор приходит к выводу о том, что оно является основным креатором внутренней и внешней политики государства, что способствует обеспечению стабильности парламентской системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE OF THE GOVERNMENT IN THE STATE WITH THE RATIONALIZED PARLIAMENTARISM: THE EXAMPLE OF SERBIA

The article presents the analysis of the Government's legal status in the system of state authorities of Serbia. Analysis of the order of formation and the responsibility of the Government indicates that modern parliamentary system of Serbia is characterized by a rationalized parliamentarism. Exploring the contents of competence of the Government the author comes to the conclusion that the Serbian government is the major creator of domestic and foreign policy of the state that contributes to the stability of the parliamentary system of the state.

Текст научной работы на тему «Компетенция Правительства в государстве с рационализированным парламентаризмом: на примере Сербии»

Половченко К. А.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ С РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫМ ПАРЛАМЕНТАРИЗМОМ: НА ПРИМЕРЕ СЕРБИИ

8.2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ С РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫМ ПАРЛАМЕНТАРИЗМОМ: НА ПРИМЕРЕ СЕРБИИ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: В статье представлен анализ правового статуса Правительства в системе органов государственной власти Сербии. Анализ порядка формирования и ответственности Правительства свидетельствует о том, что современная парламентская система Сербии характеризуется рационализированным парламентаризмом. Исследуя содержание компетенции Правительства Сербии, автор приходит к выводу о том, что оно является основным креатором внутренней и внешней политики государства, что способствует обеспечению стабильности парламентской системы государства.

Ключевые слова: Республика Сербия, правительство, разделение властей, полномочия правительства государства, система органов государственной власти, исполнительная власть, правительство Республики Сербия, президент Республики Сербия, Народная скупщина, современная парламентская система Сербии, рационализиро-ванный парламентаризм.

THE COMPETENCE OF THE GOVERNMENT IN THE STATE WITH THE RATIONALIZED PARLIAMENTARISM: THE EXAMPLE OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., Ph. D in Law, Associate Professor, Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow

kpolovchenko@gmail.com

Abstract: The article presents the analysis of the Government's legal status in the system of state authorities of Serbia. Analysis of the order of formation and the responsibility of the Government indicates that modern parliamentary system of Serbia is characterized by a rationalized parliamentarism. Exploring the contents of competence of the Government the author comes to the conclusion that the Serbian government is the major creator of domestic and foreign policy of the state that contributes to the stability of the parliamentary system of the state.

Keywords: The Republic of Serbia, Government, separation of powers, competence of the Government of state, system of public authorities, executive power, Government of the Republic of Serbia, President of the Republic of Serbia, National Assembly of the Republic of Serbia, modern parliamentary system of Serbia, rationalized parliamentarism.

С принятием Конституции 1991 Республика Сербия перешла к классической модели конституционализма. Следующим знаменательным этапом в развитии современного сербского конституционализма стало принятие ныне действующей Конституция 2006 года, закрепившей парламентскую систему в стране. На этом этапе Сербия стремилась создать такую модель управления, которая бы не только отвечала высоким европейским стандартам демократии, но и позволила государству решить сложнейшие политические, экономические, демографические и другие проблемы. В результате исполнительная власть Сербии обрела ряд специфических черт, отобразивших как общеевропейские тенденции, так и особенности национальной экономики и социальной сферы Республики. Целью представленного в статье исследования является попытка дать правовую оценку компетенции Правительства Республики Сербия.

Итак, система органов государственной власти Республики Сербия действует в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 4 Конституции РС). При этом согласно статье 122 Конституции Правительство является носителем исполнительной власти в Республике Сербия. По мнению Драгана Стояновича, это не означает, что Правительству принадлежит исполнительная власть в целом. Как и в иных государствах с парламентской формой правления, исполнительная власть в Республике Сербия

является бицефальной [7; С. 295]. То есть осуществлении ряда полномочий в сфере исполнительной власти (в частности, в области обороны, безопасности, защита прав и свобод человека) участие принимает Президент Республики [2; С. 52]. При этом характер взаимоотношений между Президентом Республики и Правительством в наибольшей степени раскрывается в статье 40 Закона о Правительстве, согласно которой эти взаимоотношения основываются на сотрудничестве и правах и обязанностях, установленных Конституцией, законом и другими общими актами. Формы и способы взаимодействия и Правительства с Президентом Республики представлены в законодательстве достаточно ограничено, что, несомненно, подчеркивает именно парламентарный характер Республики Сербия.

Следует обратить внимание на то, что Правительство Сербии формируется парламентом (Народной скупщиной) при участии Президента Республики. Не допускается объединение мандата депутата парламента с членством в Правительстве Сербии, т.е. исключается депутатский или смешанный состав Правительства. Правительство несет политическую ответственность перед Народной скупщиной, которая вправе выразить недоверие Правительству, что влечет его отставку. При этом в Сербии предусмотрен мягкий вариант конструктивного вотума недоверия, поскольку Народная скупщина обязана в течение тридцати дней после выражения недоверия

Социально-политические науки

1 '2017

избрать новое Правительство. В противном случае Президент распускает Народную скупщину. Наличие мягкого варианта конструктивного вотума недоверия обеспечивает стабильность Правительства Сербии и является очевидным проявлением рационализации ее парламентской системы [1; С. 95].

Итак, являясь стержневым элементом исполнительной власти в Республике Сербия, Правительство в соответствии с Конституцией обладает классическими для государства с парламентской системой полномочиями [5; С. 282]. Так, согласно статье 123 сербской Конституции Правительство:

1. утверждает и проводит политику,

2. исполняет законы и иные общие акты Народной скупщины,

3. принимает постановления и иные общие акты во исполнение законов,

4. вносит проекты законов и иных общих актов на рассмотрение Народной скупщины и дает заключение о законопроектах, внесенных иными субъектами законодательной инициативы,

5. направляет и координирует работу органов государственного управления и осуществляет надзор за их деятельностью,

6. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законом.

Предусмотренная в вышеуказанной и ряде других статей Конституции (ст.ст. 106, 107. 109, 112, 136, 137, 186, 192, 200, 203) компетенция Правительства охватывает полномочия, которые касаются формирования и проведения политики, исполнения законов, а также надзора и координации деятельности государственной администрации. Кроме того, в отличие от компетенции Президента, которая является исключительно конституционной категорией, полномочия Правительства согласно Конституции являются предметом как конституционного, так и законодательного регулирования, что делает их перечень, предусмотренный в Конституции открытым.

В результате, на современном этапе полномочия Правительства Сербии условно можно разделить на пять неравных по объему и значению групп.

Первая группа полномочий непосредственно связана с проведением политики и организацией исполнения законов. Так, в соответствии со статьей 2 Закона о Правительстве оно определяет и проводит политику Сербии в рамках Конституции и законов и других общих актов Народной скупщины. При этом, Республика Сербия является суверенным независимым государством, обладающим международной правосубъектностью, поэтому проводимая Правительством политика охватывает наряду с внутренним и внешнее ее направление. Именно на это указывает статья 2 Закона о внешних делах. Правительство исполняет законы и другие общие акты Народной скупщины путем принятия общих и индивидуальных правовых актов и осуществлением иной деятельности. Кроме того, без обоснованного предложения Правительства президент Республики не может распустить Народную скупщину. Наконец, Правительство может в Конституционном суде возбудить производство по проверке конституционности и законности [4; С. 232], [3; С. 12], а по его предложению Народная скупщина избирает Республиканского и иных прокуроров.

Важнейшим фактором влияния Правительства на формирование государственной политики Сербии является его активное участие в правотворческом процессе, осуществляемом Народной скупщиной Республики Сербия. Так, Правительство обладает правом внесения в

Народную скупщину предложения о внесении изменений в Конституцию Республики Сербия. Кроме того, согласно статье 134 Закона о Правительстве оно вносит проекты законов и других общих актов в Народную скупщину и дает заключения по проектам законов и других общих актов, которые вносятся иными субъектами. Также Правительство Сербии вносит для принятия в Народную скупщину план развития страны, территориальный план, проект бюджета Республики Сербия. Проект бюджета вносится в Народную скупщину ежегодно не позднее 1 ноября текущего года. Фактически именно Правительство является основным субъектом законодательной инициативы в стране. Более того, практика показывает, что Правительство является инициатором принятия абсолютного большинства актов Народной скупщины, как вышеупомянутых правовых, так и политических, например, декларации, резолюции, рекомендации и заключения.

Базовым инструментом проведения политики Правительством Сербии является его собственное правотворчество и правоприменение. Так, в рамках осуществления функции по проведению политики и исполнению законов Правительство принимает постановления, решения и иные акты. Таким образом, Правительство Сербии обладает важнейшим конституционным полномочием по принятию постановлений и иных общих актов во исполнение законов. При этом, несмотря на то, что в Конституции Сербии это прямо не предусмотрено, Правительство исполняет акты президента Республики и, в случае необходимости, обеспечивает исполнение решений Конституционного суда [7; С. 300].

В статье 37 Закона о Правительстве представлены различные формы взаимодействия Правительства Сербии и Народной скупщины в рамках их правотворческой деятельности. Так, Правительство обязано занять позицию по предложению Народной скупщины, которое подано по вопросу из его компетенции. В то же время Правительство может предложить Народной скупщине рассмотреть вопрос из его компетенции и занять по нему позицию. Представители Правительства участвуют в работе Народной скупщины при принятии законов и других общих актов, которые были внесены Правительством. При принятии Народной скупщиной законов и других общих актов, которые были внесены не Правительством, а иным органом, представители Правительства обязаны принять участие в работе Народной скупщины по ее требованию. Кроме того, Правительство и каждый из его членов обязаны представить на рассмотрение Народной скупщины отчеты и данные, которые ей необходимы для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью Правительства или его членов.

Вторую группу полномочий Правительство Сербии осуществляет в рамках общего надзора за конституционностью и законностью. Правительство осуществляет надзор за конституционностью и законностью общих актов автономных краев, общин, городов, города Белграда, государственных предприятий, учреждений и лиц, уполномоченных на осуществление государственных полномочий. Так, при осуществлении надзора за деятельностью автономного края Правительство вправе возбудить в Конституционном суде производство по проверке конституционности и законности решения автономного края до его вступления в силу [4; С. 232]. Кроме того, Правительство обязано своим решением приостановить исполнение общего акта общины, города и города Белграда, в случае если придет к выводу о том, что такой акт не соответствует Конституции или закону. Такое решение

Половченко К. А.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕ С РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫМ ПАРЛАМЕНТАРИЗМОМ: НА ПРИМЕРЕ СЕРБИИ

Правительства вступает в силу после опубликования в «Официальном вестнике Республики Сербия». При этом решение о приостановлении исполнения прекращает свое действие, если Правительство в течение пяти дней с момента опубликования решения не инициирует производство по оценки конституционности и законности акта общины, города и города Белграда в Конституционном суде (ст. 6 Закона о Правительстве).

К третьей группе полномочий Правительства Сербии относятся те полномочия, которые проявляются в направлении и координации деятельности органов государственного управления и осуществления надзора за их деятельностью. Так, согласно статье 8 Закона о Правительстве оно осуществляет надзор за деятельностью органов государственного управления, направляет органы государственного управления в реализации политики и исполнении законов и других общих актов и согласовании их деятельности. Именно Правительство назначает и освобождает от должности должностных лиц этих органов.

Если орган государственного управления или лицо, уполномоченное на осуществление государственных полномочий, на уровне Республики не принимает правовой акт, то его принимает Правительство, поскольку непринятие такого акта может привести к неблагоприятным последствиям для жизни или здоровья человека, состояния окружающей среды, экономики или имущества особой ценности. Кроме того, Правительство может отменить или аннулировать правовой акт органа государственного управления, который противоречит закону или нормативному акту Правительства и установить крайний срок для принятия нового нормативного акта.

К четвертой группе полномочий можно отнести полномочия Правительства и его председателя в случае введения чрезвычайного и военного положения. Так, если Народная скупщина не может собраться для проведения заседания, то решение об объявлении чрезвычайного и военного положения принимают совместно президент Республики, председатель Народной скупщины и председатель Правительства. Кроме того, за подписью президента Республики, Правительство определяет меры, ограничивающие права человека и меньшинств в случае объявления чрезвычайного положения. При введении военного положения эти меры совместно утверждают президент Республики, председатель Народной скупщины и председатель Правительства.

В отдельную (пятую) группу следует выделить полномочия Правительства Сербии, предусмотренные в статьях 4 и 5 Закон о Правительстве. Так, в них указывается, что Правительство представляет Республику Сербия как юридическое лицо. Оно осуществляет права и обязанности, которыми Республики Сербия обладает в качестве учредителя государственных предприятий, учреждений и других организаций. Правительство распоряжается имуществом Республики Сербия, если законом не предусмотрено иное.

Анализ правового статуса Правительства Республики Сербия позволяет говорить о том, что современное конституционное законодательство Сербии, установив парламентскую систему власти, предприняло ряд шагов, направленных на ее рационализацию. Это касается как порядка формирования и ответственности Правительства, так и его компетенции. В результате, обретя искомую устойчивость, Правительство Сербии стало основным креатором внутренней и внешней политики государства, стержневым элементом исполнительной власти в

Республике Сербия, что, несомненно, способствует обеспечению стабильности парламентской системы этого государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87.57%.

Список литературы:

1. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия. Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5. С. 93-96.

2. Половченко К. А. Особенности правового статуса президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление: 20 век. №2 (35) 2015.

3. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

4. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

5. Энтин Л. М. Правительство в зарубежных странах. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

6. Ратко Маркович. Уставно право и политичке институ-ци]е. Београд. 2014.

7. Драган М. Сто]анови1г Уставно право. Ниш. 2009.

8. Миодраг ^1овичи)1. Велики уставни системи - елемен-ти за ]едно упоредно уставно право. Београд. 1984.

9. Zakon о Vladi 11.07.2006 g. (51/06).

10. Ustav Republike Srbije 2006 godine, (98/06).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента, канд. юрид. наук Половченко К. А. на тему: «Компетенция правительства в государстве с рационализированным парламентаризмом: на примере Сербии» В рамках статьи Половченко Константина Анатольевича проведено исследование полномочий правительства в государстве с рационализированным парламентаризмом. В качестве объекта исследования автор использует конституционно-правовую систему Республики Сербия. Статью отличает актуальность и новизна подхода к исследованию заявленной темы. Сербия относится к государствам с рационализированной парламентской системой и бицефальной исполнительной властью. Правительство Сербии формируется парламентом при участии Президента Республики и при этом исключается депутатский или смешанный состав Правительства. Правительство несет политическую ответственность перед Народной скупщиной, которая вправе выразить недоверие Правительству и при этом в Сербии предусмотрен мягкий вариант конструктивного вотума недоверия. Исследуя компетенцию Правительства Сербии, автор статьи пришел к закономерному выводу о том, что в соответствии с современным законодательством Правительство Сербии является основным элементом исполнительной власти в Республике Сербия и обеспечивает стабильность ее государственного механизма.

Статью Половченко К.А. отличает продуманность структуры и убедительность выводов автора. Статья выполнена на высоком теоретическом уровне, при этом представляет несомненный практический интерес и будет полезна как для ученых- конституционалистов, исследующих правовые системы европейских государств, так и для широкого круга читателей, интересующихся конституционным развитием стран бывшей СФРЮ.

Доцент, канд. юрид. наук,

доцент кафедры КП МГИМО МИД РФ

Славкина Н.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.