Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА'

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА / ТРАНСФОРМАЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО / МОДЕЛИ ОМБУДСМЕНА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулишенко Е. А.

исследована трансформация функцонирования института уполномоченного по правам человека, выражающаяся в появлении новых моделей / специализаций института омбудсмена. Отмечено, что тенденция специализации функций омбудсмена заключается, помимо прочего, в использовании его возможностей в защите прав человека в отдельных сферах жизнедеятельности. Сделан вывод о том, что отношения со специализированными омбудсменами необходимо выстраивать на принципах взаимоуважения и взаимного информирования друг друга о своей деятельности в целях достижения единой для всех омбудсменов цели - защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Предложены изменения, связанные: с закреплением на конституционном уровне кадровых и организационно-кадровых полномочий главы государства в рамках института специализированных уполномоченных; принятием Федерального закона «Об основах деятельности специализированных уполномоченных в Российской Федерации» в целях унификации принципов, функций, форм, методов (способов) и гарантий деятельности специализированных уполномоченных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZATION AS A WAY TO TRANSFORM THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

this article examines the transformation of the functioning of the institution of the Commissioner for Human Rights, which is expressed in the emergence of new models / specializations of the institution of the Ombudsman. It is noted that the trend of specialization of the functions of the Ombudsman is, among other things, to use its capabilities in the protection of human rights in certain areas of life. It is concluded that relations with specialized ombudsmen should be built on the principles of mutual respect and mutual information about their activities in order to achieve a common goal for all ombudsmen-the protection of violated human and civil rights and freedoms. Proposed changes related to: the consolidation at the constitutional level of the personnel and organizational and personnel powers of the head of state within the institution of specialized commissioners; the adoption of the Federal Law "On the basis of the activities of Specialized Commissioners in the Russian Federation" in order to unify the principles, functions, forms, methods (methods) and guarantees of the activities of specialized commissioners.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 342.7-057.9

DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-71-83

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ

ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Е. А. Кулишенко

Аспирантка кафедры конституционного и международного права

Белгородский государственный национальный исследовательский университет 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

E-mail: kiti_12_03@mail.ru

Аннотация: исследована трансформация функцонирования института уполномоченного по правам человека, выражающаяся в появлении новых моделей / специализаций института омбудсмена. Отмечено, что тенденция специализации функций омбудсмена заключается, помимо прочего, в использовании его возможностей в защите прав человека в отдельных сферах жизнедеятельности. Сделан вывод о том, что отношения со специализированными омбудсменами необходимо выстраивать на принципах взаимоуважения и взаимного информирования друг друга о своей деятельности в целях достижения единой для всех омбудсменов цели - защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Предложены изменения, связанные: с закреплением на конституционном уровне кадровых и организационно-кадровых полномочий главы государства в рамках ин-

© Кулишенко Е. А., 2021

ститута специализированных уполномоченных; принятием Федерального закона «Об основах деятельности специализированных уполномоченных в Российской Федерации» в целях унификации принципов, функций, форм, методов (способов) и гарантий деятельности специализированн ых уполномоченн ых. Ключевые слова: уполномоченный по правам человека; институт омбудсме-на; трансформация уполномоченного; модели омбудсмена; специализированный уполномоченный

SPECIALIZATION AS A WAY TO TRANSFORM THE FUNCTIONING OF THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

E. A. Kulishenko

Belgorod state national research University 85, Pobedy st., Belgorod, Russia, 308015

E-mail: kiti_12_03@mail.ru

Abstract: this article examines the transformation of the functioning of the institution of the Commissioner for Human Rights, which is expressed in the emergence of new models / specializations of the institution of the Ombudsman. It is noted that the trend of specialization of the functions of the Ombudsman is, among other things, to use its capabilities in the protection of human rights in certain areas of life. It is concluded that relations with specialized ombudsmen should be built on the principles of mutual respect and mutual information about their activities in order to achieve a common goal for all ombudsmen-the protection of violated human and civil rights and freedoms. Proposed changes related to: the consolidation at the constitutional level of the personnel and organizational and personnel powers of the head of state within the institution of specialized commissioners; the adoption of the Federal Law "On the basis of the activities of Specialized Commissioners in the Russian Federation" in order to unify the principles, functions, forms, methods (methods) and guarantees of the activities of specialized commissioners. Keywords: Commissioner for Human Rights; institution of the Ombudsman; transformation of the Commissioner; models of the Ombudsman; specialized commissioner

Общеизвестно, что институт омбудсмена функционирует в различных странах, отличающихся конституционно-политическими системами, общественной средой, правовой культурой и иными признаками. При этом

правовая природа и характерные черты института омбудсмена демонстрируют его универсальность и возможность модификации / трансформации применительно к потребностям той или иной правовой системы.

Такая трансформация классического института омбудсмена проявляется в возникновении различных моделей омбудсмена, в частности специализированных омбудсменов. Развитие функциональной специализации таких уполномоченных обусловлено и поддерживается внутренними потребностями и национальными интересами. Надо полагать, что институт специализированного омбудсмена вводится «тогда, когда общество и государство признают необходимость обеспечения не только прав и свобод большинства населения, но и прав и законных интересов меньшинств и отдельных категорий граждан»1.

Тенденция современной специализации функций омбудсмена заключается в использовании его возможностей в защите прав человека в отдельных сферах жизнедеятельности или как институциональной гарантии отдельных прав граждан.

Следует отметить, что функциональная специализация омбудсменов происходит путем введения их как в отдельные сферы общественных отношений, так и для защиты прав и интересов наиболее уязвимых в правовом отношении категорий и групп населения. Факторами, которые способствовали становлению института специализированного омбудсмена, по мнению авторов, являются: «демократизация политической системы в целом и государственно-политичного режима в частности; деятельность правозащитных движений, направленная на утверждение прав человека как высшей ценности; деятельность международных»2 и зарубежных неправительственных фондов и организаций; осложнение социально-экономических связей и, как следствие, усиление государственного вмешательства в новые сферы общественной жизни, усложнение функций государства и др.3

По мнению Е. Г. Калининой, причиной специализации омбудсмена стала идея «разделения труда», которая (по аналогии с экономической теори-

1 Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. URL: http://dlib.rsl.ru/ rsl01002000000/rsl01002635000/rsl01002635976/rsl01002635976.pdf.

2 Плотникова А. Э. Структурно-организационные и функциональные особенности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2013. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006691000/rsl01006691079/rsl01006691079.pdf.

3 СпичакЮ. Г. Институт омбудсмана в государствах Восточной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.

ей А. Смита) помогает оптимизировать «производительность труда и приумножить общественное богатство»4.

Распространению института специализированных омбудсменов способствовали также решения и резолюции многочисленных международных организаций и форумов. Так, в резолюции Совета Европы 2006 г. «О роли уполномоченных / омбудсменов в защите прав граждан» указано, что менее защищенные категории общества, такие как инвалиды, несовершеннолетние, «национальные меньшинства, иммигранты и т. п., которым чаще чем другим приходится обращаться в органы управления»5, нуждаются в простых и доступных средствах доступа к процедурам органов управления, и высказывается убеждение в том, что институт омбудсмена как средство предупреждения и урегулирования спорных ситуаций сможет уменьшить необходимость обращений в судебные инстанции и, соответственно, нагрузки в сфере административных и гражданских расследований. При этом отмечено, что институт омбудсмена способен обеспечить удовлетворительное решение проблем граждан, способствуя тем самым связям граждан с местными и региональными 6

органами управления .

Стоит заметить, что при определении понятия специализированного омбудсмена применяются различные подходы, которые зависят от модели и правового статуса того или иного омбудсмена, деятельность которого исследуется. Мировая практика не выработала единой модели и общего принятого статуса специализированных омбудсменов, поэтому на их становление влияют особенности правовых традиций и идеологии государств и «политико-правовые причины внутригосударственного развития, обусловливающих их становление и развитие»7. К тому же, в отличие от омбудсменов общей компетенции, специализированные омбудсмены могут вводиться не только зако-

4 Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 149-154.

5 Лукашева Н. Ф. Взаимодействие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с органами государственной власти и другими структурами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004918000/rsl01004918886/rs l01004918886.pdf.

6 Князькин С. А. Проблемы взаимодействия НПО и власти // Развитие неправительственных правозащитных организаций в бывших автономиях СССР: материалы междунар. семинара. Казань, 1998. С. 17-22.

7 Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и за рубежом: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016. С. 12. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01008000000/rsl01008794000/ rsl01008794652/rsl01008794652.pdf.

нодательным органом и не только на общенациональном уровне, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Специализированные омбудсмены определяются и как должностные лица, и как органы государственной власти, и как институт. Так, Е. Г. Калинина считает специализированного омбудсмена независимым «должностным лицом, который назначается в соответствии с конституцией или иным нормативным правовым актом государства, имеет специальные полномочия по обеспечению защиты определенных прав и свобод или прав отдельной группы лиц, осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по соблюдению указанных прав»8 при формировании и реализации государственной политики.

С. И. Грабовский рассматривает специализированного омбудсмена в качестве органа защиты прав человека, представляющего и отстаивающего «интересы лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также интересы коренного населения, людей других национальностей, женщин, детей и других уязвимых групп, что способствует осуществлению государственной или социальной политики, направленной на

9

защиту одной или нескольких таких групп» .

Заслуживает внимания интерпретация специализированного омбудсмена, предложенная А. П. Горбачевым. Автор предлагает рассматривать его «как: направление специализации классической модели уполномоченного по правам человека; аутентичную структуру, специфика деятельности которой связана с определенной группой субъектов; как институт, объединяющий в себе совокупность норм однородного содержания, направленных на регулирование статуса и деятельности омбудсмена»10.

В порядке генезиса уточним, что в «России на начальном этапе учреждения института омбудсмена специализированных уполномоченных по правам человека не было. Россия пошла по пути формирования сначала "универсального" уполномоченного по правам человека, главная задача которого состояла в защите прав и свобод всех категорий граждан»11.

8 URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01008000000/rsl01008794000/rsl01008794652/rsl01008794652.pdf.

9 Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; Грабовский С. И. Совершенствование специализированного института уполномоченного по правам человека в России: проблемы и перспективы дальнейшего развития // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 6 (33). С. 149-153.

10 Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (На примере уполномоченного по защите прав предпринимателей): дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2015. С. 11-12. URL: http://dekanat.bsu.edu.ru/f.php/1/disser/case/file-disser/filedisser/704_Dissertaciya_Gorbachev.pdf.

11 Там же.

Дискуссии о необходимости создания специализированных уполномоченных имели место с начала 1990-х гг. Единого мнения по вопросу необходимости и целесообразности этого института не было ни среди ученых, ни среди практиков (включая самих уполномоченных по правам человека). Так, Н. Ю. Хаманева отмечала чрезмерно «широкую компетенцию уполномоченного. По ее мнению, не следовало распространять сферу деятельности уполномоченного на судебные органы, исправительно-трудовые учреждения, органы военного управления с тем, чтобы в дальнейшем создать ряд специальных уполномоченных, например, по военным делам, как уже сделано в ряде стран»12.

О. О. Миронов (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации с 1998 по 2004 гг.) полагал, что учреждение в России специализированных (отраслевых) уполномоченных является весьма правильным решением в силу обширности территории страны и наличия большого числа нарушений прав человека13.

Свою обеспокоенность по вопросу создания специализированных (отраслевых) уполномоченных выражал и В. П. Лукин (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации с 2004 по 2014 гг.). По его мнению, распространяющаяся практика учреждения институтов отраслевых уполномоченных является ярким примером восприятия негативного зарубежного опыта, в результате которого авторитет уполномоченных существенно снизится из-за дублирования полномочий соответствующих подразделений, образованных в аппарате Уполномоченного по правам человека России, а, следовательно, и влияния, и эффективности каждого из них14.

На первом заседании Совета уполномоченных по правам человека в России, состоявшемся в 2015 г., предметом дискуссии явился вопрос о целесообразности внедрения института уполномоченных по различным направлениям обеспечения прав человека. Состоявшееся обсуждение выявило значительную обеспокоенность российских омбудсменов возможностью размывания самой должности уполномоченного по правам человека попытками

12 Еременко А. С. К вопросу об учреждении института отраслевых (специализированных) уполномоченных по правам человека // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 74-1. С. 175-179. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=12361806; Хаманееа Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9. С. 9.

13 Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А. И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации доктором юридических наук, профессором О. О. Мироновым // Государство и право. 2000. № 2.

14 О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году: доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Российская газета. 2008. № 4612.

создания специализированных уполномоченных, что в итоге может дезорганизовать работу по защите прав и свобод граждан.

Кроме того, проекты законов, предусматривающих введение специализированных государственных органов, не получали поддержки в Государственной Думе Российской Федерации. «В дальнейшем признание положительного опыта работы уполномоченного, с одной стороны, а также выявленные проблемы в работе уполномоченного - с другой (чрезмерная нагрузка на аппарат, сложность оказания помощи в силу отсутствия необходимых знаний и навыков по отдельным правовым конфликтам), обусловили тенденцию к специализации института уполномоченного в нашей стране. В 2009 г. в России появился первый специализированный омбудсмен»15 - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а в дальнейшем этот институт получил региональное развитие.

В 2013 г. был принят федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», регулирующий статус уполномоченных по защите прав предпринимателей. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей и «его аппарат взяли на себя часть функций, свойственных уполномоченному по правам человека, с учетом специализации (сфера предпринимательской деятельности). В настоящее время сферы деятельности, в которых многие ждут эффективной работы уполномоченных, касаются самых злободневных вопросов, и постепенно практика вынуждает вводить подобные институ-ты»16. «На сегодняшний день уже существуют: уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функционирования и развития Интернета (интер-нет-омбудсмен), уполномоченный по правам коренных малочисленных наро-

17

дов, уполномоченный по правам студентов» .

Специализированные уполномоченные по правам человека действуют и на уровне субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях, если это предусмотрено региональным законодательством, и на уровне муниципальных образований.

15 URL: http://narodirossii.ru/?p=1343.

16 Шабанова З. М. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (На примере уполномоченного по защите прав предпринимателей): дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2015. URL: http://dekanat.bsu.edu.ru/f.php/1/disser/case/filedisser/file-disser/704_Dissertaciya_Gorbachev.pdf.

17 Иванов Р. Ю. О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 5. С. 64-66.

«Кроме того, в литературе активно обсуждается возможность учреждения уполномоченного по межнациональным отношениям18. Серьезного обсуждения требует тема функционирующего при Ассоциации российских банков финансового омбудсмена19. Помимо прочего, в настоящее время высказываются предложения о введении уполномоченного по защите прав инвесторов20, страхового омбудсмена21 и др. Таким образом, устойчиво прослеживается тенденция»22 к расширению функциональной специализации уполномоченного по правам человека в России.

Отметим, что практика учреждения специализированных уполномоченных весьма распространена в зарубежных странах. «В настоящее время миру известно свыше 20 типов омбудсменов: тюремных, университетских, студенческих, специализирующихся по защите прав ребенка, женщин, муж-чин23, по правам потребителей, военных (или по делам армии)24, по правам пациентов, частной жизни, по гендерным вопросам, проблемам этнической или национальной дискриминации25, по правам инвалидов и др.»26. Заметим, что страны, уже прошедшие этап становления института специализированных омбудсменов, характеризуются более высоким, чем в России, качеством защиты прав и свобод человека и гражданина. Как указывает З. М. Шабанова, действуя в рамках своей компетенции, специализированные омбудсмены расследуют случаи дискриминации, нарушений прав и законных интересов «отдельных лиц этой группы или группы в целом, их полномочия имеют более "адресный" характер, поэтому они имеют возможность оказывать поддержку лицам, принадлежащим к "слабым" социальным меньшинствам в

18 См.: Жебит М. Минрегионразвития призывает создать институт уполномоченных по межнациональным отношениям // Известия. 2012. 29 февраля.

19 См.: Маталин А. С. Об уполномоченном по правам клиентов кредитных организаций // Банковское право. 2011. № 1. С. 21-23.

20 См.: Литвинова А. В России может появиться уполномоченный по правам инвестора // РБК daily. 2011. 23 марта.

21 См.: Баршев В. Уполномоченный по страху: создается правовой институт, который будет помогать водителям при страховых случаях // Российская газета. 2011. № 5422.

22 Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации...

23 Хаманева Н. Ю. Правовой институт Уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. № 6.

24 Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Marginem, 1997. С. 53.

25 Калтенбах Др. И. Комиссар по правам человека как сейсмограф и определитель социальных конфликтов // Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации: материалы междунар. конф. омбудсманов 16-17 июня 2005 г. / сост. Ю. А. Егоров; под ред. Р. Г. Вагизова. Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. С. 34.

26 URL: https://fz-127.ru/specializirovannye-upolnomochennye-v-rossii-79677.

реализации их прав. Помимо правовосстановительной функции, специализированные омбудсмены осуществляют функцию выработки и обеспечения проведения государственной политики, направленной на защиту отдельных

27

социальных групп» .

Проводя дифференциацию по предмету деятельности, несложно выделить особенность специализированных уполномоченных, отличающих их уполномоченного в Российской Федерации: если у уполномоченного в России и региональных уполномоченных предметом являются универсальные правоотношения по защите прав всех граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, чьи свободы были нарушены, то специализированные уполномоченные действуют в интересах узко определенного круга лиц. Уполномоченные по правам, специализированные по субъектам, самостоятельны и не подчиняются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. «Отношения со специализированными омбудсменами необходимо развивать на принципах взаимоуважения и взаимного информирования друг друга о своей деятельности в целях достижения единой для всех рассматриваемых омбудсменов целей - защиты нарушенных прав и свобод»28 человека и гражданина.

Существующее многообразие видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации обусловило их упорядочение и систематизацию с целью определения «места отдельного вида специализированных уполномоченных в сложившейся системе института отраслевых омбудсме-нов, выделения особенностей правового статуса каждого из них и определения общего направления дальнейшего целенаправленного исследования института в целом. Попытки классификации специализированных омбудсменов в зарубежных странах и России предпринимались в работах Е. Г. Калининой29 и З. М. Шабановой30. Однако в их исследованиях акцент сделан на зарубежный опыт регулирования статуса специализированных уполномоченных и определения их функциональной специализации»31.

В рамках классификации наличествующих в современной российской государственно-правовой действительности специализированных уполномо-

27 Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах... С. 10.

28 Плотникова А. Э. Структурно-организационные и функциональные особенности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

29 См.: Калинина Е. Г. О специализированных омбудсменах и критериях их специализации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 2. С. 22-29.

30 См.: Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах. С. 67-75.

31 Иванов Р. Ю. О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

ченных Р. Ю. Иванов выделяет следующие критерии: субъект, чье право нарушено и требует защиты; общественные отношения, которые требуют защиты; форма закрепления статуса специализированного (отраслевого) уполномоченного32. Солидаризируясь с данной позицией, отметим, что она отражает все основные критерии функциональной специализации существующих на сегодняшний день в Российской Федерации специализированных уполномоченных и позволяет определить место каждого их них в системе общего правового института и сущность самого института в целом.

Необходимо отметить, что единой модели и общепринятого статуса специализированных омбудсменов мировым сообществом не выработано. Вопрос их организации и функционирования зависит от «территориальной организации власти в каждом отдельном государстве, которые в силу особенностей правовых традиций и идеологии предлагают или адаптируют в правовой системе различные вариации статуса специализированных уполно-

33

моченных» .

Остается проблемным и обсуждаемым вопрос определения правового статуса специализированных уполномоченных по правам человека при Президенте России. В юридической литературе высказывается мнение, что нормативная регламентация статуса уполномоченного при президенте имеет противоречия доктринального и учредительного характера. Доктринальные противоречия вызваны отсутствием в мировой практике единых положений, определяющих правовой статус специализированных уполномоченных, и недостаточной разработкой доктрины их специализации на международном и национальном уровнях. Противоречия также связаны с отсутствием конституционного закрепления полномочий главы государства о назначении специализированных уполномоченных, а также отсутствием конституционных норм о существовании этого института вообще34. Так, согласно пункту «д» статьи 103 Конституции Российской Федерации к полномочиям Государственной Думы относится «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации...». При этом о других видах уполномоченных в федеральной Конституции не упоминается.

Полагаем, что выходом из этой ситуации может быть внесение изменений в Конституцию Российской Федерации относительно возможности со-

32 Иванов Р. Ю. Указ. соч.

33 Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и за рубежом.

34 Фадеева В. А. Конституционно-правовой статус уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2016. С. 193.

здания в России институтов специализированных омбудсменов по защите прав отдельных слоев населения или групп субъективных прав человека. Данные изменения следовало бы закрепить в статье 83 российской Конституции в следующей редакции: «назначает после консультаций с палатами Федерального Собрания и отзывает от должности специализированных уполномоченных в России».

Стоит заметить, что зависимость конституционно-правового статуса специализированного уполномоченного, создаваемого при главе государства, от закрепления этой должности в Конституции, является предметом научного спора и различных теоретических взглядов. Так, по мнению Е. Г. Калининой, «безусловное лишение специализированных уполномоченных конституционно-правового статуса только в силу факта отсутствия упоминания о них в высшем акте государства ставит под сомнение содержание нормы о высшей ценности прав и свобод человека, на защиту которых направлена деятельность омбудсмена, а также международные обязательства государств по признанию, соблюдению и защите прав человека»35. Если прямого указания в Конституции на должность специализированного уполномоченного нет, то конституционно-правовой статус можно выявить путем системного, исторического и эволюционного толкования норм.

В то же время мировая практика свидетельствует об общем правиле регламентации деятельности специализированных омбудсменов на основе как единого законодательного акта, касающегося общих правил для всех специализированных омбудсменов, так и отдельных законов, которые определяют конституционно-правовой статус определенного омбудсмена.

Считаем, что оптимальным вариантом является принятие Федерального закона «Об основах деятельности специализированных уполномоченных в Российской Федерации». Думается, что принятие названного акта будет способствовать унификации принципов, функций, форм, методов (способов) и гарантий деятельности специализированных уполномоченных, что обеспечит наиболее эффективное выполнение ими своей деятельности.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что с развитием института уполномоченного по правам человека в России наметился переход от модели «классического» омбудсмена к специализированным. Преимуществом такого трансформированного института омбудсмена является высокий профессионализм специализированных уполномоченных в вопросах защиты прав и законных интересов определенной категории граждан.

35 Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и за рубежом. С. 2.

Библиографический список

Алваро Хиль-Роблес. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Ма^тет, 1997.

Баршев В. Уполномоченный по страху: создается правовой институт, который будет помогать водителям при страховых случаях // Российская газета. 2011.

Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горбачев А. П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (На примере уполномоченного по защите прав предпринимателей): дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2015.

Грабовский С. И. Совершенствование специализированного института уполномоченного по правам человека в России: проблемы и перспективы дальнейшего развития // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2009. № 6 (33).

Еременко А. С. К вопросу об учреждении института отраслевых (специализированных) уполномоченных по правам человека // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 74-1.

Жебит М. Минрегионразвития призывает создать институт уполномоченных по межнациональным отношениям // Известия. 2012.

Иванов Р. Ю. О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 5.

Калинина Е. Г. О специализированных омбудсменах и критериях их специализации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 2.

Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Российский юридический журнал. 2014. № 5.

Калинина Е. Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и за рубежом: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016.

Калтенбах Д. И. Комиссар по правам человека как сейсмограф и определитель социальных конфликтов // Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации: материалы междунар. конф. омбудсма-нов 16-17 июня 2005 г. / сост. Ю. А. Егоров; под ред. Р. Г. Вагизова. Казань: Казан. гос. ун-т, 2005.

Князькин С. А. Проблемы взаимодействия НПО и власти // Развитие неправительственных правозащитных организаций в бывших автономиях СССР: материалы междунар. семинара. Казань, 1998.

Литвинова А. В России может появиться уполномоченный по правам инвестора // РБК daily. 2011.

Лукашева Н. Ф. Взаимодействие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с органами государственной власти и другими структурами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

Маталин А. С. Об уполномоченном по правам клиентов кредитных организаций // Банковское право. 2011. № 1.

Плотникова А. Э. Структурно-организационные и функциональные особенности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Оренбург, 2013.

Спичак Ю. Г. Институт омбудсмана в государствах Восточной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Фадеева В. А. Конституционно-правовой статус уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: дис. ... канд. юрид наук. Пенза, 2016.

Хаманева Н. Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2000. № 6.

Хаманееа Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9.

Шабанова З. М. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (На примере уполномоченного по защите прав предпринимателей): дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2015. URL: http://dekanat.bsu.edu.rU/f.php/1/disser/case/filedisser/filedisser/704_Dissertaciya_ Gorbachev.pdf.

Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Информация для цитирования

Кулишенко Е. А. Специализация как способ трансформации функционирования института уполномоченного по правам человека // Ex jure. 2021. № 3. C. 71-83. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-71-83.

Kulishenko E. A. Specialization as a Way to Transform the Functioning of the Institution of the Commissioner for Human Rights. Ex jure. 2021. № 3. Рр. 71-83. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-71-83.

U и

3

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.