УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10198
О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ (ОТРАСЛЕВЫХ) УПОЛНОМОЧЕННЫХ
________V V _ _
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В последнее время в нашей стране наметилась устойчивая тенденция к расширению функциональной специализации уполномоченного по правам человека и, как следствие, появлению специализированных уполномоченных в самых разных сферах общественных отношений. Такое многообразие видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации требует определенного упорядочения и систематизации.
В статье представлена авторская концепция классификации существующего в настоящее время многообразия видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации.
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека и гражданина, специализированные уполномоченные по правам человека, критерии классификации.
Annotation. Recently in our country the steady tendency to expansion of functional specialization of the commissioner for human rights and, as a result, to appearance of specialized representatives was outlined in the most various spheres of the public relations. Such existing variety of types of specialized representatives in the Russian Federation demands a certain streamlining and systematization.
The author's concept of classification of the variety of types of specialized representatives existing now in the Russian Federation is presented in article.
Keywords: commissioner for human rights, human right and citizen, specialized commissioners for human rights, criteria of classification.
Рецензент: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент
Возникновение и развитие института специализированных уполномоченных по правам человека в Российской Федерации является результатом совершенствования существующей конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина и воплощения в жизнь государственной политики содействия правам человека и их защите.
В последнее время в нашей стране наметилась устойчивая тенденция к расширению функциональной специализации уполномоченного по правам человека и, как следствие, появлению специализированных уполномоченных в самых различных сферах общественных отношений.
Роман Юрьевич ИВАНОВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: [email protected]
В Российской Федерации в настоящее время уже существуют: Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, Уполномоченный по правам предпринимателей РФ, Уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг, Уполномоченный по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функционирования и развития Интернета (интернет-омбудсмен), Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов, Уполномоченный по правам студентов.
Кроме того, активно обсуждаются инициативы по назначению уполномоченного по защи-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
те прав потребителей, уполномоченного по защите прав инвалидов, уполномоченного по защите прав военнослужащих, уполномоченного по защите прав беженцев.
При всем существующем многообразии специализированных уполномоченных отсутствует какая-либо системная организация данного института.
В частности, различен уровень нормативных правовых актов, учреждающих должности специализированных уполномоченных, отсутствует четкая правовая и организационная координация между федеральными специализированными уполномоченными и специализированными уполномоченными, действующими на уровне субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, назрела необходимость принятия рамочного нормативного правового акта, регулирующего деятельность специализированных уполномоченных в Российской Федерации.
Такое многообразие видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации требует определенного упорядочения и систематизации. Общенаучным методом систематизации знания, направленным на организацию определенной совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, является классификация. При этом любая классификация в определенной степени носит условный характер и зависит от предметной области исследования.
Предложенная нами классификация позволит выделить основные критерии, при помощи которых можно будет наглядно представить все существующее на данный момент многообразие видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации и придать этому многообразию определенную систему.
Данная классификация также позволит определить место отдельного вида специализированных уполномоченных в сложившейся системе института отраслевых омбудсменов, выделить особенности правового статуса каждого из них и определить общее направление дальнейшего целенаправленного исследования института в целом.
Кроме того, на основании предложенной классификации мы постараемся выделить определенные пробелы в правовом регулировании института специализированных уполномоченных в Российской Федерации с целью их последующего осмысления и выработки конкретных практических рекомендаций по их устранению.
Проблеме классификации специализированных уполномоченных в научной литературе не уделялось достаточного внимания.
В частности, попытки классификации специализированных омбудсменов в зарубежных странах и России предпринимались в работах Е.Г. Калининой [1], З.М. Шабановой [2]. Однако в их исследованиях акцент сделан на зарубежный опыт регулирования статуса специализированных уполномоченных и определения их функциональной специализации.
Анализ действующего российского законодательства, а также научных исследований по проблемам становления и развития института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека позволяет нам предложить ряд критериев классификации существующего в настоящее время многообразия видов специализированных уполномоченных в нашей стране.
1. В зависимости от субъекта, чье право нарушено и требует защиты:
■ уполномоченный по защите прав ребенка;
■ уполномоченный по защите прав предпри-
нимателей;
■ уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг;
■ уполномоченный по защите прав меньшинств (коренных и малочисленных на-ров);
■ уполномоченный по правам студентов;
■ уполномоченный по защите прав военнос-
лужащих;
■ уполномоченный по защите прав инвалидов;
■ уполномоченный по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев;
2. В зависимости от общественных отношений, которые требуют защиты:
■ публичные общественные отношения — уполномоченный по правам ребенка и др.;
■ частные общественные отношения — уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам потребителей;
■ смешанные общественные отношения, со-
четающие в себе элементы публичных и частных отношений — омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функ-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019
ционирования и развития интернета (ин-тернет-омбудсмен).
3. По форме закрепления статуса специализированного (отраслевого) уполномоченного:
■ специализированные (отраслевые) уполномоченные, статус которых закреплен на законодательном уровне (в законе РФ или законе субъекта РФ);
■ специализированные (отраслевые) уполномоченные, статус которых закреплен в подзаконных нормативных правовых актах (указах Президента, постановлениях Правительства РФ, подзаконных нормативных правовых актах субъектов РФ);
■ специализированные (отраслевые) уполномоченные, статус которых не получил официального правового закрепления.
По нашему мнению, представленная классификация учитывает все основные критерии функциональной специализации существующих в Российской Федерации специализированных уполномоченных и позволяет определить место каждого их них в системе общего правового института и сущность самого института в целом.
Библиографический список
1. Калинина Е.Г. О специализированных ом-будсменах и критериях их специализации // Электронное приложение к Рос. юрид. журналу. 2016. № 2. С. 22-29.
2. Шабанова З.М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 189 с.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Актуальные проблемы
уголовно-процессуального права
Актуальные проблемы уголовно-процессуального права.
Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. 2019 г. 304 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной
978-5-238-03192-7
Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, квалификации магистр. Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.
Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) Юриспруденция, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019